"Почему" живая жизнь" драматурга Островского и театр неотделимы друг от друга
статья по литературе (10 класс) на тему

Есина Ирина Юрьевна

В статье автор предпринял попытку связать жизнь драматурга Островского с созданными им пьесами, выбранным для творчества материалом

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Театр – высшая инстанция для решения жизненных вопросов». А.И.Герцен

                 ПОЧЕМУ «ЖИВАЯ ЖИЗНЬ» ДРАМАТУРГА ОСТРОВСКОГО И ТЕАТР НЕОТДЕЛИМЫ

                                                                       ДРУГ ОТ ДРУГА

«Драматург не изобретает сюжетов, все наши сюжеты заимствованы. Их дает жизнь, история, рассказ знакомого, порою газетная заметка. У меня, по крайней мере, все сюжеты заимствованные. ЧТО случилось, драматург не должен придумывать; его дело написать, КАК случилось или могло случиться. Тут вся его работа. При обращении внимания в эту сторону у него явятся живые люди и сами заговорят»,- так описывал взгляд Александра Николаевича Островского на драматургическое дело его современник публицист и театральный критик Дмитрий Васильевич Аверкиев. Простота этих слов открывает дверь всякому читателю и зрителю в мир русской литературы на рубеже 50-х годов Х1Х века, когда реализм начал свое победное шествие в русском искусстве. Островский писал о том, что видел и слышал, что знал лучше всего: Замоскворечье, купеческая Москва, и захолустные волжские городки, в которых рядом с купечеством «помещались» излюбленные персонажи автора и всей натуральной школы: бедные чиновники, бедные невесты и бесприданницы, обретшие в пьесах Островского свой голос, свое место и получившие в лице автора своего защитника.

В заслугу драматургу, отцу народного театра, еще при жизни ставили «изображение рядовых, типических представителей своей среды, живущих одной материальной жизнью, одними интересами со своим сословием и разделяющих присущие этому сословию взгляды и предрассудки». Однако, представляя персонажей практически не отделимых от «среды», автор часто брался за свою любимую тему: выпадание личности из хора общей жизни, неординарные поступки ординарных в целом личностей. Размышляя о том, почему интерес к пьесам Островского не угас до сих пор, я склоняюсь назвать именно эту причину одной из основных. Уже в первой пьесе «Свои люди – сочтемся» купец Большов, осуществивший безнравственную затею ложного банкротства и брошенный на произвол судьбы дочерью и зятем, прозревает: «Иуда – ведь он тоже Христа за деньги продал, как мы совесть за деньги продаем…»  А затем появилась «Гроза» со сгустками характеров, будь то механик-самоучка Кулигин, впитавший в себя восемнадцатый век от Ломоносова до Державина, восторженно внимающий красоте природы и бытия, или Катерина, не желающая укрощать свою живую, пылкую, страстную во всем натуру в угоду «темному царству», или Варвара и Кудряш, восставшие против отцов города Калинова. Эту тему писатель не оставил в «Бесприданнице», изобразив героиню чистую, художественно одаренную, музыкальную и утонченную и - трагическую, потому что живет она в мире жестоком, где все покупается и продается. Но апофеозом любимого мотива Островского стала Снегурочка, выбравшая жизнь с людьми, а не среди послушных зверей в лесном тереме, отдавшая ее за миг настоящей любви.

Эту галерею можно продолжить героем по имени Автор. Вот факты его биографии. В 1840 году поступил по настоянию отца на юридический факультет Московского университета. Но учеба пришлась не по душе юноше, возник конфликт с одним из профессоров, и в конце второго курса Островский уволился «по домашним обстоятельствам». Служил в московских судах, но все свободное время проводил в Малом театре: театр любил страстно; жизненные проблемы замоскворецкого купечества, высказанные в претензиях, попадающих в руки канцелярского чиновника Александра Островского, впоследствии стали сюжетами его пьес. При первой возможности оставил службу, чтобы целиком заняться тем делом, к которому у него лежала душа с ранней юности.

Не желая быть «кабинетным» писателем, Островский отправляется в экспедицию по Верхней Волге вместе с домочадцами. Итогом этой поездки явился дневник впечатлений о провинциальной поволжской России. Красота древних русских городов и Волги очаровала драматурга и… измучила: «Неужели впечатления этих дней будут бесплодны для меня?» Конечно, бесплодными такие впечатления оставаться не могли, но они долго зрели в его душе, прежде чем разродились в шедевры – «Грозу» и «Снегурочку». Островский не боится быть поэтом в своих пьесах, хотя время требовало другой позиции: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»

Слава писателя ко многому обязывала Островского. В 1865 году он создает в Москве артистический кружок, с января 1866 года заведует репертуарной частью московских императорских театров, с 1874 года и до смерти становится бессменным председателем Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. Он добился  преобразований, улучшивших положение артистов, многие московские театры получили «самостоятельное бытие», во главе их встали истинные знатоки сцены – для этого потребовалось пять лет неустанных усилий. Он не верил, в отличие от многих скептиков, что актерские таланты выродились на Руси. «Беда в том, - говорил он, - что у нас давно не дают ходу молодым». Открыто и остро он поднимал вопрос о необходимости дисциплины в театре и наживал недоброжелателей. И продолжал решать жизненно важные вопросы, обращаясь к самой высшей инстанции – театру. 49 пьес (по другим сведениям – 47) – это мерило жизни писателя Островского, последняя написана в 1885 году и опубликована за несколько месяцев до его смерти.

Лучшим, нерукотворным памятником Александру Николаевичу Островскому стали его слова, произнесенные в «Застольном слове о Пушкине»: «Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть».

                                                                  Есина Ирина Юрьевна, учитель литературы школы №1280


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заметка "Люди существуют друг для друга".

Данная заметка была написана в районную газету "За новую жизнь". В ней рассказывается о проведённом в школе  классном часе, посвящённом приёмам, способам, помогающим одному человеку общаться с др...

Роль толерантности в современном обществе.Позволь другим быть другими.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах. Толерантность предполагает принять других такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. К такому выводу пришли ученик...

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы?

Презентация к уроку в  5 классе по программе Разумовской. Тема: Чем отличаются друг от друга слова-омонимы? Цель: Развивать внимание, память, правильность и выразительность речи, логическое мыш...

презентация ВЛИЯНИЕ РАСТЕНИЙ ДРУГ НА ДРУГА

Презентация на тему: Влияние растений друг на другаМатериал может быть использован на уроках природоведения, биологии, экологии....

Социально-культурный проект "Узнаем друг о друге, узнаем друг от друга!"

В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе "Культурной столиц...

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...