Рабочая программа по литературе 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Рабочая программа по литературе для 11 класса ориентирована на работу по учебнику Русская литература ХХ века под редакцией В.П.Журавлёва.Программа рассчитана на 102 часа (3ч в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_11_klasss.docx94.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе  для 11 класса составлена на основе

  • требований федерального государственного образовательного стандарта среднего  образования;
  • примерной основной образовательной программы среднего образования по предмету «Литература» (9-11 класс)
  • учебного плана МБОУ СОШ № 1 (федерального компонента );
  • годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
  • основной образовательной программы МБОУ СОШ № 1;
  •  Программы по литературе для 10-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И. С. Збарский, В.П. Полухина. - М.: "Просвещение", 2008);
  • учебно-методического комплекса ( Литература .11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Под ред. В,П,Журавлева.-М.: Просвещение, 2013 г.)

            Литература. 11 класс. Поурочные планы по учебнику под ред. В. П. Журавлева. "Литература".-М.: Просвещение, 2012 

  • федерального перечня  учебников на 2015-2016 г.

Курс литературы 11 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в литературном процессе.

На литературу в 11 классе отводится 3 часа в неделю (102 часа в год).

В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного полноценному восприятию произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

 Содержание курса 11 класса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями русской литературы, которое даст представление о судьбах русской литературы и русской культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением - художественным произведением - к формированию представления об историко-литературном процессе.

 Цели изучения курса

Компетенции

Общеучебные

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Предметно-ориентированные

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Основные общие учебные умения, навыки и способы деятельности, формируемые на уроках литературы в 11 классе

  • К основным общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, формируемых на уроках литературы относятся:
  • Использование элементов причинно-следственного и структурно- функционального анализа;
  • Определение существенных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
  • Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
  • Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
  • Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
  • Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
  • Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.
  • Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).
  • Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.
  • Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
  • Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, т.е. без реализации деятельного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.

 Приоритетные направления в преподавании предмета

Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

  • рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
  • репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими

заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

  • продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
  • поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
  • исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Основной формой организаций учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная и заочная экскурсия в дом- музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс- конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

Требования к уровню подготовки учащихся

 

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Формы контроля:  устные сообщения, зачёты, контрольные работы, тестирование, сочинения разнообразных жанров, анализ текста

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • модульное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • коллективный способ обучения  (работа в парах  постоянного   и  сменного состава)
  • Литература для учителя и учащихся:
  1. Агеносов В.В.  Русская литература 20 века. Методическое пособие   М. «Дрофа», 2002
  2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.  11 класс.II полугодие.- М.: ВАКО, 2006
  3. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе XX века. 11 класс. I полугодие- М.: ВАКО, 2006
  4. Миронова Н.А. Тесты по литературе: к учебнику «Русская литература XX века. В 2-х ч.11 кл.».- М.: Экзамен, 2008
  5. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:А
  6.  Чертов В.ф. Литература 11 класс (Тесты, вопросы, задания  по русской  литературе  20 века).  М. «Просвещение», 2002  
  7. Я иду  на  урок  литературы,11 класс  М. «Первое сентября»,2002                                                                            
  8. Преподавание  литературы в 11 классе. Книга  для  учителя  М. 2001                                        
  9. .Контрольные  и  проверочные  работы  по  литературе  9-11 классов                                                
  10. Поэзия  серебряного века  М. «Дрофа», 1997                                                                                          
  11. Русская  литература 20 века. Учебное  пособие  для поступающих  в вузы  М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995

                                              

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Введение

2

 И.А.Бунин

5

А.И.Куприн

4

«Серебряный век» русской литературы.  Символизм.

7

 М.Горький

5

А.А.Блок

5

Новокрестьянская поэзия.  Н.А.Клюев

1

С.А.Есенин

5

Литературный процесс 20 –х годов   XX века.

1

Тема революции и Гражданской войны.

2

Поэзия 20-х годов. Русская эмигрантская сатира

1

В.В.Маяковский

5

Литература 30 – х годов XX века

1

М.А.Булгаков

5 + 1

А.П.Платонов

2

А.А.Ахматова

4

О.Э.Мандельштам

2

М.И.Цветаева

2+1

М.А.Шолохов

8

Литература Великой Отечественной войны

5

А.Т.Твардовский

2

Б.Л.Пастернак

4

А.И.Солженицын

3

В.Т.Шаламов

1

Н.М.Рубцов

1.

В.П.Астафьев

2

В.Г.Распутин

2

И. Бродский

1

Авторская песня. Б.Окуджава, В.Высоцкий

1

Городская проза. Ю. Трифонов

1

А.В.Вампилов

1

Из литературы народов России. Р.Гамзатов

1

Обзор произведений последнего десятилетия. Постмодернизм.

2

Проблемы и уроки литературы 20 века

2

Литература на современном этапе

4

                                                                                        Всего уроков:

102

Содержание обучения.

Введение (2ч)

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Литература начала XX века

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

Писатели-реалисты начала XX века

Иван Алексеевич Бунин. (5ч)

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений).

Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике

Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

 Александр Иванович Куприн.(3ч +1р/р)

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

Максим Горький. (4ч+1р/р)

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».

«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).

Серебряный век русской поэзии. (6+1р/р)

Символизм

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.

Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Бу дем как солнце»,  «Только любовь»,  «Семицветник».

Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславян-скому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).

Акмеизм

Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.

Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.

Футуризм

Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.

Игорь Северянин (И. В. Лотарев).

Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).

Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок. (5ч)

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.)

Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия (Обзор) 1ч

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество.

(Обзор.)

Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

Сергей Александрович Есенин. 5ч

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Ша-ганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений.)

Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым -людям.

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной  ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Литература 20-х годов XX века 1ч

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).

Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).

Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения 2ч

(«Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).

Поэзия 20-х годов. Русская эмигрантская сатира (1ч)

Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Владимир Владимирович Маяковский. 4ч+1р/р  Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»,  «Лиличка!»,   «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения).

«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)

Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.

Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Литература 30-х годов XX века (Обзор) 1ч

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.

Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.

Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.

Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.

Михаил Афанасьевич Булгаков. 5ч+1ч

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».

(Изучается один из романов — по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов. 2ч

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Анна Андреевна Ахматова. 4ч

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Осип Эмильевич Мандельштам. 2ч

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.)

Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Марина Ивановна Цветаева. 2ч+1р/р

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)

Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).

Михаил Александрович Шолохов. 7+1р/р

Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор) 5ч

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, H. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон».

Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.

Литература 50—90-х годов (Обзор)

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова,    К. Воробьева,    В. Быкова,    Б. Васильева и др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.

«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).

Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

Александр Трифонович Твардовский. 2ч

Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения).

«В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)

Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Борис Леонидович Пастернак. 4ч

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Александр Исаевич Солженицын. 3ч

Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)

Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов. 1ч

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.

Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов. 1ч

«Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).

Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Валентин Григорьевич Распутин.2ч

 «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».

Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.

Иосиф Александрович Бродский. 1ч

Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).

(Возможен выбор трех других стихотворений.)

Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Булат Шалвович Окуджава. 1ч

Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне

невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других стихотворений.)

Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

Александр Валентинович Вампилов. 1ч

Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Из литературы народов России 1ч

      Р. Гамзатов.  (Обзор.)  Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта.

Понятие о поэтическом мире Р. Гамзатова; изобразительно-выразительные средства его поэзии; воспитывать чувство уважения к культуре других народов

Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).

Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции. Постмодернизм. 2ч Проблемы и уроки литературы 20 века  2ч

Литература на современном этапе. 4ч

Календарно-тематическое планирование

№ урока

    Дата

         Раздел, тема урока

Кол-во часов

оборудование

Домашнее задание

Введенеие (2ч)

1-2

Введение. Судьба России в 20 веке. Русская литература 20 века. Основные направления, темы и проблемы. Литературный процесс начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.

 2      

Презентация: репродукции картин М. Врубеля, М. Нестерова, В. Серова и др.

Чтение статьи учебника стр. 8-14, доработать конспект лекции, сообщение-доклад о Бунине

И.А.Бунин (5ч)

3

И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика, ее философичность, лаконизм и изысканность.

1

Портрет поэта, презентация

Чтение учебника стр.45, 46

Прочитать рассказы Бунина о любви

4

И.А.Бунин.  «Господин из Сан-Франциско». Социально-философское обобщение.

1

презентация

Прочитать рассказы Бунина о любви

5

Тема любви в рассказе «Чистый понедельник».

1

Фрагменты фильма

Стр. 53 -54, в. 13

6

Рассказы Бунина о любви из сборника «Темные аллеи».

1

презентация

Стр. 55, в. 14

7

Тема угасания дворянских гнезд в рассказе «Антоновские яблоки»

1

презентация

Сообщение о Куприне,

А.И.Куприн (3ч +1 Р/р)

8

А.И.Куприн. Изображение мира природы и человека в повести «Олеся».

1

Портрет Куприна

стр. 60

9

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый  браслет» А.И.Куприна.

1

Фото браслета, иллюстрации к рассказу, соната №2 Бетховена

стр. 65

10

Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора.

1

презентация

Подготовка к сочинению по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна

11

Р.р. Сочинение по творчеству Бунина и Куприна.

1

Тексты произведений

Поэзия Серебряного века (6ч+1 р/р)

12

Русский символизм и его истоки.

1

презентация

Сообщения о Брюсове

13

В.Я.Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль его произведений.

1

Портрет

Сообщения о Бальмонте, Белом, Анненском

14

Лирика поэтов-символистов. К.Бальмонт, А. Белый, И.Ф. Анненский

1

Портреты

15

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

1

Выразительное чтение одного из стихотворений, сообщение о Гумилеве

16

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма

Н.С.Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики

1

Портрет

Наизусть стихотворение,

Доклад о Северянине

17

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиск новых поэтических форм в лирике И.Северянина.

1

Портрет, футуризм в живописи (Малевич, Кандинский, Татлин)

 Анализ стихотворения, подготовка к сочинению

18

Р.р. Сочинение по поэзии Серебряного века.

1

Тексты произведений

Сообщение о М.Горьком

М.Горький (4ч+1р/р)

19

М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль».

1

презентация

Анализ рассказов, стр.183, в1, стр 184, в 2

20

«На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга.

1

Иллюстрации к пьесе, фотографии

Стр 172 -174

21-22

Три правды в пьесе «На дне». Ее социальная и нравственно-философская  проблематика. Смысл названия.

2

Иллюстрации к пьесе, фотографии

Стр.174-175

Стр. 183, в.2,3,4,5, стр.184, в 5

Подготовка к сочинению

23

Р.р. Сочинение по творчеству М. Горького.

1

Подготовить презентацию «Жизнь и творчество Блока»

А.А.Блок (5ч)

24

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме».

1

Презентация,

Иллюстрации Глазунова, Крамского  к стих.

Выучить одно стихотворение из цикла, статья стр. 186-189

25

Тема страшного мира в лирике Блока.

1

презентация

Стр.198-199, в 1,2

26

Тема Родины в лирике Блока.

1

Аудиозаписи стих-ний  презентация темы Родины

Стр.199-202,в.3, Наизусть стих-ние, посвященное теме России.

27-28

Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира.

2

Иллюстрации к поэме

Стр. 204-209,в.6,7 Сообщения о Клюеве, Клычкове.

Н.А.Клюев (1ч)

29

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество. Обзор.

1

Репродукции картин Н. Рериха, Врубеля

Портреты поэтов

Сообщения о Есенине, этапы биографии, выразительное чтение стих-ний

С.А.Есенин (5ч)

30

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика.

1

выразительное чтение стих-ний

31

Тема России в лирике Есенина.

       

1

Иллюстрирование стих-ний

Подбор стих-ний о России, выборочное конспектирование стр. 239-260

32

Любовная тема в лирике Есенина.

1

презентация

Анализ стих-ния, стр.277,в.7, наизусть (по выбору)

33

Тема быстротечности человеческого бытия. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею…», «Мы теперь…», «Сорокоуст».

1

Сопоставительный анализ стих-ний, в. 1-3

34

Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»

1

Стр.266-276,в.8

Литературный процесс 20 –х годов   XX века.(1ч)

35

Литературный процесс 20-х годов 20 века.

1

презентация

сообщения

Тема революции и Гражданской войны (2ч)

36-37

Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов.(Фадеев, Бабель, Замятин)

2

презентация

1. Подобрать эпизоды, характеризующие героев (индивидуально)

2. Домашнее сочинение

Сообщение о Бабеле

Мини-сочинение «Образ рассказчика в новеллах Бабеля?»

3.Размышление «Насколько актуально это предупреждение сегодня?» (Замятин)

Поэзия 20-х годов. Русская эмигрантская сатира (1ч)

    38

Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира. (Аверченко, Тэффи)

1

презентация

Сообщения по биографии Маяковского

В.В.Маяковский (4ч+1р/р)

39-40

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики.

2

Презентация с аудиозаписью стих-ний

иллюстрации к стих-ниям М.

«Окна Роста»

Конспектирование основных фактов биографии и этапов творческого пути поэта стр. 279-289, 290-292

41

Своеобразие любовной лирики Маяковского.

1

Портреты возлюбленных

Письменный ответ «Что такое любовь по представлению Маяковского?»

42

Тема поэта и поэзии.

1

анализ стих-ний (по выбору)

43

Р.р. Сочинение по лирике Блока, Есенина, Маяковского.

1

Литература 30-х гг.Обзор (1ч)

44

Литература 30-х гг. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.

1

Презентация, портреты

Сообщения о писателе; сообщение о пьесе «Дни Турбиных»

М.А.Булгаков (5ч + 1 зачёт)

45

М. А.Булгаков. Жизнь и творчество. Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных».

1

Портрет писателя, фотографии

1. Индивидуально дать характеристику образов, подобрать эпизоды

2. Читать роман «Мастер и Маргарита»

46-47

История создания, проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита».

2

Иллюстрации к роману, фрагменты из кинофильма

1. Выбрать материал, раскрывающий жизнь 30-ых годов

2. История Понтия Пилата и Иешуа

48-49

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода из романа. Домашнее сочинение по творчеству Булгакова.

2

презентация

1. Нечистая сила в романе 2. Мастер и Маргарита.3. Домашнее сочинение

50

Зачетная работа за 1 полугодие.(тест)

1

Карточки с заданиями

сообщения

А.П.Платонов (2ч)

51-52

А.П.Платонов. Повесть «Котлован». Обзор.

2

Портрет писателя

Вопросы. Раскрыть обобщенный образ платоновского героя сообщения

А. А. Ахматова (4ч)

53

А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Основные темы лирики. Особенности поэтических образов.

1

презентация

Чтение  стих-ний, определить образ лир.  героини, наизусть

54

Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой.

1

аудиозаписи

Анализ стих-ния ( по выбору)

55-56

А. А. Ахматова. Поэма «Реквием». Особенности жанра и композиции. Роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

2

выделить мотивы произведения

О. Э. Мандельштам (2ч)

57-58

О. Э. Мандельштам. Историзм поэтического мышления, ассоциативная манера письма. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

2

презентация

Анализ стих-я

М. И. Цветаева (2ч+1 р/р)

59-60

М. И. Цветаева. Основные темы творчества. Своеобразие поэтического стиля.

2

Презентация, аудиозаписи

Составление плана «Эволюция темы Родины в творчестве Цветаевой» Инд. задания: анализ стих-ний, наизусть

61

Р.р. Сочинение по творчеству Ахматовой, Мандельштама и Цветаевой.

1

сообщения

М.А.Шолохов (7ч+1р/р)

62

М. А. Шолохов. Жизнь и творчество. «Донские рассказы»

1

Презентация

Краткий рассказ о писателе, анализ рассказов

     63-64

Картины жизни донских казаков на страницах романа «Тихий Дон».

2

Репродукции с изображением жизни казаков.

Первая мировая война в цифрах и фактах.

Доклад по истории казачества

Том 1, часть 1 – картины жизни казаков

     65-66

«В мире, расколотом надвое». Гражданская война на Дону. Трагедия Григория Мелехова.

2

Репродукции картин, отображающих гражданскую войну.

 

1война и казаки. Составление сюжетного плана «Судьба Г.  Мелехова»

2. Подобрать эпизоды (гражд. война – трагедия народа)

3. Закончить план

4. Женские образы в романе

    67

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

1

Фрагменты из худ. фильма

Письменная хар-ка

     68

Мастерство Шолохова в романе «Тихий Дон».

1

Анализ эпизода

     69

Р.р. Сочинение по роману Шолохова «Тихий Дон»

1

сообщения

Литература Великой Отечественной войны (5ч)

70-74

Литература Великой Отечественной войны.

Военная поэзия (2ч)

В.Кондратьев «Сашка»(1ч)

В.Быков «Сотников»(1ч)

В.Некрасов «В окопах Сталинграда»(1ч)

5

Репродукции картин, фрагменты фильмов

Сообщения, образы героев

А.Т.Твардовский (2ч)

75-76

 А. Т. Твардовский. Философская лирика. Тема памяти в лирике поэта.

2

Презентация , иллюстрации к поэме «Василий Тёркин

Чтение поэм и стихотворений, наизусть одно из стихотворений,  сообщения

Б.Л.Пастернак (4ч)

77                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика.

1

Презентация, репродукции картин и рисунков Л.О. Пастернака

Письменный анализ стих-ния, наизусть одно стих-ние

78-80

Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго».

Тема интеллигенции и революции.

3

чтение и анализ фрагментов романа «Доктор Живаго», вопросы, сообщение

А. Солженицын (3ч)

81-83

А. Солженицын. Жизнь и творчество. «Матрёнин двор»

 «Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

3

Презентация

Чтение произведений Солженицына

Раскрыть образ Матрёны

Письменная хар-ка героя, вопросы

Домашнее сочинение

В.Т.Шаламов  (1ч)

84

 В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество писателя. История создания книги «Колымские рассказы».

1

Презентация

Написать рецензию на одну из повестей

 Чтение «Колымских рассказов»

Н. М. Рубцов (1ч)

85

 Н. М. Рубцов. Своеобразие художественного мира поэта.

1

Анализ стих-я

В.П.Астафьев (2ч)

86-87

«Деревенская» проза. В.П.Астафьев  «Царь – рыба». Человек и природа.

2

Презентация

вопросы

В.Г.Распутин (2ч)

88-89

В. Г. Распутин.  Жизнь и творчество. Повесть «Прощание с Матёрой».

Тема памяти и преемственности поколении.

2

Портрет писателя

Образ героини, сообщения

И.Бродский (1ч)

90

И. Бродский Традиции русской классической поэзии

1

Авторская песня (1ч)

91

 Авторская песня Б. Ш. Окуджава.  В. Высоцкий.

Особенности «бардовской» поэзии.

1

Портрет писателя, аудиозаписи

наизусть

Городская проза (1ч)

92

«Городская» проза. Ю.В.Трифонов «Обмен».

1

Портрет писателя

Повторить записи в тетради

А.В.Вампилов (1ч)

93

А. В. Вампилов. Современная драматургия. Психологизм пьесы «Утиная охота».

1

вопросы

Из литературы народов России (1ч)

94

Из литературы народов России.  Р. Гамзатов. Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта.

1

Анализ стих-я

95-96

Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции. Постмодернизм.

2

презентация

Тезисный конспект, вопросы

97,98

Проблемы и уроки литературы 20 века.

2

презентация

99,100,

101-102

Литература на современном этапе.

4

Сочинений  - 7

Зачет -1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....