уроки литературы
картотека по литературе на тему

Татьяна Ивановна Овчинникова

Конспекты литературы, выведенные отдельно из печатных изданий готовых методических пособий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lit_9_kl_nekrasov.doc56.5 КБ
Microsoft Office document icon l.tolstoy_tekst-analiz.doc37 КБ
Файл danko_7_kl_test_1-2_var.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ВАКО, 2007. — 416 с. Урок литературы №73  в 9 классе.              Дата: _________________

Тема: Творческая биография           Н. А. Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии в стихотворении «Памяти Добролюбова».         

 ЦЕЛИ УРОКА:

  • раскрыть перед учащимися особенности той эпохи, когда жил и работал Н.А. Некрасова;
  •  охарактеризовать его произведения, написанные о народе и для народа;
  •  вызвать эмоциональный отклик на его стихи;

    ЗАДАЧИ:

  • увидеть художественные приемы, используемые писателем для создания психологических портретов героев;
  • наблюдая над текстами произведений, выявить авторское отношение к народной теме.

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания

- проверка наизусть в парах (контроль по 1 человеку с каждого ряда)

- сообщение о Фете, Тютчеве.

3. Работа по основной теме урока

Слово учителя.

Сегодня мы ещё раз перелистаем страницы удивительной некрасовской поэзии, полной ненависти к угнетателям и огромной любви и сочувствия к простому народу.

Объявляю цель нашего урока.

Имя Н.А. Некрасова известно каждому человеку с детства. На сегодняшнем уроке мы изучим стихотворение поэта «Памяти Добролюбова», которое вошло в сокровищницу русской классической поэзии. На уроке мы будем вести разговор по тексту стихотворения  и одновременно работать в рабочих тетрадях, выразительно читать стихотворение, анализировать; рассказывать о той эпохе, которая формировала личность Н.А. Некрасова, будем давать исторические справки.

Оформляем страницу в рабочей тетради.

Николай Алексеевич Некрасов (28/XI-1821 – 27/XII-1877)

- сообщение о Н.Некрасове.

Материал для учителя
В 1847 — 66 — редактор и издатель журнала "Современник", с 1868 г. — редактор (совместно с М.-Е. Салтыковым) журнала "Отечественные записки".

Родился 28 ноября (10 октября н.с.) в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку,

В 1832 — 1837 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.

В 1838, против воли отца, будущий поэт уехал в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова".

С 1841 начал сотрудничать в "Отечественных записках".

В 1847 — 1866 был издателем и фактическим редактором журнала "Современник", сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал стал органом революционно-демократических сил.

В эти годы Некрасов создал лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках ("На улице", "О погоде"), о судьбе народной ("Несжатая полоса", "Железная дорога" и др.), о крестьянской жизни ("Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др.).

В период общественного подъема 1850 — 1860-х и крестьянской реформы опубликовал "Поэт и гражданин", ("Песня Еремушке", "Размышления у парадного подъезда", поэму "Коробейники".

После закрытия журнала "Современник" Некрасов приобрел право на издание "Отечественных записок", с которыми были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работал над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" (1866 — 76), написал поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка", 1870; "Русские женщины", 1871 — 72). Кроме того, создал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма "Современники" (1875).

Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: "Три элегии"(1873), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как "Пророк" (1874), "Сеятелям" (1876). В 1877 — цикл стихов "Последние песни".

Умер Н. Некрасов 27 декабря 1877 (8 января 1878 н.с.) в Петербурге

Запишем эпиграф:

Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору взяты слова из широко известного стихотворения Н.А. Некрасова «Элегия» (1874г), с которым мы знакомились на прошлом уроке. Поэт писал об этих стихах: «Это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последние годы».

Учитель.

Записываем эпиграф:

Я лиру посвятил народу своему…

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

- О чем говорит эпиграф?

- Это звучит лирическая клятва поэта  в верности служению народу. Некрасов считает себя поэтом-борцом, он завещает никогда не забывать о предназначении поэта – звать народ к пробуждению.

Творчество Некрасова многогранно, с его стихотворениями вы знакомились в младших классах. Давайте вспомним хотя бы некоторые строки из его стихотворений.

  • Я лиру посвятил народу своему…

(Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен.)  «Элегия»

  • Славная осень! Здоровый, ядреный..

(Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной..)  «Железная дорога»

  • Не ветер бушует над бором…

(Не с гор побежали ручьи-

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои)  «Мороз, Красный нос»

Историческая справка. (можно сообщение учащихся).

- Итак, вторая половина XIX века. Эпоха, в которую началась литературная деятельность Некрасова, целиком определила характер его творчества. Искусство, личностное самовыражение уходило на второй план. На первом плане оказались проблемы социальные. Среди проблем, которыми в то время была богата Россия, острейшей, давным-давно назревшей была необходимость освобождения народа от крепостной зависимости. Правительство никак не решалось на проведение демократических реформ, и «новые люди» видели смысл своей жизни в том, чтобы  этой реформы добиться. Целое поколение новых людей, демократов ощутили своё историческое предназначение. Их молодость пришлась на мрачное николаевское время, и смерть Николая I уже сама по себе стала для них освобождением, верой в то, что перемены не за горами. Они были бесконечно рады самой возможности сделать что-то для своего народа, трудиться на благо нации было для них счастьем.

Такой идеал избрал себе Некрасов.

Он был человеком одержимым, страстным. Всю жизнь отдал служению гуманистической идее, взял на себя роль народного защитника - и это стало его «пожизненным амплуа».

Обзорный анализ стихотворения «Памяти Добролюбова»

(Дети частично делают запись в тетради)

      Пример высокой честности, душевного благородства, самоотверженного служения родине мы видим в стихотворении «Памяти Добролюбова» (1864) Безвременная кончина Николая Александровича Добролюбова (от туберкулеза легких в возрасте 25 лет) потрясла Некрасова. Он высоко ценил своего коллегу, сразу после института возглавившего критический отдел «Современника». Это стихотворение – поэтический памятник новому человеку, революционеру, облик которого Некрасов увидел в Добролюбове.

- Определите по названию жанр стихотворения

        Стихотворение –послание-письмо

- Как  называет или характеризует поэт Добролюбова в стихотворении?

    Сын, светильник разума, сокровища душевной красоты. 

- Как обращается к нему? Почему?

   Обращения нет, звучит личное местоимение ты, показывающее близость поэта со своим лирическим героем.

- Найдите строчки в стихотворении, повествующие о нелёгкой судьбе лирического героя. Какое средство выразительности Некрасов использовал при этом.

         1- 3 строфы. Метафора.

- Выпишите и зачитайте метафоры, описывающие нелёгкую судьбу лирического героя.

      Жажде сердца не дал утоленья, светлый рай, и перлы для венца
готовил ты любовнице суровой

- Ещё какое средство выразительности встречается в 1-3 строфах.

      Сравнение: как женщину, ты родину любил

- Почему «как женщину», почему именно это сравнение возникло у поэта?

      Также трепетно, нежно, преданно…

 - В первой части стихотворения трижды строчки начинаются одинаково. Как называется такой приём?

        Единоначатие – анафора.

- Обратимся к 4-6 строфам, почему их можно выделить в отдельную часть стихотворения?

      1-3 строфы описывают жизнь лирического героя, а 4-6 – горечь от непоправимой утраты

 - Какие строчки указывают на то, что лирический герой рано ушёл из жизни?

                     Но слишком рано твой ударил час

- Как характеризует теперь поэт своего друга в стихотворении?

             …вещее перо, светильник разума, какое сердце…

-  Когда имя Добролюбова получило всенародное признание? Как об этом говорится в стихотворении?

       Года минули, страсти улеглись,
        И высоко вознесся ты над нами...

 - Если в начале стихотворения Некрасов обращался к конкретному человеку, то в последних строках аудитория поэта расширяется, как?

…русская земля!    Природа-мать!

- Насколько велик масштаб трагедии, потери великого человека? Ответ подтвердите строчками стихотворения.

Плачь, русская земля! но и гордись

С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты…

И в конце:

           Природа-мать! Когда б таких людей

           Ты иногда не посылала миру,

           Заглохла б нива жизни…

    Вывод: Это стихотворение посвящено погибшему другу, учителю. В них выражена скорбь о гибели большого человека. Чем ярче в памяти поэта встает образ погибшего, тем трагичнее становится ощущение невозвратимой утраты.

Создавая образ действительно жившего прекрасного человека, Некрасов не стремится к портретной точности. Тщательно работая над фактическим материалом, он создавал образ общественного деятеля своего времени (под запись - типизация) В период с 1861-1864 годов Н.А.Некрасов приходит к убеждению, что главное качество такого деятеля – готовность к самопожертвованию, суровый аскетизм в повседневной жизни, духовная чистота, вера в высокий идеал ради лучшей доли всего русского народа, русского государства в целом.

Таким образом, и Николай Алексеевич Некрасов, и Николай Александрович Добролюбов – достойнейшие сыны своего Отечества, внёсшие немалый вклад в развитие передовой русской литературы, в представление интересов русского демократического общества, в освещение остросоциальных проблем общества.

Итог урока

- запишите в тетради ряд слов, ассоциирующихся с биографией и творчеством Некрасова, с эпохой, в которую он жил.

Домашняя работа:

Сочинение-миниатюра «Отечества достойный сын – это…»  по структуре ОГЭ



Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСТВО Л. Н. ТОЛСТОГО ПОВЕСТЬ «ДЕТСТВО»

Вариант 1.                 Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните    задания:

С тех пор как я себя помню,  помню я и Наталью Савишну,  ее любовь и ласки;  но теперь только умею ценить их,  -  тогда же мне и в голову не приходило,  какое редкое,  чудесное создание была эта старушка.  Она не только никогда не говорила, но и не думала,   кажется,   о  себе:  вся  жизнь  ее  была  любовь  и самопожертвование.  Я  так привык к  ее  бескорыстной,  нежной любви к нам,  что и не воображал,  чтобы это могло быть иначе, нисколько не  был  благодарен ей  и  никогда  не  задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?

        Бывало,  под предлогом необходимой надобности, прибежишь от урока  в  ее  комнатку,  усядешься  и начинаешь мечтать вслух, нисколько  не  стесняясь  ее  присутствием.  Всегда она бывала чем-нибудь  занята:  или  вязала чулок, или рылась в сундуках, которыми  была  наполнена  ее комната, или записывала белье и, слушая  всякий  вздор,  который  я говорил, "как, когда я буду генералом,  я  женюсь  на чудесной красавице, куплю себе рыжую лошадь,  построю  стеклянный дом и выпишу родных Карла Иваныча из Саксонии" и т. д, она приговаривала: "Да, мой батюшка, да". Обыкновенно, когда я вставал и собирался уходить, она отворяла голубой сундук, на крышке которого снутри - как теперь помню - были  наклеены крашеное изображение какого-то гусара, картинка с  помадной  баночки  и  рисунок  Володи,  - вынимала из этого

сундука куренье, зажигала его и, помахивая, говаривала;

           - Это,  батюшка, еще очаковское куренье. Когда ваш покойник дедушка -  царство небесное - под турку ходили, так оттуда еще привезли.  Вот уж последний кусочек остался,  - прибавляла она со вздохом.

           В  сундуках,  которыми  была  наполнена  ее  комната,  было решительно  все.   Что   бы   ни   понадобилось,   обыкновенно говаривали:   "Надо   спросить  у   Натальи  Савишны",   -   и действительно,   порывшись  немного,  она  находила  требуемый предмет и  говаривала:  "Вот  и  хорошо,  что  припрятала".  В сундуках этих были тысячи таких предметов,  о  которых никто в доме, кроме ее, не знал и не заботился.                                (Л.Н.Толстой «Детство»)

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) роман          2) повесть         3) очерк              4) рассказ

А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование                                  2) завершает повествование

3) является кульминацией сюжета                        4) является одним из этапов развития сюжета

А3. Главной идеей данного фрагмента является:

1) описание сундука Натальи Савишны                      2) ограниченность интересов Натальи Савишны

3) любовь, самопожертвования Натальи Савишны ради других

4) характеристика Николеньки Иртеньева

А4. Какое чувство испытывала Наталья савишна к семье Николеньки Иртеньева?

1) жалость        2) бескорыстная и нежная любовь                 3) злость                4) тоска

А5. С какой целью автор при характеристике НатальиСавишны использует такие слова и выражения: «не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе», «её любовь и ласки», «слушая всякий вздор, который я говорил»?

1) показывает жестокое отношение героини к людям   2)наделяет героиню незабываемой внешностью

3) характеризует отношение героини к людям          4)подчёркивает ограниченность интересов героини

В1. Укажите художественно-выразительное средство, которое помогает автору описать образ и выразить своё отношение к нему («редкое, чудесное создание». «бескорыстной, нежной любви», «стеклянный дом», «рыжую лошадь»).

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Всегда она бывала…»).

В3. Из абзаца, начинающегося со слов «С тех пор, как я себя…», выпишите вопросы, которые задаёт главный герой себе спустя годы.

В4. В абзаце, начинающемся со слов «В сундуках, которыми…», найдите слова, называющие те предметы, которые были в сундуках Натальи Савишны.

С1. Какую роль сыграла Наталья Савишна в жизни Николеньки Иртеньева?

ТВОРЧЕСТВО Л. Н. ТОЛСТОГО

ПОВЕСТЬ «ДЕТСТВО»

Вариант 2

                 Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните    задания:

Много и долго говорил в этом духе Карл Иваныч: говорил о том, как лучше умели ценить его заслуги у какого-то генерала, где он прежде жил (мне очень больно было это слышать), говорил о Саксонии, о своих родителях, о друге своем портном  и т.д. и т. д. Я сочувствовал его горю, и мне больно было, что отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга; я опять отправился в угол, сел на пятки и рассуждал о том, как бы восстановить между ними согласие.

Вернувшись в классную, Карл Иваныч велел мне встать и приготовить тетрадь для писания под диктовку. Когда все было готово, он величественно опустился в свое кресло и голосом, который, казалось, выходил из какой-то глубины, начал диктовать следующее: «Von al-len Lei-den- schaf-ten die grau-san-ste ist … ha ben sie  geschrieben?» Здесь он остановился, медленно понюхал табаку и продолжал с новой силой: «die grausamsteist die  Un-dank-bar-keit… Ein grossen U». В ожидании продолжения, написав последнее слово, я посмотрел на него. Несколько раз, с различными интонациями и с выражением величайшего удовольствия, прочел он это изречение, выражавшее его задушевную мысль; потом задал нам урок из истории и сел у окна. Лицо его не было угрюмо, как прежде; оно выражало довольство человека, достойно отмстившего за нанесенную ему обиду.

 

В1. Кем являлся Карл Иваныч?

В2. Что обидело Карла Иваныча?

В3. Как относится к горю Карла Иваныча автор?

В4. Что говорит о своем отношении к Карлу Иванычу автор?

В5. Вспомните, какое выражение доставило Карлу Иванычу «величайшее удовольствие».

В6. Какие черты характерны для Николеньки?

В7. Укажите прием художественной выразительности в словосочетании «задушевную мысль».

В8. Укажите прием художественной выразительности во фразе:«говорил в этом духе».

В9. Как называется жанр, в основе которого лежит описание собственной жизни?

Ответ на задания С1—С2 необходимо дать в виде связного текста в объеме 5—8 предложений.

С 1. Каким предстает перед нами Карл Иваныч? Ответ обоснуйте.

С2. Каково ваше  отношение к  Николеньке? Ответ обоснуйте.

  * Из всех пороков самый ужасный.., написали? (нем.)

** Самый ужасный — это неблагодарность... С прописной буквы (нем.).



Предварительный просмотр:

Вариант-1   Проверочная  работа по тексту «Данко». М.Горький.

1.        Тема отрывка  «Данко» из повести «Старуха Изергиль»:

а)        любовь к Родине;

б)        любовь к жизни;

в)        смысл человеческой жизни.

2.        Жанр отрывка:

а)        притча;                  б)        легенда;                                 в)        сказка.

3.        Люди пошли за Данко, так как:

а)        верили в него;

б)        не знали дороги;

в)        у них не было другого выхода.

4. Кульминационный момент отрывка:

а)        «Это был трудный путь, и люди, утомленные им, падали духом... И вот они в злобе и гневе обрушились на Данко...»;

б)        «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый  смельчак  Данко, -    кинул он  радостный взор  на  свободную  землю  и  засмеялся  гордо. А потом упал и — умер»;

в)        «Что я сделаю для людей?!» - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой».

5. В   предложении:   «Шли   маленькие   люди между больших деревьев...» — автор использует:

а)        аллегорию;                          б)        сравнение;                        в)        антитезу.

6. Дайте характеристику Данко. Каково значение самоотверженного поступка Данко?

7.Какую роль играет пейзаж в отрывке «Данко»?

_______________________________________________________________________________________

Вариант-2   Проверочная  работа по тексту «Данко». М.Горький.

1. Рассказ «Старуха Изергиль» произведение

а)        реалистическое;

б)        романтическое;

в)        фантастическое.

2.Дайте определение слову «гордость», которое несколько раз встречается в отрывке. Какова идея использования этого слова в данном отрывке?

3.Данко испытывает к людям:

а)        жалость и любовь;

б)        ненависть и ярость;

в)        презрение.

4.        В предложении:   «Как   змеи, протянулись всюду корни...» — выделенные слова являются:

а)        антитезой;                    б)        аллегорией;                         в)        сравнением.

5.В предложении: « Оно пылало так ярко как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям...» — выделенные слова являются:

а)        сравнением;                                б)        аллегорией;                   в)        метафорой.

6. В чем смысл легенды о Данко?

7. Назовите настоящую фамилию и имя Максима Горького.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....