Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Омышева Анна Сергеевна

Рабочая программа литература В. Я. Коровин - 70 часов (календарно-темаитческое планирование и пояснительная записка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_literatura_2_chast_izmeneniee.docx41.51 КБ
Файл 5_klass_literatura.docx63.88 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование 5 класс

                                      I четверть

№ п/п

№ урока

Тема урока

Вид контроля

Дата проведения

Примечание

По плану

По факту

Глава I. Введение (1 час)

Знать: структурные элементы книги;

Уметь: работать с книгой, рассказывать о роли книги в жизни человека и общества.

1

1

Знакомство с учебником литературы

Групповая:

вспомнить загадки, считалки, игры, пословицы и поговорки.

01.09

Глава II. Устное народное творчество (7 часов)

Знать: определение фольклора, виды загадок, сравнение, постоянные эпитеты, гипербола;

Уметь: выразительно читать сказку, определять особенности сюжета, делать художественный пересказ сказки.

2

2

Устное народное творчество. Русские народные сказки. (НРК)

Индивидуальная: сочинить загадку, частушку или колыбельную песню

04.09

3

3

Образ Василисы прекрасной в сказке «Царевна лягушка»

Групповая:  создать иллюстрацию к прочитанной сказке

08.09

4

4

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Сюжет.

Групповая: вспомнить любимые сказки, необычные присказки, концовки

11.09

5

5

Внеклассное чтение. Из фольклора народов Северного Кавказа «Общее счастье» (НРК).

Групповая: вспомнить любимые сказки

15.09

6

6

Русские народные сказки. Сказки о животных и бытовые сказки.

Групповая: придумать сказку заданного вида, создать иллюстрацию

18.09

7

7

Урок развития речи №1: Обучение домашнему сочинению «Мой любимый герой народной сказки».

Работа по группам: творческое чтение, задания, написание сочинения

22.09

Глава III: Возникновение древнерусской литературы (1 час).

Знать: начальное представление о летописи, содержание произведений;

Уметь: находить отзвуки фольклора в летописи, давать характеристику герою.

8

8

Древнерусская литература. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

Групповая: составить план, словарик трудных (устаревших) слов

25.09

Глава IV: Из русской литературы XVIII века (2 часа).        

Знать: роды литературы (эпос, лирика, драма), жанры литературы (начальное представление);

Уметь: выразительно читать стихотворения, определять тему, основную мысль произведения.

9

9

М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение.

Работа по группам: творческое чтение, задания, составление синквейна

29.09

10

10

Басни. Жанровые особенности басни. Слово о баснописцах. «Свинья под дубом», «Ворона и лисица».

Групповая: инсценирование басни, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями

02.10

Глава V: Русская литература  XIX века (28 часов)

Знать: роды литературы, жанры литературы (начальное представление), метафора, звукопись, аллитерация, портрет, пейзаж, литературный герой, сюжет, юмор, стихотворный ритм (начальное представление);

Уметь: выразительно читать стихотворения, басни, сказки, рассказы, находить выразительные средства языка, определять тему, основную мысль произведения.

11

11

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 г.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями

06.10

12

12

В. А. Жуковский. Литературная сказка «Спящая царевна»

Индивидуальная: выразительное чтение сказки

09.10

13

13

В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Сюжет и герои.

Индивидуальная: выразительное чтение сказки

13.10

14

14

В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады

Индивидуальная: выразительное чтение баллады, создание иллюстраций

16.10

15

15

А. С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни. «Няне» как поэтизация образа няни.

Групповая: конспектирование биографии творчестваавтора.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть Пролога

20.10

16

16

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

Коллективная: работа над терминами “ритм”, “стихотворная и прозаическая речь”.

Индивидуальная: сравнить “Сказку о мертвой царевне…” со “Спящей красавицей” В. А. Жуковского в виде сравнительной таблицы и сказкой “Белоснежка” из сборника братьев Гримм

23.10

17

17

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил.

Индивидуальная: сравнить “Сказку о мертвой царевне…” со “Спящей красавицей” В. А. Жуковского индивидуальный

27.10

18

18

Контрольная работа: «Фольклор. Литературные сказки»

Индивидуальная работа над тестами

30.10

                    II четверть

Индивидуальная:сравнить“Сказкуомертвойцаревне…”со“Спящейкрасавицей”В. А. Жуковского

19

1

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Система образов сказки.

Индивидуальная: пересказ текста

10.11

20

2

Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Народная мораль и нравственность в  сказке.

Индивидуальная: раскрыть одну из тем – Добрые и злые силы в сказках Пушкина (на примере 1–2 сказок).

– В чем превосходство царевны над царицей?

– Что  помогло Елисею в поисках невесты?

13.11

21

3

Антоний Погорельский. «Черная курица». Содержание и сюжет.

Индивидуальная:: пересказ фрагментов и комментированное чтение

17.11

22

4

В. М. Гаршин «Attalta Princeps». Героическое и обыденное в сказке.

Коллективная: исследовательская работа по тексту.

Индивидуальная: выразительное чтение

20.11

23

5

М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Коллективная: исследовательская работа по тексту.

Индивидуальная: выразительное чтение стихотворения наизусть

24.11

24

6

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино».

Коллективная: исследовательская работа по тексту.

Индивидуальная: выразительное чтение стихотворения наизусть

27.11

25

7

Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».

Групповая: работа с текстом, подготовить сообщение о трудных словах произведения.

Индивидуальная: создать иллюстрацию, составить кроссворд по произведению

01.12

26

8

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место».

Групповая: работа с текстом, подготовить сообщение о трудных словах произведения.

Индивидуальная: создать иллюстрацию, составить кроссворд по произведению

04.12

27

9

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

Коллективная: работа с текстами произведений, частичный анализ.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть

08.12

28

10

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...». Поэтический образ русской женщины.

Индивидуальная: раскрыть одну из тем:

– Мое отношение к героине поэмы Некрасова “Мороз, Красный нос”;

– Сказочные традиции в поэме Некрасова “Мороз, Красный нос”

11.12

29

11

И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.

Коллективная: чтение рассказа. Беседа по вопросам.

Групповая: сообщение о жизни и творчестве Тургенева

15.11

30

12

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди.

Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести.

Групповая: выразительное чтение в лицах, сопоставительный анализ образов:.

18.11

31

13

Тургенев — мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое.

Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести.

Групповая: выразительное чтение в лицах, сопоставительный анализ образов:.

22.12

32

14

Контрольная работа № 2 по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева.

Индивидуальное тестирование

26.12

                       III четверть

33

1

А. А. Фет. Слово о писателе. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении

Коллективная: Анализ стихотворения

12.01

34

2

А. А. Фет  «Чудная картина», «Задрожали листы, облетая»

Коллективная: Подготовить устную характеристику дины с использованием цитат. Подобрать материал о Жилине и Инд. задания:
устный рассказ Костылине. дружба Жилина с диной»,

15.01

35

3

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы

Индивидуальная: поиск ответов на проблемные вопросы, Коллективная: комментирование глав

19.01

36

4

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению № 2 по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы». «Друзья и враги пленного Жилина». «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе „Кавказский пленник"»

Индивидуальная: поиск ответов на проблемные вопросы, Коллективная: комментирование

22.01

37

5

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия»

Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

26.01

38

6

Русские поэты XIX века  о Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева/ Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений (НРК)

Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

29.01

39

7

Лирика И.С. Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, З. Сурикова, А. В. Кольцова

Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

02.02

.

Раздел VI. Русская литература  XX века (21 час)

Знать: краткие сведения о жизни и творчестве писателей и поэтов, содержание изученных произведений, иметь представление о родах и жанрах литературы (сказ, сказка, сказка-пьеса, фантастика); композиция литературного произведения;

Уметь: выразительно читать, анализировать произведение по вопросам, давать характеристику героя, определять основную мысль произведения.

40

8

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа

Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести.

Групповая: выразительное чтение в лицах, сопоставительный анализ образов

Индивидуальная: выступления на темы выразительное чтение

05.02

41

9

В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений

Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести.

Групповая: сопоставительный анализ образов: Васи и Валека, Сони и Маруси, судьи и Тыбурция.

Индивидуальная: выступления на темы “Жизнь и смерть Маруси” и “Жизнь и характер Валека”

09.02

42

10

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев

сцены повести. Письменные ответы на вопросы по повести

12.02

43

11

Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Понятие о композиции литературного произведения. Обучение домашнему сочинению № 3 по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?». «Два отца: Тыбурций и судья». «Вася и его отец: от вражды к пониманию». «Маруся и Соня: два детства»

Анализ произведение. Опрос. Написание сочинения

16.02

44

12

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» Своеобразие языка стихотворений

Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести.

Групповая: выразительное чтение в лицах, сопоставительный анализ образов

Индивидуальная: выступления на темы “ выразительное чтение

19.02

45

13

П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера

Коллективная: чтение  сказа. Беседа по вопросам.

Групповая: сообщение о жизни и творчестве П. Бажова. Инсценировки

23.02

46

14

К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»

Коллективная: чтение рассказа. Беседа по вопросам.

Групповая: сообщение о жизни и творчестве К. Паустовского.

26.02

47

15

Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения

Инсценировки отрывков из рассказов К. Паустовского, выразительное чтение отрывков.

Индивидуальная: сообщение о романтизме, словесное рисование

02.03

48

16

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского

Коллективная: чтение рассказа. Беседа по вопросам.

Групповая: сообщение по рисунка

05.03

49

17

С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.

Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла

Коллективная: чтение пьесы Беседа по вопросам.

Групповая: анализ сцен

09.03

50

18

Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С. Я. Маршака.  (НРК)

Коллективная: чтение пьесы Беседа по вопросам.

Групповая: анализ сцен

12.03

51

19

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.

Душевный мир главного героя рассказа А. П. Платонова «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира

Коллективная: беседа по вопросам.

Групповая: выразительное чтение отрывка из рассказа или рассказ о главном герое.

Индивидуальная: письменно ответить на вопрос: “Каким предстает мир перед главным героем рассказа А. Платонова “Никита”?

16.03

52

20

Контрольная работа

индивидуальный

19.03

                     IV четверть

Коллективная:обсуждениесмысланазваниярассказа, беседаповопросам.

53

1

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу

Коллективная: обсуждение смысла названия рассказа, беседа по вопросам.

Групповая: пересказ истории с глухарем, чтение по лицам отдельных эпизодов.

Индивидуальная: подготовить сообщения о начале литературной деятельности писателя

30.03

54

2

Классное сочинение № 4: «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? (По произведениям К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева)»

Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

02.04

55

3

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И. А. Бунин, Дон-Аминадо. НРК)

Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

06.04

56

4

Русские поэты XX века о Родине и родной природе (М)

Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

09.04

57

5

А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе.

беседа по вопросам.

Групповая: выразительное чтение отрывка из рассказа или рассказ о главном герое.

Индивидуальная: письменно ответить на вопрос: С помощью каких художественных приемов достигается юмористический эффект рассказа

13.04

58

6

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

16.04

59

7

К. М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети.

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны (М)

Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

20.04

Раздел VII. Зарубежная литература (9 часов + 2 резервных урока)

Знать: основные сведения о жизни писателей, содержание изученных произведений;

Уметь: выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, давать оценку поступкам литературных героев.

60

8

Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер

Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве Стивенсона.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

23.04

61

9

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа.

Коллективная: прочитать роман Д. Дефо “Робинзон Крузо” (в изданиях для детей).

Групповая: подготовить сообщения на темы:

– Как боролся Робинзон  за свою жизнь в первые годы пребывания на острове?

– Как менялись взаимоотношения Робинзона и Пятницы?

27.04

62

10

X. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда

Коллективная: прочитать сказку Андерсена Групповая: подготовить сообщения на темы:  «Герда в чудесном саду старушки-волшебницы», «Герда во дворце принца и принцессы»

30.04

63

11

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини

Базовый: знать содержание сказки, Индивидуальная: подготовить словесный портретную, сравнительную характеристику героев

04.05

64-65

12-13

Наши любимые сказки X. К. Андерсена. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам X. К. Андерсена: «Герда против Снежной королевы». «Добро и зло в сказках Андерсена». «О чем мечтал Андерсен в своих сказках?». «Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?»

Базовый: знать содержание сказок, Индивидуальная: подготовить словесный портретную, сравнительную характеристику героев

07.05-11.05

66

14

Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

Коллективная: беседа по вопросам.

Индивидуальная: словесный портрет  героев (словесное рисование)

14.05

67

15

М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».

Коллективная: беседа по вопросам.

Индивидуальная: словесный портрет  героев (словесное рисование)

18.05

68

16

Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.

Коллективная: составление цитатного плана, беседа по вопросам.

Групповая: 1 - краткий пересказ; 2 – пересказ от лица одного из персонажей; 3 – пересказ близко к тексту одного из эпизодов.

21.05

69-70

17-18

Итоговый урок-праздник №4: «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения

Коллективная: беседа по вопросам.

Индивидуальная: выступления, доказательные рассуждения

25.05-28.05



Предварительный просмотр:

МБОУ «Копьевская сельская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено:                              Согласовано:                                 Утверждено:

ШМО учителей                          зам.дир по УВР                             директор МБОУ «КССОШ»

гуманитарного цикла

Ефимова В. Г.

Протокол №1

от 28.09.2014                              Злотникова Т.А.

                                                     Протокол №1

                                                     от 29.08.2014 Журавлева Е.Ю.

                                                                                                            Приказ №68/3

                                                                                                             от 01.09.2014

___________________               ________________                        _____________________

___________________               ________________                        _____________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

2014-2015 учебный год

5 класс

Образовательная область: филология

Учитель:Тудвасева Анна Сергеевна

учитель русского языка и литературы

с. Копьево,2014

Пояснительная записка

              Рабочая программа по литературе для 5 класса общеобразовательной средней школы составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012. Приказ Мин. Образования науки России от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образовательного учреждения» приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312. Минобрнауки Р.Ф. № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении Федерального перечня учебников в образовательных учреждениях на 2014 – 2015 год». Примерной программы по химии, с учетом образовательной программы и учебного плана МБОУ «Копьёвская сельская СОШ» на 2014-2015 учебный год.

Программа по литературе входит в образовательную область «Филология».

Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК: Коровина В. Я., Литература 5 класс, учебник для образовательных учреждений. Л64 в 2 частях/ автор-составитель В. Я. Коровина. – 9 издание.- М.: Просвещение, 2008. имеющий гриф "Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации", утвержденный федеральным перечнем учебников.

Курс литературы в 5 классе рассчитан на 2 часов в неделю, что в объеме составляет 70  часов в год. Из них: контрольные работы – 4, уроки развития речи – 4.

Риски:

- курсовая подготовка;

- актированные дни;

 - семинары;

- праздничные дни.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже помогает внедрение в программу НРК, что возможно с применением (согласно экспериментальной программе в школе, имеющей статус эксперимента на муниципальном уровне) музейных уроков или уроков на основе богатого материала краеведческого материала краеведческого музея.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

При изучении курса литературы, учитываются особенности класса: в классе пятнадцать обучающихся,  после проведения диагностической работы было выявлено. На "4" и "5" занимаются: Ахременко Данил, Журавлев Никита, Киселева Юля, Лушников Алексей, Овчинников Стас, Петрова Диана, Семенов Иван, Толстихина Ксения, Щетинина Дарья, эти учащиеся имеют прочные знания по литературе, владеют теоретическим материалом. На удовлетворительно: Абдувалиев Костя, Винник Юлия, Коротин Данил, Юшманова Александра. У Зукола Иванаи Енович Артура, очень слабые знания, плохо усваивают пройденный материал. Низкая культура чтения, отсутствие системы и качества домашней подготовки приводит к низкому уровню качества знаний этих учащихся. Дополнительные задания использую для работы, как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Задания повышенной трудности использую для индивидуальной работы с успевающими обучающимися и проявляющими особый интерес к литературе. Учебный процесс, в классе в целом, проходит удовлетворительно, на уроках дети проявляют активность.

В структуре курса заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитиимышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.    

Межпредметные связи: При работе широко используются взаимосвязь предметов гуманитарного цикла, таких как история (определение эпохи создания произведений), русский язык (изучение изобразительно-выразительных средств русского языка), иностранных языков и школьного предмета изобразительного искусства.

Использование в обучении литературе системы уроков с содержанием национально - регионального компонентаспособствует усилению интереса к литературе, как к литературе разных времен, но так же и к литературе своей малой Родине.  Применение национально-регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую литературу», «литературу с человеческим лицом»,  а не сухую бездушную науку. Изучение литературы в органической связи с  окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. В курсе литературы  5 класса задания такого типа широко применяются при изучении тем «Что такое сказка», «Понятие о балладе», «Русские поэты о природе», «Образ человека в живой природе» и другие.

Использование компьютерных технологий  в преподавании литературы позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать интересные задания как практического, так и теоретического характера, осуществлять разные подходы к обучению детей, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес  к изучению данного предмета

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Воли и-и ная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крс<гь янский сын как выразитель основной мысли сказки.  Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — на родные представления о справедливости, добре и зле и сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (за крепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Из литературы XIX века

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль,  нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaltaPrinceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

 «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание - основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуации.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лаге...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин. «Помню - долгий зимний вечер...»; Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, ной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Учащиеся должны уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Учащиеся должны знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

Основные виды устных и письменных работ 5 класс

Устно:

  • Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
  • Устный пересказ – подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) – небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
  • Развёрнутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).
  • Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актёрское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).
  • Свободное владение монологической и диалогической речью в объёме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).
  • Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имён и т.д.), каталогов.

Письменно:

  • Развёрнутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объёма в соответствии с чтением и изучением литературы в 5 – 9 классах.
  • Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
  • Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
  • Создание плана будущего сочинения, доклада (простого или сложного).
  • Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
  • Свободное владение письменной речью в объёме курса литературы, изучаемого школьниками в 5 – 9 классах.

СТРУКТУРА КУРСА ПО ПРЕДМЕТУ

  1. Учебно-тематическое планирование

Параграф учебника

Тема

Количество

 часов

Введение

1

§ 1

Устное народное творчество

7

§ 2

Возникновение древнерусской литературы

1

§ 3

Из русской литературы XVIII века

2

§ 4

Русская литература XIX века

28

§ 5

Русская литература XX века

21

§ 6

Зарубежная литература

9

Резервные часы

2

                Всего уроков

  1. уроков

  1. Практические занятия по предмету (контрольные работы и уроки по развитию речи, тексты для заучивания)

Тема урока. Основное содержание

Дата

развитие речи

контр работы

план

1 четверть

Обучение домашнему сочинению по русским народным сказкам

22.09

1

Тестирование по пройденным темам

30.10

1

2 четверть

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева. ( тестирование)

26.12

1

3 четверть

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник

22.01

1

Обучение домашнему сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе

16.02

1

Контрольная работа по литературе (тестирование)

16.03

1

4 четверть

Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе XX века: С. А. Есенин, П. П. Бажов, К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев (по одному произведению)».

06. 04

1

Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения

25.05

1

ИТОГО

4

4

Сочинения

1 четверть

Домашнее сочинение

  • «Мой любимый герой русской народной сказки»;
  • «Почему я люблю читать народные сказки?»;
  • «Добро и зло в народных сказках»

3 четверть

Домашнее сочинение «Сравнительная характеристика героев  по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»:

  • «Жилин и Костылин: разные судьбы».
  • «Друзья и враги пленного Жилина».
  •  «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе „Кавказский пленник"»

Домашнее сочинение  по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»:

  • «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?».
  • «Два отца: Тыбурций и судья».
  •  «Вася и его отец: от вражды к пониманию».
  • «Маруся и Соня: два детства»

4 четверть

Классное сочинение:

  • «Поэтизация русской природы в литературе XX века: С. А. Есенин, П. П. Бажов, К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев (по одному произведению)».
  • «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? (По произведениям К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева)»

Тексты для заучивания:

  1. Пословицы и поговорки
  2. И. А. Крылов. Басни.
  3. А. С. Пушкин «Няне»
  4. Н. А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студеную зимнюю пору…»)
  5. Ф. И. Тютчев «Весенние воды»
  6. А. А. Фет «Весенний дождь»
  7. М. Ю. Лермонтов «Бородино»
  8. По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения
  9. По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения

Контроль уровня обученности учащихся 5 класса

Основная форма организации учебной деятельности – классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа как под руководством учителя, так и самостоятельная.

Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основные формы контроля – устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение.

Нормы оценки знаний, умений и навыков

Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3.  Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 80 – 100 %;

«4» - 68 – 79 %;

«3» - 51 – 78 %;

«2»- менее 50 %.

Перечень литературы и средств обучения

Основная учебная литература для учащихся

  1. Коровина В. Я. Литература 5 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч, Ч. 1/ автор – составитель В. Я. Коровина и др. – 9 издание – М.: Просвещение, 2008. – 318 с.;
  2. Коровина В. Я. Литература 5 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2 ч, Ч. 2/ автор – составитель В. Я. Коровина и др. – 9 издание – М.: Просвещение, 2008. - 303с.;

Литература для учителя

  1. Трунцева Т. Н. Рабочая программа по литературе по УМК В. Я. Коровиной. 5 класс / Сост. Т. Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014. – 48 с.;

Образовательные электронные ресурсы

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

Приложение

Контрольные работы

(в двух вариантах)

Лист коррекции

№п/п

Дата

Изменения в рабочей программе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....