Образовательный модуль "Лукоморье" А. С. Пушкина
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Смирнова Галина Александровна

Тематический образовательный модуль "Лукоморье" А. С. Пушкина построен на основе вступления к поэме "Руслан и Людмила", сюжете сказок поэта. Данный модуль является межпредметным, включает кроме уроков литературы такие предметы, как русский язык, история, музыка и изобразительное искусство. В течение недели на уроках происходит погружение учащихся в чудесный мир пушкинских сказок, сопоставление сказочных персонажей с мифологическими образами. При закрытии модуля ребята представляют свои творческие проекты, коллективные ментальные карты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ№11» г. Усть-Илимск

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

г. Усть-Илимска, Иркутской области

Рабочая  программа

     Тематический

образовательный модуль

"Картинки культуры мира".

                                                               Автор: Смирнова Г. А.,

учитель русского языка

и литературы высшей

квалификационной категории

г. Усть-Илимск, 2014


Тематический образовательный модуль

"Картинки культуры мира" – 14 часов

«У  Лукоморья…».

Тематический образовательный  модуль «У Лукоморья»  составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  с   основной  образовательной программой   общего  образования МАОУ «СОШ№11».  Образовательный модуль рассчитан на учащихся 5-х классов.

Сюжет модуля построен на основе творчества А. С. Пушкина, на его вступлении к поэме «Руслан и Людмила» («У Лукоморья…»), сюжете сказок «О Мертвой царевне…» и «Сказки о царе Салтане…» и других и предполагает расширение кругозора учащихся  о  мифологической природе сказок, формирование творческих способностей.

Образовательный модуль, рассчитанный на 14 часов, реализуется в учебной деятельности через разные формы организации учебного процесса.  Занятия длятся  по 40 минут.

Данный модуль является межпредметным и предполагает изучение целостной темы на уроках по разным предметам. Занятия проводятся по общему расписанию уроков под руководством одного или нескольких учителей в зависимости от формы проведения .

Общая  структура  образовательного модуля:

Количество часов

(мои/другие предметы)

Задействованные предметы

Цель:

комплексное использование способов действий в модельной ситуации на разных предметах, требующих их совмещения.

Понедельник

2 ч.

2 ч.

Литература, русский язык

Вторник

2 ч.

2 ч.

Литература, русский язык

Среда

1 ч.

1 ч.

ИЗО, музыка, история (факультативно)

Четверг

1 ч.

1 ч.

ИЗО, музыка, история (факультативно)

Пятница

2 ч.

Литература, русский язык

Итого:

14 ч (1 неделя)

Данный  модуль предполагает решение следующих  задач:

1. Формирование регулятивных УУД – оценивание и взаимооценивание.

2. Формирование ИКТ-компетенций – работа с сервисами Интернета.

3. Использование детьми знаний по модулю, основываясь на личностном опыте, активизация читательского кругозора.

3.Организация взаимодействия между детьми как формирование навыков учебного сотрудничества.

4. Формирование предметных умений по содержанию данного модуля.

5. Освоение различных образовательных пространств.

6. Выявление и активизация творческих способностей детей.

7. Развитие внимания, связной устной и письменной речи;

8. Повышение мотивации учебной деятельности за счет новых форм организации образовательного пространства.

 Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача:

Предметные:

-  совершенствование навыков аудирования, монологической и диалогической речи, работая в парах и группах (разноуровневое обучение);

-  навыки самостоятельной работы с текстом художественного произведения;

- дальнейшее формирование умений аргументировать свои суждения ссылками на текст;

Общеучебные умения:

- соотнесение текстовой информации и иллюстративного материала;

- работа с информацией;

- высказывание собственной точки зрения;

- формирование аналитических умений у обучающихся, развитие инициативы учащихся;

- формирование творческого размышления над художественным произведением;

- формирование исследовательских умений и навыков;

- подготовка ребят к осознанию ценности дружеских отношений между людьми;

- развитие умений и навыков публичных выступлений;

- владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ.

Планирование по образовательному модулю «У Лукоморья…».

Дни недели

Содержание деятельности

Результат

Понедельник

(1 час)

литература

1 час русский язык (последовательные занятия)

День 1. Приключения в Лукоморье. Путешествие по «Прологу к поэме-сказке «Руслан и Людмила». Ознакомление учащихся с историей создания сказок А. С. Пушкина. Фиксация сообщений в виде информационной таблицы - соотношение сказочных персонажей Лукоморья с мифологическими персонажами. Определение читательского опыта: работа с текстом. Взаимодействие внутри  группы. Соотнесение текстовой информации и иллюстративной. Владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности. Формирование стремления к поисково-исследовательской работе.                

Работа с информацией. Составление информационных таблиц. Мыследеятельностный тип  интеграции  учебного  материала, метадеятельность в создании различных видов информационных таблиц


Вторник

(1 час)

литература

1 час русский язык (последовательные занятия)

День 2. Герои «Сказки о мертвой царевне…». Определение творческих возможностей и актерских способностей выразительного чтения: коллективные творческие этюды. Взаимооценка работы групп. Работа детей с оценочной линейкой; критериями оценки.

 Передача художественного образа путём перевоплощения, элементы одно и разновозрастного сотрудничества в игровой деятельности

Работа проводится 
с оценочными листами, составление критериальной шкалы.

Составление сравнительной характеристики героев сказки.

Написание сочинений-миниатюр в формате темы. Размышления по поводу…

Среда

(1 + 1 + 1 час)

Литература, ИЗО, Музыка

День 3. Представление других сказок писателя. Художественное творчество. (Иллюстрирование сказки А. С. Пушкина).

Дополнительные темы: подобрать иллюстративный материал к произведениям и создание   собственных иллюстраций. Умение презентовать свой выбор и свое творчество.

Четверг

(1 + 1 + 1 час)

Литература, ИЗО, Музыка

День 4.  

Художественное творчество. (Ил-люстрирование сказки А. С. Пушкина)

Работа в группах по созданию ментальных карт  по сказкам А. С. Пушкина. Дополнительные темы: подобрать иллюстративный материал к произведениям и создание коллажа; составление викторины.

Восстановление всех этапов работы, прово-димых в течение недели. Подведение итогов ПЗ. Рефлексия.

Создание ментальной карты по по сказкам А. С. Пушкина.  Свободный выбор в группах.

Пятница

(2 час)

Литература

Публичное предъявление результатов работы групп. Создание карты движения по образовательному модулю. Подведение итогов ПЗ. Рефлексия.

Презентации, представление коллажей по сказкам.

Общий замысел модуля:

Целью данного модуля является знакомство со сказочным творчеством  А. С. Пушкина, сопоставление его сказок со сказками других стран, расширение кругозора  учащихся  об истории создания сказки,  расширение словарного запаса.  Модуль состоит из заданий, выполнение которых подводит учащихся к итоговому заданию – создание собственных рефлексивных текстов, иллюстраций, коллажей, сравнительных характеристик, ментальных карт.

Вся работа состоит из 3 этапов: подготовительный, основной, заключительный.

Итогом работы над образовательным модулем является демонстрация коллективных продуктов, траектория индивидуального продвижения в знаниях.

Цель (результат), которую должны достичь  дети:   написать сочинения-рассуждения, создать иллюстративные коллажи; сделать вывод, что творчество одного писателя объединяет различные области знаний о мире и человеке.

Описание образовательного модуля.

Первый этап – подготовительный (знакомство участников модуля с направлениями работы, с заданиями и с критериями оценивания работ).

Оборудование:

  1. Портрет А. С. Пушкина (цветная репродукция).
  2. Выставка книг «Сказки А. С. Пушкина»  (оформляется за несколько дней до урока).
  3. Выставка иллюстраций к сказкам (оформляется за 1-2 дня до урока).
  4. Презентация по биографии и творчеству писателя.

Актовый зал или на уроке.

  1. Вовлечение в учебную ситуацию: Просмотр видеоролика «У Лукоморья…»

День первый. Урок литературы. Знакомство с писателем и его сказками.

  1. Слово учителя. Что вы знаете об А. С. Пушкине?

Работа с биографией писателя. (Презентация). Учащиеся об авторе.

  1. Какие сказки написаны А. С. Пушкиным? Что вы знаете об истории написания

сказок?

К сказочной теме Пушкин приступает уже будучи зрелым писателем. Он был первым, кто увидел в народе активного участника исторического процесса, а в фольклоре живую душу народа. В художественном открытии Пушкина - открытие темы народа.

        Сказкой была первая его поэма "Руслан и Людмила", и "побежденный учитель" Жуковский увенчал голову "победителя ученика" лаврами.

        А. С. Пушкин брал материал из русских сказок, рассказанных няней Ариной Родионовной, из сборника братьев Гримм – «Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о мертвой царевне..." При написании "Сказки о золотом петушке" он пользовался литературным источником - " восточная легенда" Вашингтона Ирвинга, а "Сказка о царе Салтане..." имеет сразу несколько источников - это сложное сочетание мотивов русского и западноевропейского фольклора.

«У Лукоморья дуб зеленый…»

        В одной из сказок Арины Родионовны имеются такие слова: "У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет - сказки сказывает, вниз идет – песни поет".

        Из них сначала родился эпиграф к тетради, в которой были записаны сказки, а затем пролог к поэме "Руслан и Людмила", написанный в селе Михайловском.

        Пролог к "Руслану и Людмиле" - явление уникальное и гениальное. Являясь поэтическим самостоятельным произведением, он стал художественным исследованием народной волшебной сказки

Весь сказочный мир Пролога дробится на "кусочки», ослепительно яркие. Каждый из них может быть развернут, превращен в ту сказку, из которой пришел. А в целом пролог указывает на некий чудесный,  фантастический, волшебный, мифологический славянский мир.

1 строчка. «У Лукоморья дуб зелёный…».

        Лукоморье – Лексическое значение этого слова -  излучина моря, изгиб. Значит изгиб моря.

        В мифологии - это заповедное место на окраине вселенной, где стоит мировое дерево – ось мира, по которому можно попасть в другие миры, т. к.  его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней.  

Урок русского языка. Работа с текстом.  Взаимодействие внутри : выбор сюжета из Пролога для обсуждения,  обсуждение характеров героев.

  1. Дуб зелёный - это первое славянское название дерева вообще. Отсюда «дубинка», "дубрава"- роща, добрый молодец», как дубок зеленый, т.е. молодой. Но дуб еще и священное дерево, под которым совершались ритуалы, обращенные к Богу. Это "перуново" дерево - считалось, что сам Перун-громовержец обитает на его вершине. Дубу приписывались - функции мирового дерева. Древние славяне представляли мировое дерево в центре вселенной или на окраине», то есть «у лукоморья", где оно упирается макушкой в небеса, а корнями достигает царства мертвых. Мировое дерево составляет своеобразную "ось" мифического пространства и, как середина мира, относится к месту порядка, уравновешенности и блага, т. е. "золотой середине".
  2. Кот учёный – имеет общие корни с котом Баюном. Баюн – людоед. Он заговаривает человека  и усыпляет. И в то же время сказки Баюна целебны. Образы вещего Бояна и кота-баюна уходят в глубину славянской мифологии. Боян, один из немногих, кто умеет слышать пророчества птицы Гамаюн  а, может быть, он и есть сама перевоплотившаяся птица? Гамаюн - птица вещая, говорун. Инкарнация Велеса, бога мудро¬сти. Она поет людям божественные песни и предвещает будущее тем, кто умеет слышать тайное. Так говорит «Славянская энциклопедия».
  3. Образы лешего и русалки вовсе не сказочные, это те фантастические существа, в которые народ верит. И нам тоже не надо лешего описывать, мы его знаем. Следует добавить только, что образ Лешего восходит опять же к Велесу - скотьему богу, а первоначально покровителю охоты и лесного зверя, а значит, хозяину леса. Велес в славянской мифологии – это ещё Бог богатства и мудрости, проводник в загробный мир. Есть русская народная сказка «Иван Быкович», так это о Велесе, сыне небесной коровы Земун (туча), смелом и находчивом добром молодце.
  4. А русалки в глубокой древности были представителями мира берегинь /от слова - беречь, берег/, которые оберегали водоемы, леса, поля, людей. Поэтому лесная берегиня русалка с распушенными русыми волосами могла вполне сидеть на дереве.
  5. «Избушка там на курьих ножках…»

С появления избушки, обычно в сказках и мифах стоящей на границе двух миров: человеческого жилья и леса, света и тьмы, этого и того мира; усиливается нарастание таинственного, чудесного.

За избушкой вскоре появляется образ Бабы-Яги. Поэт заставляет активно работать память, воображение читателя. Один образ влечет за собой всю сцену, целый сказочный мир, требует объяснения.

Баба-Яга - образ до такой степени древний, что нет убедительного объяснения самого имени "Яга", характерного только для восточных славян. Под другими именами этот персонаж известен всем народам. О глубокой древности Яги говорит ее двойствен-ность: она может быть и помощником, и противником.

  1. «И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят…». В некоторых русских сказках присутствуют великаны-волоты: Дубыня, Горыня, Усыня. А мифы разных народов говорят о том, что в стародавние времена жили на земле великаны. Так ли это? – Кто знает… Число 33 – роковое число в сказках. Не стоит относиться к этому числу легкомысленно. «33 богатыря»- огромная сила, перед которой не устоит ни один враг. Возможно, наши тридцать три богатыря и их дядька Черномор – представители этого великанского племени?
  2. "Бурый волк"- устойчивое сочетание в народном языке Псковской области, где услышал Пушкин сказку. «Бурый" в значении "серый, темный". В славянской мифологии волк, как и медведь, были почитаемыми животными. Волк наделен даром всеведения, считался пожирателем чертей /злых духов/, помогает героям сказок, является хранителем брачного чертога.
  3. "... царь Кащей над златом чахнет...". Это персонаж демонической природы, владыка темного царства» царства мертвых /"кощного царства"/, как и змей играет роль скупого хранителя со¬кровищ и похитителя земных красавиц. Кащей - кощь, кость, или "кощуна", то есть миф. Очень загадочный образ. И настоящее его значение в мифе-сказке еще не разгадано. В нашем языке осталось слово "кощунство".

Сопоставление сказочных персонажей с мифологическими. Таблица.

Стихотворные образы.

Мифологические образы

Размышления по теме

У лукоморья дуб зелёный;

Излучина моря, изгиб, заповедное место на окраине вселенной, где стоит мировое дерево – ось мира.

Идут поиски Гипербореи.

Златая цепь на дубе том:

Дуб - первое славянское название дерева вообще, священное дерево, под которым совершались ритуалы, обращенные к Богу. Это "перуново" дерево - считалось, что сам Перун-громовержец обитает на его вершине

Златые звенья цепи – звенья развития человеческой истории; звенья сказок, скрытых в Прологе.

И днём и ночью кот учёный

 Всё ходит по цепи кругом;

 Идёт направо - песнь заводит,

 Налево - сказку говорит.

Кот Баюн (байки бает) или Вещий сказитель Боян, или птица Гамаюн, или Бог мудрости Велес.

Почему направо – песнь, а налево – сказку? – пока не знаю.

Там чудеса: там леший бродит,

Образ Лешего - образ Велеса – Бога домашнего скота, а значит, богатства, покровителя охоты и лесного зверя, а значит, хозяина леса.

Леший и сейчас воспринимается, как хозяин леса. Но вот Бога мудрости в нем увидеть трудно.

Русалка на ветвях сидит;

Представительница мира берегинь. Оберегала не только в воде, но и в лесу, в поле.

Воспринималась как положительный образ.

Там на неведомых дорожках

 Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

 Стоит без окон, без дверей;

«Там» - мир столь древний, допотопный, что и представить трудно.

Неисследованные леса, неизвестные нам животные древности окружали человека.

Там лес и дол видений полны;

Живая природа, с духами и привидениями.

Не все поддается хоть какому-то объяснению.

Там о заре прихлынут волны

 На брег песчаный и пустой,

 И тридцать витязей прекрасных

 Чредой из вод выходят ясных,

 И с ними дядька их морской;

Великаны-волоты: Дубыня ростом с дерево, Горыня ростом с гору, Усыня – степная трава?

33 богатыря – жители легендарной Атлантиды, ушедшей по воду?

Там королевич мимоходом

 Пленяет грозного царя;

 Там в облаках перед народом

 Через леса, через моря

 Колдун несёт богатыря;

Герои могли передвигаться чудесным образом (или на коврах-самолетах) по воздуху.

И добро всегда побеждает зло.

В темнице там царевна тужит,

 А бурый волк ей верно служит;

Мудрый Волк наделен даром всеведения.

И сейчас нельзя легкомысленно и без уважения относиться  к этому животному.

Там ступа с Бабою Ягой

 Идёт, бредёт сама собой,

Баба-Яга - Буря-Яга, Золотая нога, богатырша Усоньша Виевна. Образ своими корнями уходит в эпоху матриархата, к образу праматери всего живущего, хранительнице огня в очаге.

Живет на границе двух миров, является своеобразным стражем-пограничником.

Там царь Кащей над златом чахнет;

Персонаж демонической природы, владыка темного царства» царства мертвых /"кощного царства"/, как и змей играет роль скупого хранителя сокровищ и похитителя земных красавиц. Кащей - кощь, кость, или "кощуна", то есть сам миф.

Житель Пекла – славянского Ада.

Там русский дух... там Русью пахнет!

И где же это тридевятое царство, тридесятое государство?.. И как жаль, если оно только выдумано.

День 2. Герои «Сказки о мертвой царевне…».

Составление сравнительной характеристики героев сказки.                                                                                        Написание сочинений-миниатюр в формате темы. Размышления по поводу…                                                    

Сравнение «Сказки о мертвой царевне…» со сказкой Братьев Грим «Белоснежка и семь гномов».  Объяснить популярность сюжета, соответствие персонажей сказки силам природы.              

Учитель (завершение).

День 3. Другие сказки А. С. Пушкина

(«О царе Салтане…», «О рыбаке и рыбке», «О золотом петушке», «О попе и работнике его Балде».

Работа с текстами сказок.

Название сказки

Название сказки

Название

сказки

Название сказки

Герои

Конфликт

Чему учит сказка

Открытия

Возможны варианты таблиц (как по-другому построить модель информационного поля - ментальной карты): в виде дерева, паутины, табличек из основных частей речи и т.д.

Знакомство с иллюстраторами сказок (В. Васнецов. М. Врубель, В. Корольков…).

Работа в группах.

Каждая группа выбирает одну из сказок и готовит выступление: рассказ, коллаж, презентацию, демонстрацию видеоролика с комментариями и т. д. .

Представление своих иллюстраций.

День 4. Другие сказки А. С. Пушкина.

Работа в группах.

Каждая группа выбирает одну из сказок и готовит выступление: рассказ, коллаж, презентацию, демонстрацию видеоролика с комментариями и т. д. .

Представление своих иллюстраций.

Третий этап – заключительный. Защита итогового продукта и рефлексия.

Экспертный лист для оценки работы группы:

Вопросы

Ответы

Сформулировала ли группа стоящую перед ней задачу?

Была ли спланирована работа группы, или учащиеся приступили к работе стихийно?

Как члены группы распределяли задания между собой? Соответствовало ли распределение заданий возможностям учащихся?

Как была организована работа в ходе выполнения заданий? Взаимодействовали ли члены группы на этом этапе? В чем проявилось взаимодействие?

Как было организовано подведение итогов?

В процессе обсуждения нужно упомянуть и трудности и нерешенные задачи группы, но главное, завершить обсуждение на позитивной ноте, подвести итог.

Актовый зал. Представление результатов работы. Выставка рисунков.

Заключение учителя (учащегося).

Простой и выразительный язык Пушкина позволяет открыть неуловимую дверь фантазии. За этой дверью удивительный сказочный мир. Здесь всё возможно: взлететь к самой верхушке дуба, послушать кота-учёного, покачаться на ветке с русалкой. 33 богатыря защитят от любой напасти, а Баба-Яга укажет дорогу к тюрьме царевны. Пушкин как будто показывает свой мир, в котором для зла нет места. Даже Кащей Бессмертный не кажется очень страшным. Скорее дряхлым старичком, которого не интересует ничего, кроме золота. Каждый персонаж индивидуален. Александр Сергеевич наделил каждого душой. Тут все живые и нет мёртвых. «Там русский дух... там Русью пахнет!» - писатель призывает насладиться тем, что мы русские, что мы вольны выбирать, кем нам быть: богатырём, Иваном-дурачком или боярином. Последними строчками автор как бы доказывает, что это всё правда и существует на самом деле: «И там я был, и мёд я пил; у моря видел дуб зелёный; под ним сидел, и кот учёный, свои мне сказки говорил».  Спасибо Александру Сергеевичу Пушкину за удивительный пролог, который наталкивает на мысль, что сказки могут быть явью.

Приложения.

Модуль  У  ЛУКОМОРЬЯ

Тема 1 занятия. А. С. Пушкин.  ПРОЛОГ  к поэме  «Руслан и Людмила».

Цель занятия. 1. Исследование ПРОЛОГА «У Лукоморья» для расширения кругозора учащихся  о  мифологической природе сказок.

2. Формирование творческих способностей, умения добывать информацию и работать с ней, использования читательских интересов.

3. Развитие внимания, связной устной и письменной речи.

Оформление урока. На доске портрет А. С. Пушкина. Книги сказок поэта. Эпиграфы к уроку. Видеоаппаратура. На столе рисунки-раскраски-раздавашки.

Ход занятия.

Эпиграфы урока. «Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок».  (Сказка о Золотом Петушке» А. С. Пушкина)

«О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух 

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель».  (А. С. Пушкин)

МОТИВАЦИЯ. 1. Просмотр видеоролика «У Лукоморья».

                2. Беседа. 1) Что это за отрывок? Отдельное произведение или..?

                                (работа с учебником)

                        -- отрывок из поэмы, написанный после поэмы и названный

                                         «Пролог», то есть вступление – перед поэмой.

2) О каких чудесах рассказывает Лукоморье? Перечислить.

   

ТЕМА  УРОКА. Записать.

ЦЕЛЬ  УРОКА. 1. Зачитать эпиграфы. 1) объяснить, что сказка – это не просто вымысел, это своего рода загадка, которую хочется разгадать.

                        2) во втором эпиграфе найдем ключевую фразу текста;

    если мы разгадаем некоторые загадки сказочные,

                                                       то, возможно, сделаем поразительные открытия.        

2. А, значит, цель наших последующих занятий – исследование сказок Пушкина.

Сегодня это будет исследование отрывка из поэмы «Руслан и Людмила»…

3. Записываем цель урока. Исследование «Пролога…» для объяснения (понимания) его сказочно-мифологической природы.

ЗАДАЧИ  УРОКА  для достижения цели.

  1. Знание содержания. Работа с учебником. Выразительное чтение.
  2. Работа со словом. Сноски – лексическое значение. («Лукоморье» и др. .)
  3. Какие картины и образы возникают в нашем воображении?

Урок русского языка. Работа с текстом.  Выбор сюжета из Пролога для обсуждения,  обсуждение характеров героев.

Исследование сказочных образов ПРОЛОГА (по выбору. Групповая работа).

По какому плану мы будем рассказывать о выбранном образе?

-- описать внешность;

-- характер и действия (значение образа, поступки);

-- какой мифологический персонаж подразумевается под этим сказочным образом?

-- в каких сказках встречается?

-- нарисовать «портрет» (раскрасить)…

(Раздаточный материал, раскраски).            На работу 10 минут.

  1. Предъявление: Мозаика 5-классников (на доске в виде картинок). Сказочные образы вокруг Мирового Древа – ДУБА  ЗЕЛЕНОГО.   На выступления 10-15 минут.

  1. Презентация «Лукоморье». Знакомство с русскими художниками-сказочниками.
  2. Русский язык. Художественные особенности ПРОЛОГА.

Найти в тексте постоянные эпитеты…

1). Можно их назвать словосочетаниями? Какие это словосочетания? Сделать разбор 2-3-х.

Найти словосочетания глагол + существительное. Сделать разбор словосочетания.

Найти словосочетания глагол + наречие. Сделать разбор словосочетания.

2). Записать предложения. Найти грамматическую основу. Из каких членов предложения может состоять грамматическая основа?

Выберите из текста строчки, которые можно сделать простыми предложениями. Подчеркните грамматические основы.

3). На основе выполненной работы делаем вывод о тесной связи русского языка и литературы.

  1. Заполнение сравнительной таблицы. Сопоставление сказочных персонажей с мифологическими.

Стихотворные образы.

Мифологические образы

В какой сказке есть такой образ

Размышления

по теме

У лукоморья дуб зелёный;

Излучина моря, изгиб, заповедное место на окраине вселенной, где стоит мировое дерево – ось мира.

Златая цепь на дубе том:

Дуб - первое славянское название дерева вообще, священное дерево. Это "перуново" дерево - считалось, что сам Перун-громовержец обитает на его вершине

Златые звенья цепи – звенья сказок, скрытых в Прологе; звенья развития человеческой истории;

И днём и ночью кот учёный

 Всё ходит по цепи кругом;

 Идёт направо - песнь заводит,

 Налево - сказку говорит.

Кот Баюн (байки бает) или Вещий сказитель Боян. Встречается только в русских мифах и сказках.

Почему направо – песнь, а налево – сказку? – пока не знаю.

Там чудеса: там леший бродит,

Образ Лешего - образ Велеса – Бога домашнего скота, а значит, богатства, покровителя охоты и лесного зверя, а значит, хозяина леса.

Леший и сейчас воспринимается, как хозяин леса. Но вот Бога мудрости в нем увидеть трудно.

Русалка на ветвях сидит;

Представительница мира берегинь. Оберегала не только в воде, но и в лесу, в поле.

Воспринималась как положительный образ.

Избушка там на курьих ножках

 Стоит без окон, без дверей;

Находится  на границе двух миров.

                                                        

Д/З. 1. К следующему уроку. Знать содержание «Сказки о мертвой царевне…».

        2. К пятнице. По возможности заполнить сравнительную таблицу.

Откуда будете брать информацию?

Ход  2  занятия  по  модулю  «У  Лукоморья…»..

  1. Повторяем. Русский язык. Художественные особенности ПРОЛОГА.

Найти в тексте постоянные эпитеты

1). Можно их назвать словосочетаниями? Какие это словосочетания? Сделать разбор 2-3-х.

Найти словосочетания глагол + существительное. Сделать разбор словосочетания.

Найти словосочетания глагол + наречие. Сделать разбор словосочетания.

2). Записать предложения. Найти грамматическую основу. Из каких членов предложения может состоять грамматическая основа?

Выберите из текста строчки, которые можно сделать простыми предложениями. Подчеркните грамматические основы.

Как отличаются словосочетания от предложений?

3). На основе выполненной работы делаем вывод о тесной связи русского языка и литературы. Насколько разнообразна речь писателя, когда он употребляет различные словосочетания и предложения.

4). Для закрепления: стр. 113 уч. Лит – выписать под диктовку сл-соч-я, обозначить глав слово, выбрать среди них предложения, найти грам основу.

Повторяем литературу. История создания сказок Пушкина.

Читаем наизусть стихотворение «Няне».

  1. Продолжаем  Путешествие по Лукоморью.
  1. Чтение наизусть отрывка из поэмы.

Продолжаем: «Одну я слышал, сказку эту поведаю теперь я свету…»

О какой сказке пойдет речь сегодня?

Какие сказки Пушкина вы ещё читали?

  1. Тему нашего путешествия (системы занятий на эту неделю) мы знаем – ЛУКОМОРЬЕ.
  2. Основная цель нашего путешествия –

ИССЛЕДОВАНИЕ  СКАЗОК  А, С, ПУШКИНА.   Записать

  1. Конкретные задачи на каждый день:                         Записать

День первый (понедельник) – Исследование «Пролога к поэме «Руслан и Людмила».

День второй (вторник) – Исследование «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

День третий (среда) - Исследование «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».

День четвертый (четверг) – Исследование других сказок поэта.

День пятый (пятница) –  Представление результатов исследований.

(пояснить, какими  м. б. результаты).

  1. Сказка о мертвой царевне…                  Записать тему.

Что мы будем рассматривать на сегодняшнем занятии (какие задачи д. б. выполнить для нашего исследования?)

Выбрать форму урока  (ментальная карта)  --  на слайде и в тетради.

Какие вопросы необходимо разобрать, чтобы у нас получилось полное исследование сказки? – вспомним план разбора сказки.

  1. Вид сказки (доказать).
  2. Основные персонажи (перечислить).
  3. Основной конфликт (записать).
  4. Зачин и концовка (записать).
  5. Сравнение царевны и царицы (сделать таблицу).
  6. По иллюстрациям на слайде зачитать соответствие  из текста сказки.

Беседа по сюжету.

  1. Какие открытия можно сделать по этой сказке?
  2. Назвать другие сказки, соответствующие сказке Пушкина.

  1. Взаимосвязь с русским языком.

Предложения по цели высказывания.

Работа с текстом. Работа в парах.

  1. Записать в тетрадь первые 4 строчки. О чем сообщается в этом предложении? (это предложение повествовательное – в нем повествуется о…) . Интонация такого предложения … .
  2. Найти и зачитать строчки – обращение царицы к зеркалу.

«Свет мой зеркальце, скажи…». Это предложение побудительное (побуждение к действию). Интонация …  

  1. Найти и записать обращение королевича Елисея к Солнцу, Месяцу, Ветру. Это предложения вопросительные (содержат вопрос).
  2. Предложения по цели высказывания. Это тема по русскому языку – параграф 29, стр. 70. Открыть, прочитать информацию.
  3. По предложенным упражнениям проследить интонацию предложений.
  4. Выбрать задание на дом (параграф 30, упр. 155).

  1. Домашнее задание.

Подготовить рассказ, презентацию, рисунок по любой другой сказке Пушкина.

Ход 3  занятия  по  модулю  «У  Лукоморья…»..

Тема. «Сказка о мертвой царевне…».

Цель.  Исследование сказки, понимать информацию, представленную в сказке.

Формирование навыков анализировать художественное произведение.

Уметь сопоставлять литературные произведения друг с другом и с иллюстрациями к ним.

  1. Продолжаем  Путешествие по Лукоморью.
  1. Чтение наизусть отрывка из поэмы.

Продолжаем: «Одну я слышал, сказку эту поведаю теперь я свету…»

О какой сказке пойдет речь сегодня?

Какие сказки Пушкина вы ещё читали?

  1. Тему нашего путешествия (системы занятий на эту неделю) мы знаем – ЛУКОМОРЬЕ.
  2. Основная цель нашего путешествия –

ИССЛЕДОВАНИЕ  СКАЗОК  А, С, ПУШКИНА.  

  1. Конкретные задачи на каждый день    записаны

День первый (понедельник) – Исследование «Пролога к поэме «Руслан и Людмила».

День второй (вторник) – Связь

День третий (среда) - Исследование «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».

День четвертый (четверг) – Исследование других сказок поэта.

День пятый (пятница) –  Представление результатов исследований.

(пояснить, какими  м. б. результаты).

  1. Сказка о мертвой царевне…                  Записать тему.

Что мы будем рассматривать на сегодняшнем занятии (какие задачи д. б. выполнить для нашего исследования?)

Выбрать форму урока  (ментальная карта)  --  на слайде и в тетради.

Какие вопросы необходимо разобрать, чтобы у нас получилось полное исследование сказки? – вспомним план разбора сказки.

  1. Вид сказки (доказать).
  2. Основные персонажи (перечислить).
  3. Основной конфликт (записать).
  4. Зачин и концовка (записать).
  5. Сравнение царевны и царицы (сделать таблицу).
  6. По иллюстрациям на слайде зачитать соответствие  из текста сказки.

Беседа по сюжету.

  1. Какие открытия можно сделать по этой сказке?
  2. Назвать другие сказки, соответствующие сказке Пушкина.
  3. Построение ментальной карты. Групповая работа.

Сравнительная характеристика царевны и царицы                                                    Заполнить таблицу примерами из текста. Определите общие черты и различия.

Критерии для сравнения

Царевна

Царица

Примечание (это может быть цитата из текста, свой комментарий)

Внешние черты: красота, молодость, богатство

Красивая, молодая, богатая.

Красивая, молодая, богатая.

Царевна: «Поднялась и расцвела: белолица, черноброва…».

Царица: «Высока, стройна, бела…»

Черты характера: нрав, ум и сообразительность

Скромная, трудолюбивая,

добрая

Завистливая, злая,

эгоистка

Царевна: «Нраву кроткого такого».

Царица: «И умом, и всем взяла, но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива».

Речь

Доброжелательная, просит, благодарит

Грубая, требовательная, приказывает. Добродушна только с зеркальцем, и то вначале сказки. Потом груба.

Царевна взмолилась: «Не губи меня, девица, а как буду я царица, я пожалую тебя…».

Царица: «Ах ты, мерзкое стекло, это врёшь ты мне назло…»

Поступки и действия

Трудолюбива, благородна, вежлива к другим.

Готова на убийство.

«Дом царевна обошла, все порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку…».

«И царица злая, ей рогаткой угрожая, положила иль не жить, иль царевну погубить…»

 Отношение к ним других персонажей.

«И жених сыскался ей…».

Чернавка не убила ее: «в душе её любя…».

Богатыри уважали ее, полюбили.

Силы природы помогают жениху найти невесту.

Только зеркальце с ней беседует. Но говорит смело правду.

Царевна: «Братья милую сестрицу полюбили…».

«Тужит бедный царь по ней…».

«Королевич Елисей между тем по свету скачет…» в поисках и «горько плачет…».

Авторское отношение

Автор показывает царевну всегда в кругу добрых людей, т. к. она сама добрая.

Царица всегда одинока. И когда умерла, о ней никто не вспомнил.

Царица: «Лишь её похоронили, свадьбу тотчас учинили…».

Моё отношение

Твори добро, и оно к тебе вернется, хочет сказать поэт.

А зло порождает только зло и обора-чивается против злого человека.

Я согласна с мнением автора.

Образец сравнительной характеристики царицы и царевны

Царица-мачеха и царевна представляют в этой сказке два противоположных человеческих характера. Царица — красавица с отвратительным характером и болезненным самолюбием. Она считает себя лучше всех на свете и хочет, чтобы все ей поклонялись. Отмечая красоту царицы, поэт считает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свое право быть первой красавицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой жизни другого человека. Совершенно другой, противоположный характер у царевны-падчерицы. Она красива не менее, чем царица, но при этом еще скромна и добра. Царевна нисколько не похваляется своей внешностью, не придает ей особого значения. Она не считает, подобно царице, что весь мир должен признавать ее первой красавицей. Царевна «нраву кроткого такого». Она никогда не смогла бы причинить зло другому человеку, только ради того, чтобы считаться первой красавицей. Для нее главное — душа человека. Когда волшебное зеркальце говорит, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», мачеха, «черной зависти полна», повелевает отдать царевну «на съедение волкам». Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней, что ее ждет мучительная смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранична. «Царица злая» одерживает, наконец, победу — царевна умирает. Но автор утверждает, что добро, в конце концов, всегда побеждает зло. Любовь царевича Елисея возвращает царевну к жизни. Ее верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все заканчивается свадьбой и роскошным пиром. А злая мачеха, увидев, что все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы. Твори добро, и оно к тебе вернется, хочет сказать поэт. А зло порождает только зло и оборачивается против злого человека.

  1. Составление ментальной карты. Групповая работа.

  1. Домашнее задание.

Подготовить рассказ, презентацию, ментальную карту, рисунок по любой другой сказке Пушкина.

Ход 4  занятия  по  модулю  «У  Лукоморья…»..

Тема. «Сказки  А. С. Пушкина».

Тип урока: обобщение изученного.

Цель.  Исследование сказок, понимать информацию, представленную в сказке.

Формирование навыков анализировать художественное произведение.

образовательные: обобщение и углубление изученного по творчеству А. С. Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний учащихся;

воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;

развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать.

Оформление: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации учащихся к сказкам, выставка книг, презентации.

Эпиграф на доске:

Сказка ложь, да в ней намек!

 Добрым молодцам урок.

А. С. Пушкин

Продолжаем  Путешествие по Лукоморью.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

А.

Мы знаем, что летом 1831 года в Царском Селе проходило своеобразное поэтическое соревнование: А.С.Пушкин и В.А. Жуковский решили написать по сказке в народном духе. Так появилась “Сказка о царе Салтане” и “Сказка о царе Берендее”. Само же соревнование обернулось литературным спором, в который оказались втянуты многие современники.

 Ребята, кто же вышел победителем в этом соревновании? (А.С.Пушкин)

Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? Правильно назовите их названия. – Каждая группа свою выбранную сказку.

(“Сказка о попе и о работнике его Балде”, “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”, “Сказка о золотом петушке”).

Б. МОТИВАЦИЯ

Я предлагаю вам  викторину “Сказки А. С. Пушкина”, которая поможет проверить ваши знания.

ЗАДАЧИ

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно:

-- знать содержание сказок, внимательно их прочитать;

-- ещё какую задачу мы ставили к сегодняшнему уроку? – подготовить рассказ о любой на выбор сказке Пушкина.

1. Человек, подаривший царю птицу? (Мудрец)

 2. Волшебное оружие Черномора? (Борода)

 3. Сын царя Салтана? (Гвидон)

 4. Судно, в котором Гвидон  плавал по морю? (Бочка)

 5. Название острова, мимо которого проходил путь в царство Салтана? (Буян)

 6. Золотая птица? (Петушок)

 7. Насекомое, в которое превращался Гвидон? (Комар)

 8. Кличка собаки в “Сказке о мертвой царевне”? (Соколко)

 9. Приданое царицы в “Сказке о мертвой царевне”? (Зеркало)

 10. Чудо-зверь? (Белка)

 11. Ядовитый фрукт? (Яблоко)

 12. Продукт, которым угостила царевна старушку? (Хлеб)

 13. Жених мертвой царевны? (Елисей)

 14. Первое желание старухи? (Корыто)

 15. Доход, который обещали платить черти попу? (Оброк)

 16.  Девка, которая отвела царевну в дремучий лес? (Чернавка)

17.  У кого жила царевна в лесу?        У семи богатырей

18.         К кому обращался королевич с просьбой о помощи?

19.  Где богатыри похоронили царевну?        В пустой горе

20.        Что сказала царевна, когда ожила?        “Как же долго я спала!”

В. Подготовка сказок по группам.

  1. Сказка о мертвой царевне…                  Повторение.

Вспомним план разбора сказки.

  1. Вид сказки (доказать).
  2. Основные персонажи (перечислить).
  3. Основной конфликт (записать).
  4. Зачин и концовка (записать).
  5. Постоянные эпитеты (привести примеры).
  6. Характеристика героев.
  7. Какие открытия можно сделать по сказке?
  8. Назвать другие сказки, соответствующие сказкам Пушкина.

  1. Составление ментальных карт, коллажей; подготовка выступлений. Групповая работа.

  1. Продолжи строчку…

“Приплыла к нему рыбка, спросила:…”

«Царь с царицею простился,…»

“Ты, царица, всех милее…”

“Ветер, ветер! Ты могуч,…»

“… Там за речкой тихоструйной…»

«Мать и сын теперь на воле;»

«Видишь, там сивая кобыла?»

 ОТВЕТЫ

- Царь с царицею простился,

 В путь дорогу снарядился,

 И царица у окна

 Села ждать его одна. ("Сказка о мертвой царевне…”)

“… Там за речкой тихоструйной

 Есть высокая гора,

 В ней глубокая нора;

 В той норе, во тьме печальной,

 Гроб качается хрустальный…”        

- Мать и сын теперь на воле;

 Видят холм в широком поле,

 Море синее кругом,

 Дуб зеленый над холмом. ("Сказка о царе Салтане…”)

- Видишь, там сивая кобыла?

 Кобылу подыми-тка ты,

 Да неси ее полверсты;

 Снесешь кобылу, оброк уж твой. ("Сказка о попе..”)

  1. Продолжение викторины по группам (для каждой сказки)  

                                                             

 “Сказка о рыбаке и рыбке”

1. Сколько лет жили старик со старухой?         30 лет и 3 года

2. Сколько раз закидывал невод старик, прежде чем поймал золотую рыбку?        2 раза

3. Что было в неводе у старика в первый и второй раз?        Тина, трава морская.

4. Что попросила старуха в первый раз?         Корыто

5. Кем хотела стать старуха?        Столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою

6. Какое желание рыбка не выполнила?        Владычицей морскою

7. Как менялось море каждый раз, когда старик приходил с просьбой?        Разыгралось, помутилося, не спокойно, почернело, черная буря

8. Куда отправила старика старуха, когда стала столбовою дворянкой?        На конюшню

“Сказка о попе и о работнике его Балде”

1. Где встретил поп Балду?        На базаре

2. За какую плату согласился Балда работать у попа?        три щелчка в год

3. Как работал Балда?        За семерых

4. Что посоветовала попадья сделать попу, чтобы не платить Балде за работу?        Задать невыполнимую службу

5. С кого поп велел собрать недоимки?        С чертей

6. Какой срок не платили черти оброк?        Три года

7. Какой предмет помог Балде вызвать чертей?        Веревка

8. Какие соревнования предложил бесенок?        Бег наперегонки, бросать палку

9. Кто бегал наперегонки с бесенком?        Заяц

10. Сколько шагов пронес бесенок лошадь?        Два

11. Куда обещал Балда закинуть палку?         На тучку

12. Что случилось с попом, когда он расплатился с Балдой?        Лишился ума

“Сказка о золотом петушке”.

1. Кто преподнес царю Додону петушка?         Скопец, звездочет, мудрец

2. Что попросил мудрец в награду за Золотого петушка?        Выполнения его любого желания

3. Где сидел петушок, охраняя границы государства?        На спице

4. Как предупреждал петушок об опасности?        Криком и поворачивался в сторону опасности

5. Сколько времени прожил царь в спокойствии?        два года

  1. Домашнее задание.

Подготовить рассказ, презентацию, ментальную карту, рисунок по любой другой сказке Пушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный образовательный ресурс. Виртуальная экскурсия "Музей-квартира А.С. Пушкина"

ЭОР содержит фотографии дома-музея А.С. Пушкина в Петербурге (последняя квартира поэта). Материал включает подробное описание и не требует дополнительной информации....

Образовательный маршрут как метод внеклассной работы по литературе в рамках изучения романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин".

Автор делится опытом проведения образовательных маршрутов, определяя сущность, этапы прохождения и значение данного метода внеклассной работы по литературе на примере изучения 1 главы романа "Егений О...

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе Суражского педагогического колледжа имени А. С. Пушкина

Будущее в нашей стране, так и в мире, безусловно, за молодым поколением, которое в настоящее время заявило о себе в полный голос, а новые успехи предопределены профессионализмом и теми знаниями, котор...

Хореография в образовательном пространстве гимназии №4 имени А.С.Пушкина

Особое место во внеклассной и внешкольной работе отводится занятиям с современными танцами.  Более половины классов нашей гимназии можно назвать полноценными танцевальными коллективами.  На ...