«Горячее сердце» музыканта Лемма в романе И.С.Тургенева «Дворянское гнездо»
статья по литературе на тему

Жукова Ирина Владимировна

Есть у Тургенева любимый образ человека искусства – это образ музыканта Лемма, созданный им в романе «Дворянское гнездо». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lemm.doc45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

И.В.Жукова

МБОУ СОШ №4,г.Иваново

«Горячее сердце» музыканта Лемма в романе И.С.Тургенева «Дворянское гнездо»

Есть у Тургенева любимый образ человека искусства – это образ музыканта Лемма, созданный им в романе «Дворянское гнездо». Этот роман занимает особое место среди других произведений писателя, потому что именно в нем представилась  возможность высказаться о своем любимейшем предмете – музыке.

«Редко, что меня может заставить заплакать. Еще иногда стихи Пушкина меня до слез тронут – а от музыки часто плачу»1,- вспоминает слова Тургенева композитор С.И.Танеев. Интересны слова писателя, переданные в воспоминаниях Л.Н. Майкова: «Музыку я люблю, люблю ее весьма давно…, мелодия Моцарта льется для меня совершенно естественно, так, как льется какой – нибудь прекрасный ручей или источник». Эти два высказывания писателя дают возможность понять нам его трепетное отношение к музыке. Поэтому чувствуем мы какой-то особый, личностный настрой, связанный с музыкальными переживаниями в романе «Дворянское гнездо».

Именно музыкой усиливается и оттеняется эмоциональность произведения. В романе звучит музыка многих великих композиторов. Музыку сочиняют сами герои. Она отражает их душевное состояние в отдельные моменты, передает окружающую их атмосферу, дополняет красоту природы. Без музыки невозможно было быть произведению, если бы не было таких особенных героев, какие есть только в этом романе Тургенева. Лиза – чистая, светлая, вся с ее любовью к прекрасному, возвышенному, строгому, что она ищет и находит в музыке, а именно, в произведениях Бетховена. Лаврецкий – образ, в котором, по собственному признанию Тургенева, отражен он сам, даже в столь автобиографической детали: «Хотя, по милости отца, он ни на каком инструменте не играл, однако страстно любил музыку, музыку дельную, классическую» /Т.У11,с.193/. Лаврецкого, в связи с  автобиографичностью образа, наделил писатель и своей удивительной способностью глубоко и тонко чувствовать музыку, передавать в момент звучания все ее оттенки, поэтому сливаются в одно целое  понимание автора и его героя.

Чудесная гармония любви, вдохновения искусства, красоты природы предстает перед нами в романе Тургенева, но, чтобы передать эту слиянность  всех трех, наиболее ценимых писателем моментов жизни, необходим был в романе образ человека искусства, и не просто художника, писателя, скульптора, а именно музыканта. Поэтому и появляется на страницах романа чудаковатый, вызывающий улыбку Лемм – совсем иной тип человека искусства, чем все остальные ранее или позднее создаваемые Тургеневым.

Первое же появление Лемма в момент исполнения романса Паншиным показывает нам его как человека, хорошо разбирающегося в музыке, имеющего определенный, строгий вкус. В то время, когда все присутствующие выражали свое восхищение романсом, «за дверью гостиной в передней стоял только что пришедший, уже старый человек, которому судя по выражению его потупленного лица и движениям плечей, романс Паншина, хотя и премиленький, не доставил удовольствия»/Т.У11,с.136/. Интересно отметить, что авторское отношение к «произведению» Паншина передается через отношение старого музыканта к нему, тем самым подчеркивается степень близости к автору этих двух героев, намечается линия противопоставления между ними.

Внешность Лемма далеко не артистическая, видна в ней угловатость, неказистость, «Человек этот внезапно съежил глаза, угрюмо сжал губы, согнул свою, и без того сутулую, спину и медленно вышел в гостиную»/Т.У11,с.136/. И говорит он «дурным русским языком», и посреди комнаты останавливается неловко, и от знакомых на улицах города отворачивается, нет в нем того «шарму», по выражению Шубина из «Накануне». Которым так богато наделен другой персонаж романа, тоже художник, хотя и без определенного рода занятий, - Паншин. Этот может и лихо повернуть коня, и выбежать в гостиную, «помахивая хлыстиком», и воскликнуть «звучным и приятным голосом». Да и сам он стройный, производящий эффект на Марью Дмитровну, но не более. Чувствуем мы, что если поведение Лемма – это свойство самой его натуры, то у Паншина – во всем видна только поза, игра. Это первое впечатление о героях полностью подтверждает их предыстроией, резко контрастные по своей сути. Если Паншин вращался в светском обществе, постиг науку связей этого общества, проникся уважение к ее уставам, вел образ жизни легкий, беспринципный, мог быть «где нужно – почтителен, где можно – дерзок»/т.У11,с133/, то Лемм «с десяти лет начал зарабатывать себе кусок хлеба», «терпел и сносил многое, узнал нищету, бился как рыба об лед»/т.У11,с.138/.

Писатель говорит о Паншине как о человеке, оправдывающем традиционное представление о художнике. «Как человек не чуждый художеству, он чувствовал в себе и жар, и некоторое увлечение, и восторженность, и вследствие этого позволял себе разные отступления от правил: кутил, знакомился с лицами, не принадлежавшими к свету, и вообще держался вольно и просто; нов душе он был холоден и хитер»/т.У11,с.134/. Это последнее замечание автора, как и само поведение героя, когда он мог посмеяться над совсем безобидным стариком, свалив все на свою артистическую необдуманность, очень сильно снижают образ. И не только со стороны человеческой, но и со стороны художнической, развитие образа идет по нисходящей линии. Паншин не совсем бездарь, «в бурном аккомпонименте его исполнения слышались переливы волн»/т.У11,с.136/, в предыстории автор говорит о нем, как о даровитом человеке, который «мило пел, бойко рисовал, правда, один и тот же пейзаж, писал стихи, весьма недурно играл на сцене»/т.У11,с.134/. Но такое разнообразие художнической деятельности не дает возможности ему серьезно и глубоко, со всей страстью заняться каким – либо одним делом найти свое призвание. Да и по своей натуре Паншин не художник: он ни разу не показан автором, любующимся красотой природы или взволнованным музыкой, нет в нем глубокого внутреннего содержания, на что сделана акцентировка внимания в эпилоге романа, где автор типизирует его не как художника, а как чиновника, которой «в нем взял решительный перевес…»/т.У11,с.287/.

Но еще до этого, после характеристики героя Леммом: «…он не может ничего понимать…Он дилетант – и все тут!...все второй нумер, легкий товар, спешная работа…»/т.У11,с.143/. Этот тип героя перестает интересовать писателя, говорит он о нем лишь в целях развития действия или для характеристики, как правило положительной, другого персонажа. Показательно и то, что по-перврначальному замыслу тергенева эту характеристику в романе должен был дать сам писатель в предыстории Паншина: «После: играл на сцене. Правда, все, что он ни делал, выходило у него по-дилетантски, достоинства второстепенного…»/т.У11,с.309/. Но впоследствии эти слова он вложил в уста Лемма, как истинного человека искусства, способного правильно оценить и понять любое явление. Этим подчеркивается еще и то, что в образе Лемма нашли свое выражение мысли писателя.

В отличии от построения образа Паншина развитие образа Лемма идет по восходящей линии. Если в начале мы видели лишь человека с неказистой внешностью, догадываемся лишь о его музыкальных способностях, о его душе, то в предыстории он раскрывается нам как истинный человек искусства со всеми чертами, которые хотел Тургенев видеть в нем: с гармоничным сочетанием таланта, мастерства, души, основательных знаний в области музыки. В портретной характеристики героя мы чувствуем мысль писателя, которую он стремился передать в этом образе – то, что внешне впечатление хотя и важно, но оно не является основным в оценке человека, главное – внутренняя душевная сущность у каждого. Паншин, обладая хорошей внешностью, абсолютно теряет это достоинство, не имея внутреннего содержания. Лемм внешне предстает с невыгодной стороны: сутулый, с «кривыми выдававшимися лопатками и втянутым животом, с большими плоскими ступнями, с бледно-синими ногтями на твердых, не разгибавшихся пальцах жилистых красных рук…и т.д.»./Т.У11,с138/. Во всех мелких, подробных деталях его внешности подчеркивается невзрачность его фигуры, «но для того, кто умел не останавливаться на первых впечатлениях, что-то необыкновенное виднелось в этом полуразрушенном существе»/т.У11,с.139/. И действительно, этот зачерствелый, одеревенелый человек может «покраснеть до ушей», ему может быть «очень больно», в обществе любимых людей он может скинуть с себя это одеревенение: «Лемм оживился, расходился, свернул бумажку трубочкой и дирижировал»/т.У11,с.193/.

Ощущая человеческое, искреннее внимание к своей личности, он мог душевно раскрыться: «…Сутулая спина его выпрямлялась, глаза расширилась и заблистали»/т.У11,с.193/. Душа у Лемма чувствующая, неравнодушная к заботе, вниманию, только спрятал он ее, закрыл под неприглядной внешностью. Но, если принимать во внимание то, что образы в романах Тургенева раскрываются и с помощью их оценок со стороны других героев, то очень важным моментом является и то, что лучшие герои романа – Лиза, Лаврецкий, испытывают хорошее, доброе чувство по отношению к старику, давая тем самым ему положительную оценку. Душевные качества Лемма не даются изолированно, они сливаются воедино с его профессиональными качествами. Тургенев никогда не дал бы столь высокой оценки человеку искусства, если бы он того не заслуживал: «Поклонник Баха и Генделя, знаток своего дела, одаренный живым воображением и той смелостью мысли, которая доступна одному германскому племени, Лемм со временем – кто знает? – стал бы в ряду великих композиторов своей родины, если бы жизнь иначе его повела; но не под счастливой звездой он родился!/т.У11,с.139/. Здесь проскальзывает у писателя момент признания фатального в жизни человека, но для нас важно то, что лемм оценивается писателем как истинный человек искусства.

Но до конца почувствуем мы его лишь в самый момент ночной импровизации, в момент какого-то нечеловеческого взлета всех творческих способностей Лемма, когда его чувство проявляется не просто в угрюмой неловкости, а в музыке, в которой раскрывается еще и его незаурядная душа. В этом волнующем поэтическом эпизоде Тургенев воплотил еще одну из своих заветных идей о том, что красота произведений искусства, могучая сила творчества возвышают человека, преображают его, Лемм в момент исполнения своей величественной симфонии станет неузнаваемым, у него появляется и орлиный взор, и в жестах нечто величественное и даже повелительное. А каким прекрасным даром рассказывания музыки обладает Тургенев: «…сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотою, она росла и таяла; она касалась всего, что есть на земле дорогого, тайного, святого; она дышала бессмертной грустью и уходила умирать в небеса.»/т.У11,с.238/

Эта торжественно – страстная музыка родилась не только в результате вдохновения от романтической, идеальной любви Лемма, но и в час счастья Лизы и Лаврицкого, когда в их душах вспыхнуло глубокое и чистое чувство, поэтому музыка звучит как торжественный гимн жизни и любви, гимн не одного человека, а всех людей, живущих на земле и способных на такие чувства. Этот эпизод несет в себе и наиболее важную и наиболее любимую из всех уже отмеченных мыслях Тургенева – о способностях искусства к объединению людей самых разных, молодых и старых, живущих на родной земле и оторванных корнями от родной почвы, на что был сделан акцент в предыстории Лемма для того, чтобы показать, что истинный человек искусства под влиянием общечеловеческого чувства, когда сгорает вся душа, может создать чудо искусства. Сумел Лемм выразить душевный порыв, страсть – этим можно оценить необоснованность его жизненного пути.

Но как постепенно вызревало это состояние в душе героя! Тургенев говорил, что художник должен уметь постепенно перейти от состояния спокойствия к состоянию внутреннего горения, так и Лемм сначала приходит в восторг от красоты природы, душа его рвется к чему-то высокому, необычному, созвучному окружающему его миру и его внутреннему чувству, поэтому так страстно хотел бы он высказаться: «Вы, звезды, чистые звезды, вы взираете одинокого на правых и на виноватых…но одни невинные сердцем…»/т.У11,с.195/. Ночью в этот день «Лемм долго сидел на своей кровати с нотной тетрадкой на коленях. Казалось, небывалая, сладкая мелодия собиралась посетить его: он уже горел и волновался, он чувствовал уже истому и сладость ее приближения… но он не дождался ее…»/т.У11,с.196/. И только в час рождения любви двух лучших из людей, художник смог выразить горевшее, жгучее его чувство.

Печально кончил жизнь Лемм, так ничего и не добившись, не вернувшись на родину, ничего не оставив после себя, что наиболее печально для музыканта. Присутствует здесь мысль о тяжелой судьбе многих художников того времени. Но этим Тургенев хотел сказать главное – то, что искусство, как бы ни была значительна его роль в жизни людей, вне связи с жизнью, с другими сферами общественной деятельности, не может играть заметную роль. И человек искусства, отстранившись от всего земного, выражая в искусстве лишь общечеловеческое начало, не может выполнить возлагаемую на него обществом миссию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ вишневого сада и тема разорения "дворянских гнезд" в комедии А. П. Чехова "Вишневый сад". Презентация.

Презентация к теме 10 класса "Вишневый сад" А. П. Чехова. Информативный, иллюстративный, текстовой  материал. Проблемные вопросы....

Викторина "Дворянские гнезда" в произведениях А. С. Пушкина.

Творчество А. С. Пушкина мы начинаем изучать еще в начальной школе и так вплоть до 9 класса. Великий мастер слова оставил нам огромное наследиеее, и каждый уважающий себя человек должен знать произвед...

Дворянское гнездо И.С.Тургенев

Опишите Лизу Калитину, вспомнив самые яркие черты её портретаwww.proshkolu.ru/club/literature10/blog/524735/...

Статья "Способы выражения временных отношений в романах И.С. Тургенева "Новь", "Дворянское гнездо", "Отцы и дети"

Работа содержит анализ способов выражения временных отношений в прозе И.С. Тургенева. Система способов выражения временных отношений полностью сложиласть в языке уже в девятнадцатом веке, но до сих по...

Презентация к исследовательской работе "Способы выражения временных отношений в романах И.С. Тургенева "Новь", "Дворянское гнездо", "Отцы и дети"

Работа содержит анализ способов выражения временных отношений в прозе И.С. Тургенева. Система способов выражения временных отношений полностью сложиласть в языке уже в девятнадцатом веке, но до сих по...

Миросозерцание И.С.Тургенева в романе "Дворянское гнездо"

В одном из писем к Полине Виардо Тургенев говорит об особом волнении, которое вызывает у него созерцание хрупкой зеленой веточки на фоне голубого бездонного неба.В этом письме приоткрывается характерн...