Урок литературы в 5 классе"Раздумья о судьбе народа в стихотворении Н.А.Некрасова «На Волге».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Урок литературы в 5 классе средней школы. Беседа и интерпретация стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_5_klasse.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41

 имени М.Ю. Лермонтова г.Липецка

Урок литературы в 5 классе

«Раздумья о судьбе народа в стихотворении Н.А.Некрасова «На Волге».

Разработала

Учитель литературы

Гончарова Т.И.

Липецк

2015

Цели урока: познакомить учащихся с личностью поэта Н.А.Некрасова; познакомить учащихся с произведением «На Волге»; совершенствовать навык выразительного чтения; формировать навык анализа стихотворного произведения; закрепить в сознании учащихся мысль о недопустимости насилия одного человека над другим.

Тип урока: урок чтения и изучения.

Оборудование:

  • Литература. 5 класс. Авторы-составители: Коровина В.Я. и др.:М.- «Просвещение.-2012.
  • Литература. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Коровиной В.Я. и др. Авторы-составители: Карасева И.В., Пташкина В.Н. – Волгоград. – «Учитель». – 2010.
  • Портрет Н.А.Некрасова.
  • Репродукция картины И.Е.Репина «Бурлаки на Волге».

                                          Ход урока

                                                  Я призван был воспеть твои страданья,

                                                  Терпеньем изумляющий народ.

                                                        Н.А.Некрасов

1. Организационный момент:

  • Сообщение темы и цели урока;
  • Оформление записей в тетради.

2. Основная часть урока.

1) Проверка домашнего задания:

  • Сообщение о Н.А.Некрасове (1 человек у доски, индивидуальный опрос).
  • Как вы понимаете слова эпиграфа? (Беседа с классом.)

2) Словарная работа (слова написаны на доске):

  • Крепостные.

Крепостное право – общественный строй, при котором помещик имел право на принудительный труд, имущество и личность прикреплённых к земле и принадлежищих ему крестьян.

  • Бурлак – в старину: рабочий в артели, которая тянет суда бечевой.
  • Ярмо. 2.перен. Бремя, тяжесть, иго (высок.).

3) Слово учителя:

Недалеко от Грешнева, родового имения Некрасовых, проходил Сибирский тракт (большая наезженная дорога, устар.). Бывая там, будущий поэт часто наблюдал за закованными в кандалы каторжанами, прислушивался к рассказам о тяжелой жизни простых людей.

  • Из истории написания стихотворения «На Волге» (индивидуальный опрос).

4) Работа над репродукцией картины художника Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге». Художник, создавая картину, не знал стихотворения Н.А.Некрасова.

  • Как удалось передать тяжесть труда бурлаков при помощи красок и холста? (Беседа с классом.)

5) Изучение стихотворения «На Волге». (Словарная работа ведётся при анализе произведения.)

  • О чем поэт рассказывает в первой строфе?
  • Поясните слова:

                                 О Волга! После многих лет

                                  Я вновь принёс тебе привет.

  • Найдите во второй строфе слова, характеризующие реку.
  • Что привлекло внимание поэта? (Третья строфа)
  • Какими предстали бурлаки взору поэта?
  • Прочитайте диалог бурлаков в лицах с соблюдением нужной интонации (пятая строфа).
  • Как меняется отношение поэта к Волге после того, как он услышал разговор мужчин?
  • Как теперь Некрасов называет великую реку? Каково его отношение к реке после увиденного?
  • Что и чему противопоставлено в стихотворении Н.А.Некрасова?
  • К какому выводу приходит поэт в клонце стихотворения?

6) Работа с эпиграфом к уроку.

7) Сравнить репродукцию картины Репина и стихотворение Некрасова.

       Переданы величавость, терпение, трудолюбие русских людей.

8) Конкурс чтецов. Работа в группах.

3. Подведение итогов урока.

4. Домашнее задание:

- рассказ о поэте;

- выучить отрывок наизусть.

5. Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 5 класс "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"

Презентация к уроку литературы  "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"...

Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

       Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...

Презентация к уроку литературы в 7 классе по творчеству Н.А. Некрасова. Гражданская лирика. Боль поэта за судьбу народа в стихотворении «Размышления у парадного подъезда».

Урок-анализ стихотворе­ния «Размышления у парадного подъ­езда»   как   раздумья поэта  об  острых вопросах  совре­менности, определение своеобразия...

Конспект урока по литературе в 5 классе "Н.А.Некрасов. "На Волге". Раздумья о судьбе народа".

Цели:1)    Обучающие: познакомить с биографией и чертами личности поэта, проанализировать образы стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге», раскрыть черты  лирического героя стихотвор...

Конспект урока по литературе в 5 классе по теме "Н.А. Некрасов. "На Волге". Раздумья о судьбе народа"

Цели:1)    Обучающие: познакомить с биографией и чертами личности поэта, проанализировать образы стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге», раскрыть черты  лирического гер...