Мистика в произведениях Н.В.Гоголя
проект по литературе (5 класс) на тему

Андреева Анна Александровна

Проект по литературе 5 класса. 

 

Выполнили ученицы 5 класса Агафонова Екатерина и Зиновьева Светлана

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mistika_v_pr-yah_gogolya-5_klass_2.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Николай Васильевич Гоголь – талантливейший писатель и драматург русской литературы первой половины XIX века. Его имя так же бессмертно, как имена великих современников Адександра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова.

Но вместе с тем литературоведами уделено недостаточно внимания такому аспекту его таланта, как изображение мистического в произведениях. В то время как мистика Гоголя представляет собой подготовительный этап для последующего развития фантастического в русской литературе.

Попытка изучить своеобразие мистики в повестях Гоголя делается здесь впервые.

Цель настоящей научно-практической работы: на основе сравнения произведений, имеющих мистические образы, изучить развитие мистического начала в творчестве Н.В.Гоголя и определить место Н.В.Гоголя в развитии фантастической литературы. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:

  • определить произведения Н.В.Гоголя с мистическими образами и персонажами;
  • раскрыть своеобразие изображения мистического в произведениях Н.В.Гоголя;
  • определить значимость мистического в творчестве Н.В.Гоголя.

В качестве объекта исследования выступает проза Н.В.Гоголя, объединенная изображением мистического.  Предметом научного рассмотрения являются мистические явления и мистические персонажи. Материалом для изучения послужили произведения, в которых наиболее ярко проявились мистические мотивы: сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», повесть «Вий» из сборника «Миргород».

В исследовании использована методика сравнения образов и персонажей, изменение типов в хронологии творчества.

Полученные результаты показывают, что литературоведами не дана должная оценка значению мистического в творчестве Н.В.Гоголя как явлению, предшествующему развитию фантастической литературы в целом.


Основная часть

Вся жизнь и даже смерть писателя Николая Васильевича Гоголя, приехавшего, чтобы стать писателем, в Петербург из Малороссии, окутана мистическими тайнами. Первый успех в литературном творчестве ему принес сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832 годы). Успех сборника был огромен. Александр Сергеевич Пушкин назвал это произведение «необыкновенным для нашей литературы» явлением [3. С. 102] .

И это было действительно так. Ведь настолько ярко выраженной мистики в русской литературе до  «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя не было.

Сборник состоит из восьми очень разных повестей. Объединяет их в один сборник «издатель» пасичник Рудый Панько. Действие всех повестей происходит в Диканьке и ее окрестностях. Интересно то, что в этих произведениях, созданных на основе устных рассказов, легенд, баек и поверий, рядом сосуществуют мистика и реальность, настоящее и прошлое время.

В семи из восьми повестей («Сорочинская ярмарка» – про современников Гоголя; в произведениях «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», «Вечер накануне Ивана Купалы» и «Страшной мести» действие происходит в XVIII веке) присутствует мистическое начало.

Прошлое в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» представляется сказочным и чудесным. В нем писатель Гоголь находит людей, здоровых телом и чистых душою, которые не увлечены стремлением наживы, которых не охватила душевная лень. Гоголь изображает народные праздники, ярмарочную жизнь. Праздник, веселье, поверья и приключения делают невозможное возможным. Совершаются женитьбы, которых не было бы в обычной жизни, а черти и ведьмы активно вмешиваются в жизнь людей. Все праздники проходят в мистических превращениях, переодеваниях, бесконечных тайнах и их разоблачениях. В повестях автор не скрывает своего смеха, выражая комические противоречия, возникающие в атмосфере праздника и в обычной, каждодневной жизни.

Гоголь широко использует устное народное творчество: темы и сюжеты для своих произведений он нашел именно в них. Фольклором Гоголь интересовался еще в молодые годы. Задумав по приезде в Петербург цикл повестей, Гоголь настойчиво стал пополнять запас своих знаний в этой области. Так, в письме к матери 30 апреля 1829 года он просит рассказать ему «о колядках, о Иване Купале, о русалках», о «каких-либо духах или домовых», «с их названиями и делами» [2. С. 163]. Он просит свою матушку описать свадьбу, хороводные игры, национальные костюмы, просит собирать для него рукописи и записи о временах гетманщины.

 Он использовал поверье о папоротнике, расцветающем в ночь накануне праздника Ивана Купала, предания о таинственных кладах, о продаже души черту, о полетах и превращениях ведьм. Во многих повестях действуют мифологические персонажи: колдуны и ведьмы, оборотни и русалки, черт, проделкам которого народное суеверие готово приписать всякое недоброе дело. Этими многочисленными фантастическими персонажами Гоголь обязан был народной фантазии.

На ярмарке старушке показалось, что она видела «сатану в образине свиньи» [1. С. 41] –  и все сразу поверили. К этому присоединились «вести о чуде, виденном волостным писарем в развалившемся сарае, так что к ночи все теснее жались друг к другу; спокойствие разрушилось, и страх мешал всякому сомкнуть глаза свои; а те, которые были не совсем храброго десятка и запаслись ночлегами в избах, убрались домой». Никто не сомневается в том, что всё, услышанное ими, - настоящая правда. И все боятся, хотя некоторые стараются не показать своего страха: «Что сатана? Плюйте ему на голову!» [1. С. 42] .

В разговоре выясняется, что черта не всегда можно распознать: «Вот то-то и штука, что на нем была шапка и рукавицы. Кто его распознает?»  [1. С. 49] .

В то время, когда один из казаков начал рассказывать легенду о нечистой силе, послышался неизвестно откуда непонятный звук. Все замерли от страха. Только Хивря, также испугавшаяся, смогла их вывести из состояния паники, пристыдив словом «бабы», но не надолго.

Страх встретиться  с чертом носится в воздухе. Это ловко используют цыгане, не боящиеся ни черта, ни ладана: украв коня у Черевика, оставляют ему красный свиток в качестве подарка от черта.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» – книга фантастических происшествий. Фантастическое для Гоголя – одна из важнейших сторон жизненного уклада народа. Склонность к фантастическому мышлению Гоголь считал признаком духовного здоровья людей.

Мистика Гоголя в этом сборнике своеобразна. Герои и рассказчики невероятных историй верят, что вся область, выходящая за рамки понятного и привычного, населена нечистью, при этом сами герои неведомого мира Гоголем показаны в бытовом обличье. Они тоже «малороссияне», только живут на своей «территории», время от времени дурача обычныз людей, вмешиваясь в их быт, празднуя и играя вместе с ними [6. С. 113] . Например, ведьмы в «Пропавшей грамоте» играют в «дурачки», предлагая деду рассказчика сыграть с ними и вернуть, если повезет, свою шапку. Черт в повести «Ночь перед Рождеством» выглядит как «настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды» [1. С. 149] . Это существо действует как настоящий человек. Он хватает месяц и обжигается, дует на руку, словно чиновник, случайно схвативший раскаленную сковороду. Объясняясь в любви «несравненной Солохе», черт «целовал ее руку с такими ужимками, как заседатель у поповны» [1. С. 133]. Сама Солоха не только ведьма, но еще и поселянка, жадная, к тому, же ей нравится, что у нее есть поклонники. Мистическое и страшное, воплотившееся в образе черта, теряет здесь чудесный ореол и становится средством осмеяния быта и нравов людей.

Мистическое, почерпнутое Гоголем из народных малоросийских сказок,  переплетается с реальностью, проясняя отношения между людьми, разделяя добро и зло. Как правило, герои в этом сборнике Гоголя побеждают зло. Торжество человека нал злом – это мотив, характерный для народных сказок. Писатель наполнил его новым содержанием. Он утверждает мощь и силу человеческого духа, способного справиться с темными, злыми силами, которые хозяйничают в природе и вмешиваются в жизнь людей. Его герои – яркие, запоминающиеся личности, в них нет противоречий. Писателя не интересуют мелкие детали повседневной жизни этих людей, он стремится выразить главное – дух вольности, широту натуры, гордость, живущие в «вольных козаках». В его изображении это, по словам великого Пушкина, «племя поющее и пляшущее».

Порой в повестях трудно различить, где заканчивается мистическое и начинается реальное. Например, в «Майской ночи» всё случившееся на берегу пруда можно было бы понять как сон Левко. Но в руках у него оказывается настоящее письмо комиссара к Голове, решившее судьбу молодых героев повести. Писатель подчиняет мистические события реальной действительности. Это, например, ярко выражено не только в «Майской ночи», но и в повести «Сорочинская ярмарка», в которой всё мистическое в конце концов получает реальное объяснение. Таинственное постепенно уступает место реальной жизни, повседневному быту. Рисуя фантастических персонажей, Гоголь нередко изображает их наподобие обыкновенных людей.

Нередко персонажи-представители «нечистой силы» стремятся напакостить человеку, сбить его с истинного пути, погубить его. Иногда эта борьба злого и доброго начал приобретает трагический оттенок. Например, так происходит в истории Петруся и Пидорки, рассказанной в повести «Вечер накануне Ивана Купала». Темная сила приобретает власть над людьми и в «Страшной мести», становясь источником кровавых ужасов, преступлений против человечности. На языке мистики Гоголь пытается передать явления, которые он наблюдает в современной ему действительности. Например, мистика в «Вечере накануне Ивана Купала» выражает губительную, с точки зрения Гоголя, силу золота.

Но у Гоголя, так же, как и в народных сказках, в этом сборнике зучит мотив конечного торжества высоких моральных и общественных принципов над всяечкими ухищрениями темных сил. Иногда вмешательство сверхъестественного в человеческую жизнь служит у Гоголя утверждению добра и справедливости. Так, в светлые тона окрашено мистическое в «Майской ночи», где одновременно правда побеждает и в судьбе панночки-русалки, и во взаимоотношениях реальных персонажей. В иных случаях «нечисть» становится у Гоголя предметом осмеяния и терпит поражение в своих попытках вредить человеку. Смелый и умный Вакула сумел оседлать черта и заставить служить его себе. Воля и сметка человека побеждают темные силы в «Пропавшей грамоте». В «Заколдованном месте» – были, рассказанной дьячком ***ской церкви – деду, несмотря на то, что «морочит нечистая сила человека»  [1. С. 234] удалось чудом вернуться домой.

«Вечера на хуторе близ Диканьки», проникнутые народной верой в победу добра над злом, принесли писателю оглушительный успех, сделали Николая Васильевича Гоголя знаменитым. Но Гоголь уже в 1833 году жалуется на неопределенность своего положения в жизни и литературе, сетует на судьбу, не верит, что способен стать настоящим писателем. Свое состояние он оценивает как «разрушительную революцию» [2. С. 27] . Он недоволен своим творчеством, смехом в малороссийских повестях. Он считает, что смеялся в них «для развлечения самого себя», чтобы скрасить серые будни петербургской жизни. Настоящий писатель, по убеждению Гоголя, должен делать «добро». «Смеяться даром», без высоких нравственных целей, по мнению Гоголя, недостойно писателя [4. С. 53] .

Он напряженно искал выход из творческого тупика. В 1835 году издал сборник «Миргород», также основанный на материалах малороссийской жизни, но совершенно не похожий на предыдущий сборник. В сборник «Миргород» вошла мистическая повесть «Вий».

Действие повестей происходит в «прозаичном» уездном городе, главной достопримечательностью которого является огромная лужа. Если повести «Вечеров на хуторе близ Диканьки» сопровождал мягкий юмор Гоголя, то здесь ирония начинается прямо с заглавия сборника. Миргород – это и обычный захолустный город, и особый, замкнутый «мир».  Это «зазеркалье», в котором всё наоборот.

В жизни людей писатель обнаружил противоположные начала: духовное и телесное, общественное и природное.

В основу фантастического сюжета «Вия» положен, как и в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», фольклорный источник. В примечании к повести Гоголь назвал образ Вия «колоссальным созданием простонародного воображения» [1. С. 379]. Он пояснил, что это «начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание».

И тем страшнее сюжет произведения, что здесь, в отличие от «Вечеров на хуторе близ Диканьки», потусторонние силы творят не мелкие пакости. И здесь идет не полуигра-полуборьба между людьми и мистическими персонажами, в отличие от предыдущего сборника.  Вий, именем которого названа повесть, представляет собой наивысшее, наисильнейшее из темных сил. Он не занимается мелкими шалостями. Он выходит на главную борьбу – борьбу против добра, против жизни.

В этой повести также обыватели, Дорош и молодой овчар, рассуждают о том, что ведьму нельзя «узнать по каким-нибудь приметам»: «Никак не узнаешь; хоть все псалтыри перечитай, не узнаешь» [1. С. 401] . Здесь так же, как в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», повторяется мотив: баба – ведьма. Но, в отличие от него, в «Вие» ведьма и красавица девушка попеременно превращаются друг в друга.

Красавица-ведьма, дочь богатейшего сотника, умирая, наказывает, чтобы службу служил философ Хома Брут. И философу-студенту ректор не дал выбора: «Тебя никакой черт и не спрашивает о том, хочешь ли ты ехать или не ехать» [1. С. 390]. Хома Брут, хотя «темное предчувствие говорило ему, что ждет его что-то недоброе», не мог даже убежать: «Да философа привязать, а не то как раз удерет» [1. С. 391], – повелел ректор после долгого перечисления подарков, которые должен привезти ему от пана Хома Брут.

Хома Брут, приехав, узнает, что ему предстоит отслужить три ночи за упокоение души панночки – той самой, которая каталась на нем и которую за это отхлестал Хома Брут. Он пытается себя успокоить тем, что терпеть всего-то три ночи, и за это его отблагодарят золотом.

Но эти три ночи оказались нелегки, каждая следующая невыносимее прежней. Оживая посреди ночи, красавица-ведьма пытается отомстить Хоме Бруту.  Первые две ночи Хоме удалось спасти себя с помощью очерченного мелом круга и молитв, но в третью ночь к черноокой красавице на помощь пришел Вий, длинные веки которого были «опущены до самой земли», «лицо на нем было железное» [1. С. 415] .

«Не гляди!» – шепнул внутренний голос философу, но он не вытерпел и глянул. В тот же миг Вий увидел его и «уставил на него железный палец». «И все, сколько ни было, кинулись на философа», «и тут же вылетел дух из него от страха» [1. С. 416].

Герой повести Хома Брут заглянул в глаза Вию, природному злу, и умер от страха перед ним. Мир, противостоящий человеку, враждебен и страшен. Хома Брут, одинокий, преследуемый панночкой-ведьмой, не смог противостоять ему. Мистическое в этом произведении становится устрашающе-непобедимым. Перед ним бессильны даже молитвы и заклинания.

Церковь, в которой всё это произошло, оказалась посрамленной, осталась «с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами», «и никто не найдет к ней теперь дороги» [1. С. 416].


Заключение

Таким образом, мистическое в творчестве Николая Васильевича Гоголя занимает большое место. В течение всего своего творчества писатель обращается к мистическим сюжетам и мистическим персонажам. Но со временем отношение автора к мистическому постепенно меняется. Если в сборнике повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» мистическое могло творить мелкие пакости, а порой и быть наказанным за эти пакости, то в повести «Вий» сборника «Миргород» зло велико и остается безнаказанным. Его боится Хома Брут. Страх парализует его волю и силы, и он падает замертво, взглянув помимо своего желания в глаза чудовищу Вию, у которого железные руки и железное лицо. Перед этим злом оказались бессильны даже молитвы философа Брута. Здесь нечистая сила представляет собой абсолютное зло, направленное на беспощадное уничтожение добра.

Мистическое в творчестве Гоголя многогранно и многолико. В зависимости от задач, возложенных на него писателем, оно может быть главным персонажем или второстепенным, быть женского или мужского пола, служить победе зла или добра, быть мелким пакостником или вселенским чудовищем.

Результаты проведенной нами работы могут быть использованы для дальнейшего изучения своеобразия творчества Н.В.Гоголя в контексте развития жанра фантастики в мировой литературе. На наш взгляд, в современной фантастической литературе не представлены настолько яркие мистические образы. А значит, литературоведению и литературе есть еще над чем работать.


Библиография

  1. Гоголь, Н.В. Избранные сочинения. – М.: Правда, 1985. – 672 с.
  2. Гоголь, Н.В. Из писем. «Что может доставить пользу душе» – М.: АБВ, 2014. – 274 с.
  3. Венгловский, С.А.  Пушкин, Гоголь и Мицкевич. – СПБ.: Геликон Плюс , 2015. –  282 с.
  4. Корф, О.Б. Детям о писателях. – XIX век. –  М.: Стрелец, 2015. – 128 с.
  5. Сухих, И.Н.        Русская литература для всех. От Гоголя до Чехова. Классное чтение! – СПБ.: Лениздат, 2013. – 494 с.
  6. Труайя, А. Николай Гоголь. — СПБ.: Амфора, 2015 .— 544 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетная работа по литературе по произведениям Лермонтова и Гоголя

Зачетная работа дана в форме теста с выбором ответа. Охватывает большой материал....

Литературная игра - викторина «Живописное слово Гоголя» по произведениям Н.В.Гоголя для учащихся 7-8 классов.

Цель мероприятия: повышение интереса к изучению творчества Н.В.Гоголя; расширение кругозора учащихся; вовлечение их в соответствующую их интересам в творческую среду, развитие общего творческого...

Урок литературы "Патриотический пафос в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба""

Завершающий урок по изучению произведения Н.В.Гоголя  "Тарас Бульба"....

Упражнения по стилистике на материале произведений Н. В. Гоголя

Для упражнений использован материал пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" и поэмы "Мертвые души"....

Урок-игра по произведению Н.В.Гоголя "Ревизор"

Урок нацелен на проверку знаний учащимися текста, развитие комуникативных компетенций...

Урок в 5 классе по произведению Н.В.Гоголя "Заколдованное место". Тема урока: "Тропа к Гоголю. В начале бесконечного пути".

Первый урок по творчеству Н.В.Гоголя призван пробудить интерес к личности великого писателя , развивать познавательную активность, умение работать с дополнительным материалом, используя воз...

Вопросы для беседы по теме "Н.В.Гоголь. Личность и судьба. Романтические произведения Н.В. Гоголя". 10 класс

Не секрет, что многие старшеклассники не читают учебник литературы, потому что плохо понимают содержание  большого текста, насыщенного книжной лексикой и литературоведческими терминами. Предлагаю...