план-урок по рассказу Д.Лондона "Сказание о Кише"
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

Пономарева Е.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-urok_po_d.londonu_.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- план по рассказу Джека Лондона "Сказание о Кише". Структура урока усвоения новых знаний:

Цели урока:

Предметные: познакомить учащихся  с  творчеством Д. Лондона , с традициями эскимосов – северного народа; выявить художественную идею сказания – утверждение веры в справедливость, высокие законы дружбы, любви.

Метапредметные: формировать навыки выразительного чтения, художественного пересказа, работы с текстом, лексической работы;

Личностные: развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления авторской позиции.

Оборудование:1. Портрет Джека Лондона. 2.Выставка книг писателя.

Доска: Джек Лондон (1876-1916)

Эпиграф к уроку: "Истинное назначение человека — жить, а не существовать" (Д. Лондон)

Ход урока

1.Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (Дети формулируют цели урока)

Выступление ученика в роли Джека Лондона (заранее готовим сообщение)

-- Здравствуйте! Меня зовут Джоном Гриффитом Лондоном. Я родился в Америке, в городе Сан-Франциско 12 января 1876 года. Моё детство пришлось на время экономического кризиса, когда сотни тысяч людей потеряли работу. Я окончил только начальную школу и был вынужден рано начать работать. Еще школьником, я продавал газеты, а в возрасте четырнадцати лет, поступил на консервную фабрику рабочим. Потом увлекся чтением, открывшим для меня другой мир, полный путешествий.  В 16 лет совершил свое первое плавание матросом на шхуне. В юности сменил много профессий: работал на электростанции, джутовой фабрике, даже дружил с пиратами. А в 1893 г. я принял участие в литературном конкурсе —написал очерк «Тайфуну берегов Японии» и завоевывал первый приз. Затем я отправился на Аляску во время «золотой лихорадки», искал золото.
Колорит и романтика Севера, сильные характеры, борьба с лишениями и трудностями — все это поразило меня на Аляске. Под сильным воздействием всего увиденного и пережитого я написал повести и рассказы, изданных в его сборниках «Сын волка», «Бог его отцов», «Дети мороза», роман «Морской волк» о капитане Вульфе Ларсене.
В последующие семнадцать лет я выпускал по две и даже три книги в год, в том числе автобиографический роман «Мартин Иден» о моряке, который нелегким путем пробивается к вершинам знаний.
22 ноября 1916 г. Лондон умер в Глен-Эллене (штат Калиофорнии) в возрасте 40 лет.

3.Актуализация знаний.

1.Слово учителя. Героями книг писателя становятся не только о покорителях Севера, но и его коренные жители. И те и другие ценят отвагу, мужество, мудрость в противовес трусости, глупости, жадности. С уважением и восхищением пишет Лондон о местных жителях - эскимосах. У них свои законы, жестокие, но справедливые.

2, Прочитанный вами рассказ создан как стилизация, подражание индейским легендам, поэтому он назван сказанием.

3.Работа с текстом. Найдите приметы сказания: зачин ( "Давным - давно у самого полярного моря жил Киш" ), концовка ("Так кончается сказание...")ссылки на давность событий ("Так много воды утекло с тех пор"), фольклорная цифра "три" ( "прошел день, другой, а на третий поднялась жестокая пурга"), главный герой отличается смекалкой, выдумкой.

4. Первичное усвоение новых знаний.

1.Сжато перескажите содержание текста (не больше 10 предложений)

2.Работа в группах.

1 группа "Исследователи ". Подготовьте рассказ об устройстве племени эскимосов. Вождь Клош-Кван и люди племени на совете. Уг-Клуг. Какие они?

Приблизительный ответ.(Жизнь на севере сурова, человек должен быть сильным и выносливым. Такими предстают перед нами эскимосы. Особым почетом среди племени пользуются охотники, каждый день рискующие жизнями и добывающими мясо для племени. Они были разгневаны тем, что тринадцатилетний "мальчишка" разговаривал с ними на равных. Охотники "насмехались, глумились" над ним, "Они приказали Кишу сейчас же идти спать".Но когда мальчик пропал на охоте они корили себя за его смерть. Люди чувствовали свою вину и несправедливость своих поступков. В дальнейшем они стали с уважением на него смотреть и говорить, что он должен стать вождем племени.  Уг-Глук распространяет слухи о колдовстве Киша, говорил он зловеще, его душила зависть, Уг-Глук противопоставлен Кишу).

2 группа.  "Биографы". История семьи Киша. Отец и мать.

(Отец Киша, Бок-храбрый охотник. В одиночку он приносил больше мяса, чем любые два охотника, делил добычу справедливо, на охоте погиб. Мать Киша, Айкида, ущемлена в правах, как и другие члены племени, которые не охотятся. Киш ведет себя как мужчина, поэтому он вступился на совете за права матери. Когда Киш стал "великим" охотником, эскимосы смотрели на Айкиду как на "первую" женщину в поселке, просили её совета).

3 группа. "Географы-этнографы". Расскажите об особенностях северной природы, обратите внимание на лексику.

(Племя эскимосов состоит из Вождь, охотников и людей, занимающиеся домашним хозяйством. Живут они в иглу- хижинах, построенных из снега. Причем сделаны они не из любого снега, а только отвечающего определенным и довольно жестким требованиям. Размеры отдельной снежной хижины в среднем 3–4 метра, а диаметре и 2 метра в высоту. Но иногда она имеет и большие размеры: например, диаметр 9 метров и высоту — 3,5 метра. Такое иглу использовалось, прежде всего, для различных общественных мероприятий.   Время отсчитывают по солнцу. "Тринадцать солнц" было Кишу. Охотники пользуются большим почетом, охотятся с помощью копья,лука и костяных стрел. Эскимосы ведут общее хозяйство, делят добычу, но несправедливо. В семье, где есть покойник, женщины  мажут лицо сажей в знак траура. Эскимосы пользуются санями-нартами, в которые впрягают собак. В племени считается великим подвигом-убить медведицу, затем нужно сразу освежевать мясо, иначе оно замерзнет на морозе. Они ловят китов (полоска китового уса), тюлений (тюлений жир) Эскимосы верят в злых или добрых духов.

4 группа. Характер Киша как образец мужественности. "Дерзкие" слова.Его поступки. Жажда справедливости. Смекалка.

(Мальчик проявляет незаурядные личные качества, выступая на совете перед взрослыми мужчинами. Он сильный, смышленый, гордый и независимый. Отец Киша был отважным охотником и справедливым человеком, и эти качества передались Кишу. "Ни одна вдова, ни один беззащитный старик не будут больше плакать ночью от голода", - говорил Киш. Мальчик не мстителен, он прощает обиды и раскрывает свой секрет охоты на полярного медведя. Благодаря этим качествам Киш стал вождем племени.

5 группа. Литературоведы. Составление цитатного плана рассказа.

1."Давным-давно жил Киш...Он "был единственным сыном, и , когда погиб его отец, он стал жить вдвоём с матерью"

2."В большой иглу Клош-Квана собрался совет"."Знайте отныне, что дележ моей добычи будет справедлив".

3."Никогда не случалось, чтобы мальчие его возраста ходил на охоту, да еще один".

4."Мужчины не могли поверить, что маленький Киш совершил такой подвиг"

5. "Было решено послать соглядаев по следу Киша".

6. весь совет с Клош-Кваном поднялся и направился в иглу Киша...Действовал смеклкой, а не колдовством, он из самой жалкой иглу поднялся высоко и стал вождем своего племени". 

5. Первичная проверка понимания 

1.Выступление групп.

2.Беседа с классом.

- «Справедливость» - ключевое понятие в словах Киша. Что хотел добиться Киш? Почему на совете не удалось сделать это? За что же прогневались на Киша мужчины племени?

- Какие чувства владели Кишем, когда он покидал совет? Как автор передаёт внутреннее состояние мальчика?

- Удалось ли Кишу отстоять свою правоту?

- В чём была тайна Киша и как она раскрылась?- Почему Киш раскрыл свой секрет мужчинам племени?

- Почему легенда о Кише пережила его самого? Чем привлекателен образ главного героя? Можем ли мы назвать Киша человеком гордым и смелым, честным и трудолюбивым? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

6. Первичная закрепление

1.Работа с иллюстрацией художника О.Поповича.

2. Составление по группам синквейна.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Стр. 280 вопрос 5 письменно.( Как вы понимаете последнюю фразу рассказа? Какой смысл вкладывает автор в финал своего рассказа?)

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Вам понравился урок? Что нового вы для себя узнали? Хотели бы вы прочитать другие произведения Д. Лондона?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

План урока Тема: «Не обижайте матерей! На матерей не обижайтесь!» ( По рассказам В. П. Пугачёвой « Прости меня, мама! и Е.Б.Ауэрбах «Я поздно понял…»)

Методическая разработка о недостойном поведении подростков, о недоброжелательном отношении к матерям....

План урока по литературе "Н.С. Лесков. Слово о писателе. Рассказ "Старый гений"

План-конспект предназначен для проведения урока в 8 классе. К нему прилагается презентация с иллюстрациями к известным произведениям Н.Лескова и его портретом....

План урока на тему: "Е.И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас»."

Урок литературы в 5 классе. Изучение творчества Е.И.Носова. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас». ...

план урока по рассказу И.Бунина "Холодная осень"

план урока по рассказу И.Бунина "Холодная осень"...

План урока литературы по рассказу А. Платонова "Юшка"

Данный урок позволяет решать воспитательные и образовательные задачи по формированию нравственных качеств учащихся: милосердия, великодушия, сострадания....

план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"

план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"...