Защитное слово ученика 10 класса по материалам конференции "Вышгород - 2013". Мухаметов Оскар.
проект (10 класс) по теме

Емалетдинов Марат Жульевич

Защитное слово обучающегося 10 класса по материалам Международной научно-практической конференции учащихся

«Вышгород. Маркеловские чтения». г. Москва, 2013.

 

Особенности пространственно-временной организации романа Франца Кафки «Америка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchitnoe_slovo.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Защитное слово обучающегося 10 класса по материалам Международной научно-практической конференции учащихся

«Вышгород. Маркеловские чтения». г. Москва, 2013.

Особенности пространственно-временной организации романа Франца Кафки «Америка»

Франц Кафка  — один из выдающихся немецкоязычных писателей XX века, большая часть работ которого была опубликована посмертно. Его произведения, пронизанные абсурдом и страхом перед внешним миром и высшим авторитетом, способные пробуждать в читателе соответствующие тревожные чувства, — уникальное явление в мировой литературе.        

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена тем, что произведения Франца Кафки отличаются как идейно-тематическим, так и структурно-композиционным своеобразием. И наиболее интересным в этом отношении является роман «Америка», опубликованный в 1927 году после смерти писателя.                                                                                Объектом нашего исследования является роман Ф.Кафки «Америка», предметом – пространство и время (хронотоп) в романе.                                Цель данной работы – рассмотреть особенности пространственно-временной организации романа Ф.Кафка «Америка» и выяснить, какую роль играет изменение и нарушение рамок хронотопа в раскрытии тематического и идейного содержания произведения.                                                                Для этого необходимо решить следующие общетеоретические и частные задачи:                                                                                         1) рассмотреть и обобщить результаты изучения хронотопа в литературоведении;                                                                                    2) проследить особенности пространственной организации текста;                   3) рассмотреть временную организацию романа;                                         4) определить, какую роль выполняет хронотоп в романе Ф.Кафки.                                 

        Термин хронотоп был введен М.М.Бахтиным. Литературовед выделял три основных типа пространства: «Дом» (замкнутый топос), «Порог» (момент, когда герой принимает решение; промежуточный топос), «Простор» (расширенный топос).  Использование всех этих типов можно проследить в романе «Америка». «Америка» - своеобразный «роман пути», герой на протяжении всего произведения перемещается из одного пространства в другое. Важнейшее значение здесь имеет такое понятие как цикличность, беспрерывное возвращение к точке отсчета в пространстве и фактическое отсутствие категорий прошлого и будущего времени. У Кафки есть только «здесь» и «сейчас». Для писателя большое значение имеет как противопоставление замкнутого пространства открытому, так и пороговость

Пространственно-временные характеристики и категории типа «Дом».

Пространственно-временные характеристики романа довольно четко характеризуют главного героя, являются средством отражения его эмоционального состояния.                                                                                 Тип пространства «Дом» характерно для следующих глав: «Дом дяди», «Квартира Брунельды». В пространстве данных глав происходит некоторое упорядочивание мыслей героя.                                                                 Глава «Дядя» играет очень важную композиционную роль в романе . Комната, в которой живет Карл, светлая, с балконом, что особенно нравится герою, но очень маленькая: «свет, заливавший его комнату через два окна и балконную дверь, снова и снова изумлял Карла» [6 : 62]. То есть, разворачивание пространства происходит здесь по двум прямо противоположным направлениям. С одной стороны, это расширение (балкон дает выход на улицу), с другой, сужение («узкий балкон протянулся во всю длину комнаты», «улица как бы убегала вдаль, где выступала громада кафедрального собора» [6 : 64]). Таким образом, автор показывает, что стремление героя расширить границы своего тесного пространства оканчивается неудачей, каким бы оптимистичным не был прогноз на будущее. Здесь проявляется важная характеристика пространства как данной главы, так и всего романа – амбивалентность. Двойственность восприятия пространства создается за счет вытеснения первоначального образа уютной маленькой комнаты, в балконную дверь которой приветливо льется яркий свет, образом маленькой тесной каморки, из которой не вырваться даже взглядом.                                                                                                 При этом течение времени в главе фактически замедляется и останавливается, преимущественно реализуясь через пространственные категории.                                                                                        Пространство типа «Дом» представлено и в главе «Убежище», в которой центральным пространством становится квартира Брунельды. Квартира находится на верху многоэтажного дома в глухом предместье. Ведет к ней нескончаемая лестница («лестничные марши тянулись один за другим, только неприметно меняли направление» [6 : 367]), которая, с одной стороны, является символом бесконечности его пути, с другой, восхождение по лестнице связывается с понятием эволюции и символизирует удачу, знание, святость, совершенство.                                                                         Время, за которое герой преодолевает путь к квартире относится к типу субъективного, так как непосредственно связано с его эмоциональным состоянием. Квартира Брунельды, несмотря на приличные размеры, кажется не менее тесной, чем комнатушка Карла,  из-за большого количества мебели и всякого хлама и отсутствия окон («в комнате были три шкафа, стоявшие впритык один за другим», «окон не было вовсе», «комната была переполнена мебелью и увешена одеждой и оттого казалась еще мрачнее» [6 : 350]).

Пространственно-временные категории ихарактеристики типа «Порог»

Очень важными в композиционном отношении являются и пространственно-временные элементы типа «Порог».

К нему относятся главы «Кочегар», «Загородный дом под Нью-Йорком», «Гостиница «Оксиденталь».        Уже в первой главе романа «Кочегар», действие которой разворачивается на корабле, встречаются характерные для замкнутого пространства образы («узкие петляющие коридоры», «многочисленные лестницы, тесные, мрачные и бедные помещения» [6 : 7]) и характеристики (теснота, темнота, узость). При этом сам образ корабля, не принадлежащего полностью ни морской, ни земной стихии, безусловно, относится к хронотопу «порога». Символическое наполнение этого образа как нельзя лучше отражает ситуацию Карла Росмана. Для него корабль олицетворяется как окраина прежнего мира, который остался за страницами романа, в новом мире он жаждет найти материальное благополучие, стабильность, социальную защищенность. Корабль является для него символом надежды на лучшую жизнь, но, увы, не становится символом спасения.

В главе «Загородный дом под Нью-Йорком» главным является пространство дома Полландера.  Карл очень быстро разочаровывается в этой поездке и интуитивно стремится покинуть недружелюбный дом, что в пространственном отношении выражается в стремлении находиться рядом с окном или дверью как выходом из замкнутого пространства («лучик света в коридоре», «вид из окна» [6 : 123]). Здесь антитеза замкнутого пространства как враждебного и открытого как спасительного видна очень четко. Дом Полландера – метафора, проекция жестокого и безразличного окружающего мира, в котором герой блуждает в темноте, натыкаясь лишь на запертые двери. Ни звука, ни света, ни помощи.           

        В следующей главе романа «Гостиница «Оксиденталь», перед читателем возникает образ гостиницы, который предстает во всем великолепии. Такая метаморфоза объясняется сменой точки зрения, теперь мы видим отель уже таким, каким он выглядит для главного героя. И чем больше надежд связывает Карл с этим местом, тем привлекательнее и значительнее оно ему кажется. Кроме того, за счет расширения и гиперболизации пространства гостиницы происходит уподобление отеля дому Полландера и кораблю, на котором Карл прибыл в Америку (пространство типа «порог»).

Главная характеристика этого пространства «Америки» - пороговость. Она обусловлена как топосом гостиницы в целом, так и внутренними особенностями данного пространства. Например, в «Оксидентале» огромное количество дверей («вышли через дверь в небольшой коридор», «запертая дверь», «огромное количество дверей и коридоров, соединяющих одну комнату с другой» [6 : 205]). Символика этого образа связывается с понятиями границы, перехода. В образах двери воплощаются и временные рамки. Субъективное время, тесно граничащее с объективным романным, отмечает душевное переживание главного героя.

Пространственные категории и характеристики типа «Простор»

Пространство такого типа представлено в главах «Дорога в Рамзес» и «Оклахомский летний театр».                                                                                    В главе «Дорога в Рамзес» осуществляется переход от условно исторического пространства и времени Америки конца XIX – начала XX века к абстрактному хронотопу: город, который с известными оговорками можно назвать Нью-Йорком, сменяется вымышленным Рамзесом.

В четвертой главе романа Карл знакомится с двумя бродягами, Деламаршем и Робинсоном. Происходит это в гостинице, пространство которой построено по тем же принципам, что и пространство корабля: «крошечные темные комнатушки», отсутствие окон и, как следствие, крайняя замкнутость. Вместе с новыми знакомыми Карл отправляется на поиски работы в вымышленный город Баттерфорд. Да и та «Америка», которую видит Карл, двигаясь в глубь материка, сильно отличается от той, с которой он был знаком до сих пор, и напоминает Карлу Европу Многоэтажные густонаселенные дома, сохнущее белье, нищета и царящее повсюду унылое настроение роднят Америку с Европой и являются частью единого художественного пространства его произведений Франца Кафки. Таким образом, происходит сращивание пространств Европы и Америки, что, конечно, расширяет пространственные границы романа.  

В конце романа происходит выход Карла на открытое пространство. Увидев объявление о приёме на работу в Театр Оклахомы, он отправляется в город с типичным американским названием Клейтон.

По мнению многих исследователей, под вывеской этого театра скрывается аллюзия на загробный мир. Театр Оклахомы практически безграничен, однако здесь эта характеристика не несет негативной окраски, как в случае с виллой Полландера или темными коридорами, а лишь гарантирует, что место в театре найдется каждому (пространство типа «простор»).  Встречают прибывающих гостей переодетые ангелами и чертями люди, а директор и его помощник, которые принимают окончательное решение о приеме на работу, восседают на судейской трибуне. В связи с этим невозможно не вспомнить о Страшном суде и Судном дне.

        Если говорить о хронотопе, выход Карла на открытое пространство после долгого блуждания по замкнутым, наполненным характерными отрицательными символами помещениям, означает освобождение, как бы его не трактовали – в мистическом или реалистическом смысле.

Заключение                                                                                        Можно вывести следующие положения:                                                         1) пространственно-временные характеристики позволяют проследить  психологическое изменение образа;                                                         2) интенсификация времени приводит к созданию универсального хронотопа Ф.Кафки;                                                                                 3) пространственные категории подчеркивают амбивалентность душевного состояния героя;                                                                        4) хронотоп является одним из наиболее эффективных средств организации текста.                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слово классного руководителя на "Последнем звонке"2013

Ответное слово классного руководителя  на "Последнем звонке" выпускникам и родителям - единомышленникам!...

«Повторение изученного в 5 - 8 классах" (на материале текста «Слово о полку Игореве»)

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе по теме: Способы связи слов в словосочетании на материале стихотворения " Листок" М.Ю. Лермонтова.

Интегрированный урок русского языка и литературы  при изучении видов связи слов в словосочетании  побуждает учащихся к активному познанию окружающей действительности, к осмыслен...

Лист индивидуального маршрута обучения ФИО: Новиковой Оли; Новиковой Екатерины. ученика МБОУ «СОШ №1» на 2013-2016 учебный год.

Условия эффективности разработки индивидуального образовательного маршрута: осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута ка...

Контрольная работа для учеников 8 класса по материалам модуля 2 УМК Spotlight

эта контрольная работа проверяет навыки, которые были наиболее актуальны для работы с материалом модуля 2 УМК Spotlightзадание аудирования по аудиозаписи к тесту 2, его можно скачать на сайте издатель...