Открытый урок по теме "Эпистолярный жанр - в прошлом?"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Кашеварова Ольга Вадимовна

       В красную книгу отечественной культуры с полным основанием можно уже записать древнее, благородное, некогда процветавшее в России эпистолярное искусство - умение писать письма. Писание писем, к которому человек приобщался с детства, - прекрасная школа грамотности и драгоценного умения человеческого общения. Желание стать соучастни ком возрождения искусства эпистолярного сочинительства привело к созданию и проведению данного урока в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эпистолярный жанр30.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 11 классе по теме

«Эпистолярный жанр – в прошлом?»

Дата: 19.04.2013г.

Класс: 11 «Б»

Учитель: Кашеварова О.В.

Тема урока: «Эпистолярный жанр – в прошлом?»

Место урока в учебном плане: 4-ый урок в разделе «Стилистика. Функциональные стили».

Тип урока: комбинированный

Цель урока: систематизировать знания по теме «Письмо как жанр разговорного стиля речи».

Задачи урока:

образовательные:

  • обучение выразительному чтению текстов эпистолярного жанра  разговорного стиля,
  • обучение монологическому высказыванию,
  • обучение извлечению из прочитанного текста нужной информации в рамках изучаемой темы,
  • обучение анализу текста эпистолярного жанра,

воспитательные:

  • воспитание уважения к эпистолярному наследию прошлого,
  • формирование языкового вкуса,

развивающие:

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся,
  • развитие познавательного интереса у учащихся,
  • развитие творческих способностей учащихся.

Словарная работа: 

эпистолярный жанр, эпистолярное искусство, адресат, адресант.

Оснащение:

  •  Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Русское слово», 2006.
  • Письма известных людей (из собраний сочинений писателей: А.С.Пушкина, Л.Андреева, М.А.Булгакова,В.Шаламова)
  • Портреты писателей (А.С.Пушкин, А.П.Чехов, Ф.М.Достоевский, Л.Андреев, М.А.Булгаков, В.Шаламов)        

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть урока.

Эпистолярный жанр – в прошлом?

1. Вступительное слово учителя.

    Работа с эпиграфами к уроку.

     «Мёртв эпистолярный жанр. Жалеть не надо». (Д.Стахов «The new times», 19.01.2009г.)

     «Кто сегодня пишет письмо? Старушки по старой памяти». (В.Ширгев «Новая газета», 20.07.2009г.)

     «Сегодня почте редко доверяют что-то важное». (Б.Вишневский, там же)

     «Как бы грустно это ни звучало, но сейчас короткие отрывочные послания, передающие факты без какой-либо эмоциональной окраски, заменили письмо. Мы теряем навык написания письма. А ведь это целое искусство, которым в совершенстве владели наши предки. Конечно же, жанр не исчез совсем. Среди огромного числа этих холодных, формальных посланий можно найти письма, по-настоящему наполненные теплотой и эмоциями. Разница между ними видна сразу. Письма написаны, чтобы передать свои чувства и эмоции человеку, который действительно дорог, чтобы делиться, а не только получать информацию. Их пишут от всего сердца, вдумчиво и старательно подбирая каждое слово». (Из ученического сочинения о письме.)

     «Всё в мире возвращается: обычаи, люди, мысли, ценности… Также вернётся к нам и письмо… это чудо, которого ждёшь с нетерпением!» (Из сочинения)

     В красную книгу отечественной культуры с полным основанием можно уже записать древнее, благородное, некогда процветавшее в России эпистолярное искусство – умение писать письма.

      Современный интеллигентный молодой человек не стесняется произнести: «Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню…» Ему и в голову не придёт, что сознаваться в этом почти так же неприлично, как если бы он бесхитростно объявил: «Я, знаете ли, прочитать этого не сумею – грамоты не одолел».

2. Постановка целей и задач урока.

     Писание писем, к которому человек приобщался с детства («Напиши-ка бабушке письмо, она его давно ждёт…»), - прекрасная школа грамотности и в широком и в узком смысле этого многомерного слова. Да и не только грамотности, но и драгоценного умения человеческого общения.

      Это факт – утрачено искусство писать письма. А ведь когда-то наши соотечественники умели и любили писать. Тогда не хватали открытку, чтобы вывести  на ней торопливо …и счастья в личной жизни! Тогда перипетии этой «личной жизни» доверяли тщательно отобранным словам, уважая себя и корреспондента, перебеливали черновик, чтобы поиск слова, выразившего боль и радость, остался тайной писавшего, а читающий воспринял бы найденное как единственное.

     Сейчас много говорится о необходимости возрождения утерянных культурных традиций, звучат голоса и о важности, значимости эпистолярного жанра. Я призываю вас быть соучастниками возрождения искусства эпистолярного сочинительства.

     Как вы думаете, почему так важно уметь писать письма? Зачем люди вообще придумали письмо?

     Письма сокращают расстояния, дают возможность хотя бы на несколько минут приблизить дорогого, родного человека. Они дают возможность состояться содержательному, взаимно обогащаемому диалогу: они в какой-то степени формируют характер человека, во всяком случае, его шлифуют. Ведь в письме, как и в дневнике, человек, сосредоточивается, сам себя как бы систематизирует и «итожит», сам себя познаёт, объясняет себя другому. Эпистолярный слог, несомненно, всегда являлся показателем культуры и самосознания человека.

 3. Беседа.

      Письмо в художественном произведении

     Многие литературные произведения сохранили образцы этого искусства и сам процесс писания письма:

  • «Евгений Онегин», «Дубровский»  А.С.Пушкина,
  • «Война и мир» Л.Н.Толстого,
  • «Гранатовый браслет» А.И.Куприна,
  • «Преступление и наказание», «Бедные люди» Ф.М.Достоевского,
  • «Ванька» А.П.Чехова,
  • «Два капитана» В.Каверина

        -   Сопоставим письма друг другу Татьяны и Онегина.

     Её письмо – это письмо любви, его письмо – письмо страсти.

      Главный герой письма Татьяны – Онегин. Татьяна пишет ему, какой он замечательный и что они созданы друг для друга.

      В письме Онегина главный герой – он сам: письмо жалости к себе самому, он всю жизнь видел в мире только себя. Он и сейчас такой же. Всё та же формула онегинской жизни: хочу – значит должен иметь… Евгений по-прежнему путает готовность отдать себя другому с желанием присвоить другого себе. В его письме  всё: обида, страсть, упрямство - всё, но не любовь.

       Таким образом, в «Евгении Онегине» письма проявляют своеобразие характеров пушкинских героев.

     О том, как письмо формирует человеческую личность, интересно и доказательно рассказал Ф.М.Достоевский в раннем романе «Бедные люди» - романе в письмах.

     В сущности движение сюжета этого романа определяется не столько сменой событий, сколько видимыми изменениями «слога» героя. В первых письмах он сетует на своё косноязычие, неумение выразить большое человеческое глубокое чувство, охватившее его: «Не взыщите, душечка, на писание; слогу нет, Варенька, слогу нет никакого. Хоть бы какой-нибудь был! Пишу, что на ум взбредёт, так, чтобы вас только поразвеселить чем-нибудь» (апреля 12-го).

     Но постепенно слог прорезается у него, самому доставляя радость и поддерживая всегда сильное в нём чувство самоуважения. Эпистолярный слог – показатель уровня культуры и самосознания. Герой Достоевского это хорошо понял. И хотя в конце романа, в предельном отчаянии он пишет прощальное письмо, как в бреду, всё же оставляем мы его в гордом сознании: «А то у меня и слог теперь формируется…» (сентября 30-го).

4. Выступления учеников.

     Роль писем в жизни знаменитых людей.

     Мы вспомнили здесь о том, как русские писатели прошлого рисовали героев, пишущих письма. Но ведь они писали их и сами. Писали много, с упоением, с любовью к тем, кому они посылались. Эпистолярное наследие классиков тщательно собирается, хранится, систематизируется и изучается. Для многих писателей их частные письма были школой творчества.

     А для нас – читателей и наследников – это живые уроки «слога».

 

     До нас дошло 847 писем Александра Сергеевича Пушкина, из них 72 имеются только в черновиках. Черновики – свидетельство огромной работы Пушкина над письмом. Письма так же тщательно отделывались им, как и стихи (композиция, стиль, лексика и т.д.). Часто одно и то же место исправляется много раз (например, в черновом письме к В.Ф.Вяземской от конца октября 1824г. имеется 15 вариантов одной фразы; краткий отзыв об элегии Баратынского в письме к Бестужеву от 12 января 1824г.: ««Признание» - совершенство» - переделывается 5 раз.

     

      Письма Л.Андреева стали поучительны во многих отношениях. Они раскрывают человеческую личность широкого диапазона: большой круг интересов, яркий темперамент, насыщенная эмоциональная жизнь, неожиданная для многих читателей Л.Андреева заразительная весёлость. А кроме всего – лёгкое, виртуозное владение словом и многими стилями речи.

     В многожанровой мозаике эпистолярного наследия М.Булгакова отразились многие грани многослойной жизни его души: целая жизнь большого и много страдавшего человека, первоклассного художника слова, Мастера.

     Так, вкладывая в них лучшую часть души, писали друг другу письма многие интеллигентные русские люди предреволюционной и предвоенной поры. Они не экономили на письмах ни души, ни бумаги, ни времени, они вкладывали в почтовые конверты частицу самих себя. Не столько информировали о событиях, сколько раскрывали себя: просили сочувствия или выражали его, собирались с мыслями и силами, шутили не только потому, что одолевала беспричинная весёлость, но и затем, чтобы заглушить  крик боли или стон разочарования. Словом, в письмах жила человеческая душа. Жила полноценной, сложной жизнью, а не той, искусственно укороченной, которая проступает теперь в торопливом разбеге писем к случаю: «Желаем Вам успеха в труде и счастья в личной жизни!..» У человека только одна жизнь – и любое общественно значимое, всемирное событие он всегда переживает лично – на то он и человек. И письмо как самая распространённая и доступная каждому форма исповеди очень полно отражает ценность каждой личности и уровень её духовной культуры.

     Кто и когда учит человека этой культуре? Утрачиваемой культуре… (Заметим это ещё раз с глубоким сожалением и с тревогой.) Да, пожалуй, никто. Оттого она и уходит от нас всё дальше. Надо вернуть эпистолярную культуру нашей повседневности. Надо учиться писать письма. Разовьётся умение излагать собственную мысль, повысится культура человеческого общения, которой нам в сегодняшнем быту ощутимо недостаёт.

     Не дадим исчезнуть из отечественной культуры её громадного состояния: древнего, прекрасного, умного искусства человеческого общения – эпистолярного искусства.

5. Практическая работа: анализ текстов.

     Познакомьтесь с подборкой писем-поздравлений, принадлежащих российским знаменитостям 19 века. Докажите, что эти тексты могут служить образцом речевой культуры, образцом для подражания.

  1. Дорогая Мария Гавриловна, - запряжённый в ярмо заседаний Государственного Совета, я лишён возможности поздравить Вас лично с наступающим днём Вашего Ангела, нор шлю Вам самые горячие пожелания здоровья, душевного спокойствия и всего, что есть на Божьем свете хорошего. В нынешнем году исполняется 30 лет нашего личного знакомства: я благодарю Вас сердечно за всё отрадное, яркое и светлое, что я из него извлёк.

(А.Кони, известный адвокат

и общественный деятель)

  1. Любезный и дорогой друг Алексей Михайлович! Очень радуюсь случаю напомнить тебе о себе сердечным поздравлением с твоей твёрдой и благородной 50-летней литературной деятельностью. Поздравляю тебя также с почти 50-летней с тобой дружбой, которая никогда ничем не нарушалась. Любящий тебя друг Л.Толстой.

                                                                                       (Письмо А.М.Жемчужникову)

  1. Христос воскрес, многоуважаемый и дорогой Николай Александрович! Спешу поздравить Вас с сорокалетием литературной деятельности и пожелать Вам всего хорошего! Дай вам Бог здоровья – это главное, а остальное само приложится, как Вами завоёванное и давно заслуженное. Прасковью Никифоровну поздравляю и от души желаю ей всего лучшего. С истинным уважением

                                                                 Ваш покорнейший слуга А.Чехов.

6. Актуализация знаний.

     Письмо как разновидность текста.

     Существует множество видов писем. Это и официальные, и деловые, и личные письма. Выделяют также письма благодарственные, извинения, напоминания, рекомендации, соболезнования, приглашения, подтверждения, ответы и многие другие.

     Написав письмо, вы вкладываете его в конверт. Что чётко и грамотно должно быть написано? (Адрес.)

     От слова «адрес» образовалось новое слово – «адресат». Кто это? (Человек, который получит письмо.)

     А как можно назвать человека, который написал письмо? («Адресант».)

Адресат – получатель: официальное лицо – неофициальное;

                                            знакомый – малознакомый – незнакомый;

                                            близкий – родной.

Адресант – отправитель: официальный – неофициальный.

Информация: деловая – неделовая, личная, эмоциональная.

Коммуникативная задача: сообщить (оповестить);

                                                   поздравить;

                                                   извиниться;

                                                   поделиться мыслями, чувствами;

                                                   поблагодарить и т.д.

           

7. Практическая работа.

Сравните два фрагмента писем. Проанализируйте их по плану:

  1. Адресат – адресант. (В первом письме общаются хорошо знакомые люди, может быть, друзья; во втором – официальные лица.)
  2. Информация. ( Первое письмо содержит информацию личного характера, а второе – официального.)
  3. Коммуникативная задача. (В первом письме – извиниться, поделиться новостями; во втором – сообщить.)

А. Милый друг мой!

     Получил твоё письмо из Берлина – спасибо тебе! Хотел ответить в тот же день, а отвечаю через восемь.

     Лишь недавно проводил друзей и по обыкновению закопался в бумагу.

     Напиши, пожалуйста… как твои дела. Ты знаешь, о чём я спрашиваю.

(Из письма М.Горького Ф.Шаляпину)

Б. Уважаемый Денис Иванович!

     В ответ на Ваш запрос от 21.02.2005 г. сообщаем, что согласно Вашей просьбе мы направили Вам 30.03.2005 всю необходимую учебно-методическую литературу по адресу, указанному в Ваших письмах.

Оргкомитет

8. Систематизация знаний.

     Части письма. Его оформление.

     Приветствие и (или) обращение – называние того, кому предназначено письмо.

     Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.

     Основная часть - изложение информации, интересующей адресата.

     Заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощание и т.д.

     Подпись. Дата.

9. Домашнее задание:

     Упражнение 562:

1. Ознакомьтесь с основными правилами написания писем.

2. Напишите письмо другу (подруге), брату (сестре) ,матери(отцу)  и т.д.

    Можно написать письмо учителю.

III. Заключительный этап урока.

       Подведение итогов урока.

       Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показательный (открытый) урок в 5 классе по разделу «Богатство русского фольклора и виды фольклорных жанров»

Обобщение и систематизация знаний учащихся по вышеуказанному разделуРазвитие навыков монологической речи учащихся, актёрского мастерства, свободного владения теоретическим материаломВоспитать у ...

2011 г. Открытый урок в классе фортепианного ансамбля "Жанры движения в музыке"

Тип урока: Обобщение и закрепление  знаний, умений и навыков. Применение знаний, умений и навыков  на практике.Цель урока: Закрепить представления о жанрах  движения в музыке, танцеваль...

Открытый урок по литературе по теме: "Жанр и композиция романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Роман "Мастер и Маргарита" -главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фонтазии....

открытый урок "Жанр героического эпоса"

Тема урока: Жанр героического эпоса как проблема учебного исследования Учитель: Яковлева А.И.Место проведения: кабинет русского языка и литературы МСОШЦели:Обучающие:1. Обобщение знаний о м...

Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе. Тема: «Анализ текста. Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему «Память о военном лихолетье».

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему «Анализ текста» - один из вариантов уроков, которые способствуют подготовке к ГИА по русскому языку. Тема сочинения актуальна  в год юбилея Поб...

Открытый урок по литературе в 7 классе на тему:"Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка""

Конспект урока содержит анализ образов повести, коспозиции, сюжета. Сравнительная характеристика главных героев и разбор изобразительно- выразительных средств. Роль антитезы в повести "Барышня- кресть...

Открытый урок Назлымовой Э.А. Тема:"Освоение концертного жанра в младших классах ДШИ и ДМШ. Роль фортепианного концерта в раскрытии творческого потенциала учащихся. Работа над "Легким концертом" Н.И.Сильванского G-dur 1 часть

28 сентября 2017г прошел открытый урок преподавателя Назлымовой Э.А. с уч-ся 3-го класса Чуль Лия-Сарой.Тема: "Освоение концертного жанра в младших классах ДШИ и ДМШ. Роль фортепианного концерта ...