Разработка урока литературы в 9 классе.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Разработка урока литературы в 9 классе.
Тема : Татьяна Ларина – «милый идеал» А.С. Пушкина.
Цели:
1)Рассмотреть своеобразие женского образа в романе.
2)Раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворённость натуры
главой героини.
3)Развивать умения сопоставлять образы героев, определять приёмы их авторской характеристики.
Оборудование: презентация, видеоинтервью, компакт-диск , рисунок, опера
П.И.Чайковского « Евгений Онегин».
Ход урока.
Звучит вступление к опере П.И. Чайковского « Евгений Онегин».
- Организационный момент.
- Работа по теме урока.
1)Слово учителя.
- Есть очень красивая древнегреческая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, вот-вот заговорит. Но скульптура молчала. А творец её заболел. Он занемог от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил своё сокровенное представление о прекрасной женщине, в неё вложил свою душу. И он терзался из-за того, что никогда не станет мраморная девушка живой. И настолько сильна была эта странная любовь, что боги сжалились над ним и оживили скульптуру.
Очевидно, в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьёз увлекается своим творением. Возможно, так случилось и с А.С. Пушкиным. Работая над романом «Евгений Онегин», он вдруг почувствовал, какая чудесная девушка оживает под его пером. И на многих страницах он невольно признаётся ей в любви.
Конечно, вы уже поняли, о какой героине романа пойдёт сегодня речь на уроке.
2)Сообщение темы урока, цели. Запись темы в тетрадь.
- Критик В.Г. Белинский писал, что Пушкин «первый воспел, в лице Татьяны, русскую женщину». Чем же отличается Татьяна от других героинь романа?
Что в ней такого особенного, что именно она стала для Пушкина «милым идеалом»? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте поближе познакомимся с главной героиней романа.
3)Проверка домашнего задания. Сообщения учащихся по плану ( план на экране):
I.« Итак, она звалась Татьяной…»
II.Татьяна и Ольга.
III.Связь Татьяны с народом и природой.
IV.« Я..знаешь, няня, влюблена.»
V.«Как изменилася Татьяна». Татьяна – законодательница мод.
VI. А счастье было так возможно, так близко.
VII.Героиня Пушкина и современность .
- Итак, она звалась Татьяной. Беседа по вопросам:
- Почему именно такое имя даёт автор героине, оно ведь не было характерно для дворянского круга?
- Что вы можете сказать о семье, в которой выросла Татьяна? Опишите жизнь в деревне, используйте при этом цитаты из романа.
- Какой Таня была в детстве?
Учитель. Пушкин не описывает внешность Татьяны, он скорее показывает внутренний мир девушки, её отличия от других и прежде всего от сестры Ольги.
( Сравнительная характеристика сестёр).
Учитель. Слушая сообщения, цитаты, каждый из вас, наверняка, представил себе Татьяну, мысленно нарисовал её портрет.
( Представление учащимся своего рисунка.)
Учитель. На формирование характера героини, её внутреннего мира огромное влияние оказала связь с народом и природой.
(Сообщение по теме).
Учитель. Французские романы, молодость, романтичность подготовили почву для любви. «Душа ждала…кого-нибудь». Почему Татьяна сразу же влюбляется в Онегина, ведь она практически не знает? Вопреки законам, правилам, первая признаётся ему в любви, пишет письмо.
( Ученица в костюме пером пишет письмо. Горят свечи. Чтение наизусть письма Татьяны).
Учитель.Но Онегин сурово отчитывает Таню. Что происходит с ней?
В 8-й главе мы видим другую Татьяну – знатную даму, законодательницу мод.
( Сообщение. Прослушивание компакт –диска, отрывок из гл.8)
Учитель. Татьяна отказывается от любви, а счастье было так возможно.
( Прослушивание арии Ленского и Татьяны из оперы П.И. Чайковского
« Евгений Онегин»).
Учитель .Какой накал страстей, какие чувства! Так почему же Татьяна отказывается от своего счастья?
Ф.М. Достоевский утверждал: « Если бы Татьяна даже стала свободной, если бы умер её старый муж и она овдовела, то и тогда она не пошла бы за Онегина. В этом суть её характера!»
III. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос : « Согласны ли вы с утверждением Ф.М. Достоевского?».
Учитель. Сегодня на дворе XXI век. Другие ценности, другие идеалы. Как же современная молодёжь относится к героине романа А.С. Пушкина?
( видеоинтервью со старшеклассниками).
IV. Итоги урока:
Учитель.Чтобы обобщить всё сказанное сегодня на уроке, мы посмотрим презентацию « Татьяна- «милый идеал» А.С. Пушкина».
( Просмотр презентации, подготовленной учащимся, выставление оценок за урок)
Примерные ответы учащихся.
Татьяна и Ольга. Сравнительная характеристика.
Сам процесс становления характера Татьяны Пушкин оставляет за рамками романа. Можно только догадываться, почему в одной семье возникли разные характеры Татьяны и Ольги. Характеристика героинь построена на сравнениях.(гл.2, XXIII строфа)
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, лёгкий стан,
Всё в Ольге …но любой роман
Возьмите и найдёте, верно,
Её портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно…
Татьяну автор не наделяет внешней красотой:
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей…
Автор даёт скорее внутренний портрет ( «Дика, печальна, молчалива»).
А.С.Пушкин неоднократно подчёркивает её бледность, задумчивость, унылый вид. Эта бледность- признак сильных чувств, страдания и внутренней сосредоточенности. Всё это отличает её от цветущей и легкомысленной Ольги.
Связь Татьяны с народом и природой.
Развитие души Татьяны совершается под влиянием культуры, быта, обычаев и нравов. Уже само имя Татьяны «неразлучно» для Пушкина с «воспоминаньем старины». Она окружена фольклорными образами(«Страшные рассказы Зимою в темноте ночей Пленяли больше сердце ей»). Ей понятны народные обычаи, она верила « преданьям Простонародной старины», гаданьям, даже её сон соткан из образов старинных сказок.
Вот эта простая народная культура, выражающая склад русского характера и народные идеалы, исподволь формировала нравственность Татьяны.
Глубока и органична связь Татьяны с природой, хотя в любви к природе есть индивидуальное отношение, личностное.
Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С её холодною красою
Любила русскую зиму.
Татьяна любит зиму безотчётно. Однако Пушкин замечает, что она не похожа на «красавиц недоступных, холодных, чистых как зима». Надменности в ней нет. Но строгость, ясность души и взгляда на мир при всех страданиях любви, сдержанность в проявлении чувств, способность к тайной, спрятанной, но не умершей жизни – все эти свойства героини помогают понять, почему Татьяна любила зиму.
Перед тем , как уехать из деревни, она прощается с родным краем, с природой, словно предчувствуя, что уже не вернётся никогда:
Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса;
Прости, небесная краса,
Прости, весёлая природа;…
В этом проникновенном обращении к природе Пушкин ясно показывает, что Татьяну нельзя отделять от природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/10/picture-107663.jpg)
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-96746-1511985909.jpg)
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-980585-1512101993.jpg)
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....