Разработка урока литературы в 9 классе.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Луканина Ольга Михайловна

Разработка  урока  литературы в 9 классе.

Тема : Татьяна Ларина –  «милый идеал» А.С. Пушкина.

Цели:

1)Рассмотреть своеобразие женского образа в романе.

2)Раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворённость натуры

    главой героини.

3)Развивать умения сопоставлять образы героев, определять приёмы их авторской характеристики.

 

Оборудование: презентация, видеоинтервью, компакт-диск , рисунок, опера

                               П.И.Чайковского « Евгений Онегин».

Ход урока.

Звучит вступление к опере П.И. Чайковского « Евгений Онегин».

  1. Организационный момент.
  2. Работа по теме урока.

1)Слово учителя.

-    Есть очень красивая древнегреческая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, вот-вот заговорит. Но скульптура молчала. А творец её заболел. Он занемог от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил своё сокровенное представление о прекрасной женщине, в неё вложил свою душу. И он терзался из-за  того, что никогда не станет мраморная девушка живой. И настолько сильна была эта странная любовь, что боги сжалились над ним и оживили скульптуру.

    Очевидно, в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьёз увлекается своим творением. Возможно, так случилось и с А.С. Пушкиным. Работая над романом «Евгений Онегин», он вдруг почувствовал, какая чудесная девушка  оживает под его пером. И на многих страницах он невольно признаётся ей в любви.

     Конечно, вы уже поняли, о какой героине романа пойдёт сегодня речь на уроке.

2)Сообщение темы урока, цели. Запись темы в тетрадь.

- Критик В.Г. Белинский писал, что Пушкин «первый воспел, в лице Татьяны, русскую женщину». Чем же отличается Татьяна от других героинь романа?

Что в ней такого особенного, что именно она стала для Пушкина «милым идеалом»? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте поближе познакомимся с главной героиней романа.

3)Проверка домашнего задания. Сообщения учащихся  по плану ( план на экране):

          I.« Итак, она звалась Татьяной…»

          II.Татьяна и Ольга.

          III.Связь Татьяны с народом и природой.

          IV.« Я..знаешь, няня, влюблена.»

          V.«Как изменилася Татьяна». Татьяна – законодательница мод.

          VI. А счастье было так возможно, так близко.

         VII.Героиня Пушкина и современность .

 

- Итак, она звалась Татьяной. Беседа по вопросам:

  • Почему именно такое имя даёт автор героине, оно ведь не было характерно для дворянского круга?
  • Что вы можете сказать о семье, в которой выросла Татьяна? Опишите жизнь в деревне, используйте при этом цитаты из романа.
  • Какой Таня была в детстве?

 

Учитель. Пушкин не описывает внешность Татьяны, он скорее показывает внутренний мир девушки, её отличия от других и прежде всего от сестры Ольги.

( Сравнительная характеристика сестёр).

 

Учитель. Слушая сообщения, цитаты, каждый из вас, наверняка, представил себе Татьяну, мысленно нарисовал её портрет.

( Представление учащимся своего  рисунка.)

 

Учитель. На формирование характера героини, её внутреннего мира огромное влияние оказала связь с народом и природой.

(Сообщение по теме).

 

Учитель. Французские романы, молодость, романтичность подготовили почву для любви.  «Душа ждала…кого-нибудь». Почему Татьяна сразу же влюбляется в Онегина, ведь она практически не знает? Вопреки законам, правилам, первая признаётся ему в любви, пишет письмо.

( Ученица в костюме пером пишет письмо. Горят свечи. Чтение наизусть письма Татьяны).

 

Учитель.Но Онегин сурово отчитывает Таню. Что происходит с ней?

В 8-й главе мы видим другую Татьяну – знатную даму, законодательницу мод.

( Сообщение. Прослушивание компакт –диска, отрывок из гл.8)

 

Учитель. Татьяна отказывается от любви, а счастье было так возможно.

( Прослушивание арии Ленского и Татьяны из оперы П.И. Чайковского

 « Евгений Онегин»).

 

Учитель .Какой накал страстей, какие чувства! Так почему же Татьяна отказывается от своего счастья?

Ф.М. Достоевский утверждал:  « Если бы Татьяна даже стала свободной, если бы умер её старый муж и она овдовела, то и тогда она не пошла бы за Онегина. В этом суть её характера!»

III. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос  : « Согласны ли вы с утверждением Ф.М. Достоевского?».

Учитель. Сегодня на дворе  XXI век. Другие ценности, другие идеалы. Как же современная молодёжь относится к героине романа А.С. Пушкина?

( видеоинтервью со старшеклассниками).

IV. Итоги  урока:

Учитель.Чтобы обобщить всё сказанное сегодня на уроке, мы посмотрим презентацию « Татьяна- «милый идеал» А.С. Пушкина».

( Просмотр презентации, подготовленной учащимся, выставление оценок за урок)

 

Примерные ответы учащихся.

 

Татьяна и Ольга. Сравнительная характеристика.

  Сам процесс становления характера Татьяны Пушкин оставляет за рамками романа. Можно только догадываться, почему в одной семье возникли разные характеры Татьяны и Ольги. Характеристика героинь построена на сравнениях.(гл.2, XXIII строфа)

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза как небо голубые;

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, лёгкий стан,

Всё в Ольге …но любой роман

Возьмите и найдёте, верно,

Её портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно…

 

        Татьяну автор не наделяет внешней красотой:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей…

        Автор даёт скорее внутренний портрет ( «Дика, печальна, молчалива»).

А.С.Пушкин неоднократно подчёркивает её бледность, задумчивость, унылый вид. Эта бледность- признак сильных чувств, страдания и внутренней сосредоточенности. Всё это отличает её от цветущей и легкомысленной Ольги.

Связь Татьяны с народом и природой.

       Развитие души Татьяны совершается под влиянием культуры, быта, обычаев и нравов. Уже само имя Татьяны  «неразлучно» для Пушкина с «воспоминаньем старины». Она окружена фольклорными образами(«Страшные рассказы Зимою в темноте ночей Пленяли больше сердце ей»). Ей понятны народные обычаи, она верила « преданьям Простонародной старины», гаданьям, даже её сон соткан из образов старинных сказок.

       Вот эта простая народная культура, выражающая склад русского характера и народные идеалы, исподволь формировала нравственность Татьяны.

        Глубока и органична связь Татьяны с природой, хотя в любви к природе есть индивидуальное отношение, личностное.

Татьяна  (русская душою,

Сама  не зная, почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму.

       Татьяна любит зиму безотчётно. Однако Пушкин замечает, что она не похожа на «красавиц недоступных, холодных, чистых как  зима». Надменности в ней нет. Но строгость, ясность души и взгляда на мир при всех страданиях любви, сдержанность в проявлении чувств, способность к тайной, спрятанной, но не умершей жизни – все эти свойства героини помогают понять, почему Татьяна любила зиму.

  Перед тем , как уехать из деревни, она прощается с родным краем, с природой, словно предчувствуя, что уже не вернётся никогда:

Простите, мирные долины,

 И вы, знакомых гор вершины,

И вы, знакомые леса;

Прости, небесная краса,

Прости, весёлая природа;…

       В этом проникновенном обращении к природе Пушкин ясно показывает, что Татьяну нельзя отделять от природы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....