Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы
учебно-методический материал по литературе на тему

Сидорова Елена Анатольевна

Обощение опыта преподавания литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_izuchenie_duhovnogo_opyta.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение духовного опыта поэтов и писателей России как средство духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы.

Сидорова Е.А., учитель русского языка и литературы  ГБОУ лицея № 408.

                 Духовный опыт поэтов  и писателей России… Духовная поэзия… Как  замечает мурманский поэт Н.В.Колычев в предисловии к сборнику «Духовная поэзия Севера»,  «долгие годы сама тема была запретной для верующих писателей и невостребованной читателем – по причине массового безбожия». Казалось, в 90-е годы ситуация резко изменилась: «гарантированная «перестройкой» «свобода совести» повлекла за собой «моду» на посещение церкви», «состоялось ещё одно  крещение Руси».   Однако от возрождения обрядов Православия до полного усвоения его духа, его основ ещё далеко.

     Хотя  мы понимаем, что духовной  основой России  всегда было Православие, и вся  русская литература – от  древнерусской до современной – неразрывно связана с ним.

      Одним из направлений учебно-воспитательного процесса современной школы является «духовно-нравственное воспитание учащихся», обеспечение  «высокого уровня духовной культуры»  выпускников. Но  что значит «высокий уровень духовной культуры»?   Откроем  сборник  Анны Ахматовой:

Земной отрадой сердца не томи,

Не пристращайся ни  к жене, ни к дому,

У своего ребёнка хлеб возьми,

Чтобы отдать  его  чужому.

И будь  слугой смиреннейшим того,

Кто был твоим  кромешным супостатом,

И назови лесного  зверя братом,

И не проси  у Бога ничего.

       В этом стихотворении – суть   духовного человека,  созданного «по образу и подобию». В настоящее время  воспитанию духовно ориентированной  личности  мешает многое:  средства массовой информации, жизнь общества,  сами родители,  практика школы –  всё идёт вразрез  с духовным  воспитанием. «Успешность» человека определяется материальным достатком, наличием нужных связей,  власти, почестей.

Психология  учит  управлять людьми, экономика учит  делать деньги и т. д.  Получается грустная  картина: мы  как будто  хотим   вырастить  духовных людей, но   боимся, перефразируя Ахматову, чтобы  у  нашего ребёнка не отняли кусок хлеба  в пользу  «чужого».  

       Получается, что только Православие  с его   десятью заповедями может обеспечить  духовное воспитание:  не сотвори кумира, не пожелай дома ближнего твоего и т. д.  Не стоит  бояться слова «Православие»,  надо честно    посмотреть правде в глаза и признать, что все нравственные законы, даже пресловутый «моральный кодекс строителей коммунизма»,  имеют  один источник: Нагорную проповедь Христа.

       В школе   проводить по-настоящему духовное воспитание трудно, но всё-таки возможно,  учитывая  специфичность   уроков  литературы.

      Для начала вдумаемся в то, как воспринимали нашу  классическую литературу  «на стороне», то есть  зарубежные  литераторы. М.М.Дунаев в книге «Православие  и русская литература» приводит  разные высказывания. Стефан Цвейг пишет: «Раскройте любую из пятидесяти тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чём они говорят? О счастье. Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы с весёлой толпой детей, у Бальзака – замок с титулом пэра и миллионами. И, если мы оглянемся вокруг, на улицах, в лавках, в низких  комнатах и светлых залах – чего хотят люди? – Быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского стремится к этому? – Никто. Ни один».  А теперь  «взгляд изнутри».  А.И.Солженицын: «Чем отличаются русские литературные герои от западноевропейских? Самые излюбленные герои западных писателей всегда добиваются карьеры, славы, денег. А русского героя не корми, не пои – он  ищет добра и справедливости».  Совесть  утверждается нашими писателями как основная мера всех вещей.  Духовная сущность русского народа нашла  своё отражение в русской классической литературе, и мы не можем не воспользоваться  тем богатейшим  материалом, который  даёт литература для  настоящего, а не на словах,  духовного воспитания.

        Со школьной  скамьи  мы все усвоили: быть счастливым – это значит быть  здоровым,  богатым,  красивым, преуспевать в обществе.  Однако   хрестоматийный литературный герой развенчивает  это расхожее мнение. Он  сетует с тоской:

Зачем я пулей в грудь не ранен?

Зачем не хилый я старик,

Как этот бедный откупщик?

Зачем, как тульский заседатель,

Я не лежу в параличе?

Зачем не чувствую в плече

Хоть ревматизма? – ах, Создатель!

Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего мне ждать? тоска, тоска!..

          Молод, здоров, друзья, женщины,  успех в обществе, к тому ж «наследник всех своих  родных»…  Почему же хандра гонится за ним, «как верная жена»? Почему  мучается  Евгений Онегин? Нет веры, нет смысла  жизни, нет  духовности.  А крестьянка Лукерья из рассказа И.С.Тургенева  «Живые мощи», несмотря на неизлечимую болезнь, нищету, по сравнению с Онегиным оказывается просто счастливым  человеком…  Ответ тот  же: вера есть, смысл жизни есть, а значит –  есть и духовность

       М.М.Дунаев  пишет, что опору для осмысления русской классики  мы находим  в Нагорной проповеди: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут…»

             Замечательно, если учебники, где рассматриваются произведения русской классической литературы XIX века и  XX века,  открыто связывают русскую классику с  православной традицией  и  делают произведения, изучаемые в школе, основой  духовно-нравственного воспитания.

      Широко используя интеграцию предметов гуманитарного и художественного цикла,

а также осуществляя деятельностный, коммуникативный, культуроведческий и личностно ориентированный подход к обучению, можно   провести целую систему  уроков литературы – уроков духовности, уроков-размышлений. Основополагающим вопросом цикла может быть  следующий вопрос: «Что искали в Евангелии поэты и писатели России на разных этапах истории?»

      Чтобы  ответить на такой  вопрос, учащиеся могут рассмотреть   «частные» вопросы ( на основе изучения биографий и произведений поэтов и писателей).             Вот примерный перечень «литературно-духовных» вопросов с  указанием на произведение:

           1. Возможно ли быть счастливым человеком  без веры? (А.С.Пушкин: от    

            «Безверия» к «Отцам-пустынникам).

2. Может ли быть несчастным верующий? (И.С.Тургенев, «Живые мощи»).

3. В чём заключаются причины духовного кризиса человека? ( Ф.И.Тютчев, «Наш век» и др.).

4. Можно ли исправить Иудушку? (М.Е.Салтыков-Щедрин, «Господа Головлёвы).

5.  Возможно ли «воскресить Лазаря»? (Ф.М.Достоевский, «Преступление и наказание»).

6.Как  проявляется всепобеждающая сила молитвы? (Л.Н.Толстой, «Война и мир»).

7. Как проявляются в  рассказе «Студент» А.П.Чехова  категории  времени и пространства?

8. В чём усматривает смысл жизни писатель нового времени? (А.М.Горький, «Ма-аленькая!..»).Принимаете ли вы "утешительную ложь" Луки? ("На дне")

9. Какую Россию «потерял» XX век? (И.С.Шмелёв, «Лето Господне»).

10.Как в романе «Доктор Живаго» отразились христианские   заповеди?

      (Б.Л.Пастернак, «Доктор Живаго»).

11. Как в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор» отразился образ России-  

      праведницы, России-мученицы?

        Результаты размышлений  учащиеся могут представить  в виде сочинений, развёрнутых письменных ответов, устных выступлений, презентаций, диспутов («Вера и счастье человека», «Вера и  герои  зла в русской литературе», «Пессимизм и оптимизм: два мировоззрения», «Может ли исчезнуть  время и пространство?»,

«Гибель или возрождение России?», «Что спасёт Россию?», «Могут ли  нравственные заповеди христианства спасти мир?»)

                Очень интересна   с точки зрения  духовного воспитания   учащихся   духовная биография Пушкина, его  путь от лицейского стихотворения «Безверие»  до   стихотворного переложения главных христианских молитв, до  предсмертной Исповеди и Причастия.  Главный урок, который получат учащиеся, изучая  духовный опыт Поэта, будет заключаться в способности человека к самосовершенствованию, покаянию,  в его способности преодолевать свои заблуждения. Замечательна  оценка духовной биографии  Пушкина,  данная архиепископом  Камчатским и Сеульским Нестором (Анисимовым) в 1937 году: «Его мятущаяся, его многогранная душа, как  в зеркале, отразила всю полноту русской души, и самый жизненный путь его, исполненный то нравственных падений, то высочайших взлётов духа, – так ярко отображает исторический путь нашей  Родины, которой одинаково близки и глубокие пропасти, и высочайшие  вершины духа».

      Путь нравственного совершенствования по христианским заповедям открывает пушкинское стихотворение, которое является переложением великопостной молитвы Ефрема Сирина:

Владыко дней моих!  дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи  сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья.

Да  брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи!

          Таким образом,  исходя из важности задач духовно-нравственного воспитания,   необходимо  осуществлять  их   через уроки литературы, а именно через изучение духовного опыта поэтов и писателей XIX и XX века.

          Особое значение приобретают, конечно, христианские мотивы в произведениях тех  писателей и поэтов, которые, как например А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, Ф.И.Тютчев, Н.В.Гоголь,  сознательно ориентированы на Православие. Но нельзя забывать, что и те писатели, которые, казалось бы, далеки от Православия,  в силу своего таланта  объективно отражать жизнь и душу народа,  могут создавать произведения, в которых духовные евангельские истины становятся основой для размышлений о жизни.

       Одним словом, если коротко отвечать на вопрос «Что же искали в Евангелии поэты и писатели России?», то, очевидно, надо  сказать  так: поэты и писатели обращались к  Библии в поисках идеального духовного образа, но находили не только этот идеальный образ, но находили Бога,  находили ответы на  «вечные вопросы» бытия.  «Выше того не выдумать, что есть в Евангелии», –  учил Н.В.Гоголь.

        Отделена от государства  церковь, но нельзя отделять от человека совесть, чувство ответственности за свои поступки перед Богом и людьми. «Если Бога нет, всё позволено», – размышлял Иван Карамазов. Затормозить, остановить нравственную деградацию личности и общества ещё  возможно, если возродить в человеке  совесть, то есть, по выражению  философа Николая Бердяева, «ту глубину личности, где человек соприкасается с Богом».

       Список  литературы.

1. Доронина Л.Г. Воспитание духовности на уроках словесности.// «Школа духовности,2000, №4.

2. Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6 т., М., 1998.

3. Мурманская антология. Духовная поэзия Севера. – М.: Трифонов Печенгский монастырь, «Новая книга», «Ковчег», 2000.

4. А.С.Пушкин: Путь к Православию. М., 1996.

5. Соколова Л.Б. Духовность как интегративная сила воспитания. // «Школа духовности», 2001, №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях сельского социокультурного комплекса

В данной статье сделана попытка выявить духовно-нравственный потенциал уроков литературы как ресурс духовно-нравственного возрождения сельского социума....

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Задача учителя - воспитывать высокую духовно-нравственную культуру личности. Как можно решить эту задачу на уроках литературы при изучении произведений школьной программы? На каких произведениях акцен...

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы...

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках литературы и русского языка.

Работа над формированием нравственности проводится как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.Опираясь на собственный опыт в этой статье я привожу некоторые приёмы работы на уроках русск...

Современная методика преподавания. Формирование духовно-нравственной, творческой личности на уроке литературы.

Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя... В поступках учителя лежит в равной мере расчёт и вдохновение. Он не только удивляет класс новизной и свежестью матери...

Духовно-нравственное развитие школьников на уроках литературы.

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При отсутствии одного из них начинается распад личности и культуры. Падение нравственности, стремление к накоплению земных ...

Духовно-нравственное развитие школьников на уроках литературы (презентация).

Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить...