Главные вкладки

    Рабочая программа по литературе 8 класс
    рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

    Умнова Виктория Михайловна

    рабочая программа по литературе 8 класс по программе В.Я. Коровиной

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УТВЕРЖДЕНА

    приказом директора МОУ «СОШ № 6»

     №____________  от _______________

     

      ________________ /Резников Г.Л./

                                 

                                           РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

                         учебного курса    литература   в  8 Б классе

                                                                                      Учителя  Умновой В.М.

                                                2015- 2016 г.

                                             Пояснительная записка.

    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2008.

    Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:

    - «Шемякин суд» (из древнерусской литературы)

    - К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака»

    - М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок)

    - С.А.Есенин «Пугачёв»

    - И.С.Шмелёв «как я стал писателем»

    Вышеперечисленные произведения авторской программы будут использованы для чтения и об- суждения на уроках внеклассного чтения.

    Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник-хре- стоматию Коровиной В.Я. Литература 8 класс в 2 ч. – М.: Просвещение 2008.

    Программа рассчитана на 70 часов (2 ч в неделю) на 35 учебных недель

    Цели преподавания:

    Приобщение учащимся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

    Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

    развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

    освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

    овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

                                         Требования  к уровню подготовки учащихся 8 класса

    Учащиеся должны знать:

                     

                    - авторов и содержание изученных произведений

                    - основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, житие как жанр литературы, мораль, аллегория; понятие о классицизме, историзм художественной литературы; поэма, роман, романтический герой, комедия, сатира, юмор; прототип в художественном произ- ведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык; композиция, сюжет, фабула, конфликт как основа сюжета драматического произведения, авторское отступление как элемент композиции, герой-повествователь.

    Учащиеся должны уметь:

                    - видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшеству- ющих классов

                   - обнаруживать связь между героем произведения и эпохой

                   -видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох

                   - комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биогра- фией и творчеством

                   - различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике

                   - определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении

                  - сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в автор- ской позиции

                  - выделять общие свойства произведений, объединённых жанром, и различать индивиду- альные особенности писателя в пределах общего жанра

                  - осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом

                  - видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов

                  - находить эмоциональный мотив и основную проблему произведения, мотивировать вы- бор жанра

                  - сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения

                  - выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении

                  - сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссёрской интер- претации

                  - редактировать своё сочинение и сочинение своих сверстников

                                                           Учебно-тематический план

    № п/п

                            Тема раздела

     Количество часов

    Из них контроля

      1

    Введение

                 1

      2

    УНТ.

                 2

      3

    Древнерусская литература

                 2

      4

    Литература 18 века

                 3

                      1

      5

    Литература 19 века

                33

                2 – 1

      6

    Литература 20 века

                22

                2 – 2

      7

    Зарубежная литература

                 7

    Содержание учебного курса

     Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

     УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

     В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

     Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

      Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).

     ИЗ   ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

                «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

     Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

     ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

    Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

                «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

     Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

     ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

    Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

    «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

    Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

     Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

    «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева – основа песни о Ермаке.

    Теория литературы. Дума (начальное представление).

     

    Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

    «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

    К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

    «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

    «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

    Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

    Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

    «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

     Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

    «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

    Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

     Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

    «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

    Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

    «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

     Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

    «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

    Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

     Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе

    Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

     Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

    «После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

    Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

     Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

    «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

    Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

     ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

     

    Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

    «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

     Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

    «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

    Теория литературы. Сюжет и фабула.

     Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

    «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

     Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

    «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

    Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

     Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

    «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

     Писатели улыбаются

    Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.

     М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

     Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

    «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

     Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

    «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

    Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

    Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

     Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

    «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

     Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

     Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

     Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

    «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

    Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

    Русские поэты о Родине, родной природе

     И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

    Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

                                            ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

    «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

    Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

    Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

    Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

     Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

    «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

    Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

     Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

    «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

                                                Календарно-тематическое планирование

    № п/п

     Дата

                                 Тема урока

     Вид урока. Виды де-

              ятельности

     Домашнее задание

                            Введение

    1

    Введение. Литература и история. Инте- рес русских писателей к историческо- му прошлому своего народа

    беседа

    вспомнить прои- зведения на истор тему и их авторов

                             У Н Т

    2

    УНТ. Отражение жизни народа в наро-дных песнях. Исторические песни. Час- тушки

    рассказ учителя беседа

    ответить на вопросы  на    стр. 11

    3

    Предания как исторический жанр рус- ской народной прозы. «О Пугачёве». «О покорении Сибири Ермаком»

    беседа

    Развивайте дар слова  стр. 16 ответ на вопрос 2

             Древнерусская литература

    4

    Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского». Особенности содержания и формы жития

    рассказ учителя практикум

    учить термины характеристика князя Александра

    5

    Вн.чт.«Шемякин суд» как сатири-ческое произведение 17 века. События и герои. Особенности поэтики произ-ведения

    внеклассное чтение

    читать «Недоросль»

                   Литература 18 века

    6

    Д.И.Фонвизин «Недоросль». Сатириче-ская направленность комедии. Пробле- ма воспитания истинного гражданина

    рассказ учителя беседа

    характеризовать образы главных героев

    7

    «Недоросль». Образы комедии. Рече- вые характеристики  героев как сред- ство создания комического

    практикум

    написать отзыв на произведение

    8

    Р/рЧеловек и история в фольклоре, древнерусской литературе и произве-дениях XVII века. Подготовка к сочи-нению

    развитие речи

    урок контроля

    написать сочинение

                  Литература 19 века

    9

    И.А.Крылов. Басни «Лягушки, прося- щие царя», «Обоз», их историческая основа

    рассказ учителя беседа

    учить басню наизусть

    10

    Вн. чт. И.А.Крылов – поэт, мудрец, философ. Многогранность личности баснописца

    внеклассное чтение

    подготовить биографию К.Рылеева

    11

    К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы  Ры- леева. Характерные особенности жан- ра думы

    рассказ учителя  беседа

    выразительное чтение «Смерть Ермака»

    12

     «Смерть Ермака» . Связь думы с русской историей. Образ Ермака Ти- мофеевича  

    практикум

    подготовка к семинару (инд. задания)

    13

    А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина

    семинар

    читать «История Пугачёва»

    14

    А.С.Пушкин. «История Пугачёва». Ис- тория восстания в художественном произведении.

    рассказ учителя беседа

    читать «Капитан- ская дочка»

    15

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания. Герои произведения

    рассказ учителя беседа

    гл. 3-5 рассказ о жизни Гринёва

    16

    Гринёв: жизненный путь героя. Гринёв и Швабрин. Нравственные качества персонажей

    беседа, обучение устному рассказу

    гл. 5-7 образ Пугачёва

    17

    Пугачёв и народное восстание в повес- ти

    практикум

    образ Маши  Мироновой

    18

    Семья капитана Миронова. Маша Ми- ронова – нравственный идеал Пушкина

    беседа

    стр. 214 -215 от-веты на вопросы

    19

    Р/р Подготовка к сочинению по повести  А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

    развитие речи

    написать сочинение

    20

    Вн. чт. А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы.

    внеклассное чтение

    Развивайте дар слова  стр. 215 в 1

    21

    Контрольный тест по творчеству А.С Пушкина

    урок контроля

    конспект биогра- фии поэта

    22

    М.Ю.Лермонтов. Воплощение истори- ческой темы в творчестве поэта

    рассказ учителя беседа

    читать «Мцыри»

    23

    М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой

    беседа

    ответы на вопросы стр 243

    24

    Особенности композиции поэмы «Мцыри». Пейзаж в поэме

    практикум

    учить отрывок наизусть

    25

    Р/р Подготовка к сочинению. «Человек и природа в поэме «Мцыри»

    развитие речи

    написать сочинение

    26

    Н.В.Гоголь. Историческая тема в твор- честве писателя

    рассказ учителя беседа

    читать «Реви- зор»

    27

    Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная  комедия. История её создания

    рассказ учителя беседа

    характеристики персонажей

    28

    Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Сатирическое изображение чи- новников

    практикум

    ответы на вопросы стр. 344

    29

    Образ Хлестакова. Хлестаковщина как нравственное явление

    практикум

    ответы на вопросы 8-13 стр.345

    30

    Р/р Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к сочинению

    развитие речи

    урок контроля

    написать сочинение

    31

    Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «малень- кого человека» в литературе

    рассказ учителя беседа

    зарисовки Петер- бурга в повести

    32

    Мечта и реальность в повести «Ши – нель». Образ Петербурга. Роль фанта- стики в повествовании

    практикум

    читать «История одного города»

    33

    М.Е.Салтыков – Щедрин. «История одного города». Художественно- поли- тическая сатира на общественные по- рядки

    рассказ учителя беседа

    составить словарь трудных слов, выразит. ролевое чтение

    34

    «История одного города». Средства создания комического в романе: иро- ния, сатира, гипербола, гротеск, паро- дия.

    практикум

    письменный ответ на вопрос

    35

     Тест по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е Салтыкова-Щедрина

    урок контроля

    подготовить биографию Лескова

    36

    Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Сатира на чиновничество

    рассказ учителя беседа

    читать «После бала»

    37

    Л.Н.Толстой. Социально-нравственные проблемы в рассказе. Образ рассказчи-ка

    рассказ учителя беседа

    ответы на вопросы 1-7, характеристика героев

    38

    Художественное своеобразие рассказа «После бала». Мастерство писателя

    практикум

    читать Толстого «Отрочество»

    39

    Вн.чт. Нравственные проблемы повес-ти Л.Толстого «Отрочество»

    внеклассное чтение

    написать отзыв на произведение

    40

    Вн. чт. Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова

    внеклассное чтение

    учить стих-е наизусть (на выбор)

    41

    А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье

    рассказ учителя беседа

    конспект статьи учеб. о И.Бунине

                 Литература 20 века

    42

    И.А.Бунин. Слово о писателе. Пробле- мы рассказа «Кавказ».

    рассказ учителя беседа

    подготовить биографию А.И.Куприна

    43

    А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представле- ния о любви и счастье в семье

    рассказ учителя беседа

    письм. ответ на вопрос: Счаст-лива ли Вера Алмазова?

    44

    Р/р Урок-диспут. «Что значит быть счастливым?» Подготовка к сочинению

    развитие речи

    урок контроля

    написать сочинение

    45

    М.Горький. «Челкаш». Герои и судьбы в рассказе

    рассказ учителя беседа

    подготовить биографию Блока

    46

    А.А, Блок. Слово о поэте. Историчес- кая тема в творчестве. «Россия». Образ России.

    рассказ учителя беседа

    учить стих-е наизусть

    47

    С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему

    рассказ учителя беседа

    характеризовать образ гл. героя, инд. задания

    48

    Образ Пугачёва в фольклоре, произве- дения А.С.Пушкина, С.А.Есенина

    семинар

    конспект статьи о И.С. Шмелёве

    49

    И.С.Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем»

    рассказ учителя беседа

    читать рассказы Зощенко

    50

    Вн. чт. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение жизни. М.Зощенко «История болезни»

    внеклассное чтение

    ответы на во-просы (в тетради)

    51

    М.А.Осоргин. Слово о писателе. Реаль- ное и фантастическое в рассказе «Пен- сне»

    рассказ учителя беседа

    подготовка к контр. работе

    52

    Контрольная работа по творчеству     Л.Н. Толстого, А.П.Чехова, И.А. Буни-на, М.Горького, А.А.Блока, С.Есенина

    урок контроля

    читать «Василий Тёркин»

    53

    А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тё- ркин». Картины фронтовой жизни.

    рассказ учителя беседа

    характеризовать образ главного героя

    54

    Василий Тёркин – защитник Родины. Новаторский характер образа солдата

    практикум

    учить отрывок из поэмы наизусть

    55

    Композиция и язык поэмы. Юмор в поэме. Авторские отступления

    практикум

    подготовить биографию Платонова

    56

    Вн.чт. А.П.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвраще-ние»

    внеклассное чтение

    найти тексты стихов и песен о войне

    57

    Р/р Урок-концерт. Стихи и песни о ВОВ. Боевые подвиги и военные будни

    развитие речи

    учить стих-е наизусть

    58

    В.П.Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рас-сказе

    рассказ учителя беседа

    ответы на вопросы (после рассказа)

    59

    60

    Р\р Написание сочинения «Великая Отечественная война в литературе XX века».

    развитие речи

    урок контроля

    найти стихи о Родине

    инд. задания

    61

    Русские поэты о Родине, родной природе.

    практикум

    учить стих-е наизусть

    62

    Вн.чт. Поэты русского зарубежья об оставленной Родине. Мотивы грусти и надежды

    внеклассное чтение

    подготовка к тестированию

    63

    Итоговый тест по русской литературе 19-20 веков

    урок контроля

    читать «Ромео и Джульетта»

                Зарубежная литература

    64

    У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви

    рассказ учителя беседа

    характеризовать образы героев

    65

    Конфликт трагедии как основа сюжета. Анализ эпизода

    практикум

    читать сонеты

    66

    Сонеты У.Шекспира. Воспевание люб- ви и дружбы. Сонет как форма поэзии

    практикум

    читать «Мещанин во дворянстве»

    67

    Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянс- тве». Сатира на буржуазные пороки

    рассказ учителя беседа

    ответы на вопросы

    68

    Д.Свифт. Слово о писателе. «Путеше- ствие Гулливера» как сатира на уст- ройство общества

    беседа

    читать «Айвен- го»

    69

    В.Скотт. «Айвенго» как исторический роман.

    рассказ учителя беседа

    письм. работа

    70

    Итоговый урок. Литература на лето


                                                           Литература для учителя:

    1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. – М.: Просвещение. 2008
    2. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. – М.: Просвещение. 2008
    3. Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2004
    4. Марченко А.М. Анализ стихотворений на уроке: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008
    5. Турьянская И.Б. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – М.: Русское слово, 2007

                                                            Литература для учащихся:

    1. Коровина В.Я. Учебник в 2 ч. Литература 8 класс. – М.: Просвещение, 2008
    2. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим.. .8 класс. Дидактические материалы по литера- туре. – М.: Просвещение, 2006
    3. Литература 8 класс: Фонохрестоматия на   CD-ROM / Сост. Коровина В.Я. и др. – М., Просвещение, 2003
    4. Краткий словарь литературоведческих терминов

    Количество контрольных работ по литературе в 8  классе

    Вид контроля

    1 ч

    2 ч

    3 ч

    4 ч

    год

    Классное сочинение

    Домашнее сочинение

    Контрольная работа (тест)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по литературе 8 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова

    Рабочая программа предназначена учащимся 8 класса  и рассчитана на базовый уровень....

    рабочая программа по литературе 8 класс.Программа Коровиной

    Рабочая программа по литературе с пояснительной запиской....

    Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.

    Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....

    Рабочая программа по литературе. 8 класс ( по программе Г.С. Меркина )

    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литературе для 5-9 классов (автор Г.С. Меркин). ...

    Рабочая программа по литературе 8 класс (по программе Воронковой)

    Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273- ФЗ, методическими рекомендациями по формированию учебных планов для организации образовательного процесс...

    рабочая программа по литературе 8 класс по программе Коровиной 68 часов

    Рабочая программа учителя составлена на основе программы по литературе В.Я Коровиной, рассчитана на 68 часов. Программа содержит пояснительную записку ( нормативные документы, общая характеристика пре...

    Рабочая программа по литературе 8 класс по программе Г. И. Беленького

    Эта программа была составлена для работы в 2014-2015 учебном году по программе Г. И. Беленького к учебнику 2013 года издания...