Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Темирева Ирина Николаевна

      Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе авторской программы В.П.Полухина, В.Я. Коровиной «Литература 8 класс» М.: Просвещение, 2010.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_8_klass.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» с.Рагули Апанасенковский район  Ставропольский край

                                                                                 УТВЕРЖДЕНО

                                        решением  педсовета

                                                                      протокол № ___ от «____»______20_г.

Председатель педсовета____     Ламанова В.В.

.

 

                                     

Рабочая  программа

по учебному курсу «Литература»

Ступень обучения: основное общее образование ( 8 класс);

Уровень: общеобразовательный;

Срок реализации: 1 год;

Программа разработана на основе авторской программы В.П.Полухина, В.Я. Коровиной «Литература 8 класс» М.: Просвещение, 2010

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Темирева И.Н.

                                                             2014  год 

Пояснительная записка

      Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе авторской программы В.П.Полухина, В.Я. Коровиной «Литература 8 класс» М.: Просвещение, 2010.  Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Литература 8 класс» в 2 ч. Москва: Просвещение, 2010 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Программа выполняет две основные  функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Цели программы:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи:

  • формировать представление о художественной литературе как искусстве слова;
  • сформировать способности видеть отличие  одного писателя от другого, понимать своеобразие мироощущения и художественной  манеры писателя в рамках анализа отдельного произведения;
  • освоить теоретические понятия, которые способствуют глубокому постижению художественных произведений;
  • воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
  • совершенствовать устную и письменную речь

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа среднего общего образования сохраняет преемственность с  программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  •  поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение, сопоставление, классификация;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  •  владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем ( текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  •  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  •  самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. Для концепции содержания образования  характерными чертами являются целостность, логичность, сбалансированность, научная обоснованность, завершенность. В данной программе чётко  выделены общие цели непрерывного образования, в соответствии с которыми обоснованы принципы отбора содержания образования, единые компоненты методической системы.

Концепция, заложенная в содержание учебного материала с учётом вида образовательного учреждения и контингента учащихся:

Общеучебные

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого,       выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Предметно-ориентированные

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Рабочая программа сохраняет преемственность с авторской программой, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Учебный план МКОУ СОШ №7 с. Рагули  отводит на изучение литературы  в 8 классе 70 часа (из расчета 2 часа в неделю)  на этапе среднего  общего образования. 

Срок реализации рабочей программы 1 год.

При реализации данной рабочей программы  применяется оценочная система обучения. Основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока используется ряд других организационных форм обучения:

  • лекции, беседы, дискуссии;
  • обучение сочинению, составление различных видов плана, конспектов;
  • домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, подготовку к сочинению, вдумчивое прочтение произведений);

Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый.

Для реализации рабочей учебной программы выбран УМК по литературе под редакцией Коровиной В. Я., Журавлёва В. П., Коровина В. И.  (М.: «Просвещение» 2010), рассчитанный на 2 часа в неделю, реализующий требования государственного стандарта основного общего образования по литературе.

  1. Содержание обучения

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

 

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

 В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

            Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

            Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).

 

 ИЗ   ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

             Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

            «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

            «Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

            Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

             Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

            «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

            Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

             Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

 Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

 Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

 Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.

В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

 Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

 Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

 Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

 Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

 Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

 Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

  Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

  Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

 Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

 Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.

 М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

 Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

 Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

 Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

 

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

 Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

 Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

 

Русские поэты о Родине, родной природе

 И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

 

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

 Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

 Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

  1. Требования к уровню  подготовки

К концу 8 класса ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя; • изученные теоретико-литературные понятия; уметь
  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
  • давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Изучение русской литературы должно предоставить учащимся возможность:

 читать произведения русской литературы ХIХ и ХХ веков, вершинные произведения зарубежной литературы, литературы народов России и осознавать их как явления словесного искусства;

 характеризовать этапы и факты жизненного и творческого пути писателей;

  получить целостное представление о русской литературе XIX и ХХ веков, соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи (классицизм, романтизм, реализм, модернизм);

 анализировать ключевые проблемы русской литературы, связывать материал литературной классики с современностью, знакомиться с проблематикой изученных произведений зарубежной литературы и литературы народов России;

 раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выделять их основные сюжетные линии, определять своеобразие их образной системы, художественных приемов, их художественную доминанту;

 характеризовать авторскую позицию в литературном произведении и формулировать её сущность;

 понимать различные интерпретации произведений русской литературы, осмысливая их с философской и культурологической позиции; многообразие художественных подходов русских писателей к решению сходных проблем;

 научиться писать классные и домашние сочинения по мотивам изученных литературных произведений и на основе жизненных впечатлений;

 осознать национальную специфику произведений русской литературы на уровне бытовых реалий, тематики, проблематики, научиться находить в них черты общности с произведениями родной литературы, понимать русскую литературу как иную, отличную от родной образно-эстетическую систему;

 осознавать себя носителем своей национальной культуры, способным к диалогическому общению с русской и другими национальными культурами.

 Произведения для заучивания наизусть 

Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (по выбору).

А.С.Пушкин. Капитанская дочка (отрывок).

М.Ю.Лермонтов. Мцыри (отрывок по выбору уч-ся). Н.В.Гоголь. Ревизор ( монолог одного из героев на выбор).

Л.Н.Толстой. После бала (отрывок на выбор).

А.Т.Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор).

О родной природе, о родине ( 2-3 стихотворения, на выбор).

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Произведения для самостоятельного чтения

Фольклор.

Русские народные песни и баллады. «В темном лесе, в темном лесе..», «Уж ты ночка, ты ноченька темная…», «Ивушка, ивушка, зеленая моя…», «Ах вы , ветры, ветры буйные..», «Авдотья Рязаночка».

Из русской литературы XIX века

И.А.Крылов. Кошка и Соловей.. и др

. К.Ф.Рылеев. «Я ль буду в роковое время..»,

 Иван Сусанин. П.А.Вяземский. Тройка.

Е.А.Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой не громок..». Муза.

А.В. Кольцов. Русская песня. Разлука.

А.С.Пушкин. «Вновь я посетил…»,

Повести Белкина. «Капитанская дочка»

М.Ю.Лермонтов. Маскарад. «Мцыри».

Стихи Н.А.Некрасов. «Душно! Без счастья и воли…». «Ты всегда хороша несравненно…».

Поэма «Русские женщины»

Ф.И.Тютчев. «Пошли, Господь, свою отраду…». Поэзия.

А.А.Фет. «На заре ты ее не буди…». «Буря на небе вечернем…». «Я жду…Соловьиное эхо…».

А.Н.Майков. «Вчера – и в самый мир разлуки…».

И.С.Тургенев. Певцы. Стихотворения в прозе. Бежин луг и др.

А.П.Чехов. Толстый и тонкий. Тоска. Хамелеон. Из трилогии «О любви» В.Г.Короленко. Мгновение

Из литературы XX века

М.Горький. Старуха Изергиль. Челкаш.

 И.Ф.Анненский. Снег.

Д.С.Мережковский. Родное. Не надо звуков. «Короткий вечер тихо гаснет…». К.Д.Бальмонт. Безглагольность. «Меж подводных стеблей…».

А.А.Блок. Стихотворения (на выбор).

А.Белый. Заброшенный дом.

М.А.Волошин. Коктебель.

А.А Ахматова. Вечером. «Вечерние часы перед столом….», «Проводила друга до передней…».

C.А.Есенин. Письмо матери.

Н.М.Рубцов. «В святой обители природы…».

А.Т.Аверченко. О шпаргалке.

А.Т.Твардовский. Теркин на том свете.

 В.П. Астафьев. Ангел-хранитель.

А.С.Грин. Бегущая по волнам.

Н.Н.Дубов. Горе одному.

Ч.Айтматов. Ранние журавли.

Л.С.Соболев. Морская душа.

В.Ф.Тендряков. Весенние перевертыши. Из зарубежной литературы

У.Шекспир. Ромео и Джульетта. Двенадцатая ночь.

Дж.Свифт. Путешествие Гулливера.

В.Скотт. Айвенго.

П.Мериме. Таманго. Маттео Фальконе.

 Г.Уэллс. Война миров.

Э.По. Золотой жук

  1. Планируемые результаты
  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

5. Способы и формы оценки:

Текущий учет ведется на каждом уроке в течение изучении темы: учитывается и фиксируется любая деятельность учащихся – их участие в коллективной работе класса, выполнение групповых и индивидуальных заданий, результаты классной и домашней подготовки.

Промежуточный: 

  • контрольная работа (в форме теста);
  • устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
  • выразительное чтение текста художественного произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных текстов;
  • устный или письменный ответ на вопрос;
  • комментированное чтение;
  • характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
  • установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
  • анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
  • подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
  • работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами  современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т. д.);
  • составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
  • участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.

Итоговый учет осуществляется в виде

  • контрольных работ.             
  • написание сочинений на основе литературных произведений;
  • письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
  • защита проектов.

Критерии оценивания устных ответов:

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

полнота и правильность ответа;

степень осознанности, понимания изученного;

языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Критерии оценивания сочинений:

Сочинения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.Сочинения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:

  • в 6 классе – 1,0 – 1,5 страницы.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений проверяются:

  1. умение раскрывать тему;
  2. умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
  3. соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • Соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • Полнота раскрытия темы;
  • Правильность фактического материала;
  • При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
  • Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • Стилевое единство и выразительность речи;
  • Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3. Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
  6. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание:

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
  2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
  3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
  4. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Оценка тестовых работ.

 «5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Критерии оценивания презентаций :

  Критерии
 
оценивания
 

  Параметры
 

  Дизайн презентации
 

  — общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;
   — диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;
   — текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;
   — списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;
   — ссылки – все ссылки работают
 

  Содержание
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  — раскрыты все аспекты темы;
   — материал изложен в доступной форме;
   — систематизированный набор оригинальных рисунков;
   — слайды расположены в логической последовательности;
   — заключительный слайд с выводами;
   — библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

  Защита проекта
 

  
 

  — речь учащегося чёткая и логичная;
   — ученик владеет материалом своей темы;
 

 
 
 Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
 
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
 
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
 
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Чтение наизусть:

Оценка "5» -твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно    читает.

Оценка «4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2»- нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Требования к выразительному  чтению: 
- правильная постановка логического  ударения;  
- соблюдение пауз;
- правильный выбор темпа;
- соблюдение нужной интонации; 
- безошибочное чтение;

Оценка "5" - выполнены правильно все требования.
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования. 
Оценка "3" - допущены ошибки по трем требованиям.
Оценка "2» - допущены ошибки более, чем по трем требованиям.

Чтение по  ролям

Требования к чтению по ролям:  
1.  Своевременно начинать читать свои слова.
2.  Подбирать правильную интонацию.
3.  Читать безошибочно.
4.  Читать выразительно.

Оценка "5" - выполнены все требования.
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию.
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям.
Оценка "2" - допущены ошибки по трем требованиям.

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

6. Формы занятий, приёмы и методы их преподавания:

 Основной формой обучения является урок, который предполагает использование фронтальных, индивидуальных и коллективных форм работы. Рабочая программа предполагает организацию учебного процесса осуществляется на основе применения следующих методов и приемов обучения:

  1. методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности;
  2. методы стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности;
  3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно – познавательной деятельности;

Первая группа включает следующие методы;

  • перцептивные: передача и восприятие учебной информации посредством чувств
  • словесные: лекция, рассказ, беседа
  • наглядные: демонстрация, иллюстрация, прецентация
  • практические: выполнение заданий, написание сочинений
  • логические
  • гностические :исследовательские, проблемно – поисковые, репродуктивные
  • самоуправление учебными действиями

Ко второй группе методов относятся:

  • методы формирования интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций
  • методы формирования долга и ответственности в учении: поощрение, одобрение, порицание

К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно- познавательной деятельности.

7. Виды деятельности учащихся:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров,
  • выразительное чтение,
  • различные виды пересказа,
  • заучивание наизусть стихотворных текстов,
  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру,
  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения,
  • участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента,
  • подготовка рефератов, докладов, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
  • составление планов и написание отзывов о произведениях.
  • написание изложений с элементами сочинения.
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

8. Перечень учебно-методического комплекса

1. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8класс. – М: «ВАКО», 2009

2. Зепалова Т.С.,-М.: Просвещение,1990

3. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 класс: Метод. советы под ред. В. И. Коровина. - М.: Просвещение, 2008

4. Лингвистический анализ стихотворного текста/ Шанский Н.М./Книга для учителя.М.; Просвещение,2002

5.  Развивайте дар слова: Факультативный курс. «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Пособие для учащихся/ Ю.И. Равенский , П.Ф. Ивченков и др. Сост. Т.А.Ладыженская,

6. Школьный словарь литературоведческих терминов./ Бушко О.М./Калуга ,Золотая аллея,1999

7. АРМ учителя

Мультимедийные пособия.

В.Я. Коровина, В.П. Журавлев,   В.И. Коровин

МП3 Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс», М.: Просвещение»,2009

 Наглядно- демонстрационный материал по литературе

 1.Альбом по литературе «Русские писатели XVIII-XIXвв»;

2.Альбом «Портреты иностранных писателей»;

3.Комплект портретов «Русские писатели   XXв»;

4.Комплект «А.М.Горький»;

5. Комплект «А.С.Пушкин»;

6. Альбом по литературе(иллюстрации к художественным произведениям, репродукции картин);

7.Раздаточный материал к художественным произведениям ,изучаемым в 8классе.

 9. Список методической литературы

1. Безносов Э. Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие. – М.: Дрофа.

2.Ерёмина О. А. «Поурочное планирование по литературе: 8 класс». – Москва: Издательство «Экзамен», 2008 г.

3.Золотарёва И. В., Крылова Т. А. Поурочные разработки по литературе, 8 кл., М.: Просвещение, 2003 г.

4.Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. Москва: Просвещение, 2010 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.

5.Пустошкина А. А. Современные открытые уроки литературы, 8-9 классы – Ростов н/Дону, 2003 г.

6.Чернец Л. В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2002.

7.Чижов Д. Г. Тесты: Литература, 8 класс. Учебно-методическое пособие. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....