Конспект урока литературы в 11 классе по лирике С.А. Есенина.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Емалетдинов Марат Жульевич

В основе урока - анализ стихотворения С.А. Есенина "Русь советская".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_konkursnogo_uroka.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Башкирский лицей-интернат №3» городского округа

город Стерлитамак Республики Башкортостан

Конспект урока литературы в 11 классе

По лирике С.А. Есенина

Выполнил учитель русского языка и

литературы высшей категории

Емалетдинов Марат Жульевич

Стерлитамак, 2015.


Урок на тему

«Я люблю родину. Я очень люблю Родину!» (по лирике С.А. Есенина)

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие друзья! Садитесь. Меня зовут Марат Жульевич, учитель русского языка и литературы «Башкирского лицея-интерната №3». Сегодня я проведу в вашем классе урок литературы по творчеству поистине народного поэта С.А. Есенина. Очень надеюсь на вашу помощь, активность, поддержку. К новым людям принято приходить с подарками, и я тоже сегодня не с пустыми руками. В этой коробке находится предмет, а какой – об этом вы сами догадаетесь в финале урока. А сегодняшнее занятие мне хотелось бы начать с фрагмента фильма «Есенин». Внимательно посмотрите отрывок; какие чувства он у вас вызывает?

II. Актуализация знаний.

Ребята, какие чувства и эмоции вызвал у вас данный фрагмент фильма?

(Чувство свободы, одухотворённости, окрылённости, счастья, умиления, радости)

А чем вызваны эти эмоции у героя? (Возвращением на родину. Поэт долгое время не находил времени приехать к родным в село Константиново, в 1923 году Сергей Есенин приезжает в родное село).

Как вы думаете, повлияло ли сельское детство Сергея Есенина на его мировоззрение? Каким образом? (Открыл таинственный мир, зародилось поэтическое начало, чувство любви и сострадания ко всему живому).

III. Формулировка темы, цели и задач урока.

Ребята, дома вы уже прочитали стихотворение «Русь советская», сейчас просмотрели видеоролик из фильма «Есенин». Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какова тема урока?

В одном из своих стихотворений С.А. Есенин пишет следующее: «Я люблю родину. Я очень люблю родину!» Предлагаю эти строки как программные строки поэта обозначить темой урока.

Как вы считаете, какова цель сегодняшнего урока?

Какие задачи нам нужно решить, чтобы достигнуть цели урока?

IV. Работа в группах.

Решить эти задачи нам поможет работа в группах. (Учитель озвучивает название трёх групп и их основные действия. Более подробно уже объясняет каждой группе отдельно. Во время работы учитель ходит и направляет детей).

Историки

(исторические события эпохи)

Филологи

(языковые средства и пейзажные зарисовки)

Критики

(речевые оппозиции в тексте)

Как вы думаете, какова тема стихотворения?

А можно ли её определить однозначно? Или же в стихотворении встречаются и другие темы? (тема поэта и поэзии, философская, пейзажная лирика).

1 ГРУППА. Давайте обратимся к группе историков, что они нам поведают?
( В группе составляется тезисный план по данной статье, год написания, основные исторические события, о Демьяне Бедном).

2 ГРУППА. Как же переживания по поводу происходящих событий отразились в стихотворении Есенина? Обратимся ко второй группе, к филологам.  

Какой изображена Русь в стихотворении? Какие тропы и фигуры речи применяет автор для этого?

Какие пейзажные зарисовки вы можете найти в тексте? Что они изображают? Какова их роль?

3 ГРУППА. Можно ли сказать, что изображение Руси в стихотворении противоречивое? Обратимся к группе критиков, которые искали речевые оппозиции в тексте.

Как вы считаете, какова функция этих оппозиций в тексте?

ВСЕ ВМЕСТЕ. Ребята, у кого из поэтов серебряного века тоже встречаются речевые оппозиции в изображении России? (у А.А. Блока).

Сформулировать основную идею стихотворения нам также помогут речевые доминанты, ключевые слова. Какими эпитетами и словосочетаниями наделяет Есенин Русь? (на слайдах появляются словосочетания)

Родной приют (вернулся я)

Слой дорожной пыли

Край осиротелый

Мой край болен

Отчий дом

Мельница с крылом единственным

Словно иностранец

Шестая часть земли

Какой приём использует автор? (градация, восходящая).

Сформулируйте идею стихотворения? Что значит для Есенина любить родину?

С каким словом в финале стихотворения рифмуется слово «Русь»? (грусть)

Верно, ребята. Восхищаться родиной, любить её, несмотря ни на какие исторические события, коллизии. В любую эпоху ощущать радость и боль своего народа, сопереживать – это и есть любовь к Родине у Есенина. А может быть, именно эти чувства лежат и в основе любви в целом? Вспоминаются слова А. Ахматовой из поэмы «Реквием»: «И я тогда была с моим народом, где мой народ, к несчастью, был». Россия пережила различные эпизоды, радостные и трагические, но ничто не смогло разрушить в нас человеческое, веру в свой народ, в свою страну!

Кадры уходящего Есенина, музыка, зачитываются слова:

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, —

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

V. Сочиняем хокку.

Ребята, формулировка темы урока состоит из двух предложений. Какие эти предложения по цели высказывания? (повествовательное и побудительное).

(на слайде появляются эти предложения вновь, затем остаются только одно «Я люблю родину», которое превращается в вопросительное «Я люблю родину?», дети должны озвучить этот вопрос, затем появляется вопрос «Что значит для меня любить Родину?)

А этот вопрос адресован вам. Как думаете вы, что значит «любить родину»? На него предлагаю ответить в творческой форме, в виде хокку, которое вы должны сочинить и вписать в сердечки. Что значит «Любить родину»?

Солнце уходит за горизонт,

Берёзы поникли в полях,

Родина, и в этот момент тобою любуюсь!

Дети зачитывают свои хокку. Учитель комментирует их.

Отрадно, что у многих из вас точка зрения совпадает с есенинской. Как писал Евгений Евтушенко «Но все мы чем-то связаны одним:
любой из нас хоть чуточку Есенин».

VI. Домашнее задание.

Ребята, в качестве домашнего задания предлагаю вам два варианта, из которого нужно выбрать один:

1. Эссе на тему: «Мой Есенин».

2. Создать буктрейлер на тему: «Мой Есенин».

VII. Самооценка.

Ребята, как вы считаете, что же находится в этой коробке? (заслушиваются варианты ответов, Подвести к тому, что в коробке находится сердце, символ сердца).

Вот уже на протяжении многих веков этот символ олицетворяет чувство любви. Любви мужчины к женщине, человека к человеку, любви гражданина к своей родине. Этот символ я хочу подарить вашему классу как память о сегодняшнем уроке, как напоминание о светлых и высоких чувствах к России Сергея Александрович Есенина, и ваших тоже. Сегодня каждому особенно необходима откровенная любовь, но нужно помнить о том, что в такой же любви нуждается и наш дом, наша республика, наша Россия!

Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. ОТМЕТИТЬ ОСОБО КОГО-ТО.

Вашим же подарком для меня будут сочинённые вами хокку, которые я предлагаю закрепить на доске, когда вы будете выходить из кабинета.

Урок подошёл к концу. Спасибо. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока в 8 классе по творчеству С.А.Есенина

Урок предназначен для учащихся 8 класса с ОВЗ  МКОУ "Школа-интернат" по творчеству С.Есенина "В сердце светится Русь". К уроку прилагается презентация....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Урок литературы 10 класс «Философская лирика Ф. И. Тютчева»

Освоение понятий категории времени в философии, категории времени, философии природы в творчестве Ф.И. Тютчева.Умение анализировать стихотворения Ф.И. Тютчева, относящиеся к философской лирике....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...