Роль элементов театрального представления на уроках литературы
статья по литературе (10 класс) на тему

Статья, раскрывающая роль элементов театрального представления на уроках литературы на примере инсценировки по роману И.А. Гончарова "Обломов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья19.64 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

В школьной практике всегда существовало междисциплинарное направление театральная педагогика. В наше время зачастую создание школьного  театра не представляется возможным в связи с дефицитом свободного времени у учащихся. Именно поэтому мы считаем, что элементы  театрализованного представления могут служить важным компонентом уроков литературы, ведь участие в инсценировках дает возможность ученику не только приобрести универсальные навыки, которые позволят ему сориентироваться в мире, покажут взаимодействие человека и мира, но и позволят ощутить себя в ином статусе, раскрыть свой творческий потенциал.

Элементы театрализованного представления на уроках литературы необходимы, так как способны обеспечить объединение разных видов искусства. В процессе подобной деятельности развиваются личностные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. Но самым главным результатом можно назвать формирование собственной точки зрения.

В качестве примера можно привести элемент театрализованного представления к одному из уроков по книге И.А. Гончарова «Обломов». Все, конечно, помнят фразу классика: «Кто это такой здесь лежит?» Инсценировка, сценарий которой представлен ниже, помогает ответить на этот вопрос. Учащиеся, уже познакомившиеся с романом Гончарова, смогут открыть для себя что-то новое, а те, кто с произведением пока не знаком, узнают многое о главном герое и его слуге, попробуют провести сопоставление двух обломовцев. Представление готовится учащимися заранее; реквизит и декорации минимальны.

Говоря о метапредметных результатах, можно отметить, что перед ребятами по-новому открываются произведения литературы в исполнении их товарищей, сами произведения становятся более близкими и понятными; налицо высвобождение внутреннего потенциала и участников представления, и зрителей.

Приложение.  

Элемент театрализованного представления к одному из уроков по роману И.А. Гончарова «Обломов»

Действующие лица:

Автор

Обломов

Захар

Автор.  В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели ,на своей квартире, Илья Ильич Обломов. Комната, где лежал И.И, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это?» Вид кабинета поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью.

Пробило половина десятого, И.И. встрепенулся.

Обломов.  –Захар!

Авт.  В комнату вошел пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки…И.И., погруженный в задумчивость, долго не замечал Захара. Захар стоял перед ним молча. Наконец он кашлянул.

О.  –Что ты?

Захар.  –Ведь вы звали?

О.   –Звал? Зачем  же это я звал-не помню! Поди к себе, а я пока вспомню.

Авт.  Прошло еще четверть часа.

О.  –Захар!

(Захар стоит, посматривая на барина, идет к дверям)

О.  –Куда же ты?

З.  –Вы ничего не говорите, так что же тут стоять –то даром!

О.  –Сыщи письмо, что я вчера от старосты получил. Куда ты его дел?

З.  –Какое письмо? Я никакого письма не видал.

О.  –Ты же от почтальона принял его: грязное такое!

З.  –Куда ж его положили –почему мне знать?

О.  – Не завалилось ли за диван. Вот спинка-то у дивана до сих пор не починена…Ведь ты же изломал. Ни о чем не подумаешь!

З.  –Я не ломал. Она сама  изломалась; не век же ей быть: надо когда-нибудь изломаться.

(Захар уходит)

О.  –Захар! Захар!

З.  –Ах ты, господи! Что это за мученье? Хоть бы смерть пришла! Чего вам?

О.  –Носовой платок, скорей!

З.  –А кто его знает, где платок?

(Ходит, ощупывая каждый стул)

О.  –Куда? Здесь ищи! Я с третьего дня там не был.

З.  –Нету платка! Да вот он, под вами! Сами лежите на нем, а спрашиваете платка!

(Пытается уйти)

О.  –Какая у тебя чистота везде: пыли-то, грязи-то, боже мой! Ничего не делаешь!

З.  –Уж коли я ничего не делаю… Стараюсь, жизни не жалею..

О.  –А пыль по стенам, а паутина?

З.  –Это я к Святой неделе убираю.

О.  –А книги, картины обмести?

З.  –Книги и картины перед Рождеством

Авт. - Барин, кажется, думал: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, чем я сам», а Захар чуть ли не подумал: «Врешь! ты только мастер говорить мудреные да жалкие слова ,а до пыли и до паутины тебе и дела нет!»

О.  –Понимаешь ли ты, что от пыли заводится моль? Я иногда даже вижу клопа на стене!

З.  –У меня и блохи есть!

О.  –Разве это хорошо? Ведь это гадость!

З.  –Чем же я виноват, что клопы на свете есть? Разве я их выдумал?

О.  –Это все от нечистоты.

З.  –И нечистоту не я выдумал!

О.  –У тебя вот там мыши бегают по ночам - я слышу.

З.  –И мышей не я выдумал. Этой твари, что мышей, что клопов, везде много. За всяким клопом не усмотришь, в щелку к нему не влезешь.

Авт.  А сам, кажется, думал:» Да и что за спанье без клопа?!

О.  –Ты мети, выбирай из углов - и не будет ничего.

З.  –Уберешь, а завтра опять наберется.

О.  –Не наберется, не должно.

З.  –Наберется, я знаю!

О.  –А наберется, так опять вымети!

З.  –Что ж это за жизнь! Лучше бог по душу пошли!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование элементов драматического искусства на уроках литературы как средство коммуникативного образования учащихся".

Это статья отражает опыт нескольких лет работы школьного драматического кружка на добровольных началах....

Использование элементов театрального искусства на уроках чтения.

Использование элементов театрального искусства на уроках чтения....

Статья "Элементы театральной педагогики при освоении учащимися программного материала по литературе"

Театр и литература неразрывно связаны, и дети, увлечённые театром, обязательно увлекутся и литературой, с удовольствием будут постигать тайну СЛОВА, «заболеют» желанием воплотить слово в образ....

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

ФГОС. Элементы театральной педагогики на уроке музыки в 5-ом классе. "Кинолента видения".

Прослушайте музыкальный фрагмент с закрытыми глазами и ваше воображение, под влиянием музыки, создаст своего рода "киноленту видения". Это очень интересные моменты театральной педагогики. Считаю , что...

Витамины. Урок деловая игра с элементами театрального представления

Урок Витамины проводится с использованием современных технологий и предусматривает предварительную подготовку, т.к. в уроке принимают участие различные персонажи - от врача (роль которого может сыграт...

Элементы театральной деятельности на уроке английского языка

Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества.Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения в школе. Многочисленные трудности при освоении ин...