Урок по теме "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова " М.Ю.Лермонтова
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Лукьянова Наталья Михайловна

Творческий урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Визитная карточка

Урок литературы  на тему

«М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича,

молодого опричника и удалого купца Калашникова»., 7 класс

Цели:

1. Расширить знания учеников о биографии М.Ю.Лермонтова, помочь ученикам выявить основную идею, особенности конфликта «Песни…»;

2. Раскрыть причину обращения Лермонтова к исторической теме, к теме чести и человеческого достоинства;

3. Развивать личностно смысловые отношения к учебному предмету: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала; развивать ценностное отношение учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам.

Оборудование:

1.Иллюстрации к произведению, портрет М.Ю.Лермонтова.

2.Мультимедийное оборудование.

План урока.

1.Орг.момент.

2.Вступительное слово учителя.

3.Работа с текстом.

4.Работа с иллюстрациями.

5.Творческая работа

6.Домашнее задание.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

-Ребята, сегодня у нас необычный урок. Послушайте, я расскажу вам одну школьную историю. Однажды мальчик вступился за девочку и подрался с её обидчиком. Классный руководитель решила наказать мальчиков. Девочка пыталась объяснить, что её защитник не виноват, но учительница не изменила своего решения: оба ученика получили неудовлетворительные отметки по поведению.

- Как бы вы оценили действие героев этой истории?

2.Сопоставительный материал.

-А теперь давайте сопоставим наш случай с поэмой М.Ю.Лермонтова.

Найдите параллели  этой истории с героями произведения (Эпизод кулачного боя между Кирибеевичем и Калашниковым).

3.Работа с текстом.

1) Какую роль играет пейзаж, открывающий повествование в 3 главе? (Слушаем фонохрестоматию) (Здесь природа оживает от сравнения с жизнью человеческой).

2) Исключительным событием или обычаем того исторического времени представлены кулачный бой в поэме? (читая «Песню…» узнаёшь много интересного о суровом быте людей 16 века, времён царствования Ивана Грозного, о царских пирах, о быте купеческих семей, кулачных боях на потеху царю).

Обо всём этом можно узнать из интереснейшей книги Б.Бродского «Вслед за героями книг» (глава «Москва времен Ивана Грозного»). В этой главе содержатся подробные сведения о быте России 16 века, об опричниках и купцах, о положении женщины, о пирах Ивана Грозного, о кулачных боях.

(Слушаем фонохрестоматию с.127)

3)- Зачем выходит Кирибеевич на кулачный бой? А каков Карибеевич – верный слуга царя? Найдите подтверждение в тексте. (У него есть всё: он красив, не обижен силой, богат и пользуется почестями, которые достаются ему как царскому любимцу.

- Как же мог он позорить честь замужней женщины? Вспомним историю. Грозный был царь, никого не миновал, и опричники его полную власть имели. Забавлялись властью своей, и противостоять народ ей не смел.

4) – Из каких побуждений идёт на бой Калашников?

(Честь издавна на Руси ценилась превыше всего. Для честного Калашникова позор жены – это и его позор, а позор для него – хуже смерти. Где-то в глубине души в поступке Кирибеевича Калашников чувствует пренебрежение боярина к простым людям. Тем решительнее его желание отомстить обидчику, постоять за светлую правду-матушку. Не случайно перед боем кланяется он не только царю и святым церквям, но и всему народу русскому. Он вышел не шутки шутить и готов лучше сложить голову, чем поступиться справедливостью. Но в этом человеке много нежности, заботы, самоотверженности. Подняв руку на любимого опричника царя и открыто, громко заявив об этом, Калашников совершает подвиг. Своей жизнью и смертью он утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства, что лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием.

Вот тому подтверждение в словах «Песни…» с.131

Как возговорил православный царь…

Да двух братьев моих своей милостью»

5) – Как понять поведение Ивана Грозного по окончании боя? (Царь казнил позорной казнью, а народ поклоняется могиле Калашникова)

6) – Правым ли себя считает Калашников, вступив в кулачный бой с Кирибеевичем? (Да. В песнях и балладах всегда воспевались смелость и благородство, удаль русская да чистота помыслов, любовь и честность.

Подтвердим словами из текста. с.129

Отвечает Степан Парамонович:……

Значит, Калашников молодой, статный. У него смелые соколиные глаза, кудрявая борода, могучие плечи, широкая, молодецкая грудь. С друзьями речь ласковая, с врагами суровая.

Он умеет торговать своими товарами, заманивает покупателей речью ласковой. Заботливый отец и любимый старший брат. Любит жену, но позора не стерпит. Строг с женой. Жил по закону господнему, никого не грабил, не убивал, не обманывал, чужих жен не позорил. Умный, рассудительный. Умеет постоять за свою честь, даже если грозит смерть. Перед смертью думает не о себе, а о жене и детях. Царя просит не о помиловании, а позаботиться о его семье. Люди помнили Степана Парамоновича, чтили его память. Его поступок расценивали как подвиг.

7)Почему он просит братьев, чтобы они «помолились … за его душу грешную»?

- Найдите в тексте ключевые слова, выражающие народную оценку поступка купца Калашникова. С.132

- Как бы вы поступили, оказавшись в наше время в схожей ситуации?

- Как вы теперь оцениваете поступок мальчика нашей первой школьной истории? Что-то изменилось в вашем отношении к нему или нет?

4.Работа с иллюстрациями.

- Как видит каждый из художников сцену кулачного боя?

- Почему именно эта сцена выбрана художниками для иллюстрации?

- Какая из иллюстраций ближе к вашему представлению о героях?

Поэма была написана в 1837 году. Чем этот год отмечен в жизни Лермонтова? (Впечатления от смерти Пушкина)

- Что вас больше всего взволновало в этом произведении?

- Кого Лермонтов считает главными героями «Песни…»? Откуда это видно?

(Из заголовка).

- Кому поэт больше всего симпатизирует из героев? Видно ли это из заголовка?

- Как рисует поэт Алену Дмитриевну? с.119.

(Это идеал женщины  Лермонтова – красота и кроткость. Такие у него были и другие герои.)

Здесь нужно сказать больше. Что поэт рано потерял мать, часто посещал часовню, где она похоронена, и глубоко грустил. Подростком пережил смерть любимого отца. Всё это так сильно отразилось на юном поэте, что в 16 лет он уже задумывался о жизни и смерти. Его любимые герои чаще всего круглые сироты (Мцыри, Вадим, Арсений). И Алена Дмитриевна, наша героиня, тоже круглая сирота.

Личность писателя всегда отражается в его произведениях. Надо только уметь это видеть.

5.Письменно ответить на вопрос:

Кто в «Песне…» является настоящим героем и почему?

6.Д/з:

1)выразительное чтение одной из глав;

2)написать сочинение –миниатюру по одной из иллюстраций в учебнике, либо на одну из тем: «Кирибеевич и Калашников», «Царь Иван Грозный»

3)выучить наизусть отрывок из поэмы: восход зари с.126

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по "Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова

Система уроков по "Песнь..." состоит из 2 уроков: 1.«Историческая эпоха в произведении М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; 2.«Конфликт пр...

Урок-исследование по по поэме М.Ю. Лермонтова "История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова"

Данный урок проводится при изучении творчества М.Ю. Лермонтова. Технология урока позволяет выйти за рамки учебного материала, предполагает интеграцию с учебным предметом "история".Способствует самореа...

Тест по поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова (7 класс).

Тест по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7 класс. 2 варианта....

Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Проектная работа   «Милостив и (или) жесток  царь Иван Васильевич Грозный»   (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника ...

Урок литературы в 7 классе «Кто победил в поединке: Кирибеевич или удалой купец Калашников?» в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок представляет собой аналитическое чтение 3 части поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова.." с последующей работой над вопросами, помогающее решить ряд нравственных вопросов: ус...

Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Урок  в 7 классе  "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....