Главные вкладки

    Рабочая программа по литературе (7 класс) на тему:
    Рабочая программа. 7 кл. Литература. Для коррекционных школ

    Лягоскина Нина Петровна
    Рабочая программа. 7 кл. Литература. Для коррекционных школ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа по литературе

    УМК: Программы общеобразовательных учреждений. «Литература» 5-11классы.

    Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, И. С. Збаровский, В. П. Полухина, В. И. Коровин.

    Под редакцией В. Я. Коровиной. Москва. «Просвещение». 2015.

    Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.

    Авторы:В. Я.Коровина ,В.П. Журавлёва, В. И.Коровин. «Литература.7 класс». Москва. «Просвещение». 2015.

    Учитель: Лягоскина Н.П.

    Класс: 7б

    Количество часов в неделю: 3 часа

    № ур.

    Тема урока

    Содержание урока

    Виды деятельности учащихся на уровне учебных действий

    Планируемые результаты

    Контроль

    Домашнее задание

    Дата

    I четверть.                Всего часов: 27

    Введение (1 час)

    Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

    Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Изображение человека как важнейшая задача литературы. Знакомство с учебником. Краткая характеристика курса литературы для 7 класса

    Чтение статьи учебника «Читайте не торопясь», ответы на вопросы, рассказы о прочитанном летом, о писателе, заинтересовавшем учащихся; выразительное чтение.

    Предметные:

    научатся определять цели, задачи обучения литературы, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам. Уметь пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку; извлекать дополнительную информацию.

    Метапредметные:

    осознают качество и уровень усвоения, научатся корректировать свою работу.

    Личностные:

    овладеют знаниями основных принципов и правил отношения к человеку.

    Составить план статьи, с.3-5, ответить на вопросы, творческое задание, с.6.

    01.09.

    Устное народное творчество (6 часов)

    Предания как поэтическая автобиография народа. Воцарение Ивана Грозного. Сороки-ведьмы. Пётр и плотник.

    Предание как жанр фольклора. Поэтическая биография народа. Устный рассказ.

    Чтение статьи учебника, прослушивание преданий, ответы на вопросы, выразительное чтение понравившегося предания.

    Предметные:

    научатся извлекать необходимую информацию, познакомятся с теоретическим материалом по теме.

    Метапредметные:

    научатся вносить коррективы и дополнения в составленные планы.

    Личностные:

    установят рабочие отношения, научатся эффективно сотрудничать.

    С.7-10. Пересказ любого предания близкого к тексту.

    03.09.

    Былины. Исторические и художественные основы былины. Прославление мирного труда героя-труженика. Микула Селянинович -эпический герой.

    Произведения устного народного творчества о русских богатырях и народных героях. Понятие о былине. Собирание былин.

    Чтение статьи учебника «Былины», запись основных понятий о собирании, исполнении, значении былин. Ответы на вопросы.

    Предметные:

    научатся извлекать необходимую информацию, познакомятся с теоретическим материалом по теме.

    Метапредметные:

    научатся вносить коррективы и дополнения в составленные тексты.

    Личностные:

    научатся уважать историю и культуру своего народа.

    Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович». Подготовить пересказ.

    07.09.

    Былина «Садко».

    Тема былины. К какому циклу относится. История жизни главного героя.

    Прослушивание фонохрестоматии, проверка домашнего задания, иллюстрирование былины.

    Предметные:

    научатся выразительно читать, передавать содержание интонационно, отвечать на поставленные вопросы.

    Метапредметные:

    осознают важность полученных знаний.

    Личностные:

    овладеют основными понятиями литературных терминов. Испытают гордость за полученные знания.

    Прочитать и пересказать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

    08.09.

    Карело-финский эпос «Калевала».

    Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

    Чтение поэмы, ответы на вопросы, выборочный пересказ, устное словесное рисование; комментирование художественного текста

    Предметные:

    научиться характеризовать героев (руно-певца, знаменитого кузнеца Ильмаринена, молодого удалого бойца), оценивать отраженные в произведении народные вкусы и пристрастия, подлинные исторические события и народные идеалы.

    Метапредметные:

    осознают важность полученных знаний.

    Личностные:

    овладеют основными понятиями литературных терминов. Испытают гордость за полученные знания.

    Рассказать о традициях, трудовых буднях и праздниках героев «Калевалы».

    09.09.

    Вн.чт. Былины «Илья Муромец и Святогор», «Святогор и тяга земная», «Добрыня и змей».

    Урок внеклассного чтения.

    Выставка произведений, картины известных художников к былинам, фонохрестоматия. Экскурсия по картинам. Рассказы учащихся о прочитанных былинах. Выразительное чтение отрывков.

    Предметные:

    научатся выбирать произведение для самостоятельной работы с заданием, высказывать свою точку зрения.

    Метапредметные:

    осознают качество и уровень усвоения, научатся корректировать свою работу.

    Личностные:

    овладеют знаниями основных литературных понятий.

    Сочинение.

    Написать сочинение - отзыв о понравившейся былине.

    14.09.

    Пословицы и поговорки - малый жанр устного народного творчества.

     Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тематики. Народная мудрость. Богатство русского фольклора. Выражение в них народного духа

    Чтение статьи учебника, прослушивание в записи пословиц и поговорок, ответы на вопросы, разъяснение пословиц.

    Предметные:

    научатся отличать пословицы от поговорок, давать им толкование, приводить примеры.

    Метапредметные:

    осознают величие и красоту произведений устного народного творчества.

    Личностные:

    овладеют знаниями основных литературных понятий. Испытают гордость за богатство русского фольклора.

    Составить устный рассказ по пословице.

    15.09.

    Древнерусская литература. (4 часа)

    «Повесть временных лет, «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси

    Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи и летописцы. Владимир Мономах - выдающаяся фигура Древней Руси, виднейший государственный деятель, человек «большого ума и литературного таланта».

    Проверка домашнего задания. Чтение и анализ эпизода «Повести…», посвящённого Ярославу Мудрому, обсуждение прочитанного, ответы на вопросы.

    Предметные:

    узнают особенности поучения как жанра литературы; поймут смысл поучения Владимира Мономаха. Научатся выразительно читать текст, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

    Метапредметные:

    осознают качество и уровень усвоения, научатся корректировать свою работу.

    Личностные:

    уважение к истории, культурным и историческим памятникам.

    С. 69-73. Составить поучение однокласснику.

    16.09.

    Нравственные заветы Древней Руси в «Повести временных лет».

    Нравственность. Заветы. Совесть.

    Проверка домашнего задания, прослушивание фонохрестоматии « О пользе книг», ответы на вопросы, словарная работа.

    Прочитать «Повесть о Петре и Февронии».

    21.09.

    «Повесть о Петре и Февронии Муромских» -гимн любви и верности.

    Особенности жанра древнерусской повести, близость повести к фольклорным произведениям.

    Проверка домашнего задания, устное словесное рисование, чтение по ролям, словарная работа, ответы на вопросы учебника.

    Предметные:

    знать содержание повести, нравственные законы, которым следуют ее главные герои. Научатся воспринимать и анализировать древнерусский текст.

    Метапредметные:

    научатся учитывать особую стилистику произведений, отмечать красоту и силу главных героев.

    Личностные:

    уважение к истории, культурным и историческим памятникам.

    Выборочный пересказ «История Февронии» от лица одного из героев повести.

    22.09.

    «Повесть о Петре и Февронии Муромских» -гимн любви и верности.

    Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини.

    Проверка домашнего задания, комментированное чтение повести, работа в группах.

    Пересказ эпизодов: выборочный, краткий, от одного из действующих лиц.

    23.09.

    Произведения русских писателей XVIII века. (4 часа).

    М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М. В. Ломоносова

    Слово о поэте. Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…». Мысли автора о Родине, призыв к миру. Понятие об оде.

    Проверка домашнего задания. Беседа о значении М.В. Ломоносова как учёного, поэта. Чтение статьи учебника о поэте, словарная работа. Чтение надписи «К статуи Петра Великого». Ответ на вопрос «За что славит царя поэт?».

    Предметные:

    знать факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы, «теорию трех штилей», определение понятия оды.

    Метапредметные:

    научатся работать со стихотворными  текстами, анализировать их.

    Личностные:

    научатся ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.

    Подготовить рассказ о поэте, отрывок из «Оды на день восшествия…» выучить наизусть.

    28.09.

    М.В. Ломоносов «Ночною темнотою…»

    Урок чтения и обсуждения. Разнообразие тем стихотворений М.В. Ломоносова.

    Проверка домашнего задания. Чтение стихотворений Ломоносова, определение их жанра. Лексика, тематика стихотворений.

    Предметные:

    научатся выразительно читать стихотворения М.В. Ломоносова, определять жанр, тематику.

    Метапредметные:

    научатся работать со стихотворными  текстами, анализировать их.

    Личностные:

    научатся ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.

    Прочитать статью учебника о Г.Р. Державине, составить таблицу основных событий его жизни.

    29.09.

    Г.Р. Державин -поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р. Державина

    Новаторство в стихотворческой деятельности. Красота стихотворения «Признание».

    Проверка домашнего задания. Анализ эпиграфа к разделу. Чтение стихотворения «Признание», ответы на вопросы.

    Предметные:

    знать факты жизни и литературной деятельности поэта, содержание стихотворений; понимать философский и иносказательный смысл стихотворений.

    Метапредметные:

    научатся  определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова.

     Личностные:

    уважение личности и ее достоинства; гражданский патриотизм.

    Выразительное чтение стихотворения.

    30.09.

    Г.Р. Державин. Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества. «На птичку», «Река времени…».

    В чем «забавный русский слог» Г.Р. Державина способствовал обновлению поэзии? Что сближает двух великих поэтов - Ломоносова и Державина?

    Выразительное чтение стихотворений, устное словесное рисование. Ответы на вопросы. Тест по литературе XVIII века.

    Подготовить рассказ об А.С..Пушкине.

    05.10.

    Из русской литературы XIX века. (51 час)

    История в произведениях А.С. Пушкина.

    Интерес к истории России. Прославление мужества и храбрости русского народа.

    Проверка домашнего задания.   Работа с репродукциями портретов поэта, чтение по памяти стихотворений А.С. Пушкина, чтение и анализ статьи учебника о поэте, ответы на вопросы учебника.

    Предметные:

    научатся работать с тематическими тестами, внимательно читать и выполнять задания, знать основные факты биографии А.С. Пушкина, особенности его творчества. Научатся извлекать необходимую информацию из предложенных теоретических материалов.

    Метапредметные:

    научатся самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней; научатся представлять конкретное содержание в устной форме

    Личностные:

    уважение личности и ее достоинства; гражданский патриотизм.

    Тест по литературе VIII века.

    Подготовить рассказ на тему «Что я знаю об А.С. Пушкине».

    06.10.

    Поэма «Полтава». Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы.

    Историческое событие. Сопоставление полководцев - Петра I и Карла XII. Авторское отношение к героям.

    Проверка домашнего задания, вступительное слово учителя, комментированное чтение отрывков из поэмы «Полтава», определение жанра, ответы на вопросы.

    Задания из рубрики «Учимся читать выразительно».

    07.10.

    А.С. Пушкин Поэма «Медный всадник».

    Вступление «На берегу пустынных волн…». Восхищение великим городом, мастерство описания.

    Беседа об истории создания Петербурга, рассматривание исторических мест города с использованием интернет ресурсов. Чтение вступления к поэме, ответы на вопросы. Какова интонация вступления?

    Предметные:

    научатся применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; продемонстрируют знания о родном городе, познакомятся с историческими местами, архитектурой города.

    Метапредметные:

    научатся описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

    Личностные:

    испытают любовь к родному городу, гордость за него.

    Выучить вступление наизусть.

    Стр.98, 99..

    12.10.

    А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

    Летописный источник. Особенности композиции. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл сопоставления Олега и волхва.

    Чтение летописного предания об Олеге, рассматривание иллюстрации, словарная работа с устаревшими словами, прослушивание актёрского чтения, ответы на вопросы.

    Предметные:

    знать содержание песни, понимать тему и идею произведения.

    Метапредметные:

    освоят элементы анализа текста, научатся описывать произведения изобразительного искусства.

    Личностные:

     позитивная моральная самооценка; оптимизм в восприятии мира; чувство гордости при следовании моральным нормам.

    Выучить отрывок наизусть.

    13.10.

    А.С. Пушкин. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре.

    Пушкин драматург. Драма как жанр литературы.

    Проверка домашнего задания. Слово учителя о трагедии «Борис Годунов», комментированное чтение, оценка поступков героев, словарная работа.

    Прочитать статью «Пушкин драматург», повесть «Станционный смотритель».

    14.10.

    А.С. Пушкин. «Станционный смотритель».

    Болдинская осень. Повести Белкина. История Самсона Вырина и его дочери.

    Обмен мнениями о повести, слово учителя о произведении, беседа о проблеме автора и рассказчика.

    Предметные:

    знать содержание повести, понимать тему и идею произведения, понятие об образе «маленького человека».

    Метапредметные:

    освоят элементы анализа текста, научатся описывать произведения изобразительного искусства.

    Личностные:

    уважение ценностей семьи; позитивная моральная самооценка; оптимизм в восприятии мира; чувство гордости при следовании моральным нормам.

    Подготовить рассказ «История Самсона Вырина».

    19.10.

    Образ «маленького человека» в русской литературе.

    Изображение «маленького» человека, его положения в обществе. Судьба Дуни и притча о блудном сыне.

    Пересказ глав, осмысление сюжета, поведения героев, их характеров, словарная работа.

    Подготовиться к сочинению на литературную тему.

    20.10.

    Сочинение на литературную тему.

    Сочинение по повести «Станционный смотритель».

    Написание сочинения «О чем заставляет задуматься повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?

    Сочинение.

    Прочитать повесть «Метель».

    21.10.

    Вн.чт. Повесть «Метель».

    Изображение «маленького» человека, его положения в обществе.

    Обмен мнением о прочитанном. Просмотр к/ф «Метель».

    Подготовить сообщение о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, используя интернет ресурсы.

    26.10.

    М.Ю. Лермонтов. Очерк жизни.

    Жизненный и творческий путь поэта.

    Сообщения учащихся о поэте, чтение стихотворений наизусть. Слово учителя о жизни поэта, чтение и обсуждение материалов о М.Ю. Лермонтове. Портреты и памятники поэту.

    Предметные:

    знать биографию поэта. Научатся  понимать тему и идею произведения, выразительно читать, передавать мысли и чувства поэта.

    Метапредметные:

    освоят элементы анализа текста, научатся описывать произведения изобразительного искусства.

    Личностные:

    уважение личности и ее достоинства; гражданский патриотизм.

    Прочитать поэму «Песня про купца Калашни-кова…».

    27.10.

    «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.

    Картины быта России XVI века, их значение для понимания характеров.

    Беседа об эпохе Ивана Грозного, анализ заглавия поэмы, чтение зачина, ответ на вопрос «Как уже по заглавию можно определить тему произведения?». Чтение I части поэмы. Устное словесное рисование пира Ивана Грозного.

    Предметные:

    знать причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни...», содержание.

    Метапредметные:

    научатся понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром, близость «Песни...» к фольклорной основе.

    Личностные:

    уважение личности и ее достоинства; гражданский патриотизм.

    Проанализировать эпизод пира Ивана Грозного.

    28.10.


    № ур.

    Тема урока

    Содержание урока

    Виды деятельности учащихся на уровне учебных действий

    Планируемые результаты

    Контроль

    Домашнее задание

    Дата

    II четверть                Всего часов: 21

    Нравственный поединок героев поэмы

    Нравственность. Честь. Достоинство. Верность. Рассказ о семейной драме Калашникова.

    Выразительное чтение кулачного боя, рассказ о семейной драме Калашникова; поиск ответов на проблемные вопросы, комментированное чтение текста;

    Предметные:

    научатся выделять и формулировать проблему, строить логические цепи рассуждений.

    Метапредметные:

    научатся вносить коррективы и дополнения в способ своих действий; осознают качество и уровень усвоения.

    Личностные:

    уважение личности и ее достоинства; стремление устанавливать доверительные отношения.

    Составить вопросы по теме урока.

    09.11.

    Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

    Противопоставление героев, отношение автора к героям. Стихотворение «Бородино».

    Аналитическое чтение ч. II и III, ответы на вопросы, сопоставление выходов из боя Калашникова и  Кирибеевича: чем отличается поведение каждого из них.

    Предметные:

    научатся аналитическому чтению, формулировать проблему, строить логические цепи рассуждений.

    Метапредметные:

    научатся вносить коррективы и дополнения в способ своих действий; осознают качество и уровень усвоения.

    Личностные:

    уважение личности и ее достоинства; стремление устанавливать доверительные отношения.

    Ответы на вопросы раздела «Размышляем о прочитанном».

    10.11.

    Степан Калашников - носитель лучших качеств русского национального характера.

    Сила и цельность характера Калашникова. Авторское отношение к изображаемому. Язык поэмы

    Проверка домашнего задания. Перечитывание поведения героев, оценка поступков. Подбор и анализ тем к сочинению. Авторское отношение к изображаемому.

    Предметные:

    научатся выделять и формулировать проблему, строить логические цепи рассуждений.

    Метапредметные:

     осознают качество и уровень усвоения.

    Личностные:

    уважение личности и ее достоинства; стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.

    Перечитать

    «Песню…», подготовиться к тесту по произведению.

    11.10.

    Тест по произведению «Песня про купца Калашникова»

    Тест по произведению.

    Ответы на вопросы теста.

    Предметные:

    продемонстрируют знание изученного произведения.

    Метапредметные:

     осознают качество и уровень своих знаний.

    Личностные:

    стремление успешнее работать.

    Тест.

    Стихотворение поэта наизусть.

    16.11.

    М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта.

    Урок поэзии. Стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Когда волнуется желтеющая нива», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы.

     Выразительное чтение стихотворений;  ответы на вопросы; устное словесное рисование (пейзаж),  выразительное  чтение; комментирование стихотворения «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива».

    Предметные:

    узнают историю появления стихотворений, определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «инверсия», «лексический повтор».

    Метапредметные:

    научатся извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

    Личностные:

    Уважение личности и ее достоинства.

    Выразительное чтение стихотворений.

    17.11.

    Н.В. Гоголь. Очерк жизни.

    Жизнь и творчество писателя.

    Проверка домашнего задания.  Рассматривание портретов писателя. Знакомство с творчеством с использованием интернет ресурсов, чтение статьи учебника, ответы на вопросы.

    Предметные:

    узнают факты биографии, литературной деятельности. Научатся выделять главное в творческой судьбе писателя..

    Метапредметные:

    научатся определять основную и второстепенную информацию, самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней

    Личностные:

    любовь к Родине, к русской литературе.

    Прочитать I главу повести «Тарас Бульба».

    18.11.

    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья.

    Замысел автора. История создания повести. Тарас, Остап и Андрий в начале повести. Описание быта семьи Тараса.

    Чтение статьи учебника «Как работал Гоголь», слово учителя, перечитывание и анализ эпизода встречи отца с сыновьями. ответы на вопросы.

    Предметные:

    научатся слушать и анализировать эпизоды, отвечать на поставленные вопросы. Научатся выделять главное.

    Метапредметные:

    научатся определять основную и второстепенную информацию, самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней

    Личностные:

    любовь к Родине, к русской литературе.

    Подготовить сжатый пересказ «Нравы и обычаи Запорожской Сечи».

    23.11.

    Остап и Андрий в Запорожской Сечи. Нравы и обычаи.

    Тарас, Остап и Андрий в Запорожской Сечи. Нравы и обычаи Запорожской Сечи.

    Сжатый пересказ «Нравы и обычаи Запорожской Сечи». Учёба Остапа и Андрия. Составление сравнительной таблицы. Чтение эпизода описания степи. Художественное мастерство писателя.

    Предметные:

    научатся составлять сравнительную характеристику героям, понимать авторское отношение к ним, связно рассказывать о характерах, поступках, описывать их по иллюстрациям и воображению, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их.

    Метапредметные:

    научатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, заполнять таблицу, готовить устный ответ, опираясь на записи в тетради, осуществлять поиск и выделение необходимой информации

    Личностные:

     любовь к природе, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

    Рассказ об Остапе и Андрии. Перечитать гл.V-VI.

    24.11.

    Бой под Дубно. Предательство Андрия.

    Сила товарищества, , спаянность казаков, их твёрдость и единство. Героизм запорожцев, самоотверженность и верность боевому товариществу. Остап и Андрий в бою.

    Чтение и анализ битвы под Дубно. Выделение основных эпизодов повести, анализ, ответы на вопросы, запись сравнительной характеристики Остапа и Андрия в бою.

    Предметные:

    научатся выделять главное, выражать своё отношение, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их.

    Метапредметные:

    научатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

    Личностные:

    научатся  вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

    Перечитать гл.VII-XI. Выразительное чтение речи Тараса о товариществе.

    25.11.

    Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.

    Запорожцы в бою. Героическая смерть Остапа. Подвиг Тараса. Патриотический пафос повести. Прославление товарищества.

    Чтение эпизода смерти Андрия. Комментарий учащихся. Пересказ с изменением лица об одном из казаков; выразительное чтение отрывка («Речь о товариществе»), составление плана к характеристике Тараса.

    Предметные:

    научатся выделять главное, выражать своё отношение, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их.

    Метапредметные:

    научатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

    Личностные:

    поймут значение слова «товарищество», научатся понимать и уважать друг друга.

    Перечитать гл. X - XI.

    30.11.

    Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей- запорожцев в борьбе за родную землю.

    Подвиг Тараса. Патриотический пафос повести. Прославление товарищества.

    Комментарий эпизода «Казнь Остапа». Перечитывание эпизода гибели Тараса. Ответы на вопросы. Смысл заглавия повести.

    Предметные:

    научатся выделять главное, выражать своё отношение, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их.

    Метапредметные:

    научатся строить логические цепи рассуждений, осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

    Личностные:

    научатся понимать и уважать друг друга.

    Подготовиться к сочинению на тему «Мой любимый герой в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

    01.12.

    Сочинение на тему «Мой любимый герой в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

    Сочинение на тему «Мой любимый герой в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

    Написание сочинения.

    Предметные:

    научатся писать сочинения на литературную тему, высказывать свою позицию.

    Метапредметные:

    научатся вносить коррективы в способ своих действий; осознают качество и уровень усвоения.

    Личностные:

    осознают важность человеческих отношений.

    Сочинение.

    Подготовить рассказ об И.С, Тургеневе с использованием интернет ресурсов. Прочитать рассказ «Бирюк».

    02.12.

    И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Рассказ «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

    Слово о писателе. История создания и тематика сборника «Записки охотника». Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека.

    Рассматривание портрета писателя. Рассказ о творчестве с использованием интернет ресурсов, чтение статьи учебника, сообщение об истории создания сборника «Записки охотника», художественный рассказ (описание избы Бирюка, инсценированное чтение), составление плана рассказа

    Предметные:

    узнают содержание рассказа «Бирюк», научатся понимать авторское отношение к героям, научатся связно рассказывать о героях, характерах.

    Метапредметные:

    научатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, готовить устный ответ.

    Личностные:

     осознают важность человеческих отношений.

    Ответы на задания в разделе «Совершенст-вуем свою речь» (1, 2).

    07.12.

    И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла.

    Работа писателя над циклом «Стихотворения в прозе». «Близнецы», «Два богача», «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека.

     Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; выразительное чтение, комментированное чтение; анализ текста.

    Предметные:

    узнают стихотворения в прозе, научатся понимать авторское отношение к волнующей его теме, связно рассказывать о героях, характерах.

    Метапредметные:

    научатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, готовить устный ответ.

    Личностные:

     осознают важность родного языка.

    Выучить стихотворение «Русский язык» наизусть.

    08.12.

    Н.А. Некрасов. Жизнь творчество поэта.

    Основные факты из жизни поэта, особенности творчества.

    Слово о Н.А. Некрасове с использованием интернет ресурсов. Портреты поэта. Чтение стихотворения, составление тезисного плана статьи о Н.А. Некрасове.

    Предметные:

    научатся использовать интернет ресурсы, излагать факты биографии, литературной деятельности. Научатся связно рассказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами, определять средства художественной выразительности, элементы фабулы, роль эпиграфа в стихотворении.

    Метапредметные:

    научатся осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, определять основную и второстепенную информацию, подбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов.

    Личностные:

    уважение к русскому народу как к творцу и созидателю. Доброжелательное отношение к окружающим. Чувство гордости при следовании моральным нормам.

    Рассказ о поэте на основе тезисного плана.

    09.12.

    Н. А. Некрасов Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины

    Историческая основа произведения. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

     Проверка домашнего задания. Чтение статьи о поэме «Русские женщины». Историческая справка, Чтение первой части поэмы, беседа о декабристском восстании, ответы на вопросы.

     Прочитать поэму до конца, ответить на вопросы раздела «Размышляем о прочитанном». Ответить письменно на вопрос, с.272.

    14.12.

    Стихотворение «Вчерашний день часу в шестом…». «Размышления у парадного подъезда».

    Урок чтения и обсуждения. История написания стихотворения. Муза. Тема, идея стихотворения.

    Проверка домашнего задания. История написания стихотворения, чтение статьи А.Я. Панаевой, выразительное чтение и обсуждение стихотворения.

    Предметные:

    научатся воссоздавать портрет главного героя, определять приемы повествования, определять их роль в произведении.

    Метапредметные:

    научатся анализировать стихотворный текст, выделяя существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.

    Личностные:

    чувство гордости при следовании моральным нормам. Любовь к Родине. Уважение истории, культурных и исторических памятников.

    Выразительное чтение стихотворения.

    15.12.

    Боль поэта за судьбу народа.

    Проблема. Покорность. Ирония. Эпитет. Метафора.

    Проверка домашнего задания.  Выразительное чтение, работа с иллюстрацией, словарная работа.

    Отрывок наизусть на выбор.

    16.12.

    А.К. Толстой. Жизнь и творчество.

    Основные факты из жизни поэта, особенности творчества.

    Проверка домашнего задания. Слово о писателе с использованием интернет ресурсов, наблюдение над портретом писателя, чтение статьи учебника, беседа о писателе, ответы на вопросы.

    Предметные:

    знание основных фактов биографии и литературной деятельности писателя. Научатся определять жанр, идею произведения, принципы построения баллады.

    Метапредметные:

    научатся анализировать текст, выделяя существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.

    Личностные:

    чувство гордости при следовании моральным нормам. Любовь к Родине. Уважение истории, культурных и исторических памятников.

    Рассказ о писателе.

    21.12.

    Баллада «Василий Шибанов».

    Особенность жанра исторической баллады. Идея произведения.

    Проверка домашнего задания. История написания баллады, выразительное чтение и обсуждение стихотворения. Определение жанра, беседа, ответы на вопросы. Словарная работа.

    Письменная характеристика героя.

    22.12.

    Баллада «Князь Михайло Репнин».

    Тема. Идея произведения. Историческая основа.

    Проверка домашнего задания. Историческая основа баллады, выразительное чтение и обсуждение стихотворения. Определение жанра, беседа, ответы на вопросы. Словарная работа.

    Предметные:

    научатся выделять главное, выражать своё отношение, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их.

    Метапредметные:

    научатся строить логические цепи рассуждений, осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

    Личностные:

    научатся понимать и гордиться историей своей страны.

    Прочитать статью о М.Е. С.- Щедрине.

    23.12.


    № ур.

    Тема урока

    Содержание урока

    Виды деятельности учащихся на уровне учебных действий

    Планируемые результаты

    Контроль

    Домашнее задание

    Дата

    III четверть.                 Всего часов: 26

    М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни.

    Основные факты из жизни писателя, особенности его творчества. Сатира на социальные и нравственные пороки общества.

    Проверка домашнего задания. Слово о писателе с использованием интернет ресурсов, выставка произведений, наблюдение над портретом писателя, беседа о писателе, ответы на вопросы.

    Предметные:

    знание основных фактов биографии и литературной деятельности писателя. Научатся определять жанр, тему, идею произведения, чувство гордости при следовании моральным нормам. Любовь к Родине. Уважение истории, культурных и исторических памятников.

    Прочитать «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

    11.01.

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

    Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.

     Чтение раздела о сатире и юморе, уточнение терминов «эзопов язык», «иносказание», «ирония», «сарказм», «гипербола», «гротеск», словарная работа, обмен мнениями о сказке, определение особенностей жанра сказки, чтение по ролям.

    Предметные:

    научатся отличать виды сказок, вспомнят определение «литературная сказка», определять жанр, идею произведения, принципы построения литературной сказки.

    Метапредметные:

    научатся анализировать текст, выделяя существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.

    Личностные:

    чувство гордости при следовании моральным нормам. Любовь к Родине. Уважение истории, культурных и исторических памятников.

    Прочитать сказку «Дикий помещик».

    12.01.

    Сказка «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества.

    Своеобразие сказки М.Е. С.- Щедрина «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика. Позиция писателя в сказке

    Проверка домашнего задания, обмен мнениями, рассматривание иллюстрации.  Ответ на вопрос «Что осуждает автор? Над чем зло смеётся?». Собственная иллюстрация сказки.

    Предметные:

    знать содержание сказки «Дикий помещик»; понимать: идейно-тематическое содержание сказки; находить в сказке черты сатирического произведения.

     Метапредметные:

     научатся строить логические цепи рассуждений, осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

    Личностные:

    уважение к русскому народу как к творцу и созидателю.

    Подготовиться к уроку вн.чт. по сказкам С.- Щедрина. «Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь» и др. на выбор.

    13.01.

    Л.Н. Толстой. Очерк жизни. Повесть «Детство» (главы).

    Слово о писателе. История создания повести. Автобиографический характер произведения. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого писателя. Автобиография как жанр литературы.

    Сообщения о писателе: Толстой и Ясная Поляна; Толстой и дети; чтение статьи учебника о писателе, чтение и комментирование глав: «Маман». «Что за человек был мой отец», обмен мнениями, ответы на вопросы.

    Предметные:

    знание основных фактов биографии и литературной деятельности писателя. Научатся передавать информацию, используя современные технологии.

    Метапредметные:

    научатся анализировать текст, выделяя существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.

    Личностные:

    чувство гордости при следовании моральным нормам.

    Ответить на вопросы рубрики «Размышляем о прочитанном».

    18.01.

    Нравственный смысл поступков в повести Л.Н. Толстого «Детство». Глава «Наталья Савишна».

    Привязанность. Самопожертвование Сочувствие. Согласие. Благодарность. Преданность.

    Проверка домашнего задания, чтение главы, обмен мнениями,   комментированное чтение, обсуждение прочитанного, словарная работа.

    Предметные:

    знать нравственную проблематику повести; уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, оценивать героя по его поступкам, давать характеристику героя.

    Метапредметные:

    научатся выделять существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений

    Личностные:

    Чувство гордости при следовании моральным нормам.

    Написать об одном из эпизодов своего детства, которое оставило след в душе.

    19.01.

    А.П. Чехов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Хамелеон».

    Развитие понятий о юморе и сатире Комическое в рассказе.

    Проверка домашнего задания. Слово о писателе с использованием интернет ресурсов, наблюдение над портретом писателя, чтение статьи учебника о писателе, ответы на вопросы.

    Предметные:

    расширят знания об авторе, фактах его биографии и литературной деятельности, научатся воссоздавать портрет главного героя, определять особенности рассказов Чехова («мастера короткого рассказа»), принципы построения рассказа. Научатся отличать рассказ от повести, пересказывать сюжет.

    Метапредметные:

    научатся анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений

    Личностные:

    чувство гордости при следовании моральным нормам. Любовь к Родине. Чувство гордости за свою страну. Уважение истории, культурных и исторических памятников.

     Пересказ биографии писателя.

    20.01.

     Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

    Ситуация непонимания на основе сюжета. Авторская позиция в рассказе. Смешное и грустное в рассказе.

    Проверка домашнего задания, выразительное чтение рассказа, чтение по ролям, характеристика главных действующих лиц по плану; ответ на вопрос: «Над чем смеется автор в рассказе «Злоумышленник» и что его огорчает?» Работа с иллюстрацией.

    Выразительное чтение по ролям.

    25.01.

    Стихотворения о родной природе. «Край ты мой, родимый край…».

    Аудиозаписи произведений П.И. Чайковского «Времена года», репродукции картин И.И. Левитана, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, Н,Н. ГЕ, А.И. Куинджи, портреты поэтов.

    Чтение и анализ стихотворений В.А. Жуковского «Приход весны», А.К. Толстого «Край ты мой, родимый край. Прослушивание «Времён года» П.И. Чайковского, связь стихотворений с картинами художников. Рассматривание картин. Обмен мнениями.

    Предметные:

    научатся анализировать небольшое стихотворение, объяснять, каким настроением оно проникнуто, выразительно читать, подбирая правильный темп и ритм речи.

     Метапредметные:

    научатся выбирать нужную интонацию; определять для каждого автора особенности тематики и поэтического языка.

     Личностные:

     испытают любовь к русской поэзии, музыке, искусству.

    Стихотворение наизусть.

    26.01.

    Стихотворения о родной природе. «Край ты мой, родимый край…»

    Аудиозаписи произведений П.И. Чайковского «Времена года», репродукции картин И.И. Левитана, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, Н,Н. ГЕ, А.И. Куинджи, портреты поэтов.

    Выразительное чтение стихотворений наизусть. Ответить на вопросы: почему возможно сравнение произведений поэзии, живописи и музыки? Что роднит стихотворение А.К. Толстого «Благовест» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Молитва»? Чтение стихотворения И.А. Бунина «Родина».-Ответы на вопросы учебника.

    Предметные:

    научатся анализировать небольшое стихотворение, объяснять, каким настроением оно проникнуто, выразительно читать, подбирая правильный темп и ритм речи.

     Метапредметные:

    научатся выбирать нужную интонацию; определять для каждого автора особенности тематики и поэтического языка.

     Личностные:

     испытают любовь к русской поэзии, музыке, искусству.

    Написать своё стихотворение. Нарисовать рисунок к одному из стихотворений.

    27.01.

    И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя».

    Судьба и творчество писателя.

    Проверка домашнего задания. Слово о писателе с использованием интернет ресурсов. Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии.

    Предметные:

    узнают факты из биографии писателя. Познакомятся с литературной деятельностью. Научатся определять основную мысль произведения, чувствовать настроение автора.

    Метапредметные:

    научатся анализировать произведения, выделяя существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений

    Личностные:

     испытают любовь к русской литературе.

    Прочитать рассказ «Цифры».

    01.02.

    Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

    Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии.

    Беседа о впечатлениях после чтения рассказа, наблюдение над композицией, от чьего лица ведётся рассказ. Комментированное чтение глав рассказа, написание отзыва на произведение.

    Предметные:

    знать идейно-тематическую направленность рассказа, определение понятия «деталь произведения»; уметь выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев.

    Метапредметные:

    научатся рассуждать на нравственно этические темы, обосновывать и оценивать роль единства описания.

    Личностные:

     испытают любовь к русской литературе.

    Прочитать рассказ «Лапти».

    02.02.

    Вн.чт. Рассказ «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

    Тема, идея рассказа. Композиция. Философское размышление писателя о связи Человека и Природы, жизни и смерти.

    Устное словесное рисование, рассказ «о страшной ночи»: «предметная» насыщенность, описание, антитеза «мрак -свет», анализ эпизода «...было большое торе» (1 абзац), обсуждение эпизода, чтение концовки рассказа.

    Предметные:

    знать идейно-тематическую направленность рассказа, определение понятия «деталь произведения»; уметь выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев.

    Метапредметные:

    научатся рассуждать на нравственно этические темы, обосновывать и оценивать роль единства описания (стихия, болезнь ребенка, слезы матери).

    Личностные:

     испытают любовь к русской литературе.

    Написать продолжение рассказа «Лапти». Подготовиться к уроку вн.чт. Прочитать рассказ «В деревне».

    03.02.

    Из русской литературы XX века.

    М. Горький. Очерк жизни. Повесть «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

    Особенности художественной автобиографии. Тяжелые картины детства. Тёмная жизнь неуёмного племени.

    Проверка домашнего задания. Беседа о писателе. Работа с книгой - чтение статьи учебника. Ответы на вопросы.-Комментированное чтение I главы повести «Детство».

    Предметные:

    узнают автора, факты его биографии и творческой деятельности, узнают историю создания произведения.

    Метапредметные:

    научатся создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Научатся заменять термины определениями.

    Личностные:

    испытают оптимизм в восприятии мира.

    Перечитать главы II-III. Подготовить пересказ.

    08.02.

    Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин.

    Тяжелые картины детства. Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

    Пересказ заданного на дом. Чтение эпизода «Разговор с дедом после порки»: почему Алёша простил деда? Как это его характеризует? Обмен мнениями. Словарная работа.

    Предметные:

    знать идейно-тематическую направленность рассказа, определение понятия «деталь произведения»; уметь выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев.

    Метапредметные:

    научатся рассуждать на нравственно этические темы, обосновывать свои высказывания.

    Личностные:

     испытают гордость за свои и чужие успехи.

    Перечитать главы IV - VII. Подготовить пересказ.

    09.02.

    Бабушка, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа.

    Характеристика бабушки, Цыганка, Хорошего Дела.

    Перечитывание глав II, III, IV о бабушке. Основная черта её характера. Устное словесное рисование Цыганка (характер, поведение). Перчитывание главы VIII. Чем привлекал Алёшу Хорошее Дело?

    Предметные:

    знать идейно-тематическую направленность рассказа, определение понятия «деталь произведения»; уметь выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев.

     Метапредметные:

    научатся рассуждать на нравственно этические темы, обосновывать свои высказывания.

    Личностные:

     испытают гордость за свои и чужие успехи.

    Перечитать главы VIII - XIII. Подготовить рассказ об одном из персонажей.

    10.02.

    Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство».

    Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя.

    Перечитывание эпизода «Пожар».  Анализ (с сопоставлением поведения героев во время бедствия). Обмен мнениями.

    Предметные:

    научиться определять границы эпизода, пересказывать его, объяснять, насколько он важен в раскрытии идеи всего произведения, какова его роль в композиции.

    Метапредметные:

     научиться давать характеристику персонажам в эпизоде, проследить динамику их чувств, поведения, оценить особенности речи, выявить присутствие автора (прямое и опосредованное).

    Личностные:

     испытают гордость за свои и чужие успехи.

    Прочитать «Легенду о Данко».

    15.02.

    «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды

    Подвиг во имя людей. Готовность на самопожертвование. Поэтичность языка (сравнение, метафора, эпитет, гипербола).

    Чтение легенды; ответы на вопросы; устное словесное рисование; определение сходства сюжета библейской истории о Моисее и легенды о Данко, анализ текста.

    Предметные:

    знать содержание легенды, жанровое своеобразие произведения;  уметь: оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд.

    Метапредметные:

    научатся оценивать поступок литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою.

    Личностные:

    испытают оптимизм в восприятии мира.

    Ответить на вопросы раздела «Проверьте себя», с.89.

    16.02.

    Л.Н. Андреев. Рассказ о писателе.

    Слово о писателе с использованием интернет ресурсов.

    Знакомство с творчеством писателя, рассматривание портрета, самостоятельное чтение статьи учебника о писателе, ответы на вопросы, использование интернет ресурсов.

    Предметные:

    узнают автора, факты его биографии и творческой деятельности, узнают содержание рассказа, историю создания произведения.

    Метапредметные:

    научатся создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Научатся заменять термины определениями.

    Личностные:

    испытают оптимизм в восприятии мира.

    Прочитать рассказ «Кусака».

    17.02.

    Л.Н. Андреев. рассказ «Кусака». Нравственные проблемы рассказа

    Рассказ, тема, идея, композиция

    Выборочное чтение рассказа; ответы на вопросы по осмыслению сюжета, идейному содержанию, выборочный пересказ на тему «История Кусаки»;  обмен впечатлениями.

    Проверочная работа.

    Пересказ статьи учебника о В.В. Маяковском.

    20.02.

    В.В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества

    Особенности стиля Маяковского как художника и поэта. Роль фантастических картин. Метафора как основа сюжета стихотворения.

     Чтение статьи о поэте, чтение стихотворения; устное словесное рисование сюжетной картины стихотворения (как выглядят Поэт и Солнце во время чаепития?); сопоставление содержания с рисунками, ответы на вопросы.

    Предметные:

    знать факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стихотворения, определение понятия «сатира»; понимать: роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе; уметь: выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного текста, определять художественное своеобразие стихотворения.

    Метапредметные:

    научатся создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Научатся заменять термины определениями.

    Личностные:

     испытают оптимизм в восприятии мира.

    Выразительное чтение стихотворения.

    24.02.

    В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

    Особенности стиля Маяковского как художника и поэта. Роль фантастических картин. Метафора как основа сюжета стихотворения. Яркость и динамизм образов

    Выучить наизусть любой фрагмент стихотворения.

    29.02.

     А.П. Платонов. «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку

    Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека

    Проверка домашнего задания. Самостоятельное чтение статьи учебника о писателе. Комментированное чтение рассказа «Юшка»,  ответы на вопросы. рассуждение «Ситуации в моей жизни, вызывающие сострадание».

    Предметные:

    знать сведения о жизни и творческой деятельности писателя, сюжет рассказа, его идейно тематическое содержание; уметь анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев

    Метапредметные:

    научатся оценивать поступок литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою.

    Личностные:

    стремление к речевому самосовершенствованию, увеличению словарного запаса.

    Близкий к тексту пересказ  «Дети и Юшка». Прочитать рассказ «В прекрасном и яростном мире».

    01.03.

    А. Платонов.

     «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности.

    Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А. Платонова.

    Выборочное чтение (портрет старого машиниста, рассказ помощника машиниста о наблюдательности Мальцева, характеристика героя, ответы на вопросы.

    Подготовиться к сочинению - рассуждению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

    02.03.

    Подготовка и написание сочинения «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?».

    Подготовка к сочинению, развитие творческих способностей.

    Работа по теме сочинения, обсуждение темы, ответы на вопросы, словарная работа, подбор материала, составление плана сочинения, написание сочинения.

    Предметные:

    научатся передавать содержание прочитанных произведений; определять основную мысль сочинения, соотносить ее с тем рассказом (рассказами), по которому нужно написать сочинение.

    Метапредметные:

     уметь вычленить материал, привести примеры, где герой получает сочувствие и где его лишается, развернуть основной тезис и построить план сочинения

    Личностные:

    стремление к речевому самосовершенствованию, увеличению словарного запаса.

    Сочинение.

    Дописать сочинение -  - рассуждение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

    09.03.

    Б.Л. Пастернак. «Никого не будет дома…», «Июль».

    Любовь к природе, музыке, искусству.

    Проверка домашнего задания. Слово о писателе с использованием интернет ресурсов. Чтение статьи учебника о поэте. Составление плана статьи, актёрское чтение стихотворений.

    Предметные:

    узнают факты биографии и литературной деятельности поэтов, узнают содержание произведений, научатся понимать авторское отношение к поднятой проблеме.

     передавать авторское восхищение природой.  Научатся понимать лирику, слышать музыку стихотворения, ритм.

    Метапредметные:

    научатся отмечать художественные особенности стихотворений.

    Личностные:

    научатся понимать красоту родной природы. Любовь к Родине.

    Выучить стихотворение наизусть (на выбор).

    14.03.

    А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета», «На дне моей жизни».

     Радостные воспоминания о детстве, размышления о родных. Любовь к родной земле.

    Слово о писателе с использованием интернет ресурсов. Самостоятельное чтение статьи учебника о поэте. Актёрское чтение стихотворений. Обмен впечатлениями. Беседа о тематике стихотворений.

    Прочитать интервью с участником Великой Отечественной войны, с.155. Подготовить чтение наизусть стихотворения о войне.

    15.03.

    Урок поэзии.

    Урок поэзии.

    Чтение любимых стихотворений, причина выбора. Чтение собственных стихотворений, иллюстрации к ним.

    Предметные:

    узнают содержание произведений, научатся понимать авторское отношение к поднятой проблеме, передавать авторское восхищение природой.  Научатся понимать лирику, слышать музыку стихотворения, ритм.

    Метапредметные:

    научатся отмечать художественные особенности стихотворений.

    Личностные:

    научатся понимать красоту родной природы. Любовь к Родине.

    16.03.

    IV четверть.                 Всего часов: 24 часов.

    Вн.чт. Час мужества. Стихотворения о Великой Отечественной войне.

    Интервью как жанр публицистики. Сведения о поэтах: А. Ахматовой, К. Симонове, А. Суркове и др. Тема памяти.

    Чтение учащимися стихотворений о войне, беседа об интервью, песни военных лет. Рассказ о ленинградских поэтах (О. Берггольц, А. Ахматовой, М. Дудина).

    Предметные:

    знать особенности поэтических текстов о Великой Отечественной войне, своеобразие жанра интервью; уметь выразительно читать стихотворения патриотической направленности.

    Метапредметные:

    научатся выделять и формулировать проблему, строить логические цепи.

    Личностные:

    испытают чувство патриотизма, гордость за Родину.

    Прочитать статью учебника о Ф.А. Абрамове и рассказ «О чём плачут лошади».

    28.03.

    Ф.А. Абрамов. Особенности творчества.

    Особенности творчества. Любовь автора ко всему живому. Сказочный элемент: говорящая лошадь,

    Рассказ о жизни и творчестве Ф.А, Абрамове. Чтение статьи учебника. Ответы на вопросы. Чтение рассказа «О чём плачут лошади». по осмыслению идейно-тематического содержания рассказа. пересказ рассказа от лица Рыжухи; комментированное чтение концовки рассказа. Обмен мнениями.

    Предметные:

    знать факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа, роль сказочных элементов, понятие литературной традиции.

    Метапредметные:

    научатся анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей, определять особенности жанра, композиции, темы произведения.

    Личностные:

    научатся интересоваться чужим мнением и высказывать свое, любовь к природе

     

    Подготовить пересказ рассказ от лица Рыжухи.

    29.03.

    Ф.А. Абрамов. Эстетические и нравственные проблемы рассказа «О чём плачут лошади».

    Сказочный элемент: говорящая лошадь,

    Проверка домашнего задания - пересказ рассказа от лица Рыжухи; комментированное чтение концовки рассказа. Обмен мнениями.

    Предметные:

    знать содержание рассказа, сюжет и проблематику, роль сказочных элементов, понятие литературной традиции.

    Метапредметные:

    научатся анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей, определять особенности жанра, композиции, темы произведения.

    Личностные:

    научатся интересоваться чужим мнением,  высказывать свое, отстаивать свою точку зрения.

    Прочитать статью учебника о Е.И. Носове и рассказ «Кукла».

    30.03.

    Е.И. Носов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

    Слово о писателе. Автобиографический рассказ «Кукла». Протест против равнодушия. Красота родной природы в рассказе.

    Рассказ учащихся о писателе, выборочный пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям, составление характеристики героя; сравнение рассказа Е. Носова «Кукла» со стихотворением К. Случевского «Кукла».

    Предметные:

    знать сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа, понятия «тема» и «идея», план анализа эпического произведения; уметь анализировать небольшое произведение, сравнивать тексты, находя сходство и различие, объяснять роль пейзажа, определять средства художественной выразительности для воссоздания психологического состояния героя.

    Метапредметные:

    научатся самостоятельно искать ответ на проблемный вопрос, выделять и формулировать познавательную цель.

    Личностные:

    научатся интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

    Прочитать рассказ «Живое пламя».

    04.04.

    Е.И. Носов. «Не дать погаснуть живому огню...» (по рассказу «Живое пламя» ).

    Взаимосвязь природы и человека. Мотив памяти в рассказе «Живое пламя».

    Чтение и восприятие текста рассказа; ответы на вопросы; устное словесное рисование (описание маков); анализ текста, обмен впечатлениями.

    Предметные:

    знать содержание рассказа. Научатся анализировать текст художественного произведения, определять тему, основную идею, изобразительно- выразительные средства языка, которые использует автор для описания короткой, но яркой жизни маков, объяснять, как автор показывает связь человека и природы, как в этих взаимоотношениях проявляется личность человека.

    Метапредметные:

    научатся самостоятельно искать ответ на проблемный вопрос, выделять и формулировать познавательную цель

    Личностные:

    научатся интересоваться чужим мнением и высказывать свое, любовь к природе.

    Прочитать материалы о Ю.П. Казакове (с.186, 187) и рассказ «Тихое утро».

    05.04.

    Ю.П. Казаков.  Рассказ «Тихое утро

    Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.

    Проверка домашнего задания - рассказ о писателе с использованием интернет ресурсов. Обмен мнениями о рассказе, перечитывание отдельных эпизодов рассказа. Составление вопросов к прочитанным эпизодам.

    Предметные:

    узнают автора, факты его жизни и литературной деятельности, узнают содержание рассказа, научатся понимать авторское отношение к героям, научатся выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы.

    Метапредметные:

    научатся самостоятельно искать ответ на проблемный вопрос, выделять и формулировать познавательную цель.

    Личностные:

    научатся интересоваться чужим мнением и высказывать свое, любовь к природе.

    Задание рубрики «Совершенствуем свою речь».

    06.04.

    Ю.П. Казаков. Герои рассказа «Тихое утро» и их поступки.

    Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.

    Проверка домашнего задания, пересказсобытий рассказа от лица героев (Володи и Яшки), словесное рисование (описание утра), чтение диалога по ролям, анализ диалогов мальчиков и пейзажа в рассказе.

    Предметные:

    научатся понимать авторское отношение к героям, выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы.

    Метапредметные:

    научатся самостоятельно искать ответ на проблемный вопрос, выделять и формулировать познавательную цель.

    Личностные:

    научатся высказывать свое мнение, считаться с чужим.

    Подготовить пересказ любого эпизода близко к тексту.

    11.04.

    Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи

    Публицистика, мемуары как жанр литературы.

    Слово об учёном. Чтение статьи учебника, составление плана, пересказ. Работа по главам (составление тезисов), выразительное чтение глав «Молодость - это вся жизнь», «Учиться говорить и писать»;  комментирование художественного текста.

    Предметные:

     научатся понимать авторское отношение к родной земле, рассказывать о любви автора, переживании, отвечать на проблемные вопросы.

    Метапредметные:

    научатся самостоятельно искать ответ на проблемный вопрос, выделять и формулировать познавательную цель.

    Личностные:

    научатся высказывать свое мнение, считаться с чужим.

    Ответить на вопросы рубрики «Проверьте себя». Подготовить рассказ о родном крае.

    12.04.

    Смех Михаила Зощенко (по рассказу «Беда»).

    Смешное и грустное в рассказе «Беда». Нравственные проблемы в рассказе.

    Проверка домашнего задания. Слово о писателе, чтение статьи учебника. Ответы на вопросы. Чтение рассказа по ролям. Обсуждение вопросов рубрики «Размышляем о прочитанном».

    Предметные:

    узнают факты биографии и литературной деятельности писателя, узнают содержание произведения, научатся понимать авторское отношение к поднятой проблеме.

    Метапредметные:

    научатся определять основную и второстепенную информацию. Научатся самостоятельно искать ответ на проблемный вопрос.

    Личностные:

    научатся ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.

    Вопросы и задания рубрики «Учимся читать выразительно».

    13.04.

    Вн.чт. Стихотворения о родной природе «Тихая моя Родина…» Единство человека и природы.

    Стихотворения В.Я. Брюсова «Первый снег», Ф. Сологуба «Забелелся туман над рекой», С. Есенина «Топи да болта». Н.Рубцов, Н.Заболоцкий.  

    Рассказ учащихся о поэтах, выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы, иллюстрация стихотворения на выбор.

    Предметные:

    узнают факты биографии и литературной деятельности поэтов, узнают содержание произведений, научатся понимать авторское отношение к поднятой проблеме.

    Метапредметные:

    научатся определять основную и второстепенную информацию. Научатся самостоятельно искать ответ на проблемный вопрос.

    Личностные:

    научатся ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.

    Прочитать раздел «Песни на стихотворения русских поэтов XX века».

    18.04.

    Песни на стихотворения русских поэтов XX века.

    Творчество И.А. Гофф, Б. Окуджавы.

    Проверка домашнего задания, выразительное чтение или пение песен в исполнении учащимися, ответы на вопросы  и задания рубрики «Фонохрестоматия».

    Предметные:

    научатся владеть элементами анализа поэтического текста, умение выразительно читать. Понимать особенности музыкальной интерпретации произведений.

    Метапредметные:

    научатся отмечать художественные особенности стихотворений.

    Личностные:

    научатся понимать красоту русской поэзии. Гордость за полученные знания.

    Выучить наизусть песню на выбор.

    19.04.

    Песни на стихотворения русских поэтов XX века.

    Творчество А.Н. Вертинского. Расул Гамзатов.

    Пересказ раздела «Из литературы народов России», с.238 - 240, ответы на вопросы рубрики «Проверьте себя

    20.04.

    Зарубежная литература. (11 часов)

    Р. Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

    Своеобразие лирики Бернса. Грустный и шутливый характер произведения.

    Чтение статьи учебника о Р.Бернсе, портрет поэта, пересказ статьи по составленному плану; выразительное чтение произведения; подбор пословиц, отражающих идею каждого куплета, музыкальные паузы, анализ стихотворения, словарная работа.

    Предметные:

    узнают факты биографии и литературной деятельности поэта, особенности его творчества, слушать музыку в процессе урока.

    Метапредметные:

    научатся определять основную и второстепенную информацию.

    Личностные:

    научатся выразительно читать, анализировать текст.

    Подготовить сообщение на тему: «Джорж Гордон Байрон».

    25.04.

    Дж. Г. Байрон -«властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта

     Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!». Героические мотивы лирики Д.Г. Байрона. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

    Слово о поэте, выразительное чтение стихотворения; анализ текста стихотворения, сопоставление лирического героя Байрона с героями русской литературы, которые будут жить «в песнях родины святой».

    Предметные:

    узнают факты биографии и литературной деятельности поэта, Научатся анализировать поэтический текст, видеть особенности поэтических интонаций, видеть особенности поэтических интонаций.

     Метапредметные:

    научатся формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней.

    Личностные:

    научатся ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.

    Подготовить выразительное чтение стихотворения Д.Г. Байрона,

    26.04.

    Японские трёхстишия (хокку).

    Японская лирическая поэзия. Особенности и своеобразие.

    Выразительное чтение стихотворения Байрона. Чтение и обсуждение нескольких хокку. Сопоставление стихотворений. Словарная работа.

    Предметные:

    познакомятся с японской поэзией, научатся понимать и анализировать хокку.

     Метапредметные:

    научатся формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней.

    Личностные:

    научатся формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней.

    Подготовить выразительное чтение наиболее понравившихся хокку.

    27.04.

    Проверка техники чтения.

    Проверка техники чтения.

    Проверка техники чтения.

    Предметные:

    продемонстрируют навык чтения: скорость, выразительность, правильность чтения, пересказ текста.

    Прочитать статью об О’Генри.

    04.05.

    О’Генри «Дары волхвов».

    Нравственные проблемы в рассказе. Смешное и возвышенное в рассказе.

    Проверка домашнего задания, выразительное чтение хокку. Слово о писателе, чтение рассказа, словарная работа. Обмен мнениями, обсуждение проблемы. Ответы на вопросы.

    Предметные:

    знать автора, факты жизни и творческого пути писателя, содержание рассказа, нравственную проблематику произведения.

    Метапредметные:

    научатся  видеть гуманизм и легкий юмор в рассказах писателя.

    Личностные:

    испытают радость за общение с писателем. Пополнят словарный запас.

    Ответить на вопросы рубрики «Проверьте себя».

    10.05.

    Преданность и жертвенность во имя любви.

    Поэтический гимн благородству и любви.

    Проверка домашнего задания, анализ названия рассказа, комментированное чтение рассказа, беседа по вопросам.

    Предметные:

    научатся воссоздавать портрет главного героя, определять особенности рассказов, пересказывать сюжет.

    Метапредметные:

    научатся анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.

    Личностные:

    научиться высказывать свою точку зрения, отстаивать её, передавать смешное.

    Прочитать раздел «Рей Брэдбери» и рассказ «Каникулы».

    11.05.

    Р.Д. Брэдбери «Каникулы».

    Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле.

    Слово о писателе, чтение статьи писателя, ответы на вопросы учебника, устное словесное рисование картины мира, из которого ушли люди «Мир без людей», «Тридцатилетние каникулы».

    Предметные:

    узнают автора, факты его биографии и литературной деятельности, научатся воссоздавать портрет главного героя, определять особенности рассказов, пересказывать сюжет.

    Метапредметные:

    научатся анализировать поступки героев, выделяя существенные и несущественные, устанавливать

    причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.

    Личностные:

    научиться высказывать свою точку зрения, отстаивать её.

    Ответить на вопросы раздела: «Проверьте себя».

    16.05.

    Мечта о чудесной победе добра.

    О чём рассказ, почему так называется, кому он предназначен.

    Проверка домашнего задания, комментированное чтение рассказа, обмен впечатлениями, беседа по вопросам. Подготовка к сочинению - рассуждению.

    Сочинение.

    Подготовиться к сочинению - рассуждению на тему: «Мир без людей. Какой он?».

    17.05.

    Сочинение - рассуждение на тему: «Мир без людей. Какой он?».

    Написание сочинения - рассуждения на тему: «Мир без людей. Какой он?».

    Написание сочинения - рассуждения на тему: «Мир без людей. Какой он?».

    Предметные:

    научатся излагать свои мысли, рассуждать, подбирая аргументы, обосновывать выбор.

    Метапредметные:

     научатся вычленить материал, приводить примеры.

    Личностные:

    стремление к речевому самосовершенствованию, увеличению словарного запаса.

    Сочинение.

    18.05.

    Анализ сочинения - рассуждения. Работа над ошибками.

    Анализ сочинения - рассуждения.

    Работа над ошибками.

    Предметные:

    научатся работать над ошибками, подбирать проверочные слова, приводить свои примеры, правильно строить предложения.

    Метапредметные:

    научатся вносить коррективы в способ своих действий; осознают качество и уровень усвоения.

    Личностные:

    осознают важность грамотного письма.

    Подготовиться к литературной викторине по всему курсу литературы.

    23.05.

    Детективная литература.

    Жанровая разновидность. Приключенческая литература.

    Чтение стать и учебника, запись определения, работа с разделом «Проверьте себя». Обмен мнениями.

    Предметные:

    узнают новую жанровую разновидность,  научатся распознавать детективные произведения, определять особенности детективов, пересказывать сюжет.

    Метапредметные:

    научатся анализировать детективные произведения, выделяя существенные и несущественные, устанавливать

    причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.

    Личностные:

    научиться высказывать свою точку зрения, отстаивать её.

    Пересказ статьи учебника.

    24.05.

    Литературная викторина.

    Литературная викторина.

    Выполнение заданий

    Предметные:

    продемонстрируют уровень знаний, оценят свои способности.

    Список литературы для чтения  летом.

    25.05.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку для коррекционной школы 7 вида. 4 класс.

    Программа предназначена для 4 класса, школы 7 вида....

    Рабочие программы по английскому языку для коррекционных школ VI вида

    Рабочие программы по английскому языку предназначены для школ-интернатов,где обучение начинается с 5 класса2 раза в неделю по 40минут.УМК "Английский с удовольствием" М.З.Биболетова,Н.В.Добрынина...

    Рабочая программа. 5 кл. Литература. Для коррекционных школ

    Рабочая программа. 5 кл. Литература. Для коррекционных школ...

    Рабочая программа по русскому языку для коррекционной школы V вида, 5 класс.

    Рабочая программа по русскому языку для коррекционной школы  V вида, 5 класс.Разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований ф...

    Рабочая программа по русскому языку для коррекционной школы V вида, 7 класс

    Рабочая программа  по русскому языку для коррекционной школы 5 вида, 7 классРазработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований фе...

    Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы V вида, 7 класс.

    Рабочая программа по развитию речи для коррекционной школы 5 вида, 7 класс.Разработана в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компо...

    Рабочая программа. 6 кл. Литература. Для коррекционных школ.

    Рабочая программа. 6 кл. Литература. Для коррекционных школ....