Разработка урока литературы в 7 классе по рассказу А.П. Платонова «Юшка»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Данный урок предполагает знакомство с творчеством писателя А. Платонова на примере рассказа "Юшка". Материал урока помогает осмыслить содержание рассказа, истинный смысл таких понятий, как "добро", "зло", "милосердие", "сострадание".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_literatury_v_7_klasse.docx51.48 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы в 7 классе

по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

Тема: «Человек, как звезда, рождается…»

Цели урока:

1. Продолжить знакомство с писателем А.Платоновым, с его биографией и творчеством;

2. Осмысление содержания рассказа А. Платонова «Юшка»;

3. Воспитание чувства милосердия, любви к ближнему;

4. На основе содержания рассказа и Библии выявить истинный смысл понятий: «добро», «зло», «милосердие», «сострадание»;

Оборудование:

1. Мультимедийная презентация;

2. Рабочие тетради учащихся.

Старая мудрость говорит: не плачьте об

умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть.

В. Распутин

Возлюби ближнего своего, как самого себя.

Библия

 “Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла”.

Ю. Никулин

IІ. Рассказ о писателе и его произведениях.

- Для чего же рождается человек на земле? Над этим вопросом стоит поразмышлять. Вы как считаете?

Слайд 3

Да, сколько людей – столько и мнений. А теперь послушайте мнение известного современного поэта Дмитрия Голубкова, как он размышляет о назначении человека на Земле:

Человек, как звезда, рождается

Средь неясной, тревожной млечности,

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности.

Поколеньями созидается

Век за веком земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается,

Чтоб светлее стала вселенная.

        - Вот так много лет назад на небосклоне зажглась новая звезда… родился человек, которому суждено было стать писателем. Это Андрей Платонович Платонов. Имя его нам знакомо, знакомы и некоторые из его произведений: рассказы «Никита», «Еще мама», «Корова», сказка-быль «Неизвестный цветок». О чем они?

        Андрей Платонов – писатель разноплановый. У него есть произведения о любви к ближнему (человеку, животному, растению), с которой начинается его большая любовь к Родине, ко всякому живому. И это неудивительно: сюжеты для своих произведений писатель брал из самой жизни.

Слайд 4

        Жизнь Андрея Платонова (Климентова Андрея Платоновича) была недолгой и нелегкой. Он родился в 1899 году в семье слесаря железнодорожных мастерских в слободе ямской города Воронежа. Мальчик учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Потом началась работать с 13 лет Платонов в годы революции работал на воронежском паровозоремонтном заводе.

        Его учеба в железнодорожном политехникуме прервалась уходом в Красную Армию, но по возвращении продолжалась. До середины 1926 года Платонов живет в Воронеже и работает по электрификации сельского хозяйства. Поэтому первая книга писателя вышла под названием «электрификация». Затем появилась вторая – «Епифанские шлюзы», которая принесла ему известность: было отмечено подлинно художественное дарование Платонова.

Слайд 5

        Но затем на писателя обрушилась резкая несправедливая критика. На имя Платонова ложится печать запрета, отчуждения. Был арестован и осужден сын, недолго проживший после возвращения из лагеря. Были обыски; добавилась еще и болезнь. Платонов умер в безвестности и одиночестве 5 января 1951 года. И только после смерти пришло признание. Люди по-иному взглянули на книги Платонова. И перед читателем раскрылся неповторимый художественный мир, где действует очень своеобразный герой, обнаруживающий свое подлинное существо в отношениях с Историей, природой и машинами.

        В мире Платонова такие понятия, как «ребенок», «детство», «мать», очень ценны: любимые герои берут их во взрослую жизнь. Книги Платонова несут свет жизни, а умное сердце писателя отзывается в душе каждого из нас добром и любовью к людям.

  1. Работа в группах (характеристика главных героев: Юшка, дети, народ, ). Остальные записывают жизнь юшки + жизнь города

А теперь, ребята, давайте в тетради и на доске запишем своеобразный “психологический этюд” поведения, а главное – чувств, состояния героев.

Жизнь города                                                                      Жизнь Юшки

   

(В тетрадях должна появиться примерная запись)

Дети:

…переставали играть, бежали, кричали

…поднимали ветки и бросали…

…снова окликали, бросали, трогали и толкали

…опять толкали и кидали комья земли

…сильнее толкали…кричали вокруг Юшки

…делали слишком больно

...радовались        

Юшка:

…ничего не отвечал и не обижался

…шел тихо и не закрывал лицо

…шел и молчал

…не трогал и не отвечал

…говорил

...радовался

(Антитеза в поведении героев)

Вопросы для работы в группах:

Юшка:

        - Какая внешность была у Юшки?

  • Как Юшка работал?
  • Но почему Юшка всегда кротко переносил побои и никогда не возражал своим мучителям?
  •  Каков он по отношению к природе?
  • Что произошло, почему Юшка рассердился?
  • Так выполнил ли Юшка своё предназначение?

Дети:

-Как к Юшке относятся дети?

- Почему именно дети дразнят и обижают слабых?

-Если кто-то относится к вам недоброжелательно и обижает вас, как вы реагируете?

-Как к детям относится Юшка?

-Как к Юшке относится Даша?

- Сравните Юшку и Дашу.

Народ:

  • Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди?
  • Что заставило сельчан издеваться над Юшкой?
  • Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»?
  • В чем суть спора Юшки с «веселым прохожим», убившим его?
  • Как узнали люди о добром деле Юшки, которое он делал всю жизнь?
  • Раскаялись ли люди?

(Проверка записей)

Жизнь города                                                                      Жизнь Юшки

   Пьянство                                                                                Доброта

      злоба                                                                                всепрощение

      скука                                                                                  понимание

        

- На основании слов, подобранных к теме, скажите, каков, на ваш взгляд, основной прием построения рассказа? (Антитеза) Приведите примеры из текста.

(На доске появляется большое «доброе сердце» Юшки)

- Теперь представьте себя на месте детей и бросьте в него свой «камень» с оскорблением

  • Кто смог это сделать? Что вы написали на своих «камнях»?

- Еще Иисус говорил: «Бросьте камень, кто безгрешен»

(Эпиграф Ю. Никулин)

 “Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла”.

  • А почему второй мы взяли из Библии: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»? к этому нас призывал Иисус Христос, так жил и Юшка. Жизнь и смерть Юшки напомнили жизнь и мучения Иисуса Христа, которые он принял от людей. (Чтение из Библии Нагорной проповеди Иисуса Христа).

        А.П.Чехов писал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Обобщая сказанное, хочу подчеркнуть, что сегодняшний урок – это лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому каждый из нас должен думать о том, как надо жить, чтобы не ранить, не обидеть человека. В нашем обществе еще много грустного, горького, жестокого. Хочешь изменить эту жизнь? Начни с себя! Ведь улица, ведущая к миру, дружбе и счастью, проходит через нашу собственную душу.

4. Д/з : Составить формулу жизни, опираясь на эпиграфы и ответы

Юшка:

1. Какая внешность была у Юшки?

2. Как Юшка работал?

3. Но почему Юшка всегда кротко переносил побои и никогда не возражал своим мучителям?

4. Каков он по отношению к природе?

5. Что произошло, почему Юшка рассердился?

6. Так выполнил ли Юшка своё предназначение?

Дети:

1. Как к Юшке относятся дети?

2. Почему именно дети дразнят и обижают слабых?

3. Как к детям относится Юшка?

4. Как к Юшке относится Даша?

5. Сравните Юшку и Дашу.

6. Если кто-то относится к вам недоброжелательно и обижает вас, как вы реагируете?

Народ:

1. Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди?

2. Что заставило сельчан издеваться над Юшкой?

3. Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»?

4. В чем суть спора Юшки с «веселым прохожим», убившим его?

5. Как узнали люди о добром деле Юшки, которое он делал всю жизнь?

6. Раскаялись ли люди?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе. Рассказ А.П.Платонова «Юшка»

Данный урок литературы затрагиваетактуальные для нынешнего времени проблемы духовности и нравственности: о любви к ближнему, об умении сострадать, об ответственности за свои поступки....

Презентация. Урок по литературе в 7 классе «Уметь любить человека» ( По рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

Тема урока: «Уметь любить человека» (по рассказу  А.П. Платонова «Юшка»)Цели урока: Личностные:- раскрыть понятие «нравственный человек»;- развивать способности к самоучению, саморазвитию;-ф...

Урок литературы в 7 классе по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

Урок литературы в 7 классе по рассказу А.П. Платонова «Юшка» «Уметь любить человека »...

урок литературы в 7 классе по рассказу А.П.Платонова "Юшка".

Данный урок составлен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с применением презентации....

Урок литературы по рассказу А.П.Платонова «Юшка»

Урок имеет личностно - ориентированную направленность, так как дает учащимся возможность выразить свое понимание нравственных понятий; помогает услышать нравственное звучание писателя, выявить особую ...

Урок литературы по рассказам А. П. Платонова "Юшка" и "Неизвестный цветок"

Урок литературы в 7 классе по рассказам Андрея Платоновича Платонова "Юшка" и "Неизвестный цветок"....

Разработка урока литературы по теме: "Рассказ Л.Н. Толстого "После бала".

Разработка урока литературы в 8 классе по теме: "Рассказ Л.Н. Толстого "После бала: особенности композиции и поэтика"....