Творческая мастерская
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Урок по литературе 9 класс. Тема:"Своеобразие любовной лирики Ю.В.Жадовской"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_masterskaya.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по литературе 9 класс

Тема: «Своеобразие любовной лирики в творчестве костромской поэтессы XIX века Юлии Валериановны Жадовской»

Тип урока: творческая мастерская.

Цель: помочь учащимся почувствовать гуманистический пафос любовной лирики Жадовской и осмыслить его проявление в образном строе стихотворений.

Образовательные задачи:

- дать учащимся представление о художественном своеобразии творчества  костромской поэтессы XIX века Ю.В. Жадовской на примере главной темы ее творчества – темы любви;

- углубить представление о внутреннем мире человека, его нравственных ценностях и их отражении в поэзии;

- расширить кругозор учащихся, вводя в их читательский и художественный мир имя нового поэта.

Развивающие задачи:

- совершенствовать умение внимательного  и вдумчивого чтения поэтических произведений;

- совершенствовать умение анализировать поэтический текст;

- активизировать субъектные представления учащихся как основу читательского сопереживания при восприятии лирики;

- развивать умение выразительного чтения.

Воспитательные задачи:

- формировать интерес к художественному слову;

 - создать  условия для формирования эстетического чувства;

 - воспитывать культуру поведения учащихся.

Оборудование урока:

- выставка книг, журналов и альбомов, посвященных творчеству Ю.В. Жадовской;

- распечатка стихов;

- запись романса на стихи поэтессы.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности

«Я в мире промелькну падучею звездой,/Которую, поверь, немногие заметят…»  – так написала о себе Ю.В. Жадовская. Но она ошиблась. Ее заметили, ею восхищались, ее стихи печатали,  а знаменитые композиторы создавали романсы на её произведения. И мы с вами сегодня можем прикоснуться к творчеству замечательной костромской поэтессы. Я приглашаю вас в творческую мастерскую. Погрузитесь в художественный мир Ю.В. Жадовской. Почувствуйте себя  полноправными участниками творческой лаборатории поэта.

2. Актуализация знаний

– Сейчас я предлагаю вам, работая в группах, познакомиться со стихами Ю.В. Жадовской и выбрать то, которое вас особенно  взволновало, заставило задуматься. Поделитесь  своими мыслями в группе.

– А теперь поделитесь своими впечатлениями с нами.

Работа в группах со стихами

«Любовь»

«Я вновь полна чудесных звуков…»

«Ты скоро меня позабудешь…»

«После долгой тяжелой разлуки…»

3. Постановка учебной задачи

– Определите ключевое слово, которое объединяет эти стихотворения.

– Сформулируйте тему урока.

– Определите учебную задачу урока.

Любовь.

Тема любви в творчестве Ю.В. Жадовской.

Проследить, как развивается тема любви в  творчестве костромской поэтессы XIX века Ю.В. Жадовской.

– А   сейчас почувствуйте себя в роли художников. Мысленно представьте, что у вас в руках краски и кисти. Какую цветовую гамму вы используете для того, чтобы передать на холсте чувства, которые возникают у вас, когда звучит слово любовь.  

– Какие разные вы использовали краски. Каждый из вас неповторим, поэтому и ответы получились очень разные.

Работа в группах

Афиширование творческих работ.

4. Открытие нового знания

– Давайте посмотрим, какими же красками пользуется поэтесса, когда говорит о чувствах своей лирической героини.   Обсудите в парах. Подготовьте выразительное чтение стихотворений.

– Вы верно определили цветовую гамму стихов. Ю.В. Жадовская использует контрастное изображение этой темы в своих произведениях. Светлая цветовая гамма используется ею, когда любовь предстает в образе прекрасной юной девы, дарящей своим избранникам счастье (стихотворения «Любовь», «Я вновь полна чудесных звуков…»), а темная, когда становится понятно, что влюбленным не суждено быть вместе (стихотворения «Ты скоро меня позабудешь…», «После долгой тяжелой разлуки…»).

Работа в парах

5. Актуализации и осмысления приобретённого читательского опыта, обобщения на уроке личностных впечатлений

Два варианта вопросов ( в «сильном» или  «слабом» классе):

  1. Подберите 3-4 слова, которыми можно охарактеризовать чувства лирической героини и её возлюбленного. Как можно назвать получившиеся ряды слов? (Антонимичные ряды.)
  2. Ответьте на вопрос: Кто (лирическая героиня или её возлюбленный) вызывает вашу симпатию? Почему? Какой приём лежит в основе любовной лирики Жадовской? (Антитеза.)

Работа в парах

Жадовская обнажает глубокий контраст между чувством любящей девушки и увлечением избранника её сердца. Его любовь обыкновенна, как у большинства светских молодых людей, способных менять предметы своих увлечений. Лирическая героиня находит в себе силы не только простить за это легковерного юношу, но и пожелать ему от своего щедро любящего сердца счастья и любви к другой девушке  (стихотворение «Ты скоро меня  позабудешь…»).

6. Первичное закрепление

– Мы продолжаем знакомство с поэзией Юлии Жадовской.  Проследим,  какие образы создает в своих стихах поэтесса, какими языковыми средствами она пользуется.

Задание: выберите стихотворение, вчитайтесь в его строки и определите, какое душевное состояние лирической героини оно отражает. Выпишите ключевые слова, определите средства выразительности, подготовьте выразительное чтение  стихотворения.

Работа с поэтическим текстом

7. Афиширование результатов работы

– Поделитесь своими наработками.

Стихотворение «Взгляд»

Ключевые слова: блеск счастья, сладкий яд страсти, огонь любви, сладостная тревога.

Средства художественной выразительности: метафоры, эпитеты, олицетворение.

Стихотворение «Любви не может быть меж нами…»

Ключевые слова: любви не может быть, яд тоски, тревога, день разлуки, мука, слёзы.

Средства художественной выразительности: метафоры (« Ты льёшь мне в сердце яд тоски…»; «Зачем тревогою, заботой //С тобой полна душа моя?»); эпитеты (день печали, день разлуки, старые муки); анафора.

Стихотворение  « Прощай »

Ключевые слова: блеск счастья, жизни наслажденья, тайные мученья, безотрадные мечты, печальный путь, холод, скука.

Средства художественной выразительности: эпитеты, антитеза, анафора.

Стихотворение « Как сильно тебя я любила…»

Ключевые слова: незабвенный друг, душевный недуг, грустно, боль сердца.

Средства художественной выразительности: эпитеты, метафора (имя обливало огнем), антитеза, анафора.

Стихотворение « Миг обновления»

Вместе с обновляющейся весенней природой возрождается  к новой жизни и лирическая героиня стихотворения: « Свежесть утра, роз дыханье,//Говор светлых вод,//Гибких веток колыханье,//Ясный неба свод,-//Все мне в душу  обаянье//И надежду  льет…» Однако любовь она продолжает хранить в своем  сердце вместе с верой и молитвой.

Поэтесса использует эпитеты, метафоры, олицетворение.

Стихотворение « Я все  еще его, безумная, люблю!..»

В нем Юлия Жадовская создает образ «вечной» любви: сколько бы времени ни прошло, чувство остается неизменным, хотя и недостижимым. Поэтесса использует эпитеты: «горячая слеза», «отрада тихая», «радость ясная»; олицетворение; анафору.

8. Ситуация обобщения и осознания сделанных ранее индивидуальных и коллективных наблюдений над текстом

  1. Чувствуется ли в стихотворениях ситуация, вызвавшая авторские размышления – переживания?

  1. Какой вы увидели лирическую героиню стихов Жадовской?

  1. Сделайте вывод о том, как раскрывается тема  любви в поэзии Ю.В. Жадовской.

Такого драматизма в изображении любви еще не достигал ни один поэт, творивший в тот период. Открытия Тютчева и Некрасова  еще  впереди.  Костромская поэтесса Юлия Валериановна Жадовская проникает в сокровенные тайники женской души. В ее стихах любовь предстает как динамичное, развивающееся чувство.

Поэзия Жадовской исповедальна. В лирическом дневнике героини отражён конкретный духовный опыт - боль безнадёжной любви, мужественное принятие судьбы, одиночество, самоотречение.

Лирическая героиня покоряет читателя: она способна подняться над собой, над своим горем, одолеть эгоизм могучей силой самоотвержения. И, словно в награду за это мужество, живое чувство любви вспыхивает вновь при звуках песни, при весеннем пробуждении природы («Ты всюду предо мной: повеет ли  весна,// Я чувствую тебя  в отраде   тайной…»).

Любовь в стихах поэта изображается  как трагическое и одновременно очень светлое чувство. Трагическое, потому что влюбленные никогда не смогут быть вместе, а светлое, потому что любовь делает человека прекрасным, наполняет его жизнь смыслом.

9. Индивидуальная творческая работа

А теперь, пользуясь материалами урока, напишите вступительное слово к сборнику стихов Ю.В.Жадовской под названием «Любовь». Выскажите ваши мысли, постарайтесь передать чувства, поделитесь сделанными открытиями.

Индивидуальная творческая работа

10.Социализация и рефлексия

– Прочитайте ваши работы.

 «Я все еще  его, безумная, люблю!..» - вот лейтмотив творчества Ю.В. Жадовской. Сколько чистоты, нежности, силы в ее стихах. Хочется верить, что вы еще   не раз возьмете  в руки томик  стихов поэтессы и прикоснетесь к ее лирике.

Закончить нашу встречу  я предлагаю романсом на стихи Юлии Валериановны Жадовской.

Чтение творческих работ


Приложение№1

ЛЮБОВЬ

Она кротка и терпелива,

Порой смела, красноречива;

В ней  нет ни хитрости, ни зла!

И милосердна и добра,

Она обиды забывает;

Неверия в  ней тени нет;

Её не знает грубый свет-

Она его проходит мимо;

Зато звездой неугасимой

В сердцах избранников  горит

И счастьем неба их дарит.

***

Я вновь полна чудесных звуков

И сладких песен старины,

Как прежде душу   мне объемлют

Надежд, любви святые сны!

Что ж? сердце их принять готово-

Готово в прошлом погостить

И в области мечты волшебной  

Земное горе   позабыть…

ВЗГЛЯД

Я помню взгляд - мне не забыть тот взгляд, -

Он предо мной горит неотразимо:

В нем счастья блеск, в нем страсти сладкий яд,

Огонь любви, тоски невыразимой.

Он душу мне так сильно взволновал,

Он новых чувств во мне родил так много,

Он сердце мне надолго оковал

Неведомой и сладостной тревогой…

ПРОЩАЙ

Прощай! Не нужно мне участья:

Не жалуюсь, не плачу я.

Тебе – вся прелесть бытия,

Тебе – весь блеск земного счастья,

Тебе – любовь, тебе – цветы,

Тебе – все жизни наслажденья;

Мне – сердца тайные мученья

Да  безотрадные мечты.

Прощай! Пришла пора разлуки…

Иду в печальный, долгий путь…

Бог весть, придется ль отдохнуть

Мне здесь от холода и скуки!

МИГ ОБНОВЛЕНИЯ

Свежесть утра, роз дыханье,

Говор  светлых вод,

Гибких веток колыханье,

Ясный  неба  свод,-

Все мне   в  душу  обаянье

И надежду льет;

Все печальное  забыто,

Новый  мир встает,

И о том, что уж прожито,

Вспомнить не дает.

Тайной силой обновленья

Дышит грудь моя,

Впредь печали и сомненью

Не поддамся я.

И среди житейской битвы

Твердо сохраню

Веру сердца, пыл молитвы

И любовь мою.

***

Ты скоро меня позабудешь,

Но я не забуду тебя;

Ты в жизни разлюбишь,  полюбишь,

А я - никого, никогда!

Ты новые лица увидишь

И новых друзей изберёшь;

Ты новые чувства узнаешь

И, может быть, счастье  найдешь.

Я – тихо и грустно свершаю,

Без радостей, жизненный путь;

И как я люблю и страдаю –

Узнает могила одна!

***

После долгой, тяжелой разлуки

При последнем печальном свиданье

Не сказала  я  другу ни слова

О моем безутешном страданье;

Ни о том, сколько вынесла горя,

Ни о том, сколько слез пролила я,

Как безрадостно целые годы

Понапрасну  его  все ждала я.

Нет, лишь только его увидала,

Обо всем, обо всем позабыла;

Не могла одного лишь забыть я-

Что его беспредельно любила…

***

Любви не может быть меж нами:

Её мы оба далеки;

Зачем же взглядами, речами

Ты льешь мне в сердце яд тоски?

Зачем тревогою, заботой

С тобой полна  душа моя?

Да, есть в тебе такое что-то,

Чего забыть не в силах я;

Что в день печали, вдень разлуки

В  душе  откликнется не  раз,

И старые  пробудит муки,

И слезы вызовет из глаз.

***

Как сильно тебя я любила,

Тебя, незабвенный  мой   друг!

Теперь уж не то, я   покойней,

Проходит душевный  недуг.

Теперь твое имя  я слышу

Без трепета в сердце моём, -

То имя, что прежде так чудно

Меня обливало огнем.

Теперь я могу, не бледнея,

Мой друг, говорить о тебе,

Расстались на  век  мы с тобою, -

Так видно угодно судьбе…

Но  часто в час сумерек тихий,

Когда я бываю одна, -

Мне грустно, - горько я плачу,

Незваной печалью полна.

И трепет меня проникает,

И сердце болит у  меня, -

И, кажется, я умерла бы,  

Когда б увидала тебя!

***

Я  все еще его, безумная, люблю!

При имени его душа  моя трепещет;

Тоска  по-прежнему сжимает  грудь мою,

И взор горячею слезой невольно блещет.

Я все еще   его, безумная, люблю!

Отрада тихая мне в душу проникает,

И радость ясная на сердце низлетает.

Когда  я  за него Создателя  молю.

Список литературы

1. Астафьев А.В., Астафьева Н.А. Ю.В. Жадовская// Астафьев А.В., Астафьева Н.А. Писатели ярославского края. Ярославль: Верхне-Волжское книжное изд-во, 1990.

2. Базанов В.Г., Бессонов Б.Л., Бихтер A.M. Примечания // Поэты демократы 1870 - 1880-х гг. Л.: Сов. писатель, 1968.

3. Банников Н.В. Ю.В. Жадовская. Биографический очерк и примечания // Русские поэтессы XIX века. М.: Советская Россия, 1979.

4. Банников Н.В. О русской поэзии // Русские поэты XVIII XIX вв.: Антология / Сост. В.И. Коровина и В.А. Сайтанова. М.: Дет. лит. 1985.

5. Бочков В. Дом с колоннами (о поэтессах А.И. Готовцевой и Ю.В. Жадовской) // Северная правда. 1973. 26 июня.

6. Ванкович Л. Юлия Жадовская (к биографии русской поэтессы 1824 -1883)//Неман. 1974. № 9.

7. Лебедев Ю.В. Юлия Валериановна Жадовская//Вечные всходы/ Сборник очерков о писателях Костромского края. Ярославль: Верхнее-Волжское книжное издательство, 1986.

8. Лебедев Ю.В. Литература 7-9 классы, учебная хрестоматия/Москва: Просвещение, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника

Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...

Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс

Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО –ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «Творческая мастерская»

Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффекти...

Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»

В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.Актуальной проблемой современн...

Творческая мастерская «Кукла оберег» приемы активизации творческой деятельности обучающихся с ОВЗ

cent;Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов и открывающая новое в самом субъекте и уже существующих формах культ...