Рабочая программа по литературе. 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Касаткина Светлана Алексеевна

Рабочая программа составлена по литературе 6 класс. В 2-х частях: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений/ авт.-составитель Т.Ф.Курдюмова. – 9-е издание, испр.-М.: Дрофа, 2007.  Настоящая программа составлена на 105  часов в соответствии с учебным планом школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_literatura.docx60.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОСЬВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Россия, Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра

Берёзовский район, п. Сосьва, ул. Школьная, 3

          т/ф (34674)43-292, e-mail 86sch-sosva@mail.ru

«Согласовано»

Руководитель МО гуманитарного цикла

МБОУ Сосьвинская СОШ

______________ Рокина О..В.

«____»____________2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УМР

МБОУ Сосьвинская СОШ

______________ Краева С.В.

«____»____________2014 г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ Сосьвинская СОШ

Слепцова Н.А.

 Приказ № ____ от

«___»_____________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе 6 класс

учитель: Касаткина Светлана Алексеевна

посёлок Сосьва,  2014

Пояснительная записка.

       Рабочая программа составлена по литературе 6 класс. В 2-х частях: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений/ авт.-составитель Т.Ф.Курдюмова. – 9-е издание, испр.-М.: Дрофа, 2007.  Настоящая программа составлена на 105  часов в соответствии с учебным планом школы.

Главнейшая цель школы — подготовить каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. «Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота»[1], способствует самодостаточности подрастающего ученика.

Данная программа по литературе создана с учетом «Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения». Она ориентирована на базовый уровень подготовки школьников по литературе.

Характеристика учебного предмета и его вклада в подготовку ученика.

Литература как учебный предмет помогает учащимся освоить искусство слова — эстетически совершенный, эмоционально яркий и нравственно влиятельный способ общения с окружающей действительностью. Она вооружает их способностью ориентироваться в жизни и активно участвовать в ее свершениях.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:

  • читают и изучают лучшие произведения родной и всемирной литературы. Эти произведения изучаются с учетом образной природы искусства слова, опираясь на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • последовательно (поэтапно) формируют умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению искусства слова;
  • овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью;
  • расширяют опыт коммуникации, совершенствуя собственную устную и письменную речь;
  • формируют представление о литературе как виде искусства, знакомятся с литературным процессом и осознают его связь с процессом историческим;
  • получают представление о месте литературного процесса в культуре страны и народа;
  • совершенствуя читательское мастерство, целенаправленно развивают способности, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;
  • овладевают общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулирование цели деятельности, ее планирования, осуществление библиографического поиска, умение находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.).

Реализация этих задач способствует формированию духовно развитой личности, активно включенной в современную жизнь, обладающей гуманистическим мировоззрением и освоившей опыт продуктивной коммуникации.

Большую роль при реализации программы играет использование принципа вариативности к которому обращаются и учитель и ученик. Именно поэтому программа насыщена большим количеством авторов и произведений и обозначен характер их изучения. В учебной практике начинающего читателя важна возможность выбора как автора и произведения, так и способа общения с ним. При обращении к одним авторам это будет краткое знакомство, к другим — постижение конкретных художественных произведений, при встрече с классиками родной литературы — относительно обстоятельное знакомство с историей жизни и творчества.

В процессе литературного образования важна система: четкая логика и последовательность этапов. Они отражены в содержании и структуре программы.

Формируя читателя, мы определяем круг его чтения, расширяем имена героев, которые окружают ученика и запоминаются на всю жизнь. Юный читатель знакомится с классикой и вместе с авторами решает проблемы, которые были важны во время их создания и сохранили свою важность до сегодняшнего дня.

Каждый этап литературного образования обогащает ученика как читателя — учит адекватно воспринимать и активно использовать искусство слова. Этому способствует и овладение техникой диалога, и различные формы обращения к художественному тексту: планирование своих ответов, пересказы, работа над сочинениями, рефератами, творческими заданиями и даже использование литературных игр.

Воспитательный эффект воздействия литературы тесно связан с эстетическим совершенством художественного слова, но он зависит и от возраста и подготовленности учеников, что последовательно учитывается в программе.

Именно поэтому важно определить этапы совершенствования литературного образования.

Как указано в стандартах второго поколения, «курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов», а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература)»[2].

Каждый этап предполагает достижение конкретных результатов. Это предметные и межпредметные, а также личностные результаты, которые фиксируют знания, умения и навыки учеников.

Первый этап

Начальные классы. В начальной школе уроки, связанные с литературным образованием — уроки чтения. Юные читатели накапливают сведения о художественных произведениях и их авторах, приобретают элементарные читательские умения, которые формируются как при подготовленном выразительном чтении, так и при овладении свободным чтением с листа. При этом активно используется способность и желание ученика дать оценку художественному произведению, выбрать по своему вкусу книгу для чтения. На этом этапе мы активно формируем юного читателя.

Второй этап

Средние (5—8) классы. Ученики обращаются к новому предмету, который называется Литература. Литературное произведение в программе этих классов предстает и как самостоятельное произведение искусства и как звено в сложном процессе, поскольку структура курса каждого из средних классов обращена к литературному процессу в его движении от древности до наших дней.

Программа фиксирует границы и пропорции этапов литературного процесса. Наиболее полно в программе представлены те этапы развития литературы, которые живы в читательской практике сегодня. Именно по этой причине литература XX века занимает в нашей программе место, примерно равное тому, которое занимает в ней литература всех предшествующих веков. Это помогает показать роль литературы XX века в истории культуры и литературы и эффективней использовать силу ее воздействия на читателя. Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.

Обозначим последовательность этапов.

В 5 классе ученики начинают постигать специфику литературы, происходит первое практическое знакомство с путями развития искусства слова и богатством его родов и жанров. Поскольку юных читателей более всего интересуют события, которые происходят на страницах произведения, то в 5 классе именно сюжет находится в центре внимания юного читателя.

Возможности творческой работы с сюжетом уже на первых уроках дают волшебные сказки. Затем, обращаясь к современной литературе, ученики наблюдают за судьбой сказочных героев. Например, народная сказка «Волшебное кольцо» может быть и на этом этапе рассмотрена в сопоставлении с ее переработкой А. П. Платоновым и Б. В. Шергиным.

Последовательно используется возможность рассмотреть связь различных жанров. Так, рассказ о подвиге Пети Ростова — сюжет героический и волнующий юного читателя, дан в двух воплощениях — в прозаических главах «Войны и мира» и в инсценировке этих глав, созданной М. А. Булгаковым. Такое сопоставление расширяет представление о жизни одного и того же сюжета в различных жанрах.

Таким образом, набор основных базовых понятий: сюжет — герой — жанр — автор предстает уже в 5 классе в их взаимных связях, хотя в центре внимания остаются сюжет и активная работа с теми художественными особенностями, знакомство с которыми так обогащает речь учеников.

В 6 классе в центре рассмотрения юного читателя находится герой, судьбу которого организует сюжет. Бесспорный герой устного народного эпоса — герой былин и сказок. Со знакомства с ним и начинается направленная работа по освоению представления о герое художественного произведения. Поскольку для подростка особенно интересен герой-ровесник, то именно он становится предметом обсуждения большинства программных произведений в этом классе. Особую роль при организации изучения этих произведений может играть обращение к ученическому творчеству: жизнь героя-подростка позволяет продуктивно использовать стихию прямого подражания.

Программа активно использует эти возможности. Так героиня повести В. Ф. Одоевского Маша (ровесница!) ведет дневник. Почему не попробовать создать собственный дневник одного дня или одной недели, глядя на то, как это делала героиня книги?

Герои прочитанных произведений участвуют в переписке. Почему не устроить состязание с ними в эпистолярном жанре?

Книга написана от лица героя-ровесника и повествует о годах его учебы. Почему не попробовать воспроизвести какой-то эпизод из жизни собственного класса?

Обращение к таким доступным и естественным вариантам деятельности принципиально важно. Мир литературы, который может показаться читателю-подростку чуждым миром взрослых людей, вместе с героем-ровесником приближается к каждому ученику. Ровесник предстает как важный участник событий, и, конечно, вокруг него присутствуют герои разных возрастов.

Программа этого класса знакомит учеников и с появлением в XIX в. специальной и увлекательной литературы для детей и юношества — детской и юношеской литературы, которая сразу же завоевала всемирное признание.

6 класс (105 часов) – 3 часа в неделю, в том числе на развитие речи – 12 часов,  внеклассное чтение - 6 часов.

Герой художественного произведения

Герой художественного произведения. Герой художественного произведения и его роль в сюжете. «Разновозрастный отряд» героев художественных произведений, знакомых ученикам. Подросток — герой художественных произведений. «Золотое детство» и «пустыня отрочества» (Л. Толстой).

На страницах автобиографических произведений.

Методика.  Беседа с учащимися о герое на страницах художественного произведения.

Мифы

«Жизнь и подвиги Геракла».

Понятие о мифах. Мифы Древней Греции. Древнегреческие боги. Двенадцать подвигов Геракла. Кто такой «герой» в древнегреческой мифологии. Как отражены в мифах представления древних о мироустройстве, о добре и зле; как складывается образ положительного героя.

Теория. Мифы. Картина мира. Герой.

Былины

«На заставе богатырской».

Былины и их герои. События на границах родной земли. Подвиг богатыря — основа сюжета былин. Илья Муромец — герой былин — защитник родной земли. Сила, смелость, решительность и отсутствие жестокости как характерные качества героя былин. Художественное совершенство былины.

Былины и их герои в живописи и музыке.

Теория.  Былина. Сюжет былины. Гипербола.

А. Н. Островский.  «Снегурочка»  (сцены). А. Н. Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка» — «весенняя сказка», по определению автора. Близость «весенней сказки» к фольклору. Идеальное царство берендеев. Герои сказки. Могучий мир природы и юная героиня — Снегурочка.

Теория.    Пьеса-сказка в стихах. Главные герои сказки.

Литература XIX века

В. А. Жуковский.  «Кубок», «Лесной царь».  Загадки в стихах.  Трагические события баллады «Кубок», «Лесной царь». Жуковский — мастер перевода («Лесной царь» — перевод баллады Гёте). Стихотворные загадки поэта. Роль метафоры в загадках.

Теория.    Баллада. Герои и события баллады. Загадка в стихах.

И. А. Крылов.  «Два  мальчика»,  «Волк и Ягнёнок».  Школа жизни подростка в баснях Крылова («Мальчик и Змея», «Вороненок», «Два мальчика»). Федюша и Сеня в басне «Два мальчика», представляющие различные типы поведения, Осуждение эгоизма Федюши. Отсутствие чувства благодарности у этого героя. «Волк и Ягненок». Характер взаимоотношений в человеческом сообществе и его аллегорическое отражение в басне. Обличение несправедливости, жестокости и наглого обмана. Мораль басен Крылова.

Теория.  Поступки героев и мораль басни.

Незабываемый мир детства и отрочества

С. Т. Аксаков.  «Детские года Багрова-внука»,  «Буран».  Багров-внук в гимназии. Герой произведения как читатель. «Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе XIX в. Художественные особенности картины бурана. Человек и стихия.

Теория.    Герой литературного произведения как читатель. Пейзаж в прозаическом произведении.

В. Ф. Одоевский.  «Отрывки из журнала Маши»  («Пестрые сказки»). Различные жанры прозы, объединенные в сборнике. Дневник Маши. Сюжет и особенности повествования. Дневник и его автор. Герои и героини дневника Маши.

Теория.    Дневник как жанр художественного произведения.

Методика.  Конкурс на лучший дневник («Журнал») среди желающих учеников с последующей выставкой и обсуждением.

А. С. Пушкин.  «К сестре»,  «К Пущину»,  «К Юдину»,  «Товарищам».  Годы учения великого поэта. Лицей. Учителя и товарищи отроческих лет. Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина и в последующие годы. Послания близким друзьям и родным. Радостное чувство от общения с близкими людьми. Совершенство и легкость формы пушкинских посланий. Стихотворение «Товарищам» как гимн школьной дружбе.

Теория.    Гимн. Послание.

М. Ю. Лермонтов.  «Утёс»,  «На севере диком стоит одиноко...»,  «Когда волнуется желтеющая нива...»,  «Три пальмы»,  «Панорама Москвы»,  эпиграмма.  Тема одиночества в стихотворениях Лермонтова. «Три пальмы» — баллада о красоте и беззащитности мира живой природы. «Панорама Москвы» — патриотическая картина родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта. Эпиграмма как жанр, способствующий острой постановке нравственных вопросов (решение вопроса об эгоизме).

Теория.    Место и роль пейзажа в художественном произведении. Эпиграмма.

И. С. Тургенев. «Бежин луг».  Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника». «Бежин луг» — один из самых популярных рассказов сборника. Павлуша, Илюша, Костя, Ванечка и Федя — герои рассказа. Мастерство портретных характеристик. Особенности диалога в рассказе. Речевая характеристика героев. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей. Поэтический мир народных поверий в их рассказах: сказки, преданья, былички и их различие. Картины природы как естественный фон рассказов мальчиков.

Теория.    Былички. Сравнительная характеристика героев. Герой литературного произведения и описание его внешности. Приемы, которые использует автор при создании портрета. Автор о своем герое.

Методика.  Рассказы И. С. Тургенева долгие годы используются для анализа литературных описаний и эту традицию нужно активно поддерживать. Так, при изучении рассказа «Бежин луг» стоит обогатить уроки тщательным изучением диалогов и использовать их для более полной характеристики мальчиков.

Н. А. Некрасов.  «Крестьянские дети»,  «Школьник»,  «Мороз, Красный нос».  Тема детства в произведениях Некрасова. Яркость изображения крестьянских детей. Их жизнерадостность, любознательность и оптимизм. Крестьянская семья и дети. Тяга к знаниям и упорство как черта характера героя стихотворения «Школьник».

Теория.  Сюжет в лироэпическом произведении. Речевая характеристика героев. Роль имени героя в художественном произведении. Трехсложные размеры стиха.

Л. Н. Толстой.  «Отрочество»  (главы). «Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя. «Пустыня отрочества», сменяющая в трилогии картины «золотого детства». Отрочество Николеньки Иртеньева. Николенька и его окружение: семья, друзья, учителя. Формирование взглядов подростка. Его мечты и планы.

Теория.   Автобиографическая трилогия.

Ф. М. Достоевский.  «Мальчики»  (фрагмент романа «Братья Карамазовы»). Герои эпизода и трагизм их судеб. Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев.

Теория.    Эпизод в художественном произведении.

А. П. Чехов.  «Хамелеон»,  «Толстый и тонкий».

Юношеские рассказы Чехова. «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Смысл заголовков рассказов. Сатира в творчестве Чехова. Особенности композиции. Герои сатирических рассказов. Говорящие фамилии героев. Художественная деталь в рассказах.

Теория.  .  Герой и сюжет. Поступок героя и характер. Герой и его имя.

Н. Г. Гарин-Михайловский.  «Детство Тёмы»  (главы  «Иванов»,  «Ябеда»,  «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».

Теория.  Диалог в прозе. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.

Мир путешествий и приключений

Марк Твен.  «Приключения Гекельберри Финна».  Марк Твен и его автобиографические повести. «Приключения Гекльберри Финна» как вторая часть автобиографического повествования. Странствия Гека и Джима по полноводной Миссисипи. Гек и Том стали старше: становление и изменение характеров. Диалог в повести. Мастерство Марка Твена-юмориста. Природа на страницах повести.

Теория.  Юмор.

Ж. Верн.  «Таинственный остров».  Жюль Верн и 65 романов его «Необыкновенных путешествий». «Таинственный остров» — одна из самых популярных «робинзонад». Герберт — юный герой среди взрослых товарищей по несчастью. Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе великого фантаста. Названия романов и имена героев.

Теория. Научно-фантастический роман. Жюль Верн как создатель жанра научно-фантастического романа.

О. Уайльд.  «Кентервильское привидение».  Рассказы и сказки О. Уайльда. Рассказ «Кентервильское привидение» как остроумное разоблачение мистических настроений и суеверий. Ирония и веселая пародия как способ борьбы писателя против человеческих заблуждений. Юные герои и воинствующее кентервильское привидение, их забавный поединок и победа юных героев. Остроумная и доброжелательная концовка «страшной» истории.

Теория.  Пародия.

Литература XX века

XX век и культура чтения

А. Блок.  «Ветер принёс издалека...»,  «Полный месяц встал над лугом»,  «Белой ночью месяц красный...».  Отражение высоких идеалов в лирике поэта.

И. А. Бунин.  «Детство»,  «Помню долгий зимний вечер...»,  «Первый соловей».  Мир воспоминаний в процессе творчества. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках стихов.

К. Д. Бальмонт.  «Золотая рыбка»,  «Как я пишу стихи».  Совершенство стиха поэта. Близость фольклорным образам. Лирика Бальмонта и ее воплощение в музыке многих композиторов.

Б. Л. Пастернак.  «Июль».  Необычность мира природы в стихах поэта.

Н.А.Заболоцкий.  «Я воспитан природой суровой»

Теория.  Творчество читателя как исполнителя стихов и прозы.

Методика.  Урок-концерт или урок-собеседование. Возможно привлечение других авторов и произведений.

А. Т. Аверченко.  «Смерть африканского охотника».  Герой рассказа и его любимые книги. Мечты юного читателя о судьбе африканского охотника и реальность. Посещение цирка и встреча с цирковыми артистами. Разочарования увлеченного любителя приключенческой литературы. Эпилог рассказа. Смысл заголовка.

Теория.  Эпилог. Название произведения.

М. Горький.  «Детство»  (фрагмент). Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

Теория.   Авторская позиция.

А. С. Грин.  «Гнев отца».  Преданность сына-отцу путешественнику. Как возник сюжет и название рассказа. Комизм сюжета. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну.

Теория.  Слово в рассказе.

К. Г. Паустовский.  «Повесть о жизни»  (главы  «Гардемарин»,  «Как выглядит рай»).  «Далекие годы» как первая из шести» «частей «Повести о жизни». Глава «Гардемарин». Встреча героя с гардемарином. Благородство поведения гардемарина. Прав ли автор, утверждая, что «жалость оставляет в душе горький осадок»? Игра героя в свой флот. «Глава «Как выглядит рай» в автобиографической повести. Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера.

Теория.  Роль пейзажа в прозе.

Ф. А. Искандер.  «Детство Чика»  (глава «Чик и Пушкин»). Герой цикла рассказов по имени Чик. Увлекательная игра со словом в прозе Искандера (имя героя, название города детства и др.). Важность главы «Чик и Пушкин», как описания пути юного читателя к постижению тайны собственного творчества. Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене. Яркость изображения характера героя. Герой и автор.

Теория.  Инсценировка.

Методика.  Возможно активное использование инсценировок при обращении к изучению произведений, близких по мировосприятию читателя-школьника. Важно не забывать о том, что в центре курса этого класса стоит герой-ровесник.

Великая Отечественная война в лирике и прозе

Лирические и прозаические произведения о жизни и подвигах в годы Великой Отечественной войны, в том числе и о подвигах подростков: Б. Лавренев.  «Разведчик Вихров»;  В. Катаев.  «Сын полка»,  К. М. Симонов.  «Мальчишка на лафете»,  «Сын артиллериста»;  Е. К. Винокуров.  «В полях за Вислой сонной...»;  песни военных лет:  «Моя Москва»  (стихи М. Лисянского, музыка И. Дунаевского) (чтение произведений по выбору учителя и учащихся).

Теория.  Быстрота отклика искусства на события жизни. Изображение героизма и патриотизма в художественном произведении.

Методика.  Активное использование самостоятельного чтения. Возможна организация урока-концерта.

Итоги

Герой художественного произведения и автор.

Тема защиты природы в литературе нашего века. Произведения М. М. Пришвина и В. В. Бианки. Книга Б. Андерсена «Простите, где здесь природа?», созданная по письмам ребят Дании.

Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:

  • словарная работа,
  • различные виды пересказа,
  • устные и письменные сочинения,
  • отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,
  • произведения для заучивания наизусть,
  • списки произведений для самостоятельно чтения.

Предметные результаты:

— адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

— знание изученных текстов;

— обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

— знание основных теоретических понятий, связанных с героем (литературный герой, имя героя, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка).

Метапредметные результаты:

— овладение техникой составления разных типов плана;

— овладение различными способами пересказа;

— обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием цитирования;

— умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами;

— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

Личностные результаты:

— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

— умение создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;

— осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.

Структура курса литературы

Ведущие аспекты курса литературы

Теоретическое оснащение

6 класс

Литературный процесс от древности до наших дней

Герой художественного произведения. Подросток — активный и равноправный участник событий на страницах художественных произведений. В центре анализа — литературный герой

Дальнейшее освоение теоретических понятий на материале, адресованном герою. Теоретические понятия: портрет, характер, автобиографическая проза и др., связанные с раскрытием образа героя. Представление о детской и юношеской литературе

Тематическое планирование по литературе 6 класса.

(105 часов) Учебник-хрестоматия в 2-х частях /  автор-составитель Т.Ф. Курдюмова, 2007 год.  

дата

Тема урока.

1

Введение.

Подросток -герой  художественных произведений.

2

Герой как организатор событий сюжета.  Разнообразие участников событий и их роль в развитии сюжета.

3

Понятие о мифе.

4

Мифы Древней Греции. Древнегреческие боги.

5

В.ч. Жизнь и подвиги Геракла (1-4 подвиги)

6

В.ч. Жизнь и подвиги Геракла (5-8 подвиги)

7

В.ч. Жизнь и подвиги Геракла (9-12 подвиги)

8

Игра-конкурс «Олимпийские игры».

9

История человечества в произведениях литературы.

Былины – богатырский эпос русского народа.

10

«На заставе богатырской».

Художественное совершенство былины.

11

Александр Николаевич Островский как создатель русского национального театра.

 Пьеса «Снегурочка» - весенняя сказка.

12

Близость пьесы «Снегурочка» к фольклору. Герои сказки.

13

Могучий мир природы и юная героиня – Снегурочка.

14

Развитие речи. Сочинение. «Кто такие богатыри?», «Снегурочка»  (на выбор учащихся)

15

Литература ХIХ века

Василий Андреевич Жуковский – лирик.

Тематика и герои его произведений «Вечер», «Дружба».  

16

В.А.Жуковский. Сюжет и герои баллады  «Кубок».

17

В.А.Жуковский. Баллада «Лесной царь». Трагические события баллады.

18.

В.А.Жуковский – мастер перевода («Лесной царь» - перевод баллады Гёте). Стихотворные загадки поэта.

 Роль метафор в загадках.

19

Сергей Тимофеевич Аксаков.

«Детские годы Багрова-внука» (фрагмент).

 Герой литературного произведения как читатель.

20

Сергей Тимофеевич Аксаков.

«Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе ХIХ века

21

Р.р. Пейзаж. Мир вокруг нас.

22

Иван Андреевич Крылов. Школа жизни подростка в баснях

«Мальчик и змея», «Воронёнок».  Герои басни «Два мальчика».

23

И.А.Крылов. «Волк и Ягнёнок».

24

И.А.Крылов. Игра «Знатоки басен»

25

Р.р. Сочинение. «Чему нас учит басня?»

26

Владимир Федорович Одоевский. «Отрывки из журнала Маши» (в сокращении).

27

Особенности повествования. Дневник и его автор. Герои.

28

Портрет героя художественного произведения.

Подготовка к творческой работе по созданию дневника.

29

Р.р.Творческая работа по созданию дневника.

30

Жизнь в Лицее  Александра Сергеевича Пушкина.

Послания и их роль в творчестве поэта.

31

А.С.Пушкин. Тема дружбы в лирике.

32

А.С.Пушкин. Тема дружбы в лирике. Гимн.

33

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Тема одиночества в стихотворениях

«На севере диком стоит одиноко …», «Утёс».

34

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы».

Тема красоты и смерти в балладе.

35

Эпиграмма.

М.Ю.Лермонтов. «Панорама Москвы».

36

Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг».

Мастерство портретных характеристик рассказа.

37

И.С.Тургенев. «Бежин луг».

Картины природы как естественный фон рассказов мальчиков.

38

И.С.Тургенев. «Бежин луг».

Картины природы как естественный фон рассказов мальчиков.

39

Речевая характеристика литературных героев.

40

Р.Р. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг».

41

В.ч. И.З.Суриков «В ночном».

42

Николай Алексеевич Некрасов. Тема детства в произведении

«Крестьянские дети».

43

Николай Алексеевич Некрасов. Тема детства в произведении

 «Школьник».

44

Лев Николаевич Толстой. Автобиографическая трилогия «Отрочество»

 (главы из повести).

Герой-подросток и круг его чтения.

45

Комментированное чтение повести Л.Н.Толстого «Отрочество».

46

Лев Николаевич Толстой. Автобиографическая трилогия «Отрочество». Мысли. Чувства, поступки Николеньки Иртеньева.

47

Р.р.  Творческая работа по описанию природы

48

Фёдор Михайлович Достоевский «Братья Карамазовы» (фрагменты).

49

Ф.М.Достоевский. фрагмент романа «Братья Карамазовы» герои эпизода.

50

51

Антон Павлович Чехов «Хамелеон».

52

        Антон Павлович Чехов «Толстый и тонкий».

53

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы А.П. Чехова

54

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»

 (главы «Иванов» и «Ябеда»).

55

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»

 (главы «Экзамены»).

56

В.ч. «Дети войны». Ю.Яковлев «Девочки с Васильевского острова»

57

В.ч. «Дети войны». Ю.Яковлев «Девочки с Васильевского острова»

58

Р.Р. Поступок героя и характер. Работа над сочинением о герое.

Вторая часть.

Мир путешествий и приключений.

59

Марк Твен (Сэмюэль Ленгхорн Клеменс)

 «Приключения Гекльберри Финна» (фрагменты).

Герой-подросток на страницах приключенческой литературы.

60

Сюжет романа М.Твена «Приключения Гекльберри Финна».

61

Сопоставительная характеристика героев романа М.Твена

«Приключения Гекльберри Финна».

62

Жюль Верн  Жизнь и творчество.  Знакомство с романом  

«Таинственный остров» (отрывки).

63

Герои романа Жюля Верна «Таинственный остров».

64

Р.р. «Таинственный остров». Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе.

65

Оскар Уайльд  «Кентервильское приведение».

66

Герои рассказа Оскара Уайльда «Кентервильское приведение».

67

Комментированное чтение рассказа «Кентервильское приведение».

68

Взаимоотношение героев в литературном произведении

«Кентервильское приведение».

69

Литература ХХ века.

Р.р. Сочинение-рассуждение. Роль книги в ХХI веке.

70

Бесконечная книга. Михаэль Эндэ.

71

Аркадий Тимофеевич Аверченко

 «Смерть африканского охотника».

72

Автор и герой в рассказе А.Т.Аверченко

«Смерть африканского охотника»

73

Александр Иванович Куприн.  «Чудесный доктор».

74

Судьба героев А.И.Куприна. «Чудесный доктор»

75

Максим Горький.  «Детство» (фрагменты).

76

Р.Р. Описание жизни Алексея.

Рассказ о труде бурлаков.

77

Александр Степанович Грин «Гнев отца».

78

В.ч.М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Особенности жанра.

79

В.ч.М.М.Пришвин Человек в окружающем мире. «Что есть правда»

80

Константин Георгиевич Паустовский «Повесть о жизни».

Глава «Гардемарин».

81

Константин Георгиевич Паустовский

 «Повесть о жизни».

Глава «Как выглядит рай».

82

Беседа о «великолепной стране».

Творческая работа «Великолепная страна моей мечты»

83

Фазиль Абдулович Искандер «Детство Чика».

Рассказ «Чик и Пушкин». Автор и его герой.

84

Сюжет и герой рассказа А.Ф.Искандера

 «Чик и Пушкин».

85

86

Подготовка к инсценировке по рассказу Ф.А. Искандера «Чик и Пушкин»

87

Повесть Бруса Таркинтона «Приключения Пенрода».

88

Родная природа в стихах русских поэтов.

89

И.А.Бунин. «Детство», «Первый соловей». Лирический образ живой природы.

90

К.Д.Бальмонт. «Золотая рыбка», «Как я пишу стихи».

Близость к фольклорным образам.

91

Б.Л.Пастернак. «Июль» необычность мира природы в стихах поэта.

92

Н.А.Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой…»

93

Урок-концерт. Родная природа в стихах русских поэтов.

94

95

Великая Отечественная война в литературе.

Константин Михайлович Симонов «Сын артиллериста».

96

97

Песни о ВОв. «Моя Москва».

98

99

В.ч. Пионеры-герои.

100

Герой художественного произведения и автор.

101

Литературная игра по прочитанным произведениям. «Своя игра».

102,  103

Р.р. Итоговое сочинение «Подросток-герой художественных произведений».

104

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

105

Резерв.

Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:

  1. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия  / Т. Ф. Курдюмова. М. : Дрофа, 2007.
  2. Цветкова Г.В. Литература. 5-11 классы: развернутое тематическое планирование по программе под ред.Т.Ф.Курдюмовой / авт.-сост.Г.В.Цветкова.-Волгоград: Учитель, 2011

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

  1. Духно В.В., О.В.Сухова. Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал/ авт.-сост. В.В.Духно, О.В.Сухова.- Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В.. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6  класс. – 2-е изд., испр. И доп. -  М.:ВАКО, 2007.
  3. Коршунова Н.Н., Липина Е.Ю. Литература: Тесты. 5-8 кл.: Учебно-метод. пособие.- М.: Дрофа, 2002.
  4. Курганова Л.А. По страницам литературных произведений 5-11 классы: викторины.- Волгоград: Учитель, 2009
  5. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод.пособие.-4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 5-6 класс.
  2. Библиотека школьника. 455 литературных произведений.

Газеты и журналы.

  1. Подписка на газету «Первое сентября. Литература», 2007-2013
  2. Журнал «Литература в школе с приложением», № 6 -12, 2006, 2007, 2008,  №6-12, 2009
  3. Журнал «Русский язык и литература. Всё для учителя» 2012-2014



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....