Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Шашкова Надежда Андреевна

 

Данная рабочая программа по литературе составлена на основе программ для общеобразовательных учреждений по литературе (по программе под редакцией В.Я. Коровиной): 5-9 классы (сост.  В.Я. Вяктва, под ред. Л.Н. Савиной – М.: Планета, 2011г), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, определяющего цели обучения учебному предмету, обязательный минимум учебного материала образовательных программ, требований к уровню подготовки учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_8_klass.docx77.7 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение ____

к Образовательной программе основного

общего образования на 2015-2016 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»

Рабочая программа

Литература

Основное общее образование

8 класс

2015-2016 учебный год

Разработчик:

Шашкова Надежда Андреевна,

учитель русского языка и литературы

2015

1.Перечень нормативных документов, на основе которых составлена данная рабочая программа

Федеральный уровень

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
  2. Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.
  3. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.
  4. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
  5. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
  6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
  7. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
  8. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
  9. Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047
  10. Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
  11. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).
  12. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

Региональный уровень

  1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
  2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
  3. Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.
  4. О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839
  5. О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области / Письмо от 31.07.2009 г. №103/3404
  6. Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов областного базисного учебного плана в 2014-2015 учебном году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 30.06.2014г. № 03-02/4959

Институциональный уровень

  1. Об утверждении перечня учебников к использованию в образовательном процессе МБОУ СОШ №25 на 2014-2015 учебный год / Приказ  Муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №25» Озерского городского округа Челябинской области от 29.05.2014г. №105-1/01-05-1.
  2. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам / Приказ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №25» Озерского городского округа Челябинской области от 27.06.2014 г. № 123/01-05-1.

2.Пояснительная записка

Данная рабочая программа по литературе составлена на основе программ для общеобразовательных учреждений по литературе (по программе под редакцией В.Я. Коровиной): 5-9 классы (сост.  В.Я. Вяктва, под ред. Л.Н. Савиной – М.: Планета, 2011г), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, определяющего цели обучения учебному предмету, обязательный минимум учебного материала образовательных программ, требований к уровню подготовки учащихся.

Учебники:

  1. Коровина В.Я. и др. Литература Учебник - хрестоматия (часть 1,2) 8 класс  - Москва «Просвещение» 2013

Входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253.

Изучение литературы на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучения литературы в школе направлено на развитие читательской, литературоведческой, коммуникативно - речевой компетенций учащихся.

Общие задачи изучения литературы в школе:

  • Формирование вдумчивого, талантливого читателя.
  • Развитие художественного вкуса.
  • Обучение грамотному анализу прочитанного произведения.
  • Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.
  • Формирование читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
  • Формирование представления о логике развития литературного процесса.

8 класс

  • Развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения.
  • Совершенствование умения анализировать и интерпретировать художественный текст.
  • Систематизация представлений о родах и жанрах литературы (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворения в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия).
  • Развитие умения писать сочинения, усложняющиеся по объёму и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов.
  • Развитие умения создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.
  • Формирование первоначальных представлений о закономерностях развития литературы.

     Главным при изучении предмета «Литература» остаётся работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета. Содержание стандарта по литературе реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

  • рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
  • репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображённых в нём событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера;
  • продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
  • поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
  • исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Особенности организации учебного процесса

Основной формой организации учебных занятий остаётся классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия, диспут, семинар, литературная викторина, гостиная, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы, учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

Используемые технологии, методы, формы работы, обоснование их использования

Непременным условием успешности учителя является владение современными образовательными технологиями, методами и приёмами обучения. Их применение определяет уровень преподавания и повышает эффективность урока. На уроках литературы используются следующие технологии:

  • технология личностно ориентированного развивающего обучения;
  • технология развития критического мышления через чтение и письмо;
  • игровые технологии;
  • технология встречных усилий;
  • технология опережающих заданий;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • ИКТ.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
ИЗУЧЕНИЯ

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основного общего образования усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент основного общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Данный перечень включает три уровня детализации учебного материала:

  • названо имя писателя с указанием конкретных произведений;
  • названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю);
  • предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения (выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю).

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ

  • Художественная литература как искусство слова.
  • Художественный образ.
  • Фольклор. Жанры фольклора.
  • Литературные роды и жанры.
  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
  • Анализ и интерпретация произведений.
  • Составление планов и написание отзывов о произведениях.
  • Написание изложений с элементами сочинения.
  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
  • Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Содержание учебного материала

8 класс

Введение

Русская литература и история. Интерес русских писателей кисторическому прошлому своего народа. Знакомство с учебником.

Устное народное творчество

Русские народные песни, их разновидности. Отражение в песнях народной жизни.

Частушки. Особенности строения и поэтики частушек. Темы частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

Древнерусская литература

«Житие Александра Невского». Защита русских земель от врагов, избранные подвиги Александра Невского. Житийный образ Александра Невского. Житие как жанр древнерусской литературы.

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение древнерусской литературы. Особенности бытовой сатирической повести.

Русская литература XVTII века

Русская литература XVIII века, общая характеристика. Понятие о сентиментализме.

Н.М.Карамзин.

Слово о писателе. Повесть «Наталья, боярская дочь».Историческая основа повести. Характеристика главных героев. Черты сентиментализма в повести.

Или Фонвизин «Недоросль». Художественные особенности. Система образов.

Русская литература XIX века

Русская литература XIX века, общая характеристика.

И.А.Крылов и его басни. Историческая основа, мораль и идейно-художественные особенности басен «Лягушки, просящие царя» и «Обоз».

К.Ф.Рылеев.

Жанровое многообразие творчества поэта. Исторические события и содержание думы «Смерть Ермака».

А.С.Пушкин.

Слово о поэте. Тема природы в лирике Пушкина: «Туча». Тема дружбы в лирике Пушкина: «19 октября».Любовная лирикаПушкина:

«Я помню чудное мгновенье». История создания стихотворения, идейно-художественные особенности.

Историческая тема в творчестве Пушкина. Отношение поэта к истории. Обращение Пушкина к теме Пугачевского восстания. «История

Пугачевского бунта»: описание внешности и характера Пугачева, отношение автора к восстанию. Творческая история повести «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева. Нравственная оценка личности героя. Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Изображение народной войны и ее вождя. Образ маши Мироновой. Смысл названия повести. Идейнохудожественное богатство повести. Замысел автора и его воплощение. Урок внеклассного чтения: главные идеи и образы повести А.С.Пушкина«Пиковая дама».

М.Ю.Лермонтов.

Жизнь и судьба. Принцип историзма в произведениях Лермонтова. Поэма «Мцыри»: история создания, тема и идея, значение эпиграфа. Роль пейзажа в поэме. Основные черты характера главногогероя. Смысл концовки поэмы. Понятие о романтизме. Особенности «Мцыри» как романтической поэмы. Оценка поэмы русской критикой.

Н.В.Гоголь- писатель-сатирик. Замысел, написание и постановка комедии «Ревизор».Нравственные и социальные пороки чиновников города N.Хлестаков и хлестаковщина как нравственное явление. Финал комедии. Смысл немой сцены. Значение эпиграфа к комедии.

Урок внеклассного чтения: петербургские повести Гоголя. Реальность и фантастика в повести «Шинель» .Образ главного героя.

И.С.Тургенев .Слово о писателе. Отношение писателя к истории. Повесть «Ася».Характер и поведение главной героини. Психологизм илиризм писателя в изображении любовных чувств. Повесть «Ася» в русской критике.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Образ писателя. Отношение писателя к общественному устройству России. Содержание «Истории одного города»(обзор). Сказочные элементы и иносказательное изображение российских порядков. Средства создания комического.

Н.С.Лесков. Образ писателя и его отношение к истории России. Смысл эпиграфа и названия ^ рассказа «Старый гений». Нравственные проблемы рассказа.

Л.Н.Толстой- великий писатель и человек. Отношение писателя к истории. Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за все происходящее вокруг. Антитеза как способ построения произведения.

Поэзия родной природы: пейзажная лирика поэтов XIX века.

А.П.Чехов и его понимание истории. Рассказ «О любви»- история об упущенном счастье. Причины поведения главных героев.

Русская литература XX века

Русская литература XX века, общая характеристика.

И.А.Бунин. Слово о писателе. Мастерство Бунина в ^ рассказе «Кавказ».Роль пейзажа. Главные проблемы рассказа.

Писатель А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Рассказ «Куст сирени».Представление о счастье и любви.

А.Блок. Слово о поэте. Изображение страны и отражение ее истории в стихотворении «Россия».

Д.С.Лихачев о Куликовской битве. Образ Родины в цикле Блока «На поле Куликовом».Образная система цикла.

С.Есенин. Слово о поэте. Оценка творчества Есенина М.Цветаевой и Б.Пастернаком. История создания поэмы «Пугачев».Образ предводителя народного восстания. Отношение автора к герою.

М.А.Осоргин и его рассказ «Пенсне».Сочетание реальности и фантастики. Традиции Н.В.Гоголя в прозе Осоргина.

И.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем»- сложный путь к мастерству. Автобиографические воспоминания писателя.

Изображение исторических событий авторами журнала «Сатирикон».

Тэффи «Жизнь и воротник».Реальность ситуации и юмористическиедетали.

М.Зощенко. Слово о писателе. Сатирический рассказ «История болезни».Абсурдность в рассказе и в жизни.

А.Твардовский. О поэте. История создания поэмы «Василий Теркин».Роль литературы в годы Великой Отечественной войны. Картиныфронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Композицияпоэмы. Авторские отступления. Народный образ главного героя.

А.Платонов и его рассказ «Возвращение».Нравственные проблемы игуманизм рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.Роль поэзии на войне.История создания некоторых популярных военных песен.

Рассказы В.П.Астафьева.Слово о писателе, его отношение к истории.Тематический характер творчества Астафьева. Отражение довоенноговремени в рассказе «Фотография, на которой меня нет».

Образыибабушки, и учителя.

Русские поэты XX векао природе и о себе. Тематические ихудожественные особенности стихов.

Поэты Русского Зарубежьяо Родине. Литература Русского Зарубежья ипричины ее появления. Особенности творчества поэтов РусскогоЗарубежья.

Взаимосвязь литературы и истории (обобщение). Понятие историзма вшироком и узком смысле. Романтический и реалистический историзм.

Зарубежная литература

У.Шекспир- великий английский драматург. Обзор содержания пьесы«Ромео и Джульетта».

Английский писатель-сатирик Дж.Свифти его отношение к истории.Сатирическое изображение английской действительности в

Романе«Путешествия Гулливера».

В.Скотти его исторический ^ роман «Айвенго».Отношение писателя кистории и ее отражению в литературе. Сочетание исторической правдыи фантазии в романе «Айвенго». Сопоставление романа «Айвенго» иповести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №25 на 2014-2015 учебный год на изучение учебного предмета «Литература» в 5 – 8 классах отводится по 70 часов, из расчёта по 2 учебных часа в неделю.

Программные темы распределены в календарно-тематическом планировании с учетом объема знаний учащихся, значимости материала для формирования читательской, литературоведческой, коммуникативно - речевой компетенций учащихся.

Учебно-тематический план

8 класс

Раздел

Количество часов

Введение

1

Устное народное творчество

1

Из древнерусской литературы

3

Из русской литературы XVIII века

3

Из русской литературы XIX века

32

Из русской литературы XX века

21

Из зарубежной литературы

9

Итого:

70

Содержание обучения определяет перечень и объём материала, обязательного для изучения в школе. Содержание обучения распределено в соответствии с содержательными линиями курсов, объединяющими связанные между собой вопросы. Это позволяет, отвлекаясь от места конкретной темы в курсе, оценить её значение по отношению к соответствующей содержательной линии, правильно определить и расставить акценты в обучении. Организовать итоговое повторение.

В связи с тем, что рабочая программа - это программа, разработанная на основе примерной учебной, но вносящая изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, в данную программу внесены следующие изменения:

- количество часов на изучение УНТ уменьшено на 2 и увеличено количество часов на изучение литературы 19 века на 2

- количество часов на изучение древнерусской литературы увеличено на 1 и уменьшено количество часов на изучение литературы 18 века на 1

- количество часов на изучение литературы 20 века увеличено на 2 (2 часа по учебному плану)

 -количество часов на изучение зарубежной литературы увеличено на 2 (2 часа из резерва)

Данные изменения внесены с целью реализации регионального компонента в объеме более 10% учебного времени, вдумчивого анализа наиболее объемных и сложных с литературоведческой точки зрения произведений, развития речевой компетенции учащихся за счет увеличения рекомендованного количества часов на классные и домашние сочинения.

Тематика содержания учебной программы в части реализации национально - регионального компонента

Решение задач филологического образования в школе неразрывно связано с реализацией регионального компонента содержания языкового образования, на освоение которого отводится 10% от общего объема отведенных на изучение предмета часов.

Программа литературы в 5 – 9 дополнена курсом «Литература России. Южный Урал» (на основе учебного пособия «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 5 – 9 классов» Челябинск «Взгляд», 2002).

Курс «Литература России. Южный Урал» органично связан с базовым курсом литературы, он дополняет и расширяет его за счёт включения таких вопросов и понятий, как региональные формы культуры, региональная литература, «культурное гнездо», культурное краеведение на Урале, крупнейшие краеведы: В.Бирюков, А.Шмаков, А.Лазарев, Л.Гальцева и др., тематические и проблемные параллели между национальной литературой и литературой Южного Урала.

8 класс

№ п/п

№ урока

Тема урока

Тема НРК

1

2

Русские народные песни. Частушка как малый песенный жанр.

Народнопоэтическое творчество Урала. Отражение жизни народа в песнях, частушках, преданиях.

2

11

К.Ф. Рылеев. Дума «Смерь Ермака».

Покорение Сибири Ермаком. Ермак за Уралом.

3

13

А.С. Пушкин «История пугачевского бунта».

Пугачев на Урале– песни, предания, легенды

4

12

Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина.

Пушкин в Зауралье. Путевые заметки.

5

39

Поэзия родной природы.

Устные зарисовки «Природа Урала. Осень.»

6

61

Литература и история.

Литература и история в произведениях русских писателей. Писатели об Урале.

7

48

Образ Пугачёва в фольклоре, в произведениях Пушкина, Есенина, уральских поэтов.

Образ Пугачёва в фольклоре, в произведениях Пушкина, Есенина, уральских поэтов.

8

57

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Лирика военного времени. Уральцы и война.

3.Календарно-тематическое планирование

8 класс

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Содержание учебного материала

Русская литература и история.

1

Отражение русской истории в литературе. Понятие историзма

Русские народные песни. Частушка как малый песенный жанр.

НРК

1

Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр. Особенности художественной формы фольклорных произведений.

Предания. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

1

Предания как жанр русской народной прозы. Особенности содержания и художественной формы преданий

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

1

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. Особенности содержания и формы воинской повести и жития.

Повесть «Шемякин суд».

1

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести

Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

1

Обучение анализу эпизода.

 Подготовка к сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе XVIII века».

1

Развитие речи

И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз».

1

Слово о поэте. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

В. ч. И.А. Крылов – поэт и мудрец.

1

Многогранность личности баснописца.

К.Ф. Рылеев. Дума «Смерь Ермака».

НРК

1

Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. Дума «Смерь Ермака» и ее связь с русской историей.

Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина.

НРК

1

Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Историческая тема в творчестве Пушкина. (на основе изученного в 6-7 классах).

А.С. Пушкин «История пугачевского бунта».

НРК

1

Литературоведческий анализ

Творческая история романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1

История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

Жизненный путь Петра Гринева.

1

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

Маша Миронова – нравственный идеал А.С. Пушкина.

1

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

Образ Пугачева в произведениях А.С. Пушкина.

1

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке

Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка».

1

А.С. Пушкин. Стихотворения «19 октября», «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье».

1

Лингвистический анализ поэтического текста.

А.С. Пушкин Повесть «Пиковая дама».

1

Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести.

Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина

1

Систематизация полученных знаний о поэте.

Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова.

1

 Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова (с обобщением изученного в 6-7 классах)

Сюжет и герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

1

Мцыри как романтический герой.

Художественные особенности поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

1

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природ в поэме.

 Сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

1

Развитие речи

Историческая тема в художественном творчестве Н.В. Гоголя.

1

Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

«Ревизор» Н.В. Гоголя как социальная комедия.

1

«Ревизор» как социальная  комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки.

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор.

1

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников.

Хлестаков и хлестаковщина.

1

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление

Особенности композиционной структуры комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».  Подготовка к сочинению.

1

Особенности композиционной структуры комедии.

Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель».

1

Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного)

Мечта и действительность в повести Н.В. Гоголя «Шинель».

1

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повести.

М.Е. Салтыков - Щедрин. Роман «История одного города» (отрывок).

1

Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города». (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

М.Е. Салтыков - Щедрин. Анализ эпизода романа «История одного города».

1

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к сочинению

Анализ эпизода из романа «История одного города»

1

Развитие речи

Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений».

1

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала».

1

Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои.

Художественное своеобразие рассказа Л.Н. Толстого «После бала».

1

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Психологизм рассказа.

Поэзия родной природы.

1

Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова

А.П. Чехов. Рассказ «О любви».

1

Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

И.А. Бунин. Рассказ «Кавказ».

1

Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина-прозаика.

А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени».

1

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

Диспут «О счастье, о любви».

1

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна

Сочинению по одному из произведениям Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

1

Развитие речи.

Историческая тема в творчестве А.А. Блока. На поле Куликовом».

1

Историзм в поэзии. Многоплановость прочтения поэтического текст. Лингво-культурологический анализ.

А.А. Блок. Стихотворение «Россия».

1

Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ Росси и ее истории.

С.А. Есенин. Поэма «Пугачев» (отрывки).

1

Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему.

Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина,

С.А. Есенина. Подготовка к сочинению.

НРК

1

Урок – конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведения А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению

И.С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем».

1

Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминания на пути к творчеству.

М.А. Осоргин. Рассказ «Пенсне».

1

Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом» (отрывки).

1

Значение журнала «Сатирикон» для русской литературы. «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом

Тэффи «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко «История болезни».

1

Сравнительно-сопоставительный анализ

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин».

1

Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме

Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

1

Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина.

Сочинение. Художественные особенности поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»..

1

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин»

А.А. Платонов. Рассказ «Возвращение».

1

Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

НРК

1

Лингвистический анализ поэтических текстов.

В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет».

1

Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Русские поэты XX векао Родине, родной природе и о себе.

1

Тематические и художественные особенности стихов.

Поэты русского зарубежья о Родине.

1

Литература Русского Зарубежья и причины ее появления. Особенности творчества поэтов Русского Зарубежья.

Литература и история.

НРК

1

У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта».

1

Поединок семейной вражды и любви

У. Шекспир. Сонеты.

1

Лингвистический анализ поэтического текста.

Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (обзор).

1

Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

В. ч. Дж. Свифт. Роман «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство.

2

Слово о писателе.

Дж.Свифт и его отношение к истории. Сатирическое изображение английской действительности в

Романе «Путешествия Гулливера».

В. Скотт. Роман «Айвенго».

2

Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

Отношение писателя к истории и ее отражению в литературе. Сочетание исторической правды и фантазии в романе «Айвенго». Сопоставление романа «Айвенго» и повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе

2

Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.

4.Реализация практической части федерального компонента государственного образовательного стандарта

Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

5 класс

сочинение

№ 1 - Урок № 8

№ 2 - Урок № 21

№ 3 - Урок № 33

№ 4 - Урок № 39

№ 5 - Урок № 49

№ 6 – Урок № 69

6

7 класс

сочинение

№ 1 – Урок № 9

№ 2 – урок № 17

№ 3 – Урок № 39

№ 4 – урок № 52

4

8 класс

сочинение

№ 1 – Урок № 25

№ 2 – Урок № 35

№ 3 – Урок № 44

№ 4 – Урок № 55

4

5.Перечень компонентов учебно-методического обеспечения

Учебники:

1.Коровина В.Я. и др. Литература Учебник - хрестоматия (часть 1,2) 8 класс 9-е издание Москва «Просвещение» 2013

Методическая литература для учителя

Программа для общеобразовательных учреждений по литературе (по программе под редакцией В.Я. Коровиной): 5-9 классы . Метод. Пособие. Сост.  В.Я. Вяктва, под ред. Л.Н. Савиной – М.: Планета, 2011г)

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

Учебно-методические пособия для учителя

8 класс

  1. Гринина-Земскова А.М. Обучение сочинениям 5-8 классы Волгоград «Учитель» 2002

     2.  Демиденко Е.Л. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-9 классы Москва «Дрофа» 2003

     3.  Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе 8 класс Москва «Экзамен» 2003

     4.  Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература 8 класс Методические советы Москва «Просвещение» 2003

  1. Коршунова Н.Н., Липина Е.Ю. Литература Тесты 5-8 классы Москва «Дрофа» 2001
  2. Макарова Б.А. Дидактические материалы по литературе 8-й класс Москва «Экзамен» 2009
  3. Попова Е.Н. и др. Литература 5-11 классы Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков Волгоград «Учитель» 2009
  4. Пустошкина А.А., Филатова Е.А. Современные открытые уроки литературы 8-9 классы Ростов-на-Дону «Феникс» 2003
  5. Турьянская Б.И. Литература в 8 классе Урок за уроком Москва «Русское слово» 2001

Учебные пособия для учащихся

1.      Бушко О.М. Школьный словарь литературных терминов Москва «Материк - Альфа» 2003

  1. Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлёв В.П. Читаем, думаем, спорим… 5 класс, 8 класс Москва «Просвещение»
  2. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература 5, 6 класс» Москва «Просвещение» 2007, 2008
  3. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы 7 класс Москва «Просвещение» 2004
  4. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе 5-11 классы Москва «Материк - Альфа» 2004
  5. Николаев П.А. и др. Русские писатели Библиографический словарь Москва «Просвещение» 1990
  6. Новиков В.И. Энциклопедический словарь юного литературоведа Москва «Педагогика» 1988
  7. Серия «Библиотека отечественной классики в 100 томах» Москва «Дрофа» 2002
  8. Серия «Библиотека школьника» Москва «Астрель» 2007
  9. Серия «Всё обо всех» Москва «Слово» 1997
  10. Серия «Школа классики» (Книга для ученика и учителя) Москва «Олимп»  1999
  11. Серия «Сто великих книг» Москва «Вече» 2001
  12. Смирнова Л.А. и др. Русская литература 18-19 веков Справочные материалы Москва «Просвещение» 1995
  13. Хлебалина Е.А. Универсальная школьная энциклопедия Москва «Аванта +» 2005
  14. Энциклопедия для детей Русская литература 20 век Москва «Аванта +» 2004

Перечень Интернет-ресурсов

Отечественная и зарубежная литература

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» - http://lit.1september.ru 

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала - http://litera.edu.ru 

BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки - http://www.bibliogid.ru 

Kidsbook: библиотека детской литературы - http://kidsbook.narod.ru 

Виртуальный музей литературных героев http://www.likt590.ru/project/museum/ 

В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л.О. Красовской http://skolakras.narod.ru 

Древнерусская литература http://pisatel.org/old/ 

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru 

Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru 

Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия http://www.foxdesign.ru/legend/ 

Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru 

Стихия: классическая русская / советская поэзия http://litera.ru/stixiya/ 

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru 

Писатели и литературные произведения, критики

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев http://likhachev.lfond.spb.ru 

Белинский Виссарион Григорьевич http://www.belinskiy.net.ru 

Гоголь Николай Васильевич http://www.nikolaygogol.org.ru 

Жуковский Василий Андреевич http://www.zhukovskiy.net.ru 

Лев Толстой и «Ясная Поляна» http://www.tolstoy.ru 

Крылов Иван Андреевич http://www.krylov.net.ru 

Куприн Александр Иванович http://www.kuprin.org.ru 

Некрасов Николай Алексеевич http://www.nekrasow.org.ru 

Пушкин Александр Сергеевич http://www.aleksandrpushkin.net.ru 

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович http://www.saltykov.net.ru 

Толстой Лев Николаевич http://www.levtolstoy.org.ru 

Тургенев Иван Сергеевич http://www.turgenev.org.ru 

Фонвизин Денис Иванович  http://www.fonvisin.net.ru 

6.Требования к уровню подготовки учащихся

8 класс

К концу 8 класса учащиеся должны уметь:

  • правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты, в том числе и наизусть;
  • художественно пересказывать небольшие отрывки, главы повести, рассказы;
  • давать развёрнутый ответ на вопрос, составлять рассказ о литературном герое;
  • давать сравнительную и групповую характеристику героям произведения;
  • создавать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукопись, актёрское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль;
  • готовить сообщение, доклад, эссе, интервью на литературную тему;
  • свободно владеть монологической и диалогической речью в объёме изучаемых в 8 классе произведений в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.;
  • пользоваться словарями, каталогами;
  • писать сочинения на литературную и свободную тему в соответствии с чтением и изучением литературы в 8 классе;
  • создавать отзыв на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль;
  • создавать сложный план будущего сочинения, доклада;
  • создавать оригинальные произведения: песни, частушки, стихотворения;
  • Свободно владеть письменной речью в объёме курса литературы, изучаемого школьниками в 8 классе.

        

        

7.Критерии оценивания работ учащихся

Критерии оценивания сочинений

Содержание

Речевое оформление

Грамотность

  • соответствие содержания работы заявленной теме;
  • полнота раскрытия темы;
  • наличие фактических ошибок;
  • последовательность изложения

  • разнообразие лексики и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочётов

число допущенных ошибок:

  • орфографических;
  • пунктуационных;
  • грамматических

Требования к объёму сочинений

Примерный объём текста

5 класс

7 класс

8 класс

Классное сочинение (количество страниц)

0,5 - 1

1,5 - 2

2 - 3

Основные критерии оценки

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3. Содержание работы излагается последовательно.
  4. Текст отличается богатством лексики.
  5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
  6. Допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта.

 Допускается:

  • 1 негрубая орфографическая или
  • 1 пунктуационная или
  • 1 грамматическая ошибка

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.
  2. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  3. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  4. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
  5. Допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов.

Допускаются:

  • 2 орфографические + 2 пунктуационные + 3 грамматические ошибки;
  • 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические ошибки;
  • 0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки.

В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трёх, а орфографических – двух, однако, если из трёх орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4».

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
  4. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  5. Допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускаются:

  • 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки;
  • 3 орфографические и 5 пунктуационных;
  • 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

«2»

  1. Работа не соответствует заявленной теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними.
  4. Текст сочинения не соответствует заявленному плану.
  5. Лексика крайне бедна.
  6. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями.
  7. Нарушено стилевое единство текста.
  8. Допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых ошибок.

Допускаются:

  • 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;
  • 8 и более пунктуационных ошибок (с учётом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.

Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.

Критерии оценивания устных ответов учащихся

Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

  • полнота и правильность ответа;
  • степень осознанности, понимания изученного;
  • языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  • полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий;
  • обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике;
  • излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5» , но допускает 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  • излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий;
  • не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры;
  • излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «5», «4», «3» может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).

Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов

Оценка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.

Оценка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.

8.Характеристика контрольно-измерительных материалов

Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется через оценивание устных ответов и письменных работ обучающихся. При выполнении сочинений оценивается каждый из присутствующих обучающихся. 

Виды контроля

Устный ответ:

  • устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи.

  • выразительное чтение художественного произведения;

  • чтение наизусть;

  • устный ответ на вопрос;

  • устное словесное рисование;

  • комментированное чтение;

  • характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;

  • анализ текста;

  • подготовка сообщения, доклада;

  • работа с внетекстовыми источниками (словари, дневниковые записи писателей, мемуары);

Письменная работа:

  • характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;

  • анализ эпизода

  • анализ текста (лингвистический, литературоведческий, лингво-культурологический);

  • составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;

  • сочинение на основе и по мотивам литературных произведений;

  • письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;

  • тестирование.

Основной формой проверки речевого развития учащихся являются сочинения. Это комплексная работа, с помощью которой проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:

  • коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;
  • языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....