Рабочая программа по дальневосточной литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
В материале представлена программа по дальневосточной литературе для 8 класса с пояснительной запиской и календарно-тематическим планированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_ldv.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 43
Рассмотрено | Согласовано | Утверждено |
______________________ | ____________________ | ________________________ |
Руководитель МО | Завуч по УВР | Директор школы |
______________________ | _____________________ | ________________________ |
Рабочая программа
учебного курса
по дальневосточной литературе
8 класс
2015-2016 учебный год
Разработал:
Жуковская
Елена Викторовна,
учитель
русского языка и литературы
Хабаровск
2015 г.
Пояснительная записка
Программы, на основе которых создана рабочая программа:
Л.С.Гудкова «Программа по дальневосточной литературе (8класс). Хабаровск,1997
II Цели и задачи курса
Цель: выполнение культуросберегающих, развивающих и воспитательных функций.
Задачи:
- изучить произведения дальневосточных авторов, определённые программой курса;
- развивать основные учебные компетенции на материале художественных текстов и методическом аппарате учебника;
- при изучении произведений устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи;
- воспитывать гражданина, патриота родного края на образцах произведений о Дальнем Востоке.
III Структура курса
1. С.А.Максимов «На Востоке. Путь к Амуру» ( фрагмент).
2. И.А.Гончаров . Книга очерков «Фрегат «Паллада», очерк «Русские в Японии».
3. Н.М.Пржевальский, очерк «Путешествие по Уссурийскому краю»
4. Т.М.Борисов, повесть «Сын орла».
5. Вс. Н. Иванов, повесть «Ночь царя Петра».
6. Н.Д. Наволочкин ,роман «Амурские вёрсты»(главы).
7. В. А. Руссков, рассказ «Среди долины ровныя…»
8. Ю.А.Шестакова, рассказ «Трудное счастье».
9. П.С. Комаров. Стихотворения « Снегопад», «Золотая просека», «Кедр».
10. С.А.Смоляков. Стихотворения «Перед дальней дорогой», «Бой прошёл», «Пройдя через годы-невзгоды», «Весна», «Рассвет».
11. В.С. Еращенко. Стихотворения Всё дело в том», «Отец и сын», «Детство», «Лесовик», «Нерест», «Амур в сиянье дня»; поэма «Залив счастья».
IV Количество учебных часов
1. Место предмета:
- за учебный год – 34 часа;
- в неделю – 1 час;
- на развитие речи – 4 часа.
2. Контроль:
- контрольное сочинении – 1;
- домашнее сочинение – 1;
- развернутый ответ ограниченного объёма – 3;
- наизусть – 3.
V Содержание учебного курса
1. Введение – 1 час. Литературный процесс в Дальневосточном регионе.
2. Дальний Восток в русской документально – художественной прозе 19 века.
- С.А.Максимов, книга «На Востоке. Путь к Амуру» ( фрагменты) – 1 час.
- И.А.Гончаров, книга очерков «Фрегат «Паллада», очерк «Русские в Японии» - 3 часа.
- Н.М.Пржевальский, очерк «Путешествие по Уссурийскому краю» - 2 часа.
Очерк. Документальный и художественный очерк. Географический очерк. Гражданская позиция автора. Пейзаж в очерке. Деталь в очерке. Человек в мире природы.
3. Русская литература на Дальнем Востоке (20 век)
- Т.М.Борисов, повесть «Сын орла» - 3 часа.
Повесть – легенда. Пейзаж. Поэтический мир героя.
- Вс. Н. Иванов, повесть «Ночь царя Петра» - 4 часа
Историческая хроника. Язык повествования. Образы рассказчиков. Историческая деталь.
- Н.Д. Наволочкин, роман «Амурские вёрсты» (главы) – 5 часов.
Исторический роман. Образ автора – повествователя. Речь героя. Исторический персонаж.
- В.А. Руссков, рассказ «Среди долины ровныя…» - 3 часа.
Тема и идея произведения. Смысл заглавия произведения. Историческая память.
- Ю.А.Шестакова, рассказ «Трудное счастье – 2 часа.
Композиция произведения. Речевая характеристика героя. Поэтичность прозы.
- П.С.Комаров, стихотворения. – 2 часа.
- С.А.Смоляков, стихотворения – 2 часа.
- В.С.Еращенко. Стихотворения. Поэма «Залив счастья» - 3 часа.
Средства выразительности. Лирический герой. Авторская оценка. Фольклорные мотивы. Верлибр. Поэма. Эпиграф.
4. Заключение. Подведём итоги – 1 час.
.
VI Ценностные ориентиры учебного курса
В «Фундаментальном ядре общего образования» выделены базовые национальные ценности - основные результаты образования и воспитания. Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране.
Литература – одна из основ гуманитарного образования в основной и средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально - нравственного развития школьника, его культуры, его способности владеть родным языком. Искусством речи и мышления.
В учебном курсе по дальневосточной литературе, 8 класс, предполагаются следующие ценностные ориентиры:
- развитие духовно – нравственных качеств;
- воспитание чувства патриотизма и любви к многонациональному Отечеству;
- формирование уважительного отношения к литературе и культуре родного края;
- воспитание гражданина и патриота – дальневосточника, уважающего многообразие культур и народов, религии и обычаев;
- формирование осознания ценности человеческой жизни, права на духовную и физическую безопасность личности;
- способствование осознанию нравственных устоев семьи как первоосновы жизни личности и государства.
VII Основные виды деятельности обучающихся
- самостоятельное чтение, выразительное чтение, чтение наизусть;
- различные виды пересказа текста;
- работа с терминами и методическим аппаратом учебника;
- составление различных планов текста: простого, сложного, цитатного, тезисного;
- монологический ответ; участие в беседе и диалоге;
- подготовка сообщений;
- работа с таблицей, схемой;
- элементы анализа эпизода произведения и интерпретации стихотворения;
- сопоставление героев, сюжетов, идей произведений;
- выявление авторской позиции;
- работа над особенностями языка художественного произведения;
- написание сочинений разных видов на литературном материале;
- выполнение коллективных поисковых и творческих заданий;
- подготовка презентаций с использованием ИКТ.
VIII Информационно-методическое обеспечение
- Фундаментальное ядро содержания общего образования, М., 2009;
- Примерные программы по литературе. Сборник нормативных документов; Дрофа,2007;
- Л.С.Гудкова. Программа по дальневосточной литературе ( 8 класс); Хабаровск,1997.
- полные тексты произведений, определённых программой;
- Дальневосточная литература. Учебное пособие – хрестоматия для 8-9 классов общеобразовательных учреждений; Хабаровск, ИД «Частная коллекция», 2005;
- Интернет – ресурсы;
- материалы журнала «Дальний Восток»;
IX Требования к уровню подготовки обучающихся
- Знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизненного и творческого пути авторов, определённых данной рабочей программой;
- изученные теоретико – литературные понятия.
- Уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста;
- определять род и жанр художественного произведения;
- давать характеристику героям;
- характеризовать особенности композиции, сюжета произведения;
- определять роль изобразительно – выразительных средств;
- выявлять авторскую позицию;
- владеть различными видами пересказа текста;
- выражать своё отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведение, в том числе наизусть;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями;
- писать отзывы и сочинения разных типов на литературном материале.
X Изменения, внесенные в рабочую программу и их обоснование
При составлении данной рабочей программы была использована Программа по дальневосточной литературе; сост.Л.С.Гузенко,1997 года.
В связи с изданием в 2005 году учебного пособия – хрестоматии по дальневосточной литературе для 8-9 классов при составлении данной рабочей программы были внесены изменения в подбор художественных текстов, был расширен изучаемый теоретический материал.
Соответственно, при разработке данной учебной программы использовались не только рекомендации программы 1997 года, но и методический аппарат учебника – хрестоматии.
Данная рабочая программа предполагает передать обучающимся определённую совокупность знаний и при этом сформировать представление о месте дальневосточной литературы в общелитературном процессе; познакомить с русской документально- художественной прозой 19 века, связанной с освоением Дальнего Востока.
В рабочей программе уделено внимание теории литературы, учтены нормы контроля: виды письменных работ, заучивание наизусть; определено соотношение текстового и обзорного изучения произведений; предусмотрена рекомендация произведений для самостоятельного чтения.
Данная рабочая программа может быть использована для проведения факультативного курса по ЛДВ. При отсутствии учебного часа на ЛДВ отдельные произведения можно изучать в рамках вариативной части КТП.
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п | № урока темы | Дата план | Дата факт | Тема урока | Домашнее задание | Контроль | Примечание |
1 четверть | |||||||
Введение – 2 часа. | |||||||
1 | 1 | Вводный урок. | стр.5-8, читать | ||||
2 | 2 | Дальний Восток в русской документально – художественной прозе XIX века. | стр. 9-15, читать | ||||
С.А.Максимов – 1 час. | |||||||
3 | 1 | Жанровое своеобразие книги «На Востоке. Путь к Амуру» (фрагмент). Образ рассказчика. | стр.16-17, тезисы; индив. задание | ||||
И.А.Гончаров – 3 часа. | |||||||
4 | 1 | И.А.Гончаров – участник кругосветного путешествия. Книга очерков «Фрегат «Паллада». | стр.19-31 читать | ||||
5 | 2 | Роль детали в очерке о посещении Японии ( «Русские в Японии»), | стр. 31, в.5, устно | ||||
6 | 3 | Основная идея очерка. Позиция автора. Развернутый ответ на вопрос ограниченного объёма. | не задано нидив. задание | ответ огр. объёма 1. | |||
Н.М.Пржевальский – 2 часа. | |||||||
7 | 1 | Н.М.Пржевальский – выдающийся русский путешественник и географ. Тема и предмет изображения в очерке «Путешествие по Уссурийскому краю». | стр.33-45 дочитать | ||||
8 | 2 | Художественное своеобразие географического очерка. | стр.46-48 тезисы | ||||
2 четверть | |||||||
Русская литература на Дальнем Востоке (XX век) | |||||||
Т.М Борисов – 3 часа. | |||||||
9 | 1 | Изображение жизни и быта нивхов в повести-легенде «Сын орла» | стр .51-69, читать | ||||
10 | 2 | Главные герои повести: Плеун и Нымгук, их душевная красота. | стр.52-87, выделить фрагменты | ||||
11 | 3 | Роль поэтических пейзажей в повести «Сын орла». Развернутый ответ на вопрос ограниченного объёма. | перспективное задание | ответ огр. объёма 2. | |||
Вс.Н.Иванов – 4 часа. | |||||||
12 | 1 | «Ночь царя Петра» - повесть в жанре исторических хроник. | стр.89-109, читать | ||||
13 | 2 | Основные приемы передачи колорита эпохи в повести. | стр.109-117 читать | ||||
14 | 3 | Взаимоотношения отцов и детей в повести. Соотношение семейной и государственной тем. | стр.118-126 читать | ||||
15 | 4 | Обучение характеристике героя. | перспективное груп.задание | разв.речи1 | |||
Н.Д.Наволочкин – 5 часов. | |||||||
16 | 1 | Слово о писателе. Исторический роман « Амурские вёрсты». | стр. 129, читать роман | ||||
17 | 2 | Функция автора – повествователя в романе. | стр.195,в.5,7, устно | ||||
3 четверть | |||||||
18 | 3 | Художественное своеобразие повести: портрет, речь героев, пейзаж, историческая деталь. | стр.195,в.6, по группам | ||||
19 | 4 | Основные герои произведения. | ответ по плану о герое романа | ||||
20 | 5 | Яков Дьяченко – главный герой повести. | дом.сочинение – хар-ка .героя | дом. соч1. | |||
В.А.Руссков – 3 часа | |||||||
21 | 1 | Смысл заглавия, тема и идея рассказа «Среди долины ровныя…» | стр. 197, дочитать | ||||
22 | 2 | Художественные приёмы, используемые автором для создания образа Листопадова. | стр. 209,в.6 устно | ||||
23 | 3 | Образ повествователя в рассказе. Развернутый ответ на вопрос ограниченного объёма. | стр.211, читать | ответ огр объёма 3 | |||
Ю.А.Шестакова – 2 часа. | |||||||
24 | 1 | Особенности композиции рассказа «Трудное счастье». Поэтичность языка рассказа. | стр.227, в.4 устно | ||||
25 | 2 | Роль речевых характеристик в создании образов Ольги и Андрея. | стр.227, в.7, письменно | ||||
П.С.Комаров – 2 часа. | |||||||
26 | 1 | Художественное своеобразие стихотворений «Снегопад», « Золотая просека». | наизусть | наизусть 1 | |||
27. | 2 | Любовь автора к Родине. Авторская оценка образов стихотворения «Кедр». | не задано | ||||
4 четверть | |||||||
С.А.Смоляков – 2 часа | |||||||
28 | 1 | Образ дороги и любовь к родному краю в стихотворениях . | наизусть | наизусть 2 | |||
29 | 2 | Обучение анализу стихотворения . | не задано | разв.речи2 | |||
В.С.Еращенко – 4 часа. | |||||||
30 | 1 | Выражение мыслей и чувств лирического героя в стихотворениях поэта. | наизусть | наизусть 3 | |||
31 | 2 | .Обучающее сочинение – размышление над стихотворением. ( по выбору обучающегося) | не задано | разв.речи3 сочинен. 1 | |||
32 | 3 | Анализ творческих работ. Выразительное чтение наизусть. | стр.246-249, читать | разв.речи4 | |||
33 | 4 | Поэма «Залив счастья». Роль эпиграфа. Приёмы создания образа Екатерины Невельской. | не задано | ||||
Заключение – 1 час. | |||||||
34 | 1 | Подведём итоги. | рекомендации на лето |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной
Настоящая рабочая программа по литературе для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...
Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина
Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...
Рабочая программа по дальневосточной литературе 9 класс
В материале представлена рабочая программа факультативного курса по дальневосточной литературе для 9 класса с пояснительной запиской и календарно-тематичекским планированием....
Рабочая программа по дальневосточной литературе 6 класс
В материале представлена рабочая программа по дальневосточной литературе для 6 класса с пояснительной запиской и календарно-тематическом планировании....
Рабочая программа по дальневосточной литературе для 7 класса
В материале представлена рабочая программа по дальневосточной литературе для 7 класса с пояснительной запиской и календарно-тематическим планированием....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...
Рабочая программа "История дальневосточного казачества"
Рабочая программа "История дальневосточного казачества"...