Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс. (Г.С.Меркин)
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса к учебнику Г.С.Меркина включает в себя пояснительную записку и поурочное планирование уроков с расчетом 2 урока в неделю,  68 уроков за год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» авторов – составителей  Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева  в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.

Цели изучения:

1. Общеучебные:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

2. Предметно – ориентированные:

- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развер-нутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- составление плана, тезиса, конспекта;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях;
- обогащение словарного запаса;
- владение монологической и диалогической речью.


Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого  плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, мини-сочинения, презентация проектов;

 - итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Учебник: Литература (в 2 частях) для 6 класса под редакцией Г.С. Меркина.

М.:ООО «Русское слово», 2013 г.

Содержание учебного предмета

                      Раздел

                               Минимум содержания

Введение.

Книга  и ее роль в жизни человека.

I

Из греческой мифологии

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид».

II

Из устного народного творчества

Легенда «Солдат и смерть», предание  «Как Бадыноко победил одноглазого великана», волшебная сказка «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

III

Из древнерусской литературы

«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение…» Владимира Мономаха.

IV

Из литературы XIII века

М.В.Ломоносов. «Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф…».

V

Из литературы XIX века

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана».Лирика природы:

А.С.Пушкин. Стихотворения «Деревня», «Рдеет облаков летучая гряда…», «Зимнее утро». Роман «Дубровский».

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Тучи», «Парус», «Листок».

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».

И.С.Тургенев. «Записки охотника».

Н.А.Некрасов. Стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! у каждых дверей…».

Л.Н.Толстой. Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др.. Рассказ Бедные люди».

В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе».

А.П.Чехов. Рассказы  «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим».

VI

Из литературы XX века

И.А.Бунин. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…». Рассказ «Лапти».

А.И.Куприн. Повесть «Белый пудель». Рассказ «Тапёр».

С.А.Есенин. Стихотворения «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано…».

М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца».

Н.М. Рубцов. «Звезда полей», «Тихая моя родина».

В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой».

Из поэзии

о Великой Отечественной войне

А.А.Ахматова. «Мужество», «Победа».

С.С.Орлов. «Его зарыли в шар земной…».

К.М.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…».

Р.Г.Гамзатов. «Журавли».

Д.С.Самойлов. «Сороковые».

М.В.Исаковский. «В прифронтовом лесу».

VII

Из зарубежной литературы

Восточные сказки. «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь».

Братья Гримм. Сказка «Снегурочка».

О.Генри. Рассказ «Вождь краснокожих».

Дж.Лондон. Рассказ «Любовь к жизни».

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе                      

ур

Тема

Кол.

часов

Дата

Дата

(факт)

Цели урока

Методы

Теория литературы

 Межпредмет-ные связи

Виды работ

Домашнее задание

1

 Введение.

 О литературе,  читателе и писателе.

1

2.09

Познакомить со струк-турой и содержанием учебника-хрестоматии для 6 класса; развивать умение работать с учебником (статьей об авторе, справочным ап-паратом).  

Беседа

Писатель, литератор, сочинитель, прозаик,

поэт, драматург

Работа с учеб-ником.

1) План статьи «Для вас, любознатель-ные!».

2) Прочитать миф «Пять веков».

Из греческой мифологии

 

 2

Миф «Пять веков».

1

5.09

Формировать представ-ление о мировос-приятии Гесиода; развивать умение составлять тезисный план; формировать нравственно-эстетичес-кое представление в ходе выявления художественной идеи мифа.

Чтение и различные виды пересказа, дискуссия.

Миф, мифологи-ческий сюжет.

Гюстав Мор «Гесиод и Муза» (1891);

Отрывок из поэмы Гесиода «Труды и дни».

Составление тезисных планов, выра-зительное чтение, работа с иллюстрациями

Составить цитатный план мифа.

3

Миф «Прометей».

1

9.09

Выявить символическое значение похищения огня Прометеем как обретение челове-чеством привилегии богов; значение образа Прометея в мировой культуре.

Чтение, беседа.

Эпизод, образ, трагедия.

Г.Ф. Фюгер «Прометей несет людям огонь» (1817) и П.П. Рубенс «Прометей прикованный» (1611-1612).

М.В. Ломоносов «Письмо о пользе стекла…» (1752)

Составление цитатного плана, работа с иллюстрациями

Составить тезисный план мифа и иллю-страции.

4

Миф «Яблоки Гесперид».

1

12.09

Выявить значение образа Геракла для мировой культуры, осмысление значений имен героев, упомянутых в мифе.

Развивать умение составлять цитатный план произведения, развивать устную речь; воспитывать интерес к греческой мифологии.

Чтение, беседа.

Мифологический образ, мотив.

Образ Геракла в живописи.

Сообщение учащихся и учителя, работа с иллюстраци-ями, вырази-тельное чтение.

Пересказывать эпизоды по вариантам.

Оформить стенд «Герои мифов».

Из устного народного творчества

5

Легенда «Солдат и смерть».

1

16.09

Выявить главное свойство жанра легенды; определить художественную идею легенды «Солдат и смерть».

Знать свойства леген-ды, заключающиеся в утверждении этических норм христианства; уметь работать с иллюстрациями, выделять главное в прослушанном тексте.

Беседа, пересказ.

Легенда, фантастический образ, персонаж.

Сказка братьев Гримм «Смерть кума».

Художествен-ный пересказ, сообщения учителя, составление таблицы, исследовательская работа с текстом.

1. Пересказать легенду, ответить на вопросы учебника.

2. Перечитать миф «Одиссей на острове циклопов. Полифем».

6

Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана».

     

      1

19.09

Выявить жанровые особенности преданий; сравнить сюжет предания и мифа об Одиссее.

Знать художественную идею предания о Бадыноко.

 Вос-ть интерес к произведениям устного народного творчества народов Северного Кавказа.

Рассказ учителя, беседа, анализ предания

Предание, нартский эпос.

Миф об Одиссее на острове циклопов.

Исследователь-ская работа с текстом, работа с таблицами и иллюстрациями

Выразительное чтение фрагмента «Песни о Бадыноко».

7

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

1

23.09

Выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образа Бабы-Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре.

Знать композиционные и языковые особен-ности «Сказки о молодильных яблоках и живой воде».

Сообщение ученика, беседа.

Волшебная сказка, экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, афористические обороты.

И.Я. Билибин «Баба-яга», В.М. Васнецов «Иван-царевич на Сером волке» и «Бой Ивана-царевича со Змеем».

Работа с текстом, таблицами и иллюстрациями

Художествен-ный пересказ эпизодов сказки.

Из древнерусской литературы

8

«Сказание о белгород-ских колодцах».

1

26.09

Формировать представление о «Сказании…» как части «Повести временных лет», выявить художествен-ную идею сказания.

Воспитывать интерес к культуре и истории Древней Руси.

Сообщение ученика, беседа.

Сказание, интонация, сравнение, летопись, поучение, житие, воинские и бытовые повести.

М.П. Мусоргский Ария Пимена из оперы «Борис Годунов».

В.А. Фаворский. Иллюстрация к трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

Сообщение «искусствоведа» и литературоведа.    

Составление плана повести.

Художествен-ный пересказ «Сказания…»

9

«Повесть о разорении Рязани Батыем».

1

30.09

Выявить художествен-ную идею произве-дения; уметь состав-лять художественный пересказ текста; вос-ть гражданскую позицию учащихся в ходе выявления идеи произведения.

Беседа, различные виды пересказа

Древнерусская повесть, плач, рефрен, летописный свод.

Н.М. Языков «Евпатий».

Составление плана повести, работа в группах.

Составить цитатный план «Повести...».

Пересказ эпизода сражения Евпатия Коловрата.

10

«Поучение…» Владимира Мономаха.

1

3.10

Выявить художес-твенную идею «Поучения…», заклю-чающейся в призыве к милосердию и состра-данию; уметь выделять художественные осо-бенности произве-дения, воспитывать нравственно-эстети-ческие представления.

Беседа, анализ, рассказ учителя.

Поучение, вступление, заключение.

В.М. Васнецов «Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты».

М.О. Микешин «Ярослав Мудрый и Владимир Мономах» и др.

Лексическая работа, сообщение, слайдовая презентация.

Дочитать «Поучение…», выписать ключевые тезисы с советами Мономаха.

Почитать статью «Для вас, любозна-тельные!»

Из литературы XVIII века

11

М.В. Ломоносов – гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин.

1

7.10

Формировать представ-ление о личности М.В. Ломоносова, системе взглядов; об основных жанрах поэтического творчества.

Воспитывать интерес к личности и творчеству М.В. Ломоносова.

Беседа, слово учителя.

Жанр

Портрет Ломоносова. Ф.И. Шубин.

Чтение и составление планов статей учебника, создание заметок по ходу прослушивания.

Составить рассказ о жизни и творчестве Ломоносова на основе статей учебника.

12

«Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…»

1

10.10

Выявить значение подвижнической деятельности Ломоносова для российской науки.

Знать ключевую идею «Стихов, сочиненных по дороге в Петергоф…», прояв-ляющейся в стрем-лении лирического героя к обретению внутренней свободы.

Сообщение учителя

Анакреонтическое стихотворение, иносказание, лирический герой.

Ломоносов и Анакреон, Н.М. Олейников «В чертогах смородины красной…»

Лексическая и исследовательская работа с текстом.

«Стихи, сочиненные…» выучить наизусть.

Из литературы XIX века

13

В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.

1

14.10

Познакомить с основными фактами биографии поэта, выявить наиболее яркие качества его личности, проявившиеся во взаимоотношениях с А.С. Пушкиным.

Сообщение учителя

Баллада, послание

М.И. Глинка «Иван Сусанин». Ария Вани «Ах, не мне, бедному сиротинушке…»

Выразительное чтение стихотворений Жуковского, прослушивание музыкальных фрагментов, заполнение таблиц.

Статья учебника о Жуковском; прочитать балладу «Светлана» и составить цитатный план.

14

Жанр баллады в твор-честве В.А. Жуковского. «Светлана». Творческая история баллады.

1

17.10

Выявить признаки баллады как жанра, особенности замысла баллады.

Знать особенности замысла, связанные с личностью поэта, жизненными судьбами Саши и Маши Протасовых.

Выявить лейтмотив баллады и особенности оптимистического мировосприятия героини.

Беседа, различные виды чтения.

Баллада, послание.

Романс А.Е. Варламова «Раз в крещенский вечерок…»

Составление ассоциативных рядов, словарная работа, сообщение о народных приметах.

1)Подготовить сообщение о святочных гаданиях.

2)По группам:

-выписать из текста слова, связанные с понятиями «белый цвет», «светлый»;

-Выписать слова, связанные с понятием «темный цвет», «тьма».

15

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина.

1

21.10

Выявить факторы, оказавшие влияние на становление творческой личности поэта; иметь представ-ление о жизни и становлении поэта в лицейские годы.

Воссоздать особую

Инсценирова-ние, беседа

П.И. Чайковский «1812 год». Литография Мартынова (ок. 1820). Большой дворец и Лицей. Литография А. Тона (1822), портреты А.С. Пушкина.

Составление комментариев к портретам лицеистов, инсценирование эпизода «Экзамен», прослушивание музыкальной композиции.

1)Прочитать вступительную статью, посвященную А.С. Пушкину.

2)Подготовить комментарии к портретам лицеистов.

16

Стихотворения

 А.С. Пушкина «Деревня»,  «Рдеет облаков  летучая гряда…»

1

24.10

Выявить гражданскую позицию автора, проявившейся в стремлении обличить социальное зло, призвать единомышленников на борьбу с пороком.

Формировать навык многоуровневого анализа лирического произведения.

Развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе анализа стихотворений.

Виды чтения, беседа

Двусложные размеры стиха, плач, строфа, элегия.

Легенда о Кирке.

Романс Н.А. Римского-Корсакова «Рдеет облаков летучая гряда» в исполнении С.Я. Лемешева.

Лексическая работа, само-стоятельная исследователь-ская работа с текстами, прослушивание музыкальной композиции.

Статья «Для вас, любозна-тельные!» об элегии «Рдеет облаков лету-чая гряда».

Выразительное чтение стихот-ворений.

17

Стихотворение

 А.С. Пушкина «Зимнее утро».

1

7.11

Выявить контрастные образы или эмоционально противо-положные мотивы в стихотворении.

Совершенствовать навыки устного словесного рисования.

Формировать чувство прекрасного, умение видеть красоту и радость в окружающем мире.

Беседа, виды чтения

Контрастные образы, строфа.

Репродукции зимних пейзажей И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева, А.С. Степанова, К.Ф. Юона.

Экскурсия, сравнение чистового и чернового вариантов текстов, работа с таблицей.

Наизусть стихотворение «Зимнее утро».

18

А.С. Пушкин «Дубровский». Историческая эпоха в романе.

1

11.11

Познакомить с исторической эпохой, нашедшей отражение в романе.

Иметь представление о творческой истории произведения и прототипах героев романа.

Беседа

Историческая правда, художественный вымысел, прототип.

Иллюстрации Б.М. Кустодиева, Д.А. Шмаринова, Б.М. Косульни-кова.

Работа с иллюстрациями сравнение описаний усадеб Покровское, Арбатово, Кистеневка.

Слайдовая презентация «Русская усадьба XIX века».

Прочитать роман «Дубровский».

19

Причины ссоры Дубровского и Троекурова.

1

14.11

Выявить первоначальное впечатление о романе. Определить причину ссоры Дубровского и Троекурова.

Уметь сравнивать характеры героев романа, определять мотивы их поведения.

Анализ глав, беседа

Авторская позиция, конфликт, персонаж.

Составление сопоставительной таблицы «Дубровский и Троекуров», лексическая работа.

Озаглавить 1-4 главы, ответить на вопросы учебника.

20

Отец и сын в романе «Дубровский».

1

18.11

Выявить центральную проблему романа, проявляющуюся в столкновении личности с произволом, деспоти-змом, беззаконием; духовной преемствен-ности отца и сына Дубровских.

Совершенствовать навыки выразительного чтения.

Различные виды чтения, беседа.

Идея, проблема, роман.

Подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, пересказ эпизода от лица героев и пересказ-анализ.

Дать название главам 5-11, составить цитатный план.

21

Владимир Дубровский – доблестный офицер и благородный разбойник.

1

21.11

Выявить причины неспособности героя изменить неспра-ведливые законы, признанные обществом

Совершенствовать навык составления устных кратких пересказов.

Беседа, анализ

Герой, роман, эпизод.

Опера Э.Ф. Направника «Дубровский». Ария Дубровского («Итак, все кончено…»).

Анализ эпизода «Дубровский в Кистеневской роще», выразительное чтение по ролям

Дать названия главам 12-19. Заполнить таблицу «Князь Верей-ский и Влади-мир Дубров-ский».

22

Дубровский и Маша Троекурова.

1

25.11

Формировать навык сравнительного анализа героев и пересказа с изменением лица.

Выявить причины поражения героя, отказа Марии Троекуровой от помощи Дубровского.

Беседа

Герой, эпизод

Сопоставление сравнительной таблицы, выразительное чтение, пересказ от лица героев, лексическая работа.

Составить план устного рассказа по группам.

23

Р/Р     Мастерская творческого письма. Продолжение романа «Дубровский».

1

28.11

Выявить факторы, оказавшие влияние на становление характеров героев в процессе духовной эволюции.

Совершенствовать навык работать со справочной литера-турой, составлять план, развивать устную речь учащихся.

Беседа, создание текста.

Афоризм, диалог, эволюция характера героя.

Афоризмы Франсуса Ларошфуко, Стендаля.

Составление ассоциативных рядов, формулирование письменного ответа на вопрос, создание диалога с героем на основе предло-женных вопросов.

Сочинение-продолжение романа «Дубровский».

24

Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове.

1

2.12

Выявить этапы становления личности поэта, сущности сложных отношений с властью и обществом.

Иметь представление о вольнолюбивых мотивах в лирике Лермонтова.

Воспитывать интерес к творчеству поэта.

Сообщение учителя, учащегося.

Метафора

Портреты Лермонтова. Художники Ф.О. Будкин, П.Е. Заболотский и др.

Автопортрет.

Романс А.Е. Варламова на стихи Лермонтова «Молитва».

Выразительное чтение стихотворений, работа с иллюстрациямисоставление комментариев экскурсовода.

Статья учебника о Лермонотове, статья «Для вас, любозна-тельные!»

25

Стихотворения М.Ю. Лермонтова   «Тучи»,  

«Парус», «Листок».

1

5.12

Выявить значение мотивов странничества и изгнания в творчестве писателя.

Совершенствовать навык многоуровневого анализа текста, уметь выделять главное в прочитанном.

Слово учителя, беседа

Антитеза, композиция, лирический герой, повтор, риторический вопрос, строфа, инверсия, цветообраз, образ, финал.

Репродукция картин И.К. Айвазовского.

Иллюстрации художников к стихотворениям.

Работа с учебником, выразительное чтение, беседа по иллюстрациям, работа с терминами, работа в группах.

Стихотворение выучить наизусть (по выбору уч-ся).

26

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

1

9.12

Выявить мотивы, побудившие Гоголя к созданию повести.

Иметь представление об исторической основе произведения.

Развивать интерес к отечественной истории, живописи.

Беседа

Героическая повесть, историческая основа повести.

И. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891).

Создание речевой ситуации с гипотетическим изменением социальной функции ученика, конкурс знатоков, работа с таблицей.

Выразительное чтение 2 главы.

Найти описание степи.

27

Степь как образ Родины в повести Гоголя.

1

12.12

Выявить качества характера героев и обстоятельства, оказавшие влияние на их становление.

Формировать навык анализа эпического произведения, вырази-тельного чтения и пересказа, чтения по ролям.

Анализ, беседа, виды чтения.

Авторская позиция, гипербола, метафора, риторические фигуры, сравнение, тропы.

Т.Г. Шевченко «Встреча Тараса с сыновьями».

П.П. Соколов «Возвращение из бурсы».

Лексическая работа, чтение по ролям, работа с иллюстрациями работа с учебником.

Найти эпизоды, в которых проявились характеры героев.

28

Андрий и Остап в повести.

1

16.12

Выявить характерные особенности эпического мира могучего, свободного, прекрасного человека.

Формировать представление о сложности и многогранности характеров героев.

Беседа, аналитическая работа с текстом.

Повтор, гипербола, типы речи и разнообразие лексических пластов, эпизод.

Иллюстрации Е.А. Кибрика

Выразительное чтение, художе-ственный пересказ, работа с иллюстра-циями, таблицей.

С.297-314 читать; план о жизни Тараса Бульбы.

Выписать из текста имена казаков.

29

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изобра-жении Н.В. Гоголя.

1

19.12

Выявить значение образов казаков и Тараса Бульбы для понимания ключевой идеи произведения.

Иметь представление об авторской позиции; уметь анализировать образы персонажей, отдельных эпизодов.

Беседа

Интонация, образ, художественная идея

Иллюстраци П.П. Соколова, Е.А. Кибрика, Д.А. Шмаринова.

Выразительное чтение, конкурс планов рассказа о герое, работа с учебником.

Написать рассказ (по группам):

-об Остапе и Андрии;

-о Тарасе Бульбе;

-о казаках-сечевиках.

30

И.С. Тургенев «Записки охотника»: творческая история и композиция.

1

23.12

Познакомить с произведением «Записки охотника» Тургенева, выявить единство цикла рассказов и самостоятельности каждого рассказа.

Уметь составлять художественный пересказ произведения.

Слово учителя, беседа, экскурсия.

Художественная деталь, очерк, цикл рассказов.

 Портреты,   дагеротипы, фотографии И.С. Тургенева.

Художествен-ный пересказ, лексическая работа.

Прочитать рассказ «Бирюк».

31

32

«Бирюк».

2

26.12

9.01

Выявить особенности характера героев, способности сохранять человеческое достоинство.

Иметь представление о причинах трагического одиночества героя.

Слово учителя, анализ рассказа

Метафора, образ рассказчика, сравнение, художественная идея, эпитет.

И.Н. Крамской «Полесовщик», И.Е. Репин «Мужичок из робких» и др.

Лексическая работа, работа с иллюстрациямиэкскурсия, работа с таблицей.

Заполнить таблицу по образцу.

33

Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство!…».

1

13.01

Выявить художес-твенную идею стихотворений, формировать навык выразительного чтения, составления тезисного плана статьи учебника.

Беседа, анализ

Амфибрахий, анапест, дактиль, коллективный портрет.

А.Г. Венецианов «На пашне. Весна», «На жатве. Лето».

И.Н. Крамской.

Портрет Некрасова.

Составление тезисного плана статьи учебника Выразительное чтение стихо-творений, работа с терминами.

Выучить стихотворение

«В полном разгаре…»

Наизусть.

34

Л.Н. Толстой в 30-50 гг. 19 века.

1

16.01

Познакомить с ключевыми событиями периода 30-50-х гг., оказавших влияние на становление характера Л.Н. Толстого. Подготовить к восприятию глав повести «Детство».

Формировать умение отбирать иллю-стративный материал для слайдовой  презен-тации.

Воспитывать интерес к тличности и творчеству Л.Н. Толстого.

Слово учителя, беседа

Повесть, слово о писателе.

Дагеротип В. Шенфельдта. Л.Н. Толстой. 1849.

Фотографии Ясной Поляны.

Сообщение учителя и учащихся, составление устного рассказа об услышанном, заполнение таблицы по материалам сообщения.

Читать повесть

«Детство».

35

36

Анализ глав повести «Детство»: «Детство», «Что за человек был мой отец?», «Папа», «Юродивый».

«Maman», «Горе», «Письмо», «Наталья Савишна», «Последние грустные воспоминания».

1

1

20.01

23.01

Проанализировать  главы: обратить внимание на отношение ребёнка к людям, которые его окружают, отметить влияние этих людей на мальчика;

 показать душевную красоту русской женщины, её нелёгкую судьбу;

понять  место матери в жизни каждого человека.

Развивать умение владеть различными видами  пересказа,

 участвовать в диалоге по прочитанному тексту.

Беседа, анализ.

Автобиографичес-кая повесть, проза, протопит, образ героя, риторический вопрос и восклицание, художественная деталь.

Л.Н. Толстой. Глава «Юродивый».

К.Клементьев. Эпизод «Семейный вечер». Иллюстрация к эпизоду «Комната Натальи Савишны».

Сообщение учителя и учащихся, выразительное чтение, пересказ, устное высказывание, работа с учебником, работа с терминами.

Прочитать 13, 28 главы и подготовить рассказ о жизни и смерти Натальи Савишны.

Прочитать 15, 25 главы и подготовить рассказ о своей маме.

37

Р/Р Мастерская творческого письма.

Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди».

1

27.01

Выявить ключевую идею рассказа, проявившейся в стемлении героев к самопожертвованию во имя добра и любви.

Формировать коммуниткативные навыки, умение выделять главное в сообщении учителя и учащегося, составлять устные высказывания на заданную тему.

беседа

Деталь, стихотворение в прозе, художественная идея.

А. Яшин «Спешите делать добрые дела».

Лексическая работа, составление комментариев к афоризмам Толстого, работа со словарем.

Написать сочинение-воспоминание о добрых делах.

38

39

Краткие сведения о В.Г. Короленко.

 Повесть «В дурном обществе».

Дружба Васи, Валека и Маруси

1

1

30.01

3.02

В.Г. Короленко

Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе»:проблемы доверия и взаимо-понимания, доброты, справедливости, мило-сердия. Выявить значение темы безотрадного нищего детства в литературе и искусстве второй половины 19 века.

Уметь выделять смысловые части текста, сопоставлять эпизоды  сравнивать героев, самостоятельно делать выводы, строить рассуждение, выявлять авторскую позицию.

Беседа, анализ.

Пейзаж, эпизод, художественная деталь.

Ф.С. Журавлев «Дети-нищие», П.П. Чистяков «Нищие дети», В.Г. Перов «Тройка» и др.

Работа с учебником, выразительное чтение, прослу-шивание сооб-щений, само-стоятельная исследователь-ская работа.

Составить вопросы к повести, подготовить художествен-ный пересказ эпизода встре-чи Валека и Маруси.

Нарисовать иллюстрацию «В подзе-мелье».

40

Дети и взрослые в повести «В дурном обществе».

1

6.02

Выявить художественную идею повести, состоящей в утверждении необхо-димости гуманного, справедливого отно-шения к людям, независимо от их общественного и имущественного поло-жения.  

Беседа, анализ, пересказ.

Деталь, портрет и характер.

Иллюстрации В. Костицына «Тыбурций в доме судьи».

Работа с иллюстрациями лексическая работа, чтение по ролям, худо-жественный пересказ, выразительное чтение.

Подготовить художественный пересказ глав.

Ответить на вопросы учебника.

41

42

43

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова «Налим».

«Толстый и тонкий».

«Шуточка».

1

1

1

10.02

13.02

17.02

Познакомить учащихся с биографией и этапами  творчества Чехова.

Попытаться осмыслить своеобразие его произ-ведений. Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Шуточка». «Налим».

«Толстый и тонкий»: социальное неравен-ство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персона-жей. Отношение автора к героям. Уметь выделять смысловые части текста, сопоставлять эпизоды  сравнивать героев, самостоятельно делать выводы, строить рассуждение, выявлять авторскую позицию.

Беседа

Юмор, конфликт в юмористическом произведении, диалог, речевая характеристика, проблема, сатира, ирония, самоирония, псевдоним.

Фотографии Чехова, титульный лист сборника Чехова «Сказки Мельпомены», иллюстрации Кукрыниксов.

Лексическая работа, беседа, сообщения учителя и учащихся, заполнение таблицы.

Прочитать рассказ «Толстый и тонкий».

Прочитать рассказ «Шуточка» И ответить на вопросы.

Прочитать статью «Для вас, любозна-тельные!»

Из литературы XX века

44

45

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина.

«Не видно птиц. Покорно чахнет…».

Рассказ «Лапти».

1

1

20.02

27.02

Познакомить с основными периодами жизни и  творчества И.А.Бунина.

Показать мир природы и человека в стихотворении поэта

 «Не видно птиц...» Познакомить с рассказом «Лапти». 

Душа крестьянина в изображении писателя.

Стили речи и их роль в создании художес-твенного образа.

Беседа, различные виды чтения.

Лирический герой, метафоры, оксюморон, пейзажная лирика, эпитеты, описание.

П.И. Чайковский «Осенняя песня». И. Левитан «Октябрь (осень)» и др.

И. Бунин «Мать», «Сверчок».

Самостоятель-ная исследо-вательская работа, выразительное чтение, чтение наизусть, работа с учебником.

Выучить наизусть «Не видно птиц…».

Прочитать рассказ «Белый пудель».

46

47

Краткие сведения об А.И. Куприне. Рассказ «Белый пудель».

2

3.03

6.03

Познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии писателя, которые нашли отражение в рассказе «Белый пудель», воссоздать атмосферу эпохи, в которой происходит действие.

Формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении.

Воспитывать интерес к личности и творчеству А.И. Куприна.

Беседа, слово учителя.

Язык героя как средство создания образа, сравнение

Репродукции Айвазовского, Богаевского, посвященные изображению Крыма.

Пересказ эпизодов, пересказ от другого лица, составление устного выска-зывания по указанному началу.

Подготовить художествен-ный пересказ глав (по выбору уч-ся).

48

Рассказ А.И. Куприна «Тапёр».

1

13.03

Выявить основную тему и идею рассказа. Дети и взрослые в рассказе. Показать внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Беседа, анализ.

Герой, деталь, портрет.

Ф. Лист «Венгерские рапсодии».

А.П. Чехов «Тапёр».

Художествен-ный пересказ, лексическая работа, работа с учебником, прослушивание музыкальной композиции.

Выписать ключевые слова, характе-ризующие героев и детали, передающие атмосферу дома Рудневых.

49

Краткие сведения о С.А. Есенине.

«Песнь о собаке».

1

17.03

Выявить идею стихо-творения С. Есенина, проявившейся в идее стихотворения, стрем-лении «очеловечить» образы животных.

Формировать навыки выразительного чтения и чтения наизусть.

Формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Беседа

Метафора, песня, поэтический образ, строфа, цветообраз, эпитет.

Г.И. Анфилов «Собака»

Чтение наизусть, выразительное чтение, беседа, сообщения учащихся и учителя, работа с терминами, иллюстрациями учебником.

Выучить наизусть.

50

Стихотворение С.А. Есенина «Разбуди меня завтра рано…».

1

20.03

Выявить авторскую позицию в стремлении поэта отдать свой талант служению людям.

Формировать навыки выразительного чтения наизусть.

Развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления авторской позиции.

Беседа, виды чтения.

Диалог, интонация, образ.

К.С. Петров-Водкин «Купание красного коня» (1912)

Самостоятель-ная исследо-вательская  работа с текстом, лексическая работа, работа с иллюстрациями

Выучить наизусть.

51

Внеклассное чтение.

Литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе».

1

31.03

Совершенствовать исполнительское мастерство учащихся.

Воспитывать внимательное отношение к слову.

Виды чтения, беседа

Метафора, эпитет, сравнение.

Лексическая работа, выразительное чтение, чтение наизусть, работа с текстом.

Выразительное чтение стихотворений (по выбору уч-ся)

52

Краткие сведения о М.М. Пришвине. Сказка-быль «Кладовая солнца». Особенности жанра.

1

3.04

Познакомить учащихся с фактами жизни и творчества М.М. Пришвина, подготовить к восприятию сказки-были «Кладовая солнца».

Расширять читатель-ский кругозор учащихся.

 Воспитывать в читателе зоркость, наблюдательность, чувство красоты, любви к природе.

Слово учителя, беседа.

Автобиографичес-кий роман, сказка-быль

Р.Н. Зелинская. Портреты М.М. Пришвина, фотографии.

Заполнение таблицы, сообщения учащихся и учителя, художествен-ный пересказ.

С. 174-177;

С.178-203 (текст)

Составить вопросы по содержанию.

53

Настя и Митраша в сказке «Кладовая солнца».

1

7.04

Выявить свойства характеров героев, определить авторскую позицию, роли сказочных мотивов в произведении.

Формировать навык художественного пересказа, чтения по ролям, умение соотносить текст произведения и иллюстративный материал.

Беседа

Роль сказочных мотивов в повествовании, художественная деталь

Е.М. Рачев «Митраша в болоте» (1973)

Конкурс рисунков, чтение по ролям, работа с учебником, лексическая работа.

Пересказ о Блудовом болоте и Слепой елани.

Конкурс иллю-страций.

54

Смысл названия сказки-были.

1

10.04

Выявить смысл названия сказки-были и основной идеи произведения.

Развивать устную речь учащихся, навык выразительного чтения, умение работать с иллюстрациями.

Беседа, анализ.

Художественная деталь, персонаж.

Е.М. Рачев «Рогатый великан», «Настя возле черного пня», «Митраша и Травка», «Заяц».

Художествен-ный пересказ, работа с учебником, самостоятель-ная исследо-вательская работа текстом.

Подготовиться к конкурсу: цитатный план сказки-были.

55

56

Стихотворения Н.М. Рубцова «Звезда полей» и «Тихая моя Родина».

2

14.04

17.04

Познакомить с некоторыми фактами биографии поэта, выявить художествен-ную идею стихотворения.

Формировать навык многоуровневого анализа лирического произведения, выразительного чтения, внимательного отношения к слову.

Беседа

Анафора, образ, пейзаж, строфа, тема, художес-твенная идея, авторская позиция

Романс П.П. Булахова на стихи В. Чуевского «Гори, гори, моя звезда…».

Портрет Н.М. Рубцова.

Чтение наизусть, лексическая работа, прослушивание музыкальной композиции, работа с иллюстрациями

Выучить наизусть (по выбору уч-ся).

57

Из поэзии о Великой Отечественной войне.

Литературно-музыкальная композиция «Сороковые-роковые…».

1

21.04

Познакомить с произведениями о Великой Отечес-твенной войне, воссоздать картины эпохи.

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д.С. Самойлов.«Сороковые» М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу», Р.Г. Гамзатов «Журав-ли» и др.

Воспитывать патриотические чувства, формировать гражданскую позицию учащихся.

Беседа, виды чтения.

Композиция, ритм.

Фонозапись «Никто не забыт, ничто не забыто».

Плакат И.М. Тоидзе «Родина-мать зовет!»

Чтение наизусть, сообщения учащихся и учителя, про-слушивание музыкальных композиций, работа с учебником, выставка.

Наизусть о Великой Отечественной войне (по выбору) с.215-224

58

Краткие сведения

 о В.П. Астафьеве.

1

24.04

Познакомить с биографией писателя, историей создания книги «Последний поклон», подготовить учащихся к восприятию рассказа «Конь с розовой гривой».

Формировать навык выразительного чтения и художественного пересказа.

Воспитывать интерес к личности и творчеству писателя.

Беседа, слово учителя.

Очерк, повесть.

Иллюстрации А.Мотивалова к повести «Последний поклон».

В. Астафьев. Фотографии.

Сообщения учащихся и учителя, выразительное чтение, работа с иллюстрациями учебником.

С. 225-226 (составить конспект)

59

60

Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Бабушка и внук.

1

1

28.04

5.05

Воссоздать особую атмосферу послерево-люционной жизни деревни, выявить мотивы поступков героев повести.

Формировать умение выделять главное в прочитанном и прослушанном сообщении, чтения по ролям.

Воспитывать интерес к истории России.

Беседа, анализ

Герой, деталь, эпизод, образ, портрет.

В.М. Сидоров. «Мартовский вечер», «Качели», «Утихли грозы» и др.

Иллюстрации учащихся.

Отбор наиболее важных для понимания произведения вопросов, лексическая работа, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение.

Работа с иллюстрациями

С.227-243

С.243-244 вопросы и задания.

Нарисовать портрет бабушки, Саньки или Витьки, подобрать цитаты из текста.

Из зарубежной литературы

61

Восточные сказки.

«Сказка о Синдбаде- мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь».

1

8.05

Познакомить учащихся с иситорией создания книги «Тысяча и одна ночь», тематикой и проблематикой сказок, актуализировать читательский опыт учащихся в ходе составления сюжетных параллелей сказки с произведениями рус-ской классической и зарубежной литера-туры.

Формировать нрав-ственно-эстетические представления уча-щихся в ходе выявления значения мудрых изречений, включенных в сказку о Синдбаде.

Беседа, виды чтения, анализ

Тематика, пословица, сказка героическая, работа с учебником.

Иллюстрации учащихся.

Екклезиаст.

П.П. Ершов «»Конек-горбунок».

Пересказ, сообщение учителя, работа с учебником, выразительное чтение.

Прочитать сказку о Синдбаде и нарисовать к ней иллюстрации.

62

63

Братья Гримм. Сходства и различия народных и литературных сказок. Сказка «Снегурочка».

2

12.05

15.05

Познакомить с биографиями братьев Я. И В. Гримм, классификацией ска-зок, вошедших в их сборник, выявить причины обращения к фольклору.

Формировать навык составления плана статьи учебника, развивать моноло-гическую речь, актуализировать чита-тельский опыт учащихся.

Воспитывать бережное отношение к слову, интереса к фольклору.

Слово учителя, беседа.

Аллегория, волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, грим-мовская сказка, литературная сказка, фольклор, жанр, сюжет.

Художественные фильмы, мультфильмы по сказкам.

Составление статьи учебника, выставка, работа с терминами, художествен-ный пересказ, работа с учебником, с терминами.

Прочитать сказку «Золушка», «Снегурочка».

Перечитать «Сказку о мертвой царевне» А.С. Пушкина.

Подготовить сообщение о гномах.

64 65

О. Генри. Рассказ  «Вождь краснокожих».

2

19.05

22.05

Познакомить учащихся с биографией О. Генри, выявить особенности творческой манеры автора, тематику и проблематику его новелл, подготовить к восприятию рассказа «Вождь краснокожих».

Воспитывать интерес к творчеству О. Генри.

Слово учителя, анализ, беседа.

Ирония, иносказание, комическое, легенда, художественная идея.

Легенда о Давиде и Голиафе.

Лексическая работа, сообщения, выразительное чтение, исследователь-ская работа, создание словесных портретов.

Составить словесные портреты героев рассказа «Вождь краснокожих».

Подготовить сообщение о Давиде и Голиафе.

66

67

Краткие сведения о Дж. Лондоне.

Рассказ «Любовь к жизни».

Рекомендации для летнего чтения.

2

26.05

29.05

Познакомить учащихся с краткими биографи-ческими сведениями о писателе. Выявить ключевую идею север-ных рассказов, подго-товить к восприятию рассказа «Любовь к жизни». Показать жизнеутверждающий   пафос рассказа, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Беседа, анализ.

Драматическая ситуация, трагедия, метафора, художественное пространство и время, эпитет.

Р. Кент «Вид с Лисьего острова весной», «Лето», «Аляска. Зима» и др.

Работа с иллюстрациямисамостоятель-ная исследователь-ская работа, работа с учебником, лексическая работа.

Прочитать рассказ и выполнить работу в группах.

Подготовить сообщение о Кенте.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса

Учащиеся должны знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

-  содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;

- изученные теоретико-литературные понятия.

Учащиеся должны уметь:

- воспринимать и анализировать текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.

Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе 6 класс

Для учащихся:

  1. Меркин Г.С. Литература: 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. – М.: Русское слово, 2013.

  1. Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь (2 части) к учебнику «Литература. 6 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин). М.: Русское слово. 2013 г.

Для учителя:

  1. Программа по литературе для 5-11 классов/ под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева. –      М.: Русское слово, 2011 г.

  1. Ф.Е. Соловьёва.  Уроки литературы в 6 классе/ Методическое пособие к учебнику «Литература. 6 класс». Авт.-сост. Г.С. Меркин, М.: Русское слово, 2012 г.

  1. Ф.Е. Соловьёва. Тематическое планирование к учебнику Г.С. Меркина «Литература. 6 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин). М.: Русское слово, 2013 г.

  1. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин. Планирование и материалы к курсу «Литература. 6 класс»: из опыта работы. М.: Русское слово, 2012 г.

  1. Портреты писателей.

  1. Иллюстрации к произведениям писателя.

  1. Фонохрестоматия к учебнику «Литература: 6 класс»: Электронное учебное пособие на CD-ROM. – М.: Аудио-школа, Просвещение, 2008.
  2. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М. Мещерякова. – М.: Рольф, 2006.

9. Литература. Тесты 5 – 8 классы. Москва, Дрофа, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы по УМК Г.Меркина

Календарно-тематическое планирование уроков литературы по УМК Г.Меркина...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...