Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Темирева Ирина Николаевна

Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе авторской программы В.П.Полухина, В.Я. Коровиной «Литература 6 класс» М.: Просвещение, 2010.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_6_klass.docx73.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» с.Рагули Апанасенковский район  Ставропольский край

                                                                                 УТВЕРЖДЕНО

                                        решением  педсовета

                                                                      протокол № ___ от «____»______20_г.

Председатель педсовета____     Ламанова В.В.

.

 

                                     

Рабочая  программа

по учебному курсу «Литература»

Ступень обучения: основное общее образование ( 6 класс);

Уровень: общеобразовательный;

Срок реализации: 1 год;

Программа разработана на основе авторской программы В.П.Полухина, В.Я. Коровиной «Литература 6 класс» М.: Просвещение, 2010

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Темирева И.Н.

                                                             2014  год 

1. Пояснительная записка

        Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе авторской программы В.П.Полухина, В.Я. Коровиной «Литература 6 класс» М.: Просвещение, 2010.  Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Литература 6 класс» в 2-частях. Москва: Просвещение, 2015 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Рабочая программа в соответствии с программой литературного образования рассчитана  на 70 часов (из расчёта 2 урока в неделю).  

Программа выполняет две основные  функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Цели программы:

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

-формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи;

-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий, выявление в произведениях общечеловеческого содержания, грамотное использование русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;

-сформировать способности видеть отличие  одного писателя от другого, понимать своеобразие мироощущения и художественной  манеры писателя в рамках анализа отдельного произведения;

-освоить теоретические понятия, которые способствуют глубокому постижению художественных произведений;

-воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

-совершенствовать устную и письменную речь.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа среднего общего образования сохраняет преемственность с  программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

-сравнение, сопоставление, классификация;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или   развернутом виде;

-осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

 -владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем ( текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

-составление плана, тезисов, конспекта;

-подбор аргументов, формирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

 -использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

 -самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.      Приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. Для концепции содержания образования  характерными чертами являются целостность, логичность, сбалансированность, научная обоснованность, завершенность. В данной программе чётко  выделены общие цели непрерывного образования, в соответствии с которыми обоснованы принципы отбора содержания образования, единые компоненты методической системы.

Концепция, заложенная в содержание учебного материала с учётом вида образовательного учреждения и контингента учащихся:

Общеучебные

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого,       выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Предметно-ориентированные

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Рабочая программа сохраняет преемственность с авторской программой, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Учебный план МКОУ СОШ №7 с. Рагули  отводит на изучение литературы  в 6 классе 70 часа (из расчета 2 часа в неделю)  на этапе среднего  общего образования. 

Срок реализации рабочей программы 1 год.

При реализации данной рабочей программы  применяется оценочная система обучения. Основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока используется ряд других организационных форм обучения:

  • лекции, беседы, дискуссии;
  • обучение сочинению, составление различных видов плана, конспектов;
  • домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, подготовку к сочинению, вдумчивое прочтение произведений);

Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый.

Для реализации рабочей учебной программы выбран УМК по литературе под редакцией Коровиной В. Я., Журавлёва В. П., Коровина В. И.  (М.: «Просвещение» 2015), рассчитанный на 2 часа в неделю, реализующий требования государственного стандарта основного общего образования по литературе.

2. Содержание обучения

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой.  Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

МИФЫ НАРОДОВ МИРА

Мифы Древней Греции.Подвиги Геракла(в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот.«Легенда об Арионе».

Теориялитературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер.Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теориялитературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки.Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теориялитературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теориялитературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Русские басни. Иван Иванович ХемницериИван Иванович Дмитриев.

Рассказы о баснописцах.

И. И. Хемницер. «Лев, учредивший совет».Художественная и нравственная ценность басни. Высмеивание неразумных государственных предприятий.

И. И. Дмитриев. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теориялитературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей».Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теориялитературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте.

«Узник».Вольнолюбивые устремления поэта. Народнопоэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро».Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняядорога».Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина».Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка».Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Выстрел».Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся).

«Дубровский».Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теориялитературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Тучи».Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теориялитературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг».Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...».Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теориялитературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразиедорога».Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина».Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка».Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Выстрел».Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся).

«Дубровский».Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теориялитературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Тучи».Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теориялитературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг».Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...».Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теориялитературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. СвоеобразиеФазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла».Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок.«Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.

Рассказы «Срезал», «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

Из литературы народов России (обзор)

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения: «Родная деревня», «Книга».Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев.Слово о балкарском поэте. Стихотворения: «Когда   на  меня  навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теориялитературы.Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот».Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка».Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе».Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна».Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц»как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теориялитературы. Притча (начальные представления).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

А. С. Пушкин. Узник. И. И. Пущину. Зимнее утро (на выбор).

М. Ю. Лермонтов. Тучи. Листок. «На севере диком...» Утес. Три пальмы (на выбор).

Н. А. Некрасов. Железная дорога (фрагменты на выбор).

Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело...».

 А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...».

 Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..».

А. А. Блок. Летний вечер.

А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...» и др. (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. Симонов, Н. М. Рыленков, Д. С. Самойлов).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Мифы, сказания, легенды народов мира.

Гомер. Илиада. Одиссея.

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. Лебедь.

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. На развалинах замка в Швеции.

Д. В. Давыдов. Партизан.

Ф. Н. Глинка. Луна. Утро вечера мудренее. Москва.

А. С. Пушкин. Жених. «Во глубине сибирских руд...». Выстрел.

К. Ф. Рылеев. Державин.

Е. А. Баратынский. Родина.

Н. М. Языков. Родина. Настоящее. Две картины.

Ф. И.Тютчев. Сон на море. Весна. «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». Лес.

М. Ю. Лермонтов. Воздушный корабль. Русалка. Морская царевна.

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». Сенокос. Емшан.

И. С. Тургенев. Хорь и Калиныч.

Н. А. Некрасов. Влас.

Ф. М.Достоевский. Мальчик у Христа на елке.

Н. С. Лесков. Человек на часах.

Л. Н. Толстой. Хаджи-Мурат.

А. П.Чехов. Беззащитное существо. Жалобная книга.

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. Бакенщик. Растрепанный воробей.  

В. К. Железников. Чудак из шестого «Б». Путешественник с багажом. Хорошим людям — доброе утро.

  1. А. Лиханов. Последние холода.
  2. П. Астафьев. Деревья растут для всех.

М.М.Пришвин. Таинственный ящик. Синий лапоть. Лесная капель.

В. П. Крапивин. Брат, которому семь. Звезды под дождем.

Из зарубежной литературы

Э. По. Овальный портрет.

М. Твен. История с привидением.

О.Генри. Вождь краснокожих.

А. КонанДойл. Горбун.

Г. Честертон. Тайна отца Брауна.

       3. Требованияк уровню подготовки:

 В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

4. Планируемые результаты:

  • видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
  • обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
  • видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
  • комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
  • различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
  • определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
  • сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
  • выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
  • осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
  • видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
  • находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
  • сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
  • выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
  • редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

5. Способы и формы оценки:

Текущий учет ведется на каждом уроке в течение изучении темы: учитывается и фиксируется любая деятельность учащихся – их участие в коллективной работе класса, выполнение групповых и индивидуальных заданий, результаты классной и домашней подготовки.

Промежуточный: 

  • контрольная работа (в форме теста);
  • устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
  • выразительное чтение текста художественного произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных текстов;
  • устный или письменный ответ на вопрос;
  • комментированное чтение;
  • характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
  • установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
  • анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
  • подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
  • работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами  современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т. д.);
  • составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
  • участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.

Итоговый учет осуществляется в виде

  • контрольных работ.             
  • творческих работ
  • защита проектов.

Критерии оценивания устных ответов:

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

полнота и правильность ответа;

степень осознанности, понимания изученного;

языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Критерии оценивания сочинений:

Сочинения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.Сочинения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:

  • в 6 классе – 1,0 – 1,5 страницы.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений проверяются:

  1. умение раскрывать тему;
  2. умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
  3. соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • Соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • Полнота раскрытия темы;
  • Правильность фактического материала;
  • При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
  • Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • Стилевое единство и выразительность речи;
  • Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3. Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
  6. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание:

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
  2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
  3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
  4. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Оценка контрольных работ (в форме теста):

 «5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Критерии оценивания презентаций :

  Критерии
 
оценивания
 

  Параметры
 

  Дизайн презентации
 

  — общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;
   — диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;
   — текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;
   — списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;
   — ссылки – все ссылки работают
 

  Содержание
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  — раскрыты все аспекты темы;
   — материал изложен в доступной форме;
   — систематизированный набор оригинальных рисунков;
   — слайды расположены в логической последовательности;
   — заключительный слайд с выводами;
   — библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

  Защита проекта
 

  
 

  — речь учащегося чёткая и логичная;
   — ученик владеет материалом своей темы;
 

 
 
 Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
 
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
 
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
 
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Чтение наизусть:

Оценка "5» -твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно    читает.

Оценка «4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2»- нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Требования к выразительному  чтению: 
- правильная постановка логического  ударения;  
- соблюдение пауз;
- правильный выбор темпа;
- соблюдение нужной интонации; 
- безошибочное чтение;

Оценка "5" - выполнены правильно все требования.
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования. 
Оценка "3" - допущены ошибки по трем требованиям.
Оценка "2» - допущены ошибки более, чем по трем требованиям.

Чтение по  ролям

Требования к чтению по ролям:  
1.  Своевременно начинать читать свои слова.
2.  Подбирать правильную интонацию.
3.  Читать безошибочно.
4.  Читать выразительно.

Оценка "5" - выполнены все требования.
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию.
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям.
Оценка "2" - допущены ошибки по трем требованиям.

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

6. Формы занятий, приёмы и методы их преподавания:

 Основной формой обучения является урок, который предполагает использование фронтальных, индивидуальных и коллективных форм работы. Рабочая программа предполагает организацию учебного процесса осуществляется на основе применения следующих методов и приемов обучения:

  1. методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности;
  2. методы стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности;
  3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно – познавательной деятельности;

Первая группа включает следующие методы;

  • перцептивные: передача и восприятие учебной информации посредством чувств
  • словесные: лекция, рассказ, беседа
  • наглядные: демонстрация, иллюстрация, прецентация
  • практические: выполнение заданий, написание сочинений
  • логические
  • гностические :исследовательские, проблемно – поисковые, репродуктивные
  • самоуправление учебными действиями

Ко второй группе методов относятся:

  • методы формирования интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций
  • методы формирования долга и ответственности в учении: поощрение, одобрение, порицание

К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно- познавательной деятельности.

7. Виды деятельности учащихся:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров,
  • выразительное чтение,
  • различные виды пересказа,
  • заучивание наизусть стихотворных текстов,
  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру,
  • анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, определение мотивов поступков героев и сущности конфликта,
  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения,
  • участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента,
  •  подготовка рефератов, докладов, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
  • составление планов и написание отзывов о произведениях.
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

8. Перечень учебно-методического комплекса:

  1. АРМ учителя
  2. Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2014.
  3. Василенко Л.П. Литература 5-7 классы: методическое пособие , - СПб.: Паритет, 202
  4. Золотарева И.В.Поурочные разработки по литературе 7 класс, - М: Вако, 2002.
  5. Литература 6 класс: поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной / автор-составитель Н.В. Егораева, Б.А. Макарова. – М.: ВАКО, 2011
  6. Портреты писателей и поэтов 18-20 веков.
  7. «Поурочные разработки по литературе». Н.В.Егорова, Б.А.Макарова, М: «Вако», 2010;
  8. «Тесты по литературе. 5 – 11 классы». Н.Н.Оглоблина, М.: АСТ, 2010;
  9. Турьянская Б.И. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2000
  10. Фонохрестоматия к учебнику В.Я. Коровиной.
  11. Формирование УУД в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г.Асмолов  - М Просвещение, 2011.
  12. «Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы по литературе 6 класс. В.П.Полухина, М.: Просвещение, 2011.

9. Список методической литературы:

  1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические педагогические основания образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2002.
  2. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  3. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособие для учителя. – 2-е изд. – СПб., 2000.
  4. Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализ, интерпретации, характеристики. – СПб., 2001.
  5. Гузеев В.В. Преподавание. От теории к мастерству. М.: НИИ школьных технологий, 2009.
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
  7. Еремкин А.И. Одаренность: теория и методология // Одаренный ребенок. 2009, № 6.
  8. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб,6 КАРО, 2004.
  9. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. М.: Издательство Центр «Академия», 2007.
  10. Коротаева Е. Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации // Директор школы. – 2002. - № 2.
  11. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. В 3-х частях. Издательство «Учитель», 2006.
  12. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5.
  13. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика: Под ред. М.И. Лукьяновой. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
  14. Образовательная технология ХХ1 века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск»», 2004.
  15. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студентов  высших учебных заведений. – М.: Издательство Центр «Академия», 2009.
  16. Педагогические мастерские по литературе / Под ред. А.Н.  Сиваковой. СПб: Изд. Корифей, 2000.
  17. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М., 1994.
  18. Сборник: Теория и практика образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004.
  19. Сборник: Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? СПб, 2006.
  20. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. М.: Издательство «Покров», 2004.
  21. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей: СПб.: КАРО, 2005.
  22. Федоров С.В. Стратегия и тактика формирования культурной памяти в системе гуманитарного образования: монография. – СПб,6 СПб АППО, 2002.

Литературные Интернет-ресурсы

Тематические каталоги:

•        http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm - Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания

•        http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm - Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору.

Поиск книг

•        http://www.eboogle.net/ - Поиск книг в электронных библиотеках Рунета

•        http://www.biblus.ru/Default.aspx  - Все книги России, библиографический каталог

Академическая наука

•        http://feb-web.ru/ - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей

•        http://www.lrc-lib.ru/ - Рукописные памятники Древней Руси

Методическое сопровождение

•        http://mlis.ru/ - Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы»

•        http://metlit.nm.ru/ - Информационно-поисковая система по методике преподавания литературы

•        http://gramma.ru/LIT/?PHPSESSID=d689cbafec193fe4a971e7c1a22c7a51 – «Русская литература. Программа школы» на сайте «Культура письменной речи» С.П. Белокуровой

Словари литературные

•        http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ - Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты.

•        http://old-rus.narod.ru/bio.html - Библиографический словарь на сайте «Древнерусская литература. Антология»

•        http://www.encyclopedia.ru/literature.html - раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий»

•        http://www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom2/ - Оренбургская пушкинская энциклопедия

•        http://www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom3/ - Оренбургская толстовская энциклопедия

•        http://yanko.lib.ru/books/philosoph/ilyin-book.htm - Постмодернизм. Словарь терминов.

•        http://www.rubricon.com/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета «Рубрикон»

•        http://www.rulex.ru/ - Русский биографический словарь. Сетевая версия.

•        http://www.inforeg.ru/electron/concord/concord.htm - Словарь языка А. С. Грибоедова

•        http://feb-web.ru/feb/slovenc/default.asp?/feb/slovenc/refers/es0.html - Энциклопедия «Слова о полку Игореве»

•       http://slovari.yandex.ru/ - Словари на «Яндексе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....