Рабочая программа по дальневосточной литературе для 7 класса
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

В материале представлена рабочая программа по дальневосточной литературе для 7 класса с пояснительной запиской и календарно-тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch_progr_7_ldv.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 43

Рассмотрено

Согласовано

Утверждено

______________________

____________________

________________________

Руководитель МО

Завуч по УВР

Директор школы

______________________

_____________________

________________________

Рабочая программа

учебного курса

по дальневосточной литературе

7 класс

2013-2014 учебный год

Разработал:

Жуковская

Елена Викторовна,

учитель  

русского языка и литературы

Хабаровск

2013 г.


Пояснительная записка

I Программы, на основе которых создана рабочая программа:

.Г.В.Гузенко «Программа по региональной литературе, 7 класс» Хабаровск,1996год.      

                                       

                                                II Цели и задачи курса

Цель: выполнение культуросберегающих, развивающих и воспитательных  функций.                                                  

Задачи:

   -изучить произведения дальневосточных авторов, определенных содержанием учебного     курса;

   -развить основные учебные компетенции на материале художественных текстов и методического аппарата учебника;

    -установить внутрипредметные и межпредметные связи;

    -воспитывать гражданина, патриота родного края на образцах произведений дальневосточных авторов.

   

                         III Структура курса

1.Е.В.Ларичев «Тайна каменной черепахи» (главы из повести)

2. Н.П.Задорнов «Амур-батюшка» (главы из романа)

3. В С Еращенко стихотворения «Легенда о земле Даурской», «На реке Непрядве»

4.А.В.Гребенюков, рассказы «Собака», «Пошутили»

5. В.В.Сукачёв, рассказ «В той стороне, где жизнь и солнце»

6. Стихотворения дальневосточных поэтов: Г.И.Козлов, К.А.Партыка, П.Гран(Ю.П.Теряев),      

     В.П.Суходольский, М.П.Дечули.

7. Р.И.Фраерман «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви»

8.Стихотворения дальневосточных  авторов о Великой Отечественной войне: Г.И.Козлов,

       В.Д.Нефедьев, П.В.Халов, Е.К.Кохан, Л.И.Миланич, Н.Т.Кабушкин.

9.Мысли древних о вечном (философские изречения и миниатюры китайских мудрецов).

                         IV Количество учебных часов

1.Место предмета:

-за учебный год  - 34 часа;

-в неделю – 1час;

-на развитие речи – 5 часов.

  2.Контроль:

 -контрольное сочинение – 1;

 -классные сочинения – 3;

  -изложение с элементами сочинения – 1;

  -наизусть – 5.

                        V Содержание учебного курса

                               1. Введение – 1час .Искусство слова.

                               2.Колыбель древних цивилизаций

-В.Е.Ларичев, главы из повести «Тайны каменной черепахи». – 2 часа.

         Летопись. Документальная повесть.

                               3. «Гордиться славою своих предков»

-Н.П.Задорнов, главы из романа «Амур-батюшка» - 5 часов.

         Исторический роман.  Речь персонажа. Пейзаж. Изобразительно-выразительные средства.

-В.С.Еращенко, стихотворения – 2часа.

        Историзм. Историческая память. Духовная основа. Художественная деталь. Устаревшие слова.

                                     4.Рассказы о современниках.

-А.В.Гребенюков. рассказы «Собака». «Пошутили» – 2часа

          .Нравственные категории. Сострадание.

-В.А.Сукачёв, рассказ «В той стороне, где жизнь и солнце» – 2часа.

          Авторская позиция. Смысл названия произведения.

                                          5.Здесь моя Родина

- Стихотворения дальневосточных авторов о родной природе. – 3 часа.

             Малая родина. Дальневосточный пейзаж. Тема, идея, настроение    

              стихотворения. Изобразительно-выразительные средства.

6.Повесть о первой любви

-Р.И.Фраерман, повесть «Дикая собака динго ,или  Повесть о первой любви» - 6часов.

          Лирическая повесть. Композиция. Система персонажей. Речь персонажа.  

           Пейзаж. Афоризм. Риторический вопрос.

                                               7.Эхо войны

-Стихотворения дальневосточных авторов о Великой Отечественной войне – 3часа.  

            Историческая память. Художественное обобщение. Авторское отношение.  

            Тема, идея, настроение стихотворения. Изобразительно-выразительные  

             средства.

8.Мысли древних о вечном

-философские миниатюры и философские изречения китайских мудрецов – 2часа.

             Философия. Нравственные категории. Афоризм. Парадокс. Мораль.

             9.Заключение – 1час. Подведём итоги.

                                          10.Развитие речи – 5 часов.

-

                                                         VI Ценностные ориентиры учебного курса

     В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» выделены  базовые национальные ценности – основные результаты образования и воспитания. Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и  для всей организации жизни в нашей стране.

     Литература – одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления.

     В учебном курсе по дальневосточной литературе, 7 класс, предполагаются следующие ценностные ориентиры:

  -развитие духовно-нравственных качеств;

  -воспитание чувства патриотизма и любви к многонациональному  Отечеству;

  -формирование уважительного отношения к литературе и культуре родного края;

  -воспитание гражданина и патриота-дальневосточника, уважающего многообразие культур и народов, религии и обычаев;

  -формирование осознания ценности человеческой жизни, права на духовную и физическую безопасность личности;

  -способствование осознанию нравственных устоев семьи как первоосновы жизни личности и государства.

VII Основные виды деятельности обучающихся

-самостоятельное чтение, выразительное чтение, чтение наизусть;

-различные виды пересказа текста;

-работа с терминами и методическим аппаратом учебника;

-составление различных планов текста: простого, сложного, цитатного, тезисного;

-подготовка сообщения;

-монологический ответ; участие в беседе и диалоге;

-работа с таблицей, схемой;

-элементы анализа эпизода текста и интерпретации стихотворения;

-сопоставление героев, сюжетов, идей произведений;

-выявление авторской позиции;

-работа над особенностями языка художественного произведения;

-написание сочинений разных видов, письменных ответов на вопрос;

-выполнение коллективных творческих заданий;

- подготовка презентаций с использованием ИКТ.

VIII Информационно-методическое обеспечение

-Фундаментальное ядро содержания общего образования, М.,2009;

-Г.В.Гузенко, Программа по региональной литературе, 7 класс, Хабаровск,1996;

-полные тексты произведений, определенных программой;

-материалы журнала «Дальний Восток»;

-интернет-ресурсы.

IX Требования к уровню подготовки обучающихся

  • Знать/понимать:

-образную природу словесного искусства;

-содержание изученных литературных произведений;

-основные факты жизни и творческого пути авторов, определенных данной программой;

- изученные теоретико-литературные понятия.

  • Уметь:

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста;

-определять род и жанр литературного произведения;

-давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведение, в том числе наизусть;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-писать сочинения и отзывы по прочитанным произведениям.

X Изменения, внесенные в рабочую программу, и их обоснование

     При составлении данной рабочей программы была использована Программа по региональной литературе, 7 класс (сост.Г.В.Гузенко, Хабаровск,1996г.).

     В 2012 году было выпущено новое издание  «Хрестоматия по дальневосточной литературе 7 класс», ( сост. Г.В.Гузенко), в которое были внесены значительные изменения: подбор художественных текстов, сведения об авторах, теоретический материал.

     В связи с этим при разработке данной рабочей программы использовались не только методические рекомендации выше указанной программы 1996 года, но и методический аппарат нового учебного издания.

     Данная рабочая программа предполагает передать обучающимся определенную совокупность знаний и при этом сформировать представление о месте дальневосточной литературы в общелитературном процессе.

     В рабочей программе уделено внимание теории литературы, учтены нормы контроля: виды письменных работ, заучивание наизусть; определено соотношение текстового и обзорного изучения произведений; предусмотрена рекомендация произведений для самостоятельного чтения.

     Данная рабочая программа может быть использована для проведения факультативного курса по ЛДВ. При отсутствии отдельного учебного часа на ЛДВ некоторые произведения можно изучать в рамках вариативной части КТП.


Календарно-тематическое планирование

№ урока п/п

№ урока темы

Дата

план

Дата

факт

Тема урока

Домашнее задание

Контроль

Примечание

Введение – 1час.

1

1

Читать на языке образцов русского

искусства.

Стр.5-8,читать; стр.16, в.1 устно.

Колыбель древних цивилизаций – 2часа

2

1

Золотая империя чжурчжэней.

Чжурчжэньские летописи.

Стр.8-16, читать

3

2

В.Е.Ларичев. «Тайна каменной

черепахи» (главы). Путь к власти князя Дигуная и вождя чжурчжэней Агуды.

Стр. 17 -18, читать. перспективное задание

«Гордиться славою своих предков» -8 часов

4

1

Н.П.Задорнов. Тема освоения Дальнего

Востока в творчестве писателя.

Гл.1.2.3 - читать

5

2

Роман Н.П.Задорнова «Амур-батюшка» (главы ).

Изображение трудностей переселенцев по

пути на Дальний Восток.

Гл.4,37, 38 - читать

6

3

Заботы переселенцев накануне первого сева на

амурской земле. Трепетное отношение к земле.

Стр.56.в.1-устно

7

4

Егор Кузнецов – главный герой романа. Лексика

персонажа как отражение энергии, целеустремлённости его характера.

Стр.57, в.3-устно

8

5

Роль пейзажа в романе.

Стр. 42.наизусть фрагмент

Наизусть1.

9

6

Письменный пересказ эпизода с элементами

сочинения.

Не задано

Развитие речи 1.

2-я четверть

10

7

В.С.Еращенко. Стихотворение «Легенда о земле

Даурской» - поэтическая летопись о первопроходцах Дальнего Востока.

Стр.61 выразительное чтение.

11

8

Исторический контекст  стихотворения В.С.Еращенко «На реке Непрядве». Роль диалога

князя Дмитрия и воеводы Волынского.

Стр.64, наизусть отрывок

Наизусть2

Рассказы о современниках  - 5часов

12

1

 А.В.Гребенюков. Рассказ «Собака»: боль за

бесчеловечно устроенную жизнь.

Стр.73, читать

13

2

А.В.Гребенюков. Обращение к нравственным  

категориям в рассказе «Пошутили».

Стр.77, в.6  устно

14

3

Контрольное  сочинение – рассуждение.

Не задано

Развитие речи 2.

15

4

В.А.Сукачёв. Нравственные ценности в  

произведениях писателя.

Стр.78, читать

16

5

В.А.Сукачёв. Рассказ «В той стороне, где жизнь и солнце». Смысл названия рассказа. Образ Макара

Чупрова.

Стр.87, в.6 устно

3 – я четверть

«Здесь моя Родина» - 4 часа

17

1

Дальневосточная природа – неиссякаемый  

источник поэтического творчества.

Стр.89-91, пересказ с цитированием

18

2

Картины природы в стихотворениях Г. Козлова и

К. Партыки.

Наизусть (по выбору  обучающегося)

Наизусть3

19

3

Выражение авторской позиции в стихотворениях

П.Грана, В.Суходольского, М. Дечули.

Подготовка к сочинению

20

4

Обучающее сочинение – размышление над

стихотворением.

Не задано

Развитие речи 3.

Повесть о первой любви – 7 часов.

21

1

Р.И.Фраерман и его книга «Дикая собака динго,

Или повесть о первой любви». Сюжет и герои повести.

Читать повесть

22

2

Таня Сабанеева – романтическая героиня повести.

Рассказ о герое

23

3

Друзья Тани: Филька, Коля, Женя. Нравственный

выбор героев.

Стр.221,в.2 устно, по вариантам

24

4

Отношения детей и взрослых в повести.

Стр.225, в.3устно

25

5

Картины природы в повести.

Наизусть фрагмент(начало повести)

Наизусть4

26

6

Художественные особенности языка повести:

афоризмы, риторические вопросы,

Подготовка к сочинению

27

7

Обучающее сочинение – ответ на проблемный

вопрос (стр.221,в.3).

Не задано

Развитие речи4

4-я четверть

Эхо войны -4 часа

28

1

Поэзия родом из войны.

Стр.277-280,пересказ с цитированием

29

2

Выражение авторского отношения к войне в

стихотворениях дальневосточных авторов.

Выразительное чтение стихотворения

30

3

Обобщенные картины военного времени и

военного детства в стихотворениях дальневосточных авторов.

Наизусть (по выбору обучающегося)

Наизусть5

31

4

Выразительное чтение стихотворений.

Развернутый ответ на вопрос  ограниченного

объёма.

Не задано

Развитие речи5

Мысли древних о вечном – 2 часа.

32

1

Общечеловеческие духовные ценности в книгах

китайских философов.

Стр.246,в1устно

33

2

Афористичность языка. Парадокс как средство

создания философской прозы.

Не задано

Заключение – 1час

34

1

Подведем итоги.

Рекомендации на лето


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя по литературе 5 класс по Снежневской

Рабочая программа разработана на основе - Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, - «Программа для общеобразовательных учреждений 5 – ...

Рабочая программа по русской литературе. 11 класс.

Рабочая программа для 11 класса татарских школ. По учебнику  под ред. М.Г.Ахметзянова....

Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной

Настоящая рабочая программа по  литературе  для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...

Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина

Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...

Рабочая программа по дальневосточной литературе 8 класс

В материале представлена программа по дальневосточной литературе для 8 класса с пояснительной запиской и календарно-тематическим планированием....

Рабочая программа по дальневосточной литературе 9 класс

В материале представлена рабочая программа факультативного курса по дальневосточной литературе для 9 класса с пояснительной запиской и календарно-тематичекским планированием....

Рабочая программа по дальневосточной литературе 6 класс

В материале представлена рабочая программа по дальневосточной литературе для 6 класса с пояснительной запиской и календарно-тематическом планировании....