Возвращение к истокам духовно-нравственного воспитания.
статья на тему

Мараева Марина Викторовна

Статья.В настоящее  время  духовно-нравственное  воспитание приобрело особую значимость.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_nastoyashchee_vremya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Возвращение к истокам духовно-нравственного воспитания.

   В настоящее  время  духовно-нравственное  воспитание приобрело особую значимость.   Россия послереволюционного  периода  основную  нравственную  задачу  видела  в воспитании у подрастающего поколения патриотизма преданности идеям социалистической Родины. Но именно в это время ушло из нашего обихода слова духовное, духовность. Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние - отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами,  любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество. Сегодня для нас стало привычным словосочетание «информационная война». Враг не имеет конкретного лица. Его оружие, вместо ужаса и гнева, нередко вызывает желание насладиться им снова. Люди всё больше стали нетерпимы друг к другу, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу. Пугающее распространение наркомании и безнравственности, разводы и насилие в семье, безудержный рост числа неполных семей, все эти и многие другие проблемы заставляют всерьёз задумываться о том, как же нам воспитать ребёнка, растущего в современном агрессивном мире с его установками  на так называемые свободные нравы, а чаще и вовсе на безнравственность. Как удержать, уберечь его хрупкое  сознание от тьмы страшных губительных соблазнов, как дать самую надёжную опору в жизни, которой, отнюдь, не являются  богатство и власть? На это в  Библии сказано: «Итак, станьте, препоясав чресла  ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие»(Еф.6, 14-17). Если мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом  нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия, на наш взгляд, одна из причин нравственного опустошения личности. И, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания, необходимы духовно здоровая семья и школа.

Перед учителем - словесником в настоящее время встаёт задача осознания смысла и значения уроков русского языка и литературы, нахождения тех методов и приёмов, которые помогут педагогам сделать эти уроки не просто передачей знаний, освободив ребёнка от нравственных ориентиров, но станут прочной основой духовной высоты личности.

У русской литературы всегда были особые внутренние цели. Не достижение какого - то материального идеала, а вопросы вечные - жизни и смерти, совести, добра и зла. И поэтому она могла заставить человека переосмыслить всю свою жизнь, самого себя, просветить ум, чувства и сердце. Глубинная, тесная и никогда не прерывающаяся связь с православными ценностями - главное, что отличает классическую литературу - от К.Н.Батюшкова, В.А.Жуковского и А.С.Пушкина до  И.С.Шмелёва и Б.К.Зайцева.

И в лучших произведениях современных писателей и поэтов - В.Г.Распутина, В.И.Белова, В.А.Солоухина, Е.И.Носова, Н.М.Рубцова, Ю.П.Кузнецова, В.А.Кострова мы также видим авторскую этическую и эстетическую ориентацию на христианские идеалы. У писателя Азарова есть замечательные слова: «Не борись с тьмой. Чтобы победить тьму, надо зажечь свет». Так и нам нужно зажигать огоньки веры и любви в сердцах наших детей.

На первом уроке литературы в 5 классе мы с учащимися задумывались над тем, для чего нужны уроки словесности, осознаём смысл и значение  понятия «духовность» в доступной пятиклассникам форме. Спрашиваю учащихся: «Что такое красивый человек? А что такое душа? Можно ли сделать душу красивой?».

У Заболоцкого есть стихотворение «Не позволяй душе лениться». Читая его, ученики приходят к мысли, что, для того чтобы стать душевно красивым человеком, надо много трудиться. Заканчивая первый урок литературы в 5 классе, приходим к мысли о том, что на уроках словесности мы будем трудиться над тем, чтобы обрести духовность, чтобы сделать красивой, чистой душу, а тогда особым светом, красотой озарятся и лица, и поступки, и вся наша жизнь.

На одном из уроков рассказываю учащимся, что согласно православному мировоззрению человек состоит из тела, души и духа. Дух дан человеку, чтобы он мог жить на земле по - человечески, то есть «по-божески», следуя Евангельским заповедям. Только зная их, человек может разобраться, что есть добро и зло. При том воля ему дана свободная, и у человека есть свобода выбора. А потом на каждом уроке мы будем рассматривать примеры: кто из героев делает выбор и в пользу чего.

- Почему Герасим ушёл от барыни? Мог ли он поступить по - другому?

- Какой выбор делает княгиня Трубецкая из поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины»?

- Какой выбор делает Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»?

- Почему герой трагедии Пушкина Сальери сделал  выбор в пользу зла?

Размышляя над страницами произведений, учащиеся приходят к выводу, что, совершая выбор в пользу зла, герои нарушали всеобщие духовно-нравственные законы нашей жизни, основанные на заповедях Божьих.

Перед Рождеством провожу уроки внеклассного чтения. Это могут быть рассказы И. Шмелева "Рождественский подарок", К. Станюкевича "Елка". Каждый из учащихся, внимательно прочитав и проанализировав рассказ, выясняет, какие нравственные идеи воплощены в нем, какие христианские заповеди затрагивает. Все святочные рассказы построены на осмыслении судьбы, поведения и мысли героя в соответствии с Евангельскими заповедями. И эти произведения зовут прислушаться к своему сердцу, проникнуться вечным, великим и возвышенным.

Учащиеся готовят и театрализованное представление "Рождественские святки". Я рассказываю об истории праздника. О том, что в эти дни славят Христа, Новый год, будущий урожай. Знакомым, соседям желают здоровья, счастья. Ребята разучивают колядки, готовят художественное чтение, дарят друг другу рождественские подарки.

На сегодняшний день мы понимаем, до какой степени обделены хорошим киноискусством современные дети.  В школьном возрасте кино оказывает на человека огромное воспитательное воздействие. Если хотя бы раз в месяц     классный час будет посвящён просмотру таких прекрасных фильмов, как: «Тихий Дон», «Повесть о настоящем человеке», «Остров», то намного укрепится культурный и духовно-нравственный иммунитет детей.

Хочется отметить, что основы духовной культуры личности закладываются в первые годы жизни ребёнка. Поэтому особенно велика роль семьи в духовно-нравственном воспитании. Крепкие семьи были залогом стабильности в обществе. Всякая настоящая семья возникает из любви и даёт человеку счастье. Только духовное пламя здорового семейного очага может дать человеческому сердцу накалённый угль духовности, который будет и греть его, и светить ему в течение всей его дальнейшей  жизни.

Итак, самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребёнка. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утверждать своё духовное достоинство и свою свободу - духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" духовно - нравственное направление

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как ...