Календарно- тематическое планирование по литературе. 6 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) на тему

Королёв Олег Николаевич

Календарно- тематическое планирование по литературе. 6 класс. Учебник под редакцией Ф.П.Чертова. 170 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_literature_6_klass_realnyy.docx70.84 КБ

Предварительный просмотр:

городской округ Коломна Московской области

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа  18»

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

 решением педагогического совета

 от 31.08.2016 года протокол № 1, п. 5 Председатель        Петухова Т.Г.

подпись

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

Уровень образования (класс): 6д класс, основное общее образование

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)

Количество часов: 170

Учитель: Королёв Олег Николаевич

Программа разработана на основе авторской программы «Литература для 6х классов общеобразовательных учреждений под редакцией Ф.П.Чертова (авт.- сост.Ф.П.Чертов. – М.: Издательство «Просвещение», 2014.).

2016 — 2017 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

 Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем друтой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа. нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном и историю мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовною и нравственного потенциала много- национальной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют художественным исследованием, "человековедением", "учебником жизни. Главными целями изучения предмета "Литература" являются:  формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;  постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование умений чи- тать. комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;  овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста представление собственных оценок и суждений по поводу прочитанного;  овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);  использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Общая характеристика учебного предмета Как часть образовательной области "Филология" учебный предмет "Литература" тесно связан с предметом "Русский язык". Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета "Литература" определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.  Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая владеет техникой чтения и более подготовлена к толкованию прочитанного. Именно поэтому на занятиях с первой группой важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различного вида пересказам (подробному, сжатому, с изменением липа рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т. д.). В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умения анализировать художественное произведение, воплощая результаты этой работы в филологически грамотные устные и письменные высказывания. Курсы литературы в 6 классе строятся на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

 В рабочей программе 6 класса класса представлен разделами: 1. Устное народное творчество. 2. Древнерусская литература. 3. Русская литература XVIII века. 4. Русская литература XIX века. 5. Русская литература XX века. 6. Литература народов России, 7. Зарубежная литература, 8. Обзоры. 9. Сведения по теории и истории литературы. В разделах 1-8 для каждого класса даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом классе и разделе программы.

МЕСТО КУРСА "ЛИТЕРАТУРА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ) ПЛАНЕ

 

Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме - в 6 классе - 36 ч.Из расчета 1 часа в неделю.

 ЛИЧНОСТНЫЕ,МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ и ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения предмета

Личностные результаты:

  воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России, и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.;  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности нести диалог с другими людьми и достигать и нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил повеления, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношении к собственным поступкам;  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;  формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 Метапредметные результаты изучения литературы :

  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. собственные возможности её решения;  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные святи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;  смысловое чтение;  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью:  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

 Предметные результаты  выражаются в следующем:

  понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;  понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;  умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;  определение в произведении элементов сюжета, композиции. изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идей но-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;  приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;  формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;  собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведении;  понимание авторской позиции и своё отношение к ней  восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;  умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русскою языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разною типа, вести диалог;  написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;  понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетическою вкуса;  понимание русского слова в его эстетической функции роли и изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ЛИТЕРАТУРЕ 6 класс

      Виды деятельности:
      
а) чтение
      • Чтение литературных произведений, включенных в программу.
      • Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений или фрагментов эпических произведений.
      • Внеклассное чтение произведений одного автора.
      
б) анализ
      • Разграничение главных и второстепенных (эпизодических) персонажей.
      • Общая характеристика системы персонажей в произведении и отношений между ними.
      • Характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа, в том числе портрета, поступков, речевой характеристики, «говорящей» фамилии, художественной детали.
      • Сопоставительная характеристика персонажей и средств создания их образов.
      • Выявление нравственного содержания в образе персонажа.
      • Соотнесение образа персонажа и прототипа, образа автора и биографического автора, лирического героя и поэта.
      • Анализ портрета персонажа и объяснение его художественной функции.
      • Определение черт национального характера в образе персонажа.
      • Выявление признаков отдельных жанров (баллады, повести) в литературном произведении.
      • Наблюдения над особенностями ритма в стихотворном произведении, различение тонической и силлабо-тонической системы стихосложения.
      • Определение типа строфы (двустишие, катрен, октава).
      
в) развитие устной и письменной речи
      • Написание изложения с элементами сочинения-характеристики литературного персонажа.
      • Устный и письменный ответ на вопрос о главном герое прочитанного произведения.
      • Составление плана характеристики образа персонажа и сопоставительной характеристики двух образов персонажей.
      • Сочинение-описание портрета литературного героя с использованием цитат.
      • Диалог о литературном герое, нравственном содержании образа персонажа с выражением собственного отношения к нему.
      • Сочинение о литературном герое (на материале изученного или самостоятельно прочитанного прозаического произведения).
      
Термины:
      • Персонаж. Главные и второстепенные (эпизодические) персонажи.
      • Система персонажей.
      • Герой и антигерой.
      • Тип.
      • Характер.
      • Лирический герой. Лирический адресат.
      • Прототип.
      • Портрет.
      • Речевая характеристика.
      • «Говорящая» фамилия.
      • Художественная деталь.
      • Образ предмета.
      • «Вечные» образы.
      • Автор.
      • Сюжет. Композиция. Лирический сюжет.
      • Идейное содержание литературного произведения.
      • Фольклорные жанры (сказка, легенда, песня, былина).
      • Литературные жанры (рассказ, повесть, роман, притча, баллада, сказание, житие, сказ).
      • Художественные средства (метафора, олицетворение, эпитет, постоянный эпитет, сравнение, гипербола, аллегория, антитеза).
      • Нонсенс. Абсурд. Алогизм.
      • Строфа (двустишие, катрен, октава).
      • Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения. Белый стих. Вольный стих.

«ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ЛИТЕРАТУРЕ» 
(вводный урок)


      Литература как художественная картина жизни человека. Связь литературы с историей, философией, психологией. Художественная литература как «человековедение». Образ человека в литературном произведении. Начальные представления о литературном герое и антигерое, характере и типе, персонаже и отдельных средствах создания образа персонажа. Главные и второстепенные (эпизодические) персонажи. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении.

МИФОЛОГИЯ

      «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» (мифы о подвигах Геракла), «Прометей», «Поединок Ахилла с Гектором».
      Мифы и история. Герои древнегреческой мифологии. Отражение в мифах народных представлений о героических характерах. Троянский цикл. Крылатые слова и выражения, восходящие к сюжетам греческой мифологии.
      
Теория литературы. Мифы. Античная мифология. Герой. Героический характер.
      
Развитие речи. Устный рассказ об одном из героев мифов. Объяснение отдельных крылатых слов и выражений, восходящих к греческой мифологии, с помощью словарей и справочной литературы. Составление словаря героев античной мифологии.
      
Связь с другими видами искусства. Мифы в изобразительном искусстве и кинематографе.
      
Внеклассное чтение. Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ГОМЕР

      Слово о поэте.
      
«Илиада» (эпизод «Смерть Гектора»).
      
«Одиссея» (эпизод «Одиссей у Циклопа»).
      Мифологическая основа античной литературы. Герои греческой мифологии. Образы Гектора и Ахилла, героев Троянской войны. Воссоздание картины боя как средство раскрытия героического характера. Образ «хитроумного» Одиссея. История Одиссея, его приключения. Средства создания образа. Обобщенное значение образа и индивидуальные свойства характера Одиссея. Образ Циклопа. Роль гиперболы как средства создания образа. Метафорический смысл слова «одиссея».
      
Теория литературы. Главный герой. Начальное представление о «вечном» образе.
      
Развитие речи. Составление плана рассказа об Одиссее или о другом герое Троянского цикла с использованием цитат из поэм Гомера.
      
Связь с другими видами искусства. Мифы в изобразительном искусстве и кинематографе.
      
Внеклассное чтение. Гомер. «Илиада» (эпизод «Троянский конь»), «Одиссея» (эпизод «Возвращение Одиссея на Итаку»). 

«ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС НАРОДОВ МИРА» 
(обзор)


      
«Калевала» (фрагменты).
      
«Песнь о Роланде» (фрагменты).
      
«Песнь о нибелунгах» (фрагменты).
      Изображение народной жизни, традиций. Обобщенное содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса. Роль гиперболы в создании образа героя.
      
Теория литературы. Героический эпос. Гипербола.
      
Связь с другими видами искусства. Героический эпос народов мира в изобразительном искусстве и музыке.
      
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Рассказ об одном из героев народного эпоса. 

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР


      Песни 
«Ах, кабы на цветы да не морозы...», «Ах вы, ветры, ветры буйные...», «Черный ворон», «Не шуми, мати, зеленая дубравушка...».
      Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера. Виды народных песен (колыбельные, хороводные, свадебные, солдатские, разбойничьи и др.), их бытование и распространение. Повествовательное и лирическое начало в народной песне.
      
Теория литературы. Народная песня.
      
Развитие речи. Коллективное составление сборника колыбельных песен.
      Былина 
«Илья Муромец и Соловей-разбойник».
      Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств человека. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.
      
Теория литературы. Былина. Гипербола.
      
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов былины.
      
Связь с другими видами искусства. Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке. «Богатырская симфония» А. П. Бородина.
      
Внеклассное чтение. Былина «Садко». А. К. Толстой. «Илья Муромец».

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

      «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
      Герои произведений древнерусской литературы. Идеал человека и человеческих отношений в «Повести...». Фольклорные традиции в создании образов персонажей. Образ справедливого правителя и идеальный образ русской женщины, верной и любящей, мудрой и доброжелательной, скромной, бескорыстно преданной, готовой на подвиг самопожертвования. Понимание любви к Богу и к человеку в Средневековье. Изображение борьбы за власть, отражение исторических реалий в повести.
      
Теория литературы. Житие. Легенда. Предание. Сказание. Идеальный образ.
      
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов повести. Письменный рассказ об одном из героев.
      
Связь с другими видами искусства. Опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже». Образы Муромских чудотворцев в иконописи. Архитектурный ансамбль деревянных церквей Петра и Февронии и Михаила в Муромском кремле XVII века. Легенда о Китеже в изобразительном искусстве (Н. К. Рерих, А. М. Васнецов, М. В. Нестеров, И. С. Глазунов и др.).
      
Внеклассное чтение. «Повесть о житии Александра Невского». «Повесть о Тверском Отроче монастыре». 

«ЖАНР БАЛЛАДЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» 
(обзор)


      
И.-В. Гёте
      «Лесной царь».
      
Ф. Шиллер
      «Перчатка».
      
В. Скотт
      «Клятва Мойны».
      
Р. Л. Стивенсон
      «Вересковый мед».
      Жанровые признаки баллады. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного в балладе. Народная и литературная баллада. Своеобразие балладного сюжета. Герой баллады.
      
Теория литературы. Баллада. Сюжет.
      
Развитие речи. Выразительное чтение баллады.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

В. А. ЖУКОВСКИЙ

      Слово о поэте.
      Баллада 
«Светлана».
      Источники сюжета баллады. Сочетание таинственного, темного и лирического, светлого. Образ Светланы и средства его создания («говорящее» имя, описание светлицы, фольклорные и христианские образы, особенности речи). Национальные черты в образе героини. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала баллады. Средства выражения авторской позиции.
      
Теория литературы. Баллада. Авторская позиция.
      
Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента баллады наизусть. Составление плана характеристики образа Светланы. Подбор цитат из текста баллады, характеризующих Светлану как национальный тип русской девушки.
      
Внеклассное чтение. В. А. Жуковский. «Людмила».

«ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК СПОСОБ ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИИ»
      (практикум)


      Обобщение сведений об основных умениях, обеспечивающих выразительность чтения (владение голосом, дикция, тембр, темп и др.) и способы их развития. Интонационный рисунок произнесения фразы. Роль паузы в выразительном чтении. Осмысление идейного содержания и особенностей художественной формы произведения в процессе подготовки его выразительного чтения. Советы тем, кто готовится выразительно читать басню, народную песню, былину, балладу. 

А. С. ПУШКИН


      Слово о поэте.
      Стихотворение 
«Песнь о вещем Олеге».
      Источники сюжета стихотворения. Смысл названия. Признаки баллады в произведении. Нравственно-философская проблематика стихотворения. Тема неотвратимости судьбы. Образ Олега и средства его создания. Образ кудесника, «любимца богов». Символические образы в стихотворении.
      
Теория литературы. Баллада. Символический образ.
      
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сопоставление стихотворения с фрагментом «Повести временных лет».
      
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Ворон к ворону летит...»
      Роман 
«Дубровский».
      История создания романа. Изображение жизни русского поместного дворянства. Образы помещиков Дубровского и Троекурова и средства их создания. Нравственная проблематика романа. Осуждение беззакония и несправедливости. Образы крестьян. Тема бунта в романе. Образ «благородного разбойника» Владимира Дубровского. Защита чести и достоинства. Романтическая история любви Дубровского и Маши. Традиции авантюрно-приключенческого романа в произведении. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.
      
Теория литературы. Роман. Эпизод. Сюжет. Композиция. Главные и второстепенные персонажи. Портрет. Речевая характеристика. Тип.
      
Развитие речи. Восстановление хронологической последовательности в развитии событий. Краткое изложение эпизода с ответом на вопрос о его роли в раскрытии образов персонажей.
      Повесть 
«Выстрел».
      Своеобразие характера Сильвио. Сочетание в герое благородства и эгоизма. Особенности композиции повести. Роль повторяющихся эпизодов. Смена рассказчиков как художественный прием. Смысл финала произведения. Авторское отношение к главному герою. Смысл названия.
      
Теория литературы. Цикл. Повесть. Повествователь.
      
Развитие речи. Составление цитатного плана характеристики образа Сильвио.
      
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель». 

«ПОРТРЕТ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ» 
(практикум)


      Особенности словесного портрета. Портрет как одно из средств характеристики образа персонажа. Портретные детали. Примерный план анализа портрета персонажа. Сопоставление портретных описаний двух персонажей. Сопоставление словесного портрета героя литературного произведения и его живописной (или графической) интерпретации. 

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

      Слово о поэте.
      Стихотворения 
«Парус», «Листок».
      Картины природы как средство выражения эмоционального состояния лирического героя и его мировосприятия, жизненной позиции. Своеобразие лирического героя Лермонтова. Поиски смысла жизни и душевной гармонии. Тема одиночества. Символическое значение образов природы. Особенности ритмики и строфики.
      
Теория литературы. Лирический герой. Лирический сюжет. Символические образы. Двусложные и трехсложные стихотворные размеры. Строфа.
      
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Подбор или подготовка иллюстраций к стихотворениям.
      
Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Беглец». 

А. В. КОЛЬЦОВ

      Слово о поэте.
      Стихотворения 
«Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь...».
      Поэтизация народной жизни и крестьянского труда. Черты народной песни в стихотворениях. Образ лирического героя.
      
Теория литературы. Лирический герой. Фольклорные образы в литературном произведении. Белый стих.
      
Развитие речи. Рассказ о биографии поэта с использованием художественных образов из его стихотворений.
      
Внеклассное чтение. А. В. Кольцов. «Лес» («О чем шумит сосновый лес?..»).

И. С. ТУРГЕНЕВ

      Слово о писателе.
      Рассказ 
«Бежин луг».
      Картины народной жизни и авторские раздумья о судьбах крестьянских детей. Черты русского национального характера в юных героях рассказа. Портрет, описания поступков героев, речевая характеристика и пейзаж как средства создания образов мальчиков, изображения их внутреннего мира и способы выражения авторского отношения. Особенности детского восприятия окружающего мира. Символическое значение пейзажа.
      
Теория литературы. Портрет. Пейзаж. Речевая характеристика.
      
Развитие речи. Письменная характеристика персонажа с использованием цитат (описаний портрета, поступков героя, его речи и пейзажа).
      
Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Певцы». 

Ф. И. ТЮТЧЕВ

      Слово о поэте.
      Стихотворения 
«Какое дикое ущелье!..», «С поляны коршун поднялся...».
      Тема взаимоотношений человека и природы. Природные образы как средство выражения внутреннего мира и эмоционального состояния человека. Символическое значение нарисованных в стихотворениях картин.
      
Теория литературы. Лирический герой. Параллелизм. Контраст. Символический образ.
      
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
      
Внеклассное чтение. Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело...» 

А. А. ФЕТ

      Слово о поэте.
      Стихотворение 
«Учись у них — у дуба, у березы...».
      Нравственная проблематика стихотворения. Параллелизм картин суровой зимы и человеческой жизни. Тема смирения и утверждение веры в преодоление жизненных трудностей. Прямое и образное выражение авторской позиции.
      
Теория литературы. Лирический герой. Лирический адресат. Рифма.
      
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Характеристика способа рифмовки в стихотворении.
      
Внеклассное чтение. А. А. Фет. «Какая грусть! Конец аллеи...» 

А. К. ТОЛСТОЙ

      Слово о поэте.
      Баллада 
«Василий Шибанов».
      Историческая основа баллады. Образ главного героя. Национальные черты в характере Василия Шибанова. Патриотическая тема. Противопоставление Шибанова и князя Курбского. Образ Иоанна Грозного. Нравственная проблематика. Тема преданности и тема предательства. Авторская позиция и способы ее выражения. Своеобразие поэтического языка баллады.
      
Теория литературы. Баллада. Характер.
      
Развитие речи. Рассказ о биографии поэта и о его оценке событий русской истории с использованием фрагментов баллады.
      
Внеклассное чтение. А. К. Толстой. «Курган», «Князь Михайло Репнин». 

Н. А. НЕКРАСОВ

      Слово о поэте.
      Стихотворение 
«Железная дорога».
      Картины народной жизни в стихотворении. Образ русской природы. Собирательный образ народа-труженика и народа-страдальца. Своеобразное выражение веры поэта в русский народ. Особенности лирического повествования в стихотворении. Образы Вани и «доброго папаши», их художественная функция в произведении. Смысл названия.
      
Теория литературы. Собирательный образ. Лирический герой. Лирический адресат. Контраст.
      
Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента стихотворения наизусть. Характеристика собирательного образа русского народа с использованием цитат.
      
Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. «Школьник».

Н. С. ЛЕСКОВ

      Слово о писателе.
      Рассказ 
«Левша».
      Изображение особенностей русского национального характера. Образы талантливых русских умельцев. Образ левши и средства его создания. Фольклорные традиции в рассказе. Смысл названия. Проблема народа и власти. Комическое и трагическое в рассказе. Своеобразие предметного мира произведения. Образ повествователя. Особенности сказовой манеры повествования у Лескова. Словотворчество.
      
Теория литературы. Сказ. Рассказчик. Образ предмета.
      
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов сказа. Устные ответы на вопросы о художественной функции отдельных образов предметов в произведении. Составление плана характеристики литературного героя.
      
Внеклассное чтение. Н. С. Лесков. «Человек на часах».

«СООБЩЕНИЕ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ»
(практикум)


      Биография как литературный жанр. Художественные, научные, популярные биографии, биографические очерки. Особенности содержания, композиции и речевого оформления сообщения о биографии писателя. Подготовка сообщения о биографии писателя на основе справочной литературы.

      Л. Н. ТОЛСТОЙ

      Слово о писателе.
      Повесть 
«Детство» (избранные главы).
      Образ Николеньки. Жизнь в восприятии ребенка. Изображение внутреннего мира юного героя, сложности его переживаний. Нравственные проблемы в повести. Тема семьи. Образы родителей. Картины русской жизни. Образы крестьян, слуг. Роль внутренних монологов Николеньки в раскрытии характера героя. Особенности повествования от первого лица (герой-повествователь). Роль художественной детали в создании образов персонажей.
      
Теория литературы. Автобиографическое произведение. Повествование от первого лица. Художественная деталь. Внутренний монолог.
      
Развитие речи. Составление цитатного плана характеристики одного из персонажей повести. Устный психологический портрет главного героя повести с использованием цитат.
      
Внеклассное чтение. Л. Н. Толстой. «Отрочество». 

«СОЧИНЕНИЕ О ПЕРСОНАЖЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ» 
(практикум)


      Развитие представлений о сочинении на литературную тему. Сочинение о персонаже (на материале изученных произведений Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого или др.). Анализ темы и составление развернутого плана сочинения. Подбор цитат, необходимых для характеристики персонажа (описаний портрета, поступков героя и др.).

А. П. ЧЕХОВ

      Слово о писателе.
      Рассказы 
«Толстый и тонкий», «Хамелеон».
      Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания юмористических образов (портрет, деталь, описание поведения, авторские комментарии, речь героев, «говорящие» фамилии). Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества. Использование приема антитезы в построении системы персонажей. Своеобразие чеховских рассказов-«сценок». Роль художественной детали. Смысл названия.
      
Теория литературы. Юмористическое произведение. Комическая ситуация. Антитеза. Художественная деталь. Речевая характеристика.
      
Развитие речи. Выразительное чтение по ролям. Устные ответы на вопросы о роли художественной детали в произведении.
      
Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев». 

«НОНСЕНС И АБСУРД В ЛИТЕРАТУРЕ» 
(обзор)


      
Л. Кэрролл
      «Алиса в Стране чудес» (фрагменты).
      «Верлиока» (из «Алисы в Зазеркалье»).
      
Э. Лир
      Лимерики.
      
Г. К. Честертон
      «Единение философа с природой».
      
А. П. Чехов
      «Задачи сумасшедшего математика».
      
Д. Хармс
      «День (Амфибрахий)», «Столяр Кушаков», «Удивительная кошка».
      Особенности литературы нонсенса и абсурда. Необычные образы. Авторская позиция. Языковые средства создания комического. Приемы языковой игры.
      
Теория литературы. Нонсенс. Абсурд. Алогизм. Комическое.
      
Развитие речи. Сочинение лимериков.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

М. ГОРЬКИЙ

      Слово о писателе.
      Повесть 
«Детство» (избранные главы).
      Образ Алеши. Факторы становления личности героя. Образы бабушки и деда Каширина. Роль второстепенных персонажей в повести. Неоднозначность характеров персонажей. Развитие традиций Л. Н. Толстого в изображении внутреннего мира ребенка. Авторская позиция в повести.
      
Теория литературы. Автобиографическое произведение. Главные и второстепенные персонажи.
      
Развитие речи. Цитатный план характеристики одного из второстепенных персонажей повести. Выявление черт автобиографического произведения в ранее изученном и самостоятельно прочитанном.
      
Внеклассное чтение. М. Горький. «В людях». 

А. И. КУПРИН

      Слово о писателе.
      Рассказ 
«Чудесный доктор».
      Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл названия. Социальная и нравственная проблематика произведения, его гуманистическая направленность. Развитие традиции жанра святочного рассказа.
      
Теория литературы. Герой и прототип. Святочный рассказ.
      
Развитие речи. Сочинение о герое литературного произведения с выражением собственного отношения к нему. 

В. В. МАЯКОВСКИЙ


      Слово о поэте.
      Стихотворение 
«Хорошее отношение к лошадям».
      Образ лирического героя. Отношение героя к миру. Образ толпы. Особенности решения темы одиночества человека. Образ лошади. Использование развернутой метафоры в стихотворении. Гуманистическое звучание произведения. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие системы стихосложения, ритмики и строфики. Художественная функция словотворчества и звукописи.
      
Теория литературы. Лирический герой. Метафора. Тоническая система стихосложения. Словотворчество. Звукопись.
      
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Беседа о нравственном содержании центрального образа. Устная характеристика лирического героя стихотворения. 

«ТОНИЧЕСКАЯ И СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ» 
(практикум)


      Обобщение сведений о знакомых учащимся системах стихосложения. Сопоставление тонического стиха народной поэзии и лирики В. В. Маяковского. Определение особенностей ритмики, метрики и строфики ранее изученных и самостоятельно прочитанных произведений. 

А. П. ПЛАТОНОВ

      Слово о писателе.
      Рассказ 
«В прекрасном и яростном мире».
      Проблема выбора человеком жизненного пути, осознания своего места в мире. Тема творческого труда. Образ героя-рассказчика. Смысл имени персонажа. Символический образ железной дороги. Смысл названия рассказа. Своеобразие языка платоновской прозы.
      
Теория литературы. Образ героя-рассказчика. Символический образ.
      
Развитие речи. Устный ответ на вопрос, связанный с нравственной оценкой содержания образа персонажа.
      
Внеклассное чтение. А. П. Платонов. «Корова».

М. М. ПРИШВИН

      Слово о писателе.
      Сказка-быль 
«Кладовая солнца».
      Взаимодействие мира человека и мира природы. Образы Насти и Митраши, средства их создания. Роль портретной детали в описании характера. Проблема становления личности. Нравственная проблематика. Авторская позиция в произведении. Вера писателя в человека, его природную доброту и мудрость. Художественная функция истории Травки и Антипыча, рассказа о ели и сосне. Смысл названия и жанрового определения произведения.
      
Теория литературы. Сказка-быль. Символический образ. Портретная деталь.
      
Развитие речи. Выбор заглавий для основных частей (глав) произведения. Письменная сопоставительная характеристика портретов Насти и Митраши.
      
Внеклассное чтение. М. М. Пришвин. «Золотой луг».

«СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ» 
(практикум)


      Примерный план сопоставительной характеристики двух персонажей (портрет, поступки, характер, привычки, отношение к окружающим и к природе, отношение к герою других персонажей, авторское отношение и др.). Подготовка к сочинению, посвященному сопоставительной характеристике Насти и Митраши (или персонажей других, ранее изученных произведений).

Н. М. РУБЦОВ

      Слово о поэте.
      Стихотворения 
«Звезда полей», «Листья осенние».
      Изображение родной природы в стихотворениях. Фольклорные традиции. Лирический герой и особенности его мировосприятия.
      
Теория литературы. Лирический герой. Тема. Идея.
      
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
      
Внеклассное чтение. Н. М. Рубцов. «В горнице».

В. Г. РАСПУТИН

      Слово о писателе.
      Рассказ 
«Уроки французского».
      Изображение в рассказе трудностей послевоенного времени. Образ главного героя. Нравственная проблематика произведения. Образ учительницы. Смысл названия рассказа. Авторская позиция и способы ее выражения.
      
Теория литературы. Герой-рассказчик. Рассказ. Идея произведения.
      
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о нравственном содержании образа персонажа.
 

«ЖАНР ПЕСНИ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ»
(обзор)


 
      
А. Ф. Мерзляков
      «Среди долины ровныя...».
      
А. А. Дельвиг 
      «Русская песня» («Соловей, мой соловей...»).
      
П. А. Вяземский 
      «Еще тройка» («Тройка мчится, тройка скачет...»).
      
Ф. Н. Глинка 
      «Узник» («Не слышно шуму городского...»).
      
И. И. Козлов
      «Вечерний звон».
      
А. А. Григорьев
      «О, говори хоть ты со мной...».
      
Б. Ш. Окуджава
      «Арбатский романс».
      
В. С. Высоцкий
      «Кони привередливые».
      Традиции народной поэзии в песенной лирике русских поэтов. Романс как разновидность лирических произведений.
      
Теория литературы. Народная песня. Романс.
      
Развитие речи. Подготовка устных сообщений о русском романсе

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

      Слово о писателе.
      Повесть-сказка 
«Маленький принц».
      Постановка «вечных» вопросов в философской сказке. Воссоздание мира детских раздумий о жизни, отношениях между людьми. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Духовное и материальное, красивое и полезное в системе жизненных ценностей ребенка. Образы «взрослых» в произведении. Темы дружбы и любви. Мысль об ответственности как основе человеческих отношений. Роль метафоры и аллегории в повести. Символическое значение образа маленького принца.
      
Теория литературы. Философская сказка. Притча. Метафора. Аллегория. Символ.
      
Развитие речи. Диалог о главном герое и «вечных» вопросах в литературе. Устное описание маленького принца. Сочинение-миниатюра, раскрывающее содержание цитаты из повести.
      
Внеклассное чтение. А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей».

«ЖАНР ПОВЕСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» 
(обзор)


      
А. А. Бестужев-Марлинский
      «Испытание».
      
Н. В. Гоголь
      «Вий».
      
А. П. Чехов
      «Степь».
      
А. Н. Толстой
      «Детство Никиты».
      Жанровые признаки повести как среднего эпического жанра. Отличие повести от рассказа. Особая роль повествователя и его точки зрения в повести. Отдельные жанровые разновидности повести по характеру тематики (социально-бытовые, психологические, автобиографические, юмористические, научно-фантастические, детективные и др.).
      
Теория литературы. Эпос. Повесть. Повествователь.
      
Развитие речи. Письменные отзывы о самостоятельно прочитанных повестях. Взаимные рекомендации повестей разной тематики для самостоятельного чтения.

Оценочные и методические материалы. Примерные темы сочинений

6 класс 1) Описание портрета литературного персонажа (А. С. Пушкин «Дубровский») 2) Волшебство в повести А. Грина «Алые паруса» 3) Образ России в поэзии А. В. Кольцова 4) Образы русских умельцев в сказке Н. С. Лескова «Левша» 5) Образы бабущки и деда Каширина 6) Образ лирического героя в стихотворениях А. А. Блока 7) Образ Насти и Митраши ( по М. М. Пришвину «Кладовая солнца»)

№п/п

Наименование разделов и тем уроков

Характеристика основных видов  учебной деятельности

Виды контроля, измерители.

Домашнее задание

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения.

1

Вводное повторение. Образ человека в литературе.

Рецептивная: чтение статьи учебника В.Б.Шкловского «В дорогу зовущие», высказывании о книге А.Моруа, С.Моэма; репродуктивная:

ответы на вопросы, тестирование, выясняющее уровень восприятия книг, прочитанных в летний

Ответить на вопросы Почему автор статьи В.Шкловский называет книгу «дорогой»?

С.3-6 в.1 или 2 стр.6

02.09

2

Вводное повторение. Мифология. Мифы Древней Греции. «Прометей».

Рецептивная: прослушивание обрядовых песен, чтение статей учебника; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная: выразительное чтение;

поисковая:

установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства

Ответить на вопрос: почему Масленица то «любота моя», то «обманяка»?

Выразительное чтение одной из обрядовых песен

С.7-25 в.4 или 5 с.24

05.09

3

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид».

Репродуктивная: пересказ, ответы на вопросы;

продуктивная, творческая: выразительное чтение мифологического текста;

поисковая: 

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы (мифологический сюжет о спасении Гесионы Н.А.Куна и Р.Грейвса)

Названия каких планет солнечной системы, звезд и созвездий, известных вам, взяты из античной мифологии? Какие качества человека прославляют мифы о двенадцати подвигах Геракла?

С.7-25 в.3 или2

09.09

4-5

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

ТУЗ: «Мифы Древней Греции»

Репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: 

сообщения «Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея», «Значение поэм Гомера»; рассказ о главных героях поэм - Одиссее и Ахилле; выразительное чтение фрагментов поэм; поисковая: 

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы (сюжетных основ двух поэм)

Ответить на вопросы: почему на щите героя Гефест изображает сцены сельского труда и праздничного танца юношей и девушек? Гомер назвал Одиссея «хитроумным», «многострадальным»,«богоравным». Как Одиссей оправдывает эти характеристики в эпизоде с циклопом Полифемом?  В чем схожи и чем отличаются герои Ахилл и Одиссей? Что общего у Одиссея с Гераклом и чем эти герои отличаются друг от друга? Рассказ о приключениях Одиссея: миф или легенда?

С.26-33 в.1 или 2 с.34

С.34-50 в.4 или 3 с.51

12.09

16.09

6

Героический эпос народов мира.Песнь о Роланде Песнь о нибелунгах

Репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: 

с выразительное чтение фрагментов поэм; поисковая: 

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы (сюжетных основ двух поэм)

Отвечать на вопросы учебника

С.52-66 в.2 или 3с. 66

19.09

7

Фольклор. Песни как жанр фольклора.

Рецептивная: чтение статьи учебника, прослушивание в записи русских народных песенрепродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая:

мини-сочинение, защита иллюстраций к пословицам;

поисковая: 

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос

Подобрать синонимы  к следующим поговоркам «Ума палата»,«Его не проведешь», «Ни нашим, ни вашим», «Прошел сквозь огонь и воду», «Этому палец в рот не клади».Определить сравнение  антитезу в пословицах: «Голод -не тетка», Ржа ест железо, а печаль - сердце», «Ученье - свет, а неученье -тьма»,«Наговорился - как меду напился»и др. Написать мини-сочинениена тему:«Поговорка-цветок,пословица - ягодка»

С.67-75  в.1 или 2 с.75

23.09

 8

Древнерусская литература.

Житийная литература. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Рецептивная: чтение статьи Д.С. Лихачева в учебнике, прослушивание текста сказания по фонохрестоматии; репродуктивная: связный рассказ, ответы на вопросы, краткий пересказ статьи с опорой на план;

поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства

Подготовить выразительное чтение фрагмента сказания, передавая интонационно величественную простоту речи летописца и чувства, переживаемые участниками событий. Письменно ответить на вопросы(по выбору): в чем заключается Мудрый совет старца; какой двойной смысл заложен во фразе:«Ибо мы имеем пищу от земли». Какие наставления (уроки) содержит сказание?

С.86-102 в.7 или 8

26.09

9-10

Жанр былины. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ_РАЗБОЙНИК. ТУЗ: «Русский фольклор».

Рецептивная: чтение статьи учебника, прослушивание в записи русских народных былин репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая:

мини-сочинение, защита иллюстраций к пословицам;

поисковая: 

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос

Ответы на вопросы

С.75-85 в.2 или 3.

С.86-102 в.3 или 4

30.09

03.10

11

Жанр баллады в мировой литературе. Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении.

Репродуктивная: сообщение о поэте и драматурге, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: 

выразительное чтение;

поисковая: 

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы (двух переводов баллады Шиллера: М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского)

Ответить на вопросы: почему рыцарь Делорж, герой баллады, отказался от награды за свой подвиг? Зачем в балладе, которая называется «Перчатка», так подробно описываются  звери? Как история с перчаткой раскрыла характеры персонажей и их взаимоотношения? Сравнить два перевода,  сделанные В.А. Жуковским и М.Ю. Лермонтовым, какой  из переводов  легче читается? В каком ярче выражена мысль об игре жизнь человека и более резко и выразительно прозвучал ответ рыцаря? Жанр «Перчатки» определяют по-разному: баллада, повесть, рассказ. К какому жанру вы склонны отнести это произведение?

С.105-111  в.1 или 2 с.113  

07.10

12

И.Гёте ЛЕСНОЙ ЦАРЬ

Репродуктивная: сообщение о поэте и драматурге, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: 

выразительное чтение;

поисковая: 

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы (двух переводов баллады Шиллера: М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского)

Отвечают на вопросы

С.107-108 в.1 или 2 с.109  

10.10

13

В.Скотт КЛЯТВА МОЙНЫ. Нравственные проблемы произведения.

Репродуктивная: сообщение о поэте и драматурге, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: 

выразительное чтение;

поисковая: 

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы (двух переводов баллады Шиллера: М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского)

С.114-116 в.1 или 2 с.116

17.10

14

 Р.Стивенсон ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД. Проблема достоинства и чести.

Репродуктивная: сообщение о поэте и драматурге, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: 

выразительное чтение;

поисковая: 

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы (двух переводов баллады Шиллера: М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского)

С.116-118 в.2 или 3 с.118.  

21.10

15

В.Жуковский СВЕТЛАНА

Репродуктивная: сообщение о поэте и драматурге, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: 

выразительное чтение;

поисковая: 

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: сопоставление произведений художественной литературы (двух переводов баллады Шиллера: М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского)

Отрывок наизусть.

24.10

16

А. С. Пушкин. Лицейские годы поэта. Стихотворение «Узник»

Рецептивная: чтение статьи учебника, дополнительных материалов по теме, прослушивание стихотворения; репродуктивная: художественный или краткий пересказ истории создания стихотворения; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворения, устное словесное описание репродукции; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование, установка ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательскаяанализ текста

В.2 или 1 в тетради

28.10

17

Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха.

Практическая работа.

Рецептивная: прослушивание стихотворений в исполнении мастеров художественного слова;

репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений, устное словесное рисование;

поисковая: 

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос

Практическая работа.

С.137 в.1 или 2

31.10

18

А. С. Пушкин.

«Песнь о ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»

Репродуктивная: осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: инсценировка эпизодов

С.139-147 в.1 или 2 с.147

07.11

19

Историческая эпоха в повести, прототипы. А.С.Пушкина «Дубровский»

Изображение русского барства.

Рецептивная: прослушивание 1 главы романа, выборочное чтение эпизодов; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров главных героев; продуктивная, творческая: выразительное чтение эпизодов;

поисковая: комментирование художественного произведения; исследовательская: анализ текста

С.148-160. план

11.11

19

20

Историческая эпоха в повести, прототипы. А.С.Пушкина «Дубровский»

Изображение русского барства.

Дубровский  –старший и Троекуров  в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Рецептивная: прослушивание 1 главы романа, выборочное чтение эпизодов; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров главных героев; продуктивная, творческая: выразительное чтение эпизодов;

поисковая: комментирование художественного произведения; исследовательская: анализ текста

Рецептивная: выборочное чтение эпизодов романа; определение завязки конфликта в повести

репродуктивная: осмысление сюжета, поведения героев, их характеров; продуктивная, творческая: обсуждение плана основных событий; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ текста.

21.11

21

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.

 Рецептивная: выборочное чтение эпизодов; репродуктивная: осмысление сюжета, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: художественный пересказ эпизода; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская

В.3 или 4 в тетради

25.11

22

Бунт крестьян .

ТУЗ: «Образ Дубровского».

Рецептивная: выборочное чтение эпизодов романа; репродуктивная: осмысление сюжета, поведения героев, их характеров; продуктивная, творческая: обсуждение плана основных событий; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ текста.

С.161-175, анализ главы по выбору

28.11

23

Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Рецептивная: выборочное чтение эпизодов романа; репродуктивная: осмысление сюжета, поведения героев, их характеров; продуктивная, творческая: обсуждение плана основных событий; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ текста.

С.176-185 план ответа

02.12

24

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Рецептивная: выборочное чтение эпизодов; репродуктивная: осмысление сюжета, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: художественный пересказ эпизода; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ 12-19 глав романа

.

Ответить на вопросы 1-3 или 4-5

05.12

25

Авторское отношение к героям повести «Дубровский»

Рецептивная: выборочное чтение эпизодов романа; репродуктивная: осмысление сюжета, поведения героев, их характеров; продуктивная, творческая: обсуждение плана основных событий; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;

исследовательская: анализ текста.

План по теме: «В.Дубровский».

09.12

26

Обобщение по теме «Дубровский».

Репродуктивная: осмысление сюжета художественного произведения, ответы на вопросы; продуктивная, творческая:

обсуждение плана, воспроизведение событий по плану, защита сочинения «Кто виноват в том, что судьбы Владимира и Маши сложились столь трагически?»; поисковая:

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос

Определить последовательность событий, развивающихся в романе. Выделить завязку, кульминацию, развязку действия. Ответить на вопрос: какова их связь с развитием конфликта, лежащего в основе сюжета? В чем заключается особенность сюжета романа?

Черновик сочинения.

12.12

27

Урок развития речи. Сочинение по роману «Дубровский».

творческая:

написание сочинения на одну из тем

Задание в тетради.

16.12

М.Ю.Лермонтов

 (4 часа)

28

Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова  «Тучи».

Рецептивная: прослушивание стихотворения в исполнении актера и его восприятие; репродуктивная: осмысление содержания стихотворения, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, устное словесное

Стихотворение наизусть.

19.12

29

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»

Рецептивная: прослушивание стихотворений в исполнении актера; репродуктивная: осмысление сюжета, мотивов стихотворения, ответы на вопросы; продуктивная: выразительное чтение, устное словесное рисование;

 поисковая: 

установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: 

анализ тек ста, сопоставление произведений художественной литературы (черновых вариантов с окончательной редакцией и со стихотворением Ф.И.Тютчева)

В.1 или 2 в тетради.

23.12

30

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»

Рецептивная: прослушивание стихотворения в исполнении мастера художественного слова, чтение и восприятие художественного текста;

 репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров персонажей, ответы на вопросы; продуктивная, творческая:

выразительное чтение, устное словесное рисование;

 поисковая:

 самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями музыки; исследовательская: анализ текста

Стихотворение наизусть на выбор

26.12

31.

Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя.

Сообщение о жизни Тютчева; выразительное чтение стихотворений. Рецептивная: прослушивание стихотворений; репродуктивная: осмысление содержания стихотворений; продуктивная, творческая:

Заочная экскурсия в дом-музей Овстуг; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями музыки; исследовательская: анализ текста лирического произведения.

Сообщение о жизни Тютчева; выразительное чтение стихотворений работа с мобильным классом

               32

Природа  в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья».  

 Рецептивная: прослушивание стихотворений; репродуктивная: осмысление содержания стихотворений; продуктивная, творческая:

заочная экскурсия в дом-музей Овстуг; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениям музыки; исследовательская: анализ текста лирического произведения.

Обучение  выразительному чтению и анализу стихотворения

Ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворений

33

Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность  человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...».

Рецептивная: прослушивание стихотворений; репродуктивная: осмысление содержания стихотворений; продуктивная, творческая: 

заочная экскурсия в дом-музей Овстуг; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями музыки; исследовательская: анализ текста лирического произведения.

Комментированное чтение стихотворения

34

Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»

Рецептивная:

прослушивание стихотворений в исполнении актера, чтение и восприятие художественного текста;

репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая:

устное сообщение о поэте, выразительное чтение, устное словесное рисование; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями музыки; исследовательская: анализ текста

Какие художественные приемы помогают поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу («Ель рукавом мне тропинку завесила...»)? Чему призывает учиться поэт «у дуба, у березы»? Групповые задания: определить  средства художественной выразительности в стихотворениях, объяснить их роль. Подготовить выразительно чтение стихотворений

35

Контрольная работа  по произведениям поэтов XIX века.

Продуктивная, творческая: 

развернутый письменный ответ на проблемный вопрос

Тестирование + творческое задание

36

Н.С. Лесков. Литературный портер писателя.

репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: 

выразительное чтение, сообщение о Н.С.Лескове и рассказ о тульском мастеровом;

поисковая:

установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская:

анализ текста

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя с использованием ресурсов Интернет, создание собственных иллюстраций к сказу «Левша»

работа с мобильным классом

37

Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша».

Репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: 

выразительное чтение сцены «Левша во дворце»; чтение по ролям одной из сцен сказа: «Англичане дарят стальную блоху царю Александру Павловичу», «Платов у туляков», «Левша у англичан»;

поисковая: 

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: 

анализ художественного текста

Ответить на вопросы: как Левша держит себя при разговоре с царем; почему Левша и его товарищи взялись
поддерживать Платова и с ним всю Россию? Сравнить императора Александра с императором  Николаем; казачьего генерала Платова и императора Александра: каково авторское отношение к героям?

38

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».

Продуктивная, творческая: 

презентация групповых заданий «Приемы сказочного повествования»;

поисковая: 

комментирование художественного произведения; исследовательская: анализ языка произведения

Анализ языка сказа (главы 1,2-первый и четвертый абзацы):  стилизация под народную речь. Как проявляется позиция автора в стилизованных словах и оборотах, каламбурных по звучанию (Аболон полведерский   кислярка, показывать разные удивления)? Перефразировать каламбурные обороты в соответствии с современной языковой нормой. Найти приемы сказочного повествования. Какую роль они играют в произведении? Найти примеры новых слов. Кто и когда их произносит? Какой смысл вкладывает в них рассказчик?

39

Проект. Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша»

Продуктивная, творческая: 

презентация групповых заданий «Приемы сказочного повествования»;

поисковая: 

комментирование художественного произведения; исследовательская: анализ языка произведения

Работа с мобильным классом

Работа по группам: анализ комических эпизодов сказа

40

Сказовая форма повествования. Развитие речи. Подготовка к сочинению.

Репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение сцен

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «сказ»

Написать сочинение.

41

А.П. Чехов. Литературный портер писателя. Рассказ «Толстый и тонкий».  

Репродуктивная: рассказ о писателе, ответы на вопросы; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;.

Конспект статьи учебника

42

Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

комментирование художественного произведения; исследовательская: анализ текста.

Комментированное

 чтение рассказа

43

Литература нонсенса.Э.Лир.Лимерики

Рецептивная: прослушивание стихотворений в исполнении мастеров художественного слова;

репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: 

выразительное чтение стихотворений, устное словесное рисование;

поисковая: 

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос

Сообщение о поэте Выразительное чтение стихотворений

44

Л.Кэролл.ВЕРЛИОКА( из книги АЛИСА В ЗАЗЕРКАЛЬЕ)

Рецептивная: прослушивание стихотворений в исполнении мастеров художественного слова; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений, устное словесное рисование;

поисковая: 

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос

Ответить на вопросы после параграфа

45

Л.Толстой ДЕТСТВО.Избранные главы

Рецептивная: 

чтение статьи продуктивная, творческая: 

рассказ о Л.Толстом,  поисковая: 

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями музыки; исследовательская: анализ текста

Анализ произведения, работа в группах

46

М.Горький.Детство.Избранные главы. ТУЗ

Рецептивная: 

чтение статьи продуктивная, творческая: 

рассказ о М.Горьком,  поисковая: 

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями музыки; исследовательская: анализ текста

Анализ произведения, работа в группах

47

 А.И.Куприн «Чудесный доктор».

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Ответы на вопросы

48

Тема служения людям  в рассказе «Чудесный доктор»

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Ответ на проблемный вопрос

49

А.Блок.ЛЕНИВО И ТЯЖКО ПЛЫВУТ ОБЛАКА,ВСТАНУ Я В УТРО ТУМАННОЕ

Сообщение о жизни Блока; выразительное чтение стихотворений. Рецептивная: прослушивание стихотворений; репродуктивная: осмысление содержания стихотворений; продуктивная, творческая:

Заочная экскурсия в дом-музей Овстуг; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями музыки; исследовательская: анализ текста лирического произведения.

Сообщение о жизни Блока; выразительное чтение стихотворений работа с мобильным классом

50

В.Маяковский.ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ

 Рецептивная: прослушивание стихотворений; репродуктивная: осмысление содержания стихотворений; продуктивная, творческая:

заочная экскурсия в дом-музей Маяковского в Москве; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениям музыки; исследовательская: анализ текста лирического произведения.

Учить стихотворение наизусть

51

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние»,                 «В горнице». ТУЗ

Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: прослушивание стихотворения в исполнении актера, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений; поисковая: 

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с музыкальным произведением;

исследовательская: 

анализ текста

Ответить на вопросы: как говорит о своих мыслях и чувствах поэт?  Почему лирику Н.Рубцова принято называть «тихой»

52

Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»

 Рецептивная: чтение статьи учебника «Уроки доброты». Из истории создания рассказа»; репродуктивная: ответы на вопросы; поисковая: 

самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: 

анализ текста (сравнить два описания места, в   котором дети играют на деньги)

Какие жестокие уроки преподносит  герою жизнь? Почему мальчик  начинает играть на деньги?  Почему это осуждают взрослые? Сравнить два описания полянки, на которой ребята играют на деньги («Федька повел меня за огороды...» до «Мы подошли.»; «За мной кинулся было Птаха...» до «...человека несчастнее меня»). Что изменил автор? Почему? Оказало ли влияние на формирование характера героя то время, в котором он жил?

53

Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика.

Репродуктивная: ответы на вопросы; поисковая: 

самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, установление ассоциативных связей с произведениями живописи;

исследовательская:

сопоставление произведений художественной литературы разных авторов, выявление сходств

Ответить на вопросы: почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим  учеником? Как вы расцениваете  этот поступок? Кто прав  в споре «о педагогических принципах»: учительница или  директор школы? Почему рассказ называется «Уроки французского»? В чем смысл посвящения и предисловия?

54

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». ТУЗ

Репродуктивная: ответы на вопросы; поисковая: 

самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, установление ассоциативных связей с произведениями живописи;

исследовательская: 

сопоставление произведений художественной литературы разных авторов, выявление сходств

Почему рассказ называется

«Уроки французского»?

В чем смысл посвящения

 и предисловия

55

Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Репродуктивная: рассказ о жизни и произведениях М.Пришвина; ответы на вопросы, выборочный пересказ; продуктивная, творческая: выразительное чтение;

поисковая: 

самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения; исследовательская:

 анализ текста

Отметить художественные образы, отдельные эпизоды сказки-были, которые можно назвать сказочными: какую роль играют они в произведении? Что в сказке является былью? Как вы понимаете слова Антипыча о правде и его совет? В чем мудрость старого Антипыча

56-57

Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Рецептивная:

чтение описания Блудова болота, описания природы после эпизода«Ссора детей»;

 поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; комментирование произведения; исследовательская: 

анализ эпизодов: «О ели и сосне, растущих вместе», «Блудово болото», эпизода после ссоры детей

Ответить на

 вопросы: зачем писатель

 вводит в повествование рассказ

 о ели и сосне, растущих вместе;

почему этот эпизод

помещен в самом начале

описания пути героев?

Какой смысл вкладывает

 писатель в словосочетание

 «кладовая солнца»?

58

Урок развития речи. Сочинение по сказке-были Пришвина..

творческая:

написание сочинения на одну из тем

Дописать сочинение

59

Жанр песни в русской литературе 19 века.А.Мерзляков,П.Вяземский, И.Козлов

Рецептивная: прослушивание стихотворений; репродуктивная: осмысление содержания стихотворений; продуктивная, творческая: 

Словесное рисование, связь музыки и текста; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями музыки; исследовательская: анализ текста лирического произведения.

Комментированное чтение стихотворения

60

Анализ сочинений. Жанр песни в русской литературе 20 века.В.Высоцкий,В,Цой, Б. Гребенщиков

Рецептивная: прослушивание стихотворений; репродуктивная: осмысление содержания стихотворений; продуктивная, творческая: 

Словесное рисование, связь музыки и текста; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями музыки; исследовательская: анализ текста лирического произведения.

Комментированное чтение стихотворения

61

Д.Лондон СКАЗАНИЕ О КИШЕ

Рецептивная: чтение статьи учебника об Дж.Лондоне; репродуктивная: просмотр фрагмента феерии и осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: 

сообщение о Дж.Лондоне, устное словесное рисование,

поисковая: 

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Составить тезисный план прочитанной статьи учебника.

Работа с мобильным классом

62-63

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

ТУЗ

Репродуктивная: сообщение о писателе, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: 

рассказ о героях сказки;

поисковая: 

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Ответы на вопросы

64-65

Н.Гоголь ВИЙ

Рецептивная: прослушивание отрывка из повести, выборочное чтение и восприятие рассказа; репродуктивная: художественный рассказ о бурсаках, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование; поисковая: комментирование отдельных фрагментов повести; исследовательская: анализ текста., волшебное и реальное в повести, элементы малороссийской лексики в повести

Ответить на вопросы после текста повести

66

Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик».  

Рецептивная:

чтение статьи учебника «Странные люди» - герои Шукшина»; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: 

заочная экскурсия в село Сростки, устное словесное рисование, чтение по ролям эпизода; поисковая: 

самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование рассказа, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Ответить на вопросы: действительно ли Глеб Капустин  «срезал» кандидата? Против кого направлен смех В. Шукшина?

67

Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах             В.М. Шукшина. Рассказ «Живет такой парень».

Репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая:

чтение по ролям эпизода составления письма; поисковая:

 комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос

Умение отвечать на вопросы

68

Повторительно- обобщающий урок.

69

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса.

70

Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения

Репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: 

сочинение;

поисковая: 

связный письменный ответ на проблемный вопрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроковлитературы  в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч.  («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе, 68 ч. («Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. « Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 7 классе, 68 ч. («Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. « Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Жу...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...