Главные вкладки

    методическая разработка урока в рамках муниципального конкурса "Урок года" по теме "Об этом можно говорить стихами
    методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

    Наурызбаева Алия Тимеркановна

    Ребятам предлагается задуматься о вечных ценностях(любовь, верность, семья)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literatury.doc80 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет

    литература

    Класс

    7

    Учитель

    Наурызбаева Алия Тимеркановна

    Тип урока

    Закрепление  материала

    Тема урока

    Любовь, верность и семья  в «Повести о Петре и Февронии »

    Цель урока

    Сформировать представления о древнерусской литературе как о неотъемлемой части мировой культуры, развивать читательскую культуру учащихся, совершенствовать умение учащихся воспроизводит текст и анализировать прочитанное

    Тема

        Любовь, верность и семья  в «Повести о Петре и Февронии  Муромских»

    Цель темы

    Обучение анализу прозаического текста

    Планируемый результат

    Предметные умения

    УУД

    • навыки анализа текста;
    • умение понимать и формулировать тему, идею
    • умение характеризовать героев произведения

    Личностные: 

    • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
    • формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим;

    Регулятивные: 

    • целеполагание и планирование путей достижения целей;
    • самостоятельный контроль своего времени;
    • принятие решений в проблемной ситуации;
    • развитие навыков самооценки;

    Познавательные: 

    • поисковое чтение и структурирование текста;
    • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
    • устанавливать причинно-следственные связи

    Коммуникативные: 

    • учитывать разные мнения;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
    • рецензирование ответов одноклассников;
    • работать в группе;
    • осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку;
    • использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств.

    Организация пространства

    Межпредметные связи

    Формы работы

    Ресурсы

    • живопись
    • основы православной веры
    • музыка
    • русский язык
    • групповая
    • фронтальная
    • индивидуальная
    • в паре
    • художественный текст
    • мультимедийная  презентация
    • аудио и видеофрагмент
    • проектор и экран
    • выставка репродукций
    • ромашки бумажные

    Этапы урока

    1 этап «Организационный»

    цель

    Ситуативное задание

    Деятельность ученика

    Планируемый результат

    Создать позитивный настрой

    у  учащихся

    Здравствуйте, ребята, гости!  Позвольте представиться – меня зовут Алия Тимеркановна.  Проверьте, пожалуйста,  готовность к уроку. Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы сегодня на уроке каждый из вас открыл для себя что-то новое. Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе у вас и она поможет легко и радостно трудиться!

    А начнем мы урок с  прослушивания музыкального клипа.    Демонстрация видеоклипа.

    -Ребята, скажите, пожалуйста, о ком упоминается в словах этой песни?

    Чем же эти герои заслужили такую честь? Какие ценности и чувства   пронесли эти герои?

    Слушают учителя, одноклассников

    Настроились позитивно на работу

    2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся»

    Сформулировать тему и задачи урока

    -Ребята, попробуйте сформулировать тему урока и запишите ее в рабочих листах, которые лежат у вас на столах.( Любовь, верность и семья в «Повести о Петре и Февронии »). Вы познакомились с содержанием «Повести…» .Сегодня на уроке мы обратимся к этому величайшему произведению древнерусской литературы еще раз, чтобы понять, какие проблемы поднимаются в повести. Попробуем разобраться в характерах героев, попытаемся  сделать сравнение между прошлым и настоящим и выяснить актуальность нравственных ценностей.

    -Попытаемся поставить цель перед собой ? Сформулируйте ее, пожалуйста,   и назовите.

      Да, действительно, как правильно вы подметили, что  Жизнь семейной четы Петра и Февронии Муромских — это история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.

    Учащиеся формулируют тему и цели урока.

    Проявить интерес к поставленной цели.

    Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

    Личностные :умение сотрудничать с учителем и учащимися.

    Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию.

    Коммуникативные: умение управлять своим поведением.

    3 -4 этап

    «Актуализация знаний»

     

    Организация и самоорганизация учебного материала и создание условий по его восприятию

    Повторение того, что необходимо к изучению нового материала :знание текста

    развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися.

    развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися.

    Разобраться с тем, как раскрываются темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний в литературе Древней Руси;

    Развитие навыка самоанализа и самооценки

     Вспомним, хорошо ли мы знаем содержание повести. Проверить это поможет тест, в котором вам нужно согласиться с утверждением или опровергнуть его( «+» или «-»).

    (+) 1. Змий поведал о своей смерти жене Павла.

     (–) 2. Петр убил лукавого змия топором.

     (+) 3. От крови змия тело Петра покрылось струпьями и открылись   язвы.

     (–) 4. Феврония была из села Майского.

     (–) 5. Брат Февронии был скалолазом.

     (+) 6. Феврония нарочно сказала Петру не мазать мазью один  струп, чтобы проверить его.

     (–) 7. Петр с первого раза взял Февронию в жены.

     (+) 8. В Муроме бояре и их жены невзлюбили Февронию.

      (+) 9.Петра и Февронию  причислили к лику святых.

     (+) 10. Феврония вышивала для соборного храма Богородицы    воздух с ликами святых.

     (–)11. Души Петра и Февронии отошли в мир иной в разное время.

      (+) 12. После смерти их пытались разлучить два раза.

    Правильные ответы называются. Взаимопроверка.  Критерии оценивания:

    12      «5»

    9-11     «4»        

    6-8       «3»

    0-5    

    Регулятивные: выполнять учебное действие Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Умение критически мыслить, рецензировать ответ одноклассника.  

    Ребята, продолжаем  работу. Мы  подбираемся к главному – героям повести. Какие же они?

    Группам 1,3,5 предлагается охарактеризовать Петра с помощью оценочных слов.

    Группы 2,4  -  охарактеризовать Февронию  с помощью оценочных слов.

     Представители групп отвечают.

    ВЫВОД:  в повести автор воспевает прекрасные качества человеческой души как любовь, преданность друг другу и т.п.

    Работа с текстом.

    Нам с вами известно, что Петр и Феврония  не случайно стали героями повести.

    Князь Петр для автора – воплощение справедливой княжеской власти, автор показал, какой должна быть  власть.

    Но разве Петр всегда поступал по совести?  Почему симпатии автора на его стороне?

    -Как вы думаете, почему в качестве главной героини автор выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?

    Вывод подводят учащиеся.

    Герои повести – реальные  исторические лица.

    Но почему автор не рисует портретов героев повести?

    Вывод: не внешность главное для него. Ум, душевная красота – вот что главное.

    Проблемный вопрос:  в чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии?

    Учитель:  Погребенные в Муроме своими молитвами Петр и Феврония  благословляют супружеские пары и их детей. Они канонизированы РПЦ ( выставка).

    Физминутка

    Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
    Сидя. Взяться  правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа.

    Закрепление материала.

    Обсуждение

    Регулятивные: выполнять учебное действие Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Умение критически мыслить, рецензировать ответ одноклассника.  

    Регулятивные: выполнять учебное действие Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Умение критически мыслить, рецензировать ответ одноклассника.  

    Словарная работа.

    -Ребята, вам предлагается выполнить  такое задание. Поскольку в этом произведении есть устаревшая лексика, всем группам нужно подобрать современные синонимы  к таким словам.

    С почтением –

    Лукавый обманщик-

    Пронырство-

    Дивился-

    Наветы-

    Блаженный-

    Чадолюбивые-

    В России какая дата появилась недавно в календаре праздников? (8 июляздаются карточки с индивид. заданиями (кроссворды)

    Составление таблицы, вывод

    Работа в группах

    Обсуждение, ответы на вопросы

    Слушают учителя

    Ребята, вам известно, какой праздник стал отмечаться 8 июля не так давно?

    Какой символ у этого праздника? Да, это ромашка.

    Букет ромашек мы подарим вашему учителю.

    Звучит песня « Ромашковые поля» гр. Кватро.

    -Ребята, у вас на рабочем месте  лежит по лепестку.

    1,

     Ребята, у вас на столах лежат ромашки. На лепестках  учащиеся  из 1,3,5 групп  напишут качества, которые укрепляют семью.

    2,4  группы– качества, которые разрушают семью.

    -К чему семьи  должны стремиться?

    Итоговый вывод:

    Мы говорили о таких великих святых и о чувствах, которые они пронесли через всю жизнь. Давайте еще раз назовем их имена, .

    Дома вы готовили небольшую фотопрезентацию о своих семьях. Учащиеся  по желанию рассказывают о семье

    Как прекрасно, что ваши фотографии свидетельствуют о гармонии в ваших семьях, о счастье. Ребята, на ваш взгляд, об этих чувствах, ценностях достаточно просто говорить обычными словами?    Об этом  можно говорить стихами. Докажите  это.

    Составление синквейна ( в группах).

    1,3 группы  - любовь;

    2 группа – Петр и Феврония;

    4 группа – верность;

    5 группа – семья.

    Итог урока

     Ребята, в рабочих листах   вашему вниманию предлагается буриме ( стихотворение с пропущенными словами).

    Вам нужно их восстановить и прочитать выразительно по одной строчке. Читают на фоне спокойной музыки.

     Что такое семья?

    Вы спросите   меня

    Я отвечу вам с удовольствием

    Что семья – это дом,

    Школа моя за окном,

    И семья – это малая Родина!

    Под пургой и дождем

    Нас согреют теплом

    И помогут в любых ситуациях

    Мамы милой глаза

    И улыбка отца,

    И ватрушки, и булочки бабушки,

    В мир идем из семьи,

    Там корни твои,

    Твоя долгая жизнь начинается,

    И основа основ – наш родительский дом,

    И семьей в мире жизнь продолжается!

     

    Ответы на вопросы

    Самооценка работы на уроке

    Регулятивные: выполнять учебное действие Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Умение критически мыслить, рецензировать ответ одноклассника.  

    6 этап  Рефлексия (интеллектуальная)

    По опорным предложениям ребята оценивают свою работу на уроке.

    Продолжи фразу..

    Мне было интересно…

    Мне было трудно…

    Я понял, что…

    Я почувствовал, что…

    Больше всего мне понравилось…

    Урок  навёл меня на размышления...(заставил задуматься)…

    Выставление оценок за работу на уроке.  

    -Ребята, вы имели возможность оценить работу одноклассника,  сделать самооценку, а кого, на ваш взгляд мы можем отметить как активных участников обсуждения. Оценки называются учителем.

    7 этап Сообщение и разбор домашнего задания

    Д.з. : самостоятельный выбор

    1) сочинить небольшое стихотворение по  теме урока;

    2) написать сочинение-миниатюру «Мое отношение к героям повести»;

    3)нарисовать иллюстрацию к повести.

    Благодарю вас, ребята, за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения

    Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...

    Методическая разработка урока по литературе "Берегите это, люди! Этому нет цены..."

    Урок внеклассного чтения в 6-7 классах по рассказу Е.И.Носова "Лесной хозяин"...

    Методическая разработка урока. "Страшно на этом свете, господа!" ( по рассказу В.П.Астафьева "Заматерелое зло")

    Анализ художественного произведения как одна из форм успешной подготовки к ЕГЭ (на примере рассказа В.П.Астафьева "Заматерелое зло". Дана презентация к уроку....

    Методическая разработка урока "Вода...Как много в этом слове..!"

    Вода - самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней, что считаем ее обыденным явлением, а между тем, вода удивительна и необыкновенна! Она ...

    Методическая разработка урока посвященного 70-летию Великой Победы "Мы этой памяти верны..."

    Цель урока: знакомство с героическим прошлым России, воспитание гражданской позиции  обучающихся. Задачи урока:- познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны как тя...

    Методическая разработка урока в рамках муниципального конкурса "Урок года" по теме "Листает ветер летопись времен..."

    В данном материале представлены конспект с раздаточным материалом, маршрутным листом. Урок  по теме "Морское путешествие по "ленте времени" предназначен для 6 класса для повторения. Урок был...

    Методическая разработка урока в рамках ФГОС по литературе в 11 классе «Да не потемнеет лик Господа во мраке революции» (по повести В.А.Никифорова-Волгина «Дорожный посох»)

    В современном обществе существенно изменилась парадигма ценностей. Смещение акцентов в сторону информационных технологий негативно сказалось на духовном облике человека. Зависимость от мультимедийного...