М.Цветаева. Личность.Творчество.Судьба.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Багалей Татьяна Валерьевна

Урок литература в 11 классе по творчеству М.Цетаевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_tsvetaeva.doc410.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в 11 классе.  

Презентация творчества М.И. Цветаевой

Подготовила учитель

МОУ СОШ №52

Багалей Татьяна Валерьевна

2012г.


Марина Ивановна Цветаева

(1892 – 1941)

Личность. Творчество. Судьба.  

Урок объяснения нового материала

Цель урока:

заинтересовать личностью Марины Цветаевой, увлечь её творчеством, познакомить с особенностями поэзии Цветаевой.

Задачи:

обучающие: учить следить за ходом объяснения учителя, записывать основные положения лекции, отвечать на проблемные вопросы;

развивающие: развивать навык выразительного и  аналитического чтения стихов М.И. Цветаевой; расширять кругозор выпускников;

воспитательные: воспитывать любовь к поэзии, к родному языку, чувство патриотизма.

Оборудование:

                портрет Цветаевой, сборники её стихов, презентация урока.

Ход урока:      

  1. Вступительное слово учителя.

В один из московских осенних дней 1910 года из Трехпрудного переулка вышла невысокая, круглолицая гимназистка. Она направилась к типографии Мамонтова. В руках – внушительная стопка стихов, в душе – дерзость и нерешительность. В этот знаменитый день Марина Цветаева, которой исполнилось 18 лет, постучалась в двери русской литературы. Первый сборник её стихов  назывался «Вечерний альбом».

Поэзия стала её судьбой. Поэтическое творчество стало сутью её жизни. О неуёмном стремлении  писать, об особенностях своей поэзии она скажет позже в стихотворении

«Вскрыла жилы: неостановимо…»

                

Вскрыла жилы: неостановимо,

                Невосстановимо хлещет жизнь.

                Подставляйте миски и тарелки!

                Всякая тарелка будет - мелкой,

                Миска – плоской.

                                        Через край - и мимо -

                В землю черную, питать тростник.

                Невозвратно, неостановимо,

                Невосстановимо хлещет стих.

                        6 января 1934

  • Что вам показалось интересным в этом стихотворении, на какие особенности вы обратили внимание?

Художественное своеобразие ярко проявляется в стихотворении «Кто создан из камня кто создан, из глины…»(1920)

Слайд №1

Марина Ивановна Цветаева (1892 – 1941).

Судьба. Характер. Поэзия.

Слайд №2

Портрет М. Цветаевой. Эпиграф.

Одна – из всех – за всех –

                                                           против всех!

Слайд №3

Стихотворение, которое стало поэтическим кредо Цветаевой:

«Моим стихам, написанным так рано…»

Слайд № 4

Детство и юность.

Родилась в Москве 26 сентября (по старому стилю) в семье художественной интеллигенции. Отец её - сын бедного сельского попа, уроженец Владимирской губернии. Трудом и талантом Иван Владимирович Цветаев стал известным искусствоведом профессором Московского университета.

Слайд №  5

И. В. Цветаев основал Музей изящных искусств, ныне Музей имени Пушкина.

Фотография музея изобразительных искусств.

    Мать – из обрусевшей польско – немецкой семьи, натура художественная, одаренная, занималась музыкой. Она скончалась рано (1906г.), но успела оказать на дочь «главенствующее влияние».

    В одном из стихов Цветаева вспоминает о двух своих бабках – простой сельской попадье и городской польской панне:

             Обеим бабкам я вышла – внучка:

              Чернорабочий – и белоручка!...

            Цитата из статьи В.Н. Орлова к сб. стихов  - ст. 10

Слайд № 6

На фоне кисти рябины слова стихотворения:

Красною кистью                 Спорили сотни

Рябина зажглась.               Колоколов.

Падали листья.                   День был субботний:

Я родилась.                         Иоанн Богослов.

                      Мне и доныне

                            Хочется грызть

                            Жаркой рябины

                            Горькую кисть.

16 августа 1916 г.

Действительно, горькая судьба легла на хрупкие плечи М. Цветаевой. Многое ей пришлось испытать в своей жизни: голод и холод Гражданской войны, вынужденную эмиграцию, возвращение на родину в разгар сталинских репрессий, эвакуацию, когда началась Великая Отечественная война.

Слайд № 7

«Судьба меня целовала в губы…»

Лето 1911 г. Цветаева провела в Коктебеле, в доме Волошина. Среди многочисленных гостей поэта был и Сергей Яковлевич Эфрон, очень молодой (на год моложе Цветаевой) юноша, больной туберкулёзом и недавно потерявший мать. Вскоре он станет мужем Цветаевой.

Её избранник казался ей воплощением всего высокого, романтического, героического. Ему выпала редкая для мужчины роль — быть не только супругом, но и музой своей жены. Долгие годы многие стихи Цветаевой либо прямо обращены к Сергею Эфрону, либо так или иначе связаны с ним.

Наступает самая счастливая (увы, недолгая) пора в жизни Цветаевой:

Да, я, пожалуй, странный человек,

Другим – на диво!

Быть, несмотря на наш двадцатый век,

Такой счастливой!

Не слушая о тайном сходстве душ,

Ни всех тому подобных басен,

Всем говорить, что у меня есть муж,

Что он прекрасен!..

Сергею Эфрону посвящен второй сборник стихов Марины Цветаевой «Волшебный фонарь» (1912 г.). И пусть эта книга встречена критикой без прежних восторгов, литературная судьба Цветаевой складывается вполне удачно.

1913 год. Крым. Рядом с Мариной Цветаевой - её друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы Анастасия  рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты: золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися легкими кудрями; ясная виноградная зелень её глаз… В её облике было что-то таинственное  и колдовское».

Слайд № 8 

1917 год.

Сергей Эфрон – выпускник юнкерского училища.

Бурные события революции 1917 года разделяют сестер. Муж оказывается в рядах белой армии, и 3 года от него нет никаких вестей.

          Марина Цветаева равно осуждает и «красных» и «белых» за творимое ими кровопролитие. Смерть - же всех равняет, для неё нет ни своих, ни чужих.

Все рядком лежат –                         Белым был – красным стал:

Не развесть межой.                        Кровь обагрила.

Поглядеть: солдат!                          Красным был – белым стал:

Где свой, где чужой?                      Смерть побелила.

Слайд № 9

«Я вся закутана в печаль»  

Фотография мужа в форме белогвардейского офицера.

Голод и холод в послереволюционной Москве. В 1920 году на третьем году жизни умирает вторая дочь Ирина.

Осенью 1922 года Марина Цветаева вынуждена была, влекомая любовью и верностью, выехать за границу к С. Эфрону.

Началась заграничная жизнь. Берлин. Прага, здесь в 1925 году рождается долгожданный сын Георгий. Париж. Но счастья заграничная жизнь не приносит. Терзает тоска по родине, и на бумагу выливаются проникновенные строчки. Стихотворение «Лучина» (1931 год)

До Эйфелевой  - рукою

Подать! Подавай и лезь.

Но каждый из нас – такое

Зрел, зрит, говорю, и днесь,

Что скучным и некрасивым

Нам кажется ваш Париж.

«Россия моя, Россия,

Зачем так ярко горишь?»    

Слайд № 10

1939год.  Возвращение на Родину.

В августе арестовывают дочь, в октябре – мужа. Марина Ивановна с сыном скитается по чужим углам, снимает комнаты подешевле в Подмосковье, ездит с передачами к Але и Сергею Яковлевичу, трясется над хрупким здоровьем сына, занимается переводами, имея небольшой заработок.

Стихотворение №8 из цикла «Стихи к Чехии» 

… О, черная гора,

Затмившая весь свет!

(сборник стихов стр.196) 

Слайд № 11

Последнее пристанище.

Географическая карта. Высвечивается город Елабуга.

Война. 8 августа 1941 года Марина Цветаева с сыном эвакуируются из Москвы в город Елабугу на Каме.

Слайд № 12

Жизненный тупик

Дом, в котором жила Цветаева в Елабуге. Заявление в Литфонд о принятии на работу.

Навис ужас остаться без работы. Чтобы иметь кусок хлеба,  Цветаева пишет заявление в Литфонд с просьбой принять её на работу в столовую в качестве судомойки.

Жизнь остановилась у последней черты. Из предсмертного письма к сыну: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить… я попала в тупик».

Слайд № 13

«Ненадоба»

Портрет М. Цветаевой, Строчки из стихотворения «Стихи о сироте»(№6, сборник стихов стр. 190)

Что для ока – радуга,

Злаку  –   чернозем-

Человеку –  надоба

Человека – в нем. 

31 августа Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством.

Что стало причиной трагического конца?

Тоска полнейшего одиночества и заброшенности, зима в глуши, трагическое ощущение «ненадобы», бесполезности, беспомощности. Паралич воли, отчаяние, безнадежность. Стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну…» - 1913 г. (Сб. стихов стр.56)

Слайд № 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Основные мотивы творчества Марины Цветаевой".

Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины ...

«Лирический цикл М.И. Цветаевой "Стихи о Москве" М.И. Цветаевой: тематика и художественное своеобразие»

Конспект урока по изучению теории литературы при знакомстве с Цветаевой в школе....

Урок по лирике М. Цветаевой. Тема России - важнейшая в творчестве Цветаевой.

Урок-семинар по теме: «М.И. Цветаева. Лирика. Тема России – важнейшая в творчестве поэтессы» проводится на основе самостоятельной работы в малых группах. Задания для каждой группы разработаны так, что...

М.И.Цветаева в школе. Читаем на уроке одно из поздних стихотворений Цветаевой.

Сегодня мы прикоснёмся к ещё одной «гениальной загадке» М.И.Цветаевой – стихотворению её позднего периода «Бузина», самого, пожалуй, цветаевского и, вместе с тем, сквозящего какой-то удив...

Иван Сергеевич Тургенев. Личность. Творчество. Судьба.

Презентация к уроку по теме: "И.С. Тургенев. Личность. Творчество. Судьба"...

Шолохов М.А. Личность, творчество, судьба

Презентация к уроку литературы в 11 классе...

Конспект урока по теме «Заключительный урок по творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Диалог о Марине Ивановне Цветаевой»

Конспект урока предназначен для учителей, преподающих в 11 классе, ориентирован на отработку анализа поэтического текста, формирование умений и навыков у школьников создавать психологический портрет п...