Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Акыева Марина Руфимовна

Рабочая программа по литературе 8 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_8_klass_fgos.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   Содержание курса литературы в 8 классе

 Количество часов

Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа

 

Планирование составлено на основе программы  Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. М. «Просвещение», 2014.

Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник в 2-х частях с приложением на электронном носителе ( фонохрестоматия).- М. Просвещение, 2014.

                                           

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

   

Ученик  должен знать:

базовые теоретико-литературные понятия;

содержание программных произведений;

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.

Ученик должен понимать:

закономерности происхождения литературы;

жанровые особенности произведений;

Ученик должен уметь:

-владеть умениями выразительного чтения;

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план

прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

-давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные

наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку

 зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях

 (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей   произведения;

-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

-выполнять элементарные исследовательские работы.

Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .

 

      Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с

учетом норм русского литературного языка;

-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;

-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его

 авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Виды контроля:

Промежуточный:

  • Пересказ (подробный, сжатый, выборочный),
  • Выразительное чтение,
  • Развернутый ответ на вопрос,
  • Анализ эпизода,
  • Комментирование,
  • Характеристика литературного героя,
  • Инсценирование.

Итоговый:

  • Тест, включающий задания, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

        Формы организации учебного процесса:

-уровневая дифференциация;

-проблемное обучение;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии.;

-игровые технологии;

 Формы  и  средства контроля:  

         Тестирование, сочинения, контрольные  и самостоятельные  работы.

       

Формы и средства обучения:

   1.Индивидуальные – фронтальные – групповые.

   2.Коллективная – парная.

        Виды деятельности  учащихся:

        -  устные сообщения;                                                          

        -  сочинения;

        - защита  презентаций;                                                            

        -  доклады;                    

        -диалогическая и монологическая речь;

        -рефлексия.

                                             

                                             РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных  (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

Личностные результаты:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников  информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);

Метапредметные результаты:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, 19 века,20 века народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация ( в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств  и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог;

- написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классных и домашних творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы.

                                                               

                                                             УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Наименование разделов

Количество часов

Развитие речи

Внеклассное чтение

Контрольные работы

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

2

3

Из древнерусской литературы

2

4

Из русской литературы 18 века

2

5

Из русской литературы 19 века

35

2

1

3

6

Из русской литературы 20 века

20

4

2

1

7

Из зарубежной литературы

6

1

1

Итого

68

6

4

5

                                                                   

                                                                    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности учащихся  

Формы контроля

Планируемые результаты

Дата

Введение

Личностные УУД:проявление творческого отношения к процессу изучения темы; развитие потребности самостоятельного изучения темы.

ПознавательныеУУД: умение находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах;прогнозировать учебную ситуацию; уметь давать монологические ответы на вопросы.

РегулятивныеУУД: умение работать по предложенному учителем плану,формулировать вопрос по по учебному материалу.

КоммуникативныеУУД: умение аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения; давать оценку своим действиям и оценивать результат, согласовывать позиции и находить общее решение учебной ситуации.

1

Вводный. Литература как искусство слова. Русская литература и история.

Изучение нового материала

Знакомство с учебником, запись основных положений лекции учителя

Урок-исследование

Фронтальный опрос

Получить более глубокое понимание о литературе как одном из видов искусства;

Уметь объяснить различие между литературой и произведениями УНТ,

Знать основные жанры УНТ;

Уметь создавать собственный текст-рассуждение, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

Иллюстрации  к произведениям УНТ, портреты писателей-классиков.

Устное народное творчество

Личностные УУД : проявление интереса к поставленной проблеме; осознание особой роли наследия УНТ в культуре многонациональной России.

Познавательные УУД: умение находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах;прогнозировать учебную ситуацию; уметь давать монологические ответы на вопросы.

Регулятивные УУД: умение работать по предложенному учителем плану; выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью; формулировать вопрос по учебному материалу,виду деятельности,оценивать учебную ситуацию.

Коммуникативные УУД: умение аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения; используя речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат; формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт,информацию, полученную на уроках или в сетевом пространстве.

2

Русская старина. Народная песня.

Изучение нового материала.

Работа по учебнику, сообщения учащихся, анализ поэтики песни;

Исполнение песни «Моей семьи».

Урок-концерт

Индивидуаль-ный (оценка сообщений) Ответы на поставленные вопросы.

Дать понятие об обрядовых и внеобрядовых песнях;

приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Аудиозапись русских народных песен.

3

Исторические народные песни.

Изучение нового материала.

Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен.

Урок-практикум

Самостоятель-ная работа.

Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать родной край;

Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

Уметь самостоятельно анализировать речевой материал; исполнять русские народные песни.

                             Тексты песен.

Из древнерусской литературы

Личностные УУД : проявление творческого отношения к процессу изучения темы; осознание особой роли наследия древнерусской литературы в культуре России; развитие потребности самостоятельного чтения произведений древнерусской литературы.

Познавательные УУД : умение находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах;прогнозировать учебную ситуацию; уметь давать монологические ответы на вопросы.

Регулятивные УУД: умение работать по предложенному учителем плану; выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью; формулировать вопрос по учебному материалу,виду деятельности,оценивать учебную ситуацию.

Коммуникативные УУД: умение аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе  обсуждения; используя речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат; формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный,  опыт, информацию, полученную на уроках или в сетевом пространстве.

4

Древнерусская литература. «Житие Александра Невского»

Комбини-рованный

Сообщение подготовленного ученика, комментированное чтение, беседа

Урок-наблюдение

Фронтальный опрос

Сочинение-миниатюра

Осмысление закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении отечественной классической и современной литературы;

Знать закономерности  произведений словесного искусства народа нашей страны;

       ИКТ                 Сообщения о жизни Александра Невского (из сети Интернет)

5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Проблемы современности в повести.

Комбини-рованный

Запись основных положений лекции, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа

Урок проблемный

Ответы на вопросы

Понятие  идейно-художественного содержания повести;

приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении;

Из литературы 18 века

Личностные  УУД: проявление творческого отношения к процессу изучения темы; осознание особой роли наследия литературы 18 века в культуре России; развитие потребности самостоятельного чтения произведений  литературы 18 века.

Познавательные УУД: умение находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах;прогнозировать учебную ситуацию; уметь давать монологические ответы на вопросы.

Регулятивные УУД: умение работать по предложенному учителем плану; выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью; формулировать вопрос по учебному материалу,виду деятельности,оценивать учебную ситуацию.

Коммуникативные УУД : умение аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения; используя речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат; формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой  читательский опыт, информацию, полученную на уроках или в сетевом пространстве.

6

Д.И.Фонвизин «Недоросль»: социальная  и нравственная проблематика комедии.

Изучение нового материала

Знакомство с биографией Фонвизина, чтение статьи учебника, выразительное чтение комедии по ролям, словарная работа.

Ответы на вопросы

Расширение литературных знаний: понятие о комедии и классицизме;

Уметь читать с выражением тексты  различных жанров, определять основную мысль, тему, проблему текста;

Анализировать эпизод, составлять рассказ о герое, используя различные приёмы;

Иллюстрации к комедии, к времени её написания.

7

«Недоросль»: речевые характеристи-ки персонажей как средство создания комической ситуации.

Комбини-рованный урок

Выразительное чтение эпизодов, аналитическая беседа, словарная работа.

Урок - беседа

Участие в аналитической беседе

Уметь различать черты классицизма;

Знать порядок составления характеристики литературного героя;

Схема характеристики героя.

Из литературы 19 века

Личностные УУД: проявление творческого отношения к процессу изучения темы; осознание особой роли наследия литературы 19 века в культуре России; развитие потребности самостоятельного чтения произведений  литературы 19 века.

Познавательные УУД: умение находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах;прогнозировать учебную ситуацию; уметь давать монологические ответы на вопросы.

Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану; выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью; формулировать вопрос по учебному материалу,виду деятельности,оценивать учебную ситуацию.

Коммуникативные УУД: умение аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения; используя речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат; формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный,  опыт, информацию, полученную на уроках или в сетевом пространстве

8

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа

Комбини-рованный урок

Викторина, сообщение учителя, работа с учебником, знакомство с баснями и беседа по их содержанию.

Урок-викторина

Ответы на вопросы урока и вопросы викторины

Расширение имеющихся знаний о баснях;

Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны;

Иллюстрации к басням.

9

К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака». Понятие о думе.

Изучение нового материала

Рассказ подготовленного ученика о писателе, словарная работа, знакомство с думой.

Урок-практикум

Индивидуаль-ный, ответы на вопросы

Расширение литературных знаний: понятие о думе;

Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

Иллюстрации к биографии Рылеева.

10

А.С.Пушкин

«История Пугачева». «Капитанская дочка» как реалистичес-кий историчес-кий роман.

Изучение нового материала.

Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа.

Урок-лекция

Индивидуаль-ный, ответы на вопросы.

Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Дополнительный материал из сети Интернет.

11

«Капитанская дочка»:Форми-рование характера Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав.

Комбини-рованный

Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ.

Урок-анализ

Индивидуаль-ный, ответы на вопросы.

Умение пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы;

Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

Знать основы сравнительной характеристики героя.

Схема сравнения двух героев.

12

«Капитанская дочка»: Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ 3-5 глав

Комбини-рованный

Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа.

Урок-беседа

Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы

Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом;

 Формировать приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении.

13

«Капитанская дочка»: Падение Белогорской крепости. Анализ 6-7 глав

Комбини-рованный урок

Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа.

Урок-исследование

Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы

Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы;

Развитие устной речи;

Навыки сжатого пересказа.

Иллюстрации к повести.

14

«Капитанская дочка»: Изображение народной войны и её вождя. Разбор глав 8-12

Комбини-рованный урок

Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа.

Урок-погружение в историю

оценка за выполненное задание, ответы на вопросы, творческую работу

Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы;

Знание особенностей эпохи, умение видеть в литературе исторические события, понимать их причины.

Карта по истории 17-18 века.

15

«Капитанская дочка»: Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений»

Комбини-рованный урок

Составление плана, пересказ, работа по тексту, аналитическая беседа.

Урок-беседа

Оценка ответов учащихся, составленных планов (выборочно)

Обобщение и систематизация полученных знаний.; умение анализировать нужный материал, составлять план текста, акцентировать внимание на главные события;

Уметь формулировать свою точку зрения и аргументировать её.

Критическая литература.

16

«Капитанская дочка»:  

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

Урок обобще-ния

Работа над образом героини, аналитическая беседа, выводы.

Урок-анализ образа

Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся

 Владение разными видами чтения, выборочного пересказа;

Умение давать характеристику героя , основываясь на его действия;

Формировать в характере учащихся положительные качества характера.

Рисунки ребят. Портреты героев повести.

17

«Капитанская дочка»:

Образ Пугачёва в повести. Отношение автора и рассказчика к народной войне.

Урок обобще-ния

Беседа, выполнение заданий, сообщение ученика – защита проекта.

Урок-представление.

Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся

 Уметь самостоятельно работать по вопросам, сопоставлять и сравнивать героев, давать их характеристику по действиям;

Уметь видеть авторскую позицию и обосновывать её.

ИКТ Защита проекта «Емельян Пугачёв в повести «Капитанская дочка».

18

Р.Р. Контрольное сочинение по повести «Капитанская дочка»

Контроль-ный урок

Написание сочинения

Урок развития речи.

Уметь анализировать текст, делая соответствующие выводы;

Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;


Материал, собранный в ходе изучения темы.

19

А.С.Пушкин. «19 октября», «Туча». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.

Комбини-рованный урок

Выразительное чтение стихотворений

Оценка выполнения предложенных заданий

Умение применять полученные знания в жизни и на других предметах;

Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

Иллюстрации учащихся к теме урока.

20

А.С.Пушкин «К***» и другие стихотворения о любви.

Изучение нового материала

Выступления учащихся, работа по содержанию повести, творческая работа.

Урок-путешествие  в мир мистики.

Оценка ответов учащихся на уроке

Умение определять тему и идею произведения, давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения.

Иллюстрации к драме «Пиковая дама».

21

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.

Урок контроля

22

Жизнь и судьба М.Лермонтова

Кавказ в жизни и творчестве поэта

Урок открытия новых знаний

Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, анализ стихотворения «Кавказ», выразительное чтение стихотворений.

Урок-отчёт.

Оценка выступлений, выразительного чтения, умения анализировать

Совершенствование умения анализировать стихотворения;

уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

ИКТ   Презентация «Жизнь и творчество Лермонтова».

23

«Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция.

Комбинированный урок

Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа.

Урок -практикум

Оценка ответов учащихся

Совершенствование умения анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Сообщения из материала сети Интернет об истории написания поэмы.

24

Образ Мцыри в поэме

Комбини-рованный

Аналитическая работа над образом Мцыри, работа с текстом, творческая работа в группах.

Урок-соревнование

Индивидуальная, групповая, ответы учащихся во время аналитической беседы

Формирование умения проникать в замысел автора, выявлять способы раскрытия образа главного героя поэмы;

умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,

Критическая литература к поэме.

25

Своеобразие поэмы «Мцыри»

Комбини-рованный урок

Аналитическая беседа, творческая работа с критической литературой.

Урок-практикум

Оценка ответов на поставленные вопросы

Совершенствование умения делать выводы, аргументировать свой ответ;

уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

26

Р.Р.Обучаю-щее сочинение по поэме «Мцыри».

Урок контроля

Сбор материала к сочинению, его систематизация; составление плана, написание сочинения

Совершенствование умения отбирать материал для раскрытия темы, соблюдать его композиционную структуру;

Развивать устную и письменную речь;

Уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

Сбор материала к сочинению из дополнительных источников.

27

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»

Изучение нового материала

Запись основных положений лекционного материала. Словарная работа.

Проблемный урок

Выборочная проверка записей, сделанных учеником

Формирование умения отбирать лекционный материал, составлять тезисы;

приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в   русской классической литературе как художественном явлении;

Словарь В.И.Даля.

28

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»

Комбинированный урок

Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий.

Урок-практикум

Оценка ответов учащихся в ходе урока

Формирование умения анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности.

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

 Интеграция.

Карта по истории – территория России 19 века. Сообщение  о жизни людей в то время.

29

Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова

Комбинированный урок

Работа над действием №3, составление таблицы, групповая работа.

Урок-практикум

Выборочная проверка таблицы, оценка работы в группах.

Формирование аналитических способностей, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста.. Уметь использовать  опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;;

Портретная галерея героев Гоголя.

30

«Ревизор»: сюжет и композиция комедии.

Комбинированный урок

Работа над 4-м действием 4комедии.

Урок-практикум

Оценка ответов во время работы с текстом

Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста;

Уметь использовать  опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

Критическая литература. В.Г.Белинский.

31

Н.В.Гоголь.

«Шинель»: своеобразие темы «маленького человека».

Комбинированный урок

Выявление характерных для повести 1-й половины 19 века тем,образов и приемов изображения человека.

Урок-анализ

Выборочная проверка составленной таблицы.

Формировать аналитические способности, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста;

Таблица характеристики героя.

Материал из дополн. источника.

32

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя.

Контроль-ный урок

Ответы на предложенные вопросы и задания.

Уровень выполнения практической работы

Уметь обобщать, систематизировать и применять полученные знания;

Уметь самостоятельно находить ответы на вопросы и примеры-аргументы из текста.

ИКТ   Презентация о биографии Тургенева, сообщения уч-ся о творчестве И.С.Тургенева.

33

И.С.Тургенев. личность, судьба, творчество. «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе.

Комбини-рованный

Выступление учащихся, запись основных положений лекции учителя.

Индивидуаль-ный .

Подготовка к восприятию произведения,

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности

34

М.Е.Салтыков-Щедрин.»История одного города»(отры-вок): сюжет и герои.

Комбинированный урок

Беседа по содержанию повести.

Понятие гиперболы,гротеска.

Урок-исследование

Оценка ответов во время беседы на знание текста

Развитие умения определять, какие средства использует автор для раскрытия образа героя;

Уметь использовать  опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности.

35

«История одного города»: средства создания комического.

Комбинированный урок

Беседа. Работа с критической литературой.

Понятие о пародии.

Урок-практикум

Оценка умения анализировать произведение

Развитие умения анализировать произведение;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Уметь использовать  опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

36

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа

Комб.урок

Чтение и составление плана статьи учебника, выборочный пересказ, слушание рассказа.

Урок-практикум

Оценка ответов во время беседы

Углубление литературных знаний, умение анализировать произведение;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать  ТЕКСТ;

расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Иллюстрации учебника.

37

Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответствен-ность человека за всё происходящее.

Комбинированный урок

Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест.

Урок комбинированный

Ответы во время беседы, тест

Умение работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио -графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.


Сообщения учащихся из доп.источников.

38

Н.С.Лесков. «Старый гений»:сюжет и герои. Проблематика и поэтика рассказа.

Комбини-рованный

Беседа по содержанию, пересказ эпизодов.

Урок-беседа

Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов

Умение самостоятельно работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы.;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

39

Р.Р. Написание контрольного сочинения

Контроль-ный урок.

Работа над сочинением.

Урок развития речи

Индивидуаль-ный опрос.

Умение высказывать свою точку зрения на письме;

создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

40

Поэзия родной природы в русской литературе 19 века.

Урок развития речи

Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ.

Урок-концерт

Оценка выразительного чтения наизусть.

Умение анализировать лирический текст;

Читать наизусть с выражением, находить средства выразительности;

расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России;

Конкурс презентаций «Природа моего края».

41

А.П.Чехов. рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

Комбини-рованный

Слушание рассказа, выступления по материалу домашнего задания.

Урок-практикум

Оценка за выполнение домашнего задания.

Уметь систематизировать и обобщать ранее изученный материал при изучении нового;

формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио -графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.

ИКТ Заочная экскурсия в Мелихово.

Презентация. Проект.

42

А.П.Чехов «Человек в футляре».

Урок внеклас-сного чтения

«футлярное » существование человека и его осуждение писателем

Работа в парах

Письменный ответ на вопрос «Почему героев рассказов Чехова «В футляре» и «О любви» можно назвать «футлярными» людьми?

Из русской литературы 20 века

Личностные УУД: проявление творческого отношения к процессу изучения темы; осознание особой роли наследия литературы 20 века в культуре России; развитие потребности самостоятельного чтения произведений  литературы 20 века.

Познавательные УУД: умение находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах;прогнозировать учебную ситуацию; уметь давать монологические ответы на вопросы.

Регулятивные УУД: умение работать по предложенному учителем плану; выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью; формулировать вопрос по учебному материалу,виду деятельности,оценивать учебную ситуацию.

Коммуникативные УУД: умение аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения; используя речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат; формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт,информацию, полученную на уроках или в сетевом пространстве

43

И.А.Бунин. «Кавказ». Тема любви в рассказе.

Комбини-рованный

Аналитическая беседа, лексическая работа.

Урок-практикум

Ответы на вопросы учителя во время аналитической беседы

Умение выявлять своеобразие писателя в подходе к теме любви;

Уметь использовать  опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

Иллюстрации о быте и природе Кавказа.

44

А.И.Куприн

Слово о писателе.  «Куст сирени»:история счастливой любви.

Комб.урок

Работа в группах, дискуссия.

Урок-дискуссия

Индивидуаль-ный, групповой

Вызвать интерес к творчеству писателя, выявить нравственные проблемы рассказа;

Уметь понимать замысел писателя, определять идею каждой микротемы;

Иллюстрации – пейзажные зарисовки.

45

Урок-диспут «Поговорим о превратностях любви»

Комбини-рованный урок

Пересказ, аналитическая беседа, творческая работа.

Урок-диспут

Индивидуаль-ная , групповая

Умение выявлять способы характеристики героев автором;

Уметь делать выводы и умозаключения из содержания рассказа;

Бережно относиться к своим близким.

Сочинения с иллюстрациями «Чтобы людям было уютно со мной»

46

Контрольная работа по рассказам А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна.

Урок контроля

Самостоятельная работа

Выборочная проверка тезисов, творческого задания

Умение высказывать свою точку зрения по проблеме;

Понимать связь истории и литературы, воздействие истории на литературу;

формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.

Фрагменты фильмов по мотивам произведений М.Горького.

47

А.А.Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность.

Комб.урок

Выразительное чтение стихотворений

Урок-практикум

Проверка ответов учащихся во время беседы, анализа текста

Умение анализировать, подтверждать свои ответы текстом.;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать поэтический текст.

Стенд о биографии и творчестве А.Блока. ИКТ –интеграция. Куликовская битва в истории России.

48

С.А.Есенин. «Пугачев» как поэма на историческую тему.

Изучение нового материала

Чтение наизусть стихотворений.

Урок-концерт

Индивидуаль-ный

Углубление литературных знаний;

Уметь определять изобразительно-выразительные средства в лирике, тему поэмы, идею, авторское отношение к герою.

Иллюстрации.

49

Образ Емельяна Пугачева в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина.

Урок развития речи

Словарная работа.

Урок-практикум

Коллективная, групповая, индивидуальная

Совершенствование анализировать, выявлять авторскую позицию;

Уметь читать с выражением, анализировать, понимать текст стихотворения, понимать связь описанного с происходящим.

50

И.С.Шмелев.

«Как я стал писателем»:

путь к творчеству.

Урок-исследование

Сопоставление художественного произведения с документально-биографическим(мемуары,воспомина-ния,дневники).

Индивидуаль-ная ,Групповая

Углубление литературных знаний;

Иллюстрации.

Написание отзыва на рассказ Шмелева или сочинения-эссе «Как я написал свое первое сочинение».

51

М.А.Осоргин «Пенсне»:

реальность и фантастика в рассказе.

Изучение нового материала

Коллективная работа

Урок-исследование

Коллективный, индивидуаль-ный

Углубление литературных знаний;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

52

Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон».

«Всеобщая история, обработанная «Сатирико- ном»(отрывки)

Комбини-рованный

Словарная работа, анализ глав, сопоставительная работа, беседа.

Урок-практикум

Оценка ответов во время урока

Составление тезисов статьи учебника.устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

53

Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы.

Урок внеклас-сного чтения

Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом.

Урок-диспут

Оценка ответов во время урока.

Совершенствование умения анализировать  текст, обобщать, делать выводы;

Уметь использовать  опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

54

М.М.Зощенко. «История болезни» и другие рассказы.

 Урок внеклас-сного чтения

Анализ рассказов, работа с учебником, творческая работа.

Урок-открытие

Индивидуаль-ная

Написание отзыва на один из рассказов Зощенко

55

А.Т.Твардов-ский. «Василий Теркин»: человек и война.

Комбини-рованный

Выразительное чтение отрывков

Индивидуаль-ный контроль

Развитие речи и умения аргументировать свою точку зрения;

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

Материалы уроков изучения поэмы.

56

«Василий Теркин»: образ главного героя.

Комбини-рованный урок

Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа, лексическая работа.

Урок-дебаты

Индивидуаль-ный ( ответы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения)

Совершенствование литературоведческих знаний и умений: определять тему произведения, главную мысль, средства изображения героев.

57

«Василий Теркин»: особенности композиции поэмы.

Комбини-рованный

Урок-практикум

Индивидуаль-ная, парная

Обобщение изученного материала, умение применять полученные знания.

58

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Комбини-рованный

Выразительное чтение стихотворений о войне

Индивидуаль-ная,парная,групповая

Проект:составление презентации или литературно-музыкальной композиции «Стихи и песни, приблизившие Победу»

59

В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»:картины военного детства. Образ главного героя.

Комбини-рованный

Устный рассказ о писателе. Составление тезисов статьи учебника.

парная

Письменный ответ на вопрос: «Что объединяло жителей деревни в предвоенные годы?»

60

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.

Урок развития речи

Подготовка к домашнему письменному ответу на вопрос

Индивидуаль-ная

Письменный ответ на вопросы:

1.какие испытания пережил человек в военное время?

2.как стихи и песни о войне приближали Победу?

3.Почему В.Астафьев назвал деревенскую фотографию «своеобразной летописью народа»?

61

Русские поэты о родине, родной природе. (обзор)И.Анненский «Снег», Н.Заболоцкий «Вечер на Оке», Н.Рубцов «По вечерам».

Урок развития речи

Выразительное чтение стихотворений

Индивидуаль-ная

Выразительное чтение стихотворений наизусть

62

Поэты русского зарубежья о родине.Н.Оцуп «Мне трудно без России», З.Гиппиус «Знайте!», Дон-Аминадо «Бабье лето».

Урок развития речи

Выразительное чтение стихотворений.

Индивидуаль-ная

Выразительное чтение стихотворений наизусть

Из зарубежной литературы

Личностные УУД: проявление творческого отношения к процессу изучения темы; осознание особой роли наследия зарубежной литературы; развитие потребности самостоятельного чтения произведений  зарубежной литературы.

Познавательные УУД: умение находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах;прогнозировать учебную ситуацию; уметь давать монологические ответы на вопросы.

Регулятивные УУД: умение работать по предложенному учителем плану; выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью; формулировать вопрос по учебному материалу,виду деятельности,оценивать учебную ситуацию.

Коммуникативные УУД: умение аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения; используя речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат; формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт,информацию, полученную на уроках или в сетевом пространстве

63

У.Шекспир. трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии.

Изучение нового материала

Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа.

Урок-практикум

Индивидуаль-ный, коллективный. Проверочная работа

Умение анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности, развить представление о драматическом произведении.

Просмотр эпизода фильма «Ромео и Джульетта»

64

У.Шекспир. Сонет как форма лирической поэзии.

Изучение нового материала

Выразительное чтение сонетов

Групповая работа

Письменный анализ сонета.

65-66

Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен)

Изучение нового материала

Составление тезисов статьи учебника, беседа по вопросам, выразительное чтение фрагментов комедии, лексическая работа.

Оценка ответов на участие в беседе

Умение анализировать комедию, учитывая ее особенности.

67

Урок внеклассного чтения. В.Скотт «Айвенго».

Развитие представлений об историческом романе, выразительное чтение фрагментов романа.

Составление тезисов статьи учебника


68

Итоги года.

Урок контроля

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Чтение произведений  из рекомендательного списка на лето.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....