Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Григорьева Оксана Юрьевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2015- 2016 учебный год

 

Класс 9-Б

Учитель Григорьева Оксана Юрьевна

Название предмета литература

Учебник (под редакцией) С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. «Литература. 9 класс». В 2-х частях – М.: «Русское слово», 2012

Всего часов 102

Количество часов в неделю 3

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Одинцовская средняя общеобразовательная школа №1

«Утверждаю»

Директор МБОУ Одинцовской СОШ № 1

_______ Романовская О.В.

Приказ № ________от

«_» ________2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________ Чеснокова И.В.

«__» _________2015 г.

«Рассмотрено»

На ШМО учителей

русского языка и литературы

/ Остапчук Н.Г.

Протокол № _1__ от

«__» ________ 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2015- 2016 учебный год

Класс 9-Б

Учитель Григорьева Оксана Юрьевна

Название предмета литература

Учебник (под редакцией) С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. «Литература. 9 класс». В 2-х частях – М.: «Русское слово», 2012

Всего часов 102

Количество часов в неделю 3

 

2015г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Авторы новой программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - учебник», 2010) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах, что, безусловно, не противоречит преемственности в обучении. Курс истории литературы XX века на историко-литературной основе с включением кратких сведений о зарубежной литературе и ее развитии, в центре которого – анализ литературного процесса ХХ века, автор и художественное произведение в этом процессе – предусмотрен и программой по литературе для 9 класса // автор-составитель С.А. Зинин. Этой программе и учебнику по литературе, исходя из соображений целесообразности, я и отдала предпочтение. Те же авторы (С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев) и та же программа (см. выше: принцип программного сопряжения курсов 9 и 10 классов) в курсе изучения литературы старшего звена (10-11 классы) позволит продолжить начатый курс обучения по вышеуказанной программе и учебникам.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания,чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческоговоображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческихпонятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Важнейшими умениями в 9 классе являются:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка,стихотворение, глава повести и пр.);
  • умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

п/п

Наименование темы

Содержание темы

1

Введение

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные » темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.

2

Из древнерусской литературы

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве».Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.

Развитие речи: устное сообщение, сочинение.

Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.

Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».

3

Из литературы XVIII века

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.

Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).

Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.

Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.

Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.

Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.

Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.

4

Из литературы первой половины ХIХ века

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIXвека.

Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.

Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.

Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.

Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.

5

А.С.Грибоедов

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.

Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».

Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».

6

А.С. Пушкин

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник»,ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.

Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.

Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».

Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.

7

М.Ю.Лермонтов

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.

Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.

Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.

8

Н.В.Гоголь

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.

Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.

Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.

Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).

9

Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного)

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).

Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.

Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.

10

Из литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного)

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б. Пастернака).

Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М.Булгакова).
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л Петрушевской, В.Пелевина и др., лирика И.Бродского, О.Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.

Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.

  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
  • умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
  • умение объяснять роль художественных особенностей
    произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
  • умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Данная программа предназначена для учащихся 9 класса МБОУ Одинцовской СОШ №1 и рассчитана на 2014-2015 учебный год.

Программно-методическое обеспечение:

  1. Литература. 9 класс. Тематическое планирование. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О.;
  2. С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. «Литература. 9 класс». В 2-х частях – М.: «Русское слово», 2012.
  3. Меркин Г.С., С.А.Зинин Программа курса «Литература» 5-9 классы. –М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 208с.

Рабочая программа конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Общее количество часов: 102

Количество часов в неделю: 3

Содержание учебного предмета:

Для заучивания наизусть

  1. «Слово о полку Игореве» (фрагмент);
  2. М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору).
  3. Г.Р. Державин. Одно из стихотворений (по выбору).
  4. К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору).
  5. В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору).
  6. А.С. Грибоедов. «Горе от ума » (отрывок по выбору).
  7. А.С. Пушкин. 3—5 стихотворений (по выбору).
  8. М.Ю. Лермонтов. 3—5 стихотворений (по выбору).
  9. Н.В.Гоголь «Мёртвые души» (фрагмент).
  10. Поэзия Серебряного века (2 – 3 стихотворения по выбору).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематическое планирование для 9 класса по программе Г. С. Меркина

Планирование составлено на основании: Литература. Программа для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авторы- составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Русское слово, 2012.

Планируется сочинений : классных-  6, домашних -7,

 Контрольное тестирование – 2.

п/п

Наименование разделов и тем

Часов по программе

Часов по рабочей программе

В том числе:

Уроки

Развитие речи

Контрольные работы

1

Введение

1

1

1

2

Из древнерусской литературы

6

6

5

1

3

Из литературыXVIII века

10

10

8

1

1

4

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти 19 века

11

6

4

1

1

5

А.С. Грибоедов

10

10

8

2

6

А.С. Пушкин

25

25

17

6

2

7

М.Ю. Лермонтов

17

17

12

3

2

8

Н.В. Гоголь

14

14

10

3

1

9

Литература второй половиныXIX века

5

7

6

1

10

Из литературы XXвека

5

5

4

1

11

Резерв

1

1

105

102

Итого: 102 часа

Из них на развитие речи – 17

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

В результате изучения литературы ученик должен:

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
  • давать характеристику героев;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

•сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаиватьсвою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Основные виды устных и письменных работ по литературе в 5—9 классах

Устно

Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно-популярных текстов, в том числе и выученных наизусть.

Пересказ художественных произведений (подробный, краткий, выборочный, от другого лица, художественный — с максимальным использованием особенностей текста). Устное словесное рисование. Устное сочинение-рассуждение, сочинение-описание по изучаемому произведению. Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о художнике-иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника, самостоятельного чтения дополнительной литературы.

Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актерском или авторском чтении. Сочинение-рассказ о посещении выставки, экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание — создание стихотворения, спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни, былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.).

Письменно

Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос, написание тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая). Составление плана (простого, сложного, цитатного) прочитанного произведения или собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепостановке. Сочинение на основе личных наблюдений. Доклад или реферат на литературную тему. Конспект, план исторической статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения и пр.).

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческоговоображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
  • Анализ и интерпретация произведений.
  • Составление планов и написание отзывов о произведениях.
  • Написание изложений с элементами сочинения.
  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
  • Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р.
  2. О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования: Методическое письмо // Настольная книга учителя литературы / Сост. Е.А. Зинина, И.В. Корнута. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – С. 198  202.
  3. Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русская литература XIX – XX веков. 10 – 11 классы: Программа курсов. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  4. Литература. 9 класс. Тематическое планирование. // Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  5. Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. Часть 1. // Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  6. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

  1. Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч.. // Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
  2. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2009.

Ресурсное обеспечение программы

Гоголь Н.В.

http://gogol.lit-info.ru/

http://www.ngogol.ru/

http://nikolay-gogol.ru/

http://www.nicolaygogol.org.ru/

http://www.domgogolya.ru/

http://www.nikolay.gogol.ru

Горький А.М.

http://www.hrono.info/biograf/gorkyi.html

http://www.maximgorkiy.narod.ru/

Грибоедов А.С.

http://www.griboedow.net.ru/

Карамзин Н.М.

http://www.karamzin.net.ru

Лермонтов  М.Ю.

http://www.lermontov.name/

http://www.vrubel-lermontov.ru/

http://www.lermontov.info/

http://www.tarhany.ru/museum/

http://lermontov.niv.ru/

Пушкин А.С.

http://pushkin.niv.ru/

http://pushkin.novgorod.ru/

Тургенев И.С.

http://www.turgenev.org.ru/

Электронные библиотеки

http://feb-web.ru/ - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ).

http://www.rvb.ru/ - русская виртуальная библиотека.

http://www.kidsbook.narod.ru - библиотека детской литературы.

http://litera.ru/stixiya/ - Стихия: классическая русская/ советская поэзия.

Виртуальные музеи

http://www.likt590.ru/project/museum/ - виртуальный музей литературных героев.

http://www.tretyakov.ru - Третьяковская галерея.

http://www.rusmuseum.ru/ - Русский музей.

http://www.hermitage.ru/  - Эрмитаж.

http://www.museum.ru/gmii - Пушкинский музей изобразительных искусств.

http://www.museum.ru - музеи и галереи России.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Интерактивная доска;
  2. Проектор;
  3. Коллекция электронных образовательных ресурсов;
  4. Автоматизированное рабочее место педагога.

Календарно-тематическое планирование 2015-2016 учебный год

Класс: 9-Б

Учитель: Григорьева Оксана Юрьевна

Вид программы:_ _рабочая

Название предмета: __литература

Учебник (под редакцией): С.А.Зинина

Всего часов: 102

Кол-во часов в неделю: 3 часа

п/п

урока в теме

Тема раздела, урока

Дата

Примечание

Введение

1

1

Цели и задачи изучения историко-литературного курса.

Из древнерусской литературы (6 часов)

2

1

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.

3

2

Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Стилистические особенности «Слова».

4

3

Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи.

5

4

Человек и природа в художественном мире поэмы.

Домашнее сочинение

6

5

Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

7

6

Тестирование по «Слову о полку Игореве». Подготовка к домашнему сочинению (темы по выбору)

тест

Из русской литературы XVIII века (10 часов)

8

1

Основные тенденции развития. Русский классицизм.

9

2

Расцвет отечественной драматургии (Сумароков А.П., Фонвизин Д.И., Княжнин Я.Б).

10

3

Расцвет отечественной драматургии (Сумароков А.П., Фонвизин Д.И., Княжнин Я.Б).

11

4

Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр, идея.

12

5

Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева.

13

6

Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева.

14

7

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М.Карамзина. Роль писателя в совершенствовании языка.

15

8

Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина.

16

9

Конкурс рефератов и докладов.

17

10

Р.Р. Сочинение.

сочинение

Становление и развитие русского романтизма (6 часов)

18

1

Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности.

19

2

Черты романтизма в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского.

20

3

Черты романтизма в творчестве К.Ф. Рылеева, А.А. Баратынского.

21

4

Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Домашнее сочинение

22

5

Анализ-исследование одного стихотворения (по выбору).

23

6

Р.Р. Конкурсное чтение наизусть.

А. С. Грибоедов (10 часов)

24

1

А. С. Грибоедов. Жизненный путь и литературная судьба Грибоедова.

25

2

Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии.

26

3

Идеалы и антиидеалы Чацкого.

27

4

Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX века.

Домашнее сочинение

28

5

Чацкий и Молчалин.

29

6

Образ Софьи в трактовке современников и в нашем видении.

30

7

Р.Р. Конкурсное чтение наизусть (монологи Чацкого, Фамусова).

31

8

Особенности создания характеров в комедии «Горе от ума».

32

9

И.А.Гончаров о «Горе от ума».

33

10

Р.Р. Классное сочинение по творчеству А.С. Грибоедова

сочинение

А.С. Пушкин (25 часов)

34

1

А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина.

35

2

Темы, мотивы и жанровое многообразие лирики А.С.Пушкина.

Домашнее сочинение

36

3

Тема поэта и поэзии.

37

4

Лирика любви и дружбы в творчестве Пушкина.

38

5

Вольнолюбивая лирика.

39

6

Тема природы в творчестве А.С. Пушкина.

40

7

Р.Р. Конкурсное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.

41

8

Письменный анализ стихотворения (по выбору).

42

9

Художественное своеобразие и проблематика поэмы «Кавказский пленник».

43

10

Реализм «Маленьких трагедий».

44

11

Реализм «Повестей Белкина».

45

12

Мастерство писателя в создании характеров.

46

13

«Чувства добрые» - лейтмотив пушкинской поэтики.

47

14

«Евгений Онегин» как свободный роман и роман в стихах.

48

15

Р.Р. Классное сочинение «Автор и его герой в образной системе романа».

сочинение

49

16

Р.Р. Классное сочинение «Автор и его герой в образной системе романа».

50

17

Онегин и Ленский.

51

18

Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора.

52

19

Картины жизни русского дворянства в романе.

53

20

Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина».

54

21

В.Г.Белинский о романе.

55

22

Контрольное тестирование по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

тест

56

23

Р.Р. Конкурсное чтение наизусть.

57

24

Р.Р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

сочинение

58

25

Р.Р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

М.Ю. Лермонтов (17 часов)

59

1

М.Ю.Лермонтов. Жизненный и творческий путь.

60

2

Темы и мотивы лермонтовской лирики. Тема свободы и назначения художника.

61

3

Тема одиночества в творчестве поэта.

62

4

Судьба поэта и его поколения.

Домашнее сочинение

63

5

Патриотическая тема в поэзии Лермонтова.

64

6

Р.Р. Конкурсное чтение наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова.

65

7

Анализ-исследование стихотворения (по выбору)

66

8

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе.

67

9

Своеобразие композиции и образной системы романа.

68

10

Автор и его герой.

69

11

Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки.

70

12

Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа.

71

13

Мастерство психологической обрисовки характеров.

72

14

«История души человеческой» как главный объект повествования. В.Г.Белинский о романе.

73

15

Р.Р. Подготовка к сочинению. Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.

сочинение

74

16

Р.Р. Подготовка к сочинению. Классное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова

75

17

Контрольное тестирование по роману «Герой нашего времени».

Н.В. Гоголь (14 часов)

76

1

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество Гоголя.

77

2

Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника.

78

3

Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ».

79

4

Образы помещиков. Манилов. Коробочка.

80

5

Образы помещиков. Ноздрев. Собакевич.

81

6

Образы помещиков. Плюшкин.

82

7

Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души.

83

8

Народная тема в поэме.

84

9

Фигура автора и роль лирических отступлений.

Домашнее сочинение

85

10

Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

86

11

Конкурс рефератов и докладов.

87

12

Р.Р. Классное сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.

88

13

Р.Р. Классное сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.

сочинение

89

14

Р.Р. Конкурсное чтение наизусть.

Литература второй половины XIX века

(обзор с обобщением ранее изученного). 7 часов.

90

1

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 г.г. Расцвет социально-психологической прозы.

91

2

Своеобразие сатирического дара М.Е .Салтыкова - Щедрина («История одного города»).

92

3

Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета.

93

4

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.

94

5

Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

95

6

Проза и драматургия А.П Чехова в контексте рубежа веков.

96

7

Нравственные и философские уроки русской классики 19 столетия. Тест.

Домашнее сочинение

Из литературы XX века

(обзор с обобщением ранее изученного). 5 часов.

97

1

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И.Бунин, А.Куприн).

98

2

«Серебряный век» русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи.

99

3

Р.Р. Конкурсное чтение наизусть (по выбору).

100

4

Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).

101

5

Литературный процесс 50-80 годов.

102

1

Итоговый урок. Рекомендации к летнему чтению.

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....