Пейзаж - живой язык в литературе, музыке, живописи
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Галина Николаевна Кожухова

Цель: развитие у учащихся навыков эксплицитного и имплицитного анализа текста на основе культурологического подхода4 духовно-нравственное воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peyzazh-zhivoy_yazyk_v_literature_muzyke_zhivopisi.doc220 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Кожухова Галина Николаевна

Управление образования

Муниципального образования «Холмский городской округ»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 г. Холмска

Конспект №2

Урок литературы в 7 классе.

Тема: «Пейзаж – живой язык в литературе, музыке, живописи»

Кожухова Г.Н., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №8 г. Холмска.

                               

             2012

                                        Урок литературы, 6 класс

Тема: Пейзаж – живой язык в литературе, музыке, живописи

Тип: развивающий.

Вид: исследовательский.

Цель: развитие  у учащихся навыков эксплицитного и имплицитного анализа текста на основе культурологического подхода;  духовно-нравственное воспитание (через урок, через текст художественного произведения, живопись, музыку  привести ученика к осознанию своих чувств, переживаний).

Задачи:

  1. Образовательные:
  • продолжить формирование общих учебных способностей на материале урока: поиск  и выделение необходимой информации, умение работать на основе заданного алгоритма деятельности;
  • совершенствовать умения выражать свои впечатления в форме высказывания, рисунка, схемы

2. Воспитательные:

  • обеспечить закрепление следующих духовно-нравственных  понятий: патриотизм,

гражданственность, преданность, гуманизм,  правила  и законы взаимодействия с окружающей природой, миром.

 3. Развивающие

  • продолжить работу по развитию УУД (личностные, метапредметные: регулятивные, коммуникативные, познавательные), самостоятельности, инициативы, ответственности,
  • совершенствовать умения  анализировать, обобщать  информацию, строить гипотезы, формулировать выводы, работать на основе методов эксплицитного и имплицитного анализа текста, строить продуктивное взаимодействие;  
  • обеспечить ситуацию открытия нового знания.        

Материал: презентация; эпиграф к уроку; карты «Работа с текстом» (приложение №1);

текст стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»; репродукции картин художников И.Левитана, Остроухова, А.Куинджи, И.Шишкина; музыкальный фрагмент Вивальди «Зима»,       

 

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

1.  Прочитайте эпиграф к нашему уроку:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

                                                Ф.И.Тютчев

2. Вопросы:

О чем  говорит автор этих строк?

А почему он говорит об этом?

3. Тема урока по программе : «Пейзаж в живописи, литературе, музыке».

Как можно по-другому назвать тему нашего урока? (предложения детей. Например: «Пейзаж – живой язык в музыке, живописи, литературе»)

Запишите тему урока: ________________________________________________

4. Определяем цели урока.

Доказать, действительно ли изображение природы в музыке, живописи, литературе  может создать нужную эмоциональную атмосферу, своеобразный язык?

(удается ли художнику, поэту, композитору с помощью художественных средств передать настроение, мысли, идею задуманной темы)

II. Исследование.

Предлагаю начать наше исследование на основе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Работа с текстом

1. Причитайте стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»

2. Все понятно в тексте?

      Работа с незнакомыми словами

Нега-?

Аврора-?

Мгла -?

Мрачный -?

Озарить -?

Кобылка -?

Вечор -?

3. Нарисуйте картинку о прочитанном.

4. Удалось ли увидеть текст?

    Чего недостает?

    О чем это стихотворение?

5. Работа с текстом на основе универсальной схемы:

Шаги

Алгоритм

Слова из текста и контекста

Ключевое слово

1

время

2

пространство

3

образ

4

предмет (объект)

5

событие

6. Что самое главное в тексте: время,  пространство, образ, предмет, событие? Почему?

    Что происходит с текстом после разбора, осознания незнакомых слов, событий?

    Что происходит с лирическим героем? Что он чувствует?

    Что происходит с вами, что вы чувствуете?

    А дальше…?

    Так что же самое главное в стихотворении? О чем оно?

    Самое главное слово в тексте: ______________________

    Ассоциации к нему:

7. А теперь нарисуйте схему (уточняю, чем отличается схема от рисунка).

    Как вы думаете, зачем это нужно? (чтобы найти  и понять в тексте главную мысль,  скрытую информацию)

- Какое настроение создает стихотворение…?

- Основной прием, используемый автором, - антитеза. (информация на слайде)

- Находим примеры антитезы.

- Изобразительно-выразительные средства -?

  Дети находят примеры эпитетов, олицетворения, сравнения… (информация на слайде)

- Какие чувства описаны в произведении?

Какие чувства вызывает у вас это произведение?

Вывод: удалось ли поэту с помощью  художественных средств  передать настроение, мысли, идею задуманной темы?

III. Закрепление изученного материала.

Неудивительно, что все наши ощущения просятся быть отображенными в слове, красках, мелодии. В поэзии, живописи, музыке издавна лето, весна, осень, зима означали нечто большее, чем времена года. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроением грусти и радости, печали и веселья.

Показ  репродукций картин на слайдах.

1.Творческое задание.

А теперь представьте, что вы художники, музыканты, поэты.

Опишите, что вы увидели, услышали, почувствовали, слушая музыкальный фрагмент «Зима» А.Вивальди.

Работа с текстом на основе универсальной схемы:

Шаги

Алгоритм

Слова из текста и контекста

Ключевое слово

1

время

2

пространство

3

образ

4

предмет (объект)

5

событие

    Что же самое главное в музыкальном фрагменте? О чем оно?

    Самое главное «слово» в музыкальном тексте: _______________________

Вывод: удалось ли композитору с помощью  художественных средств  передать настроение, мысли, идею задуманной темы?

IV. Заключение:

Вывод по теме урока (от эпиграфа).

Рефлексия - Продолжите предложение: «Главное для меня на уроке…..»

Оценки за инициативу, активность, самостоятельность на уроке.

 Домашнее задание трёхуровневое:

1 уровень: выразительное чтение стихотворения.

2 уровень: выразительное чтение стихотворения наизусть.

3 уровень: выразительное чтение стихотворения наизусть + сочинение или авторские стихи на тему: «Сахалинская зима»

                                                                                                                 Приложение №1

Карта «Работа с текстом»

Ф.И. ученика____________________________________класс_______________

Работа с текстом

1.    Причитайте стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»

2.    Работа с незнакомыми словами

Нега-

Аврора-

Мгла -

Мрачный -

Озарить -

Кобылка -

Вечор -

3. Нарисуйте картинку о прочитанном (на обратной стороне листа)

4. Работа с текстом на основе универсальной схемы:

Шаги

Алгоритм

Слова из текста и контекста

Ключевое слово

1

Время

2

Пространство

3

Образ

4

предмет (объект)

5

Событие

5. Так что же самое главное в стихотворении? О чем оно?

    Самое главное слово в тексте: _______________________

    Ассоциации к нему:

6. А теперь нарисуйте схему  (на обратной стороне листа)

7. Продолжите предложение: «Главное для меня на уроке…..»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»

Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...

Пейзаж в литературе, музыке, живописи

Пейзаж в литературе, музыке, живописи...

Интегрированный урок литературы и изо Тема: "Пейзаж в литературе и живописи" (на материале стихотворений С.Есенина)

Цель урока - определить роль пейзажа в художественном произведении, увлечь учащихся творческой природой искусства. Урок помогает учащимся осознать важность сохранить красоту окружающей природы, ребята...

Пейзаж - живой язык в литературе, музыке, живописи

Презентация к уроку литературы в 7 классе "пейзаж-живой язык в литературе, музыке, живописи"...

Интегрированный урок литературы, музыки, живописи "Зарисовки осени" (5 класс)

На уроке обучающиеся знакомятся с  изображением  осени мастерами разных  видов  искусства. У обучающихся в процессе работы на уроке формируются  навыки  восприятия,...