Говорящие фамилии
творческая работа учащихся по литературе (9 класс) по теме

Галина Николаевна Кожухова

Учебно-исследовательская работа по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govoryashchie_familii.docx266.09 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Муниципального образования «Холмский городской округ»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

г. Холмска

Учебно-исследовательская работа

«Говорящие фамилии»

                       

Выполнил:

Калужский Виктор,

учащийся 9А класса

Руководитель:

Кожухова Г.Н.,

учитель русского языка и литературы

2014 г.

Содержание

Введение        

Глава 1. История возникновения фамилий        

Глава 2.Теории происхождения фамилий        

2.1.Теория Селищева        

Глава 3.  «Говорящие» фамилии в литературе  как приём художественной выразительности        

3.1 Говорящие фамилии в творчестве Д.И. Фонвизина        

3.2. Говорящие фамилии в творчестве Н.В. Гоголя        

3.3. Пародийные имена в творчестве М.Е. Салтыкова – Щедрина        

3.4.  Говорящие фамилии в творчестве А.П. Чехова        

Глава 4. Исследование фамилий известных людей.        

Глава 5. Исследование фамилий одноклассников, учителей        

Заключение        

Список литературы        

Введение

Появление фамилий - это загадочный и сложный исторический процесс: сложно объяснить, почему именно в этот век появилась фамилия, а не двумя веками раньше или позже. Если говорить о полезности фамилии, то её можно сравнить с появлением письменности и разговорной речи.

 Изначально фамилии появились только в европейских странах: Европа была к тому времени более цивилизованна и по развитию опережала Русь. Первые фамилии упоминаются в летописях, в 10 веке их стали носить в Италии. Затем фамилии постепенно стали появляться у соседних стран, например, в 11 веке у граждан Франции. После этого фамилия перекочевала в Англию, Германию.

Всё новое всегда становится модным, а если модное, то и распределяется по высшим сословиям. Так получилось и с фамилией. Как только появилась фамилия, то она стала достоянием только знати. Сила фамилии была очень велика, передаваясь от отца к сыну, как реликвия, она могла помочь обедневшему роду возродить былое богатство. Если иметь знания о различных фамилиях, понять их сущность и причину возникновения, можно сказать, что вы прикоснулись к части мировой истории.

У каждого из нас есть фамилия, имя, отчество. Имя человека выбирается по усмотрению родителей. Отчество у каждого человека определено именем отца. Фамилия передаётся по наследству.

        Фамилия –  активный художественный прием, которым часто пользуются писатели.

Как известно, в художественном произведении ничего случайного нет. Поэтому неслучаен и выбор фамилий персонажей в рассказах. Для того чтобы проникнуть в замысел писателя, читать более глубоко, необходимо проанализировать в литературном произведении детали, каковыми и являются «говорящие» фамилии. Фамилии героев несут большую художественно-смысловую информацию.

А может так быть, что фамилия влияет на формирование характера человека, способствует становлению его как сильного, уверенного в себе человека, или, наоборот, провоцирует развитие замкнутости, одиночества, слабости, неуверенности в себе? Поиск ответа на данный вопрос для меня стал актуальным и необходимым. Считаю, что на фоне многих исследовательских работ реферативного плана о роли «говорящих» фамилий в художественных произведениях совсем немного исследований и выводов о влиянии фамилии на судьбу человека. В том, что я решил исследовать и влияние фамилии на судьбы известных в стране, городе, нашей школе людей, моих одноклассников, новизна работы.

Актуальность темы очевидна.

И тогда я выдвинул гипотезу: 

  1. фамилия (позитивная, негативная) всегда влияет на характер и поведение человека;
  2. фамилия не всегда влияет на характер и поведение человека, можно не поддаться её (позитивному, негативному) влиянию.

Объект исследования: степень влияния фамилии на судьбу человека, на формирование черт характера человека.

Предмет исследования: «Говорящие фамилии»

Работая над данной темой, я поставил следующую цель: определение степени влияния фамилии на судьбу человека, на формирование черт характера человека.

Достижение поставленной цели предполагаю решить через следующие задачи:

  1. Изучить историю возникновения фамилий.
  2. Познакомиться с различными теориями происхождения фамилий.
  3. Познакомиться с произведениями, в которых встречаются герои с «говорящими» фамилиями, и доказать, что «говорящие» фамилии являются активным художественным приёмом в творчестве писателей.
  4. Составить краткий словарик «говорящих» фамилий одноклассников, учителей, знакомых.
  5. Выяснить, способны ли «говорящие» фамилии повлиять на формирование черт характера человека.
  6. Обобщить полученные результаты и представить их на НПК.

Свою работу - исследование разбил на следующие этапы:

I этап – вводный – знакомство и изучение литературы по данной теме (ноябрь - декабрь 2012)

II этап – основной – анализ произведений, в которых встречаются «говорящие» фамилии, составление словаря (январь – март 2013)

III этап – заключительный – обобщение результатов (апрель 2013-февраль2014)

В процессе работы использовались следующие методы:

 1) Работа над текстами рассказов А.П. Чехова, произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина,  Н.В. Гоголя, А.Н. Островского.

 2) Изучение критической литературы по данному вопросу.

 3) Работа со словарями.

 4) Систематизация собранного материала.

 5) Составление словарика ««Говорящие» фамилии одноклассников».

Источники работы:

- произведения А.П. Чехова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.В. Гоголя, Д.И. Фонвизина;

- словарь В.И. Даля;

- труд А.М. Селищева «Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ»;

- Азарова Н.М. Пособие по русской литературе XIX века;

- Интернет-ресурсы.

Данную литературу для изучения выбранной темы считаю необходимой, так как она представляет интерес и значима для освещения вопроса и с научной точки зрения, и с художественной. Более того, зная историю происхождения своей фамилии, можно выстраивать собственное поведение, уходя от нежелательного негатива, запрограммированного в фамилии.


Глава 1. История возникновения фамилий

Собственные имена давно привлекали внимание ученых. Их  возникновение, историю, различные преобразования, распространение, назначение изучают историки, литературоведы, психологи, этнографы, географы, но больше всех – языковеды.

В языкознании выделяется особый раздел – ономастика (греч. onomastike – «искусство давать имена»; onomastikos – «относящийся к имени»), занимающийся изучением собственных имён. Ономастикой называется совокупность всех собственных имён. К ним относятся имена личные, отчества, фамилии, прозвища людей, клички животных, названия городов, рек, морей, небесных тел и т.п.

Собственные имена, относящиеся к людям, называются антропонимами, а наука, которая их изучает – антропонимикой (от греч. anthropos – «человек» и onyma – «имя»).

К собственным именам относятся имена как реально существующие, так и имена, созданные фантазией человека, имена и фамилии персонажей фольклора и художественной литературы.

Фамилия (лат. familia — семья) — наследственное родовое имя, указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего предка, или в более узком понимании — к одной семье. Слово «фамилия» — латинского происхождения. В Римской империи оно обозначало общность, состоявшую из семьи хозяев и их рабов. Похожий смысл это слово позже имело достаточно долго в Европе и в России. [4]

Только к XIX веку слово «фамилия» в русском языке приобрело своё второе значение, ставшее сегодня официальным и основным: «наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени».

Первые русские фамилии встречаются в документах, относящихся к XV веку. Но у большинства людей, населявших нашу страну, фамилий не было. Прозвища и отчества — вот что было помимо имен у наших предков.[3]          

Слово «фамилия» внедрилось в России в повседневную жизнь после указов Петра I. Становление же фамилий как элемента именования русских людей (хотя это слово тогда и не употреблялось) на Руси датируется 14-15 веками, а назывались они прозвищами, прозваниями. В этом же значении иногда употребляется слово «назвище». В царских указах о проведении переписей населения обычно говорилось, что следует записать всех людей, проживающих в таких-то местностях, «по именем с отцы и с прозвищи», т. е.

 по имени, отчеству и фамилии.

Когда в России пало крепостное право, перед правительством встала серьезная задача — дать фамилии бывшим крепостным. Одним крестьянам давали полную или измененную фамилию их бывшего помещика, у других в фамилию превращали отчество, а у третьих — прозвище. Но процесс шел медленно, и нередко люди продолжали обходиться без фамилий. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».

 У различных общественных групп официальные фамилии появились в разное время.

 1) В 14-15 веках первыми получили фамилии представители знати, князья, бояре.

 2) В 16-18 веках складываются фамилии дворян.

 3) В 17-19 веках появляются фамилии у торговых и служащих людей.

 4) В 19 веке складывались фамилии русского духовенства.

5) В конце 19 века самая многочисленная часть русского населения – крестьянство – стала получать фамилии, продолжалось это до 1930-х годов.

Сегодня можно отметить самые распространенные фамилии населения России (справа от фамилии указан процент от общего числа населения России):

  1. Смирнов 1,862
  2. Иванов 1,33
  3. Кузнецов 0,998
  4. Соколов 0,856
  5. Попов 0,806
  6. Лебедев 0,742
  7. Козлов 0,636
  8. Новиков 0,61
  9. Морозов 0,568
  10. Соловьев 0,486

  Известна и самая длинная фамилия в мире. Она звучит  так — Гедиминайте-Бержанскайте-Клаусутайте. Всего 34 буквы. Необычная фамилия принадлежит жительнице литовского города Каунаса. Произошла она от названий трех княжеских родов, чьим потомком и является эта женщина. Возможно, она  является самой редкой, ведь её носит только 1 человек на Земле.[3]


Глава 2.Теории происхождения фамилий

По способу образования все фамилии можно разделить на:

 - «географические» (например, Вяземский, Ростовцев);

 - «профессиональные» (например, Сапожников, Швецов);

 - отымённые (например, Гришин, Васильев);

 - по прозвищу (например, Аксаков, Бунин);

 - искусственно образованные (например, Равинский, Фивейский).

 Не просто порой бывает узнать и объяснить значение той или иной фамилии. Иногда кажется, что фамилия простейшая, но за ней, за этой фамилией может скрываться любопытнейшая тайна, которую, как оказалось, не так легко раскрыть. Помочь в разгадке нам может наука этимология, изучающая происхождение слов

2.1.Теория Селищева

Классификацию «личных имен и прозвищ, от которых образованы затем фамилии», провел А. М. Селищев в своем незаконченном труде «Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ».[6] Селищев намечает следующую группировку имен и прозвищ по значению основы.

1. Обстоятельства появления нового члена семьи: Гость, Ждан, Лишний, Любим, Меньшой, Найден, Неждан, Нелюб, Ненадобный

2. Профилактика: Беда, Бедняга, Горемыка, Мертвец, Мертвый, Могила, Неудача, Мука, Неупокой

3.Семейные отношения: Весна, Весняк, Вечорка, Внук, Второй, Выродно, Девятый, Десятка, Зима, Зять, Лето, Суббота, Тетка

4.Внешний вид, физические недостатки: Безпальчик, Безгуб, Бледный, Великан, Великий, Гнилозуб, Горбун, Конопатко, Косой

5.Свойства:  Безсон, Блудило, Богатырь, Веселой, Гордой, Дармоед, Друг, Злоба, Левша, Молчан, Немой, Сила, Храпун, Честнейший, Важный

6.Социальное и экономическое положение: Боярин, Князь, Король, Небогатый, Пан, Поп, Попыня, Попадья, Царь, Витязь,  Безродный

7.Профессия, занятия, должность: Артельной, Атаман, Бурлак, Воин, Гетман, Зеленщик, Кузнец, Лекарь, Пастух, Рыбак, Солдат, Гончаръ

8. Пришельцы, место жительства: Загородный, Изгорода, Казань, Калуга,  Китай, Кубанец, Москва, Новгородец, Новоприходец

9.Церковные отношения и элементы: Апостол, Богодан, Богомол, Богомил, Богомаз, Богухвал, Вера, Двоекрещен, Новокрещеной

10. Насмешливые клички: Дурак, Дурень, Дурной, Мясная голова, Олух, Рожа, Сопливой, Сопля, Тупица, Пободайло, Поганой поп, Погоняйло.

11 Животные: Баранья голова, Белко, Бобр, Буйвол, Бык, Вепрь, Волк

12.Птицы: Беркут, Воробей, Ворона, Голубь, Гусь, Дрозд, Журавель, Лебедь

13. Насекомые: Гнида, Жук, Клещ, Комар, Моравей, Муха, Паук,  Комар

14.Рыба: Быстрая рыбка, Ёрш, Кит, Лосось, Окунь, Жаба,  Карась, Красноперка, Лещик, Рак, Сом

15.Растения: Берёза, Ботва, Вишенка, Гарбуз, Горох, Гриб, Груша, Ёлка

16.Пища: Борщ, Буженина, Беляш, Говядина, Кисель, Кислоквас, Пиво 

17. Имена и прозвища по разным предметам: Барабан,  Бубен, Булава, Булат, Великая Шапка, Веревка

18.Татарские имена: Мамай, Мамецъ, Мамот, Момай, Орда, Ахмат, Алай, Казыл, Ашалык, Ахмыл, Килибака, Шабалай, Шабаршенок

19.Имя народа: Грек, Казак,  Калмык, Киргиз, Мордвин, Немец, Поляк, Русак, Руской, Сибиряк, Татарин, Туляк, Француз, Хохол, Чех

Наряду с приведенными группами можно выделить еще ряд групп, например:

Имена по конкретному географическому объекту: Байкал, Балка, Бугор, Волга, Вологда, Деревня, Донъ, Дорога, Дорожка,  Дунай,  Елец, Кострома,  Набережный,  Самара, Суздалъ, Татарка, Тверь, Тула,

Абстрактные понятия: Дух, Душа, Мир, Образец, Образчик, Правда, Правдик. Слава, Суета, Ложь

Культура, творчество: Азбука, Былина, Запись, Музыка, Сказка, Слово

Природные, стихийные явления: Гроза, Гром, Зарево, Заря, Поле, Роса, Туча

Языческие верования: Русалка, Черт, Бесов, Леший

Побуждение к действию: Забирай, Зажигай, Захватай, Погадай, Постой, Рожай, Поджарь, Замешайко, Полезай, Стой

По части тела: Зуб, Колено, Глаз, Глотка, Кулак, Локоть, Мосол, Нога, Ноготь, Ноздря, Око, Пуп, Рука, Ус, Щека, Губа

Во многих случаях семантика оказывается сложной, поэтому нельзя однозначно отнести имя к той или иной группе (Куча, Прикол, Прима, Краско, Добыча).

Человек мог получить имя или прозвище на основании самых различных обстоятельств, внутренних и внешних качеств. Древнеславянские имена характеризуют дохристианское общество с различных сторон: его социально-экономического состояния, классовой, профессиональной структуры, а также на уровне народной психологии (религия, искусство, народные забавы).

Глава 3.  «Говорящие» фамилии в литературе  как приём художественной выразительности

Современная литературоведческая наука подходит к анализу художественного произведения, учитывая совокупность формы и содержания. Для того чтобы проникнуть в замысел писателя, читать более глубоко, необходимо учитывать и анализировать все средства художественной выразительности, одним из которых является и использование «говорящих» фамилий. Фамилии героев несут большую художественно-смысловую информацию.[3]

Выдуманные имена, прозвища, названия титулов в качестве средств типизации оказывают неоценимую помощь писателям. Например, мастера сатиры, стремясь заклеймить отрицательные образы, подбирают такие имена, которые с самого начала изобличают низменную сущность, низкий общественный «рейтинг» этих персонажей. Все это играет значительную роль в создании обобщенного образа сатирического типа.

Таким образом, в художественном произведении собственные имена выполняют не только номинативно-опознавательную функцию: будучи связаны с тематикой произведения, жанром, общей композицией и характером образов, они несут определенную стилистическую нагрузку, имеют стилистическую окраску.

3.1. Говорящие фамилии в творчестве Д.И. Фонвизина

За 14 лет до появления фонвизинского «Недоросля», в 1764 году, В.И. Лукин написал комедию «Мот, любовию исправленный», в которой вывел на русскую сцену персонажей с весьма характерными именами. Один, светлый, полюс этого произведения составляют Добросердов и Правдолюбов. Другой, резко противопоставленный этим персонажам, – Злорадов, Докукин, Безотвязный, Пролазин, который, кстати, является стряпчим. Героев с именами Чужехват и Пасквин можно встретить и в комедии А.П. Сумарокова «Опекун».[7]

Так что два полюса в «Недоросле» с Милоном, Правдиным, Стародумом и Софьей, имя которой, к слову, с греческого языка переводится как «премудрость», и Скотининым, Простаковыми и Вральманом не являлись для современников Фонвизина чем-то уж очень новым.

Кроме того, задолго до этих произведений на русской сцене появлялись герои народного театра с не менее говорящими именами типа Зарез-Головорез, Преклонский и Безобразов.

Однако не всех персонажей «Недоросля», исходя из их имён, можно отнести к положительным или отрицательным героям. Например, Цыфиркин и Кутейкин являются лексически нейтральными и говорят лишь о роде занятий наставников Митрофана.

Что же касается имени Митрофан (в буквальном переводе с греческого языка означает «являющий свою мать», т.е. похожий на свою мать), то с ним благодаря фонвизинской комедии произошла весьма любопытная трансформация. Прежде лексически нейтральное имя собственное уже больше двух веков считается едва ли не ругательством, и уж во всяком случае, Митрофанами у нас в России принято называть лентяев, недоучек и невежд.

Автор вводит в действие целый ряд положительных персонажей - Стародум, Правдин, Софья, Милон.

Стародум – прогрессивно настроенный дворянин, («старый», «думать»), сторонник не старых, но вечных правил воспитания молодого поколения, основанных на добропорядочности, уважении, почитании и т.д. Превыше всего он ценит честь, достоинство, благородство души.

Правдин – «правдивый» - олицетворение действующей справедливой власти.

Софья – «премудрость» - послушная, образованная, воспитанная девушка.

Милон – «красавчик» - милый, приятный, честный молодой человек, офицер, встающий на защиту чести любимой девушки.

Эти герои открыто выражают взгляды "честного" человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство.

Лагерь отрицательных героев представляют Скотинин, Простаковы, Вральман.

Для госпожи Простаковой («простак») никаких моральных ограничений не существует. «Разве я не властна в своих людях?» - удивляется она. Для неё всё просто: хозяйка – властвуй!

Вполне отвечает своей фамилии Скотинин («скотина»). В его жизни есть только один интерес – свиньи. Свиньи живут у Скотинина гораздо лучше людей,  он хвастается этим и способностью добывать средства любым путём.

А фамилия Адама Адамыча – Вральман, отчасти русская, отчасти немецкая, – даёт начало множеству такого рода говорящих имён у авторов, наследовавших классику эпохи Екатерины Великой.

3.2. Говорящие фамилии в творчестве Н.В. Гоголя

Виртуозным мастером в деле нарекания своих героев говорящими именами был и Н.В. Гоголь. В его драмах можно найти фамилии-прозвища: Держиморда, Яичница и Земляника. Гоголь мастерски обыгрывает и двойные фамилии, которые, к слову сказать, принадлежали исключительно знатным людям: Мусины-Пушкины, Голенищевы-Кутузовы, Воронцовы-Дашковы, Муравьёвы-Апостолы. Судья же из комедии «Ревизор» также носит двойную фамилию – Ляпкин-Тяпкин, которая едва ли свидетельствует о почтении автора к этому герою.

Что же касается двойной фамилии городничего, то о ней в книге «Современные русские фамилии»: «Сквозник (по Далю)[3] в переносном значении «хитрый пройдоха», «опытный плут», в прямом значении – «сквозняк», «сквозной ветер». «Дмухати» по-украински значит «дуть». Двойная фамилия как пример высокородного дворянина в данном случае оказывается двойным намёком на продувное мошенничество».

Продолжая образование имён литературных персонажей с помощью иноязычных словообразовательных средств, Гоголь вводит в комедию доктора Гибнера, в больнице которого, как известно, все больные, «как мухи, выздоравливают».

Очень богата на ассоциации и фамилия мнимого ревизора - Хлестаков. Есть в ней что-то от хлёсткости, бойкости героя и от словосочетания «хлестать через край», поскольку Иван Александрович – мастер безудержного вранья. Хлестаков, кроме того, не откажется «заложить за воротник» - «нахлестаться».[2] Он же не прочь поволочиться за Анной Андреевной и Марьей Антоновной – «поухлёстывать».

Подчёркивая сходство двух «городских помещиков», Гоголь хитроумно делает их полными тезками, а в фамилиях меняет лишь одну букву (Бобчинский, Добчинский). В русской драме такой приём был впервые использован именно в «Ревизоре».

Можно констатировать, что в творчестве Н.В. Гоголя говорящие имена получили дальнейшее развитие, стали ещё значимее, начали приобретать пародийное звучание.

3.3. Пародийные имена в творчестве М.Е. Салтыкова – Щедрина

Хорошо известно, что, когда какое-то явление или феномен культуры достигает определённого уровня, становится повсеместно известным и популярным, его начинают пародировать. Так и с говорящими именами. Множество такого рода фамилий и у М.Е. Салтыкова-Щедрина: Перехват-Залихватский из «Истории одного города»,Серпуховский-Догоняй, Урюпинский-Доезжай из «За рубежом», Пересвет-Жаба из «Сатир в прозе»[5]. Однако в данном случае мы имели дело с явлением скорее социальным, политическим, а уж потом – литературным.

Портретная галерея щедринских “любимцев” — глуповских градоначальников запоминается сразу и сильно. Один за другим проходят они перед читателем, нелепые и отвратительные в своих жестокости, тупоумии, злобной ненависти к народу. Тут и бригадир Фердыщенко, моривший глуповцев голодом, и его преемник Бородавкин, спаливший тридцать три деревни, чтобы “с помощью сих мер” взыскать недоимок на два рубля с полтиною, и майор Перехват-Залихватский, упразднивший в городе науки, и Феофилакт Беневоленский, одержимый страстью к писанию законов (уже на скамьях семинарии начертал он несколько замечательных законов, среди которых наиболее известны следующие: “всякий человек да имеет сердце сокрушенно”, “всяка душа да трепещет”, “всякий сверчок да познает соответствующий его званию шесток”).

    Именно в описании главных героев М. Е. Салтыков-Щедрин использует самые разнообразные художественные средства. Так, предельная жестокость Угрюм-Бурчеева зафиксирована “в деревянном лице, очевидно, никогда не освещавшемся улыбкой”, с “узким и покатым лбом”, впавшими глазами и развитыми челюстями, готовыми “раздробить или перекусить пополам”. Напротив, либерально настроенный Прыщ, градоначальник с фаршированной головой, “был румян, имел алые и сочные губы, из-за которых виднелся ряд белых зубов; походка у него была деятельная и бодрая, жест быстрый”. Внешние характеристики сходны с их психологическими образами: свирепый Брудастый, он же Органчик, не похож на выходца из Франции, аристократа Дю-Шарио, весело проводящего время в удовольствиях и развлечениях, а “друг Карамзина” Грустилов, отличавшийся “нежностью и чувствительностью сердца”, не менее далек от “фантастического путешественника бригадира Фердыщенко...

3.4.  Говорящие фамилии в творчестве А.П. Чехова

Чехов – мастер художественных приёмов. Одним из удачнейших писатель считал использование «говорящих» фамилий. Многие его современники, начинающие писатели, утверждают, что очень часто Чехов делился секретами своего мастерства в использовании художественных средств, в частности имен и фамилий. Писатель очень широко использовал своё «чутьё на фамилии», мог умело и уместно обыграть значение той или иной фамилии.

 Анализируя фамилии в рассказах А.П.Чехова, я уверенно говорю, что писатель использовал «говорящие» фамилии с целью дать характеристику герою, его поступкам, совершённым действиям, зачастую отрицательным, негативным. Он включает фамилии, в которых скрыт общий колорит рассказа, образуя их от названия мелких и неприятных явлений (Перхоткин, Прорехин, Грязноруков, Гнилодушкин, Глоталов).[8] Как правило, автор не комментирует значение фамилии, а предоставляет возможность сделать это самому читателю, иногда персонажу рассказа: «С моей фигурой далеко не уйдёшь! И фамилия преподлейшая: Невыразимое… Хочешь - живи так, а хочешь – вешайся» (рассказ «Мелюзга»). В рассказах образ героя соответствует значению фамилии, «говорящая» фамилия олицетворяет своего персонажа.

Соотнесение «говорящих» фамилий и их значений.

Я проанализировал несколько рассказов А.П.Чехова и попытался выявить в них так называемые «говорящие» фамилии, дав им толкование.

«Хамелеон».

 Очумелов – полицейский надзиратель, главное действующее лицо, который ловко приспосабливается к ситуации. Чумной, бешеный, очумелый, то есть непредсказуемый в своих действиях.

         Хрюкин – у этого человека поступки не человеческие: прижигает морду собачонке «цигаркой для смеха», ведёт себя и выглядит по-свински.

 Жигалов – фамилия произошла от слова «Жигало», то есть тот, кто поджигает других, является зачинщиком.

«Смерть чиновника».

 Червяков – постоянно просит прощения у генерала Бризжалова, которому он чихнув обрызгал лысину в театре. Генерал простил Червякова, но он не может жить спокойно. Герой суетится, ползая за генералом, как червяк, умоляя о прощении. «Жертва» не вызывает сочувствия, потому что умирает не человек, а какое-то бездушное существо, наподобие червя.

 Бризжалов – вызывает ассоциации с брюзгой, который постоянно брызжет слюной.

«Унтер Пришибеев».

         Пришибеев – прошло пятнадцать лет, как он пришёл со службы, но добровольно взял на себя роль главного надсмотрщика и надзирателя. В этом человеке есть что-то «пришибеевское», привычка запугивать, «пришибать» людей, подавлять их.

«Глупый француз».

 Тестов – хозяин трактира, где продают мучные изделия. Мягкий и податливый, как тесто. Человек, из которого можно «слепить» своего союзника, а можно – противника.

«В Париж!».

 Грязнов – этому герою понравилось участвовать в ловле зачинщика «грязного» дела.

 Вонючкин – фамилия, как считает Чехов, подходящая для полицейского, а их, как известно, не любят.

«Сапоги».

 Муркин – настройщик фортепиано с очень подходящей фамилией. Так как он настраивает музыкальные инструменты, то наверняка «мурлычет» себе под нос какую-нибудь мелодию. На протяжении всего рассказа он, как глупый трусливый кот, поёт: «Я человек болезненный, ревматический».

 Пустяков – учитель, нацепил на себя чужой орден, чтобы идти на бал к купцу. Тем самым он себя унизил, показался мелким и жалким, не имеющим чувства собственного достоинства, то есть «пустым местом». Поэтому и фамилия у него Пустяков.

«Клевета».

 Ахинеев – учитель чистописания. Фамилия ему очень подходит: решил подстраховаться и за какие-то полчаса всем гостям рассказал про себя сплошную ахинею, за что и поплатился впоследствии.

«Мелюзга».

 Невыразимов – давая герою такую фамилию, Чехов хотел подчеркнуть, что жизнь этого «маленького» человека монотонна, скучна, однообразна и невыразительна.

 «Канитель».

 Отлукавин – такую фамилию получил дьяк. Нам кажется, что эта фамилия помогает уловить сюжет произведения, в котором происходит невероятная путаница при чтении имён на бумажках «о здравии» и «за упокой». Создаётся такое впечатление, словно дьячка и старушку бес попутал (лукавый).

 «В цирюльне».

 Блёсткин – такую фамилию этот герой получил, потому что в свободное время он всегда убирается и его цирюльня блестит, как новая.

«Закуска».

Дробискулов – человек, который ест очень много и быстро. В гостях он поглощает любую пищу, при этом очень смущается. Например, Дробискулов «сидел в углу и, конфузясь, глодал заливного поросёнка».

«Шведская спичка».

 Дюковский – в переводе с итальянского «дюк» - герцог. Некоторые люди благодаря своему титулу всегда уверены в себе. Таковым был и Дюковский.

 Кляузов – был большой интриган. Фамилия образована от слова «кляуза» - мелкая интрига.

 Тетёхин – Чехов создал образ, противоположный значению слова «тетёха» - неповоротливая, медлительная, полная баба. А Тетёхин – шустрый и худенький человек.

«Симулянты».

 Замухришин – фамилия соответствует образу оскудевшего помещика, явно соотносится со словом «замухрышка».

 Печонкина – фамилия, характеризующая человека по роду занятий: целительница и гомеопат, «выгоняет болезни изнутри».

Итак, как видим, фамилии играют существенную роль при создании литературно-художественного текста. Они являются неотъемлемыми составляющими стиля и языка писателя, тесно связаны с темой произведения, взглядами автора, а так же характеров героев и сутью создаваемых образов.  Глубокое и всестороннее прочтение художественного произведения невозможно без осмысления использования автором фамилий персонажей.


Глава 4. Исследование фамилий известных людей

Происхождение фамилии Путин.

         Изучение происхождения фамилии Путин волнует в настоящее время многих людей, занимающихся антропонимикой (наука, изучающая фамилии, отчества, клички, псевдонимы и т.п.). Этот вопрос заинтересовал и меня. После долгого изучения различных источников я смог выделить две основных версии происхождения данной фамилии:

         Первая версия – это происхождение фамилии от слова «путь». Здесь среди учёных существуют споры, что данная фамилия не могла быть образована непосредственно от слова «путь», что большинство «дорожно-путевых» фамилий (Дорожин, Дорожкин) на самом деле происходят от крестьянских имен (те же Дорожины – от Дорофея). Но слово «путь» в древнерусском языке, помимо современного значения «дорога», имело ещё несколько других: «польза, доход», «порядок, правило»… Отсюда и слово «путный». О том, что это слово могло стать основой личного имени Путь, говорит распространённость «родственных» фамилий: Добров (Добро), Хабаров («хабар» – «барыш, нажива»), Добычин (Добыча), Удачин (Удача). Значит, и фамилия Путин могла произойти от собственного имени: путь – Путь – Путин сын – Путин.[9]

         Вторая версия сообщает о том, что в основе фамилии Путин может лежать и уменьшительная форма одного из двухсоставных древнерусских имён: Путислав, Путимир, Путисил. В обиходе они могли произноситься как Путя, Путала, Путята и т.п. Некоторые учёные связывают фамилию Путин с нехристианским именем Путя, Пута, которое было известно уже с начала XVI века. Отсюда появляется Путин сын: Путя (Пута) – Путин сын – Путин.
        В настоящее время эту фамилию носит президент России Владимир Путин.


Происхождение фамилии Медведев

         Существует множество фамилий, в которых звучат названия различных птиц, животных, насекомых. Например, Лисичкин, Волков, Мотыльков. Но ошибочно предполагать, что эти фамилии сложились непосредственно из названий животных. Между названиями и самими фамилиями порой наблюдаются целые цепочки звеньев.

         Так обстоит дело и с фамилией Медведев. Она произошла не напрямую от слова медведь, а от имени Медведь, и имеет первоначальное значение «медведев сын»: медведь – Медведь – Медведев сын – Медведев.

Имена, образованные от названий лесных зверей, издревле были распространены во всех сословиях и на всей территории расселения славян. Многие из таких имен были призваны «усилить» охранительное действие имени. Назвав сына Медведем, родители верили в то, что это имя даст любимому чаду великую «медвежью» мощь и обережет от нечистой силы.

Данную фамилию носит премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Происхождение фамилии  Ливанов

В семинарской среде даже бытовала поговорка, в которой перечислялись основные источники искусственных фамилий: «По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет его преосвященство».

Так,фамилия Ливанов образована от церковнославянского слова «ливан» - «ладан», либо от названия страны Ливан, где рос почитаемый христианской религией Ливанский кедр, из которого добывали ароматическую смолу, употребляемую во время богослужений. 

Согласно другой, менее правдоподобной версии, в основе этой фамилии лежит старинное церковное имя Ливаний, что дословно переводится как «обитатель Ливана».

Данную фамилию носит министр образования и науки Д. В. Ливанов.

Происхождение фамилии Мень

Фамилия Мень образована от аналогичного прозвища, которое, скорее всего, восходит к слову «мень» со значением «рыба налим». Получить такое прозвище мог как рыбак, так и человек, в чем-то схожий с этой рыбой (например, молчаливый или усатый). Священник – ловец душ человеческих. Известно, что ученики Иисуса были рыбаками, ловцами рыб. Иисус выбрал их для того, чтобы они стали ловцами душ человеческих. Таким образом, фамилия священника А. Меня полностью соответствует его занятию, его призванию. 

Данную фамилию носил Александр Мень, автор книги «История религии».

Значение фамилии Хорошавин

Фамилия Хорошавин образована от прозвища Хорошава, т.е. «хороший, пригожий». Хорошавой обычно называли красавицу, однако такое прозвище мог носить и привлекательный внешне мужчина. Хорошава, со временем получил фамилию Хорошавин.

Данную фамилию носит Губернатор Сахалинской области Александр Вадимович Хорошавин.

Значение фамилии Назаренко

Фамилия Назаренко относится к распространенному типу украинских фамилий и образована от крестильного имени Назарий. Оно имеет древнееврейское происхождение и в переводе на русский язык означает «посвятивший себя богу». 
Покровителем этого имени считается священномученик Назарий, пострадавший в царствование императора Нерона. За проповедь христианской веры среди язычников Назария сначала отдали на растерзание диким зверям, но звери не коснулись святого. Затем пытались утопить его в море, но он ходил по водам, как по суше. Римские воины, исполнявшие казнь, были так поражены, что сами приняли христианство и отпустили Назария.

Фамилия Назаренко образовалась при помощи суффикса -енко. Первоначально он имел следующие значения: «маленький», «молодой человек», «сын». Поэтому Назаренко буквально понималось как «сын Назария».

        Данную фамилию носит мэр Холмского района Олег Назаренко, посвятивший свою деятельность служению народа.

        


Глава 5. Исследование фамилий одноклассников, учителей

Фамилия

Группа по Селищеву

Соответствует ли фамилия характеру человека

Павлушина

Имена и прозвища по разным предметам

Произошла от имени Павел,

Имя происходит от латинского слова «паулюс», что означает «маленький»

Да

Титова

Имена и прозвища по разным предметам

Произошла от имени Тит, имя происходит от латинского Titus, что означает «честь», «почет».

Да (владелец фамилии пользуется почётом и уважением в классе)

Калужский

Имена по конкретному географическому объекту

В основе фамилии город Калуга

Да

Благовидов

Свойства

Благой-на-Вид, красивый, ожидаемый

Да

Кротов

Животные

Произошла от названия животного крот (животное трудолюбивое, кропотливое)

Да

Пахарь

Профессия, занятия, должность

Пахарь – работающий на поле, трудяга

Нет

Кожухова

Имена по конкретному географическому объекту деревни в Брестской и Кемеровской области

или от профессии 

кожух – портной, шивший тулупы из овчины (кожухи)

Да (учитывая, что владелец фамилии служит людям)

Божко

Имена и прозвища по разным предметам

Произошла от имени Богдан, имя заимствовано из старославянского языка, означает «Данный Богом».

Да, если принять во внимание, что владелец фамилии приветлив и дружелюбен

Денисов

Имена и прозвища по разным предметам

Произошла от имени Денис, имя происходит от древнегреческого имени Дионисиос. В мифологии Древней Греции Дионис - бог природы и вина, означает «Принадлежащий Дионису», кутила

Да, если принять во внимание, что владелец фамилии занимается танцами и любит выступать на сцене, бывать на людях

Суханов

Имена и прозвища по разным предметам

От прозвища Сухан – «худой» или «черствый, бесчувственный»

Да, если принять во внимание, что владелец фамилии немногословен, задумчив.

Масленникова

Профессия, занятия, должность

Масленник – продавец масла

Да, если принять во внимание, что владелец фамилии умеет находить общий язык с людьми, легко решет конфликты (умеет «подмаслить»)

Панкрашин

Имена и прозвища по разным предметам

Произошла от имени Панкрат, имя происходит от греческого “pankratos”, что означает «сильнее всех».

Да

Ерахтина

Имена и прозвища по разным предметам

Ерахта – неуклюжий человек

Нет

Грабар

Профессия, занятия, должность

Грабарь – землекоп, трудолюб.

Да

Москаленко

Имена по конкретному географическому объекту Москаль – житель Москвы

Нет

Симакова

Имена и прозвища по разным предметам

Произошла от имени Симак, которое в свою очередь произошло от имени Симон-энергичный и крайне уверенный в себе человек.

Да

Карпова

Рыба

Произошла от названия рыбы Карп (символизирует упорство в борьбе с трудностями, смелость).

Да

Вахрушева

Имена по конкретному географическому объекту

В основе фамилии населенный пункт Вахрушев (в переводе с греческого 'сын вспаханной земли', 'сын полей')

Да

Михайлова

Имена и прозвища по разным предметам

Произошла от имени Михаил, происходит от древнееврейского имени Микаэль, означает «Равный, подобный Богу».

Да


Заключение

Цель моей работы: определение степени влияния фамилии на судьбу человека, на формирование черт характера человека выполнена.

В ходе исследования я пришел к выводу, что из 19 проанализированных фамилий

8 фамилий относятся к группе «Имена и прозвища по разным предметам»,

4 фамилии – «Имена по конкретному географическому объекту»,

4 фамилии – «Профессия, занятия, должность»,

1 фамилия – «Животные»,

1 фамилия - «Рыба»,

1 фамилия - «Свойства».

        16 фамилий соответствуют характеру человека, 3 не соответствуют.

В перечне фамилий есть две фамилии, которые содержат в себе негативную информацию (Суханов, Ерахтина). На примере характеров людей, носящих эти фамилии, могу сделать вывод, что гипотеза №1- фамилия (позитивная, негативная) всегда влияет на характер и поведение человека - не подтвердилась; № 2-фамилия не всегда влияет на характер и поведение человека, можно не поддаться её (позитивному, негативному) влиянию - подтвердилась.

В то же время нельзя полностью отвергать воздействие фамилии на человека.

Рассматривая использование говорящих фамилий в литературе, я убедился, что экспрессивное использование имен собственных свойственно многим писателям. И если говорящие фамилии у Д.И. Фонвизина – это наследие классицизма, резкое деление героев на положительных и отрицательных, то в творчестве А.С. Грибоедова говорящие фамилии – не только дань классицизму, но и яркая характеристика персонажа, в фамилии задан определенный круг ассоциаций, который не упрощает, а, напротив, усложняет понимание характера, выявляя в нем новую грань. Н.В. Гоголю удается мастерски обыгрывать двойные фамилии (этот прием использует позже и М.Е. Салтыков-Щедрин), создавать фамилии-прозвища, образовывать имена литературных героев с помощью иноязычных словообразовательных средств.

 Таким образом, говорящие имена и фамилии в русской литературе проходят в своём становлении и развитии через ряд этапов.

Анализируя происхождение фамилий одноклассников и учителей, я пришел к выводу, что в большинстве случаев фамилия не влияет на формирование черт характера человека, особенно если человек, носитель этой фамилии, не замыкается на её значении, а развивается в соответствии с воспитанием, полученным в семье, с требованиями, предъявляемыми к нему на работе, в школе, в соответствии с нормами, принятыми обществом.

Список использованной литературы

1. Азарова, Н.М. Текст. Пособие по русской литературе XIX века, ч. 1.- М.: Прометей, 1995.

2. Гоголь, Н.В. Текст. Ревизор. – М.: Детиздат, 1988.

3.«Говорящие» фамилии в русской литературе. (Электронный ресурс).- http://www.consultant.ru

4. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Прогресс, Универс, 1994.

5. Салтыков-Щедрин, М. Е. Текст. Собрание сочинений в 20 томах. М.: 1969.

6. Селищев, А. М. Текст. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ // Избранные труды А. М. Селищева. М.: Просвещение, 1968. (Перепечатка работы 1948 г.).

7. Фонвизин, Д. И. Текст. Собрание сочинений в двух томах. Т. 1. М.: Гослитиздат, 1959.

8. Чехов, А.П. Текст. Избранные сочинения в двух томах. Том 1. – М.: Художественная литература, 1986.

9. Электронный ресурс - Поисковик по фамилиям. http://ufolog.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль "говорящих" фамилий в создании образа главного героя в рассказах А.П.Чехова.

В данной работе представлена методическая разработка к урокам литературы при изучении творчества А.П.Чехова...

Исследовательская работа на тему: «Говорящие» фамилии и имена как средство создания образа». Часть 1.

Большая исследовательская работа охватывает ряд крупных произведений классической литературы. В 1 части рассказывается о говорящих именах и фамилиях в 3 произведениях: "Недоросль", "Горе от ума", "Мер...

«Говорящие» фамилии и имена как средство создания образа в произведениях русских писателей». Часть 2

Во второй части исследовательской работы говорится об именах в произведениях А.С.Пушкина, в сказках, в балладе В. Жуковского "Светлана", в повести "Бедная Лиза" Н. Карамзина, в рассказе Н.Гоголя "Шине...

Говорящие» фамилии и имена как средство создания образа в произведениях русских писателей. Часть 3.

В 3 части исследовательской работы говорится об именах героев пьесы Н.Гоголя "Ревизор", рассказов М.Булгакова "Собачье сердце", И. Тургенева "Муму", И.Бунина "Лапти", А Платонова "Юшка"...

"Говорящие фамилии" в русской драматургии ХIX века

Научно-исследовательская работа...

Говорящие фамилии в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

Данная статья методиста Венгурцевой В.В. представляет собой анализ одного из аспектов романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина". Догадки, выдвинутые в статье относительно фамилий героев романа, я...

«Говорящие» фамилии в русской литературе

Мастера сатиры, стремясь заклеймить отрицательные образы, подбирают такие имена, которые с самого начала изобличают низменную сущность, низкий общественный «рейтинг» этих персонажей. Все э...