Нравственные проблемы рассказа Л.М.Куликовой "Свиделись"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Урок по современной литературе в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennye_problemy_rasskaza_l.doc47 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt1.88 МБ

Предварительный просмотр:

Нравственные проблемы рассказа Л.Куликовой "Свиделись"

Цели для учителя:

организовать работу по освоению и осмыслению текста;

определить своеобразие содержания и проблематику;

развивать умение выявлять художественные приёмы и средства, необходимые для анализа конкретного фрагмента текста, делать выводы и обобщения;

подвести учеников к определению авторской позиции  и определению собственной;

воспитывать любовь к матери, отзывчивость, порядочность.

Задачи для учеников:

-осознать содержание рассказа,

- уметь анализировать, сопоставлять, интерпретировать  фрагменты текста, определять авторскую позицию и своё отношение к ней,

- определить духовно-нравственные ценности рассказа.

Тип урока по форме: диалогический.

Форма работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование урока : текст рассказа Куликовой "Свиделись", компьютер, проектор, презентация, словари, раздаточный материал с вопросами.

1.Приветствие.

«Здравствуйте!”
Добрая ласковость слова
Стерлась на нет
В ежедневном привете,
“Здравствуйте!” - 
Это же – будьте здоровы,
Это же – дольше живите на свете”.

Вхождение в тему. Мотивация учебной деятельности.

2. Работа с высказыванием. Слайд 1. На доске появляются слова М.Горького: “Прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу…”

– Как вы думаете, к кому обращены слова Горького? Все ли слова в этом высказывании кажутся вам точными и правильными?

–  Обсудите в группах и закончите предложение: “Мама – это…”

3. Работа с иллюстрациями. Слайды 2-5. На экране появляются изображения Казанской иконы Богоматери, Сикстинской мадонны Рафаэля, “Материнство” Пабло Пикассо, “Мать кормящая” Петрова – Водкина.

– Что общего в этих изображениях? Чем они отличаются?

4.Слово учителя. Образ матери – вневременное понятие. Связь  между матерью и ребёнком на генетическом уровне, на уровне подсознания. И эта родственная, кровная связь, духовное просветление с годами должны только крепнуть. Но в  жизни бывает по-разному.

Отношения взрослых детей к своим родителям - проблема далеко не новая в русской литературе. Обращаются к ней и современные авторы. Так в рассказе Куликовой "Свиделись" мы становимся свидетелями ещё одной жизненной  драмы. Я надеюсь, что все прочитали рассказ и поделились своими впечатлениями .  

4.Послушаем отзывы. (Проверка домашнего задания).

5. Актуализация опорных знаний. Викторина.

 Образ матери встречался нам с вами не в одном литературном произведении. Назовите их.

 «Катерина Петровна лежала бледная, маленькая, как будто безмятежно уснувшая. - Не дождалась, — пробормотал Тихон. — Эх, горе её горькое, страданье неписаное!» Из какого произведения эти строчки? ( «Телеграмма» К.Паустовский.) «Будь человеком - говорит автор.- За добро плати добром!» Рассказ учит нас, чтобы мы не  забывали о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в нас, а то может оказаться поздно.

А эти строчки откуда?

«Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, она расчёсывала гребнем их молодые, небрежно всколоченные кудри и смачивала их слезами.
Она глядела на них вся, глядела своими чувствами, вся, превратившись в одно зрение, и не могла наглядеться. Она, как степная чайка, вилась над детьми своими. Вся любовь, все чувства – всё обратилось у неё в одно материнское чувство» (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Объявление темы и целей урока.

6.Таким образом, о чем же сегодня пойдёт речь на уроке. Сформулируйте тему. Какие задачи перед собой поставим?

Проверим себя по слайду 6.

 Работа  над темой урока. Работа с текстом.

 7.  Беседа по вопросам.

Когда мы впервые знакомимся с Толиком?

В чём счастье Толика?

Что может его испортить?

Что мы узнаём о взаимоотношениях Толика и матери?

Какое решение принимает наш герой?

8.Работа  в группах. Часть задания была дана заранее (сообщение с презентацией, выразительное чтение, чтение по ролям, инсценирование)

 1 группа.  Сообщение с презентацией  о том, как Толик добирался к матери.

Работа со словарём: Что такое горница? Сени?

Вопросы по тексту: Почему Толик вздыхает? Что он чувствует, переступая порог родного дома?

2 группа. Чтение по ролям фрагмента встречи с матерью. ( Со слов « Есть кто живой? — спросил тихо»  до слов «Правильно Господь рассудил: чем государству за электричество задалживать, лучше пусть бабка ослепнет.»)

Вопросы: Почему не сразу признаётся, что он сын?

Что он может или должен спросить у матери?

Почему мать считает, что сын пропал?

Вопрос всем:  Толик не видел мать 24 года. Какой она стала? Опишите её. Какие изобразительно-выразительные средства языка   использует в портрете автор? Что эти эпитеты дают почувствовать?

9.Работа с иллюстрацией. Слайд 7. Опишите героиню картины Малявина. Похожа ли она на мать Толика? Что общего? Есть ли различия? Докажите текстом.

Какими же приёмами пользуется автор для создания характеристики героев? (портрет и речь)

3 группа. Инсценирование эпизода,  в котором Толик пытается доказать, что он сын.( Со  слов « Я своего до самой армии пестовала.» до слов « Утром поедешь»)

Вопросы: Почему мать не признала сына? Почему ничего не помнит? Как хотел Толик, чтобы его мать встретила? Как  люди встречаются?

Вопрос всем: А как доказать, что мы дети своих родителей?

4 группа. Выразительное чтение заключительного фрагмента со слов «Толик проснулся с больной головой»

Задание: Озаглавьте этот фрагмент. Как последний  эпизод связан с заголовком рассказа? Какова роль этого фрагмента в композиции произведения? В каком предложении выражено отношения автора к происходящему? Какие  художественные средства использованы? Какова их роль?

Послетекстовая работа.

10.Беседа по вопросам: Почему герой так уехал?

Почему мать не захотела признать сына?

Обидела она его?

Почему автор называет его Толиком?

Определите нравственные проблемы, которые автор предлагает осмыслить читателю? ( Проблема отношения детей к родителям, проблема одиночества, проблема материального достатка и души)

 Чему научил вас рассказ?

Почему так происходит в жизни?

Кому можно порекомендовать прочитать данный рассказ?

Какие вы хотите обсудить вопросы, связанные с содержанием рассказа?

10.Дом задание. Слайд 8.Напишите эссе "Успел-таки?" или комплексный анализ текста.

 11.Рефлексия.

Удалось ли нам реализовать задачи, намеченные в начале урока?

Чья работа показалась вам наиболее интересной и заслуживает особой оценки?

Продолжите начатые предложения… Слайд 9.

12. Заключение.

Мы прочитали это произведение, чтобы духовная память наша была всегда вместе с нами. Чтобы чувство вины не обжигало бессонными ночами, чтобы не было непоправимой вины и невозможности что-то исправить. Любите своих матерей, берегите! И спешите к ним всегда! Об этом и наш видеоролик.  (Индивидуальное задание одного из учеников, где он использует личные фотографии, снимки природы родного посёлка)

Использованная литература:

 Л.М.Куликова «Свиделись». 8-11 классы. Л.М.Коновалова. Журнал «Русский язык и литература. Всё для учителя» №7 2015г

http://festival.1september.ru/authors/262-377-988



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».

Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Конспект занятия в технологии критического мышления

Цели урока:  Образовательные цели: Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности». Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Ко...

Урок литературы в 6 классе. Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Методическая разработка урока по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"  поможет молодому учителю наиболее полно проанализировать данное произведение....

Нравственные проблемы рассказа Е.И.Носова "Кукла"

В наше время  очень актуальны вопросы нравственного воспитания. На уроках литературы этому уделяется особое внимание....

Нравственные проблемы рассказа А.Куприна "Куст сирени"

Урок  литературы по учебнику В,Коровиной.Знакомстово  с  творчеством  писателя. Предлагаются проблемные  вопросы, пресс-опрос, работа  в  группах....

Нравственные проблемы рассказа Тэффи "Жизнь и воротник"

В методической разработке показана работа учителя по нравственному воспитанию учащихся на уроке литературы....