Проектная деятельность на уроках литературы
статья по литературе (5 класс) на тему

НуриеваЧулпан Фануровна

Основная идея метода проектной деятельности - обучение на активной основе черех целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом значении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ГМО учителей русского языка и литературы (МБОУ СОШ № 22)

Проектная деятельность на уроках литературы

Учитель Абдуллина Ч.Ф.

02.11.2015

Проектная деятельность на уроках литературы

Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на

одаренность, кроме тех, которые

проявляются в результате

активного участия хотя бы в самой

маленькой поисковой работе.

А.Н.Колмогоров

Вы можете с каждым днём становиться

всё умнее и умнее. Ум

может развиваться – его можно укрепить, настроить

и подготовить так, что он будет творить чудеса.

Мэрилин вос Сэйвэнт

        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

        Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.

        Овладение универсальными учебными действиями в конечном счёте ведёт к формированию способностей успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.

        Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирование компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Личностный рост школьника – это ещё и развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (Человек, Семья, Отечество, Природа, Мир, Знания, Труд, Культура).

Школа – это живой организм, чутко реагирующий на все изменения, происходящие в социальной, политической и экономической жизни страны. Несмотря на вековые традиции, школа всегда активно включается во внедрение новых технологий. Сегодня в каждом учебном заведении есть компьютерные классы, выход в Интернет. Это большое подспорье в организации учебных занятий, в том числе и по литературе.

        Безусловно, использование информационных технологий на каждом уроке литературы будет неуместным. Литература – это, прежде всего, общение с писателем через кропотливое изучение и анализ художественного текста, это живая речь учителя и ученика, их диалог.

        Однако разумное внедрение информационных технологий поможет сделать урок более ярким, наглядным, запоминающимся. Сейчас много говорят  об использовании методов проекта на уроках литературы. Данный метод не является открытием нашего времени, он возник ещё в начале ХХ столетия в США. Основная идея метода: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом значении.

        Метод проектов всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы и, во-вторых, направлен на получение результата. Работа с проектами позволяет учащимся приобретать знания, которых они не получают при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что учащиеся сами делают свой выбор и проявляют инициативу. А учитель организует учебный процесс таким образом, чтобы побудить учащихся к поиску знаний, он помогает им добывать знания самостоятельно, создаёт учебную среду для освоения опыта.

        Хороший проект должен иметь практическую ценность; предполагать проведение самостоятельных исследований; давать ребёнку возможность учиться в соответствии с его способностями; помогать налаживанию взаимодействия между обучающимися.

        Что же такое проект – исследование на уроках литературы?  Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности. Подобный вид деятельности формирует навыки самостоятельной работы с художественным и литературоведческим текстом, обогащает читательский опыт. Петербургский методист профессор М.Г.Качурин посвятил этой теме книгу «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы». Нельзя не согласиться с его утверждением, что в школьной исследовательской деятельности научного открытия как такового не происходит. Но это вовсе не говорит о бессмысленности подобной работы, ведь конечный результат подобного вида деятельности – собственная интерпретация литературного материала, новый взгляд на художественное произведение.  

Ученическое исследование – это самостоятельная научная работа ученика под руководством учителя с определением цели, этапов исполнения и обзором использованной литературы.

Учитель помогает детям выбрать тему исследования и определить его цель, а также помогает подобрать необходимую литературу, наметить основные этапы. Ученик планирует, к какому времени будет изучена и законспектирована литература, когда будут систематизированы отобранная информация и наблюдения над текстом произведения, к какому времени будет оформлен черновик, когда будет приходить на консультации к учителю – руководителю исследования, когда работа будет окончательно оформлена.

Чтобы  ученик сам провёл исследование, оно должно быть ему по силам. Когда встречаешь работы шестиклассников или семиклассников объёмом в 10, иногда и больше, страниц, то сомневаешься в самостоятельном их написании.

Метод проектов может применяться на всех этапах обучения литературе.

Задача учителя литературы – грамотно организовать все этапы деятельности учащихся по подготовке к созданию проекта – исследования.

        Так, в 5 классах, где я работаю, сама предлагаю новый информационный материал, который пойдёт на урок, чтобы облегчить учащимся  подготовку, не перегружать и экономить их время.

При составлении тематического планирования в 5 классе по литературе, чтобы школьники ощутили себя в новой роли – роли исследователя, запланировала следующие проекты:

«Древнегреческие мудрецы»

«Его басни переживут века» (по творчеству И.А.Крылова)

«Там русский дух, там Русью пахнет…»

«Передай добро по кругу»

«Мои ровесники в  художественной литературе»

«Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях»

Для составления проекта «Древнегреческие мудрецы» предложила изучить материалы по Эзопу, Аристотелю, Диогену, Платону.

Безусловно, опыт учителя лучше видеть непосредственно на уроке, именно там проявляются в неразрывном единстве его профессионализм и личностность.

Это хорошо. ФГОС, проекты, использование компьютерных технологий, но основная задача, по-моему, уроков литературы – воспитание в своих учащихся доброты, милосердия, отзывчивости. Предлагаю посмотреть видеоролик «Стакан молока».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности на уроках литературы

В статье говорится о том, как проект, приготовленный  и выполненный для представления на Ярмарке идей, был использован на уроке литературы....

Проектная деятельность на уроках литературы

Презентация содержит теоретический материал о методе проекта, целях,задачах его применения на уроках литературы, а также предложен вниманию коллег проект "Штольц и Обломов"...

Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала

Презентация является приложением к статье "Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала", содержит иллюстративный материал....

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Н.А.Некрасова 7 класс.

Большой проблемой для учителя, я думаю с этим многие согласятся, является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные  уроки, домашние  задания, котор...

Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация

Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...

"Проектная деятельность на уроках литературы".

Проектная деятельность на уроках литературы.Тема проекта «Путешествие в Книгоград».5 класс.Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №13 округа  Муром Рязанова Екатерина ...

Обобщение педагогического опыта "Проектная деятельность на уроках литературы как инструмент социализации личности"

    В работе филологической кафедры принимают участие учащиеся с достаточно высоким уровнем учебной мотивации.  Но большой проблемой для учителя, я думаю, с этим многие согласятс...