Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Преснякова Ирина Николаевна

За основу взята Примерная программа по литературе и  Программа для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы» (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_9_klass.docx89.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чамзинская средняя общеобразовательная школа № 2»

РМ ,Чамзинский муниципальный район,р.п.Чамзинка,ул.Титова,12

 
 

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

МБОУ «Чамзинская

СОШ № 2»

_______/Преснякова И.Н./

                            ФИО

Протокол № 1

от «29» августа 2016 г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «Чамзинская

СОШ № 2»

__________/Белова Л.И./

                            ФИО

 «1» сентября 2016 г

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Чамзинская СОШ № 2»

__________/Сыркин В.И./

                            ФИО

Приказ № 57

от «1 » сентября 2016 г

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по литературе

для 9  класса

Уровень: общеобразовательный (базовый)

Учитель: Преснякова И.Н.

Квалификационная категория : высшая

 

2016/2017 уч. год

  1. Пояснительная записка

Нормативная база преподавания предмета

    Рабочая программа по литературе  для 9   класса разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования, утвержденного Приказом Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», федерального базисного учебного плана, утвержденного Приказом Министерства Образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312, , учебного плана МБОУ «Чамзинская СОШ №2»,с учетом гигиенических требований к режиму

образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

Сведения о примерной образовательной программе

За основу взята Примерная программа по литературе и  Программа для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы» (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной.

Внесённые изменения

        Завершает курс  введённый раздел  «Итоги года», на изучение которого отводится 1 час.

Цели и задачи реализации учебного предмета

Цели обучения :

-осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Задачи обучения :

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
  • устного   пересказа  (подробному,   выборочному,   сжатому,     от  другого  лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
  •  свободному   владению   монологической   и   диалогической   речью   в   объёме изучаемых произведений;
  • научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
  •  отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
  •  способами свободного владения письменной речью;
  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной

компетенциями.

Роль предмета в формировании ключевых компетенций

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Содержание литературного образования в средней школе разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе.

       Изучение литературы на базовом и профильном уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При этом важное значение имеют знания по истории и теории литературы, способствующие углублению восприятия и оценки прочитанного, развитию аналитической культуры учащихся.

Межпредметные связи изучения предмета

       Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Количество учебных часов

 Рабочая программа  по литературе  в 9 классе   рассчитана на реализацию  102  учебных часов (3 часа в неделю).

Предметы

литература (контр. раб.)

классы

5

6

7

8

9

10

11

сочинение

(кл./дом)

3/0

3/1

2/2

2/3

3/3

3/3

4/3

объём сочинения (стр.) (кл./дом)

1-1,5

1,5-2

2-2,5

2,5-3

4-5

5-7

5-7

техника чтения (на «5») (предлоги и союзы не считать)

100-

110

слов/мин.

110-

120

слов/мин.

120-

130

слов/мин.

Количество уроков развития речи-11

Количество уроков внеклассного  чтения-10

Учебно-методический комплект:

Программа: Программы для  общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. (Базовый уровень) Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2009 г

Учебник: Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель В. Я.Коровина – М.: Просвещение, 2009 г.-2011г.

Коровина В.Я., Коровин В.И., Забарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение. 2009

Коровина В. Я. и др. Литература: 9 кл.: Метод. советы/Под ред.В.Я.Коровиной.-М.:Просвещение,2009.

Формы контроля

1) устный контроль:
    - индивидуальный опрос;
    - фронтальный опрос;
2) письменный контроль:
    - самостоятельная работа;
    - сочинение; 
    - тест.
Виды контроля:


1)промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы;
2)итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий знания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

1) в познавательной сфере:

  1. понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  2. понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  3. умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  4. определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  5. владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

  1. приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  2. формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  3. собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  4. понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

  1. восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  2. умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  3. написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

  1. понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  2. понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

  1. Учебно-тематический план

учебного курса  «Литература»

9 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретиче-ское обучение, ч.

Внеклассное чтение, ч

Развитие речи, ч

1

Введение

1

1

-

-

2

Из древнерусской литературы

4

2

1

1

3

Из русской литературы 18 века

12

10

1

1

 4

Из русской литературы 19 века

50

40

5

5

17

Из русской  литературы 20 века

12

10

-

2

18

Из русской поэзии 20 века

16

11

1

4

35

Из зарубежной литературы

6

3

3

-

40

Итоги года

1

1

-

-

Итого

102

78

11

13

  1. Содержание тем учебного курса.(102 ч)

Введение-1 ч        

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Обучающиеся должны знать  образную природу словесного искусства.

Уметь строить монологическое высказывание.

Основные термины. Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ-4 ч(2+1 вн/чт+1р/р)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Обучающиеся должны знать  историческую основу «Слова…», историю открытия памятника, систему образов, идейное содержание.

Уметь выделять смысловые части и формулировать идею произведения.

Основные термины.Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы. 

ИЗ  РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА-11 ч(9+1р/р+1 вн/чт)

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Обучающиеся должны знать  теорию «трёх штилей», особенности оды как жанра.

Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности классицизму.

Основные термины.Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».    (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Обучающиеся должны знать  взгляды Радищева на крепостное право.

Уметь формулировать идею, проблематику произведения.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Обучающиеся должны знать  биографию, черты сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание.

Основные термины.Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА- 50 ч(39+6р/р+5 вн/чт)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Обучающиеся должны знать  основные черты романтизма.

Уметь воспринимать романтический характер баллады.

Основные термины.Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Обучающиеся должны знать  основные этапы жизни и творчества Грибоедова, особенности комедии, содержание «Горя от ума».

Уметь выявлять внешний конфликт, видеть афористичность.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Обучающиеся должны знать  основные этапы жизненного и творческого пути поэта, разновидность лирики, содержание произведений.

Уметь анализировать произведение с точки зрения жанра, выявлять идейное содержание.

Основные термины.Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Основные термины.Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Основные термины.Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Основные термины.Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Основные термины.Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Основные термины.Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

 

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА-12ч(10+2р/р.)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Основные термины.Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Основные термины.Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Основные термины.Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

ИЗ   РУССКОЙ ПОЭЗИИ  XX  ВЕКА-12ч(10+2р/р.)

 

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник»,, «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Основные термины.Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ -6ч(3+3 вн/чт)

Античная лирика

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

 (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Основные термины.Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения.

Основные термины.Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

ИТОГИ ГОДА. Повторение-1 ч

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

                УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА»

В 9 КЛАССЕ(102 Ч)

№ п.п

Наименование раздела, тема урока

Вид занятия

Количество часов

Дата проведения

Теория литературы

Планируемая

Факт.

                                        I четверть-25 часов(20 ч+3 р/р+2 вн/чт)

1

Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.Т.л.

Беседа

1

01.09

литература как искусство слова

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-4 ч(2+1 р/р+1 вн/чт)

2.1

«Слово о полку Игореве».история открытия памятника,проблема авторства.Т.л.

Лекция,

беседа

1

05.09

«Слово» как жанр древнерусской литературы

2.2

Урок-практикум. Художественные особенности «Слова…»

Практикум

1

07.09

2.3

Р/Р Подготовка к написанию  домашнего сочинения-эссе  «В чём актуальность «Слова о полку Игореве?»

Урок развития речи

1

08.09

2.4

Вн/чт «Повесть временных лет»

Урок внеклассно-

го чтения

1

12.09

3

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА-12 ч(10+1р/р+1 вн/чт)

3.1

Урок-лекция. Характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма.

Урок лекция

1

14.09

3.2

М.В.Ломоносов. Слово о поэте. Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.Т.л.

Лекция,практикум

1

15.09

3.3

Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Беседа

1

19.09

3.4

Г.Р.Державин. Слово о поэте «Властителям и судиям».Обличение несправедливости.

Лекция,практикум

1

21.09

3.5

Вн/чт Жизненный подвиг А.Н.Радищева.Т.л.

Урок внеклассно-

го чтения

22.09

жанр путешествия

3.6

Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль»(сцены).Сатирическая направленность комедии.Т.л.

Лекция,практикум

1

26.09

понятие о классицизме

основные правила классицизма в драматическом произведении

3.7

Проблема воспитания истинного гражданина.

Практикум

1

28.09

3.8

Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочинения. Анализ эпизода драматического произведения(По комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»)

Урок развития речи

29.09

3.9

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей. Главные герои повести.

Лекция

Практикум

1

03.10

понятие о сентиментализме(начальные представления)

3.10

Внимание писателя к внутреннему миру героев

Практикум

1

05.10

3.11

Н.М.Карамзин.Слово о писателе и историке. «Осень» как произведение сентиментализма.

Практикум

1

06.10

3.12

Контрольная работа по разделу «Русская литература XVIII века»

Урок контроля знаний

1

10.10

4

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА-50 ч(39+6р/р+5 вн/чт)

4.1

Урок-лекция. Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века.Т.л.

Лекция

1

12.10

понятие о романтизме и реализме

4.2

Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество.

Лекция,практикум

1

13.10

4.3

В.А.Жуковский «Светлана».Особенности жанра баллады. Т.л.

Практикум

1

17.10

баллада(развитие представлений)

4.4

ИКТ Грибоедов: личность и судьба драматурга.

Семинар

1

19.10

4.5

А.С.Грибоедов «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы.

Лекция с элементами беседы

1

20.10

4.6

Фамусовская Москва в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Беседа

1

24.10

4.7

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей

Беседа,прак

тикум

1

26.10

4.8

Р/Р Написание классного  сочинения по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Урок развития речи

1

27.10

                  II четверть-21 ч(17+2 вн/чт ,2 р/р )

4.9

А.С.Пушкин.Слово о писателе

Лекция с элементами беседы

1

4.10

Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Беседа, прак

тикум

1

4.11

Свободолюбивая лирика Пушкина.

Беседа,прак

тикум

1

4.12

Урок-семинар. Любовная лирика Пушкина. Адресаты лирики.

Семинар

1

4.13

Урок-практикум. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

Практикум

1

4.14

Вн/чт А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы.

Урок внеклассного чтения

1

4.15

ИКТ. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».История создания романа.

Лекция с элементами беседы

1

4.16

Духовные искания Онегина

Практикум

1

4.17

 Татьяна и Ольга.

Практикум

1

4.18

Урок-практикум. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

Практикум

1

4.19

Автор  как идейно-композиционный и лирический центр романа.

Беседа

1

4.20

Р/Р Подготовка к  классному сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Урок развития речи

1

4.21

Р/РНаписание классного сочинения по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Урок развития речи

1

4.22

Вн/чт А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери».Проблема гения и злодейства

Урок внеклассного чтения

1

4.23

ИКТ М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха.

Лекция с элементами беседы

1

4.24

Урок-практикум. Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова

Практикум

1

4.25

ИКТ Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

Практикум

1

4.26

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. Тема России и её своеобразие.

Практикум

1

4.27

ИКТ Идейный замысел романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр и композиция

Беседа

1

4.28

Главные и второстепенные герои. Загадки образа Печорина в главах «Бэла»и «Максим Максимыч»

Практикум

1

4.29

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Беседа

1

4.30

Урок-практикум. Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

Практикум

1

4.31

Урок-практикум. Печорин в системе женских образов романа. Любовь  в жизни Печорина.

Практикум

1

III четверть-

4.32

ИКТ Н. В. Гоголь. Страницы  жизни и творчества.

Лекция с элементами беседы

4.33

Особенности жанра, композиции, смысл названия поэмы «Мёртвые души»

Практикум

с элементами беседы

1

4.34

Система образов поэмы «Мёртвые души»

Практикум с элементами беседы

1

4.35

Р/Р Обучение анализу эпизода

Урок развития речи

1

4.36

Образ города в поэме «Мёртвые души»

Беседа

1

4.37

Урок-практикум.Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

Практикум

1

4.38

Образы помещиков. Способы и приемы типизации

Беседа

1

4.39

Русь «живая» и Русь «мертвая». Гоголевский комизм

Беседа

1

4.40

Вн/чтТема «маленького человека» в творчестве Н.В.  Гоголя. «Шинель».

Урок внеклассно

го чтения

1

4.41

Контрольная работа по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Контроль знаний

1

4.42

ИКТ А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».Особенности сюжета.

Семинар

1

4.43

Р/Р Анализ эпизода

Урок развития речи

1

4.44

ИКТ Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи»

Семинар

1

4.45

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи»

Беседа

1

4.46

Вн/чт Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии

Урок внеклассно

го чтения

1

4.47

ИКТ А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника».Эволюция образа «маленького человека»в русской литературе 19 века и чеховское отношением к нему.

Лекция с элементами беседы

1

4.48

А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

Беседа

1

4.49

Р/Р Урок-дискуссия. В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?

Дискуссия

1

4.50

Вн/чт Эмоциональное богатство русской поэзии 19 века.

Урок внеклассно

го чтения

1

5

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  XX ВЕКА-12 ч(10+2р/р)

5.1

Урок-семинар. Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений

Семинар

1

5.2

И. А. Бунин. Очерк жизни и творчества. «Темные аллеи»

Лекция с элементами беседы

1

5.3

Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочинения «Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Тёмные аллеи»»

Урок развития речи

1

5.4

М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

Беседа

1

5.5

ИКТ Урок-практикум. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести.

Практикум

1

5.6

 М.А. Шолохов. Страницы жизни и творчества

Лекция с элементами беседы

1

5.7

ИКТ «Судьба человека».Смысл названия рассказа.

Беседа

1

5.8

Урок-практикум. Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека»

Практикум

1

5.9

А.И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор». Образ рассказчика.

Беседа

1

5.10

Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор»

Практикум

1

IV четверть-

5.11

Р/Р Анализ средств художественной выразительности в рассказе «Матрёнин двор»

Урок развития речи

1

5.12

Тестирование по теме «Русская литература 20 века»

Тестирова

ние

1

6

ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ XX ВЕКА-16 ч(11+4 р/р+1 вн/чт)

6.1

ИКТ Урок-семинар.Серебряный век русской поэзии

Семинар

1

6.2

А.А.Блок. Слово о поэте.Высокие идеалы и предчувствие перемен.

Лекция

1

6.3

ИКТ.Урок-семинар С.А.Есенин.Слово о поэте.Тема Родины в лирике С.Есенина.

Семинар

1

6.4

ИКТ Урок-практикум. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике

Практикум

1

6.5

Р/Р Написание классного сочинения.Анализ стихотворения С.Есенина(по выбору учащихся)

Урок развития речи

1

6.6

Р/Р Новаторство поэзии В.Маяковского. Анализ поэтики.

Урок развития речи

1

6.7

 М.И.Цветаева. Слово о поэте.

Лекция с элементами беседы

1

6.8

«Родина».Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой.

Практикум

1

6.9

Р/Р Анализ стихотворения (по выбору учащихся)

Урок развития речи

1

6.10

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви.

Беседа

1

6.11

 А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Беседа

1

6.12

Урок-практикум. Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии.

Практикум

1

6.13

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте.Вечность и современность в стихах о природе и любви

Лекция с элементами беседы

1

6.14

А.Т.Твардовский.Слово о поэте.Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.

Беседа

1

6.15

Р/РПодготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству поэтов XX  века

Урок развития речи

1

6.16

Вн/чт Песни и романсы на стихи русских поэтов  XIX-XX  веков

Урок внеклассно

го чтения

1

7

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА-6 ч(3+3 вн/чт)

7.1

Вн/чт Античная лирика.Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев.

Урок внеклассно

го чтения

1

7.2

Данте Алигьери. «Божественная комедия»(фрагменты).Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер

Лекция с элементами беседы

1

7.3

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет».Общечеловеческое значение героев Шекспира.

Лекция с элементами беседы

1

7.4

Вн/чт Трагизм любви Гамлета и Офелии

Урок внеклассно

го чтения

1

7.5

И.В.Гёте. Слово о поэте. «Фауст» как философская трагедия.

Лекция с элементами беседы

1

7.6

Вн/чт Фауст как вечный образ мировой литературы

Урок внеклассного чтения

1

8

ИТОГИ ГОДА-1 ч

8.1

Итоги года и задания на лето

Обобщение

1

  1. ПЕРЕЧЕНЬ  ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Тематика сочинений

1. Р/Р Подготовка к написанию  домашнего сочинения-эссе на тему «В чём актуальность «Слова о полку Игореве»

2. Р/Р Написание классного  сочинения по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

3 .Р/Р Написание классного сочинения по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

 4. Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочинения на тему «Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Тёмные аллеи»»

5.Р/Р Написание классного сочинения. Анализ стихотворения С.Есенина(по выбору учащихся)

6. Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству поэтов 20 века

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  1. содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

  1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Коровина В.Я., Забарский И.С., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2009.

Коровина В.Я., Коровин В.И., Забарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение. 2009

Коровина В.Я., Забарский И.С. Коровин В.И. Литература: 9 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2009

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ

1.Роды литературы.

2.Художественные системы в литературе.

3.Классицизм.Сентиментализм.

4.Романтизм.Модернизм.

5.Реализм как литературное направление.

6.Темы и мотивы в лирике.

7-8.Жанры лирики.

9.Рифма.

10.Принципы ритмической организации стихотворения.

11-14.Строфа.Виды строф в лирике. Твёрдые стихотворные формы.

15.Стихосложение.

16.Лирический герой.

17-20.Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы. Стилистические фигуры.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Литература, 9 класс [Электронный ресурс]: Фонохрестоматия к учебнику, Просвещение 2009г., /В.П. Журавлев, В.И. Коровин 

2.Уроки литературы Кирилла и Мефодия 9 класс [Электронный ресурс] : Мультимедийный учебник / Разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом. - М : ООО "Кирилл и Мефодий", 2009. - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя

1.   Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:  

Просвещение, 2008.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

 3.Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

4. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.:

   Эскимо, 2008

5. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

6. Школьный словарь литературоведческих терминов./ Бушко О.М./Калуга ,Золотая аллея,2009

7.   Лингвистический анализ стихотворного текста/ Шанский Н.М./Книга для учителя.М.; Просвещение,2010

 8. Развивайте дар слова: Факультативный курс. «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Пособие для учащихся/ Ю.И.Равенский, П.Ф.Ивченков и др.Сост. Т.А.Ладыженская,

Т.С.Зепалова,-М.;Просвещение,2009

Литература для обучающихся

1.Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохова, А.Б. Есин, Н.Н. Коршунов, Т.Г. Кучина, М.Б. Ладыгина и др., М.: Дрофа, 2009

2.  Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – М.: Азбуковник, 2009

3.Словарь литературоведческих терминов \Л.И. Тимофеева, С.В. Тураев – М.: Просвещение, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....