Масленица в хужожественном слове и живописи
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Кухтинова Людмила Петровна

Масленица в художественном слове и живописи. Урок внеклассного чтения в 6 классе по роману И.С.Шмелева "Лето Господне", глава "Масленица". Обучение анализу художественного текста.Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях русского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе

Учитель         Кухтинова Л.П.

Тема урока:

«Масленица в художественном слове и живописи».

Цели:        - показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства;

        - продолжить  формирование   навыков  анализа языковых средств; продолжить обучение умению строить текст (устное монологическое высказывание по картине; сочинение-миниатюра);

        - познакомить с традициями русского народа;

        - эстетическое воспитание на основе межпредметных связей: русский язык – литература – живопись (– музыка).

Оборудование: - отрывки из книги И.С. Шмелева «Лето Господне» (глава «Масленица»);

           - репродукции картин Б.М. Кустодиева «Масленица» (1916), «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919). (Чайковский «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года»).

        

Ход урока

I Работа с текстом И. Шмелева

(на каждом столе)

  1. Слово учителя.

- На сегодняшнем уроке мы будем говорить об одном из самых ярких праздников русского народа – о Масленице. Что вы знаете об этом празднике?

(ответы учащихся)

- Вспомните устойчивые выражения, пословицы и поговорки, связанные с этим праздником, объясните их значение (Широкая Масленица; не житье, а масленица; не все коту масленица).

- Этот праздник не мог оставить никого равнодушным, и многие произведения искусства посвящены Масленице. Сегодня на уроке мы прочитаем детские воспоминания И.С. Шмелева о Масленице, посмотрим, каким настроением наполнены картины Б.М. Кустодиева «Масленица», «Балаган», услышим, как в музыке передается ощущение радости, света, праздника.

  1. Чтение отрывков из главы «Масленица» из книги И.С. Шмелева «Лето Господне».

  1. Постепенно в ходе урока заполняется таблица «Рабочие материалы».

Работа в тетради:

Автор, название произведения.

Изобразительные средства

Настроение

«Мультимедиа» текст №1.

         Масленица… Я и теперь ещё чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада, в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней весёлыми санями, с весёлыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньки…

Теперь потускнели праздники и люди как будто охладели.  А тогда … все и всё были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне,  зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звёздами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте!  В этом широком слове и теперь ещё для меня жива яркая радость.

Анализ.

- Все ли слова в тексте понятны? Объясните, как вы понимаете словосочетания: волны чада, переборы гармоньки, убогий блин.

- Какие воспоминания вызывают у писателя слово Масленица?

(И.С. Шмелев говорит, что это широкое слово (широкая масленица) наполнено яркой радостью, веселым звоном, довольным гулом людей).

- Какие языковые средства помогают автору передать чувство радости?

(Он использует такие слова, как яркие пятна, веселые кони в бубенцах, игривые переборы гармоньки. Использует повтор слова веселый).

- С какими обычно словами сочетается слово веселый?

(человек, голос, настроение, музыка, игра и т.п.)

- А теперь найдите в тексте словосочетания с этим словом. (Веселые сани, веселые кони).

- Эти сочетания, особенно веселые сани, довольно необычны. Какую главную мысль они помогают раскрыть?

(Писатель говорит о том, что все в эти дни было наполнено радостью, весельем, именно это чувство связывало всех: «все и всё были со мною, связаны и я был со всеми связан»).

- Найдите еще необычное словосочетание в тексте. Что вы представляете себе, прочитав это сочетание слов?

(«… дорогу, замаслившуюся на солнце…»; мы видим плотный снег, гладкую дорогу, блестящий на солнце снег, чувствуем приближение весны…)

«Мультимедиа» текст №2

Оттепели все чаще, снег маслится. С солнечной стороны висят стеклянною бахромой сосульки, плавятся – звякают о льдышки.   Прыгаешь на одном коньке, и чувствуется, как мягко режет, словно по толстой коже. Прощай, зима! Это и по галкам видно, как они кружат «свадьбой», и цокающий  их гомон куда – то манит.  Болтаешь коньком на лавочке и долго следишь за чёрной их кашей в небе. Куда – то скрылись.  И вот проступают звёзды. Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печёным хлебом, вкусным дымком берёзовым, блинами. Капает в темноте, - масленица  идёт.

- Читая эти строки, мы тоже ощущаем, что Масленица идет. Как писателю удается передать это ощущение?

(Писатель говорит, что чаще появляется солнце, снег маслится-тает, блестит; как бахрома, висят сосульки и тают – плавятся, лед становится мягким; раздается гомон галок; а тихая капель в темноте похожа на шаги Масленицы, весны).

«Мультимедиа» текст №3

Масленица в развале. Такое солнце, что разогрело лужи.  Сараи блестят сосульками. Идут парни с весёлыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные, внавалку, катаются на извозчиках с гармоньей. Мальчишки «в блина играют»: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать – не выронить, весело бьются мордами …  Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь.  На сковородках, с тарелку, «чёрные» блины пекутся и гречневые, румяные, кладутся в стопки.   Пар  идёт от блинов, винтами. Я смотрю от двери, как складывают их в четвёртку, макают в горячее масло в мисках и чавкают.   Стоит благодатный гул: довольны.

- Понятны ли вам слова фабричные, внавалку катаются, гармонька, стряпухи, в четверку складывать?

- Масленица в разгаре, и, конечно, ни одна Масленица не обходится без румяных блинов, которые сами похожи на солнце, наполняющее этот веселый, праздничный день.

- Какие слова из этого отрывка уже встречались в тексте И. Шмелева?

        (идут парни с веселыми связками шаров).

Слово учителя.

- Раньше в Москве и Петербурге во время масленичных праздников на главных площадях устраивались катания на санях, строились большие ледяные горы, карусели, балаганы (уличные театры). Вся площадь была наполнена веселым гулом, криками восторженных ребятишек, песнями, звуками шарманок или гармошек.

«Мультимедиа» текст №4.

После блинов, едем кататься с гор. Зоологический сад, где устроены наши горы – они из дерева и залиты льдом, - завален глубоким снегом, дорожки в сугробах только.    Высоченные горы на прудах. Над свежими тесовыми беседками на горах пестро играют флаги. Рухаются с рычаньем высокие «дилижансы» с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них ёлками. Черно на горах народом.  Нам подают «американки», он откидывается со мной назад – и мы мчимся, летим, как ветер.  Катят с бенгальскими огнями, горят разноцветные шары – и под нами, во льду, огни…

- Как вы понимаете предложение

Рухаются с рычанием высокие «дилижансы» с гор…?

(эпитет; метафора – выразительные средства)

Слово учителя.

- Не только писатели, но и художники старались передать свои воспоминания, впечатления об этом веселом празднике.

II Картины Кустодиева (репродукции)

- А теперь посмотрите на репродукции картин Б.М. Кустодиева, на которых разворачивается масленичное веселье.

- Каким настроением наполнены его картины? Какие чувства они вызывают? Что сразу бросается в глаза? Какие краски и тона преобладают?

(Музыка).

Эпиграф «Скоро Масленицы бойкой

                Закипит широкий пир.

                        (П. Вяземский).

Примерный связный рассказ (устный).

- Сразу бросается в глаза многоцветье. Ликование ярких красок: на изумрудно-зеленом небе золотые и розовые закатные облака; снег – то бледно-сиреневый, то нежно-голубой, то розовый. На переднем плане мы видим сани, желтые с красными цветами; Возницу в синем кафтане и в шапке с ярко-красным верхом; едущие в санях что-то рассматривают, возможно, какое-то праздничное действо.

    На горке кипит мальчишеский бой, летят снежки. А внизу – карусель, толпы у балагана, торговых рядов. На румяных от мороза лицах людей улыбки. Когда  смотришь на картину Б.М. Кустодиева, кажется, что и сам принимаешь участие в этом праздничном гулянье, слышишь песни под гармошку, женский смех, фырканье лошадей, крики возниц, которые всполошили птиц.

III. Подведение итогов.

- Сегодня на уроке мы увидели, как с помощью слов, красок (и звуков?) можно передать настроение, которое возникает во время яркого, веселого, русского праздника-Масленицы.

И Бог на небе,

за звёздами,

с лаской глядел на всех:

масленица, гуляйте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"

Итоговый тест к интегрированному уроку по МХК и литературе по теме " Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"....

Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"

Данная презентация является прекрасным дополнением по изучению этого произведения по курсу "Литература" 9 класс....

" Слово о полку Игореве" в русской живописи.

Урок развития речи . Древнерусская  литература. " Слово о полку Игореве в русской живописи"....

Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи

Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи. 9 класс....

НОД Использование художественного слова по ознакомлению детей с живописью.По русской народной сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка." Старшая группа.

Конспект НОД по развитию речи .  Тема: "Использование художественного слова по ознакомлению детей с живописью. По русской народной сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"....