конспект урока
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Тарасова Надежда Валерьевна

Открытый урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_tk_urokov_literatury_5_kl_dlya_.docx79.73 КБ
Файл mumu_moya_prezentatsiya.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  открытого урока литературы в 5 классе

Учитель русского языка и литературы МАОУ «Сервинская ООШ» Тарасова Надежда Валерьевна

Предмет Литература

Класс 5

Дата:

Тема И.С. Тургенев «Муму». Реальная основа рассказа . Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Литературный герой. Прототип.

Тип урока Урок изучения нового материала

Технологии: ТРКМ

Цели: окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил Тургенев;

 развить интерес к личности писателя и его творчеству;

познакомить с историей создания рассказа «Муму»

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

Организационный момент

3 мин

Кроссворд

о

м

а

у

р

е

н

ь

е

д

ь

м

а

а

п

к

у

1.  ___?___ Григорьевич – дьячок  ***ской церкви

2. Игра, в которую сыграл казак с нечистой силой.

3. Кто предложил сыграть, чтобы вернуть потерянное?

4. Что потерял казак?

Приветствие учителя

Разгадывание

Разгадайте кроссворд:

Какое слово вышло?  (МУМУ)

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Мотивация учебной деятельности

5  мин.

Среди портретов найдите Ивана Сергеевича Тургенева:

http://wiki.iteach.ru/images/5/55/-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0-I.-%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%88-1838-e1325509319153.jpghttp://www.metronews.ru/_internal/gxml!0/r0dc21o2f3vste5s7ezej9x3a10rp3w$9xn485845jhvzxkxfctgx6qglthbnc6/245.jpeghttp://www.xn--h1ahlcm.xn--p1ai/upload/medialibrary/8e2/8e2f77e61bf65cc6997b965c49158f1d.jpghttp://hgukl.info/images/56270e8e7105d.jpg

Запишите тему урока И.С.Тургенев «Муму». Реальная основа рассказа. Повествование о жизни в эпоху крепостного права.

Ребята! Какое должно быть содержание рассказа с таким названием?

Определите тему урока.

Целеполагание

3 мин


Перед нами стоит цель: познакомиться с впечатлениями детства Тургенева; с историей создания рассказа.

А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?

Определите цель урока.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Актуализация знаний

5мин

1852 год –написание «Муму»

1861г –отмена крепостного права

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Этап реализации.

6-7 мин

-Почему именно в это время Тургенев обращается к теме рассказа «Муму»?

-Что же такое крепостное право? Что вас поразило в этом явлении российской действительности?

-Как вы считаете,  что послужило поводом для создания «Муму»? Прототипы героев рассказа.

Работа в группах

Прием«Инсерт»

  • Маркировка текста значками по мере его чтения:

 «v» – уже знал

«+»  - новое

«-»  - думал иначе

«?»- не понял

Работа в группах:

Итоги работы в группах

10 мин

Выступление учащихся  в группах

Защита выступлений

1) Познавательные:

- умение структурировать знания и строить речевые высказывания ;

2Коммуникативные:

-слушать собеседника, строить высказывания,

полно и ясно выражать свои мысли;

Рефлексия

2мин

Что предстоит сделать на следующем уроке по этой теме?

Высказывание по модели:

Я сегодня узнал…

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании

3 мин

Оценки за урок

Домашнее задание:

Прочитать(с. 163-177 до  слов «Всё это происходило весною…» 

Записывают домашнее задание

Самооценка

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Высказывания читателей о тексте:

•        «Это рассказ о любви Герасима,» -  Яркова Мария

•        «Мне не понравилось это «злое» произведение, и я долгое время вспоминал о нем с грустью,» - Бажин Дмитрий

•        «Иван Сергеевич Тургенев писатель замечательный, очень люблю его творения.  «Муму» читается достаточно легко в плане стиля и очень сложно в плане эмоций» -  Тотьмянина Надежда

Приложение

1 группа

Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми — крепостными крестьянами .Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным.

Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

Что же такое крепостное право? Что вас поразило в этом явлении российской действительности?

3 группа

Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Тургенева, Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!
Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.
Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.
Всё вынес…
Кого напоминают герои этой истории?

ПРОТОТИ́П, 1. Реальное лицо как источник для создания литературного образа

2  группа

История создания рассказа

В 1852 г умирает Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая составлял некролог. (НЕКРОЛО́Г-Статья по поводу смерти какого-нибудь человека с сообщением сведений о его жизни и деятельности)

Но власти запретили употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную статью в «Московских ведомостях» царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом в полиции  Тургенев жил по соседству с помещением, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг.. Каждый  день Тургенев слышал хлест розг  и их крики.

Как вы считаете,  что послужило поводом для создания рассказа «Муму»?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разгадайте кроссворд 1 2 3 4 1. ___?___ Григорьевич – дьячок *** ской церкви

Слайд 2

1 Ф о м а 2 3 4 Разгадайте кроссворд 2. Игра, в которую сыграл казак с нечистой силой.

Слайд 3

1 Ф о м а 2 д у р е н ь 3 4 Разгадайте кроссворд 3. Кто предложил сыграть, чтобы вернуть потерянное?

Слайд 4

1 Ф о м а 2 д у р е н ь 3 в е д ь м а 4 Разгадайте кроссворд 4. Что потерял казак?

Слайд 5

1 Ф о м а 2 д у р е н ь 3 в е д ь м а 4 ш а п к у Какое слово вышло?

Слайд 6

Какое должно быть содержание у повести с таким названием?

Слайд 7

Иван Сергеевич Тургенев? 1 2 3 4

Слайд 8

Иван Сергеевич Тургенев

Слайд 9

Тема урока?

Слайд 10

И.С.Тургенев « Муму ». Реальная основа р ассказа. Повествование о жизни в эпоху крепостного права.

Слайд 11

Цель урока

Слайд 12

Цель урока: познакомиться с историей создания рассказа .

Слайд 13

1852 год –написание рассказа « Муму » 1861г –отмена крепостного права Работа в группах:

Слайд 14

Прием« Инсерт » Маркировка текста значками по мере его чтения: « v » – уже знал «+» - новое «-» - думал иначе «?»- не понял

Слайд 15

- Что же такое крепостное право? Что вас поразило в этом явлении российской действительности?

Слайд 16

-Почему именно в это время Тургенев обращается к теме рассказа « Муму »?

Слайд 17

- Как вы считаете, что послужило поводом для создания « Муму »? Прототипы героев рассказа.

Слайд 18

Рефлексия Сегодня на уроке я узнал… Что предстоит сделать на следующем уроке по этой теме?

Слайд 19

Домашнее задание: Прочитать (с. 163-177 до слов «Всё это происходило весною…»

Слайд 20

Высказывания читателей о тексте: « Это рассказ о любви Герасима,» - Яркова Мария «Мне не понравилось это «злое» произведение, и я долгое время вспоминал о нем с грустью,» - Бажин Дмитрий «Иван Сергеевич Тургенев писатель замечательный, очень люблю его творения. « Муму » читается достаточно легко в плане стиля и очень сложно в плане эмоций,» - Тотьмянина Надежда

Слайд 21

« Всё в прошлом » Маковский В.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...