ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (5-7 КЛАССАХ)
статья по литературе (5, 6, 7 класс) на тему

Аннотация: В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по патриотическому воспитанию в 5-7 классах.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, воспитание патриотических чувств. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Миханькова В.Н.

учитель русского языка и литературы

частного  общеобразовательного

учреждения  «Школа-интернат № 9 среднего  

общего образования

открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (5-7 КЛАССАХ)

Аннотация: В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по гражданско-патриотическому воспитанию в 5-7 классах.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, воспитание патриотических чувств.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из актуальных проблем для государства и общества. В государственной программе «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на  2011–2015 годы»,  утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., определено содержание патриотического воспитания, цели и задачи, система программных мероприятий, механизмы реализации, основы организации работы с детьми.[3]

Характеризуя создавшееся в стране положение, президент  нашей страны В.В. Путин отметил, что «утрата патриотизма и связанных с ним национальной гордости и достоинства, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». [1]

В нашей стране происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума. Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке  активные, социально значимые качества. Основы воспитания будущего гражданина закладываются в школе. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность воспитания чувства патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. [2].

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения стоят в центре внимания педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А.Пашкович, Т.А.Касимова,  Н.К.Беспятова, Т.С. Буторина, Т.А.Орешкина и другие [5; 4; 1; 2]. В их работах рассматриваются проблемы, связанные с формированием гражданской позиции у подрастающего поколения, речь идет о  новых требованиях к деятельности педагогов, их непосредственном влиянии на воспитание патриотов.

Чувство патриотизма – одно из наиболее значимых, непреходящих ценностей, составляющее духовно-нравственную основу личности. Оно выражается в потребности достойного служения Родине, самореализации на благо Отечества. [5]

Особая роль в воспитании чувства патриотизма в современной школе принадлежит учителю русского языка и литературы. Важно отметить, что учитель формирует не только личность, но и несет ответственность за знания и воспитание будущего поколения, и помогает педагогу в этом великая русская литература, начиная с фольклора и заканчивая произведениями современных писателей.

Устное творчество содержит богатейший материал для воспитания учащихся в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему духовные ценности, представления о чести и бесчестии, храбрости и трусости, трудолюбии и лени. В пословицах, поговорках, загадках, песнях, былинах содержится многовековая мудрость народа, нравственные уроки о добре, порядочности, совестливости, верности долгу, Отечеству.

 На уроках литературы, посвященных изучению фольклора, целесообразно использовать разнообразные творческие задания: объяснить смысл пословицы, проиллюстрировать крылатое выражение,  придумать небольшой рассказ, включающий пословицу.

На уроках в 5 классе наиболее интересна игра «Аукцион пословиц»-    обучающиеся вспоминают как можно больше пословиц со словом "солдат", "воин", "смелость", "Родина"… Это пробуждает интерес к историческому прошлому своей страны, её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.

Значимый материал для патриотического и гражданского воспитания содержат  произведения русских писателей. Так, изучая стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» в 5 классе, учащиеся учатся размышлять о роли народа в истории, о русском национальном характере, о том, какой ценой добывается слава Родины. Выразительный язык стихотворения, помогает учащимся осознать патриотические чувства автора, его восхищение героизмом русских солдат. Хорошим подспорьем на таких уроках служат межпредметные связи, в частности изобразительное искусство. Учащиеся знакомятся с репродукциями картин русских художников Ф. Рубо «Панорама Бородинской битвы», «Кутузов под Бородином» С.В. Герасимова, содержание которых отражает важность этих исторических событий. Работая над  составлением синквейна, учащиеся размышляют о том, что страна не может существовать без народа, а народ не может существовать без страны, что Родина -это самое ценное,  что есть у человека, что чувство   патриотизма - неотъемлемая черта того, кто называет себя гражданином Отечества.

В седьмом классе изучается памятник мировой литературы «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя. Это произведение, в котором ощутимо дыхание народного эпоса, героическая поэма о мужественных людях, о Родине, о несокрушимой любви к отчему краю. Анализируя произведение,  ученики размышляют о составляющих компонентах понятия «патриотизм»,  дают своё толкование таких слов, как «товарищество», «героизм», «предательство». Выявляют истоки героизма запорожцев, восхищаются самоотверженностью героев повести в борьбе за свободу родной земли. После изучения повести Н.В. Гоголя, ученики приходят к выводу, что  казаки отстаивают независимость своей Родины, своего народа. Завершается разговор о произведении соотнесенностью с сегодняшним временем, с собой как личностью, способной быть защитником Отчизны, её достойным сыном, настоящим патриотом. Школьники убеждаются, что тема патриотизма животрепещущая тема современности.

Особый интерес у учащихся вызывают уроки литературы, на которых речь идет о произведениях, рассказывающих о Великой Отечественной войне. В 6-ом классе в ходе подготовки к уроку «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» школьники обращаются к родословной своей семьи. На урок приглашаются участники войны, которые делятся своими воспоминаниями. Школьники адресуют фронтовикам письма-треугольники, выражают слова признательности за ратный подвиг, желают добра и мира. Заканчивается знакомство с литературой о войне написанием сочинения на тему: «Судьба семьи в судьбе страны», где учащиеся  рассказывают о личном участии в тех исторических событиях близких им людей. Это даёт возможность ученикам прочувствовать то нелегкое время, осознать испытания, выпавшие на долю их родственников. Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на учащихся, учат самоотверженности, вызывают чувство гордости за своих близких- участников величайшего события истории. Изучая героические страницы художественных произведений, учащиеся учатся размышлять о роли народа, о русском национальном характере, о том, какой ценой добывается слава Родины.

Таким образом, уроки литературы имеют огромное значение в патриотическом воспитании подрастающего поколения, повышают интерес учащихся к историческому прошлому своего народа, приобщают к нравственным общечеловеческим ценностям.

Литература

  1. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д.Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 192 с.
  2. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2011. – 224 с.
  3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на  2011–2015 годы»,  утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г.
  4. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
  5. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Шашковой О.И. «Из опыта работы по патриотическому воспитанию на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война»».

В статье описываются формы работы с учащимися на уроках истории России и во внеурочное время при изучении темы "Великая Отечественная война"- проектная деятельность творческие задания, уроки мужества ...

Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА СЕГОДНЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО)"

Сегодня очень много говорят о патриотизме. На современном этапе развития нашей страны это чувство должно стать, наверное, тем стержнем в жизни каждого человека, который поможет нам построить новое общ...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках литературы в старших классах по ФГОС.

Духовно-нравственное  и патриотическое воспитание  обучающихся  на уроках литературы в старших классах по ФГОС.                    ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (5-7 КЛАССАХ)

Аннотация: В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по гражданско-патриотическому воспитанию в 5-7 классах.Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, воспитание патриот...

"Из опыта работы по антиалкогольному воспитанию школьников на уроках биологии в 8 классе"

Статья вкючает в себя перечень заданий и вопросов для самостоятельной работы учащихся по антиалкогольной тематике. Может быть использована как на уроках, так во внеклассной работе....

Методическая статья ( из опыта работы). Военно-патриотическое воспитание в кадетских классах

Военно- патриотическое воспитание- проблема современного образовательного процесса. В кадетских классах это направление является основным. Одна из важных задач школы- воспитание патриотизма....

Защита Отечества — долг и обязанность. Из опыта работы по патриотическому воспитанию на уроках обществознания.

   Огромную роль в решении проблемы становления гражданина и патриота играют уроки обществознания. Уроки обществознания, это один из уроков школьной программы где воспитывается уважен...