Разработка урока литературы в 7 классе по рассказу А.П. Платонова «Юшка»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Данный урок предполагает знакомство с творчеством писателя А. Платонова на примере рассказа "Юшка". Материал урока помогает осмыслить содержание рассказа, истинный смысл таких понятий, как "добро", "зло", "милосердие", "сострадание".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_literatury_v_7_klasse.docx | 51.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы в 7 классе
по рассказу А.П. Платонова «Юшка»
Тема: «Человек, как звезда, рождается…»
Цели урока:
1. Продолжить знакомство с писателем А.Платоновым, с его биографией и творчеством;
2. Осмысление содержания рассказа А. Платонова «Юшка»;
3. Воспитание чувства милосердия, любви к ближнему;
4. На основе содержания рассказа и Библии выявить истинный смысл понятий: «добро», «зло», «милосердие», «сострадание»;
Оборудование:
1. Мультимедийная презентация;
2. Рабочие тетради учащихся.
Старая мудрость говорит: не плачьте об
умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть.
В. Распутин
Возлюби ближнего своего, как самого себя.
Библия
“Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла”.
Ю. Никулин
IІ. Рассказ о писателе и его произведениях.
- Для чего же рождается человек на земле? Над этим вопросом стоит поразмышлять. Вы как считаете?
Слайд 3
Да, сколько людей – столько и мнений. А теперь послушайте мнение известного современного поэта Дмитрия Голубкова, как он размышляет о назначении человека на Земле:
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.
- Вот так много лет назад на небосклоне зажглась новая звезда… родился человек, которому суждено было стать писателем. Это Андрей Платонович Платонов. Имя его нам знакомо, знакомы и некоторые из его произведений: рассказы «Никита», «Еще мама», «Корова», сказка-быль «Неизвестный цветок». О чем они?
Андрей Платонов – писатель разноплановый. У него есть произведения о любви к ближнему (человеку, животному, растению), с которой начинается его большая любовь к Родине, ко всякому живому. И это неудивительно: сюжеты для своих произведений писатель брал из самой жизни.
Слайд 4
Жизнь Андрея Платонова (Климентова Андрея Платоновича) была недолгой и нелегкой. Он родился в 1899 году в семье слесаря железнодорожных мастерских в слободе ямской города Воронежа. Мальчик учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Потом началась работать с 13 лет Платонов в годы революции работал на воронежском паровозоремонтном заводе.
Его учеба в железнодорожном политехникуме прервалась уходом в Красную Армию, но по возвращении продолжалась. До середины 1926 года Платонов живет в Воронеже и работает по электрификации сельского хозяйства. Поэтому первая книга писателя вышла под названием «электрификация». Затем появилась вторая – «Епифанские шлюзы», которая принесла ему известность: было отмечено подлинно художественное дарование Платонова.
Слайд 5
Но затем на писателя обрушилась резкая несправедливая критика. На имя Платонова ложится печать запрета, отчуждения. Был арестован и осужден сын, недолго проживший после возвращения из лагеря. Были обыски; добавилась еще и болезнь. Платонов умер в безвестности и одиночестве 5 января 1951 года. И только после смерти пришло признание. Люди по-иному взглянули на книги Платонова. И перед читателем раскрылся неповторимый художественный мир, где действует очень своеобразный герой, обнаруживающий свое подлинное существо в отношениях с Историей, природой и машинами.
В мире Платонова такие понятия, как «ребенок», «детство», «мать», очень ценны: любимые герои берут их во взрослую жизнь. Книги Платонова несут свет жизни, а умное сердце писателя отзывается в душе каждого из нас добром и любовью к людям.
- Работа в группах (характеристика главных героев: Юшка, дети, народ, ). Остальные записывают жизнь юшки + жизнь города
А теперь, ребята, давайте в тетради и на доске запишем своеобразный “психологический этюд” поведения, а главное – чувств, состояния героев.
Жизнь города Жизнь Юшки
(В тетрадях должна появиться примерная запись)
Дети:
…переставали играть, бежали, кричали
…поднимали ветки и бросали…
…снова окликали, бросали, трогали и толкали
…опять толкали и кидали комья земли
…сильнее толкали…кричали вокруг Юшки
…делали слишком больно
...радовались
Юшка:
…ничего не отвечал и не обижался
…шел тихо и не закрывал лицо
…шел и молчал
…не трогал и не отвечал
…говорил
...радовался
(Антитеза в поведении героев)
Вопросы для работы в группах:
Юшка:
- Какая внешность была у Юшки?
- Как Юшка работал?
- Но почему Юшка всегда кротко переносил побои и никогда не возражал своим мучителям?
- Каков он по отношению к природе?
- Что произошло, почему Юшка рассердился?
- Так выполнил ли Юшка своё предназначение?
Дети:
-Как к Юшке относятся дети?
- Почему именно дети дразнят и обижают слабых?
-Если кто-то относится к вам недоброжелательно и обижает вас, как вы реагируете?
-Как к детям относится Юшка?
-Как к Юшке относится Даша?
- Сравните Юшку и Дашу.
Народ:
- Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди?
- Что заставило сельчан издеваться над Юшкой?
- Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»?
- В чем суть спора Юшки с «веселым прохожим», убившим его?
- Как узнали люди о добром деле Юшки, которое он делал всю жизнь?
- Раскаялись ли люди?
(Проверка записей)
Жизнь города Жизнь Юшки
Пьянство Доброта
злоба всепрощение
скука понимание
- На основании слов, подобранных к теме, скажите, каков, на ваш взгляд, основной прием построения рассказа? (Антитеза) Приведите примеры из текста.
(На доске появляется большое «доброе сердце» Юшки)
- Теперь представьте себя на месте детей и бросьте в него свой «камень» с оскорблением
- Кто смог это сделать? Что вы написали на своих «камнях»?
- Еще Иисус говорил: «Бросьте камень, кто безгрешен»
(Эпиграф Ю. Никулин)
“Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла”.
- А почему второй мы взяли из Библии: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»? к этому нас призывал Иисус Христос, так жил и Юшка. Жизнь и смерть Юшки напомнили жизнь и мучения Иисуса Христа, которые он принял от людей. (Чтение из Библии Нагорной проповеди Иисуса Христа).
А.П.Чехов писал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
Обобщая сказанное, хочу подчеркнуть, что сегодняшний урок – это лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому каждый из нас должен думать о том, как надо жить, чтобы не ранить, не обидеть человека. В нашем обществе еще много грустного, горького, жестокого. Хочешь изменить эту жизнь? Начни с себя! Ведь улица, ведущая к миру, дружбе и счастью, проходит через нашу собственную душу.
4. Д/з : Составить формулу жизни, опираясь на эпиграфы и ответы
Юшка:
1. Какая внешность была у Юшки?
2. Как Юшка работал?
3. Но почему Юшка всегда кротко переносил побои и никогда не возражал своим мучителям?
4. Каков он по отношению к природе?
5. Что произошло, почему Юшка рассердился?
6. Так выполнил ли Юшка своё предназначение?
Дети:
1. Как к Юшке относятся дети?
2. Почему именно дети дразнят и обижают слабых?
3. Как к детям относится Юшка?
4. Как к Юшке относится Даша?
5. Сравните Юшку и Дашу.
6. Если кто-то относится к вам недоброжелательно и обижает вас, как вы реагируете?
Народ:
1. Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди?
2. Что заставило сельчан издеваться над Юшкой?
3. Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»?
4. В чем суть спора Юшки с «веселым прохожим», убившим его?
5. Как узнали люди о добром деле Юшки, которое он делал всю жизнь?
6. Раскаялись ли люди?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе. Рассказ А.П.Платонова «Юшка»
Данный урок литературы затрагиваетактуальные для нынешнего времени проблемы духовности и нравственности: о любви к ближнему, об умении сострадать, об ответственности за свои поступки....
Презентация. Урок по литературе в 7 классе «Уметь любить человека» ( По рассказу А.П. Платонова «Юшка»)
Тема урока: «Уметь любить человека» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)Цели урока: Личностные:- раскрыть понятие «нравственный человек»;- развивать способности к самоучению, саморазвитию;-ф...
Урок литературы в 7 классе по рассказу А.П. Платонова «Юшка»
Урок литературы в 7 классе по рассказу А.П. Платонова «Юшка» «Уметь любить человека »...
урок литературы в 7 классе по рассказу А.П.Платонова "Юшка".
Данный урок составлен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с применением презентации....
Урок литературы по рассказу А.П.Платонова «Юшка»
Урок имеет личностно - ориентированную направленность, так как дает учащимся возможность выразить свое понимание нравственных понятий; помогает услышать нравственное звучание писателя, выявить особую ...
Урок литературы по рассказам А. П. Платонова "Юшка" и "Неизвестный цветок"
Урок литературы в 7 классе по рассказам Андрея Платоновича Платонова "Юшка" и "Неизвестный цветок"....
Разработка урока литературы по теме: "Рассказ Л.Н. Толстого "После бала".
Разработка урока литературы в 8 классе по теме: "Рассказ Л.Н. Толстого "После бала: особенности композиции и поэтика"....