рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Дубовцова Ольга Николаевна

Рабочая программа по литературе 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zapiska_lit-ra_8.doc125 КБ
Microsoft Office document icon lit-ra8.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
8 КЛАСС

Пояснительная записка

     

      Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта

общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина,

В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. - М.:

Просвещение, 2008.

     Авторская программа в основном  соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту, кроме этого, в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:

     - «Шемякин суд» (из древнерусской литературы);

     - М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок);

     -С.А. Есенин «Пугачев»;

     - И.С. Шмелев «Как я стал писателем».

     Вышеперечисленные произведения авторской программы могут быть использованы для чтения и обсуждения на уроках внеклассного чтения.

     Данная  рабочая  программа ориентирована  на  содержание  авторской программы, учебник-

хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.

     В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

 Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов.  Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  •         воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  •         развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  •         освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  •         овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Компетентность читателя предполагает:

– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

– готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;

– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи:

1. Поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

В программе 8-го класса выделяются произведения «для текстуального изучения» и «для обзорного изучения». Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При рекомендации подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения «для текстуального изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения «для обзорного изучения» читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения.

Теоретико-литературные понятия включены в аннотации к темам на этапе первоначального знакомства с ними. Динамика их дальнейшего изучения определяется в соответствии с возможностями учащихся и художественными задачами рассматриваемых произведений.

В программе выделяется раздел «Развитие речи учащихся», обозначено основное содержание работы по развитию речи. Задача развития речи в курсе литературы – овладение всеми видами речевой деятельности с опорой на изучаемый языковой материал; обучение восприятию чужого высказывания, переложению авторского текста и составлению собственного в устной и письменной форме.

В программе виды работ сгруппированы по четырем линиям: 1) переложение авторского текста; 2) читательская интерпретация художественного текста (в устной и письменной форме); 3) устные развернутые высказывания и сочинения на литературную и морально-этическую тему; 4) письменные творческие работы в разных жанрах.

Специфика предмета:

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Региональный компонент:

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 8 класса:

- промежуточный:  пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение  лица);  выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по

произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.

     - итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода;

тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащихся, теоретико-литературные знания; творческий зачет.

Методы контроля — это способы диагностической деятельности, обеспечивающие обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе.

Основными методами и формами проверки результатов обучения являются следующие:

  • устный контроль,
  • письменный контроль,
  •  дидактические тесты.

Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося. В практике учителей такой контроль чаще называется опросом. Опрос позволяет учителю установить обратную связь с классом, проверить эффективность проделанной работы.

Виды работ, при опросе соотносящиеся с развитием тех или иных читательских качеств:

1.   Эмоции.      

  • Выразительное чтение

  • Ответы на вопросы после первого чтения произведения

  • Оживление личных впечатлений, жизненных наблюдений по ассоциации с художественным текстом

  • Сопоставление литературного текста с явлениями других искусств на уровне эмоциональной оценки

2 .   Осмысление  

  • Составление плана содержания.

  • Сжатый пересказ

  • Комментирование текста

  • Ответы на аналитические вопросы, в  том числе и вопросы проблемного характера

  • Рассмотрение композиции художественного произведения

  • Сопоставление литературных произведений

  • Сопоставление близких по теме произведений смежных искусств на уровне концепции

3.   Воображение.

  • Творческие пересказы (с изменением лица рассказчика)

  • Устное словесное рисование

  • Составление киносценария

  • Инсценирование

  • Домысливание сюжета

  • Реконструкция внесценических эпизодов драмы

4. Реакция на  художественную форму

  • Пересказ, близкий к тексту

  • Стилистический анализ

  • Оправдание слов-образов и приемов авторского повествования

  • Сопоставление произведения и его реальной основы.

Следует отметить, что виды работ 1 и 3 групп тесно связаны между собой и часто могут взаимозаменять друг друга. Они обнаруживают в первую очередь субъективную позицию читателя.

Такую же родственность обнаруживают приемы изучения литературного произведения, отнесенные ко 2 и 4 группам. Они способствуют, прежде всего, прояснению авторской мысли, раскрывают позицию писателя.

Оценка знаний и умений по литературе осуществляется на основании как устного, так и письменного контроля:

  • ответ на вопрос,
  • сочинение,
  • реферат.

Частью контрольных измерительных материалов являются мини-сочинения, темы которых сформулированы как вопросы проблемного характера. Работа над такими сочинениями стимулирует самостоятельную мысль учащихся, требует знания содержания произведения и фактов из истории литературы.

Содержание программы учебного курса

Введение

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы XVIII века

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочиненияТеория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ».  Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мас терство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники) Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера».  Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Учебно-тематический план

Название раздела

Кол-во

часов

В том числе:

уроки

Уроки развития речи

Контрольные

работы

Введение

1

1

Устное народное творчество

2

2

Древнерусская литература

2

2

Литература XVIII века

4

3

1

Русская литература XIX века

32

27

4

1

Русская литература XX

19

18

1

Из зарубежной литературы

6

6

Повторение

2

1

1

Итого

85

77

6

2

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:

Учащиеся должны знать:

     - авторов и содержание изученных художественных произведений;

     - основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление);  мораль, аллегория,  дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман,  романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном  произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия,

эзопов язык,  художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной

литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент  композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

     - видеть развитие мотива, темы  в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

     - обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

     - видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

     - комментировать эпизоды  биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

     - различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

     - определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

     - сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

     - выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные

особенности писателя в пределах общего жанра;

     - осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

     - видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

     - находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

     - сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

     - выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

     - сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

   - редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

  Характеристика контрольно - измерительных материалов

  1. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.
  2. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 кл. – М.: «Издательство Астрель», 2000
  3. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы: Методическое пособие – М.: Дрофа, 2003
  4. Зубова  Е.Н. Контрольно-измерительные материалы. Литература 8 класс. М.:ВАКО 2013

Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы для учителя и учащихся

Литература

Для учащихся:

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. - М.: Просвещение, 2008.

  2. Литература России. Южный Урал. Хрестоматия 5-9 кл. / Сост. Капитонова Н. А., Крохалева Т. Н., Соловьева Т. В. – Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2003.

Для учителя:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. - М.: Просвещение, 2001.

  2. Золотарева И.В., Крысова  Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: ВАКО, 2005.

  3. Коровина В.Я., Збарский И.С, Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы.  - М.:

     Просвещение, 2002.

  4. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2008.

  5. Ерёмина О. А. Поурочное планирование по литературе: 8 класс. – М.: Экзамен, 2003.

  6. Литература России. Южный Урал. Хрестоматия 5-9 кл. / Сост. Капитонова Н. А., Крохалева Т. Н.,               Соловьева Т. В. – Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2003.



Предварительный просмотр:

Раздел, кол-во часов

№ урока

Тема урока

Содержание образования

Региональный компонент

Коррекция на 7 (8) вид обучения

Дата прове-дения

Введение (1ч)

1(1)

Русская литература и история.

Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому

своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Значение художественного пр-я в культурном наследии страны.

Совместная работа с классом. Знать основные понятия по теме.

Устное народное творчество (2ч)

2(1)

3(2)

Исторические и лирические песни.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

Исторические и лирические песни как жанр устной народной поэзии. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни «В темном лесе...», «Уж ты ночка, ночка темная...», «Вдоль по улице метелица метет...». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Художественное своеобразие песен.

Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений.

Предание (развитие представлений). Предания «0 Пугачеве», «0 покорении

Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий.

Совместная работа с классом. Знать основные понятия по теме. Выразительное чтение.

Совместная работа с классом. Знать основные понятия по теме. Пересказ текста.

Из древнерус-ской литерату-ры (2ч)

4(1)

5(2)

«Житие Александра Невского» как памятник древнерусской литературы.

Вн/ч «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского, его духовный подвиг самопожертвования. Особенности содержания и формы воинской повести и жития.

Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые герои, сатирический пафос произведения. Сатира на тему суда, комические ситуации с двумя плутами. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Знать основные понятия по теме. Пересказ текста.

Пересказ текста.

Из русской литерату-ры 18 века (4ч)

6(1)

7(2)

8(3)

9(4)

Д.И. Фонвизин и его время. Панорама действующих лиц комедии «Недоросль». Элементы классицизма в комедии.

Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума.

Простакова: «госпожа бесчеловечная» или заботливая мать?

Р/р Подготовка к написанию сочинения по комедии «Недоросль».

Д. И. Ф о н в и з и н. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направ-

ленность комедии. Основной конфликт комедии.  Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом пр-и. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.

Идеал человеческого достоинства, гражданского служения родине. Гуманистический пафос комедии. Персонажи, выражающие авторскую оценку происходящего.

Проблемы воспитания в комедии. Госпожа Простакова и ее представления о жизни. Бессмертие комедии Фонвизина.

Составление плана. Систематизация цитатного материала. Вступление и заключение к выбранной теме.

Совместная работа с классом. Знать основные понятия по теме. Выборочный пересказ текста.

Письменная характеристика героя.

Совместная работа с классом.

Работа по индивидуальной карточке.

Из русской литературы 19 века

(32ч+5ч Р.к.)

10(1)

11(2)

12(3)

13(4)

14(5)

15(6)

16(7)

17(8)

18(9)

19(10)

20(1)

21(11)

22(12)

23(13)

24(14)

25(15)-26(16)

27(17)

28(18)

29(19)

30(20)

31(21)

32(22)

33(23)

34(24)

35(2)-36(3)

37(25)-38(26)

39(4)

40(5)

41(27)

42(28)

43(29)

44(30)

45(31)

46(32)

А.С. Пушкин. Любовная лирика. Человек и природа в стихотворении «Туча».

Тема «дружества святого» в стих-ии «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»).

Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина.  Замысел создания романа «Капитанская дочка».

Формирование характера Петра Гринева.

Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Маша Миронова – нравственный идеал А.С. Пушкина.

Тема «русского бунта» и образ Пугачева.

Судьба человеческая и судьба народная в романе. Историческая правда и художественный вымысел.

Р/р Классное сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы.

Р.к.

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.

Своеобразие сюжета и композиции поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Судьба свободолюбивой личности в поэме.

«Мцыри» как романтическая поэма.

Р/р Классное сочинение. Анализ эпизода из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Н.В. Гоголь. История создания комедии «Ревизор» и ее первой постановки.

«Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью».

Хлестаков и хлестаковщина.

Образ города и тема чиновничества в комедии.

Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Контрольная работа по пр-ям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

«Шинель» - одна из петербургских повестей Н.В. Гоголя.

Гуманистический смысл повести «Шинель».

Р.к.

М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» - художественно-политическая сатира.

Утверждение авторского идеала с помощью сатиры.

Р.к.

Р.к.

Н.С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Л.Н. Толстой как поборник суровой правды жизни. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».

Особенности композиции рассказа «После бала».

В/ч Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество».

Р/р Классное сочинение по пейзажной лирике поэтов второй половины 19 века. Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.

А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

Слово о поэте. История создания стих-я «К***»(«Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. Разноплановость содержания стих-я «Туча». Особенность поэтической формы.

Слово о поэте (лицейские годы, Михайловская ссылка). Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

Отношение поэта к прошлому России. Отражение событий пугачевского восстания в художественном пр-ии и в историческом труде писателя. Эволюция замысла романа. Вымышленные герои и их подлинные прототипы.

Нравственная оценка личности героя. Гринев и Савельич. Роль эпиграфов.

Путь духовного становления главного героя. Гринев и Швабрин.

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – милый Пушкину тип русской женщины. Нравственная красота героини. Смысл названия романа.

Отношение автора и рассказчика к народной войне. Своеобразие личности Пугачева. Пугачев как историческое лицо и как художественный образ. Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина.

Идейно-художественное своеобразие романа, способы выражения позиции автора. Жанровое своеобразие пр-я. Историзм художественной литературы, реализм, роман (начальные представления).

Тема, идея, план. Становление характера Гринева под влиянием «благих потрясений».

Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Герман как художественное открытие Пушкина. Композиция повести.

Понятия: цель, средство. Совершенствование навыков исследовательской работы, знакомство с художественными особенностями жанра новеллы.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Кавказ в творчестве поэта.  Воплощение историче-

ской темы в творчестве Лермонтова.

История создания поэмы «Мцыри». Тема и идея пр-я. Философский смысл эпиграфа. Композиция поэмы.

 Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Романтический герой.

Свободолюбие личности в поэме. Роль вступления, лирического монолога, пейзажа в поэме.

Литературные традиции романтической поэмы. Способы раскрытия образа главного героя. В.Г. Белинский о поэме «Мцыри».

Эпизод «Исповедь Мцыри».

 

Слово о писателе. Н.В. Гоголь – писатель-сатирик. Жизненная основа комедии. История создания комедии и ее первой постановки в театре. «Ревизор» в оценке современников.

Разоблачение социальных и нравственных пороков чиновничьей России. «Ревизор» в современных постановках.

Мастерство Гоголя-драматурга в создании образа Хлестакова. Авторские средства раскрытия характера.  Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

Мастерство построения интриги в пьесе. Особенности конфликта. Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Многозначность финала.  Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.

Содержание изученных пр-ий. Проблемы пр-ий А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Теоретико-литературные понятия, изученные в первом полугодии.

Н.В. Гоголь и Петербург. Жизненные источники повести. Изображение чиновничества и «маленького человека».

Авторское отношение к герою и событиям.

Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя. Роль «значительного лица» в истории Акакия Акакиевича. Роль фантастики в художественном пр-ии.

Понятия: культура и культурные ценности, военные и гражданские объекты, ограничение, цивилизация. Художественные особенности научно-фантастического рассказа.

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).

Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа.

Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык.

Понятия: культура и культурные ценности, военные и гражданские объекты, ограничение, цивилизация.

Анализ системы образов.

Слово о писателе. Изображение психологического состояния человека. Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа.

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика.

Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Обличительная сила рассказа.

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. Автор и рассказчик в пр-ии.

Место повести «Отрочество» в автобиографической трилогии Л.Н. Толстого. Николенька Иртеньев среди других героев повести.

Поэзия родной природы в творчестве Ф.И. Тютчева (стих-е «Осенний вечер») и А.А. Фета (стих-е «Последний ландыш»).

Слово о писателе. Поэтика рассказа «О любви». Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

«В.т.м.» О. Генри «Обращение Джимми Валентай-на».

«В.т.м.» Р. Шекли «Абсолютное оружие».

«В.т.м.» Д. Покровский «Очерки Москвы».

«В.т.м.» Л. Буссенар «Капитан Сорви-голова».

Совместная работа с классом.

Совместная работа с классом.

Пересказ статьи учебника.

Совместная работа с классом.

Выборочный пересказ.

Совместная работа с классом.

Устная характеристика героя.

Выборочный пересказ.

Письменный ответ на вопрос.

Совместная работа с классом.

Чтение текста.

Совместная работа с классом.

Совместная работа с классом.

Выразительное чтение отрывка из поэмы наизусть.

Письменный ответ на вопрос.

Совместная работа с классом.

Письменный ответ на вопрос.

Совместная работа с классом.

Краткий пересказ текста. Совместная работа с классом.

Совместная работа с классом.

Письменный ответ на вопрос. Знать основные понятия по теме.

Совместная работа с классом.

Работа по индивидуальной карточке.

Совместная работа с классом.

Краткий пересказ текста.

Выборочный пересказ.

Совместная работа с классом.

Чтение текста. Знать основные понятия по теме.

Совместная работа с классом.

Совместная работа с классом.

Совместная работа с классом.

Краткий пересказ.

Чтение текста.

Выразительное чтение стих-ий наизусть.

Пересказ текста. Письменный ответ на вопрос.

Из русской литературы 20 века (19ч+9ч Р.к.)

47(1)

48(6)

49(2)

50(3)

51(7)-

52(8)

53 (4)

54(9)

55(5)

56(6)

57(7)

58(8)

59(9)

60(10)

61(11)

62(10)-63(11)

64(12)

65(13)

66(12)

67(14)-68(15)

69(16)

70(17)

71(18)

72(13)-73(14)

74(19)

И.А. Бунин. Идейно-художественное своеобразие рассказа «Кавказ».

 

Р.к.

А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст.

В/ч М. Горький. Рассказ «Челкаш». Герои и их судьбы.

Р.к.

С.А. Есенин «Пугачев» - поэма на историческую тему.

Р.к.

И.С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем».

В/ч М.А. Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне».

В/ч Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон».

Художественное своеобразие рассказов Н. Тэффи «Жизнь и воротник» и М. Зощенко «История болезни».

А.Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин».

Поэма «Василий Теркин» - книга про бойца и для бойцов.

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Героика и юмор в поэме.

Р.к.

В/ч А. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Р.к. «В.т.м.»

В.П. Астафьев. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет».

В/ч Б.Л. Васильев. Проблема истинного и ложного в рассказе «Экспонат № 6».

Р/р Классное сочинение. Отзыв на самостоятельно прочитанное пр-е о Великой Отечественной войне.

В/ч Испытание на истинную человечность в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма».

Р.к.

Художественное своеобразие лирики Н. Рубцова.

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Кавказ»: проблемы счастья. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Анализ композиции лирического текста.

А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и семейном счастье. Понятие о сюжете и фабуле.

М. Горький. Слово о писателе. История создания рассказа «Челкаш». Смысл конфликта между Челкашом и Гаврилой. Авторское представление о счастье. Психологизм рассказа. Роль пейзажа в рассказе.

Слово о поэтессах. Основные темы, идеи, мотивы, образы лирики уральских поэтесс.

С.А. Есенин. Слово о поэте. Характер Пугачева в поэме. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Драматическая поэма (начальное представление).

Слово о поэте. Основные темы, идеи, мотивы, образы лирики. 

И.С. Шмелев. Слово о писателе. Воспоминания о пути к творчеству. Сопоставление художественного пр-я с документально-биографическими текстами (мемуары, воспоминания, дневники).

М.А. Осоргин. Слово о писателе. Реальное и фантастическое в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание.

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности.

Н. Тэффи и М. Зощенко. Слово о писателях. Сатира и юмор в рассказах.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Творческий замысел «Василия Теркина», история создания образа главного героя.

Человек на войне. Василий Теркин – защитник родной страны. Обобщающий смысл образа главного героя.

Герои и автор в поэме. Особенности языка и стиля поэмы. Юмор. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Слово о поэтах. Основные темы, идеи, мотивы, образы лирики.

А. Платонов. Слово о писателе. Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал»), А. Фатьянова («Соловьи…»), Л. Ошанина («Дороги»). Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Анализ системы образов.

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблема нравственной памяти в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе. Проблемы рассказа

«Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.

Б.Л. Васильев. Слово о писателе. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия в рассказе. Рассказчик и его роль в повествовании.

Тема, идея, сюжет пр-я, конфликт, характеры персонажей. Авторское отношение к изображаемому.

Слово о писателе. История создания рассказа. Проблема истинной человечности в рассказе. Ёмкость художественного слова писателя. Композиция рассказа.

Понятия: цель, соразмерность. Совершенствование навыков исследовательской работы по сопоставлению персонажей литературных пр-ий.

Н. Рубцов. Слово о поэте. Стихотворения о прошлом и настоящем России, о любви поэта к Родине («По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…»).

«В.т.м.» И.А. Бунин. Стихотворения.

«Л.Ю.У.» Творчество А.Б. Горской и Р.А. Дышаленко-вой.

«Л.Ю.У.» Наша современница –

Л. Авербах.

«Л.Ю.У.» Творчество И.Н. Банникова и К. Рубинского

«В.т.м.» Фрагмен-ты рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

«В.т.м.» Ф. Искандер «Возмездие».

Совместная работа с классом.

Совместная работа с классом.

Совместная работа с классом. Пересказ текста.

Совместная работа с классом. Пересказ текста.

Совместная работа с классом. Чтение наизусть стих-ий.

Чтение текста.

Совместная работа с классом. Чтение наизусть

Совместная работа с классом.

Совместная работа с классом.

Совместная работа с классом.

Совместная работа с классом.

Совместная работа с классом. Чтение текста.

Письменный ответ на вопрос.

Совместная работа с классом.

Совместная работа с классом.

Пересказ текста.

Совместная работа с классом.

Совместная работа с классом.

Совместная работа с классом. Пересказ текста.

Совместная работа с классом.

Письменный ответ на вопрос.

Совместная работа с классом.

Совместная работа с классом.

Совместная работа с классом.

Из зарубежной литературы (6ч+2ч Р.к.).

75(1)

76(2)

77(3)

78(4)

79(15)-80(16)

81(5)

82(6)

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Конфликт любви и семейной вражды.

Сонеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии». (В.Г. Белинский).

Ж.Б. Мольер. История создания комедии «Мещанин во дворянстве».

Герои пьесы и особенности их изображения.

Р.к.

Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера».

Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман.

У. Шекспир. Слово о писателе. Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символы любви и жертвенности. Конфликт как основа сюжета драматического пр-я. Трагедия: основные признаки жанра.

Воспевание поэтом любви и дружбы. «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Сонет как форма лирической поэзии.

Ж.Б. Мольер. Слово о писателе. История создания комедии. Признаки классицизма в драме. Интрига в пьесе. Идейно-эстетические проблемы.

Идейно-художественный анализ 3-5 действий. Герой-резонер, носитель разумного начала в пьесе. Сатирический образ господина Журдена. Комедия Мольера в сопоставлении с драматургией Д.И. Фонвизина.

Понятия: цель, средство. Совершенствование навыков исследовательской работы, знакомство с художественными особенностями жанра новеллы.

Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события.

«В.т.м.» Р. Брэдбери «Улыбка».

Чтение и пересказ текста.

Чтение сонета наизусть.

Пересказ текста.

Письменный ответ на вопрос.

Совместная работа с классом.

Чтение текста.

Чтение текста.

Заключительные уроки (2ч+1ч Р.к.).

83(1)

84(17)

85(2)

Контрольная работа.

Р.к.

Итоги года. Рекомендации по летнему чтению.

Основные понятия, изученные в течение года.

Совершенствование навыков исследовательской работы по сопоставлению персонажей литературных пр-ий.

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето.

«В.т.м.» Итоги курса.

Работа по индивидуальной карточке.

Совместная работа с классом.

Совместная работа с классом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....