план урока по рассказу И.Бунина "Холодная осень"
план-конспект урока по литературе на тему

план урока по рассказу И.Бунина "Холодная осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka-holodnaya_osen.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока литературы в 9 классе по рассказу И.А.Бунина «Холодная осень»

 

Тема: Анализ литературного произведения.   И. А. Бунин «Холодная осень».

Эпиграфы к уроку:

 1.Нет настоящей жизни там, где нет любви.

 2.  У зверя есть нора, у птицы есть гнездо…»    

                         

 Цели:

 привитие умений и навыков выразительного и осмысленного чтения литературного произведения, умения анализировать произведение ;  указать на связь рассказа с биографией самого писателя;

 

Оборудование урока:

Книга «И.А.Бунин. Жизнь и творчество»; слайды с портретами, фотографиями И.А.Бунина; текст рассказа .

Словарная работа :

Пасьянс -особая раскладка игральных карт по определенным правилам для развлечения или гадания.

Капот -женская домашняя одежда свободного покроя.

Накидка -верхняя одежда без рукавов, род плаща.

Отупение -состояние крайней усталости и безразличия.

                     Ход урока

1. Организационный момент.

Актуализация знаний. Фронтальная беседа о тв. И.Бунина.

Д.з    Чтение наизусть стих. И.Бунина(по выбору).

 2.Привитие умений и навыков. Вступительное слово учителя.

                             

     -В сороковые годы И.Бунина начинает интересовать поздний Тютчев, в поэзии которого усиливается мотив воспоминания, мрачные чувства теснят светлые. Поэзия и проза 40-х годов Бунина проникнуты сходными настроениями. В прозе звучит мотив прощания с жизнью. Сердце живет воспоминаниями. Для Бунина эти воспоминания прекрасны. Память дает радость свидания с дорогим, хотя и навсегда ушедшим. Память сохраняет очарование былого:

      Как, господи, благодарить

      Тебя за все, что в мире этом

      Ты дал мне видеть и любить

       В морскую ночь, под звездным светом.

  Писатель всю жизнь искал ответ на вопрос: что такое человеческая жизнь, в чем ее смысл, как связана она с миром.

   Перед нами один из поздних рассказов И. Бунина «Холодная осень», который был написан в мае 1944 года. Это рассказ из книги «Темные аллеи». Жена Ивана Александровича Вера Николаевна Муромцева писала: «Эти рассказы появились отчасти потому, что хотелось уйти во время войны в другой мир».

   3. Один из учеников кратко излагает содержание рассказа «Холодная осень»

   

Анализ  произведения( рассказ «Холодная осень»)

  1. Определите тему рассказа (это рассказ о любви, о жизни и смерти, о сложности человеческих судеб).

  2. Определите идею рассказа (Любовь - это светлая горечь о несбывшейся мечте. Это печальное, но светлое чувство не позволяет отчаяться, окончательно потерять смысл жизни, дает силы выжить, вырастить чужого ребенка. Рассказ подтверждает старую истину: нет настоящей жизни там, где нет любви.)

  3. Назовите главных героев рассказа ( безымянная красавица, она рассказывает свою историю; остальные герои второстепенные)

  4. Определите композицию рассказа (Рассказ построен в форме монолога лирической героини. Рассказ в рассказе. Произведение можно разделить на 2 части. В первой части, которая занимает больше места в рассказе, она рассказывает об одном вечере с женихом в саду. В другой части - о существовании в остальные 30 лет. )

  5. Почему рассказ так построен? (Героиня живет одним вечером - свиданием с женихом в осеннем саду. Остальные 30 лет существования без него - ненужный сон.)

   

 -Чтение стихотворения «Холодная осень» А.Фета (читает 1 из учащихся).

           Какая холодная осень!

           Надень свою шаль и капот;

           Смотри: из-за дремлющих сосен

           Как будто пожар восстает.

           Сияние северной ночи

           Я помню всегда близ тебя,

           И светят фосфорные очи,

           Да только не греют меня.

  7. Язык рассказа. В какой части рассказа больше художественно-изобразительных средств и почему?

           

  8. Назвать художественно-изобразительные средства ( эпитеты: холодная осень, чернеющие сосны, северная ночь, фосфорные очи, черное небо, чистые ледяные звезды, черные сучья, минерально блестящие звезды; олицетворения: пожар восстает)

  9. А какие передают состояние героев? (незначительные слова, преувеличенно спокойные, тайные мысли и чувства, притворная простота. Героям очень тяжело, тяжко на душе. Хотят это скрыть. Холод на душе.)

  10. Где происходят действия? (В саду)

  11. Сад- символ чего? ( родного дома, родины)

  12. “Мы стояли в отупении, чувствуя удивительную несовместимость между нами и окружавшим нас радостным, солнечным, сверкающим изморозью на траве утром».

  - Для чего автор использует антитезу? ( показать, насколько сильно герои переживали разлуку)

   

 -Выступления учащихся.

    1. В апреле 1922 г. Уже эмигрантом, Бунин написал строки, обращенные будто к прошлому, но проникнутые живой скорбью прощания с Родиной:

       У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

              Как горько было сердцу молодому,

         Когда я уходил с отцовского двора,

              Сказать прости родному дому!

         У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

              Как бьется сердце, горестно и громко,

          Когда вхожу, крестясь, в чужой наемный дом

               Своей уж ветхою котомкой!

     Бунину в эту пору шел пятьдесят второй год. Трагически совпали факты его биографии: вступление во вторую половину века жизни и отъезд из России. Мучительно переживал Иван Алексеевич совмещение этих поворотов судьбы: «Разве мы можем забыть родину? Может человек забыть родину? Она в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает».

     Решение покинуть Россию приходило нелегко. Бунин медлит с отъездом. Только в конце марта 1920 г. , проехав через Турцию, Болгарию, Сербию, прибывает во Францию.

   

 2. В Париже, где поселились Бунины, находилось немало русских писателей, художников, меценатов, приехавших сюда после событий октября 1917г. Бунины были тепло приняты писателями- эмигрантами. Бунин давал вечера, читал лекции. Материально жизнь устраивалась. Но внутреннее бытие  по-прежнему было мучительным, если не трагическим. Неоднократно жена писателя Вера Николаевна напишет в дневнике:  «Ян чувствует себя слабым, больным, в большой нерешительности. Больше же всего ему хотелось бы уехать в Россию».

   

Учитель:

    -Вернемся к рассказу. Прошло тридцать лет. Что потеряла героиня из того, что имела? (Самых близких, сад ,дом, родину)

   - Как она об этом рассказывает? (Равнодушно, эти 30 лет жизни для нее - «ненужный сон»)

    -Какова развязка рассказа? (Ученик читает последний абзац рассказа)

    - Определение жанра произведения. Новелла:

   1) остросюжетное произведение;

   2) действие развивается быстро, динамично;

   3) стремится к развязке, которая заключает в себя весь смысл рассказанного;

   4)автор с помощью развязки выносит приговор изображаемым характерам;

   5) сюжет сжат;

   6) персонажей мало, эпизодические персонажи вводятся только для того, чтобы дать толчок сюжетному действию и после немедленно исчезнуть;

    7) нет побочных сюжетных линий, авторских отступлений;

    8) описательные элементы только в начале, ближе к концу они будут мешать, тормозя развитие действия и отвлекая внимание.

   - Какое впечатление произвела  на вас новелла? (ощущение осеннего холода; вера в то, что есть на свете настоящая любовь; чувство жалости к героине; появляется мысль о том, что делает История с судьбами отдельных личностей)

Подведение итогов.

 

Д.з. написать отзыв к рассказу «Холодная осень».

Примерный ответ учащихся:

      -Я бы назвала рассказ «Холодная осень» новеллой. Прошло 30 лет, и мы переносимся в другое время. За эти годы героиня потеряла самое дорогое , что имела: самых близких людей, сад, родной дом, родину. Уже в первой части становится ясно, потеряв сад, где они с любимым человеком расстались, героиня останется и без дома, и без Родины(сад- символ родного дома, родины). Действие в рассказе развивается быстро, динамично, в первой части достигая кульминации. Пятнадцатого июня убили кронпринца, в Петров день за обедом он был объявлен женихом главной героини, а девятнадцатого июля Германия объявила войну. Перед нами развязка повествования, в котором заключен весь смысл рассказанного: «…Да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: был только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни- остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то он ждет меня- с той же любовью и молодостью, как в тот вечер. «ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…» Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

Материалы к изучению рассказа И. С. Тургенева "Муму" в 5 классе: 1. Планы рассуждений к рассказам о барыне, Татьяне, Герасим. .2.Тест по содержанию рассказа.

В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса?  Конечно, необходимы пла...

План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку

План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....

«Рассказ по картинке «Осень»

Цель: Формирование связной речи.Задачи:Учить понимать и употреблять слова семантического поля «осень».Формировать представление о временах года.Закрепить навык согласования прилагательных...

Анализ рассказа Бунина "Холодная осень"

История созданияпроблемытемы...

план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"

план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"...