Рабочая программа по дальневосточной литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

В материале представлена рабочая программа факультативного курса по дальневосточной литературе для 9 класса с пояснительной запиской и календарно-тематичекским планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9ldv_fakult.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 43

Рассмотрено

Согласовано

Утверждено

______________________

____________________

________________________

Руководитель МО

Завуч по УВР

Директор школы

______________________

_____________________

________________________

Рабочая программа

факультативного  курса

по дальневосточной литературе

                                                                  9 класс

2015-2016 учебный год

Разработал:

Жуковская

Елена Викторовна,

учитель  

русского языка и литературы

Хабаровск

2015 г.


Пояснительная записка

 Программы, на основе которых создана рабочая программа:

Программа факультативного курса по дальневосточной литературе для 9 класса общеобразовательной школы составлена на основе методического аппарата учебного пособия - хрестоматии по дальневосточной литературе  для 8-9 классов общеобразовательных учреждений  (под общей редакцией В.Г. Мехтиева);  Хабаровск, 2005г.

                             

                       II Цели и задачи курса

Цель: выполнение культуросберегающих, развивающих и воспитательных функций.

Задачи:

     - изучить произведения дальневосточных авторов, определённые программой курса;

     -  развивать основные учебные компетенции на материале художественных текстов и методическом аппарате учебника;

     - при изучении произведений устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи;

     - воспитывать гражданина, патриота родного края на образцах произведений о Дальнем Востоке.

                              III Структура курса

1. Д.Б.Кимонко «Там, где бежит Сукпай»

2. В.М.Санги «Изгин»

3. Лирические стихотворения поэтов Дальнего Востока(А. Пассар, Г.Бельды, К.Бельды, А.Ходжер, М.Дечули)

4. АВ.Клипель.»Кровь на снегу», «Праздные наблюдения»

5. С.П.Кучеренко , повести о животных;

6. В.В.Сукачёв «Военная»

7. В. А. Руссков, рассказ «Среди долины ровныя…»

8. К. Партыка «Мутант»

9. Е.И.Наумов  «Хроникон и мы», «Полураспад»

10.В.Еращенко. Лирика.

11. М.Асламов . Лирика.

12. В. Тряпша. Лирика.

13.Л.Магистрова. Лирика.

14.И.Царёв. Лирика.

15. Самостоятельно прочитанные произведения дальневосточных авторов.

                                                     IV Количество учебных часов

1. Место предмета:

     - за учебный год – 34 часа;

     - в неделю – 1 час;

     

2. Контроль:

     -  групповые творческие  работы;

     - индивидуальные  исследовательские работы.

                                            V Содержание учебного курса

     1. Введение – 1 час.

              Литература коренных народов Дальнего Востока.

     2. Дж .Б. Кимонко , повесть «Там, где бежит Сукпай» - 4 часа..

           Семейная хроника; автор и переводчик; выражение авторской позиции; обычаи и верования коренных народов Дальнего Востока; поэтичность повести.

     3. В.М. Санги, повесть « Изгин» - 3 часа.

            Человек и природа в повести; способы раскрытия образа героя; роль вставных эпизодов; миф; язык повести.

       4. Лирика поэтов Дальнего Востока – 4 часа.

            Родная природа; человек и природа; философские мотивы; народные традиции.

       5. Современная  литературная ситуация на Дальнем Востоке – 2 часа.

           Ценностная и стилевая иерархия в литературе; история и литература; литература и беллетристика; «низовая» литература; высокая и массовая литература.

       6. В.И. Клипель, повесть «Кровь на снегу», книга «Праздные наблюдения» – 3 часа.

           Документально – художественная проза; очерк; человек на войне; философская проза; пейзажная зарисовка.

       7. С.П.Кучеренко, «Одиночество вепря» ( или другие произведения о дальневосточной природе) – 1 час.

           Человек и природа; вопросы экологии и нравственности; красота, богатство и неповторимость  дальневосточной природы; роль детали.

      8.  В.В.Сукачёв, повесть «Военная» - 2 часа.

          Время на страницах повести; человек и история; вопросы нравственности.

      9. К. Партыка, повесть «Мутант» - 2 часа.

          Жанровое разнообразие произведений автора; реальное и фантастическое; антиутопия; социальное звучание произведения.

      10.  Е.И.Наумов, повести «Хроникон и мы»,  «Полураспад» - 2 часа.

           Произведения для детей; нравственные вопросы; юмор; человек и общество; внутренний монолог; высокое и низкое в жизни; фарс.

     11. В. Еращенко; лирика – 1 час.

           Тема памяти; историческая и культурная память; малая родина; семья и общество;

верлибр.

     12. М. Асламов; лирика – 1 час.

           Поэтический образ; авторское отношение; авторское словотворчество; тема и идея произведения.

      13. М. Тряпша, лирика – 1 час.

           Народно –поэтический мир; родная природа; песенное начало.

      14 Л.Магистрова; лирика – 1 час.

          Творческая и нравственная позиция автора; христианские и общечеловеческие ценности.

      15. И. Царёв, лирика – 1час.

          Судьба поэта; основные темы стихотворений; языковое и стилистическое своеобразие; поэтический образ; сетевая словесность.

       16. Развитие речи – 3 часа.

           Интерпретация поэтического текста: тема и идея стихотворения; автор и лирический персонаж; изобразительно – выразительные средства; личное восприятие.

             Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение дальневосточного автора.

       17.  Заключение. Подведём итоги – 1час.

       18. Резерв – 2 часа.

.

                                       VI Ценностные ориентиры учебного курса

     В «Фундаментальном ядре общего образования» выделены базовые национальные ценности -  основные результаты образования и воспитания. Система базовых национальных  ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для  всей организации жизни в нашей стране.

     Литература – одна из основ гуманитарного образования в основной и средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально - нравственного  развития школьника, его культуры, его способности владеть родным языком. Искусством речи и мышления.

     В факультативном  курсе по дальневосточной литературе, 9 класс, предполагаются следующие ценностные ориентиры:

     - развитие духовно – нравственных качеств;

     - воспитание чувства патриотизма и любви к многонациональному Отечеству;

     - формирование уважительного отношения к литературе и культуре родного края;

     - воспитание гражданина и патриота – дальневосточника, уважающего многообразие культур и народов, религии и обычаев;

     - формирование осознания ценности человеческой жизни, права на духовную и физическую безопасность личности;

     - способствование осознанию нравственных устоев семьи как первоосновы жизни личности и государства.

VII Основные виды деятельности обучающихся

     - самостоятельное чтение, выразительное чтение, чтение наизусть;

     - различные виды пересказа текста;

     - работа с терминами и методическим аппаратом учебника;

     - составление различных планов текста: простого, сложного, цитатного, тезисного;

     -  монологический ответ; участие в беседе и диалоге;

     - подготовка сообщений;

     - работа с таблицей, схемой;

   

     - элементы анализа эпизода произведения и интерпретации стихотворения;

     - сопоставление героев, сюжетов, идей произведений;

     - выявление авторской позиции;

     - работа над особенностями языка художественного произведения;

     -  написание сочинений разных видов на литературном материале;

     - выполнение коллективных поисковых и творческих заданий;

     - подготовка презентаций с использованием ИКТ.

VIII Информационно-методическое обеспечение

     - Фундаментальное ядро содержания общего образования, М., 2009;

     - Примерные программы по литературе. Сборник нормативных документов; Дрофа,2007;

     - Л.С.Гудкова. Программы по дальневосточной литературе (7,  8 класс); Хабаровск,1997.

     - полные тексты произведений, определённых  данной программой;

     - Дальневосточная литература. Учебное пособие – хрестоматия для 8-9 классов общеобразовательных учреждений; Хабаровск, ИД «Частная коллекция», 2005;

     - Интернет – ресурсы;

     - материалы журнала «Дальний Восток»;

   

                                                   IX Требования к уровню подготовки обучающихся

  • Знать/понимать:

     - образную природу словесного искусства;

     - содержание изученных литературных произведений;

     - основные факты жизненного и творческого пути авторов, определённых данной рабочей программой;

     - изученные теоретико – литературные понятия.

  • Уметь:

     - воспринимать и анализировать художественный текст;

     - выделять смысловые части художественного текста;

     - определять род и жанр художественного произведения;

     - давать характеристику героям;

     - характеризовать особенности композиции, сюжета произведения;

     -  определять роль изобразительно – выразительных средств;

     - выявлять авторскую позицию;

     - владеть различными видами пересказа текста;

     - выражать своё отношение к прочитанному;

     - выразительно читать произведение, в том числе наизусть;

     - строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями;

     -  писать отзывы и сочинения  разных типов на литературном материале.

X Изменения, внесенные в рабочую программу,  и их обоснование

     При составлении данной рабочей программы факультативного курса по дальневосточной литературе был использован методический аппарат учебного пособия – хрестоматии по дальневосточной литературе для 8 – 9 классов (2005 год) под ред. В.Г.Мехтиева.

      При составлении данной рабочей программы был осуществлён  подбор художественных текстов ( современная проза и поэзия ),  был расширен изучаемый теоретический материал.

       Данная рабочая программа предполагает передать обучающимся  определённую совокупность   знаний  и при этом сформировать представление о месте дальневосточной литературы в общелитературном процессе; познакомить с основными тенденциями в развитии  современной региональной литературы, с содержанием и художественным своеобразием отдельных произведений дальневосточных авторов.

     В рабочей программе уделено внимание теории литературы, определено соотношение текстового и обзорного изучения произведений;  предусмотрена рекомендация произведений для самостоятельного чтения.

     Данная рабочая программа может быть использована для проведения как  факультативного, так и учебного  курса по ЛДВ. При отсутствии  учебного часа на ЛДВ  отдельные   произведения можно изучать в рамках вариативной части КТП.                  


Календарно-тематическое планирование

№ урока п/п

№ урока темы

Дата

план

Дата

факт

Тема урока

Домашнее задание

Деятельность  

обучающихся

Примечание

                                       1 четверть

                               Введение – 1 час.

1

1

Вводный урок.

Литература коренных народов Дальнего Востока.

читать повесть

работа с учебником

               Дж.Б .Кимонко – 4 часа.

2

1

Семейная хроника «Там, где бежит Сукпай».

Система образов в повести.

работа с текстом

3

2

Нравственные основы жизни удэгейцев.

Выражение авторской позиции в повести.

работа с текстом

4

3

Верования и обычаи народов Приамурья.

Духовный мир главного героя повести.

работа с текстом

5

4

Особенности изображение природы в произведении.

выражение авторской позиции в повести.

читать повесть

творческая работа

                В. М. Санги – 3 часа.

6

1

Старый нивх Изгин – герой одноимённой повести.

работа с текстом

7

2

Человек и природа в повести «Изгин».

Роль мифа о гагарах в повести.

творческая работа

8

3

Роль образов профессора и поэта в постижении характера Изгина.

работа в группах

                                    2  четверть

             Лирика поэтов Дальнего Востока – 4 часа.

9

1

Родная природа в лирике поэтов Дальнего Востока.

выразительное чтение

работа с текстом

10

2

Философские мотивы в лирике поэтов Дальнего Востока.

работа с текстом

11

3

Художественное своеобразие лирики. Образы – пейзажи.

Мир лирического героя.

индивидуальная работа

              Современная литературная ситуация

                      на Дальнем Востоке – 2 часа.

12

1

Ценностная и стилевая иерархия в дальневосточной литературе.

работа с учебником

13

2

Преобладающие тенденции в высокой, беллетристической,  низовой литературе.

читать повесть

работа с учебником

                           В. И. Клипель – 3 часа.

14

1

Повесть «Кровь на снегу»  как документально – художественная проза.

работа с текстом

15

2

Человек на войне. Выражение авторской позиции в повести.

работа с текстом

16

3

Книга «Праздные наблюдения» . Своеобразие философской прозы .

творческая работа

                                 3 четверть

                      С.П.Кучеренко – 1 час.

17

1

 Мир дальневосточной природы в произведениях писателя.

читать повесть

устный отзыв

                         В.В.Сукачёв – 2 часа.

18

1

Повесть «Военная». Время на страницах повести.

работа с текстом

19

2

Человек и история. Вопросы нравственности в повести.

индивид.

задания

творческая работа

                     К.А. Партыка – 2 часа

20

1

Жанровое разнообразие произведений автора.

устный отзыв

21

2

Реальное и фантастическое в повести «Мутант». Социальное звучание произведения.

читать повесть

работа с текстом

                         Е.И.Наумов – 2 часа.

22

1

Произведения для детей. Юмор в повести «Хроникон и мы»

индивид

задания

работа с текстом

23

2

Человек и общество в повести «Полураспад». Высокое и низкое в жизни.

устные выступления

                         В. С. Еращенко – 1 час

         

24

1

Историческая и культурная память в стихотворениях.

выразительное

чтение

работа с текстом

                         М. Ф .Асламов – 1 час.

25

1

Особенности поэтических образов и авторского словотворчества в стихотворениях.

работа с текстом

 

                            В.В. Тряпша – 1 час

26

1

Народно – поэтический мир в стихотворениях.

работа с текстом

                          Л.В. Магистрова – 1 час                                      

27

1

Общечеловеческие и христианские ценности в стихотворениях. Нравственная позиция автора.

работа с текстом

                                4 четверть

                       И. В. Царёв – 1 час

28

1

Языковое и стилистическое своеобразие  стихотворений.

Сетевая  словесность.

работа в группах

                      Развитие речи – 3 часа.

 

29

1

Интерпретация поэтического текста.

наизусть

(по выбору )

беседа

30

2

Интерпретация поэтического текста

отзыв

беседа

31

3

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.

индивид

ответы

                       Заключение – 1 час

32

1

Подведём итоги.

рекомендации

по самостоят

 чтению

33

1

Резерв

34

2

Резерв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной

Настоящая рабочая программа по  литературе  для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...

Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина

Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...

Рабочая программа по дальневосточной литературе 8 класс

В материале представлена программа по дальневосточной литературе для 8 класса с пояснительной запиской и календарно-тематическим планированием....

Рабочая программа по дальневосточной литературе 6 класс

В материале представлена рабочая программа по дальневосточной литературе для 6 класса с пояснительной запиской и календарно-тематическом планировании....

Рабочая программа по дальневосточной литературе для 7 класса

В материале представлена рабочая программа по дальневосточной литературе для 7 класса с пояснительной запиской и календарно-тематическим планированием....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...

Рабочая программа "История дальневосточного казачества"

Рабочая программа "История дальневосточного казачества"...