«Не будьте безразличными, проявляйте заботу об окружающих!» Рассказ А.П.Платонова «Юшка».
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Воробей Олеся Дмитриевна

Рассказ А.П.Платонова "Юшка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon platonov_yushka.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

I. Тема урока: «Не будьте безразличными, проявляйте заботу об окружающих!» Рассказ А.П.Платонова «Юшка».  

II. Цели урока: 1) кратко ознакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества А.П.Платонова; работать с текстом; самостоятельно делать выводы;

2) воспитывать любовь к людям;

3) проанализировать нравственную составляющую рассказа.

III. План урока: 1) Организационный момент. Объявление темы урока, запись ее на доске и в  тетрадях. Запись эпиграфа (3 минуты).

2) Вступительное слово учителя. Краткий рассказ об основных этапах жизни и творчества А.П.Платонова (5 минут).

А.П.Платонов (Климентов) (1899-1951 гг.)

Как видим, молодость и зрелые годы писателя пришлись на послереволюционную, советскую эпоху, что, безусловно, наложило отпечаток на его творчество.

А.П. Платонов родился в поселке Ямская слобода под Воронежем в семье железнодорожного мастера. Семья была большая, поэтому еще в юности будущий писатель сменил немало профессий: был батраком, подручным на складе, помощником машиниста, литейщиком, мастеровым.

Время его молодости совпало с революцией и Гражданской войной. К этому времени он успел закончить только 4 класса церковно-приходской школы и 4 класса городского училища. Однако благодаря литературной одаренности и начитанности после революции он стал писать статьи на разные темы в журналы и газеты, участвовать в литературных вечерах, писать стихи и научно-фантастическую прозу.

В 1918 году А.Платонов поступил в Воронежский политехнический институт. Учебу, правда, приходилось прерывать в связи с Гражданской войной, в которой он участвовал в качестве фронтового корреспондента местной газеты.

А.Платонов интересовался важными в советскую эпоху проблемами электрификации, чему и была посвящена его первая книга, вышедшая в 1921 году. Второй его книгой стал сборник стихов под названием «Голубая глубина».

В 1923 году А.Платонов окончил учебу, работал электротехником и мелиоратором (специалистом по улучшению состояния  почв), был переведен в Москву, позже был откомандирован в Тамбов, где он много писал, после чего он решил оставить работу и стать профессиональным писателем. Вскоре вышли первые сборники его повестей и рассказов.

На рубеже 20-30х годов А.Платонов пишет произведения о новой, советской, стране со счастьем для всех бедняков, которому, однако, не суждено воплотиться в жизнь. Это повести «Котлован» и «Ювенильное море», а также роман «Чевенгур».

В эти же годы А.Платонов пишет повести "Город Градов" и "Впрок", в которых он высмеивает бюрократию. Эти произведения писателя не были поняты и были расценены как клевета на новую действительность. Его обвиняли в том, что он поддерживает кулачество - класс зажиточных хозяев, который пытались уничтожить в советское время. После этого писателя перестали печатать.

В 30е годы А.Платонов пишет много рассказов о том, что составляет духовную жизнь людей,- о любви, семье и счастье. В этот период, в 1937 году, был написан и рассказ «Юшка», о котором нам сегодня предстоит поговорить.

В годы Великой Отечественной Войны А.Платонов работал военным корреспондентом, печатал военные рассказы.

В 1946 году А.Платонов вновь был не понят современниками, на этот раз за рассказ «Возвращение», где он якобы исказил образ воина. Вследствие этого непонимания ему пришлось отойти от серьезного сочинительства и заняться написанием рассказов для детских журналов и переложением народных сказок.

С войны Платонов вернулся тяжелобольным - ухаживая за сыном, побывавшим в заключении, писатель заразился от него туберкулезом., в конце 40х годов он редко выходил из дома и умер практически забытым. Только через 7 лет к нему пришло признание. Лишь в 1958 году его начали активно печатать. Таким образом, главные произведения писателя увидели свет уже после его смерти.

3)Анализ рассказа. Перед учащимися стоят следующие вопросы:

     1.Назовите тему рассказа (взаимоотношения между людьми) (2 минуты).

     2. Кто главный герой рассказа? (Юшка). Охарактеризуйте Юшку.

      а) Кто такой Юшка? (подручный помощник у главного кузнеца в небольшом городе).

            б) Как изображает автор его внешность? Найдите в тексте и зачитайте. («старый  на  вид

человек»; «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов  и

бороды, росли по отдельности редкие седые волосы»). На какой внешней черте Юшки автор акцентирует особое внимание? («глаза же у него были

белые, как у слепца, и в них всегда  стояла  влага,  как  неостывающие

слезы»). Почему автор обращает на глаза особое внимание? (глаза - зеркало души. В них отражается грусть, сострадание); «одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и  в блузе, черных и закопченных от работы, прожженых искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой,  зимою  же он надевал поверх блузы еще полушубок,  доставшийся  ему  от  умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с  осени,  и  носил

всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару») (3 минуты).

в) Каким автор рисует внутренний мир Юшки? («Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим»). Что мы понимаем о Юшке из этого отрывка? (такая сильная любовь ко всему живому свидетельствует о необычайной широте души Юшки, мягкости его характера, его доброте)  (3 минуты).

3. Каким изображено население города, где жил Юшка? Как взрослые люди относятся к Юшке? (Население изображено злым, жестоким. Люди обижают Юшку, потому что он непохож на них, безответен, на нем можно безнаказанно срывать злобу: «У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. Увидев Юшку, шедшего в кузницу или ко двору на ночлег, взрослый человек говорил ему:
    — Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?
    Юшка останавливался, слушал и молчал в ответ.
    — Слов у тебя, что ли, нету, животное такое! Ты живи просто и честно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь так жить, как надо? Не будешь? Ага!.. Ну ладно!
    И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе»)
(3 минуты).

4. А как относятся к Юшке дети? Найдите в тексте и прочитайте. ( «А малые дети и даже те, которые стали подростками, они, увидя тихо бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали:
    — Вон Юшка идет! Вон Юшка!
    Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку»).
Почему дети так относятся  к нему? (дети - самый жестокий народ; безответность Юшки только подзадоривает их. Кроме того, дети видят перед собой, как обращаются с Юшкой взрослые, и бессознательно подражают им) (3 минуты).

5. Как Юшка реагировал на такое обращение к себе? ( «Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор»; «Но Юшка шел и молчал»; «Но Юшка не трогал их и не отвечал им»). Какие обращения он использует по отношению к мучающим его детям? («Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!»).  (3 минуты).

6. Почему Юшка не обижается на людей? (Потому что он был добрым, безобидным, любил всех живых существ без исключения, к тому же, он не верил в то, что люди могут быть злыми  сердцем: «Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его»; « — Он [народ] меня без понятия любит, — говорил Юшка. — Сердце в людях бывает слепое») (3 минуты).

7. Почему детям кажется странным такое поведение Юшки? (потому что другие взрослые ведут себя иначе. Дети не понимают, «почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как все большие люди делают. Дети не знали другого такого человека, и они думали — вправду ли Юшка живой?»). Почему дети сомневались  в том, что Юшка живой? (потому что среди живых людей, окружающих их, принято отвечать злом на зло; кротость непонятна детям, поскольку они не встречаются с ней в повседневной жизни). Почему злоба является для людей нормой? (потому что люди постоянно чем-то недовольны и не умеют радоваться тому, что имеют). (3 минуты).

8. Чем девушка похожа на Юшку? (Во-первых, внешностью: «большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами» - те же грусть и сострадание в душе; во-вторых, характером: она такая же добрая, милосердная, способная к состраданию, бескорыстная, как и сам Юшка: «Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже тоже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших»)(3 минуты).

9. Юшку обвиняют в том, что он зря «землю топчет» и лучше бы умер. Справедливы ли эти высказывания? (Нет. Юшка трудолюбивый, рано встает и поздно ложится спать, он помогает кузнецу; он вырастил девочку-сироту, проявив милосердие, сострадание, самопожертвование ради другого, даже чужого ему человека) (2 минуты).

10. Оценили ли люди Юшку? Когда? В чем это проявилось? (оценили только после смерти. Столяр произносит такие слова: «Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!». Все люди пришли на его похороны) (2 минуты).

11.Вернемся к началу рассказа. Какими словами начинается рассказ? («Давно, в старинное время...»). На какой жанр это похоже? (на предание, легенду). Известно ли нам точное название города? (нет). А много ли в тексте конкретных имен собственных? (нет. Только у Юшки и Даши). С чем это связано? (с универсальностью ситуации. Такое повторяется очень часто, В разных местах и с разными людьми) (2 минуты).

4) Небольшая письменная работа - ответ на вопрос: «Как вы понимаете смысл эпиграфа, записанного в начале занятия?» (Хотя  и после смерти Юшки, но люди все же поняли, что это был бесконечно добрый и чистый сердцем человек, который никому за всю свою жизнь не сделал зла, подавая пример всепрощения и милосердия). (4 минуты).

5)Задание на дом (1 минута). Напишите мини-сочинение на тему: «Какого человека я считаю красивым?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе. Рассказ А.П.Платонова «Юшка»

Данный урок литературы затрагиваетактуальные для нынешнего времени проблемы духовности и нравственности: о любви к ближнему, об умении сострадать, об ответственности за свои поступки....

Презентация. Урок по литературе в 7 классе «Уметь любить человека» ( По рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

Тема урока: «Уметь любить человека» (по рассказу  А.П. Платонова «Юшка»)Цели урока: Личностные:- раскрыть понятие «нравственный человек»;- развивать способности к самоучению, саморазвитию;-ф...

Урок литературы в 7 классе по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

Урок литературы в 7 классе по рассказу А.П. Платонова «Юшка» «Уметь любить человека »...

урок литературы в 7 классе по рассказу А.П.Платонова "Юшка".

Данный урок составлен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с применением презентации....

Урок литературы по рассказу А.П.Платонова «Юшка»

Урок имеет личностно - ориентированную направленность, так как дает учащимся возможность выразить свое понимание нравственных понятий; помогает услышать нравственное звучание писателя, выявить особую ...

Урок литературы по рассказам А. П. Платонова "Юшка" и "Неизвестный цветок"

Урок литературы в 7 классе по рассказам Андрея Платоновича Платонова "Юшка" и "Неизвестный цветок"....