методическая разработка урока в рамках муниципального конкурса "Урок года" по теме "Об этом можно говорить стихами
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Наурызбаева Алия Тимеркановна

Ребятам предлагается задуматься о вечных ценностях(любовь, верность, семья)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literatury.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

литература

Класс

7

Учитель

Наурызбаева Алия Тимеркановна

Тип урока

Закрепление  материала

Тема урока

Любовь, верность и семья  в «Повести о Петре и Февронии »

Цель урока

Сформировать представления о древнерусской литературе как о неотъемлемой части мировой культуры, развивать читательскую культуру учащихся, совершенствовать умение учащихся воспроизводит текст и анализировать прочитанное

Тема

    Любовь, верность и семья  в «Повести о Петре и Февронии  Муромских»

Цель темы

Обучение анализу прозаического текста

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

  • навыки анализа текста;
  • умение понимать и формулировать тему, идею
  • умение характеризовать героев произведения

Личностные: 

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
  • формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим;

Регулятивные: 

  • целеполагание и планирование путей достижения целей;
  • самостоятельный контроль своего времени;
  • принятие решений в проблемной ситуации;
  • развитие навыков самооценки;

Познавательные: 

  • поисковое чтение и структурирование текста;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
  • устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: 

  • учитывать разные мнения;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
  • рецензирование ответов одноклассников;
  • работать в группе;
  • осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

  • живопись
  • основы православной веры
  • музыка
  • русский язык
  • групповая
  • фронтальная
  • индивидуальная
  • в паре
  • художественный текст
  • мультимедийная  презентация
  • аудио и видеофрагмент
  • проектор и экран
  • выставка репродукций
  • ромашки бумажные

Этапы урока

1 этап «Организационный»

цель

Ситуативное задание

Деятельность ученика

Планируемый результат

Создать позитивный настрой

у  учащихся

Здравствуйте, ребята, гости!  Позвольте представиться – меня зовут Алия Тимеркановна.  Проверьте, пожалуйста,  готовность к уроку. Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы сегодня на уроке каждый из вас открыл для себя что-то новое. Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе у вас и она поможет легко и радостно трудиться!

А начнем мы урок с  прослушивания музыкального клипа.    Демонстрация видеоклипа.

-Ребята, скажите, пожалуйста, о ком упоминается в словах этой песни?

Чем же эти герои заслужили такую честь? Какие ценности и чувства   пронесли эти герои?

Слушают учителя, одноклассников

Настроились позитивно на работу

2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся»

Сформулировать тему и задачи урока

-Ребята, попробуйте сформулировать тему урока и запишите ее в рабочих листах, которые лежат у вас на столах.( Любовь, верность и семья в «Повести о Петре и Февронии »). Вы познакомились с содержанием «Повести…» .Сегодня на уроке мы обратимся к этому величайшему произведению древнерусской литературы еще раз, чтобы понять, какие проблемы поднимаются в повести. Попробуем разобраться в характерах героев, попытаемся  сделать сравнение между прошлым и настоящим и выяснить актуальность нравственных ценностей.

-Попытаемся поставить цель перед собой ? Сформулируйте ее, пожалуйста,   и назовите.

  Да, действительно, как правильно вы подметили, что  Жизнь семейной четы Петра и Февронии Муромских — это история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.

Учащиеся формулируют тему и цели урока.

Проявить интерес к поставленной цели.

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Личностные :умение сотрудничать с учителем и учащимися.

Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию.

Коммуникативные: умение управлять своим поведением.

3 -4 этап

«Актуализация знаний»

 

Организация и самоорганизация учебного материала и создание условий по его восприятию

Повторение того, что необходимо к изучению нового материала :знание текста

развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися.

развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися.

Разобраться с тем, как раскрываются темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний в литературе Древней Руси;

Развитие навыка самоанализа и самооценки

 Вспомним, хорошо ли мы знаем содержание повести. Проверить это поможет тест, в котором вам нужно согласиться с утверждением или опровергнуть его( «+» или «-»).

(+) 1. Змий поведал о своей смерти жене Павла.

 (–) 2. Петр убил лукавого змия топором.

 (+) 3. От крови змия тело Петра покрылось струпьями и открылись   язвы.

 (–) 4. Феврония была из села Майского.

 (–) 5. Брат Февронии был скалолазом.

 (+) 6. Феврония нарочно сказала Петру не мазать мазью один  струп, чтобы проверить его.

 (–) 7. Петр с первого раза взял Февронию в жены.

 (+) 8. В Муроме бояре и их жены невзлюбили Февронию.

  (+) 9.Петра и Февронию  причислили к лику святых.

 (+) 10. Феврония вышивала для соборного храма Богородицы    воздух с ликами святых.

 (–)11. Души Петра и Февронии отошли в мир иной в разное время.

  (+) 12. После смерти их пытались разлучить два раза.

Правильные ответы называются. Взаимопроверка.  Критерии оценивания:

12      «5»

9-11     «4»        

6-8       «3»

0-5    

Регулятивные: выполнять учебное действие Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Умение критически мыслить, рецензировать ответ одноклассника.  

Ребята, продолжаем  работу. Мы  подбираемся к главному – героям повести. Какие же они?

Группам 1,3,5 предлагается охарактеризовать Петра с помощью оценочных слов.

Группы 2,4  -  охарактеризовать Февронию  с помощью оценочных слов.

 Представители групп отвечают.

ВЫВОД:  в повести автор воспевает прекрасные качества человеческой души как любовь, преданность друг другу и т.п.

Работа с текстом.

Нам с вами известно, что Петр и Феврония  не случайно стали героями повести.

Князь Петр для автора – воплощение справедливой княжеской власти, автор показал, какой должна быть  власть.

Но разве Петр всегда поступал по совести?  Почему симпатии автора на его стороне?

-Как вы думаете, почему в качестве главной героини автор выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?

Вывод подводят учащиеся.

Герои повести – реальные  исторические лица.

Но почему автор не рисует портретов героев повести?

Вывод: не внешность главное для него. Ум, душевная красота – вот что главное.

Проблемный вопрос:  в чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии?

Учитель:  Погребенные в Муроме своими молитвами Петр и Феврония  благословляют супружеские пары и их детей. Они канонизированы РПЦ ( выставка).

Физминутка

Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
Сидя. Взяться  правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа.

Закрепление материала.

Обсуждение

Регулятивные: выполнять учебное действие Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Умение критически мыслить, рецензировать ответ одноклассника.  

Регулятивные: выполнять учебное действие Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Умение критически мыслить, рецензировать ответ одноклассника.  

Словарная работа.

-Ребята, вам предлагается выполнить  такое задание. Поскольку в этом произведении есть устаревшая лексика, всем группам нужно подобрать современные синонимы  к таким словам.

С почтением –

Лукавый обманщик-

Пронырство-

Дивился-

Наветы-

Блаженный-

Чадолюбивые-

В России какая дата появилась недавно в календаре праздников? (8 июляздаются карточки с индивид. заданиями (кроссворды)

Составление таблицы, вывод

Работа в группах

Обсуждение, ответы на вопросы

Слушают учителя

Ребята, вам известно, какой праздник стал отмечаться 8 июля не так давно?

Какой символ у этого праздника? Да, это ромашка.

Букет ромашек мы подарим вашему учителю.

Звучит песня « Ромашковые поля» гр. Кватро.

-Ребята, у вас на рабочем месте  лежит по лепестку.

1,

 Ребята, у вас на столах лежат ромашки. На лепестках  учащиеся  из 1,3,5 групп  напишут качества, которые укрепляют семью.

2,4  группы– качества, которые разрушают семью.

-К чему семьи  должны стремиться?

Итоговый вывод:

Мы говорили о таких великих святых и о чувствах, которые они пронесли через всю жизнь. Давайте еще раз назовем их имена, .

Дома вы готовили небольшую фотопрезентацию о своих семьях. Учащиеся  по желанию рассказывают о семье

Как прекрасно, что ваши фотографии свидетельствуют о гармонии в ваших семьях, о счастье. Ребята, на ваш взгляд, об этих чувствах, ценностях достаточно просто говорить обычными словами?    Об этом  можно говорить стихами. Докажите  это.

Составление синквейна ( в группах).

1,3 группы  - любовь;

2 группа – Петр и Феврония;

4 группа – верность;

5 группа – семья.

Итог урока

 Ребята, в рабочих листах   вашему вниманию предлагается буриме ( стихотворение с пропущенными словами).

Вам нужно их восстановить и прочитать выразительно по одной строчке. Читают на фоне спокойной музыки.

 Что такое семья?

Вы спросите   меня

Я отвечу вам с удовольствием

Что семья – это дом,

Школа моя за окном,

И семья – это малая Родина!

Под пургой и дождем

Нас согреют теплом

И помогут в любых ситуациях

Мамы милой глаза

И улыбка отца,

И ватрушки, и булочки бабушки,

В мир идем из семьи,

Там корни твои,

Твоя долгая жизнь начинается,

И основа основ – наш родительский дом,

И семьей в мире жизнь продолжается!

 

Ответы на вопросы

Самооценка работы на уроке

Регулятивные: выполнять учебное действие Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Умение критически мыслить, рецензировать ответ одноклассника.  

6 этап  Рефлексия (интеллектуальная)

По опорным предложениям ребята оценивают свою работу на уроке.

Продолжи фразу..

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Больше всего мне понравилось…

Урок  навёл меня на размышления...(заставил задуматься)…

Выставление оценок за работу на уроке.  

-Ребята, вы имели возможность оценить работу одноклассника,  сделать самооценку, а кого, на ваш взгляд мы можем отметить как активных участников обсуждения. Оценки называются учителем.

7 этап Сообщение и разбор домашнего задания

Д.з. : самостоятельный выбор

1) сочинить небольшое стихотворение по  теме урока;

2) написать сочинение-миниатюру «Мое отношение к героям повести»;

3)нарисовать иллюстрацию к повести.

Благодарю вас, ребята, за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения

Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...

Методическая разработка урока посвященного 70-летию Великой Победы "Мы этой памяти верны..."

Цель урока: знакомство с героическим прошлым России, воспитание гражданской позиции  обучающихся. Задачи урока:- познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны как тя...

Методическая разработка урока в рамках муниципального конкурса "Урок года" по теме "Листает ветер летопись времен..."

В данном материале представлены конспект с раздаточным материалом, маршрутным листом. Урок  по теме "Морское путешествие по "ленте времени" предназначен для 6 класса для повторения. Урок был...

Методическая разработка урока в рамках ФГОС по литературе в 11 классе «Да не потемнеет лик Господа во мраке революции» (по повести В.А.Никифорова-Волгина «Дорожный посох»)

В современном обществе существенно изменилась парадигма ценностей. Смещение акцентов в сторону информационных технологий негативно сказалось на духовном облике человека. Зависимость от мультимедийного...

Методическая разработка урока литературы в 8 классе по УМК под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой. Э.Хемингуэй «Старик и море» «Человека можно уничтожить, но нельзя победить»

В данной методической разработке вы найдете интересный материал для проведения урока литературы по произведению Э.Хемингуэя "Старик и море". В процессе анализа художественного текста учащиес...

Методическая разработка урока в рамках кружка "Юный музеевед"

На базе кружка "Юный музеевед" есть музей "Старая Ржевка". Разработаны материалы, методические разработки по данной тематике. Материал будет полезен учителям и родителям учащихся 5...

Методическая разработка урока в рамках реализации основной общеобразовательной программы с использованием оборудования центра «Точка роста»

Растительные ткани, их функции. Лабораторная работа «Изучение строения растительных тканей» Планируемые результаты:Личностные- сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающи...