Рабочая программа по литературе. 6 класс.
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Александрова Светлана Михайловна

Главной целью литературного образования в 6 классе является изучение поняти "герой художественного произведения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit_6_kl_2015-2016.doc252.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» пгт. Пойковский

Проверено

Руководитель методического объединения

Черненко Е. Б.

_______________________

 «29»  августа 2015г.

Согласовано

Заместитель директора

Абазов В. В.  

____________________

«31» августа 2015г.

Утверждаю

 Директор  школы

Кокорев В. Н.

___________________

Пр. № 350-0

«31»  августа 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

ЛИТЕРАТУРА

(наименование учебного предмета)

 6  КЛАСС

2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

(срок реализации программы)

Программа. Литература: программа для общеобразовательных учреждений 5-11 кл./Т. Ф. Курдюмова и др.; под редакцией Т. Ф. Курдюмовой – 5-е изд. – М.: Дрофа, 2011.

Учебник. Литература. 6 кл. В 2-х частях: учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений\авт-сост. Т. Ф. Курдюмова.  – М.: Дрофа, 2013

Количество часов.  Всего 70, в неделю 2

Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу.

Александрова С. М., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории.

пгт. Пойковский

            2015- 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи курса.

           Данная программа детализирует и раскрывает содержание Стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы. Настоящий тематический план разработан на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

     Главной целью основного общего образования является развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды человеческой личности, включающие в себя познание, коммуникацию, личностное саморазвитие, выбор ценностных ориентиров, поиск смыслов жизнедеятельности. В связи с этим обучение в современной школе рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих знаний и умений, но и как процесс овладения соответствующими компетенциями. Согласно Государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • -воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • -осмысление литературы как особой формы культурной традиции, формирование эстетического вкуса как условия самостоятельной читательской деятельности;
  • -развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры;
  • -освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • -овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;
  • -формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

Общая характеристика учебного предмета

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Главной целью литературного образования в 6 классе является изучение понятия «герой художественного произведения». Часто герой-подросток – активный и равноправный участник событий на страницах произведений. В центре анализа – герой. Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.

Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 6 классе:

1. Осмысление литературы как особой формы культурной традиции.

2. Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности.

3. Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

4. Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

5. Совершенствование навыков грамотной устной и письменной речи.

6. Развитие потенциальных творческих способностей школьников.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).

В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

• Устное народное творчество.

• Древнерусская литература.

• Русская литература XVIII века.

• Русская литература XIX века.

• Русская литература XX века.

• Литература народов России.

• Зарубежная литература.

• Обзоры.

• Сведения по теории и истории литературы.

Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией Т. Ф. Курдюмовой литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Весь корпус литературного материала скомпонован вокруг центральной проблемы 6 класса – «Герой-подросток на страницах литературных произведений».    Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей. Дальнейшее освоение теоретических понятий происходит на материале, адресованном герою. Теоретические понятия: портрет, характер, автобиографическая проза и др. связаны с раскрытием образа героя. С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане

Данная программа рассчитана на 70 ч, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений. Обязательное изучение литературы осуществляется в объёме:

в 5 классе — 70 ч,

в 6 классе — 70 ч,

в 7 классе — 70 ч,

в 8 классе —70 ч,

в 9 классе — 102 ч.

Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.

Содержание тем учебного курса

Введение. Герой художественного произведения.

Далекое прошлое человечества.

Былины – богатырский эпос русского народа. Былина: « Три поездки Ильи Муромца». Характеристика героя.

А.Н. Островский «Снегурочка»

Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка» - «весенняя сказка», по определению автора.Пролог. Идеальное царство берендеев. Юная героиня этой пьесы в стихах. Герой художественного произведения и его имя. Инсценирование отдельных явлений сказки.

Мир далёких вещей прошлого

Обобщающий урок по былинам.

Литература XIX в.

И.А. Крылов. Басни.«Два мальчика». Осуждение злобы и эгоизма. «Волк и ягнёнок». Мораль взаимоотношений сильного и слабого в мире людей. Суровые уроки басен И. А. Крылова и их мораль.

В.А. Жуковский. Поэзия.«Лесной царь».Жизнь героя и мир вещей.

Тест по произведениям И.А. Крылова и В.А. Жуковского

С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова – внука». Герой произведения как читатель.

«Буран». Психологическая точность восприятия урагана его свидетелями и жертвами.

Пейзаж. Мир природы в поэтических строках XIX века.

В.Ф. Одоевский

В.Ф. Одоевский и его произведения для детей. «Отрывки из журнала Маши». Сюжет и особенности повествования.

Творческая работа по созданию дневника.

А.С. Пушкин

Слово о поэте. Послания и их роль в творчестве поэта. «К сестре». «Юдину», «К Пущину», «Товарищам». Послания Пушкина как гимн дружбе.

М.Ю. Лермонтов

Ранняя лирика. «Утёс», «Три пальмы». Эпиграмма как жанр. «Панорама Москвы». Чтение фрагментов с комментариями.

И.С. Тургенев «Бежин луг»

Слово о писателе. «Бежин луг» - один из самых популярных рассказов сборника.

Рассказы мальчиков у костра. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей. Мастерство портретных характеристик. Сравнительная характеристика Павлуши и Кости.

Поэтический мир народных поверий в рассказах детей. Легенды, мифы, сказки, предания, поверья и былички. Их различие.

Тургенев – мастер пейзажа. Картины природы и их связь с рассказами мальчиков.

Сочинение. Природа в рассказе «Бежин луг».

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети», «Школьник»

Образы детей в поэзии.

Л.Н. Толстой «Отрочество»

«Пустыня отрочества», сменяющая «золотое детство».

Мысли, чувства и поступки Николеньки Иртеньева как героя трилогии.

Пейзаж в повести «Отрочество». Мастерство описания.

Творческая работа по описанию природы.

Ф.М. Достоевский

Фрагмент романа «Братья Карамазовы». «Мальчики»

Тест по роману «Братья Карамазовы»

А.П. Чехов «Хамелеон». Юмор и сатира в рассказе.«Толстый и тонкий». Герои, идея.

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы Чехова.

Сюжет и герой в произведении.

Н.Г. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы».Главы «Иванов», «Ябеда», «В Америку», «Экзамены». Характеристики героев.

Поступок героя и мир вещей. Внеклассное чтение.

Обобщающий урок по произведениям писателей XIXвека о подростках.

Мир путешествий и приключений.

Т.Х. Уайт. Свеча на ветру

Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна».

Автобиографическая повесть, состоящая из двух частей.Странствия Гека и Джима. Гек и Том в новой повести.Мастерство писателя. Природа на страницах повести.

Жюль Верн Жизнь и творчество.«Таинственный остров»

Таинственный остров « - одна из самых популярных «робинзонад». Герберт- юный герой среди взрослых товарищей по несчастью.Роль дружбы и дружеской заботы в романе великого фантаста.

Оскар Уайльд «Кентервильское привидение»

Рассказы и сказки О.Уайльда. «Кентервильское привидение» как остроумное разоблачение мистических и суеверных мотивов в литературе.

Ирония и веселая пародия на страницах рассказа. Юные герои и воинствующее Кентервильское привидение, их забавный поединок.Автор и его герой. Юмор и ирония автора.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Тест по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Герой среди героев

Роль книги в XIX веке.

Литература XX века

ХХ век и культура чтения.

Читателям ХХ1 века.

А. Т. Аверченко «Смерть африканского охотника»

М. Горький «Детство»

А.С. Грин «Гнев отца»

К.Г. Паустовский «Повесть о жизни» (главы «Гардемарин», «Как выглядит рай»)

Цикл автобиографических повестей писателя. Благородство гардемарина.

«Как выглядит рай» в автобиографической повести. Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера.

Творческая работа «Великолепная страна моей мечты»

Фазиль Искандер «Детство Чика»

Герой и автор. Яркость изображения характера героя.Рассказ «Чик и Пушкин».

Подготовка к инсценировке по рассказу Ф.Искандера «Чик и Пушкин»

Б. Таркинтон «Приключения Пенрода»

Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

Творческая работа «Природа в стихотворениях русских поэтов»

Великая Отечественная война в литературе.

К. Симонов «Сын артиллериста»

Лирика и проза о жизни и подвигах подростков в годы Великой Отечественной войны.

Песни о Великой Отечественной войне.

Внеклассное чтение

Герой художественного произведения и автор

Природа и человек.

Б. Андерсен и его книга «Простите, где здесь природа?».

Контрольный урок по произведениям, изученным в 6 классе.

Игра «Что? Где? Когда?»

Литературная гостиная

Итоговый урок. Подведем итоги. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

Тематическое планирование

№п/п

Наименование   раздела, темы

Количество уроков

 

 

всего

развития   речи

1

Введение. Герой   художественного произведения.

2

 

2

История человечества в произведениях литературы

6

2

3

Литература   XIX века

34

 

4

Путешествия и приключения

4

5

Литература   XX века

24

1

Итого:

70

9

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ЧЕТВЕРТЯМ

Четверть

Кол-во часов

Кол-во часов и

причины

опережения или

отставания

по

программе

по

КТП

факт

1

Всего: 16

16

16

2

Всего: 16

16

16

3

Всего: 20

22

22

4

Всего: 16

16

16

Итого:

70

70

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Класс

Учебники

(автор, год издания, издательство)

Методические материалы

Материалы для контроля

6

Курдюмова, Т. Ф.  Литература.  6  класс  :  учебник-хрестоматия  :
в 2 ч. / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2009.

Курдюмова, Т. Ф. Литература : программа для общеобразовательных учреждений. 5–11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. – М. : Дрофа, 2009.

Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5–9 классов / О. Н. Харитонова. – М. : Феникс, 2010.

Курдюмова, Т. Ф.  Литература.  6  класс : методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2009.

Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, 2009.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п.п.

Средства

Перечень средств

1

учебно-лабораторное оборудование и приборы

Информационные стенды

2

технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету (пол возможности

Проектор для демонстрации слайдов

Телевизор

3

цифровые образовательные ресурсы

Презентации, видеофильмы, видеоуроки.

Планируемый результат.

Учащийся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений:
  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления), баллада, литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

должны уметь:

  • выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
  • сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
  • сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
  • перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;
  • видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
  • определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
  • сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
  • сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;
  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
  • создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т.п.;
  • отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

(форма обучения)

Дата проведения по факту

(подпись, расшифровка подписи)

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ 
п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемый результат (УУД или компетенции)

Вид

контроля

Деятельность учащихся

Дата

п

л

а

н

ф

а

к

т

Герой в мире художественного слова (2 часа)

1

Подросток – герой худо-жественных произве-
дений

1

Знать: определение литературы как особой формы познания действительности; понятия автора и героя в литературном произведении.

Уметь: использовать сведения по теории литературы при обсуждении

Организация совместной
учебной деятельности

Презентации с применением ИКТ

1.09

2

 

Герой как
организатор событий

сюжета. Разнообразие участников событий
и их роль
в развитии сюжета

1

Знать: определение литературы как особой формы познания действительности; понятия автора
и героя в литературном произведении.

Уметь: работать с доступным справочным материалом

Организация совместной
учебной деятельности

Презентации с применением

ИКТ

3.09

История человечества в произведениях литературы (6 часов)

3

Былины –
богатырский эпос русского народа. «На заставе богатырской». События на краю родной земли. Герои
былины

1

Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера.

Уметь: воспринимать
и анализировать поэтику былин; использовать формы диалога как при чтении художественных текстов, так и в процессе обсуждения

Беседа, проблемные задания

Индивидуальные сообщения

8.09

4

«На заставе богатырской». Художественное совершенство былины

1

Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин; воспроизводить сюжет изученного произведения

Организация совместной
учебной деятельности

Творческая работа

10.09

 5

А. Н. Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка» – весенняя сказка

1

Знать: жанровые особенности сказки.

Уметь: охарактеризовать героев сказки; схему построения волшебной сказки; отличать виды сказок,
строить рассказ о герое

Организация совместной
учебной деятельности

Читать пьесу «Снегурочка»

15.09

6

Близость
пьесы «Снегурочка»
к фольклору. Идеальное царство берендеев. Герои сказки

1

Знать: жанровые особенности сказки.

Уметь: охарактеризовать героев сказки; схему построения волшебной сказки, отличать виды сказок,
строить рассказ о герое

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

Устное рисование

17.09

7

Могучий мир природы и юная
героиня – Снегурочка

1

Знать: жанровые особенности сказки. 

Уметь: охарактеризовать героев сказки, строить
рассказ о герое

Организация совместной
учебной

Творческая работа

22.09

8

Р/р. Сочинение

1

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею,
подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Монологический

ответ

24.09

Русская классическая литература XIX века (34 часа)

9

В. А. Жуковский – лирик. Тематика
и герои его произведений «Вечер», «Дружба»

1

Знать: сюжетное своеобразие лирики В. А. Жуковского.

Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание стихотворения, находить лирические и эпические черты

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

Учить наизусть стихотворение

по выбору обучающегося

29.09

10

В. А. Жуковский. Баллада «Лесной царь». Трагические
события
баллады

1

Знать: сюжетное своеобразие баллад В. А. Жуковского.

 Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание баллады, находить лирические и эпические черты в балладе.

Беседа, проблемные задания

Устное рисование

1.10

11

В. А. Жуковский – мастер перевода
(«Лесной царь» – перевод баллады Гете»). 
Стихотворные загадки поэта. Роль метафор

в загадках

1

Знать: понятие темы 
и
поэтической идеи стихотворения.

Уметь: характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию идеи стихотворения

Беседа, проблемные задания

Творческая работа

6.10

12

С. Т. Аксаков. «Детские годы
Багрова –
внука». Багров – внук
в гимназии. Герой произведения как читатель

1

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Пересказ понравившихся эпизодов

8.10

13

Герой произведения как читатель

1

Знать: историко-культурные сведения; биографические сведения о писателях.

Уметь: давать характеристику герою; анализировать текст; сопоставлять эпизоды и героев разных произведений; работать
с доступным справочным материалом

Фронтальный опрос. Самостоятельная работа

Задания

по выбору учителя

13.10

14

С. Т. Аксаков. «Буран» как одно из самых ярких описаний природы

в русской

литературе

XIX века

1

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения

Беседа, проблемные задания

Устное рисование

15.10

15

Пейзаж. Мир природы вокруг нас

1

Знать: содержание понятия пейзаж.

Уметь: составлять тезисы

и план прочитанного; использовать различные виды пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.); работать со справочным материалом

Организация совместной учебной деятельности

Задания

по выбору учителя

20.10

16

И. А. Крылов. Школа жизни подростка в баснях Крылова («Мальчик
и Змея», «Вороненок»)

1

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Выразительное чтение
басен
Крылова

22.10

17

Герои басни «Два мальчика»

1

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Беседа, проблемные задания

Устное рисование

27.10

18

Характер взаимоотношений в человеческом сообществе и его аллегорическое отражение в басне «Волк и ягненок»

1

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр
сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Организация совместной
учебной деятельности

Учить наизусть басню по выбору обучающегося

29.10

19

В. Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». Особенности повествования. Дневник и его автор. Герои

1

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Пересказ понравившихся эпизодов

10.11

20

Портрет героя художественного произведения

1

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; характеризовать героев произведений;
показать связь характеристики героя с сюжетом
произведения, а также
с происходящими в нем
событиями

Беседа, проблемные задания

Задания

по выбору учителя

12.11

21

Р/р. Сочинение

1

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр
сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Монологический ответ

17.11

22

Тема дружбы

в лирике
А. С. Пушкина «К сестре», «К Пущину», «Товарищам»,
«Послание к Юдину». Гимн

1

Знать: теоретические понятия гимн, послание.

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; работать со справочными материалами

Организация совместной
учебной деятельности

Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося

19.11

 23

Тема одиночества в стихотворениях
М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…», «Утес»

1

Знать: основные факты биографии М. Ю. Лермонтова; содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою; привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений

Организация совместной
учебной деятельности

Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося

24.11

24

Тема красоты и беззащитности
мира живой природы
в стихотворении «Три пальмы».
«Панорама Москвы» – патриотическая картины родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта

1

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою чтением стихотворений

Беседа, проблемные задания

Устное рисование

26.11

25

Р/р. Сочинение

1

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр
сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Организация совместной
учебной деятельности

1.12

26

И. С. Тургенев. «Бежин луг». Мастерство портретных характеристик рассказа

1

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Пересказ понравившихся эпизодов

3.12

27–28

И. С. Тургенев. «Бежин луг». Картины природы как естественный фон рассказов мальчиков

2

Знать: этапы жизни
И. С. Тургенева; понятие
сюжет; роль портрета
и пейзажа в рассказе.

Уметь: характеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе
и в письменной форме; аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произве-
дению

Организация совместной
учебной деятельности

Устное рисование

8.12

10.12

29

Речевая характеристика литературных героев

1

Знать: сведения об авторе и содержание изученных художественных произведений.

Уметь: анализировать
и интерпретировать
художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной
учебной деятельности

Задания

по выбору учителя

15.12

 30

Р/р. Сочинение. Контрольная работа за 1 полугодие

1

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею,
подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Монологический

ответ

17.12

31–

32

Н. А. Некрасов. Тема детства в произведениях «Крестьянские дети», «Школьник»

2

Уметь: анализировать
поэтическое произведение
(определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение)

Беседа, проблемные задания

Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося

22.12

33

Герой художественного произведения и его
имя

1

Знать: сведения об авторе и содержание изученных художественных произведений. 

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории
литературы

Организация совместной
учебной деятельности

Задания

по выбору учителя

24.12

34

Л. Н. Толстой. «Отрочество» как часть биографической
трилогии
писателя

1

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Читать «Отро-
чество»

35

Формирование взглядов подростка, его мечты
и планы
в автобиографическом произведении
Л. Н. Толстого «Отрочество»

1

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Пересказ понравившихся эпизодов

36–

37

Ф. М. Достоевский. «Мальчики» (фрагмент романа «Братья Карамазовы». Герои эпизода)

2

Знать: сведения об авторе и содержание прочитанного произведения; основные теоретические понятия.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Пересказ понравившихся
эпизодов

38

Герои сатирических рассказов
А. П. Чехова «Хамелеон», «Толстый

и тонкий»

1

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Беседа, проблемные задания

Читать рассказы

А. П. Чехова

 39–40

Особенности композиции, художественная деталь
в рассказах

А. П. Чехова «Хамелеон», «Толстый

и тонкий».

2

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Пересказ понравившихся
эпизодов

41

Р/р. Сочинение

1

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр
сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Монологический

ответ

42

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы». Поступок героя и характер

1

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Задания

по выбору учителя

Путешествия и приключения (4 часа)

43

Т. Х. Уайт. «Свеча

на ветру»

1

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Пересказ понравившихся
эпизодов

44

Марк Твен. Автобиографическая повесть «Приключения Гекльберри Финна».
Природа
на страницах повести

1

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Пересказ понравившихся
эпизодов

 45

Жюль Верн. «Таинственный остров». Роль дружбы

и дружеской заботы
о младшем
в романе

1

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Устное рисование

46

О. Уайльд. Рассказ
«Кентервильское
привидение». Герои
рассказа

1

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Творческая работа

Литература XX века (22 часа)

47

А. Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника»

1

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной

Творческая работа деятельности

48–

49

М. Горький. «Детство»

2

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Индивидуальные сообщения

50

А. С. Грин. «Гнев отца»

1

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Задания

по выбору учителя

 51–52

К. Паустовский.
«Повесть о жизни»

2

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Организация совместной
учебной деятельности

Презентации с применением ИКТ

53

Ф. Искандер. «Детство
Чика», «Чик и Пушкин»

1

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: воспринимать
и анализировать текст; определять жанр литературного произведения;
формулировать идею,
проблематику произведения; давать характеристику герою

Беседа, проблемные задания

Индивидуальные сообщения

54

Два рассказа

о постановке (по произведениям
Ф. Искандера и Б. Таркинтона)

1

Уметь: анализировать
и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории
литературы; использовать различные формы пересказа (с изменением лица)

Организация совместной
учебной деятельности

Задания

по выбору учителя

55–56

Родная природа в стихах русских поэтов.

А. А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Полный месяц встал над
лугом…». Отражение высоких
идеалов в лирике поэта

2

Уметь: анализировать
поэтическое произведение
(определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности)

Организация совместной
учебной деятельности

Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося

57

И. А. Бунин. «Детство», «Первый соловей». Мир воспоминаний в мире творчества. Лирический образ живой природы

1

Уметь: анализировать
поэтическое произведение
(определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)

Беседа, проблемные задания

Устное рисование

58

К. Д. Бальмонт. «Золотая рыбка», «Как я пишу стихи». Совершенство стиха поэта. Близость фольклорным образам

1

Уметь: анализировать
поэтическое произведение
(определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)

Организация совместной
учебной деятельности

Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося

59

Б. Л. Пастернак. «Июль». Необычность мира природы в стихах поэта

1

Уметь: анализировать
поэтическое произведение
(определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)

Беседа, проблемные задания

Устное рисование

60–

61

Великая Отечественная война в воспоминаниях и произведениях литературы.

К. Симонов.

«Сын артиллериста»

2

Уметь: анализировать
поэтическое произведение
(определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)

Беседа, проблемные задания

Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося -

62–63

Военные песни
о Великой Отечественной войне

2

Уметь: анализировать
поэтическое произведение
(определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)

Беседа, проблемные задания

Индивидуальные сообщения

64

Герой художественного произведения

и автор

1

Знать: авторов, изображающих героическое
прошлое России.

Уметь: анализировать
и интерпретировать
художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Организация совместной
учебной деятельности

Задания

по выбору учителя

65–

66

Читательская конференция

Контрольное тестирование. Промежуточная аттестация

2

Знать: содержание прочитанного произведения; нравственную проблематику повести.

Уметь: пользоваться различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции

Организация совместной
учебной деятельности

Индивидуальные сообщения

67–

68

Р/р. Итоговое сочинение

2

Знать: содержание прочитанного произведения.

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею,
подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Монологический ответ

69-70

 Внеклассное чтение. Литературная конференция.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....