Мастер-класс по теме"«АМО как эффективный инструмент достижения образовательных результатов на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО».
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

Данный мастер-класс демонстрирует активные методы обучения на разных этапах урока, соответствующего ФГОС ООО, выявляет достижения образовательных результатов через конкретные методы, применяемые на уроке по теме «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Колядинова Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ  СОШ№31.

г. Комсомольск-на-Амуре.

Мастер – класс по теме «АМО как эффективный инструмент достижения образовательных результатов на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО».

Цель: продемонстрировать активные методы обучения на разных этапах урока, соответствующего ФГОС ООО, выявить достижения образовательных результатов через конкретные методы, применяемые на уроке по теме «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки».

Задачи:

1.Передача опыта путем прямого  показа приемов деятельности на уроке.

2 Повышение профессионального уровня, развитие компетентности, формирование индивидуального стиля, формирование условий для самосовершенствования учителя.

3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Ход мероприятия:

Использование АМО: действия учителя и обучающихся.

Ожидаемые образовательные результаты.

1.Здравствуйте! В рамках данного мастер-класса  продемонстрирую  вам,  уважаемые коллеги,  как работают АМО на разных этапах урока для достижения образовательных результатов. Открыв для себя технологию АМО, которую разработал Лазарев Тимофей Васильевич, кандидат психологических наук,  я поняла, что именно она поможет мне осуществлять обучение, воспитание обучающихся, реализуя, таким образом, новые государственные стандарты.  Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения,  разнообразных коммуникациях,  групповой форме организации  работы, деятельностном подходе к обучению,  рефлексии.  Отсюда моя задача как учителя  - создать условия, в которых обучающийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания.

2. В данной технологии активные методы должны проходить через все фазы образовательного мероприятия. Используя АМ на первой  фазе урока,   мы получаем следующие образовательные результаты: обучающиеся понимают цель своей деятельности на уроке; умеют формулировать тему, эффективно погружаются в изучаемый материал. Метод «Волшебный сундучок» нельзя назвать  новым, но он хорошо работает в данной технологии и позволяет создать творческую атмосферу, позитивный настрой обучающихся.

Демонстрация метода.

Первая фаза образовательного мероприятия.

1.Метод « Волшебный сундучок».

Цель: создать творческую атмосферу, позитивный настрой учащихся.

Время: 2-3 минуты.

Материалы: сундучок с  предметами(портрет А.С Пушкина, яблоко, зеркальце, репродукции из сказки).

Проведение: - Ребята, вам передали волшебный сундучок  и попросили открыть его на уроке. Давайте посмотрим, что в нём.

Учитель открывает сундучок и достает из неё предметы: зеркальце, яблоко, портрет А.С Пушкина в рамочке.

- Интересно, вы не знаете, почему эти предметы оказались в сундучке?  Из какой они сказки? О каком произведении мы сегодня будем говорить?

-Сформулируйте тему урока.

Личностные:

Самоопределение

Метапредметные: устанавливают ассоциативные связи между реальными предметами и.художественным произведением, умеют использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные: умеют определять тему.

Уважаемые коллеги! Используя активные методы обучения основной фазы урока,  мы решаем следующие образовательные задачи:

  • обучающиеся актуализируют имеющиеся у них знания и умения по теме, проверяют степень их усвоения;
  • развивают способность к практическому применению изученного материала в реальных ситуациях;
  • совершенствуют универсальные учебные действия.

Эти образовательные результаты хорошо демонстрируют методы «Не кистью, а словами», «У всех на устах».

Демонстрация методов «Не кистью, а словами», «У всех на устах».

Основная фаза образовательного мероприятия.

2. Метод «Не кистью, а словами».

Цель: актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и умения по теме и проверить степень их усвоения, развитие способностей к практическому применению изученного материала.

Время: 3=4 минуты.

Материалы: цветные карточки с характеристиками образов героинь, отрывки из текста.

Проведение: На столах разложены карточки с характеристиками образов царицы и царевны.

Ребята, вам  необходимо выбрать те характеристики, которые соответствуют данной героине; прикрепите их к доске рядом с портретом; подтвердите свой выбор примерами из текста.

Пример из текста

А) Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива, соенрана и ревнива.

Б) Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая, между тем росла, росла,

Поднялась  -  и расцвела,

Белолица, черноброва

Нраву кроткого такого.

-Почему вы так распределили характеристики героинь? А что их объединяет?

Вывод: Одна добрая, другая –злая, но обе красивы.

3. Метод «У всех на устах».

Цель: расширить словарный запас обучающихся.

Время: 3-4 минуты.

Материалы: видеоролик

Проведение: Перед просмотром видеоролика учащиеся находят слова, значение которых им непонятно. Делают предположительные ответы по значению слова. Затем просматривают видеоролик, после чего формулируют значение слова. отвечают на вопросы учителя.

 - Какие слова, характеризующие героинь, кажутся вам незнакомыми?

-Как вы думаете, что значит слово «ломлива».

- Давайте сверим ваши предположения со словарной статьёй, видеороликами.

Какое значение имеют эти слова? Чтобы подтвердить наши предположения обратимся к Толковому словарю В.Даля.

Найдите и прочитайте значение слова.

Личностные: ориентация в системе личностных смыслов

Метапредметные:. умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать правильность выполнения учебной задачи, умеют классифицировать, умеют  организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе; умеют использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные:  умеют характеризовать героев, давать им сравнительную характеристику

Личностные: самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов  Совершенствование духовно-нравственных качеств личности

Метапредметные: умение вести внутренний монолог, создавать обобщения и делать выводы.

Предметные:  умение работать с лексическим значением слов.

Словарная работа необходима на уроках литературы, т.к. незнание лексического значения слов затрудняет прочтение текстов. Метод «У всех на устах»- один из способов проведения словарной работы.

АМО заключительной фазы позволяют нам получить следующие образовательные результаты:

обучающиеся активно расслабляются, восстанавливает силы;

подводят итоги своей деятельности на уроке, определяют степень достижения результата; планируют выполнение домашнего задания.

Метод «На распутье» позволяет нам увидеть, как обучающиеся умеют подводить итоги своей деятельности и определяют степень достижения результата.

Демонстрация метода.

Заключительная фаза образовательного мероприятия.

4. Метод «На распутье»

Цель:  уметь  подводить  итоги своей деятельности, определять степень достижения результата.

Время: 5 минут.

Материалы: камень с надписью (слайд презентации), зеркальце у каждого учащегося.

Проведение: Прочитать надпись на камне, определить, какое она имеет отношение к сказке А.С. Пушкина? Заслушиваются ответы учащихся. Учитель предлагает взять зеркальце, посмотреть в него, потом закрыть глаза и представить себя взрослыми, совершающими добрые дела, хорошие поступки. Человек всегда стоит перед выбором: по какой дороге пойти.  Какую дорогу вы выбираете? Затем на шаблоне зеркала написать ответ на вопрос: каким я хочу стать человеком?

Личностные: самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром автора и судьбами героев. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности

Метапредметные: умение вести внутренний монолог, соотносить свои сегодняшние действия с действиями в будущем, умения создавать обобщения и делать выводы.

Предметные: объяснять своё понимание нравственной проблематики произведения, аргументировано выражать своё личное отношение, представлять письменный ответ на вопрос

Вывод: Продемонстрированная часть активных методов, проведённых в рамках отдельного урока, показывает, что учащиеся, выполняя задачи, поставленные перед ними, достигают ожидаемые образовательные результаты.

Зачитываются  работы учащихся.

Когда-то великий  Гёте написал: «Нас создаёт и формирует то, что мы любим». А  я бы  сказала иначе: «Мы любим то, что нас создает и формирует».  Использование технологии АМО позволило мне сделать уроки интересными, отвечающими потребностям сегодняшнего дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение эвристической технологии на уроках литературы в условиях реализации ФГОС

На примере изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»...

Презентация по теме" АМО как эффективный инструмент достижения образовательных результатов на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО"

Данная презентация демонстрирует, как работают активные методы обучения на разных этапах урока для достижения образовательных результатов....

Методический семинар Современные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС

Методический семинар Моя педагогическая деятельность  в соответствии с новыми требованиями ФГОС Тема:Современные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС...

Инновационные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Фальгот Любовь ВикторовнаУчитель химии, физики, биологииМБОУ ООШ №16 сГыршелун Инновационные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС(из опыта работы)«Надо учит...

Расширение зоны использования ИКТ в образовательной деятельности на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО, ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Расширение зоны использования ИКТ в образовательной деятельности на уроках математики в условиях реализации ФГОС  ООО, ФГОС для обучающихся с ОВЗ....

Применение инновационных образовательных технологий на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.Искусство основано на интуиции, технология - на науке.С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сн...

Инновационные образовательные технологии на уроках физики в условиях реализации ФГОС ООО и СОО

Современный учитель должен перейти  к таким видам деятельности и технологиям, которые позволят внедрить в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, которые  в свою очередь о...