Календарно- тематическое планирование по литературе. 5 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему

Королёв Олег Николаевич

Календарно- тематимческое планирование по литературе. 5 класс. 105 часов. Учебник под редакцией Ф.П.Чертова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_5_klass._literatura.docx79.54 КБ

Предварительный просмотр:

городской округ Коломна Московской области

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа  18»

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

 решением педагогического совета

 от 31.08.2016 года протокол № 1, п. 5 Председатель        Петухова Т.Г.

подпись

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

 

Уровень образования (класс): 5а  класс, основное общее образование

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)

Количество часов: 105

Учитель: Королёв Олег Николаевич

Программа разработана на основе авторской программы «Литература для 5х классов общеобразовательных учреждений под редакцией Ф.П.Чертова (авт.- сост.Ф.П.Чертов. – М.: Издательство «Просвещение», 2014.).

2016 — 2017 учебный год


Пояснительная записка

Нормативная база рабочих программ:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.Ф
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.
  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «русский язык»/ «литература»).
  3. Региональный базисный учебный план для государственных, муниципальных, частных образовательных организаций Московской области, ревизующих образовательные программы ООО и СОО на 2014 – 2015 уч. год, утверждён приказом министра образования Московской области от 04.07.2014 № 3086.  

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями  Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень), Программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений и Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Ф.П.Чертова (авт.-сост. Ф.П.Чертов. — М.: Издательство «Просвещение», 2014.).

         Данная авторская программа Ф.П.Чертова выбрана в соответствии с миссией МБОУ «Адаптивное обучение на общеобразовательном уровне»  и отвечает цели учреждения «Школа для каждого ребёнка» В программе учтены основные положения Программы развития УУД для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.Программа адаптирована для изучения в 5д классе (коррекционное обучение).

      Литература как искусство словесного образа — это особый способ познания жизни, представление художественной модели мира, которая обладает таким важным преимуществом перед собственно научной картиной бытия, как высокая степень эмоционального воздействия. При этом художественная картина жизни человека, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют художественным исследованием, человековедением, учебником жизни.
      Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе предоставляет огромные возможности для формирования духовно богатой, разносторонне развитой личности, в жизни которой особое значение имеют культурные традиции, подлинные нравственные и эстетические ценности, нашедшие отражение, в частности, в лучших произведениях отечественной и мировой литературы. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
      Как часть образовательной области «Филология», учебный предмет «Литература» способствует развитию мышления и речи школьников, формированию комплекса коммуникативных умений, без которых невозможна социализация личности, раскрытие ее потенциальных возможностей.

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

  • фундаментального ядра содержания общего образования по литературе и в соответствии с ФГОС  ООО;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • программы развития универсальных учебных действий.

             В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения литературы в основной общеобразовательной школе:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Рабочая программа рассчитана на 105 учебных часов (3 часа в неделю).

В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются  и развиваются следующие общеучебные умения: 

- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотношение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

- организационные (умение формировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Планируемый    уровень   подготовки   обучающихся   на  конец   учебного   года  соответствует     требованиям,   установленным       Федеральным    государственным  образовательным    стандартом  основного     общего    образования    по   русскому   языку.  

Формы организации учебного процесса:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);

Виды контроля:

- пересказ (подробный, сжатый, выборочный),

- выразительное чтение,

- развёрнутый ответ на вопрос,

- анализ эпизода,

- комментирование,

- характеристика литературного героя,

- инсценирование;

- сочинение на основе литературного эпизода или анализа эпизода;

- задания, проверяющие начитанность учащихся,

- знание теоретико-литературных понятий;

 - тест, тестовые задания в формате ГИА;

- сочинения небольшого объёма по началу, по опорным словам, по плану, по данному сюжету, по иллюстрации, с использованием цитат и т.д.;

- анализ текста;

- устные словесное рисование;

- составление характеристики героя;

- защита проекта.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая  программа опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися.   Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В рабочей программе соблюдена системная направленность – это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя. Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов.

В  5 классе осуществляется переход от начального литературного образования (уроков литературного чтения в начальной школе) к систематическому курсу литературы. Пятиклассники уже имеют определенный запас читательских впечатлений, они читали и обсуждали фольклорные и литературные произведения. Представления о литературе как искусстве словесного образа, средствах создания образа в фольклоре и литературе формируются у учащихся и на новом для них литературном материале, и на основе предшествующего читательского опыта. Пятиклассники знакомятся с произведениями самых разных жанров, эпических, лирических и драматических (в программе 5 класса, как и в программах начальной школы, преобладают народные и литературные сказки, небольшие рассказы, басни и лирические стихотворения), а также с их историей, отдельными формальными признаками. Подробно рассматриваются жанры басни и литературной сказки. Основное внимание уделяется специфическим признакам художественного текста, выявлению видов художественных образов и рассмотрению средств их создания. 

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Данная рабочая программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно – деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.
Осуществляются межпредметные связи: русский язык – литература - история - музыка – ИЗО - МХК.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Литература» в 5 классе согласно учебному плану изучается в объеме 3 часа в неделю. Общее количество часов за год обучения составляет 105 часов.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному)  небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных  компетенций.  Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировозренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет учащимся адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Результаты изучения предмета «Литература»

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
  • любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее нашего народа, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  • Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, со старшими и младшими в процессе разных видов деятельности;
  • Развитие эстетического самосознания через освоение художественного наследия народов России.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в обучении;
  • умение  понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • смысловое чтение;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты

  1. в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  1. в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  1. в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

  1. в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного курса (105 ч)

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА
(вводный урок)


      Художественный образ как особый способ познания мира. Специфика образа в литературе как искусстве слова. Признаки художественного образа: обобщенность, метафоричность, выражение эмоционального отношения. Художественный вымысел, фантазия, другие средства создания образа в литературе. Словесный образ как «загадка», «намек» и как одно из средств коммуникации.

МИФОЛОГИЯ

      «Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве».
      Мифы как своеобразное отражение жизни. Мифы о происхождении искусства. Художественные образы в мифологии и средства их создания.
      Теория литературы. Мифы. Античная мифология. Метафора, сравнение, эпитет, гипербола, аллегория.
      Развитие речи. Устное или письменное изложение мифа. Постановка вопроса и развернутый ответ на вопрос.
      Связь с другими видами искусства. Мифы в различных видах искусства.
      Внеклассное чтение.  «Славянская мифология» (фрагменты). Художественный образ в мифе. Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа.

РУССКИЙ  ФОЛЬКЛОР

      Пословицы. Поговорки. Загадки.
      Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение. Сравнения и гиперболы в поговорках. Загадка как метафора, вид словесной игры.
      Сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Лиса и журавль».
      Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. Простота сказочного сюжета. Повторы, традиционные зачины и концовки в народной сказке. Основные темы и образы русского фольклора.
      Теория литературы. Фольклор. Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, загадки). Народные сказки (волшебные, бытовые, о животных). Основные темы русского фольклора. Постоянный эпитет. Повтор.
      Связь с другими видами искусства. Сказочные образы в изобразительном искусстве.
      Развитие речи. Использование пословиц и поговорок в устной и письменной речи. Пересказ самостоятельно прочитанной сказки.

    Внеклассное чтение. Краеведение. Сказочники Воронежского края. Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа.  Знакомство со сказочниками Воронежской области.

ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». 

Х. К. Андерсен.  «Снежная королева».
            Сказка фольклорная и сказка литературная. Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.
      Теория литературы. Литературная сказка, ее отличие от фольклорной сказки.
      Развитие речи.  Отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке.

    Внеклассное чтение. Литературные сказки русских и зарубежных писателей. Знакомство с творчеством  сказочников русской и зарубежной литературы. Подготовка сообщений для коллективного проекта «Авторы литературных сказок».

АННОТАЦИЯ
(практикум)


      Знакомство с аннотациями к отдельным литературным произведениям и сборникам, антологиям. Примерный план аннотации. Возможность оценки произведения в аннотации. Самостоятельная работа над созданием аннотации к литературной сказке или сборнику литературных сказок.

                                          ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

      «Повесть временных лет» (фрагменты «Предание об основании Киева», «Сказание о Кожемяке»).
      Предание о летописце Несторе. Исторические события и их отражение в летописи. Роль устных преданий в «Повести временных лет». Образы русских князей. Нравственные проблемы в «Повести временных лет». Поучительный характер древнерусской литературы.
      Теория литературы. Летопись. Повесть. Древнерусская повесть. Сказание.
      Развитие речи. Письменная работа о летописце и его труде.
      Связь с другими видами искусства. Древнерусская миниатюра «Летописец Сильвестр». «Нестор-летописец» В. М. Васнецова. Образы героев Древней Руси в изобразительном искусстве.
      Внеклассное чтение. «Сказание о белгородском киселе» (из «Повести временных лет»).

ЖАНР БАСНИ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


      Эзоп. «Ворон и Лисица», «Жук и Муравей».
      Федр. «Лисица и Ворон», «Лисица и Аист».
      Ж. Лафонтен. «Желудь и Тыква».
      Г. Э. Лессинг. «Свинья и Дуб», «Ворон и Лиса».
      А. П. Сумароков. «Ворона и Лиса».
      И. И. Дмитриев. «Дуб и Трость».
      Сюжеты античных басен и их обработка в литературе XVII—XVIII веков. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных свойств человека при помощи образов животных и предметов. Традиционный круг басенных сюжетов и образов. Нравственные проблемы в баснях. Поучительный характер басен, формы выражения в них основной идеи (морали).
      Теория литературы. Басня прозаическая и стихотворная. Аллегория. Идея (мораль) басни.
      Развитие речи. Выразительное чтение басни.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

И. А. КРЫЛОВ

      Слово о баснописце. Басни «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Свинья под Дубом». Широко распространенные и оригинальные сюжеты в баснях Крылова. Связь басен с традицией русского устного народного творчества. Народные сказки о животных и басни. Пословицы и басни. Изображение социальных отношений и человеческих поступков в баснях Крылова. Развернутое сравнение как основной принцип построения басни. Национальное своеобразие басенных персонажей. Особая роль диалогов и разговорных интонаций в баснях. Своеобразие языка. Рифма и ритм в стихотворных баснях.
      Теория литературы. Аллегория. Идея (мораль) басни. Вольный стих.
      Развитие речи. Выразительное чтение басни наизусть. Сопоставление басен И. А. Крылова с баснями других авторов со сходными сюжетами. Сочинение-миниатюра на основе басенной морали (или сочинение собственной басни).
      Внеклассное чтение. И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Дуб и Трость», «Мартышка и Очки», «Стрекоза и Муравей».

А. С. ПУШКИН

      Слово о поэте. Стихотворения «Няне»«Зимний вечер»«Зимнее утро». Реальная основа стихотворения и художественный образ няни. Обращения, эпитеты, гипербола, особая задушевная интонация и другие средства создания образа, выражения эмоционального отношения поэта к няне. Образ человека и образ русской зимы в стихотворениях. Изображение природы и настроения человека. Средства создания образа человека и образа природы.
      Теория литературы. Гипербола. Сравнение. Эпитет. Метафора.
      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сочинение-миниатюра с использованием сравнений, эпитетов, метафор.

      «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Фольклорные традиции, черты волшебной сказки в произведении Пушкина. Традиционный сказочный сюжет. Добрые и злые персонажи. Образ царевны и традиционные сказочные образы доброй, скромной, трудолюбивой девушки. Конечное торжество добра над злом в сказке. Отражение в сказке народных представлений о подлинной красоте и нравственности. Поучительный характер сказки.
      Теория литературы. Стихотворная литературная сказка.
      Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента сказки наизусть. Подготовка спектакля или киносценария. Рассказ об одном из образов и средствах его создания.
      Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде». Обобщение по сказкам А.С.Пушкина.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

      Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Образы русских солдат («богатырей») и образ Бородинской битвы. Рассказ старого солдата как форма изображения Бородинской битвы. Приемы создания образа боя. Основная идея стихотворения.
      Теория литературы. Реальное историческое событие и его образ в литературе. Ритм, рифма. Звукопись.
      Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента стихотворения наизусть.
      Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Поле Бородина», «Два великана».

Н. В. ГОГОЛЬ

Слово о писателе. Повесть «Ночь перед Рождеством». Смысл названия повести. Изображение народной жизни и народных характеров. Образы кузнеца Вакулы и его невесты Оксаны. Языческие и христианские начала в повести. Фольклорные (сказочные) традиции. Элементы фантастики в сюжете и в образах. Силы зла и особенности их изображения в повести. Описание Петербурга. Своеобразие повествовательной манеры, языка произведения. Сочетание лиризма и юмора в повести.
      Теория литературы. Жизнеподобие. Фантастика. Юмор. Образ рассказчика.
      Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента повести. Составление цитатного плана повести. Пересказ наиболее понравившегося фрагмента повести с кратким обоснованием его выбора и с использованием гоголевских сравнений, эпитетов и метафор.
      Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Мир Диканьки (обобщение о художественном мире повестей сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

ОБРАЗ ВРЕМЕНИ ГОДА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

      Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Зима недаром злится...», «Чародейкою Зимою...», «Есть в осени первоначальной...».
      А. А. Фет. «Чудная картина...», «Я пришел к тебе с приветом...».
 Картины природы и отражение настроения человека в литературном произведении. Образ времени года и образ человека. Статическое и динамическое изображение природы. Символический смысл картин природы. Средства создания образа времени года.
      Теория литературы. Образ природы. Пейзаж. Символ. Лирический герой.
      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения или фрагмента наизусть. Описание любимого времени года с использованием цитат из литературных произведений. Составление поэтической антологии об одном из времен года. 

И. С. ТУРГЕНЕВ

      Слово о писателе. Повесть «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Характеристика образов Герасима и барыни. Особенности повествования, авторское отношение к персонажам. Символическое значение выбора главного героя. Образ Муму, средства его создания. Смысл финала повести.
      Теория литературы. Авторская оценка. Портрет. Пейзаж. Образ животного.
      Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об отношении учащегося к событию или герою.
      

Н. А. НЕКРАСОВ

      Слово о поэте. Стихотворение «Крестьянские дети». Изображение жизни простого народа. Тема нелегкой крестьянской доли. Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.
      Теория литературы. Собирательный образ. Речевая характеристика. Диалог. Ритм.
      Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента стихотворения наизусть. Устный ответ на вопрос с использованием цитаты из стихотворения.
      Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». 

ЗАГЛАВНЫЙ ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ 
(практикум)


      Определение вида заглавного образа литературного произведения, его связи с другими образами, средства создания художественного образа. Примерный план рассказа о заглавном образе произведения. Составление рассказа об одном из образов (на материале прочитанных произведений). 

Л. Н. ТОЛСТОЙ

      Слово о писателе. Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа, его основные эпизоды. Главные и второстепенные персонажи. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.
      Теория литературы. Сюжет. Эпизод.
      Развитие речи. Составление цитатного плана рассказа. Подробный пересказ эпизода от лица одного из персонажей. Письменный ответ на вопрос об одном из персонажей рассказа с использованием цитирования. 

ОБРАЗ РОДИНЫ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ


      И. С. Никитин. «Русь».
      А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...».
      И. Северянин. «Запевка».
      Н. М. Рубцов. «Родная деревня».
      Картины родной природы, обращение к страницам русской истории, изображение жизни русских людей, национальных характеров, традиций. Особенности художественного воплощения образа России в стихотворениях разных поэтов.
      Теория литературы. Фольклорные традиции. Народная песня. Характер.
      Развитие речи. Составление поэтической антологии. 

Внеклассное чтение. Краеведение. Поэты Воронежского края о природе и малой родине. Знакомство с творчеством поэтов-земляков. 

                                           РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

И. А. БУНИН

Слово о поэте. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...», «Няня». Особенности художественной картины, нарисованной в стихотворении. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов.
      Теория литературы. Сюжет в лирическом произведении. Символ.
      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
      

С. А. ЕСЕНИН

Слово о поэте. Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная...», «Топи да болота...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Картины деревенской России и природные образы в стихотворениях поэта. Фольклорные и христианские традиции. Своеобразие поэтического языка, есенинских метафор, эпитетов, сравнений.
      Теория литературы. Фольклорные образы. Метафора. Эпитет. Сравнение.
      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
      

П. П. БАЖОВ

Слово о писателе. Сказы «Медной горы Хозяйка», «Каменный цветок».
Особенности сказовой манеры повествования. Фольклорные (сказочные) традиции в произведении. Сочетание реального и фантастического. Образ исторического времени. Средства создания образа народного умельца, мастера.
      Теория литературы. Сказ. Сказовая манера повествования. Сказ и сказка.
      Развитие речи. Пересказ фрагмента с сохранением сказовой манеры повествования.
      Внеклассное чтение. П. П. Бажов. Сказы.

ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

      М. Твен.  «Приключения Тома Сойера».
      О. Генри. «Вождь краснокожих».

      А.П.Чехов. «Мальчики»
      Образы детей в произведениях для взрослых и для детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Ребенок в мире взрослых и среди сверстников.
      Теория литературы. Образ персонажа и средства его создания (портрет, описание поступков, речь). Юмор.
      Развитие речи. Устный отзыв о понравившемся литературном произведении. Презентация книги, сборника, литературного журнала для школьников.
      Внеклассное чтение. Образы сверстников в рассказах русских писателей XX века. Знакомство с рассказами Н. Н. Носова, Т.Крюковой, Л.Лагина, А.Гайдара, В.И.Дмитриевой для детей среднего старшего возраста.

Краеведение: В.И.Дмитриева.  

ОТЗЫВ О ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

      Примерный план письменного отзыва о литературном произведении. Чтение фрагментов отзывов, принадлежащих известным писателям, критикам и посвященных знакомым пятиклассникам произведениям. Самостоятельная работа над отзывом о литературном произведении. 

А. С. ГРИН

Слово о писателе. Повесть «Алые паруса». Мечта и реальная действительность в повести. Образы Ассоль и Грея. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса. Смысл названия повести.
      Теория литературы. Образы предметов. Символ.
      Развитие речи. Описание одного из символических образов с использованием цитат.
      Внеклассное чтение. А. С. Грин. «Зеленая лампа».

А. П. ПЛАТОНОВ

Слово о писателе. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Основная тема и идейное содержание сказки-были. Философская символика образа цветка. Особенности повествовательной манеры писателя.
Теория литературы. Обобщающее значение художественного образа. Символ. Язык произведения. Сказка-быль.
 Развитие речи. Устные ответы на вопросы с использованием цитат из рассказа.
 Внеклассное чтение. А. П. Платонов. «Цветок на земле».

ПОЭЗИЯ И ПРОЗА КАК ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ 
(практикум)


      Ритм в художественной прозе и поэзии. Сопоставление ритмической организации стихотворения И. А. Бунина «Слово» и стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Русский язык». Особенности стихотворной речи (ритм, метр). Двусложные (хорей, ямб) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха. Вольный стих. Рифма (точная, неточная). Белый стих. Способы рифмовки (перекрестная, парная, кольцевая). Определение стихотворного размера, способа рифмовки. Сочинение стихотворных загадок, моноримов, сиквейнов, диамантов, стихотворений с определенным стихотворным размером, способом рифмовки.

С. Я. МАРШАК

 Слово о поэте. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Фольклорные (сказочные) традиции в пьесе-сказке. Поучительный смысл произведения. Особенности создания образа в драматическом произведении. Роль монологов и диалогов.
 Теория литературы. Драматическое произведение. Пьеса-сказка. Монолог. Диалог.
 Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов по ролям.

МОНОЛОГ И ДИАЛОГ КАК СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА
(практикум)


      Начальное представление об эпосе, драме и лирике как литературных родах. Определение места и художественной функции монологов и диалогов в ранее изученных эпических, драматических и лирических произведениях. Начальное представление о речевой характеристике персонажа.

ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В ПОЭЗИИ И ПРОЗЕ ВЕЛИКОЙ ОТЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

      А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
      В. П. Катаев. «Сын полка».
      Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Дети и взрослые в условиях военного времени. Проблема детского героизма. Гуманистический характер военной поэзии и прозы.
      Развитие речи. Устный рассказ о наиболее запомнившемся эпизоде. Сбор воспоминаний о событиях военного времени, об участниках Великой Отечественной войны.

Внеклассное чтение.  Ю. Яковлев. «Девочка с Васильевского острова». Дети во время Ленинградской блокады.

В. П. АСТАФЬЕВ.

Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя рассказа. Мастерство писателя в изображении родной природы.
Теория литературы. Пейзаж.
Развитие речи. Краткий пересказ фрагмента рассказа с использованием цитирования.

Внеклассное чтение. В. П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?».

                            ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

      

      Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка».
      Ю. П. Казаков. «Арктур — гончий пес».
      Животные в жизни человека. Судьбы животных. Изображение красоты и благородства животных. Способы выражения авторского отношения в произведениях о животных.
      Развитие речи. Написание отзыва об одном из произведений о животных или письменный ответ на вопрос об одном из образов животных с использованием цитат.
Внеклассное чтение. Г.Н. Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо»

                                    ЖАНР РАССКАЗА В ЛИТЕРАТУРЕ 

       А. Конан Дойл. «Камень Мазарини».
      М. М. Зощенко. «Галоша».
      Р. Брэдбери. «Все лето в один день».
      Жанровые признаки рассказа как малого эпического жанра. Особая роль события рассказывания в рассказе. Отдельные жанровые разновидности рассказа: юмористический, научно-фантастический, детективный.
      Развитие речи. Устные отзывы о прочитанных рассказах. Взаимные рекомендации юмористических, фантастических и детективных рассказов для самостоятельного чтения.

ТЕМА И ИДЕЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
(практикум)


      Начальное представление о теме и идее литературного произведения. «Вечные» темы в литературе. Взаимодействие нескольких тем в одном произведении. Идея произведения и возможные способы ее выражения. Краткая характеристика тематики и идейного содержания произведения (на материале басни И. А. Крылова «Свинья под Дубом», стихотворения С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...», повести А. С. Грина «Алые паруса»).
Развитие речи. Устные и письменные ответы на вопросы, записи в тетрадях.

                                                      Календарно-тематическое планирование по литературе

 5 класс

(Авторы учебника: В.Ф.Чертов, Л.А. Трубинина, Н.А. Ипполитова, И.В. Мамонова)

105 часов 

Номер урока

Наименование разделов и  тем уроков

Основное содержание

Виды контроля,измерители

Характеристика основных видов деятельности

Домашнее задание

Плановые сроки прохождения

Скорректированные  сроки про-

хождения

1

Литература как искусство слова

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России, национальные ценности и традиции; цели и задачи предмета, содержание учебника-хрестоматии; роль книги в жизни человека; выявление уровня литературного развития учащихся

Изучение содержания параграфа, работа с теоретическим материалом.

в.1-2 с.6

05.09.16

2

Мифы об искусстве. «Апполон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве».

      Мифы как своеобразное отражение жизни. Мифы о происхождении искусства. Художественные образы в мифологии и средства их создания.
      Теория литературы. Мифы. Античная мифология. Метафора, сравнение, эпитет, гипербола, аллегория.

ТУЗ «Легенды и мифы Древней Греции»

Выразительное чтение, самостоятельный поиск ответа на вопрос, определение роли героев, их характеристика, анализ их поступков

в.2 или 3 с.19

07.09

3

Вн.чт.. Художественный образ в мифе.

Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа.

Опрос фронтальный

Подготовка сообщение о богах и героях славянской мифологии; выступление перед одноклассниками с сообщением

в.7 с.19

08.09

4

5

Славянская мифология..

Фольклор и народная словесность. Русские пословицы и поговорки

Мифы славян и их роль значение в развитии искусства слова.

Опрос индивидуальный.

Опрос индивидуальный.

Беседа, ответы на вопросы, выполнение проблемных заданий в малых группах

с.21-27, таблица, в.2с.27

в.5-6 с.26 или в.7 с.27

12.09

14.09

6

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. ТУЗ:"Мир сказок"

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. Простота сказочного сюжета. Повторы, традиционные зачины и концовки в народной сказке. Народные идеалы в сказке.

Выразительное чтение сказки, выражение личного отношения к прочитанному.

с.29-40, план, в.1-2с. 40

15.09

7

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка».  Сказка как выражение народной мудрости.

Виды сказок. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. Простота сказочного сюжета. Повторы, традиционные зачины и концовки в народной сказке.

«Особенности русских народных сказок».

Выразительное чтение сказки, выражение личного отношения к прочитанному.

с.29-40, план, в.1-2с. 40

19.09

8

Творческая работа с использованием пословиц,поговорок и сказок.

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа.

.

Творческая работа с использованием пословиц,поговорок и сказок.

Чтение и анализ сказок, сопоставление с известными народными сказками

инд.зад.

21.09

9

Сказка А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». История создания сказки.

Сказка фольклорная и сказка литературная. История создания сказки. Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке.

Опрос индивидуальный.

Выразительно читать сказку.

Поиск незнакомых слов, работа со словарём, участие в коллективном диалоге, обсуждение иллюстраций к сказкам

с.46-65

22.09

10

Авторская позиция в сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Выражение авторской позиции в сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер сказки.

Опрос фронтальный.

в.7 или 8 с.65

26.09

11

Сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева». Художественные образы в сказке.

Художественные образы в сказке. Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке.

Выразительно читать сказку.

Устные и письменные ответы на вопросы. Поиск незнакомых слов, работа со словарём,

с.66-80, план

28.09

12

Силы добра и зла в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева».

Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер сказки.

ТУЗ «Силы добра и зла в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева».

Пересказ фрагментов сказки, анализ поступков героев, устные и письменные ответы на вопросы. Поиск незнакомых слов, работа со словарём,

с.80-100. в.15 или 14 с.101

29.09

13

Вн.чт. Литературные сказки русских и зарубежных писателей.

Знакомство с творчеством  сказочников русской и зарубежной литературы. Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер сказки.

Подготовка сообщений для коллективного проекта «Авторы литературных сказок». Пересказ любимых сказок.

с. 102 конспект

03.10

14

Практикум. Аннотация.

Основные признаки аннотации как речевого жанра.  Разновидности аннотаций.

Составление аннотаций рассказов, книг

Составление аннотаций рассказов, книг

с.103-105, таблица, задание в тетради

05.10

15

Древнерусские летописи. «Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке».

Русское летописание.

Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». Отзвуки фольклора в летописи.

Опрос индивидуальный.

Устное изложение прочитанного материала. Постановка вопроса и развернутый ответ на вопрос.

с.114 в.4+3

06.10

16

 «Сказание о белгородском киселе».

. Связь древнерусской литературы с устным народным творчеством.

ТУЗ «Связь древнерусской литературы с устным народным творчеством».

Устное изложение сказания. Постановка вопроса и развернутый ответ на вопрос.

вопросы в тетради

10.10

17-18

Жанр басни в античной литературе. Басни Эзопа, Федра, Ж. де Лафонтена и Г. Э. Лессинга Басни А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева.

Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр Истоки басенного жанра в России. Образ рассказчика. Художественное и языковое своеобразие басен.

Опрос индивидуальный.

Выразительное чтение басен, чтение басен наизусть, составление вопросов к басням, характеристик героев, работа со словарём, в том числе  литературоведческих терминов

с.116-124, басня наизустьвыразительное чтение

17.10

Басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне».

Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий. Обличение человеческих пороков в баснях

выразительное чтение; устные ответы на вопросы, составление характеристики героев

выразительное чтение; устные ответы на вопросы, составление характеристики героев

в.2 или 3 с.133

19

Басенные образы. «Квартет», «Свинья под Дубом». ТУЗ

Обличение человеческих пороков в баснях

Опрос индивидуальный.

выразительное чтение, в том числе наизусть; устные ответы на вопросы, составление характеристики героев

в.1 или 2 с.137

19.10

20

Выразительное чтение басен И. А. Крылова.

Жанр басни в творчестве Крылова. Тематика басен И.А.Крылова.

ТУЗ «Выразительное чтение басен И. А. Крылова».

выразительное чтение; устные ответы на вопросы, составление характеристики героев

выразит.чтение

20.10

21

Стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Няне».

Краткие биографические сведения о поэте. Детские годы поэта. Болдинская осень в творчестве поэта. Особенная напевность стихотворений А.С.Пушкина

Поиск сведений о поэте, устный рассказ о поэте, выразительное чтение, в том числе наизусть, устные и письменные ответы на вопросы. Поиск незнакомых слов, работа со словарём

стих.наизусть

24.10

22

Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина. Стихотворение «Няне».

Формировать начальные представления об особенностях изображения человека в лирическом произведении и о лирическом герое. Особенная напевность стихотворений А.С.Пушкина.

Опрос фронтальный.

задание в тетради

26.10

23

Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.

Ознакомление с историей сюжета, центральными образами сказки. Нравственные качества царевны и царицы. Гуманистические идеи и вера в победу добра и справедливости в сказке.

выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы.

выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы, составление характеристики героини. Поиск незнакомых слов, работа со словарём, пересказы фрагментов сказки

отрывок наизусть по выбору

27.10

24

Образ королевича Елисея в сказке А. С. Пушкина.

Дать представление о стихотворной сказке. Формировать начальные представления об особенностях изображения человека в литературной сказке.

Опрос фронтальный.

выразительное чтение, устные ответы на вопросы, составление. Поиск незнакомых слов, работа со словарём, пересказы фрагментов сказки, создание собственных иллюстраций к произведениям поэта

в.1 или 2 с.163

31.10

25

Сказка о Медведихе А.С.Пушкина.

Закрепление представлений о стихотворной сказке. Особенности бытовой сказки.

выразительное чтение, ответы на вопросы. Пересказы фрагментов сказки. Составление письменного рассказа о Балде.

пересказ

02.11

26

Итоговый урок. Выразительное чтение сказок А.С.Пушкина.ТУЗ

Итоговый урок по сказкам А.С.Пушкина. Особенности сказок А.С.Пушкина.

ТУЗ «Итоговый урок. Выразительное чтение сказок А.С.Пушкина».

Выразительное чтение сказок., чтение по ролям. Ответы на вопросы.

задание в тетради

03.11

27

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». Прототипы героев.

Отдельные факты биографии М.Ю.Лермонтова. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Прототипы героев стихотворения.

Выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы

Выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы. Поиск незнакомых слов, работа со словарём. Нахождение средств выразительности. Составление плана стихотворения.

с.166-173 в.1 или 3

07.11

28

Образ исторического события в стихотворении.

Специфика образа исторического события как модели реального времени. Обучение работе с текстом

Опрос индивидуальный.

Выразительное чтение, в том числе наизусть, устные и письменные ответы на вопросы. Сравнительный анализ разных текстов

отрывок наизусть. в.3 или 4 с.173

09.11

29

. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поле Бородина», «Два великана».

Знакомство со стихотворениями, посвященными одному историческому событию.

ТУЗ «Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поле Бородина», «Два великана».

Выразительное чтение, сравнительный анализ, нахождение средств выразительности.

10.11

30

Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы.

Биография и творчество писателя, наблюдение над языком и фантастическим сюжетом  произведения

Опрос индивидуальный.

Выразительное чтение первых глав, беседа по вопросам, словарная работа

21.11

31-

32

Фантастические события в повести «Ночь перед Рождеством».

Мир Диканьки.

Наблюдение над языком и фантастическим сюжетом  произведения, представление о сочетании жизнеподобия и фантастики в литературном произведении.

Опрос фронтальный.

Выразительное  чтение, беседа по вопросам, словарная работа, составление плана

23.11

24.11

33

Вн.чт. Своеобразие повести Н.В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы»

Наблюдение над языком и фантастическим сюжетом  произведения, представление о сочетании жизнеподобия и фантастики в литературном произведении.

Опрос индивидуальный.

Выразительное  чтение, беседа по вопросам, словарная работа, пересказ фрагментов произведения

28.11

34

Образ времени года в стихотворениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

Представление о художественном образе и средствах его создания на примере стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть

Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть), устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге

30.11

35

Р./р. Описание любимого времени года с использованием цитат.

Обогащение представлений о художественном образе и средствах его создания

Р./р. Описание любимого времени года с использованием цитат.

Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть), ответы на вопросы, выполнение письменной творческой работы

01.12

36

Повесть И. С. Тургенева «Муму». Знакомство с героями.

Слово о писателе, история создания рассказа, отражение в рассказе социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала XIX  века.

ТУЗ «Повесть И. С. Тургенева «Муму». Знакомство с героями».

Устный рассказ о писателе, комментированное чтение,

устные и письменные ответы на вопросы

Поиск незнакомых слов, работа со словарём

05.12

37

Образ Герасима в повести И. С. Тургенева «Муму».

Характеристика образа Герасима. Роль других персонажей в раскрытии этого образа. Нравственное преображение Герасима. Нравственные аспекты рассказа. Авторская позиция и способы её проявления.

 выразительное чтение, в том числе по ролям,

устные и письменные ответы на вопросы

Поиск незнакомых слов, работа со словарём

07.12

38

Образ исторического времени в повести И. С. Тургенева «Муму».

Дать понятие о том, что немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян. Авторская позиция и способы её проявления.

 выразительное чтение, в том числе по ролям,

устные и письменные ответы на вопросы. Словарная работа

08.12

39

Смысл названия повести И. С. Тургенева «Муму».

Идейное содержание и смысл названия произведения. Отражение в рассказе социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала XIX  века.

Опрос фронтальный.

выразительное чтение, в том числе по ролям,

устные и письменные ответы на вопросы

12.12

40

Мир детства в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».

Особенности композиции произведения. Основная тематика стихотворений и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам. Начальные представления о собирательном образе и речевой характеристики героев.

Устный рассказ о писателе, комментированное чтение

14.12

41

Р./р. Выразительное чтение произведений Н. А. Некрасова.

Основная тематика стихотворений и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам.

ТУЗ «Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть».

Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть), ответы на вопросы, устное словесное рисование.

15.12

42

Практикум. Заглавный образ в литературном произведении.

Начальное представление о заглавном образе в литературном произведении.

Работа с учебником, выполнение практических заданий учебника, работа с таблицей.

19.12

43

Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Историко-литературная основа рассказа.

Историко-литературная основа рассказа. Понятие о сюжете.

Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Выразительное чтение, ответы на вопросы, устное словесное рисование.

Выразительное чтение, ответы на вопросы, устное словесное рисование.

21.12

44

Образы горцев.

Быт и нравы горцев. Нравственный аспект рассказа.

Выразительное чтение, ответы на вопросы, устное словесное рисование.

Выразительное чтение, ответы на вопросы, устное словесное рисование.

22.12

45

Образы Жилина и Костылина.

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Пересказ от лица одного из персонажей, сопоставительная характеристика образов

Пересказ от лица одного из персонажей, сопоставительная характеристика образов

26.12

46

Повторительно- обобщающий урок по теме: «Герои «Кавказского пленника».

Выполнение письменной работы

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1.Каковы друзья и враги пленного Жилина?

2.Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?

3.Какие мысли Л. Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими?

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1.Каковы друзья и враги пленного Жилина?

2.Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?

3.Какие мысли Л. Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими?

28.12

47

Герои рассказа «Кавказский пленник».

ответы на вопросы.

48

Повторительно- обобщающий урок по теме: «Герои «Кавказского пленника».

Выполнение письменной работы

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1.Каковы друзья и враги пленного Жилина?

2.Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?

3.Какие мысли Л. Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими?

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1.Каковы друзья и враги пленного Жилина?

2.Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?

3.Какие мысли Л. Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими?

49

Р/ р. Сочинение.

Обучение анализу рассказа. Выявление художественных образов.

Сочинение.

Выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями

Владеть навыками анализа прозаического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль)

50

Рассказ А.П.Чехова «Мальчики».

Особенности чеховского юмора.Особенности создания комических ситуаций.

Выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями

Владеть навыками анализа прозаического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль)

51

Анализ сочинений. Рассказ А.П.Чехова «Лошадиная фамилия.

Практикум. Отзыв о литературном произведении.

Обучение написанию отзыва.

Выразительное чтение, защита творческого проекта

Выразительное чтение, защита творческого проекта

52

Образ Родины в русской поэзии 19 века-«Русь» И.С.Никитина, «Край ты мой…» А.К.Толстого

Обучение анализу поэтического произведения

Выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями.

Выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями

Владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль)

53

Образ Родины в русской поэзии 20 века-«Запевкаь» И.Северянина, «Родная деревня» Н.М.Рубцова.

Обучение анализу поэтического произведения

ТУЗ «Образ Родины в русской поэзии 20 века».

Выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями

Владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль)

54

Урок внеклассного чтения по произведениям русской поэзии.

Обучение анализу поэтического произведения

Выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями.

Выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями

Владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль)

55

Русская литература 20 века.

Стихотворения И. А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги...», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...».

Обучение анализу стихотворения. Средства создания образа Родины в литературном произведении.

Выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями

Владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль)

56

Особенности стихотворения И. А. Бунина «Няня».

Обучение анализу стихотворения. Выявление художественных образов.

Выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями

Владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль)

57

Напевность Стихотворений С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...», «Топи да болота...», «Нивы сжаты, рощи голы...».

Обучение анализу стихотворения. Выявление художественных образов.

Средства создания образа Родины в литературном произведении.

Выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями

Владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль)

58

Образ родины в поэзии С. А. Есенина.

Обучение анализу стихотворения. Средства создания образа Родины в литературном произведении. Выявление художественных образов.

Выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями

Владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль)

59

60

 Р./р. Выразительное чтение стихотворений С. А. Есенина.

Практикум. Поэзия и проза как формы художественной речи.

Обучение анализу стихотворения. Выявление художественных образов.

Определять стихотворный размер,рифму.

ТУЗ «Выразительное чтение стихотворения».

Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть), ответы на вопросы, устное словесное рисование.

Выразительное чтение стихотворения

61-65

Сказ П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка». Приемы создания художественного образа.

Знакомство с особым миром героев П.П.Бажова – былью и фантастикой, одухотворением природы в воображении героя, с одухотворенным трудом. Жанровое своеобразие произведения.

выразительное чтение,  устные ответы на вопросы.

 Работа со словарём

выразительное чтение,  устные ответы на вопросы.

 Работа со словарём.  Формулировать идею и проблематику произведений,

Давать характеристику героям

66

Образ рассказчика в сказах.

Углубление знаний о главных героях сказов, роли портретов, пейзажа, сравнений в композиции сказов; выявление роли рассказчика

выразительное чтение,  устные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев, различные виды пересказов, Работа со словарём. Формулировать идею и проблематику произведений.

Давать характеристику героям

выразительное чтение,  устные ответы на вопросы, составление плана произведения и характеристики героев, различные виды пересказов, Работа со словарём. Формулировать идею и проблематику произведений.

Давать характеристику героям

        

67-68

Марк  Твен «Приключения Тома Сойера».

Том Сойер и его друзья

Краткий рассказ о писателе. Время и место действия романа. Затеи Тома. Том и Беки. Том и Гек. Дружба мальчиков.

Выразительное чтение.

Нравственная оценка героев повести.

Обсуждение и составление  речевой характеристики персонажей произведения.

Работа со словарём литературоведческих терминов

        

69

Мир детства  в повести.

Затеи Тома, его предприимчивость. Внутренний мир героев марка Твена.

ТУЗ «Мир детства  в повести».

Различные виды пересказов.

Нравственная оценка героев повести.  Словесное рисование. Ответы на вопросы. 

70

Новелла О. Генри. «Вождь краснокожих»

Отдельные факты биографии и творчества О.Генри. Заглавный образ литературного произведения. Авторская позиция.

Выразительное чтение.

Нравственная оценка героев новеллы,  словесное рисование.

Выразительное чтение.

Нравственная оценка героев новеллы,  словесное рисование.

71

Урок внеклассного чтения по произведением о детях

Заглавный образ литературного произведения. Авторская позиция.

Выразительное чтение.

Нравственная оценка героев новеллы,  словесное рисование.

72

Повесть А. С. Грина «Алые паруса».

Знакомство с биографией писателя, его музеем

Выразительное чтение, беседа, работа с иллюстрациями.

Виртуальная экскурсия «Дом Грина»

73

Образ Ассоль.

Победа романтической мечты над реальностью. Жители Каперны и главные герои.

Выразительное чтение, ответы на вопросы, характеристика литературного героя, составление плана

Фрагменты фильма «Алые паруса»

74

Образ Грэя.

Победа романтической мечты над реальностью. Жители Каперны и главные герои.

Выразительное чтение, ответы на вопросы, характеристика литературного героя, составление плана

Фрагменты фильма «Алые паруса»

75

Описание первой встречи героев.

Понятие художественного образа на примере образа событий

ТУЗ «Описание первой встречи героев

Выразительное чтение, ответы на вопросы, работа с иллюстрациями

Фрагменты фильма «Алые паруса»

76

Финал повести А. С. Грина «Алые паруса».

Финал произведения и смысл названия повести.

Выразительное чтение, ответы на вопросы, работа с иллюстрациями

Видеоролик «Зурбаган» (исполнитель Вл. Пресняков)

77

Сказка-быль А. П. Платонова «Неизвестный цветок».

Слово о писателе. История создания сказки-были «Неизвестный цветок». Авторское отношение к героям.

Выразительное чтение, комментированное чтение, беседа по вопросам учебника, выполнение практического задания

78

Рассказ А. П. Платонова «Цветок на земле».

Общность тематики и идейно-эмоционального содержания сказки-были  «Неизвестный цветок» и рассказа «Цветок на земле»

ТУЗ «Общность тематики и идейно-эмоционального содержания сказки-были  «Неизвестный цветок» и рассказа «Цветок на земле».

Беседа, выполнение поисковых проблемных заданий в малых группах .

Мини-размышление

79

Пьеса-сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Особенности драматического произведения.

Знакомство с драмой как родом литературы, определение своеобразия пьесы-сказки, отличие от литературных сказок.

Выразительное чтение по ролям, ответы на вопросы

Выразительное чтение по ролям, ответы на вопросы

Фрагменты мультфильма «Двенадцать месяцев»

80-81

Заглавный образ в пьесе-сказке.

Понятие о заглавном образе в произведении; характеры главных героев, главная мысль произведения; своеобразие пьесы-сказки, традиции народных сказок.

Словесное рисование, характеристика заглавного образа. Выразительное чтение по ролям, ответы на вопросы.

Словесное рисование, характеристика заглавного образа. Выразительное чтение по ролям, ответы на вопросы. Воспринимать,  анализировать текст, формулировать идею и проблематику произведений,

Давать характеристику героям

Фрагменты мультфильма «Двенадцать месяцев»

82

Практикум. Монолог и диалог как средство создания образа.

Обобщение представлений о монологе и диалоге как средствах создания художественных образов

Чтение фрагментов эпических, драматических и лирических произведений. Выполнение практических заданий

83

Дети и война. Стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста».

Краткий рассказ о поэте и его военной биографии. Расширение представления учащихся об образе исторического события. Война в жизни детей.

Выразительное чтение, устное словесное рисование, беседа

Выразительное чтение, устное словесное рисование, беседа

84

Повесть В. П. Катаева «Сын полка».

Краткий рассказ о писателе и его военной биографии. Исторический комментарий к повести. Война в жизни детей.

ТУЗ «Война в жизни детей».

Выразительное чтение, беседа

85

Образ Вани Солнцева.

Авторское отношение к герою. Характеристика литературного героя

Выразительное чтение, устное словесное рисование, беседа

Выразительное чтение, устное словесное рисование, беседа

86

Смысл названия повести.

Расширение представлений о заглавном образе литературного произведения. Обучение составлению вопросов по тексту литературного произведения

Выразительное чтение, беседа, работа с иллюстрациями

87

Вн.чт. Дети во время Ленинградской блокады. Ю. Яковлев. «Девочка с Васильевского острова»

Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне.  Расширение круга чтения учащихся

Выразительное чтение, рассказы учащихся о событиях военного времени, беседа

Выразительное чтение, рассказы учащихся о событиях военного времени, беседа

Виртуальная экскурсия «Блокадный Ленинград»

88

Рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Образ главного героя.

Слово о писателе, его любви к деревне, родине, детских годах. Автобиографичность рассказа. Поэзия детства и поэзия природы в рассказе.

Выразительное чтение, составление развёрнутого плана, пересказ, составление характеристики героя

89

Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

Васютка и его путешествие по осенней тайге. Становление характера героя. Суровые испытания, через которые природа проводит человека, и её удивительная щедрость. Образность и выразительность описания природы.

ТУЗ «Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

Чтение и анализ фрагментов рассказа, ответы на вопросы, литературная игра

90

Вн.чт.  Рассказ В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?».

Нравственная составляющая рассказа. Сопоставительный анализ идейного содержания рассказа и эссе В.Пескова.

Выразительное чтение, ответы на вопросы, сопоставление произведений на схожую тему

91-92

Рассказ Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка».

Образы животных и образы людей в рассказе.

Факты биографии и творчества писателя-анималиста. Образы животных и образы людей, авторское отношение к ним.

Выразительное чтение, пересказ, беседа, работа с иллюстрациями

Выразительное чтение, пересказ, беседа, работа с иллюстрациями

93

Животные в жизни человека.  Рассказ Ю. П. Казакова «Арктур — гончий пес».

Факты биографии и творчества писателя-анималиста. Образы животных и образы людей, авторское отношение к ним.

Выразительное чтение, беседа, работа с презентациями

Выразительное чтение, беседа, работа с презентациями

Презентации о любимых животных

94

95

Образ Арктура в рассказе Ю. П. Казакова «Арктур — гончий пес».

Вн.чт. Судьбы животных. Г.Н. Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо»

Образ Арктура. Авторская позиция в рассказе

Краеведение

Судьба собаки в повести. Роль нравственных качеств в раскрытии образа собаки

ТУЗ «Образ Арктура. Авторская позиция в рассказе».

Выразительное чтение, пересказ, беседа, просмотр кинофрагментов

Выразительное чтение, пересказ, беседа, работа с иллюстрациями

Фрагменты кинофильма «Арктур – гончий пёс» (режиссёр Г. Самойлов, 1995г.)

Фрагменты фильма «Белый Бим Чёрное Ухо»

96

Р./рТема и идея литературного произведения.

Закрепление навыка определения темы и идеи.

Сочинение.

Письменная работа

96

Р./рТема и идея литературного произведения.

Закрепление навыка определения темы и идеи.

Сочинение.

Письменная работа

97

Детективный рассказ А. Конан Дойля «Камень Мазарини».

Факты биографии и творчества писателя. История создания образа Шерлока Холмса. Особенности детективных рассказов

Выразительное чтение, беседа

Презентация с демонстрацией фотографий к произведению и памятников литературному герою

98-99

Юмористический рассказ М. М. Зощенко «Галоша».

Первоначальные представления о юморе на примере юмористического рассказа

100

Научно-фантастический рассказ Р. Брэдбери «Все лето в один день».

Слово писателе. Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле.

Выразительное чтение, беседа, словесное рисование

101-102

Р./р. Письменные отзывы о прочитанных рассказах.

Закрепление навыка создания устного и письменного отзыва о прочитанном произведении

Письменные отзывы о прочитанных рассказах.

Письменная работа

103

Анализ письменных работ.

104

Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного чтения.

Обобщение полученных знаний, умений, навыков

Беседа по вопросам, записи в тетрадях

105

Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного чтения.

Обобщение полученных знаний, умений, навыков

                                               Описание  материально-технического обеспечения  образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и  средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Библиотечный фонд     (книгопечатная продукция)

Литература. 5 кл.: учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. / под ред. В.Ф.Чертова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение» . – М.: Просвещение, 2014.

15

Уроки литературы. 5 класс: Пособие для учителей общеобразоват. организаций/ под ред. В.Ф.Чертова. – М.: «Просвещение», 2014.

1

Литературоведческие словари

2.  Печатные пособия ( плакаты, таблицы)

Учебные таблицы по литературе

3. Технические средства обучения

Компьютер

1

Мультимедийный пректор

1

Интерактивная доска

1

Принтер

1

4.  Экранно-звуковые пособия

В.Ф.Чертов, В.П.Журавлёв. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». – М.: Просвещение, 2014.

1

Презентации к урокам

Интернет-ресурсы

Образовательные электронные ресурсы:

http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.

http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература".  Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.

http://www.klassika.ru/ Классика. Электронная библиотека классической литературы. Почти 3000 произведений 150 авторов. Биографии авторов, а также списки авторов по алфавиту и по хронологии.

http://www.proshkolu.ru/ Сайт для учителей содержит богатый материал по предмету: аудиокниги, презентации, конспекты уроков, видеофрагменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроковлитературы  в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч.  («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе, 68 ч. («Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. « Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 7 классе, 68 ч. («Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. « Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Жу...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...