Урок развития речи. Литературная игра "Проще простого".
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Ермолаева И.Л.

По итогам изучения древнерусской литературы,а также поэтов и писателей XVIII в. целесообразно провести литературную игру "Проще простого". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.r._proshche_prostogo.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  СОШ №34




                       


                        Урок развития речи в 9 классе.
           Литературная игра "Проще простого".







Модель урока Ермолаевой Инны Леонидовны,
учителя русского языка и литературы
первой квалификационной категории
















При изучении древнерусской литературы ,а также творчества поэтов и писателей XVIII в. Ученики сталкиваются с огромным пластом устаревшей и малоупотребительной лексики. Заранее дается задание выписать в алфавитом порядке непонятные устаревшие слова, объяснить их. Эти миниатюрные толковые словари пригодятся и пополнятся во время игры. Два участника разыгрывают, кто будет первым отгадывать слова. Для этого мы вспоминаем имена собственные, встречающиеся, например, в стихотворениях Ломоносова.
     Игрокам предлагается распределить карточки по рубрикам:
1)полководец;                                         6)музыкант;
2)монарх;                                                  7)божество;
3)поэт, писатель;                                     8)путешественник;
4)ученый;                                                  9)философ;
5)живописец;                                          10)священнослужитель.

                                      На карточках записаны имена:
Август, Алкивиад, Анакреонт, Аристотель, Боян, Вергилий, Гомер, Гораций, Давид, Декарт, Евклид, Зоил, Иезекиль, Иоанн, Златоуст, Калигула, Колумб, Крез, Лафонтен, Людовик, Никон, Перикл, Пиндар, Платон, Птоломей, Сенека, Сократ, Соломон, Спиноза, Цезарь, Циперон, Эзоп, Алкид, Борей, Вакх, Велес, Геба, Даждьбог, Зевс, Зефир, Клио, Купидон, Марс, Морфей, Музы, Перун, Плутон, Талия, Троян, Фемида, Цирцея.
  Тот, кто сделает меньше ошибок, начинает игру.
Её правила: игроки не отвечают на вопросы, они соглашаются или не соглашаются с ответами гостей, которые выбирают из трех вариантов ответа один. «Гостей» на игре девять(это одноклассники, учителя, учащиеся параллельных классов).
 Гостей рассаживают за столы в три ряда ,по три человека в ряд. Раунд заканчивается, когда на столиках гостей таблички с крестиками или ноликами выстраиваются в ряд по вертикали, горизонтали, диагонали, как в известной игре «крестики-нолики», и победа присуждается тому из игроков, кто сумел не только правильно ответить, согласен ли он с ответом «гостя», но и выбрать, с кем нужно играть.
Раундов обычно три-пять ,но их может быть и больше в зависимости от времени и желания участников. Задания к игре подбирает ведущий. Их записывают на карточки.
                                           
                                                     
I раунд

1. Можно ли сшить платье из аксамита?
а)да;             б) нет.
(Да :
аксамит-бархат.)
2. Агнец-это:
а)ангел;        б)ягненок;          в)огонь.
(
Агнец-ягненок.)
3. Багряница-это:
а)то же, что порфира;   б)часть порфиры;  в)это разные вещи.
(
Порфира- парадная царская одежда, багряный плащ(т.е. багряница), отделанный горностаем.)
4. Где вам могли встретиться буки?
а) в лесу;  б)в книге;    в)на карте.
(
Буки-название буквы «б» в церковнославянский азбуках.)
5.Можно ли сейчас побывать в весях?
а)да;  б)нет.
(
Да: весь- деревня, селение).
6.Покажите длань.
(
Длань-рука, ладонь.)
7.Духовник:
а)играет на духовных инструментах;  б) создает духи;
в)совершает церковные обряды.
(
Духовник-священник, принимающий исповедь).
8.У желны:
а)2 ноги:  б)4 ноги;  в)6 ног.
(Желна-дятел.)
9.Басурман-это:
а)национальность;  б)воинское звание;  в)вероисповедание.
(Басурман(басурманин)-иноверец, нехристианин.)
10.Что такое понт?
а)свойство характера;  б)море;  в)извержение вулкана.
(Понт-море.)
                                           



                                                       
раунд II


1.Покажите потылицу. (Потылица- затылок).


2.Клобук носят:
а)на голове; б)на шее; в)в кармане.
(Клобук- высокий монашеский головной убор с покрывалом.)
3.Кому нравится умет?
а)медведю;  б)свинье;  в)собаке.

(Умет-грязь ,нечистоты.)
4.Послух- это:
а)послушный ребёнок;  б)монах;  в)свидетель.

(Послух-свидетель.)
5.Василиск-это :
а)сын Василия;  б)цветок;  б)нечистая сила.
(Василиск-дракон, змей, нечисть.)
6.Подвенечные бревна делали из:
а)деревьев;  б)воска;  в)сладостей.
(Подвенечные бревна- верхние бревна в срубе, образуют венец.)
7.Какое отношение имеет яруг к буераку?
а)это одно и то же;  б)яруг бывает в буераке;  в)буераком измеряют яруг.

(Яруг -овраг, буерак.)
8.Алкать-значит:
а)кричать;  б)жаждать;  в)бежать.

(Алкать- сильно хотеть.)
9.В веже можно:
а)жить;  б)купаться;  в)ходить на балы.

(Вежа- шатер, кибитка.)
10. Бирич:
а)играет в бирюльки;  б)следит за порядком; в)ничего не делает.
(Бирич- сборщик податей, блюститель порядка.)




                                             раунд III

 
1.Поднимите шуйцу.
(Шуйца- левая рука.)
2.Присный-это :
а)родной;  б)вкусный;  в)несоленый.
(Присный- родной, близкий).
3.Сколько копеек в полушке?
а)10;  б)1/2;  в)1/4.
(Полушка-четверть копейки.)
4.Пардус относится к семейству:
а)парнокопытных;  б)пучкожаберных;  в)кошачьих.
(Пардус- гепард, семейство кошачьих.)
5.Можно ли употреблять ядь в свежем виде?
а)да;  б)нет.
(Ядь-пища.)
6.Пращур-это :
а)динозавр;  б)отец прапрадеда или прапрабабки; в)название болезни.
(Пращур- предок, отец прапрадеда, прапрабабки.)
7.Какого цвета бывают ланиты?
а)красные;  б)зеленые;  в)синие.
(Ланиты-щёки.)
8.Сколько раз в год крестьяне орали?
а)один;    б)два;  в)сто раз.
(Орать(орати)- пахать.)
9.Можно ли носить кольцо с аспидом?
а)да;  б)нет.
(Аспид- ядовитая змея).
10.Из чего делают убрус?
а)из ткани;  б)из дерева;  в)из теста.

(Убрус-повязка, платок, полотенце.)






                                             
                                           
раунд IV

1.Простоволосый-это :

а)без кудрей; б)без волос; в) без шапки.
(Простоволосый- с непокрытой головой.)

2.Какого ваше порекло?
(Порекло -прозвание, прозвище.)
3.Прилично ли человеку щечить?
а)да;  б)нет.
(Щечить- обирать, тайно брать.)
4.Сколько у вас рамен?
а)2;  б)20;  в)32.
(Рамена-плечи.)

5.Сядьте ошую.
(Ошую - слева, одесную -справа.)
6.Мурза-это :
а)грязнуля;  б)нищий;  в)вельможа.
(Мурза- татарский вельможа.)
7.Обло- значит:
а)толстое;  б)худое;  в) горбатое.
(Обло- толстое, круглое.)
8.Инок живет:
а)в другом государстве;  б)монастыре;  в) в лесу.
(Инок- православный монах.)

9.Можно ли верить забобонам?
а)да;  б)нет.
(Забобоны-сказки, бредни.)

10.Все ли могут писать десницей?
а)да;   б)нет.
(Десница -правая рука.)


                                                V раунд

1.Сулица-это:
а)обещание;  б)оружие;   в)удочка.
(Сулица -копье.)
2.Неколико-это :
а)много ;  б)мало;  в)нисколько.
(Неколико- несколько, немного.)
3.Где использовались шеришилы?
а)на рыбалке;  б) в игре;  в)на войне.
(Шерешилы- уже неизвестный военный снаряд.)
4.Что необходимо, чтобы стать толмачом?
а)хорошо рисовать;   б)быстро бегать;  в)знать языки.
(Толмач- переводчик.)
5.Очеса-это :
а)глаза, б)волосы;  в)валенки.
(Очеса- очи,глаза.)
6.Во время брани(битвы) живот можно:
а) набить;  б)отрастить,  в)потерять.
(Живот-жизнь.)
7.Для чего использовали дощеник?
а)для плавания;  б)для захоронения;  в)для письма.
(Дощеник(дощаник)- плоскодонное парусное весельное судно.)
8.На вые носят:
а)шапку;  б) шарф;  в)очки.
(Выя- шея.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)

Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»...

Портрет литературного героя (урок развития речи 6 класс).

Данная разработка выполнена в технологии Web-quest и может быть использована как на уроке в том числе с использованием (технологии "Перевёрнутый класс"), так и во время дистанционного обучен...