Открытый урок по литературе "Знатоки сказок"
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

Журавлева Светлана Кардашевна

В игровой форме ученики 5 класса повторяют ранее изученный. Материал 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra_po_literature.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новотроицкая средняя общеобразовательная школа

Внеклассное мероприятие по литературе

«Урок-игра «Знатоки сказок»

Учитель русского языка и литературы

Журавлева Светлана Кардашевна

Новотроицкое 2015

Урок-игра «Знатоки сказок»

Цели урока:

Учебные:   - повторение материала, изученного в начальной школе и в 5 классе;

                    - углубление знаний о народных и авторских сказках;

Развивающие:  - развитие  внимания, памяти;

                                - развитие способности мыслить логически;

Воспитательные:  - привитие навыков самостоятельной работы;

                                       - развитие интереса к урокам литературы;

                                       - воспитание бережного отношения к родному языку.

Оборудование и дидактический материал: а)Портреты писателей – сказочников (А.С. Пушкин, Г.Х. Андерсен, П.П. Ершов, А.Н. Толстой и др.);

б) иллюстрации и поделки к сказкам;

в) выставка книг.

Эпиграф.                    

                                                                                 Что за прелесть эти сказки!

                                                                                 Каждая есть поэма!  

                                                                                                   А.С. Пушкин

Ведущий(учитель или хорошо подготовленный ученик)

Задание 1. Назовите сказку.

Итак, начинает сказка сказываться.

В некотором царстве в некотором государстве жили-были старик со старухой, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали.

(Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».)

Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна – красна – у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому

 (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».)

Негде, в тридевятом царстве,

В тридевятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон,

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело.

 (А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

За горами, за лесами,

За широкими долами

Против неба - на земле

Жил старик в своем селе.

(П.П. Ершов «Конек-горбунок)

Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плел крзины, подшивал валенки, сторожил от малышей колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб.

(А.Я. Гайдар «Горячий камень»)

Награждаются победители «Лучшему знатоку зачина сказок»

Ведущий. Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит зачины русских народных и литературных сказок. Но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому повезло в самом начале. Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета – автора сказки, дать полное название и, конечно же узнать героя сказки. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?

        На лазоревом платье – частые звезды, на голове месяц ясный, такая красавица – не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать.

        ( Василиса Премудрая – Русская народная сказка «Царевна-лягушка»)

Княгиня – диво:

Под косой луна блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

(Царевна Лебедь – А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Эта вовсе не красива:

И бледна-то, и тонка,

Чай, в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыпленка.

(Царь-девица – П.П. Ершов «Конек-горбунок»)

        Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.

(Зверь лесной, чудо заморское – С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»)

        Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут…»

( Пьеро – А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»)

Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски…

( Незнайка – Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

Вручается медаль «Лучшему знатоку героев сказок»

Ведущий. Вот у нас и появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных знают хорошо! Посмотрим, как будут они отвечать на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку. И чем дальше, тем больше чудес. Вот, например, сказочная почта. Слыхали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. У меня в руках письма героев. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!

Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придет, исполнять я буду с охотою.

(Зверь лесной, чудо морское – девице, купеческой дочери – С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»)

Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!

(Телеграмма от гиппопотама – доктору Айболиту. К.И. Чуковский «Айболит»)

Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейшее повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании.

( Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы. С.Я. Маршак «12 месяцев»)

В нашем городе строится замечательный дом. Высота его – десять этажей. Ширина – пятьдесят шагов. Длина – тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жирафов, десять обезьян и десять круглых отличников.

( Корреспондент в газете, преувеличивая все в десять раз жителям города.- Э.Н.Успенский. « Крокодил Гена и его друзья»)

Вручается медаль «Лучшему почтальону»

Ведущий. Надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами - письма по адресам разнеслись правильно, сказочные газеты, телеграммы, указы тоже разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть! Поэтому наш следующий конкурс вокалистов будет проходить в сказочном концертном зале. В сказках много певцов, кто только в них не поет: и медведи, и волки, и петухи! Вот, например, хитрая лиса выманивает песенкой петушка:

                        Петушок, петушок, золотой гребешок,

                        Выгляни в окошко, дам тебе горошку.

 А вот петушок спасает котика-братика:

                        Иду на пятах, несу косу на плечах,

                        Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи.

        Вот эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем необыкновенном концерте. Ваша задача: надо по песенке узнать героя сказки, ее автора и название. Итак! Первый номер нашей концертной программы:

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

И от тебя, лиса,

Нехитро уйти!

(Колобок. – Русская народная сказка «Колобок»)

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

А я, коза, в бору была,

Ела траву шелковую,

Пила воду студеную.

(Коза. – Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»)

Птичка польку танцевала

На лужайке в ранний час.

Хвост налево, нос направо.

Это полька, Карабас.

(Куклы театра Карабаса. – А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»)

Хоть полсвета обойдешь,

Лучше дома не найдешь

Никакой на свете зверь,

Хитрый зверь, страшный зверь,

Не откроет эту дверь.

(Поросята. – С.В. Михалков «Три поросенка»)

Кто и в какой сказке « при честном всем народе» поет песню «Во саду ли, в огороде»?

(Белка. – А.С. Пушкин «Сказка царе Салтане»)

Вручается медаль «Участнику сказочного концерта»

Ведущий. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Но перерыв непростой – обед-то сказочный. Наш вопрос: кто кого и в какой стране угощает? Кто придумал такой пир-обед сказочный?

Испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху- птицы летучие, снизу – звери рыскучие.

(Василиса Премудрая для царя. – Русская народная сказка «Царевна – Лягушка»)

        

        Наварила манной каши размазала по тарелке:

- Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!

(Лиса-журавлю. Русская народная сказка « Лиса и журавль»)

-Съешь моего ржаного пирожка.

- Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!

(Печка – девочке. Русская народная сказка «Гуси-лебеди»)

Усадили в уголок,

Подносили пирожок,

Рюмку полную наливали,

На подносе подавали.

От зеленого вина

Отрекалася она,

Пирожок лишь разломила,

Да кусочек  откусила.

(Семь богатырей – царевну. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Вручается медаль «Участнику сказочного обеда»

Ведущий. Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот не попадало», но все равно никто, наверное, не скажет, что он ушел с пира несолоно хлебавши! Ведь здесь мы еще больше подружились со сказкой. И она вновь зовет и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству-государству, зайдем в гости к сказочным героям. Догадайтесь, кто и в какой сказке живет по этому адресу. Кто из писателей – сказочников поселил своих героев в таком доме?

Итак, кто в теремочке живет?

Перед ним изба со светелкой,

С кирпичною беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми воротами.

(Изба жадной старухи. – А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»)

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

(Терем семи богатырей. – А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царице и о семи богатырях)

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

(Остров Буян, княжество Гвидона – А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Все бока его изрыты,

Частоколы в ребра вбиты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит;

Мужички на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут…

(Село на спине Рыбы-кита, Кита Китовича – П.П. Ершов «Конек – горбунок»)

Ведущий. Некоторые ребята пришли не только для того, чтобы участвовать в игре, но и сами представляют героев сказок. Давайте угадаем, кто они?

        Дети в костюмах приглашаются для представления сказочных героев. Если остается  время, лучшие сказочники класса читают свои сказки.

Подводится итог, награждаются победители. Игра окончена.

Учитель благодарит родителей и детей за подготовку к празднику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "В мире сказок Шарля Перро"

Сценарий праздника для 6 класса...

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: Иллюстрирование сказок Композиция.

Тема урока: Иллюстрирование сказок Цель урока: Содействовать формированию эстетического отно...

Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"

               Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения:  литературная викторина –презентацияЦели:1.      По...

Открытый урок по немецкому языку в 8 классе "Дорогой сказок"

Разработка урока по немецкому языку в 8 классе "Дорогой сказок" позволяет прогуляться по "батюшке" Рейну вместе с великими немецкими сказочниками братьями Гримм, изучить места, где они родились, учили...

Открытый урок по литературе "Где живут герои сказок"

Открытый урок по литературе "Где живут герои сказок"...

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е.Геллера «Сказки Андерсена» (по мотивам сказок Г.Х. Анд

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е....